Спросить
Войти

Чиновники Тобольского управления: численность и состав (1905-1917)

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

УДК 947 (571.1)

В. В. ГЕРМИЗЕЕВА

Омский государственный технический университет

ЧИНОВНИКИ ТОБОЛЬСКОГО ГУБЕРНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ (1905-1917 гг.)

В статье рассматриваются численность, образовательный уровень и качественный состав чиновников Тобольского губернского управления в 1905-1917 гг.

Тобольское губернское управление являлось высшим административным учреждением губернии. Эффективность его деятельности во многом зависела от образования и опыта чиновников.

В указанный период штат Тобольского губернского управления был установлен в 57 классных чиновников, число писцов законом установлено не было, их численность определялась губернатором, исходя из имеющихся возможностей. С 1 сентября 1914 г. в штат губернского управления были введены две новые должности: непременного члена по воинским делам и секретаря при нем.

Указом 5 октября 1906 г. были отменены ограничения в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний и предоставлено право представителям всех сословий (за исключением некоторых нерусских народов) служить в государственном аппарате, в результате желающие смогли занять ряд должностей в губернском управлении, что некоторым образом улучшило замещение низших должностей. Эти лица обычно дорожили службой и редко меняли место работы.

Тем не менее тобольский губернатор Д.Ф. Гагман в отчете за 1909 г. указывал на то, что «комплектование учреждений губернии интеллигентными соответствующими делу рабочими силами, вследствие тяжелых условий жизни и службы, крайне затруднительно, в особенности на средние и низшие должности с крайне ограниченным содержанием, не покрывающим даже самых скромных требований жизни». К тому же «в составе учреждений элемент служащих очень часто меняется, а должности, требующие специальной подготовки, очень часто вакантны. При таком положении дело управления губернией требует усиленной внимательности, настойчивости и наблюдения» [1].

Начальники губерний неоднократно поднимали вопрос о необходимости пересмотра штатов губернского управления, но он так и не был решен. В результате к службе приходилось привлекать нештатных чиновников. Так, в Тобольском губернском управлении по данным на 30 января 1910 г. числилось по одному сверхштатному старшему и младшему чиновникам особых поручений при губернаторе, два вольнонаемных журналиста, 19 вольнонаемных писцов и 14 машинисток.

Новый тобольский губернатор А.А. Станкевич в отчете за 1912 г. отмечал недостатки в организации государственной службы, обращая внимание на то обстоятельство, что аппарат, призванный предусматривать и удовлетворять нужды губернии «покоится на законоположениях и штатах, рассчитанных на совершенно иные условия и количественно совершенно не соответствует огромной работе губернского управления» [2].

Положение осложняло и то, что значительный контингент лиц, состоящих на службе в губернском управлении, составляли уроженцы Европейской России. Часто они, прослужив несколько лет, переводились на службу в центральные губернии. Например, в Тобольской губернии местные уроженцы, получившие высшее или специальное образование редко оставались на месте, а средний уровень образования, остававшихся на службе в губернии, не превышал курса уездного училища и ими замещались низшие должности. Согласно формулярному списку помощника делопроизводителя Тобольского губернского управления В.Г. Шананина, последний получил свое образование в Тобольском уездном училище и был определен на гражданскую службу [3], аналогичное образование имел и другой служащий — И.Ф. Смирнов [4].

Таким образом, в исследуемый период сохранялось деление на приезжих чиновников и местных уроженцев, последние, как и в XIX веке были ниже по происхождению, менее обеспечены материально, но «сильны были знаниями сибирских обстоятельств» [5].

Согласно постановлению Совета Министров от 7 апреля 1908 г. при Министерстве финансов была образована комиссия из представителей заинтересованных ведомств для пересмотра действующего положения о преимуществах службы в отдаленных местностях Империи под председательством товарища министра финансов Чистякова, а после его смерти

— во главе занявшего эту же должность Вебера [6].

В конце 1909 г. губернаторы получили циркуляр МВД о необходимости выразить свое отношение к действовавшему «Положению об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях». В связи с необходимостью предоставить сведения об образовательном цензе и числе служащих, которые могут воспользоваться или уже пользуются преимуществами службы, в Тобольской губернии было проведено совещание, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

1. Изменились ли служебные и жизненные условия Тобольской губернии на столько, что не представляют уже особого различия с местностями Европейской России?
2. Возможно ли замещение всех или хотя бы некоторых должностей местными уроженцами?
3. Служит ли существование преимуществ службы в Тобольской губернии достаточным основанием для привлечения на службу интеллигентных сил?
4. Отразится ли отмена или сокращение привилегий неблагоприятно на составе служащих в губернии?

Совещание, собранное в 1910 г. губернатором Д.Ф. Гагманом из представителей разных ведомств, пришло к заключению, что особые преимущества

службы в Тобольской губернии являлись единственным средством привлечения в край интеллигентных работников, особенно на должности, требующие специальных знаний, при чем заполнить необходимый персонал местными уроженцами не представлялось возможным. Участники совещания отмечали, что хотя в последнее время жизнь в губернии стала развиваться, но жизненные условия почти не изменились, за исключением некоторых городов (Кургана и Тюмени), расположенных на линии железной дороги. С их точки зрения, предоставленные для Тобольской губернии особые преимущества лишь в слабой степени восполняли те лишения, которые были вызваны местными условиями службы и жизни. Тем не менее они имели существенное значение, так как хотя бы отчасти и на временную службу все же привлекали в край интеллигентные силы. Поэтому совещание пришло к заключению, что отмена или сокращение в чем-либо особых преимуществ службы в Тобольской губернии является преждевременной [7].

Качественный состав приезжих чиновников губернского управления очень часто не выдерживал никакой критики. Согласно сведениям о лицах, состоящих на государственной службе по ведомству МВД в Тобольском уезде Тобольской губернии за 1909 г., часть должностей занимали лица приезжие. Так, губернатор был переведен из Могилевской губернии, вице-губернатор — из Екатеринославской губернии, советники губернского управления из Казани и Ставрополя, старший и младший штатные чиновники особых поручений были переведены на службу из Могилева, младший сверхштатный чиновник особых поручений из Рязани, помощники губернского врачебного инспектора из Казани и Минской губернии, ветеринарный инспектор был родом из Полтавской губернии. В то же время старший советник губернского управления, непременные члены по крестьянским делам были из Тобольской губернии, а губернский врачебный инспектор из Иркутска. Большая часть местных уроженцев состояла на должностях не выше VIII класса (делопроизводители и их помощники, бухгалтер, архивариус, экзекутор) [8].

Образовательный уровень чиновников не всегда соответствовал занимаемой должности. Так, оба советника Тобольского губернского управления, старший и младший штатные чиновники особых поручений, а также младший сверхштатный чиновник особых поручений имели низшее образование. Вицегубернатор, старший советник губернского управления и один из непременных членов по крестьянским делам имели среднее образование. В результате только лица, занимавшие должности, требующие специальной подготовки, были с высшим образованием

— врачебный инспектор и его помощники, ветеринарный инспектор, губернский и младший архитекторы, младший инженер, непременный член по крестьянским делам и помощник делопроизводителя губернского управления.

По сведениям за 1910 г. в Тобольском губернском управлении было только 5 чиновников со средним образованием: старший советник И.В. Бирюков, три делопроизводителя и помощник делопроизводителя. Советник второго отделения А.А. Корнеев из ротных фельдшеров держал экзамен на чин, прибыл в Тобольск из Европейской России. Советник третьего отделения И.Н. Бутлеров, известный как специалист по «строительной части», имел лишь домашнее образование. Отмечалось, что чиновники из местных уроженцев, имеющие низ-

шее образование (окончили городские и уездные училища), по своему развитию и работоспособности часто превосходят приезжих [9].

Таким образом, в составе Тобольского губернского управления лица с низшим образованием составляли 65,7 %, со средним — 10,6 %, с высшим — 23,7 % [10] .

Состав чиновников Тобольского губернского управления изменялся постоянно. На основе изучения данных списков должностных лиц состоящих на службе в МВД, которые ежегодно печатались в «адрес-календарях» каждой губернии можно сделать определенные выводы. Из анализа сведений за 1909 и 1913 гг. по Тобольской губернии следует, что состав губернского управления изменился на 65 %. В то же время за 1913-1915 гг. - не более чем на 16 % [11]. Ряд должностей оставались вакантными на протяжении длительного времени и чаще всего для их замещения необходимы были чиновники со специальной подготовкой (архитектор, инженер и их помощники). Во главе первого отделения губернского управления на протяжении 1909-1915 гг. находился старший советник И.В. Бирюков, второе отделение возглавлял в 1909 г. А.А. Корнеев, в 1913, 1914 г. советник Б.А. Потапов, а по данным на начало 1915 г. эта должность была вакантной, советником третьего отделения в 1909 г. являлся И.Н. Бутлеров, в 1913 г. - Н.Н. Виноградский, затем его сменил Н.И. Будрин.

Таким образом, замещение должностей способными и усердными людьми оставалось серьезной проблемой. Состав губернского управления изменялся с разной долей интенсивности и зависел от целого ряда факторов: небольшого оклада содержания, неравномерного распределения обязанностей, отношения губернатора к чиновникам.

Частая перемена в составе должностных лиц приводила к негативным результатам: увеличению канцелярской волокиты, формализму в работе, стремлению чиновников угодить начальству, вместо того, чтобы четко исполнять возложенные на них обязанности.

Примером долгой и плодотворной службы может быть деятельность старшего советника Тобольского губернского управления Ивана Васильевича Бирюкова. Сын священника, окончил полный курс наук в тобольской духовной семинарии. Высочайшим приказом от 26 октября 1895 г. был назначен советником тобольского губернского управления с 1 ноября 1895 г. в виду введения с этого времени нового штата управления. Приказом по гражданскому ведомству от 30 декабря этого же года утвержден в должности старшего советника, которую занимал на протяжении всего исследуемого периода [12].

Таким образом, вполне закономерно, что «воспроизводство управленческих кадров в самой Сибири могло удешевить их подготовку и содержание, повысить заинтересованность в результатах труда, обеспечить более высокую осведомленность о крае», но кроме этого существовало понимание того, «что местный чиновник будет более подвержен воздействию окружающей среды, быстрее проникнется ее взглядами, что чревато перекосами в сторону региональных интересов в ущерб интересам центра» [13]. Но следует учитывать то обстоятельство, что «чиновничество было всегда ориентировано, прежде всего, на интересы государства», «каждый чиновник был ответственен главным образом перед другим вышестоящим чиновником» [14]. В результате бюрократия превратилась в могущественное и в то же время послушное орудие верховной власти, которая сама должна была стремиться следовать закону и четкой инструкции.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

В исследуемый период все же удалось существенно увеличить долю местных уроженцев в составе губернских учреждений. Так, по сведениям на 1908 г. среди чиновников Тобольской губернии они составляли 46 % [15]. Существуют и другие данные. Так, Т.В. Козельчук делает вывод о том, что личный состав чиновничества Тобольской губернии (служивших в основном в Министерстве внутренних дел, в Министерстве юстиции и Министерстве финансов) формировался на 82 % за счет местных сибирских кадров, при этом на долю уроженцев Тобольской губернии приходилось подавляющее большинство [16]. Соотношение приезжих чиновников и сибиряков в тобольском губернском управлении было примерно равным, с той лишь разницей, что первые занимали в основном должности У — У11 класса, а вторые — VIII —IX.

В условиях неразвитой системы профессиональной подготовки государственных служащих, большая часть чиновников губернских управлений оставалась специалистами широкого профиля. Сохранению подобного положения способствовали вневедомственные перемещения служащих.

С назначением на должность канцелярский служитель или чиновник получал определенное содержание, которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Жалованье и столовые деньги выдавались всем служащим с 20-го числа каждого месяца. Квартирные деньги выдавались на треть года вперед.

Денежные оклады чиновников не в состоянии были обеспечить достойного существования, поэтому вопрос о возможности их увеличения рассматривался центральными и местными властями

П.А Столыпин, говоря о необходимости увеличения содержания, отмечал в декабре 1909 г., что штатные чины губернских управлений и канцелярий губернаторов находятся в гораздо худших условиях, чем местные чины других ведомств [17], но о западносибирских губерниях ничего сказано не было.

В итоге 21 января 1910 г. был принят закон об увеличении содержания чинам местных учреждений во внутренних губерниях, который был введен в действие с 1 июля, не затронув сибирские области и губернии. Так, содержание советника, врачебного инспектора Европейской России увеличилось с 1800 до 2500 руб., ветеринарного инспектора с 1500 до 2200 руб., регистратора и архивариуса с 600 до 1000 рублей [18]. Таким образом, чиновники внутренних губерний оказались в более выгодном материальном положении после введения повышенных окладов содержания. По мнению местных властей, вопрос о повышении получаемого в Западной Сибири чинами жалованья после этого стал «вполне назревшим и подлежащим скорейшему разрешению» [19].

Показателем качественного состава служащих губернских управлений может служить число чиновников, привлеченных к ответственности за должностные преступления. К сожалению, по причине отсутствия точных сведений мы можем только сделать общие выводы о количестве преступлений среди лиц, находившихся на государственной и общественной службе. Например, по состоянию на 1908 г. преступления этой группы в Тобольской губернии составляли 5% от общего числа, в 1910 г. — 6,5%, в 1912 г. — 4,6%

[20]. При этом аналогичные сведения по Российской империи было почти в два раза ниже и в период 19041913 гг. по подсчетам Б.Н. Миронова составляли 2,7 %

[21]. Таким образом, вследствие отсутствия необходимого контроля и отдаленности от центра, злоупот-

ребления чиновников в губернии были более обширны. Тем не менее в судах в основном разбирались преступления уездных и волостных должностных лиц, случаи привлечения к ответственности чиновников губернских правлений были единичны.

За выслугу лет государственным служащим полагалось повышение в чине. Так, старший советник Томского губернского управления коллежский советник М.Н. Еремеев был произведен в статские советники с 1 марта 1908 г., как выслуживший положенный четырехлетний срок в прежнем чине.

Согласно ст. 156 «Устава о службе по определению от правительства» на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях, где места предоставляются по назначению от начальства и по выборам, прием женщин даже по найму был запрещен, исключения из этого правила закрепляла ст. 157, но они не распространялись на ведомство МВД [22].

В 1909 г. губернаторы получили циркуляр МВД с требованием предоставить в канцелярию министерства данные об обязанностях женщин в губернских и уездных учреждениях, «где таковые уже занимают или могут быть приняты на канцелярские или штатные должности». Необходимость подобных сведений возникла в связи с разработкой законопроекта о разрешении лицам женского пола служить в ведомстве МВД.

Но, несмотря на положительное отношение властей к разрешению этого вопроса, законодательные акты, разрешающие женщинам официально занимать низшие должности в ряде министерств, были приняты только накануне Февральской революции 1917 года [23].

В «Уставе о службе по определению от правительства» для чиновников было предусмотрено право на отпуск до 4-х месяцев, в том числе с сохранением содержания до 2-х месяцев, а в отдаленных местностях эти сроки увеличивались вдвое, если чиновники увольнялись за переделы главного управления, при котором состояли на службе. Уволенным в отпуск выдавался билет, в котором указывались имя, фамилия, чин, служба или должность, место проведения отпуска и срок действительности билета. В том случае, если чиновник не возвращался на место в положенный срок, из его жалованья вычиталась сумма за просроченное время. Во время отпуска обязанности отсутствующего чиновника губернских и уездных учреждений возлагались, согласно приказу губернатора, на другое лицо [24].

Чиновники губернского управления имели возможность получения пенсий, что регулировалось «Уставом о пенсиях». Это обстоятельство было особенно важным, если учитывать тот факт, что они не имели кроме содержания по службе других источников дохода. Согласно общим положениям все прослужившие в гражданской службе от 25 и до 35 лет получали при выходе в отставку пенсию в половину оклада, прослужившие же 35 лет и более получали полный оклад.

Согласно «Положению о преимуществах службы в отдаленных местностях» пенсии и единовременные пособия служащим и их семьям в Тобольской губернии назначались с сокращением пенсионных сроков, с учетом того, что 3 дня службы в этих местностях считались за 4. Право на выслуженное сокращение пенсионных сроков сохранялось в случае перехода на другую службу внутри империи. Кроме того, лица, прослужившие в крае не менее 10 лет и в последней должности не менее трех лет, имели право на получение повышенных пенсионных окладов [25].

Тем не менее эти льготы распространялись только на приезжих чиновников и не затрагивали формирующиеся местные кадры управления.

Часто чиновники испытывали определенные трудности при выходе в отставку. Выплата жалованья прекращалась, и если они не имели сбережений, то вынуждены были оставаться несколько месяцев без средств к существованию. Пенсия, конечно, выдавалась за все время с момента назначения, но только через несколько месяцев. Поэтому ко времени ее получения многие бывшие чиновники вынуждены были влезать в долги. Но такого положения можно было избежать, назначив по смете Департамента государственного казначейства особую статью для авансовых отпусков в счет последующих ассигнований [26]. Вышедший в отставку чиновник мог вновь вернуться на службу. Отстраненные от службы за непозволительное поведение имели право продолжить работу, но не ранее чем через два года.

В исследуемый период оставалось много нерешенных вопросов в деле замещения должностей губернского управления опытными сотрудниками. Это было связано с небольшим жалованьем чиновников, необходимостью привлечения специалистов из Европейской России, нехваткой местных кадров. Штатный состав Тобольского губернского управления за время своего существования был увеличен только на две должности в 1914 г. и не соответствовал требованиям времени. Начальники губерний неоднократно указывали на необходимость преобразований, но они так и не были проведены. Недостаток служащих на протяжении всего периода восполнялся за счет привлечения в губернское управление внештатных сотрудников. Кроме негативных тенденций можно выделить и положительные моменты: возросло число местных представителей среди служащих губернского управления, постепенно повышался их образовательный уровень, большая часть чиновников, несмотря на сложное положение, со всей ответственностью выполняла возложенные на них обязанности, делая все возможное для того, чтобы сохранить авторитет Тобольского губернского управления как высшего административного учреждения губернии.

Библиографический список

1. РГИА. Ф. 1276. Оп. 17. 1911. Д. 162. Л. 232, 233.
2. Там же. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 56. Л. 28; Д. 98. Л. 6.
3. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 30. Д. 218. Л. 25.
4. Там же. Оп. 51. Д. 6. Л. 3, 4.
5. Матханова Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002. С. 146.
6. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 279. Л. 127; ГАОО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 194. Л. 172.
7. ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 326. Л. 14, 16-17.
8. Там же. Оп. 30. Д. 219. Л. 14; 226. Л. 43; Д. 228. Л. 21.
9. Сибирские вопросы. 1910. № 12. С.29.
10. Подсчитано по: ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 279. Л. 4-6;
11. Подсчитано по: ГУТО ГАТ. Ф. 152. Оп. 36. Д. 351. Л. 6-8; Оп. 30. Д. 218. Л. 27-29; Д. 221. Л. 40-42; Памятная книжка Тобольской губернии на 1909 г. Тобольск, 1909. С. 211-214; ... на 1913 г. С. 3-4; ... на 1914 г. С. 3-5; ... на 1915 г. С. 3-4.
12. ГУТО ГАТ. Ф.152. Оп. 30. Д. 221. Л. 35, 41-42.
13. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала ХХ веков. Омск., 1997. С. 246.
14. Миронов Б.И. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). СПб., 2000. Т. 2. С. 204.
15. Ремнев А.В. Указ. соч. С. 230.
16. Козельчук Т.В. Чиновничество Тобольской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века. Автореф... канд. ист. наук. Курган, 2002. С. 23.
17. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991. С. 230.
18. Голос Сибири.1910. 1 июня, 12 июня, 24 июля.
19. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 98. Л. 12.
20. Подсчитано по: Обзор Тобольской губернии за 1908 г. С. 15; ... за 1910 г. С. 17; ... за 1912 г. С. 19.
21. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 171.
22. СЗРИ. СПб., 1913. Кн. 1. Т. 3. С. 1740.
23. Сенин А.С. Государственная служба в Золотой век Российской империи // Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX века. М., 2000. С. 114.
24. Сенин А.С. Указ. соч. С.123-124; ГАТО. Ф. 2. Оп. 2. Д. 165. Л. 106; Д. 139. Л. 1-2.
25. ГАТО. Ф. 3. Оп. 45. Д. 1211. Л. 128, 136.
26. Голос Сибири. 1910. 3 июля.

ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры «Отечественная история».

Дата поступления статьи в редакцию: 15.01.2007 г.

© Гермизеева В.В.

Книжная полка

История Древней Греции: учеб. пособие / В.И. Кузишин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгоцкий и др.; Под ред. В.И. Кузишина. — М.: Высш.школа, 2007. — 464 с.

В учебном пособии дано систематическое изложение основных событий древнегреческой истории, начиная с зарождения первых государственных образований на Крите в конце III тыс. до н.э. и до падения эллинистического царства Птолемеев в I в. до н.э. и включения его в состав Римской империи. Прослеживается происхождение и расцвет древнегреческой цивилизации, ее экономических и социальных структур, политических и государственных институтов, основных сфер древнегреческой культуры. Особое внимание уделяется богатому наследию эллинской культуры и ее мощному и многостороннему влиянию на развитие древнеримской и современной культуры. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Гомера, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Демосфена, Плутарха и др.

Для студентов вузов, колледжей и лицеев, изучающих всеобщую историю и мировую культурологию. Может быть интересно широкому кругу читателей.

Рекомендовано УМО.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты