Спросить
Войти

Изучение древних святилищ в бассейне Средней Лены

Автор: указан в статье

ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНИХ СВЯТИЛИЩ В БАССЕЙНЕ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ

Н. Н. Кочмар

Кочмар Николай Николаевич, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археологии Якутского госуниверситета (крайний справа) со студентами, в экспедиции на Средней Лене.

Не одно поколение коренных жителей Ленского края и любителей старины привлекали своей таинственностью древние святилища на берегах Средней Лены (писаницы, жертвенники, ритуальные комплексы у скал с петроглифами и др.). Впервые их серьезно исследовал известный историк, этнограф и фольклорист Г. В. Ксенофонтов. Ему удалось подробно описать географические привязки местонахождений пунктов с древними святилищами, чем он оказал неоценимую помощь будущим поколениям исследователей [1].

В 1935 г. к описанным Г. В. Ксенофонтовым писаницам обращался П. А. Ойунский, пытаясь уяснить на материалах петроглифов территориальные границы распространения отдельных рисунков, отражающих древнеякутские и другие языковые явления. Это позволило бы ученому-филологу и фольклористу установить генетическую связь между древнетюркскими диалектами [2]. В 1939 г. поисково-рекогносцировочные работы на Средней Лене проводил этнограф А. А. Саввин. Между селами Марха и Синек, по рекам Марха и Синяя он осмотрел и отчасти задокументировал исследованные Г. В. Ксенофонтовым наскальные рисунки, а также обнаружил, зарисовал и сфотографировал семь ранее неизвестных мест с петроглифами [3].

В 1940-1946 гг. писаницы Средней Лены исследовались Ленской историко-археологической экспедицией под руководством А. П. Окладникова. Были повторно осмотрены известные писаницы, открыты и исследованы новые пункты с древними рисунками. Экспедиция обнаружила и описала жертвенник с археологическим материалом у писаницы Суруктах-Хая на р. Мархе. Работы экспедиции дали новый импульс дискуссиям о наскальных изображениях. В 1942 г. на I научной конференции в Якутском пединституте А. П. Окладников выступил с докладом о ленском палеолите. Его данные и выводы перекликались с давними суждениями 1920-1930-х гг. о генетических корнях древнеякутской письменности.

Уникальность жертвенника, открытого у писаницы Суруктах-Хая на р. Мархе, заключалась не только в наличии каменного, костяного и деревянного инвентаря, одного изделия из бронзы и прочего материала домашнего обихода, что само по себе делает это открытие ценным, но и в его многослойности, позволяющей проследить хронологическую поэтапность приношений жертвенного материала к скале. А. П. Окладников, исходя из обнаруженного археологического и этнографического материала, выделил наслоения каменного, бронзового и железного веков [4].

Позднее А. П. Окладниковым и его коллегами на участке р. Лены от пос. Витим до г. Якутска было зафиксировано и изучено 50 писаниц с более чем 2,5 тыс. наскальных рисунков, обнаруженных только по левому берегу р. Лены [5]. С конца 1960-х годов Якутский госуниверситет включился в поиск и изучение наскальных изображений Якутии. В 1977 г. при археологической экспедиции ЯГУ (далее в тексте - АЭ) по инициативе ее начальника А. Н. Алексеева была организована специальная группа по изучению древних святилищ. Университет постепенно становится единственным научным учреждением, специализирующимся на исследовании писаниц Якутии. Петроглифическая группа сосредоточила свои исследования сначала в Южной Якутии, где были открыты и исследованы 34 писаницы, 53 жертвенника и 17 культовых святилище шэнкэнами и ритуальными комплексами во временном диапазоне от неолита до позднего средневековья. Во второй половине 1980-х годов группа реорганизовалась в Среднеленскую археологическую экспедицию ЯГУ и перенесла свои исследования непосредственно на

Среднюю Лену. Была разработана и апробирована в Центральной и Южной Якутии методика поиска и документирования археологических памятников, которая сводилась к детальной научной фиксации всех обнаруженных материалов с топографической съемкой. При этом подразумевался полный объем работ на объектах, тщательная «зачистка» расщелин, уступов и подножия скальных выходов.

В 1985 г. АЭ ЯГУ впервые провела повторную научную инвентаризацию петроглифов на Средней Лене на участке от пос. Витим до г. Олекминска общей протяженностью 630 км. В разное время здесь было открыто и изучено более 15 стоянок и поселений древних людей и три писаницы [6]. Экспедиция провела научную инвентаризацию только двух писаниц.

Первая писаница Тинная (Шумилиха) расположена на левом берегу Лены (2529 км от устья, 6 км ниже поселка Тинная). По указанной методике здесь было выделено семь плоскостей с 99 рисунками, выполненными темно-красной, красной и малиновой охрой. Под рисунками 2, 4, 5 и 7-й плоскостей было вскрыто четыре жертвенника с набором каменного и костяного инвентаря. Сохранность рисунков удовлетворительная. Памятник датирован II тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э.

На второй писанице Чиэрбэ выделено семь плоскостей с 97 выполненными темно-красной, малиновой охрой.

Сохранность рисунков неудовлетворительная. Памятник датирован по стилистическим характеристикам II-! тысячелетиями до н.э. - I тысячелетием н.э. Писаница Чиэрбэ расположена в 10 м ниже устья речки Кольцевой (левый приток Лены), в 2477 км от устья р. Лены. Что касается третьей загадочной писаницы Юедяй, то нам так и не удалось обнаружить подлинный ручей Юедяй, где по определению А. П. Окладникова должна была быть писаница [4]. Еще на стадии знакомства с архивными материалами и публикациями предшественников, мы обратили внимание на то, что при описании местонахождения памятников Е. Д. Стрелов, Г. В. Ксенофонтов, А. П. Окладников пользовались старой топонимикой со слов информаторов-проводников, которая сильно отличается от топонимики на современных географических картах. В полевых условиях это серьезно затрудняло поиск ранее открытых писаниц Средней Лены.

Рис. 1. Писаница Синская. Графическая копия 17 рисунков 1-ой плоскости.

(Кольцевая) рисунками, красной и

В ходе работ с петроглифами в бассейне Средней Лены в 1985, 1993, 2000 и 2001 гг. мы столкнулись также с серьезными неточностями в описании и определении местоположения святилищ, открытых исследователями 20 - 50-х гг. Так, в монографии А. П. Окладникова и В. Д. Запорожской [5] вместо известного Синского фриза почему-то указаны петроглифы 2-х групп.

Отсчет плоскостей с рисунками ведется не сверху вниз по течению р. Синей, как это принято, а снизу вверх, начиная с самой нижней плоскости основного изобразительного фриза, что затрудняет поиск петроглифов. В то же время первую плоскость с рисунками этого памятника авторы по непонятным причинам отмечают на писанице Мохсоголлох-Хая, которая удалена от Синской писаницы более чем на 100 км вниз по течению р. Лены. Возможно, подобная путаница с отдельными рисунками и целыми скальными плоскостями с многосюжетными росписями вызвана почти 30-летним перерывом в работе авторов с полевыми материалами среднеленских петроглифов (от 1940-х годов до 1972 г.).

С 1985 г. АЭ ведет поиск и изучение древних святилищ по притокам главных водных артерий Ленского бассейна. В 1993 г. были повторно исследованы писаницы р. Синей на участке р. Матта (левый приток р. Синей, в 136,5 км от ее устья) - пос. Синек в устье р. Синей (левый приток р. Лены в 1866 км от устья). Повторно осмотрена писаница Андреевская (Опуохаллах-Хая по А. А. Саввину) на левом берегу р. Синей, в 133 км от ее устья и в 3,5 км ниже р. Матта. На этом памятнике обнаружено девять плоскостей с 276 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры, личины, птицы и пр.), выполненными разной по цвету охрой. Скалы с рисунками разрушаются, но сохранность последних еще удовлетворительная. Под 9-й плоскостью вскрыт двухслойный жертвенник: 1 слой - кованый гвоздь, мелкокалиберные патроны; 2 слой - четыре кремниевые ножевидные пластины, концевой скребок, фрагмент керамики ымыяхтахского времени. Памятникдатирован И-1 тысячелетиями до н.э.-I тысячелетием н.э.

В 1993 г. нами была открыта писаница Амма-Чыгын (на левом берегу р. Синей, в 54 км от устья). Здесь выделено девять плоскостей с 163 рисунками (личина, рыба, вертикальные линии, точки и пр.), выполненными темно-красной, красной, светло-красной охрой. Сохранность рисунков удовлетворительная. Под рисунками

первой плоскости в глубоком разломе обнаружен жертвенник с костяным наконечником стрелы эпохи бронзы. Под рисунками пятой плоскости находился шэнкэн позднего средневековья. С северной стороны писаницы обнаружено кремниевое ружье XIX в. Памятник датирован I тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э. и средневековьем [7].

В 16 км вниз по течению р. Синей от писаницы Андреевская был обнаружен культовый грот с шэнкэнами. Деревянные антропоморфные идолы-шэнкэны (восемь штук) были установлены у входа. Ритуальная площадка у грота обозначена саламой (гирляндой из конского волоса с выцветшей льняной тканью). В центре площадки обнаружены культовые насторожки и связка металлических капканов на мелкого грызуна. Святилище датировано концом XIX - началом XX вв.

В 1 993 г. АЭ провела рекогносцировку известного Синского фриза. Полное обследование памятника не удалось провести из-за сильных пожаров. Визуальный осмотр писаницы показал, что кроме двух плоскостей с рисунками, отмеченных в работе А. П. Окладникова, имеются еще три плоскости с рисунками, причем две из них выполнены черной охрой. Всего на памятнике мы отметили пять плоскостей с более чем 90 рисунками, выполненными черной, красной, темно-красной и светло-красной охрой. Состояние памятника было удручающим - часть рисунков разрушена отвалившимся скальным монолитом, а многие размыты водными потоками.

Вновь к писаницам Средней Лены экспедиция вернулась только в 2000 г. Участок Средней Лены между г. Олекминском и г. Покровском является самым насыщенным петроглифами. Из 50 писаниц Средней Лены здесь сосредоточено 47. Археологами университета была составлена программа стационарных исследований древних святилищ. Их повторная научная инвентаризация началась на небольшом участке Средней Лены между пос. Синек и ур. Петровское, где на 16 километрах маршрута было повторно задокументировано семь писаниц. Всего за полевой сезон удалось обнаружить и изучить 730 древних рисунков на 88 скальных плоскостях. Экспедиция открыла 27 ранее неизвестных плоскостей с 107 петроглифами.

Писаница Синская (Сиинэ) на левом берегу р. Синей, в 1 км от ее устья, изучалась неоднократно. В 2000 - 2001 гг. Н. Н. Кочмаром и П. С. Кнуренко на писанице была проведена стационарная инвентаризация, позволившая выделить шесть плоскостей с 103 рисунками,

выполненными черной, темно-красной, красной, бледно-красной и светло-красной охрой. Рисунки на плоскости 1 размещены на высоте 1,5 м от скального подиума и 7,5 м от уреза реки. Сюжеты плоскости: антропоморфные профильные фигуры с шаманской атрибутикой в экспрессии танца с двумя солярными символами (возможно, языческими бубнами). Всего на этой плоскости найдено 17 рисунков, выполненых черной охрой (Рис.1).

Хочется отметить богатую 4-ю плоскость, которая ранее характеризовалась А. П. Окладниковым как 1-я плоскость. На ней выделено 13 рисунков: лоси, большой солярный символ, фантастические существа, антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой, солярная ладья.

Рисунки выполнены красной, темно-красной и светло-красной охрой. Плоскость 5 находится на высоте 6,5 м от подошвы скалы и 8,5 м от уреза реки, удалена от реки на 37 м. Рисунки выполнены черной охрой и сохранились в удовлетворительном состоянии.

Этот наскальный памятник датирован I тысячелетием до н.э.-I тысячелетием н.э., поздним средневековьем. В 2001 г. польские документалисты при фото- и киносъемках покрыли все рисунки 4-й и 5-й плоскостей светло-красной краской, чем нанесли непоправимый урон этим памятникам.

На писанице Быс-Агас (левый берег р. Лены, в 1860 км от ее устья) выделено двенадцать плоскостей с 205 рисунками, выполненными темно-коричневой, светло-коричневой, коричневой, темно-бордовой, светло-желтой и светло-розовой охрой. Рисунки датированы II тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э., средневековьем.

На левом берегу р. Лены, в 1856 км от устья, напротив острова Хатын-Ары (в районе нефтебазы) расположена писаница Хатын-Ары I. Здесь выделено две плоскости с четырьмя рисунками, выполненными коричневой, светло-коричневой и светло-красной охрой. Рисунки датированы II - I тысячелетием до н.э. Писаница Хатын-Ары II (в одном километре от Хатын-Ары I) содержит 63 рисунка на восьми плоскостях. Памятник датирован II тысячелетием лет до н.э. -1 тысячелетием н.э. и средневековьем. На писанице Хатын-Ары III (в 10 км ниже пос. Синек) выделена одна плоскость с пятью рисунками, выполненными коричневой и темно-розовой охрой. Памятник датирован I тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э.

Писаница Петровское I расположена на

2. Писаница Тойон-Ары. Графическая копия рисунков неолитического и бронзового времени.

левом берегу р. Лены, в 1852 км от ее устья. Здесь всего содержится 34 плоскости и 256 рисунков. Памятник датирован II -1 тысячелетиями до н.э. -I тысячелетием н.э. и поздним средневековьем (граффити и пр.). На писанице Петровское II ( в одном километре от Петровское I) выделено 26 плоскостей и 94 рисунка. Памятник датирован II -1 тысячелетиями до н.э. - I тысячелетием н.э. и поздним средневековьем. Сохранность всех перечисленных писаниц отчасти удовлетворительная. Однако практически не сохранилось целых скальных плоскостей с рисунками. Все они подверглись интенсивному естественному разрушению. Пагубно действуют на наскальные древние памятники горе-художники и хулиганы. Так, ими до неузнаваемости испорчен известный Синский фриз. Повторные его исследования теперь возможны лишь при химической очистке рисунка.

В 2001 г. АЭ стационарно исследовала культовое святилище Бачы и известную писаницу Тойон-Ары. Святилище Бачы расположено на левом приустьевом мысу речки Бачы (левый приток р. Лены, в 1899 км от ее устья). Речка прорезает скальные породы, возвышающиеся на 25-35 м, и в месте нахождения культового места образует глубокий скальный каньон, сложенный массивными известняковыми монолитами по обе стороны приустьевой части. Ритуальный комплекс размещен на скальных подиумах высотой 1,5-2,0 м, где находятся культовые идолы -шэнкэны из лиственничных палок с шейными вырезами, а также предметы обихода и лова мелких грызунов. Весьма выразителен крест в глубине каньона, выполненный из двух лиственничных палок, вставленных одна в другую через вырезанное в древке ушко. Сохранность этнографических предметов неудовлетворительна. Часть изделий из дерева истлела. Сохранились лишь те изделия, которые были установлены в скальных расщелинах подиума, перекрытого сверху плитами. Этот памятник датирован концом XIX - началом XX вв. Местные жители об этом святилище ничего не знали и с большим интересом отнеслись к нашей информации.

Писаница Тойон-Ары впервые изучалась еще Г. В. Ксенофонтовым, затем - А. А. Саввиным и А. П. Окладниковым. Мы работали на ней в 1993 г. и в 2001 г. Скальная гряда в районе памятника сложена прямоугольными слоистыми плитами темно-серого известняка и тянется от распадка безымянного ручья со стороны с. Улахан-Ан на два километра вплоть до пос. Тойон-Ары. Напротив скальных выходов с рисунками через протоку находится остров Тойон-Ары. Причудливо изрезанные скальные выходы здесь отвесны (15 -18 м). На высоте 8,5 м от руслового вала в распадающемся известняковом монолите выделяется мощный плотный каменный блок (ширина 1,5 - 1,8 м), который как бы разделяет скальную гряду на две части. Гряда являет собой

мощный сферический скальный экран, вогнутый вовнутрь и обращенный в сторону р. Лены и, через остров Тойон-Ары, - к древнейшей стоянке нижнего палеолита Диринг-Юрях.

На писанице выделена одна плоскость с десятью рисунками: зооморфные существа сплошной заливкой красителем, лоси - в скелетном стиле и антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой - в темно-красной, светло-красной и с ветл о-ма л ино вой охре. Предшественники выделяли здесь шесть изображений: три зооморфные фигуры лосей в скелетном стиле и три стилизованные антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой. В 2001 г. нами были обнаружены четыре ранее неизвестных изображения: три зооморфные фигуры и одна диагональная линия, слабо заметные под органическим нагаром. Более древний (неолитический) пласт размещен в правой части плоскости (передается зеркально), где отмечены большая фигура лося и фигуры двух маленьких телят, выполненных бледно-красной охрой, почти сливающихся с органическим нагаром (Рис. 2). В левой части - композиция из изображений лося, лосихи и теленка, относящаяся к бронзовому веку, выполненная темно-красной (бордовой) охрой. Под брюшиной лосихи обнаружена стилизованная ромбическая антропоморфная фигура с конической подтреугольной головой, подпирающей брюхо зверя. Ноги фигуры широко расставлены, руки опущены вниз вдоль туловища. Сверху над композицией находятся еще две стилизованные антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой (в светло-малиновой охре) (см.рис.2). По стилистическим характеристикам изображений памятникдатирован II -1 тысячелетием до н.э. -I тысячелетием н.э. и средневековьем.

Под рисунками этой плоскости в неглубоких расщелинах и непосредственно у подножия скалы отмечены жертвоприношения разновременного характера (бронзовые пуговицы, свинцовые пули, патрончики, различные предметы обихода и большое количество современных монет разного номинала). К сожалению, эта писаница также пострадала от вандалов. На рисунках имеются следы современных красок и выбоины от пуль огнестрельного оружия.

Повторные исследования памятников духовной культуры Средней Лены позволили нам собрать уникальный материал по писаницам, жертвенникам, культовым шэнкэнам, ритуальным комплексам с разнообразным этнографическим материалом. Петроглифы Средней Лены аналогичны многим петроглифам Прибайкалья, Забайкалья и Амура, особенно в стилистике наскальных изображений позднего неолита, бронзового и раннего железного веков. В отличие от петроглифов Восточной Сибири и Дальнего Востока, где преобладают гравировка, выбивка, шлифовка и прочие технологии нанесения изображений на скальное полотно, на Средней

Лене практически повсеместно наскальные рисунки сделаны с помощью минеральных и органических красителей различных цветовых гамм и оттенков (от черных холодныхдо красных теплых тонов). И, наконец, здесь обнаружены культовые святилища с идолами-шэнкэнами и ритуальными комплексами с этнографическим материалом, ранее отмеченные только в Южной Якутии. В междуречье же рек Лены и Вилюя встречаются только святилища-писаницы. Таким образом, значимость практики повторной научной инвентаризации памятников духовной культуры на Средней Лене очевидна.

Список литературы

1. Ксенофонтов Г. В. Изображения на скалах р. Лена в пределах Якутского округа // Бурятоведение. - Вырхнеудинск, 1927. - Вып. 3, 4. -С. 64-70.
2. Ойунский П. А. Русско-Якутский термино-орфографическийсловарь. -М.,1935. -С. 19-51.
3. Саввин А. А. Материалы к изучению ленских писаниц. Рукопись. 1940. Архив ИЯЛИ ЯНЦ СО РАН. Ф, 4. оп. 12, ед. 14-16.
4. Окладников А. П. О возникновении письменности в Якутии (По материалам

наскальных изображений на Средней Лене) // Древняя письменность якутов (материалы научной конференции кафедр Якутского педагогического института.-Якутск, 1942.

5. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. -Л.,1972. -С. 11-70.
6. Кочмар Н. Н. Петроглифы Якутии // Археология Якутии. -Якутск, 1988. -С. 104-107.
7. Алексеев А. Н., Кочмар Н. Н. Черосов Н. М. Основные итоги и задачи исследований археологической экспедиции Якутского университета // Археология Якутии. - Якутск, 1988. -С.5-15.
8. Полуэктова А. В., Степанов А. Д. Археологические исследования в Якутском университете: итоги, проблемы, перспективы //Археология Северо-Восточной Азии. Астроархеология и палеометрология. -Новосибирск, 1999. - С. 11 -17.
8. Кочмар Н. Н. Писаницы реки Синяя // Археологические открытия 1993 года. -М., 1994. -С. 171-172.

НОВЫЕ КНИГИ

Новые книги Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Курилов Г. Н. Юкагирско-русский словарь. - Новосибирск: Наука, 2001. - 608 с. (объем 49,0 п.л.).

Словарь содержит около 11 тыс. лексических единиц языка тундренных (нижнеколымских) юкагиров. Каждая лексическая единица и ее значение иллюстрируются примерами, дающими представление об особенностях материальной и духовной культуры юкагиров. Приводятся сведения о юкагирах и их языках.

Издание рассчитано на учащихся, студентов, преподавателей юкагирского языка, а также ученых-палеоазиатоведов, исследователей финно-угорских и самодийских народов, филологов, историков и этнографов.

Саввинов А. И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX -начало XX века: (Историко-этнографическое исследование). - Новосибирск: Наука, 2001. -171 с.

В монографии впервые предпринята попытка реконструкции традиционных металлических украшений в системе народного костюма якутов. На основе анализа литературного, архивного, музейного и полевого материала разрабатываются научная систематика и классификация традиционных видов якутских украшений, технология ювелирного дела, художественно-ремесленные особенности, традиции якутского ювелирного искусства.

Автором впервые рассматривается семантика якутских украшений, дается их характеристика, выявляются религиозные и социальные функции. В работе использован богатый сравнительный материал по традиционным украшениям тюрко-монгольских народов Южной Сибири.

Книга предназначается для этнографов, музейных работников, краеведов и всех интересующихся проблемами этнографии Сибири.

Иванов В. X. Этнокультурные взаимосвязи и взаимовлияния у народов Северо-Востока Сибири. - Новосибирск: Наука, 2001. -158 с.

В монографии на основе сравнительно-типологического анализа исследованы механизмы устойчивости и преемственности традиций, создающие условия для сохранения целостности и самобытности культур, а также механизмы и темпы инноваций, обеспечивающих их постоянное саморазвитие.

Книга предназначена для этнологов, культурологов, искусствоведов и всех, интересующихся культурой народов Севера.

гН 0«1И»

СЛОВАРЬH

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты