Спросить
Войти

Международны научно-исследовательский проект INSROP

Автор: указан в статье

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

А. А. Сулейманов

Александр Альбертович Сулейманов,

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Хорошоизвестно,чтоЯкутияявля-ется одним из крупных регионов расселения коренных народов Арктики -якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и долган. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., представителей малочисленныхнаро-дов в республике было 32860 человек, из них эвенков - 18232, эвенов -11657, долган -1272, юкагиров -1097, чукчей - 602 [1]. При этом значительная их часть проживала именно в арктических улусах Якутии. Так, в Абыйском улусе насчитывалось 58 эвенков и 221 эвен, в Аллаихов-ском - 565 эвенов и 79 юкагиров. В Анабарском были зафиксированы 564 эвенка, 266 эвенов и 988 долган, в Булунском - 2345 эвенков и 607 эвенов. В Нижнеколымском улусе проживало 511 эвенов, 465 чукчей, 66 эвенков и 310 юкагиров, в Усть-Янском -1070 эвенов и 58 эвенков [2].

Зачастую в один ряд с вышеназванными малочисленными народами учёные ставят и русское старожильческое население [3, 4], сосредоточенное в Аллаиховском и Нижнеколымском улусах (общая численность - около тысячи человек) [5]. По их мнению, все эти этнические группы объединяет общая основа системы жизнеобеспечения - традиционное природопользование, то есть оленеводство, охота, рыболовство и собирательство. В этих сферах аборигены демонстрируют уникальные технологии и знания, обычаи и традиции.

Такая богатая этническая палитра Республики Саха (Якутия) давно привлекала внимание учёных, однако лишь после демократических реформ 80 - 90-х годов XX в. стало возможным сотрудничество российских и зарубежных исследователей по изучению образа жизни и проблем коренных народов.

В 1993 г. в Якутске проводилась Международная конференция «Языки, культура и будущее народов Арктики», ведущее место на которой заняло обсуждение вопросов, связанных с развитием аборигенных этносов. Причём одной из главных задач конференции была именно координация научно-исследовательских работ учёных из России и других стран мира. В ходе её работы Г. Ошеренко (Институт арктических исследований, Дартмутский колледж, Ганновер, США) обратилась к руководству Института истории, языка и литературы СО РАН, г Якутск (с 1995 г. -Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) - далее ИГИ АН РС(Я), а с 2008 г -Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН) с предложением о сотрудничестве в рамках международной программы по изучению Северного морского пути.

История создания этой программы берёт свое начало от так называемых «мурманских инициатив» М. С. Горбачёва (октябрь 1987 г.). Тогда в крупнейшем городе Заполярья советский лидер призвал все арктические страны к демилитаризации Севера (включая создание безъядерной зоны), совместному освоению его ресурсов, предложил активизировать международное сотрудничество по изучению региона, а также выразил готовность СССР открыть Северный морской путь (СМП) для иностранных судов [6]. Вскоре после «мурманских инициатив» получила развитие идея осуществления международной исследовательской программы для изучения различных сторон возможного использования Северного морского пути и, в первую очередь, коммерческой целесообразности его эксплуатации. Ведь по этому пути, например, от Гамбурга до Йокогамы всего 6600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал - 11400 миль. Кроме того, Севморпуть мог бы привлечь иностранных инвесторов как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России.

Идея создания международной исследовательской программы была одобрена Научно-техническим советом Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики. Уже в 1988 г. Минморфлотом СССР и Институтом Фритьофа НанНа карте красным цветом обозначен путь из крупнейших портов Европы в Японию через Северный морской путь, жёлтым цветом - через Суэцкий канал.

сена (Норвегия) были разработаны условия проведения предварительного научно-исследовательского проекта «Транзитная перевозка грузов по Северному морскому пути». Его координаторами стали Центральный научно-исследовательский и проектно-кон-структорский институт морского флота (ЦНИИМФ) и Институт Фритьофа Нансена. Кроме того, в работах приняли участие специалисты из Великобритании, США и Финляндии [7].

На основе проведённых по предварительному проекту изысканий, а также предыдущих исследований, была разработана концепция и структура международной программы по изучению Северного морского пути, получившая название INSROP (International Northern Sea Route Programme).

Как отмечали А. Г. Гранберг и В. И. Пересыпкин, главной целью INSROP было привлечение деловых кругов кразвитию Севморпути, для чего, прежде всего, требовалось доказать его экономическую эффективность [7]. Нашей стране это позволило бы в тяжёлых финансовых условиях сохранить и развивать инфраструктуру и обеспечить работой население Российской Арктики, а также получать плату за провод иностранных судов. Важно отметить, что программа также была призвана оценить потенциальное воздействие повышенной интенсивности судоходства на экологию Арктики, её коренное население и разработать рекомендации по минимизации и смягчению возможных негативных последствий [7].

В начале 1993 г. были определены источники финансирования INSROP: норвежские правительственные органы, государственные и частные фирмы, японский Фонд «Судно и океан» [3]. Небольшую часть средств выделили Министерство науки и Министерство транспорта Российской Федерации, поскольку Россия вносила в программу, прежде всего, интеллектуальный капитал. В мае того же года было подписано соглашение о сотрудничестве между тремя координаторами программы: ЦНИИМФ (Россия), Институтом Фритьофа Нансена (Норвегия) и Фондом «Судно и океан» (Япония). Соглашение было заключено на трёхлетний период с возможной пролонгацией его ещё на два года [7]. В соответствии с этой договорённостью, реализация 1Ы8КОР проходила в два этапа. На первом этапе (1993 - 1995 гг.) проводились исследования в рамках четырёх подпрограмм: «Природные условия и ледовая навигация», «Экологические факторы», «Торговые и коммерческие аспекты судоходства» и «Политические, правовые и стратегические факторы».

Подпрограммы формировались на основе отдельных проектов (по тематическим блокам), для выполнения которых были привлечены специалисты из России и многих зарубежных стран (Великобритания, Германия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция, Япония и др.). В рамках первого этапа 1Ы8КОР было выполнено 123 проекта, отчёты по которым представлялись на английском языке.

Один из этих проектов - «Влияние Северного морского пути на социальное и культурное развитие коренных народов арктической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках тематического блока «Социальное и культурное воздействие расширенного использования Северного морского пути на коренные народы» (подОрганизация международной исследовательской программы INSROP.

программа «Политические, правовые и стратегические факторы») - выполнили якутские учёные: сотрудники ИГИ АН РС(Я) С. И. Боякова (руководитель проекта), В. Н. Иванов, Т. С. Иванова, В. Б. Игнатьева, С. П. Кисте-нёв и Д. А. Ширина; Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН - Л. И. Винокурова и Института региональной экономики АН РС(Я)- Б. В. Иванов. Тематическим блоком руководила упоминавшаяся ранее Г. Ошеренко. Финансировались исследования американской стороной.

Участники проекта на основе изучения архивных материалов, федерального и республиканского законодательств, документов правительственных органов Якутии, статистических данных, результатов проводившихся ранее исследований и периодической печати рассмотрели обширный круг вопросов, связанных с влиянием развития Севморпути на коренное население пяти прибрежных улусов (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский). К коренному населению специалисты отнесли юкагиров, эвенков, эвенов, долган, чукчей, якутов и русских старожилов.

Учёные определили культурные и археологические памятники (стоянки и погребения) северных районов Якутии, охрана которых необходима в случае развития международного судоходства по Северному морскому пути. Авторы проанализировали социально-культурные процессы у аборигенных этносов в условиях промышленного освоения (сохранность традиционных форм общественной организации, знание родного языка и традиций предков и, в целом, преемственность поколений) и государственную политику в отношении коренных народов Якутии во времена Советского Союза и в первые годы демократических преобразований в России. Серьёзное внимание исследователи уделили изучению демографических процессов и состоянию традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, рыболовство, охота) за период с 1930 по первую половину 90-х годов ХХ века в связи с влиянием на них эксплуатации Севморпути. Специалисты проследили динамику численности населения и плотности заселения территорий, изменения в этническом составе, миграцию, соотношение городских и сельских жителей, половой состав, оценили ущерб, нанесённый традиционной экономической базе индустриализацией. Кроме того, учёные рассмотрели условия жизни местного населения и состояние услуг в здравоохранении, дошкольном и школьном образовании, коммунальном хозяйстве и других областях соцкультбыта (кинотеатры, библиотеки, клубы).

Участники проекта назвали положительные моменты освоения Северного морского пути, связанные, в первую очередь, с экономической стороной вопроса: развитие судоходства и транспортной системы, улучшение снабжения северных улусов и рост промышленного производства. Вместе с тем специалисты определили и главные проблемы коренного населения, вызванные демографическими изменениями (превышение допустимой для экологической ёмкости арктических экосистем концентрации населения, негативное воздействие новых поселенцев на традиционные устои коренного населения), ухудшением социальных условий (плохое состояние инфраструктурных объектов), экологическим ущербом (сокращение площадей оленьих пастбищ, загрязнение окружающей среды), интенсивным промышленным освоением, нанёсшим серьёзный урон траEdited by Claes Lykke Riigner

Khiwer Academic I&ubtishors

Обложка книги, вышедшей в свет по итогам реализации программы INSROP (1999 г.).

диционной экономической базе, проводившейся государственной политикой (ограничение участия аборигенных этносов в работе промышленных объектов, «культурная революция», коллективизация, государственная монополия на закупку пушнины и т.д.) и расшатыванием культурных ценностей (появление поколения, не знающего родной язык и традиции своего народа). Учёные выразили уверенность, что «расширение международного использования СМП усугубит существующие социальные проблемы региона» [3, с. 6]. Вместе с тем исследователи предложили возможные пути нивелирования таких издержек, а именно: совершенствование существующего законодательства, проведение экологического мониторинга, организацию сети охраняемых территорий и акваторий, создание специального фонда для поддержки социальных программ развития коренных народов (из доходов от эксплуатации Севморпути), разработку туристических программ [3]. В 1996 г. по данному проекту был опубликован отчёт.

Несколько слов хотелось бы сказать о дальнейшей судьбе 1ЫБКОР. В том же 1996 г для анализа результатов исследований был создан Международный оценочный комитет, в состав которого вошли учёные из Великобритании, Дании, Италии, Канады, США и Японии. Комитет «высоко оценил результаты первой фазы выполнения программы и настоятельно рекомендовал

продолжить её» [7, с. 567]. Эти рекомендации были приняты, и сроки выполнения продлены ещё на два года (1997-1998 гг.). Основной целью второго этапа 1Ы8КОР была «конкретная оценка условий плавания по СМП, определение размеров риска, включая экологическое и социальное воздействие, расширение научной базы знаний о СМП как о потенциальной международной транзитной магистрали» [7, с. 567].

Итоги шестилетних исследований и потенциальные возможности Северного морского пути для международного использования были обсуждены на международной конференции в ноябре 1999 г. в Осло (Норвегия). Ксожа-лению, в этой конференции из-за отсутствия финансирования не смогли принять участие учёные из Якутии.

Многие докладчики на конференции отмечали, что исследования, проведённые в рамках 1Ы8КОР, с экономической, технологической и экологической точек зрения убеждают в необходимости развития Северного морского пути [8]. Однако это не заинтересовало потенциальных участников перевозок по Арктике, по оценке которых использование Севморпути как коммерческой магистрали между Европой и Азией в настоящий момент экономически нецелесообразно и нерентабельно [8]. В результате как за годы существования 1Ы8КОР, так и в последующее десятилетие, за исключением расходов японской и норвежской сторон собственно на программу, не было привлечено ни цента западных инвестиций.

Тем не менее научные результаты 1Ы8КОР значительны. В ходе реализации программы было опубликовано 166 отчётов, созданы база данных Географической информационной системы и Динамический экологический атлас Северного морского пути [7]. Всего за время существования программы (1993- 1998 гг.) в ней приняли участие около 470 учёных и специалистов из 15 стран мира. Следует особо отметить, что для учёных-гуманитариев Якутии изыскания в рамках 1Ы8КОР фактически стали первым опытом участия в крупномасштабном международном научно-исследовательском проекте.

Список литературы

1. Андреева, Т. Е. Сохраним языки коренных малочисленных народов Севера / Т. Е. Андреева //Якутия. -2008.- 14февр.
2. Филиппова, В. В. Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XXв. /В. В. Филиппова. - Новосибирск: Наука, 2007. -176с.
3. Boyakova, S. I. Influence of the Northern Sea Route on Social and Cultural Development of Indigenous Peoples of the Arctic Zone of the Sakha Republic (Yakutia) / S. I. Boyakova, V. N. Ivanov, G. Osherenko et all // INSROP Working Paper. -1996. - № 49.- 73 p.
4. Chichlo B. Transformations des societes autochtones. Research anthropologiques en Yakoutie Arctique (programme pluriannuel en cours) / B. Chichlo, J. Robert-Lamblin, Ch. Malet. Preprint // Текущий архив ИГИиПМНС СО РАН. - 42p.
5. Чикачёв, А. Г. Походчане и русскоустьинцы [Электронный ресурс] / А. Г. Чикачёв. - Электрон. дан. - Якутск, авг. 2009. - Режим доступа: http://www.npeople.ucoz.ru/publ/4-1-0-49 . - Загл. с экрана. -Яз. рус.
6. Речь товарища Горбачёва М. С. //Правда. - 1987. - 2 окт.
7. Проблемы Северного морского пути / [Отв. ред. А. Г. Гранберг, В. И. Пересыпкин]. - М. : Наука, 2006. -580 с.
8. The 21st Century - Turning Point for the Northern Sea Route? Proceedings of the Northern Sea Route User Conference. Oslo, 18-20 November 1999 / [Ed. by C. L. Ragner]. - Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2000.-340 p.

ОВЫЕ КНИГИ Г

Махаров Е. М. Философия человека: История и онтология современных проблем. - Москва: Мысль, 2011. - 328 с.

В предлагаемой работе в понятии «философия человека» даётся его широкая трактовка, не сводимая к природе или другим характеристикам человека. Это вся проблема человека, обобщённая и выраженная в философских терминах, это целостная концепция человека и комплексная система его изучения на основе взаимодействия общественных, естественных и технических наук.

Книга предназначена для тех, кто интересуется вопросами философии, но прежде всего ориентирована на специалистов по философской антропологии. Логика подсказывает рассмотрение проблемы человека в истории философии, далее обсуждаются вопросы методологии исследования в свете современной науки и анализируются такие фундаментальные основы, как сознание, происхождение, влияние глобализационных процессов и трансформации общества на социальный образ человека, будущее человека и т.д.

Jail |Ж

Ь. М- Млхлров

ФИЛОСОФИЯ

ЧЕЛОВЕКА

История и отологии

cunpcHciMitt njtoAieM

L J fflii m

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты