Спросить
Войти

Тенденции развития городов Иркутска и Красноярска: история и современность

Автор: указан в статье

УДК 947(571.53)(-21)+947(571.51)(-21) М.М. Плотникова, Л.А. Король, Т.О. Павловская,

ГД. Белькова, М.С. Ласточкина, Н.С. Бурлакова ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ИРКУТСКА И КРАСНОЯРСКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируются тенденции развития городов Иркутска и Красноярска с конца XIX веке до настоящего времени.

Авторы приходят к выводу, что тот город развивается быстрее и эффективнее, у которого исторические векторы совпадают с современными перспективами городского развития.

M.M. Plotnikova, L.A. Korol, T.O. Pavlovskaya G.D. Belkova, M.S, Lastochkina, N.S. Burlakova DEVELOPMENT TREND OF THE IRKUTSK AND KRASNOYARSK CITIES: HISTORY AND TODAY

Development trends in the Irkutsk and Krasnoyarsk cities from the end of the XIXth century till today are analyzed in the article.

The authors draw the conclusion that the city which historical vectors correspond with the modern prospects of urban development develops faster and more effectively.

Введение. Современное городское развитие зависит от многих факторов, основными из которых являются государственные дотации, инвестиционная привлекательность и социальный капитал. Под социальным капиталом понимается способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Если первые две составляющие могут быть заслугой эффективного менеджмента, то на формирование социального капитала влияют исторические условия городского развития и уходит не один десяток лет. Социальный капитал является основой эффективной работы современных институтов. Он оказывает значительное воздействие на качество общественных услуг - образования, здравоохранения, общественную безопасность, качество жизни и государственное управление. Современные исследователи, в том числе Л.И. Полищук, выявили значимую положительную связь между эффективностью городских администраций и положением дел в городах с открытым социальным капиталом и гражданской культурой [1]. Таким образом, эффективность городского управления напрямую связана с социальным капиталом.

Целью данной работы является анализ исторических тенденций городского развития Иркутска. В качестве метода выбран компаративный анализ. При сравнении выявляются индивидуальные черты, четче обозначаются особенности местной специфики, выделяется и общее направление развития. На наш взгляд, это самый эффективный метод в региональной урбанистике. Красноярск выбран в качестве второго объекта исследования не случайно. Оба города являются старейшими сибирскими городами и центрами Восточной Сибири, а также конкурируют друг с другом за средства федерального центра и ставят стратегической целью современного городского развития повышение качества жизни населения.

Задачами исследования являются анализ исторических условий городского развития Иркутска и Красноярска, выявление и анализ общих тенденций развития городов и индивидуальных особенностей, сравнительный статистический анализ численности населения, анализ Программ социально-экономического развития до 2020 года г. Иркутска и Красноярска.

Отправной точкой данной работы был выбран конец XIX века. Во-первых, в 1897 году была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской империи, что позволяет использовать цифры для анализа. Во-вторых, именно в это время появились первые работы по региональной компаративистике (Потанин Г.Н., Турчанинов Н.В.). В-третьих, конец XIX - нач. XX в. - это новый период в городском развитии Сибири. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали способствовало процессу модернизации и ускоряло темпы роста сибирских городов. Численность населения интенсивно увеличивалась механическим путем, преобладая над естественным приростом населения. Г.Н. Потанин в своем очерке «Города Сибири» назвал этот период эпохой преобразования городской жизни в Сибири.

Иркутск был многофункциональным городом, он являлся административным, торговым, религиозным и культурным центром Восточной Сибири и к концу XIX века стал одним из самых красивых сибирских городов. Н.В. Турчанинов отмечал, что «его можно считать одним из лучших городов не только Сибири: по богатству, образованию и развитию население его стоит выше населения многих губернских городов Европейской России» [2, с.309]. Г.Н. Потанин считал, что Иркутску повезло больше других сибирских городов с людьми, т.е. с человеческим капиталом. Здесь служили выдающиеся генерал-губернаторы, их чиновники, иногда с университетским образованием, отбывали ссылку декабристы и интеллигенты. Все это содействовало культурной шлифовке иркутского купечества. В результате, ни один город Сибири не мог похвалиться такой блестящей, такой просвещенной буржуазией, как Иркутск, прославивший себя крупными денежными пожертвованиями на общественные учреждения и в нисходящих поколениях давший ряд просвещенных деятелей на поприще науки, литературы и общественной деятельности. По внешнему виду Иркутск - один из лучших городов в Сибири. Театр и музей составляют гордость города. Театр, самый большой в Сибири, вмещает до тысячи зрителей, построен на средства жертвователей, собранные генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным. Также Иркутск выделяется из семьи сибирских городов своими больницами [3]. Необходимо отметить, что все эти больницы были построенные на частные пожертвования и оборудованы по последнему слову техники. Также частных школ в Иркутске было больше, чем в других городах Восточной Сибири и в них были созданы лучшие условия для обучения, чем в городских начальных школах [4, с.1-3].

В 1905 году в Иркутске появился водопровод, в 1910 году - городская электростанция, к 1911 году -несколько замощенных булыжником улиц, а на главных - местами устроена торцовая мостовая. Итак, к концу XIX - нач. XX века Иркутск был самым крупным городом не только Иркутской губернии, но и Восточной Сибири, обладал высоким социальным капиталом, что позволяло обеспечивать эффективное городское управление и высокий уровень качества жизни жителей.

Красноярск был многофункциональным городом и являлся административным, торговым и промышленным центром Енисейской губернии [5, с. 40]. Г.Н. Потанин отмечал, что своими общественными учреждениями Красноярск обязан своим золотопромышленникам. Городская лечебница, женская гимназия, городская библиотека, музей, Пушкинский народный дом построены при значительном содействии красноярских золотопромышленников Кузнецовых [6].

К 1911 году улицы в Красноярске были не замощены, кроме главной Большой, которая освещалась электричеством; на остальных устроены керосиновые керосино-калильные фонари [2, с. 307]. Турчанинов отмечает, что представляет интерес разделанный из-под тайги городской общественный сад. Очень красивы окрестности Красноярска. У деревни Базаихи, откуда открывается вид на город, хорош многоводный Енисей с великолепным железнодорожным мостом и с группой крупных островов под городом.

Однако проведение железной дороги усилило промышленную функцию г. Красноярска и ускорило его развитие, в отличие от Иркутска, где торговая функция стала снижаться. Уже в начале XX века иркутяне стали понимать, что Иркутск до проведения железной дороги по своему торговому значению занимал действительно первое место среди городов Сибири, находясь на транзитном пути в Китай (через Кяхту), Приамурье и Якутскую область. После проведения железной дороги торговое значение Иркутска, как это признается всеми, очень пало и до сих пор не восстановлено [5, 7]. Положение усугублялось еще и тем, что в Иркутске не было постоянного железного моста, соединявшего левый берег, на котором находился вокзал, и правый берег Ангары, где располагался сам город. В Красноярске в отличие от Иркутска был не только мост, но и пристань, что делало его центром водных путей. В 1912 году появилась электростанция, в 1913 году - водопровод. В Красноярске развивалось судостроение, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, кирпичная, пивоваренная, мыловаренная, кожевенное и сапожное производство. В Иркутске же промышленное развитие шло крайне медленно. Промышленные предприятия для большинства иркутских предпринимателей имели подсобное значение. Занятие торговлей считалось более выгодным вложением капитала [8, с. 188].

Темпы развития г. Красноярска в начале XX века были очень стремительные. Численность населения возросла с 1897 по 1911 год в 2,9 раз и достигла 73 482 чел. [2, с. 294]. Численность г. Иркутска за это же

время выросла в 2,5 раза. Городской бюджет Красноярска увеличился в 8,3 раза и составил в 1910 году 477 179 руб. Бюджет Иркутска увеличился только в 5,6 раз, однако он составил к 1910 году 1 577 002 руб. [2, с. 294]. Рост школ в Иркутской губернии отставал от роста школ в городах Енисейской губернии. К 1911 году в Красноярске было 34 начальные школы, а в Иркутске - 42 [4, с. 2]. Также в Иркутской губернии был наибольший процент отказов учащимся в приеме в начальные школы - 27,9%. Это в два раза больше, чем в Енисейской губернии. Самое большое число отказов было в Иркутске.

Итак, Иркутск в начале XX века был самым крупным городом Восточной Сибири, а Красноярск рос более быстрыми темпами, чем Иркутск. Промышленность Красноярска была более развитой, чем в Иркутске, более того, иркутяне предпочитали заниматься торговлей, поэтому, когда в СССР был взят курс на индустриализацию, Красноярск оказался в более выгодном положении. Во-первых, там была готовая база для развития новых отраслей промышленности, а во-вторых, он был ближе к Европейской России, чем Иркутск.

Численность населения является важным показателем городского развития. Нами был проведен сравнительный статистический анализ динамики численности населения гг. Иркутска и Красноярска по данным переписей населения в 1897, 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 годах [9, с. 82].

За время, прошедшее между первой и последней переписями, население Иркутска увеличилось в 11,5 раз, а Красноярска - в 36 раз. Согласно нашим подсчетам, в течение этого периода времени население Красноярска увеличивалось ежегодно в среднем на 8,4 тыс. человек, или на 3,22%, а население Иркутска -на 4,7 тыс. человек, или на 2,2% соответственно.

Красноярск ■ Иркутск

1000
900
800
700
600

аГ 500

5
01
300
200
100
250
190
795
412

■ “1

1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Рис. 1. Динамика численности населения по результатам переписей населения

В таблице 1 представлены расчетные показатели динамики численности населения в абсолютной и относительной форме за весь период между переписями, а также в среднем за год.

Таблица 1

Показатели динамики численности населения между переписями населения

Годы Абсолютный прирост, тыс. чел. Темп прироста, %

за период между переписями в среднем за год за период между переписями в среднем за год

Красноярск Иркутск Красноярск Иркутск Красноярск Иркутск Красноярск Иркутск

1897 -1926 45 57 1,55 1,97 166,67 111,76 3,44 2,62
1926 -1939 118 142 9,08 10,92 163,89 131,48 7,75 6,67
1939 -1959 222 116 11,10 5,80 116,84 46,40 3,95 1,92
1959 -1970 236 85 21,45 7,73 57,28 23,22 4,20 1,92
1970 -1979 147 96 16,33 10,67 22,69 21,29 2,30 2,17
1979 -1989 74 26 7,40 2,60 9,31 4,75 0,89 0,47
1989 -2002 40 21 3,08 1,62 4,60 3,66 0,35 0,28
2002 -2010 65 -7 8,13 -0,88 7,15 -1,18 0,87 -0,15

За почти 30 лет, прошедшие между переписями 1897 и 1926 годов, население Красноярска выросло в 2,7 раза, или на 45 тыс. чел., увеличиваясь ежегодно в среднем на 1,55 тыс. чел., или на 3,44%. Население Иркутска за это время возросло на 57 тыс. чел., или в 2,1 раза, прибавляя ежегодно в среднем 2,62%, или почти 2 тыс. чел. Самый значительный рост для обоих городов был отмечен между переписями 1926 и 1939 годов, когда ежегодные средние темпы прироста населения были максимальными как для Иркутска, так и для Красноярска, составив 6,7 и 7,8% соответственно. Именно в этот период страна приступила к индустриализации. Была введена плановая экономика и с 1929 года началась реализация первого пятилетнего плана. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. В связи с начавшейся индустриализацией страны начались большие миграционные процессы. К 1935 году они достигли колоссальной величины 24,4 млн чел. [10, с. 128-130]. В Сибирь, на Урал и Дальний Восток с 1926 по 1939 год в добровольной и принудительной формах переселилось более 3 млн чел. Именно за счет миграции происходил рост сибирских городов на фоне демографического кризиса в стране в годы первых пятилеток.

За годы двух пятилеток (1928-1937 гг.) в Красноярске было введено 33 новых промышленных предприятия [11], тогда как во всей Иркутской области построили и модернизировали 40 крупных и средних промышленных предприятий, шахт, приисков [12, с. 51]. Кроме того, в начале 1930-х г. Красноярск стал основной авиационной базой Главного управления Северного морского пути. В эти же годы на территории Красноярского края складывается и сеть лагерей ГУЛАГа, заключенные активно участвуют в строительстве заводов и городов. Весь правый берег Красноярска представлял собой сплошную зону. В Иркутске начавшаяся индустриализация больше всего отразилась на изучении богатых и разнообразных ресурсов - минеральных, лесных, энергетических. Особое внимание в 1930-е годы уделялось развитию золотодобывающей, угольной, слюдяной и лесной отраслей [13, с. 312]. Иркутск за годы первых пятилеток превращается в промышленный центр, но он заметно уступает Красноярску.

Следующие два периода (с 1939 по 1970 г.) характеризовались достаточно устойчивыми тенденциями: население Красноярска росло ежегодно в среднем примерно на 4%, а Иркутска - почти на 2%, т.е. сохранялся практически стабильный разрыв темпов прироста в два процентных пункта в пользу Красноярска.

■Красноярск

■Иркутск

Рис. 2. Среднегодовые темпы прироста численности населения в период между переписями

Великая Отечественная война определила судьбу Красноярска как крупнейшего промышленного центра Восточной Сибири. За годы войны Красноярск по основным показателям опередил Иркутск и стал третьим по величине сибирским городом (после Новосибирска и Омска) [14]. В годы Великой Отечественной войны в Красноярском крае разместилось более 80 эвакуированных промышленных предприятий, тогда как в Иркутскую область эвакуировали 22 крупных предприятия машиностроения и легкой промышленности и 10 трестов.

В 1950-е годы начинается широкомасштабная индустриализация, Красноярск становится одним из крупнейших индустриальных центров страны. В Иркутской области строятся заводы-гиганты и вокруг них новые города. В это время рядом с Иркутском выросли два промышленных города-спутника Ангарск и Ше-лехов, причем последний вырос вокруг Иркутского алюминиевого завода.

Следует отметить, что в период с 1959 по 1970 год население Красноярска увеличивается с максимальным среднегодовым абсолютным приростом (почти на 21 тыс. чел. ежегодно).

В 1970-1979 годы начинается резкое падение темпов роста населения Красноярска при сохранении прежней тенденции для Иркутска, и в этот период темпы прироста двух городов практически сравниваются на уровне 1,8% для Красноярска и 1,7% для Иркутска. С 1979 году начинается снижение темпов роста населения и в Иркутске. При этом ежегодный абсолютный прирост населения Красноярска значительно превышает аналогичный показатель для Иркутска (9,3 и 4,8 тыс. чел. ежегодно). Между переписями 1989 и 2002 годов продолжается снижение среднегодовых темпов роста в обоих городах, почти сравниваясь на отметке около 0,3% в год. Однако ко времени последней переписи населения 2010 году темпы роста населения Красноярска начали увеличиваться, в то время как Иркутск потерял 7 тыс. чел., не только снизив темпы прироста, но и приобретя отрицательную динамику.

Рассмотрим, каким образом какая динамика повлияла на соотношение в численности населения между двумя самыми крупными городами Восточной Сибири (рис. 3). По итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году население Иркутска превышало население Красноярска в 1,92 раза. За счет ускоренного роста Красноярска разрыв начал сокращаться, и в 1926 году население Иркутска превышало население Красноярска уже на 50%, а в 1939 году - всего лишь на 32%. В 1950-е годы Красноярск по данному параметру догнал и перегнал Иркутск, по переписи 1959 года население Иркутска составляло лишь 89% от Красноярска. Затем отставание Иркутска продолжало увеличиваться, и по последней переписи 2010 года население Иркутска составило уже всего лишь 60% от населения Красноярска.

0%
70% II 69% || 66% || 65%
1897 г. 1926 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.

Рис. 3. Население Иркутска по отношению к населению Красноярска

В современный этап городского развития, в котором плановая экономика была заменена рыночной, Иркутск и Красноярск вступили с совершенно разными возможностями. Современная урбанизация предполагает уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм городского расселения - городских агломераций и мегаполисов. Красноярск еще в советское время планировалось превратить в город-миллионер, для чего в нем и открывались многочисленные гигантские предприятия с тысячами и десятками тысяч работников. В результате здесь сформировалась полиотраслевая структура экономики (12 основных видов экономической деятельности). На сегодняшний день Красноярск готов провести модернизацию имеющихся производственных мощностей и за счет этого улучшать качество жизни населения [15]. Город предполагает два сценария развития инерционный и целевой (инфраструктурный), что свидетельствует о наличии эффективного менеджмента в управлении городом. А то, что город скопировал брюссельские фонтаны, бразильские карнавалы, парижскую Триумфальную арку, китайские ледовые фигуры демонстрирует его желание сформировать современную конкурентную городскую среду.

Иркутску было труднее, городу не удалось удержать весь промышленный потенциал, доставшийся в наследство от Советского Союза. На сегодняшний день ведущие отрасли производства - машиностроение и пищевая продукция. На долю торговли приходится 45% всей экономики города, около 80% работающего населения занято в сфере услуг. Иркутску пришлось искать новые направления развития города. Одной из составляющих этого процесса стала концепция иркутской агломерации, или «Большого Иркутска». Иркутская агломерация стала самым модным и обсуждаемым понятием последних лет. Иркутский экс-губернатор А.Г. Тишанин предложил объединить столицу области и ее города-спутники Ангарск и Шелехов в единый мегаполис с населением в 1,1 млн чел. - магнит для инвестиций федерального уровня. Реализация этого проекта натолкнулась на ряд причин противодействия, среди которых отсутствие термина «агломерация» в российском законодательстве, сложности межмуниципального взаимодействия, интересы игроков земельного и строительного рынка и отсутствие поддержки населения. Концепция агломерации потребовала взаимодействия между многими социальными группами и ее провал свидетельствует о том, что высокий социальный капитал, накопленный Иркутском к началу XX века, утрачен. В настоящее время Программа комплексного социально-экономического развития Иркутска до 2020 года делает акцент на двух направлениях развития города: туристско-рекреационного и транспортно-логистического [16]. В Программе отмечается, что город должен стать не только местом, обеспечивающим транзит к озеру Байкал, но и сам представлять интерес для въездного туризма как культурный и деловой центр Сибири. В рамках этой концепции в Иркутске

был построен 130-й квартал, или Иркутская слобода, - специально созданная зона исторической застройки, включающая несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Туризм - это новое для Иркутска перспективное направление городского развития, требующее крупных инвестиций для формирования соответствующей инфраструктуры.

Результаты исследования: быстрее и эффективнее развивается тот город, у которого исторические векторы совпадают с современными перспективами городского развития.

Выводы

Красноярску удалось гармонично использовать исторические тенденции для своего развития, дореволюционную промышленную базу развить за годы советской власти и сделать основным вектором городского развития. Красноярск очень близок к тому, чтобы в 2012 году стать мегаполисом Восточной Сибири, преодолевшим миллионный рубеж численности населения. Подхватили красноярцы и идею агломерации, удачно решив проблему сложного межмуниципального взаимодействия - самостоятельность муниципалитетов остается, но образуется единое экономическое пространство. Можно отметить профессиональное городское управление, стремящееся к развитию современной городской среды. Таким образом, социальный капитал в городе накоплен и работает. Иркутск же растерял за годы советской власти свой высокий социальный капитал, именно с этим связано отсутствие единства среди региональной элиты, постоянная смена губернаторов Иркутской области, отсутствие поддержки населения проектов администрации, в том числе концепции «Большого Иркутска». Кроме того, промышленная функция города, активно поддерживаемая советской властью, не стала для Иркутска доминирующей. В условиях рыночной экономики Иркутску пришлось искать новый путь развития, учитывающий его исторические тенденции. На современном этапе в Иркутске предполагается два направления развития - транспортно-логистическое, соответствующее историческим тенденциям и новое туристическое, требующее больших инвестиций, поэтому трудно ожидать быстрого городского развития.

Литература

1. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния. 11Р1_:

http://www.liberal.ru/articles/5265 (дата обращения: 11.01.2012).

2. Турчанинов Н.В. Города Азиатской России // Азиатская Россия. Т.1. Люди и порядки за Уралом / Главное управление землеустройства и земледелия. - СПб.: Изд-во Переселенческого управления, 1914.
3. Потанин Г.Н. Города Сибири. Цит. по: Земля Иркутская 1994. № 2. 11Р1_Мр:/^гк^и /тс^х.рЬ^/агкЫу/ 1994-2/88-sibirskie-goroda (дата обращения: 11.01.2012).
4. Серебренников И.И. Начальные школы в городах Восточной Сибири // Вест. Иркутского городского общественного управления. - 1914. - № 9-10.
5. Гимельштейн А.В., Пушкина Т.А., Трускавецкая В.А. Общественное самоуправление и развитие городской инфраструктуры Восточной Сибири (конец XIX - нач. XX вв.) / отв. ред. Л.М. Дамешек. - Иркутск: ООО «ВостСибкнига», 2008.
6. Потанин Г.Н. Города Сибири. Цит. по: Земля Иркутская 1995. № 3. -

URL:http://zirk.su/inCex.php/arkhiv/1995-3/109-sibirskie-goroda (дата обращения: 11.01.2012).

7. Бобровский И.М. Канализация, водопровод, торговые ряды и трамвай по докладам комиссий Иркутской городской думы. - Иркутск: Типография Макушина и В. Посохина, 1913.
8. Шахеров В.П. Торговля и промышленность // Иркутск в панораме веков: Очерки истории города. Иркутск: - Восточно-Сибирская изд. компания, 2002.
9. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб./ Росстат. - М., 2011.

URL:http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/Coc_11350 87342078 (дата обращения: 11.01.2012).

10. Денисенко М.Б. Демографический кризис в СССР в первой половине 1930 годов: оценки потерь и

проблемы изучения // Историческая демография: сб. ст. / под ред. М.Б. Денисенко, И.А. Троицкой. -

М.: МАКС Пресс, 2008. - («Демографические исследования», выпуск 14).

11. Медведева Т.П. Красноярск в XX веке. URL:http://togeo.ru/main /Krasnoyarsk/krasnoyarsk-v-XX-veke.html (дата обращения: 11.01.2012).
12. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: в 2 т. Т. 1. - Иркутск: Изд-во ИГЭА; Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1998.
13. Литвина В.И. Экономическое развитие города // Иркутск в панораме веков: Очерки истории города. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2002.
14. Славина Л.Н. Динамика численности населения Красноярского края в советский период // Люди и судьбы. XX век: тез. докл. и сообщений науч. конф. (30 окт. 2003 г.). - Красноярск, 2003.
15. Программа социально-экономического развития Красноярска до 2020 г. URL:http://www.aCmkrsk.ru/citytoCay/economics/Pages/Cevelopmentprogram.aspx (дата обращения:
11.01.2012) .
16. Программа комплексного социально-экономического развития г. Иркутска до 2020 г. URL:http://www.aCmirkutsk.ru/?rubr=99 (дата обращения: 11.01.2012).

---------♦&-----------

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты