Спросить
Войти

История формирования Комиссии прошений в России

Автор: указан в статье

Список литературы

1. Бычевский Б.В. Город-фронт. - Лениздат, 1967. - 430 с.
2. Ладога родная. - Лениздат, 1969. - 411 с.
3. Сборник материалов по обмену опытом ведения подводно-технических работ в период Отечественной войны. - Воениздат, 1947. - 159 с.
4. http://kronvestnik.ru/museum/5963
5. http://www.spletnik.ru/blogs/po-volnam-nashey-pamyati/108374_podvodnaya-voyna-niny-sokolovoy

А. М. Семёнов История формирования Комиссии прошений в России

Ведомство под названием Комиссия прошений юридически закрепилось в системе государственной власти 1 января 1810 г., но первые зачатки данного ведомства появились в XI в.

История обращения народа в органы государственной власти имеет очень давнюю традицию. Начало этому было положено еще на Руси и носило название «жалобницы». В XV в. данная форма обращения к князю или царю трансформировалась и стала называться «челобитная». Согласно толковому словарю В.И. Даля, «челобитие - это поклон: просьба; жалоба», а в словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее объяснение: «челобитие - низкий поклон с прикосновением лбом к земле; письменное прошение; челобитная; просьба к высокому лицу». Право на жалобы впервые закрепилось в духовных грамотах: «что есть вымал у детей своих из уделов, а подавал княгине своей, а кому будет жалоба сиротам на волостели, и тем людям учинит исправу княгиня моя». Таким образом «осуществлялся важнейший принцип властного управления, благодаря которому князь в народном сознании был воплощением справедливости и правды, и каждый подданный, независимо от сословной принадлежности, должен был иметь доступ к князю со своей нуждой и жалобой».

Развитие института обращений к государственной власти происходило довольно медленно, это было в первую очередь связано со слабым развитием письменной грамотности среди населения страны.

С приходом к власти Ивана III и созданием Судебника в 1497 г. были определены главные принципы работы института челобитных. Каждый подданный, вне зависимости от сословия, мог обращаться с челобитной к любому чиновнику или непосредственно к самому князю.

Несмотря на законодательное закрепление основ подачи челобитных, количество подаваемых бумаг непосредственно на имя царя ежегодно возрастало, что требовало внесения некоторых изменений. В годы правления Ивана IV, примерно в 1550-х гг., был создан Челобитный приказ, который стал заведовать всеми поступающими челобитными. Законодательной основой данного ведомства стал Судебник Ивана IV, где в ст. 24 и ст. 75 описывался порядок подачи челобитных. Он был схож с порядком при Иване III, только теперь все дела поступали в специализированное ведомство, во главе которого стоял А.Ф. Адашев. Челобитный приказ стал высшим судебным органом, который исполнял надзорную функцию над всеми остальными правительственными ведомствами.

При царе Алексее Михайловиче челобитный приказ нашёл свое отражение в Соборном уложении 1649 г. Повторилось правило, согласно которому подданные не могли напрямую подавать жалобу, и при этом было прописано: «А не бив челом в приказе, ни о каких делах Государю никому челобитен не подавати». Но при этом разрешалось подавать челобитные на уже рассмотренные дела в приказе: «А будет ему в приказе суда не дадут, или против его челобитья указу ему не учинят: и ему о том бити челом и челобитныя подавати Государю, и то в челобитных своих описывати, что он о том деле наперед того в приказе бил челом, а указу ему в приказе не учинено». Челобитный приказ по-прежнему оставался важным структурным элементом системы государственного управления.

Эпоха Петра внесла свои коррективы в развитие челобитной системы. Произошли коренные изменения принципов делопроизводства, начавшееся в период 1699-1702 гг. с введения гербовой бумаги и замены оформления документов на столбцах тетрадями. После указа царя от 22 января 1699 г. следовало писать челобитные исключительно на гербовой бумаге. Это означало, что подача прошения отныне становилась платной.

Петр I создал две отдельные системы государственных инстанций для рассмотрения челобитий: административно-судебную (коменданты, городовые и провинциальные воеводы, губернаторы, коллегии) и судебную (судьи и городовые провинциальные суды, надворные суды)». Самым главным изменением было то, что решение Сената обжалованию не подлежало.

Помимо разрешения спорных вопросов при помощи подачи челобитных, Петр I создал на основе челобитного института контролирующий орган, который выполнял надзирающие функции над всеми судебными учреждениями. 5 февраля 1722 г. был издан указ «Инструкция или наказ рекетмейстеру Василию Павлову», где были описана система контроля за органами государственного управления. В последующем указе Правительствующего Сената «О неподаче Е.Ц.В. прошений мимо Рекетмейстера» от 23 февраля 1722 г. полностью закреплялась новая должность рекетмейстера, который отвечал за все подаваемые челобитные.

Эпоха дворцовых переворотов предопределила и судьбу челобитной системы. С каждым новым правителем затевались новые реформы, согласно которым должность рекетмейстера то упразднялась, то снова

восстанавливалась в полном объеме. Только с приходом к власти Екатерины II стала выстраиваться вертикаль власти, и государство стало обретать сильную, работающую судебную систему, где нашлось место и для должности рекетмейстера. Он был поставлен во главе второго департамента Сената. Так же, как и раньше, генерал-рекетмейстер должен был следить за своевременным рассмотрением и решением дел.

Павел I после воцарения на престол решил «оказывать подданным всевозможное правосудие и открыть им все пути и свободы, дабы глас слабого и угнетенного был услышан». Для этих целей был увеличен штат статс-секретарей, которые могли бы обрабатывать большее количество дел. Это была вынужденная мера: на одном из окон Зимнего дворца был установлен специальный ящик, в который каждый мог бросить свое прошение. Каждый день статс-секретарь опустошал ящик и докладывал Павлу I, который «немедленно клал на них резолюцию».

Вскоре должность генерал-рекетмейстера потеряла свое высокое значение. Здесь сказывался человеческий фактор, многие бумаги перекладывались «с полки на полку» на протяжении нескольких лет. Помимо этого «скудное жалование» делало эту должность мало популярной среди чиновников.

На время правления Александра I и Николая I выпадали самые трудные этапы становления ведомства. Несмотря на громадный законотворческий материал предшествующих эпох, связанный с подачей жалоб, прошений, челобитных, очень трудно было выработать современные правила подачи и рассмотрения прошений. Сам император не мог заниматься рассмотрением всех поступающих бумаг. Поэтому необходимо было создать компетентное ведомство, которое по своей сути взяло бы на себя часть полномочий императора. Было очень важно, чтобы от этого ведомства были далеки такие понятия, как бюрократия, произвол, незаконность и самоуправство.

Комиссия прошений, зачатки которой были положены в Древней Руси, к началу XIX в. смогла оформиться и закрепиться в государственной структуре власти. Опыт, приобретенный за столь значительный промежуток времени, должен был указать все принципы, на которых должна строиться работа в этом ведомстве. Однако после принятия акта об ее учреждении работу по налаживанию четкого механизма пришлось начать практически с чистого листа. Опыт хоть и был учтен, но новые времена требовали новых правил.

Список литературы

1. Веременко В.А. Дворянские семьи второй половины XIX - начала XX вв. в поисках «монаршей милости» (по материалам канцелярии е. и. в. по принятию прошений) // Вестн. молодых ученых. Сер. исторические науки. 2004. - № 2. - С. 32-43.
2. Грибовский В.М. Памятники русского законодательства XVIII столетия. Вып. I (Эпоха Петровская). - СПб.: Типография главного управления Уделов, 1907. - 216 с.
3. Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm (дата обращения: 20.07.2014 г.).
4. Кабашов, С. Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России: учеб. пособие. - URL: http://e.lanbook.com/view/book/44778/ (дата обращения: 05.09.2014 г.).
5. Качалкин А.Н. Названия допетровских деловых текстов // Рус. речь. 2002. -№ 2. - С. 24-44.
6. Новицкая Т.Е., Преображенский А. А. и др. Законодательство Петра I. - М.: Юрид. лит., 1997. - 880 с.
7. Писарев С.Н. Учреждение по принятию и направлению прошений и жалоб, приносимых на Высочайшее имя. 1810-1910 гг.: ист. очерк. - СПб.: Тов-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. - 221 с.
8. Российское законодательство X-XX вв. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.). - М.: Юрид. лит., 1985. - 520 с.
9. Российское законодательство X-XX вв. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юрид. лит., 1986. - 512 с.
10. Словарь С.И. Ожегова. - URL: http://www.ozhegov.org/words/39361.shtml (дата обращения: 20.07.2014).
11. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.
12. Толковый словарь В.И. Даля. 1863-1866. - URL: https://slovari.yandex.ru/-книги/Толковый%20словарь%20Даля/ЧЕЛО/ (дата обращения: 20.07.2014).
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты