ИСТОРИЯ
УДК 94 (47)+297
МУСУЛЬМАНЕ-БЕЖЕНЦЫ В СИБИРИ И ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
© Р. О. Багаутдинов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 66 47.
E-mail: boradik@mail.ru
Как известно, Сибирь и Дальний Восток стали одним из основных центров боевых действий между Белой и Красной армией. Многие мусульмане-беженцы, скрывавшиеся от красного террора в Сибирь и на Дальний Восток, добровольно вступали в белую армию для борьбы против большевиков, где стали формировать мусульманские дружины под зеленым знаменем Пророка. При написании данной статьи автором были использованы газетные материалы, вышедшие в 1919 году в городах Сибири и Дальнего Востока, архивные материалы, воспоминая очевидцев тех событий, а также труды некоторых исследователей.
Значимым явлением в истории России XX в. стало Белое движение как военно-политическое течение, боровшееся за альтернативный вариант развития нашей страны после прихода к власти большевиков. В 1990-е годы произошел колоссальный всплеск интереса к истории Белого движения. Однако до сих пор основное внимание исследователей и публицистов было приковано исключительно к политической истории. На сегодняшний день практически нет отдельных работ, авторы которых изучали бы деятельность мусульман на стороне Белого движения в Сибири и Дальнем Востоке.
Целью данной статьи является определение роли мусульман-беженцев в борьбе против большевиков в годы Г ражданской войны на территории Сибири и Дальнего Востока.
Как и другие регионы России, Сибирь и Дальний Восток были многонациональными, так, кроме русских там проживали буряты, тунгусы, украинцы, татары, поляки, евреи и другие. Этот многонациональный спектр усложнился в годы Гражданской войны, когда в Сибирь и на Дальний Восток хлынули беженцы-мусульмане из Поволжья и При-уралья, это были, прежде всего, татары и башкиры.
Например, по сообщениям очевидцев, в казахских степях к весне 1919 г. собралось до 10 тыс. башкир, бежавших от красного террора, при этом среди них были не только состоятельные, но и бедняки, которые, оставив на родине все домашнее хозяйство, испытывали все ужасы нужды. После падения Омска часть беженцев-башкир вступила в ряды белого войска и вместе с ними отступала в Забайкалье, совершив, по определению Г. Тагана, «ледяной поход воинов-башкир» [1, с. 109, 115]. По данным Г. Тагана, «число башкир в Забайкалье, по приблизительному подсчету, составило 1900 человек, татар - 1172 человека. Вообще, общее число мусульман составляло более 3-х тысяч» [2, с. 155].
Уставшая и изнуренная Белая армия отступала вглубь Сибири и Дальнего Востока. Колчаковские войска под командованием Каппеля, Войцеховско-го и Пепеляева, с трудом отбиваясь от Красной ар-
мии и партизан, отходили все дальше на восток. Вместе с армией Колчака отступало и мусульманское население страны, бежавшее от красного террора.
Следует отметить, что к беженцам в Сибири во многих случаях относились враждебно, не понимая, что заставляет их бежать. Одновременно шла стремительная эвакуация из Урала в Омск несмотря на самые грозные воспрещения со стороны сибиряков. Омск переполнялся беженцами, которые своими паническими настроениями значительно ухудшали и без того скверное настроение перепуганного населения [3, с. 287].
В это время Сибирь и Дальний Восток становятся основным центром боевых действий Белой и Красной армии 1919 года, и основная задача Белой армии заключалась в том, чтобы привлечь на свою сторону народные массы, формировать добровольческие отряды и любыми способами и средствами отстоять города Сибири и Дальнего Востока [4, с. 6].
В городах Сибири и Дальнего Востока проходили собрания, выносившие резолюцию о необходимости мобилизации всех беженцев. Под лозунгом «Нельзя бежать без конца, потому что бежать будет больше некуда» в Сибири среди приезжих мусульман начинается движение за вступление в ряды добровольцев для борьбы против большевиков [5, с. 8-9], где успешно стали формироваться мусульманские дружины под зелёным знаменем Пророка [6, л. 181].
Верховный правитель А. В. Колчак заявил, что он берёт на себя высшее руководство добровольческим движением и в своей речи на празднике добровольческих дружин Святого Креста и Зелёного знамени Пророка в Омске он указывал, на то, что добровольческое движение тесно связано с возникновением борьбы за русское государство и его возрождение.
Одновременно была объявлена новая мобилизация, 10 сентября 1919 г. был издан приказ Верховного Правителя о призыве всего мужского насе-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1
ления в районе прифронтовой зоны в возрасте от 18 до 43 лет включительно [7, л. 9-10].
Как уже было сказано, основную силу добровольческого движения в Сибири составляли приезжие из Поволжья и Урала, и считалось, что это самые лучшие части войск, ведущие упорную борьбу на фронте против врагов. Надо сказать, что добровольческое движение в Сибири также зародилось среди беженцев и сибирского населения под определенными лозунгами, сплотив в дальнейшем в себе многие национальности [8, с. 5-7].
Многие мусульмане добровольно вступили в Белую армию, не сопротивляясь мобилизации. Вместе с тем, немало мусульман оказались в рядах партизан, а некоторые вступали в нелегальные группы, выступившие против белого режима. Например, членом читинской нелегальной организации был И. Султан - Галлиев, а Г. Фаткулин, М. Гарифуллин и другие вели нелегальную работу в белой армии [9, с. 96].
Таким образом, в связи с наступлением красных на Сибирь принимаются все меры к организации обороны г. Омска [10, с. 325-326]. Усиливается добровольческое движение в Омске, устраиваются собрания, на которых граждане призывают к борьбе и защите своих семей от красного террора.
В центре этих событий оказался также Иркутск, где в 1919 г. состоялось собрание с участием всех представителей мусульман. На этом собрании единогласным решением была принята резолюция, в которой говорится:
«Общее собрание мусульман Иркутска, заслушав доклад о тяжёлом положении Родины и необходимости участия всех национальностей в деле борьбы с большевиками и принимая во внимание, что:
В заключительной части постановления говорится о тех началах, на основании которых будет формироваться добровольческая мусульманская дружина. Резолюция была отправлена правительству в Омск.
В середине сентября мусульманское общество г. Иркутска возбудило перед правительством ходатайство о мобилизации всех мусульман-беженцев, не достигших 50 лет и не записавшихся в армию добровольно [12, с. 5]. На страницах периодической печати говорилось о том, что сибирские мусульмане, в том числе мусульмане-беженцы с воодушевлением формируют полки под зеленым флагом Пророка для борьбы с красными, считая последних злейшими врагами веры [13, с. 150].
Также следует отметить, что эмигрируя в Сибирь и на Дальний Восток, входя в добровольные отряды Белой армии, мусульмане-беженцы принимали активное участие в общественнополитической жизни областей Сибири и Дальнего Востока. Не имея своих национальных партий, они занимали довольно прочные позиции в хозяйственной жизни областей, в целом оказывали существенное влияние на многие политические процессы.
Например, в 1920 году в Чите появился Башкиро-Татарский мусульманский Комитет, руководство которого осудило установление Советской власти. Мусульмане принимали активное участие в работе государственных органов, местных самоуправлений и ряда общественных организаций [9, с. 96-97.].
Таким образом, вместе с отступающей Белой армией на территорию Сибири и Дальнего Востока бежало несколько тысяч мусульман, составлявших довольно значительную часть Белой армии.
Поступила в редакцию 27.06.2012 г. После доработки -18.10.2012 г.