Спросить
Войти

Конкретно-научный уровень анализа проблемы проектирования в специальном образовании

Автор: указан в статье

ОБРАЗОВАНИЕ

© 2006 г. М.Л. Баранова

КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЙ УРОВЕНЬ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С точки зрения синергетики будущее - это не то, что будет завтра, а одно из возможных будущих состояний [1, с. 9]. Исходя из этого становится понятным, что чем разнообразнее свойства среды, тем больше возможных путей эволюционного развития (структур-аттрактов) в ней имеется, и тем больший выбор появляется у системы. Но разнообразие свойств среды определяется разнообразием видов деятельности самих социальных организмов, социальных систем, их специализацией. Поэтому стратегия саморазвития социального организма (системы) должна быть направлена на освоение новых видов деятельности, расширение их разнообразия.

Это может достигаться, в частности, за счет увеличения многообразия входящих в систему элементов, специализации элементов и, соответственно, расширения связей между ними.

Учитывая то, что возможности расширения видов деятельности у конкретной системы не безграничны, выход на дальнейшее развитие и совершенствование может быть найден через объединение отдельных систем, их кооперацию. Кооперация социальных систем приводит к появлению более сложной системы, обладающей значительно большим разнообразием свойств и возможностей для обеспечения саморазвития и сохранения своей целостности. Таким образом, расширение видов деятельности, доступных системе, кооперирование с этой целью отдельных систем в более сложные целостности является одним из основных условий самосохранения и саморазвития социальной системы.

Г. Николис, рассматривая природу сложного, отмечает, что оно связано с многоуровневостью, с субординацией уровней, иерархическим принципом построения [2]. Именно иерархический принцип построения организации сложной системы обеспечивает ее целостность, единство составляющих ее элементов. Иерархия в синергетике рассматривается как средство приведения составляющих систему элементов к единому темпу развития, что для социальных систем (в том числе и образовательных) предполагает общность стратегических целей развития и создание условий для их достижения. Такое согласованное развитие, коэволюция разнородных элементов одной системы является обязательным условием устойчивости всей системы в целом. Социальная система не сможет долго существовать, если часть ее элементов развивается в другом темпе, ритме, чем вся система в целом. Значительные различия в темпе развития (для социальных, в том

числе образовательных систем, темп проявляется в уровне и направленности развития) могут привести к распаду системы на отдельные части. Этот тезис важен для понимания необходимости разработки единых концептуальных подходов и стратегических целей развития региональной системы в целом, для того чтобы обеспечить функционирование и развитие ее отдельных элементов и компонентов в едином темпомире, по выражению И. Пригожина, т.е. их когерентность, и тем самым обеспечить устойчивость как всей системы, так и отдельных ее элементов - педагогических и территориальных (муниципальных) систем [3].

Объединение элементов в систему или более простых систем в сложную может осуществляться различными способами. Способ организации социальной системы тесно связан с уровнем ее развития и в значительной степени влияет на перспективы ее дальнейшего развития и эффективность функционирования [4-7].

В момент образования системы возможным состоянием ее может быть такой тип организации как хаос, который характеризуется равенством активностей входящих в нее элементов на основе одновременного притяжения и отталкивания. Хаотической является бесформенная и безинформаци-онная система, развитие которой происходит скачкообразно за счет изменения равенства активностей, энергетического баланса между отдельными элементами. В ней возникают отдельные зоны, концентрирующие вокруг себя часть элементов, организуемых другим способом. Такое скачкообразное изменение может привести к появлению следующего способа организации систем - коалиции. В случае коалиции силы притяжения и отталкивания, являясь основными, действуют уже не одновременно, но дифференцированно. Так, притяжение преобладает между элементами системы, а отталкивание направлено на элементы и системы внешней среды. Для коа -лиции характерно приблизительное однообразие активностей отдельных элементов, а характер общей активности коалиционной системы связан в основном с защитными функциями.

Дальнейшее развитие системы может привести к усилению различий между элементами, появлению специализации в выполняемых по отношению к системе функциях. Равенство активностей элементов заменяется их разнообразием и специализацией. Каждый элемент или группа элементов выполняют вполне определенные функции, все вместе обеспечивая устойчивость системы в целом. Такой способ организации систем носит название - координация.

В зависимости от характера взаимодействия элементов внутри системы выделяют три разновидности координации: кооперация, конкуренция и эгрессия [5].

Кооперация как способ объединения элементов, их взаимодействия, предполагает, во-первых, равенство активностей элементов, во-вторых, свободу в выборе деятельности, характера поведения и, в-третьих, сохранение специализации (или ее смену в случае необходимости). Сочетание таких характеристик кооперации, как наличие специализации, равноправия и свободной воли выводит этот способ организации сложных социальных систем на первое место по эффективности и достигаемой устойчивости систем.

Наряду с кооперацией в координационных системах встречается такие разновидности организации, как конкуренция и эгрессия, которые пока еще являются преобладающими, несмотря на их меньшую эффективность.

Конкуренция при начальном равенстве активностей направлена на усиление одной из сторон, часто за счет другой. Поэтому конкуренция как вид организации часто эволюционирует в такую разновидность как эгрессия. В этом случае неравенство активностей постепенно нарастает, приводя к образованию жестко иерархизированной системы. В таких системах самостоятельность элементов нижележащих уровней минимальная, это снижает возможности их индивидуализации, расширения многообразия. Наоборот, эгрессивные системы направлены на унификацию связей и типизацию элементов. Устойчивость в таких системах достигается не за счет расширения видов деятельности и, соответственно, вариантов реагирования на сре-довые изменения, а путем увеличения, дублирования элементов, регламентирования, унификации связей как внутри системы между отдельными элементами, так и между самой системой и средой. При этом устойчивость возможна лишь при относительно неизменных условиях среды. В случае же значительных изменений, а в некоторые периоды развития системы и при незначительных, малых средовых воздействиях (флуктуаций), такие системы, в следствие своей статичности, негибкости, незначительности степеней свободы (возможностей вариативного, самостоятельного реагирования) элементов, могут впасть в состояние хаоса, если не будут проведены вовремя серьезные изменения в их структурной организации [5, с. 22-24].

Таким образом, в развитии систем, эволюции ее организации можно выделить определенную цикличность. Она предполагает постепенный переход от хаотического состояния при появлении системы к все более организованным и сплоченным структурам; переход от равенства активностей через их преобразование, специализацию и расширение многообразия видов деятельности к постепенной унификации, типизации, появлению и нарастанию иерархии. Такое развитие событий в случае ограничения степеней свободы элементов, замещения кооперации эгрессией и конкуренцией, неизбежно приводит к застою, излишнему расходованию ресурсов, энергии и как следствие - к конечному распаду, возвращению к хаотическому состоянию.

У каждой социальной системы имеется свой ритм волнового развития. Поэтому в один и тот же момент времени разные системы могут находиться как на одинаковом, так и на разных этапах циклического, волнового процесса развития. В случае объединения систем необходимо учитывать этап, цикл их индивидуального развития. Если он будет совпадать у объединяемых систем, то это может привести к явлению волнового резонанса и как следствие - к взлету в деятельности новой, объединенной системы, значительному повышению ее возможностей. Если же периоды, циклы развития объединяемых систем или, условно говоря, их возраст не совпадут, то эффективность такого объединения может быть очень незначительна или вообще отсутствовать - системы будут взаимно гасить друг друга.

Поэтому при объединении сложных систем разного возраста необходимо учитывать общие законы их самоорганизации и организации. Эти законы регламентируют условия эффективности объединения отдельных систем и рождения нового; выделяют этапы эволюционного развития социальных систем и их особенности; определяют возможности управления этими процессами, предполагающее сочетание процессов саморазвития и управляемого развития.

Учитывая важность обозначенных проблем для теории организации и проектирования региональных образовательных систем, мы посчитали необходимым более подробно остановиться на них.

Отмеченная выше цикличность в развитии сложных социальных систем является одним из фундаментальных принципов их поведения. Периодическое чередование стадий эволюции и инвалюции, развертывания и свертывания, взрыва активности центростремительных тенденций, интеграции, а затем расхождения, дезинтеграции, хотя бы частичного распада -это неизбежные стадии волнового или колебательного режима, позволяющие поддерживать целостность системы и преодолевать тенденцию к полному распаду.

Фундаментальность и всеобщность этого закона подтверждается рядом исследований отечественных и зарубежных ученых. Так, было выявлено наличие циклов в жизни цивилизации, смена периодов их развития, расцвета и гибели (М.Д. Кондратьев). Определено наличие ритмов с определенными стадиями развития в жизни этносов (Л.Н. Гумилев). Наконец, доказана периодичность в развитии численности человечества в целом (С.П. Капица).

В мире все пульсирует, движется туда-обратно. Дойдя до определенной точки, явление начинает обратный путь, чтобы не выродиться в свою противоположность, чтобы одностороннее движение не привело к самоистреблению системы. Попятное движение - это не катастрофа, а необходимый момент развития, возврат к истокам. При этом пульсация идет по восходящей спирали. Процесс повторяется, но каждый раз на более высоком уровне развития [2, с. 94]. В восточной философии этот закон обозначен как закон аналогичной неповторяемости развития - все старо и не ново, все повторяется, но в измененном виде, а не в виде точной копии, и именно это является условием развития. Поэтому основное внимание должно уде ляться не самой статичной, неподвижной системе, а тому, что с ней происходит, процессу ее циклического развития.

С позиции синергетики ритм выше времени, он изначален, так как задается внутренней формой системы. Внутренняя форма есть условие целого, она придает целостный характер каждому явлению. А у целого свои законы: открытость, нелинейность, неравновесность (неустойчивость), способность к самоорганизации [8, с. 94].

Процесс самоорганизации свидетельствует о том, что каждое явление (система) устремлено к своему завершению, реализации своей сущности, к Благу, как отмечал еще Аристотель, т.е. в процессе самоорганизации система старается привести в соответствие внешнюю форму с внутренней. В этом проявляется принцип самобытности целого, ибо одно целое не похоже на другое (условно можно обозначить самобытность как специализацию целостной системы в окружающем мире, среде).

Принцип самобытности связан с принципом взаимообусловленности -все в мире, с одной стороны, неслиянно, но с другой - нераздельно, а потому взаимообусловлено, равнозначно. Ничем нельзя пожертвовать, если все имеет свою внутреннюю форму, свое вселенское назначение. С этими принципами связано представление о том, что мир подобен полицентрической сингулярной модели, в которой центр - везде, в каждой точке (Н. Бердяев). Отсюда возрастает значение не только отдельной системы (социальной), но и отдельного человека. Индивид и мир взаимно создают друг друга. Мир творится каждым существом. И потому все резонирует друг на друга: в одном месте тронешь - в другом отдается болью. Вопросы этики в последнее время рассматриваются не только в гуманитарных исследованиях, все чаще к ним обращаются представители точных наук. По словам Эмерсона, аксиомы физики выражают на ином языке этические законы.

Механизмом процесса циклического развития сложных систем, в том числе систем образования разного уровня, является игра или борьба двух основных факторов или сил. Один из них - это работа источника (энергии, информации, знаний и др.), которая нарушает равновесие в системе, создает в ней неоднородности, способствует значительному ускорению определенных процессов, приводящих к возникновению новой структуры. В качестве таких источников в региональных системах специального образования могут рассматриваться образовательные учреждения, работающие в режиме инновационной деятельности, являющиеся экспериментальными площадками.

Другим, противоположным, является фактор, размывающий неоднородности в среде, в системе, аналог диффузии, диссипации (миграция, населения, передача знаний, научной и культурной информации, культурно-исторических традиций). Для образовательных систем таким фактором может быть распространение и широкое внедрение инновационного опыта, создание условий для его нормативности. Конкуренция, борьба между

этими двумя факторами, приводящая к преобразованию либо первого, либо второго, и приводит к смене этапов, циклов в развитии системы - этапов относительно устойчивого (стационарного) и неустойчивого развития. Такой механизм ритмической смены состояний социальной системы глубоко аналогичен китайскому символу «инь-ян» [1, с. 66].

В целом понятие «развитие» с позиции синергетического подхода тесно связано с понятием «неустойчивость». Именно неустойчивость системы к случайным воздействиям (внешним и внутренним) - флуктуациям, и обеспечивает возможность качественных изменений, образования, «локализации» новых структур. В этом заключается эволюционный смысл понятия неустойчивости [9, 10]. Отрицательное звучание понятия как обозначающего состояние нежелательное, могущее привести к гибели системы, заменяется пониманием неустойчивости как состояния, дающего системе возможность развития и совершенствования. Только на стадии неустойчивости сложная система (в том числе система специального образования региона) имеет такую возможность. На стационарной стадии развития все процессы в системе идут слишком медленно, чтобы серьезным образом какие-либо изменения могли повлиять на положение структуры. На этой стадии изменения гаснут, и структура остается в целом неизменной.

Влияние флуктуаций на изменение структуры социальных систем зависит не только от этапа, цикла ее развития, но и от силы воздействия и его локализации. Первая характеристика - сила воздействия, связана с таким свойством открытых систем, как пороговость чувствительности. Все изменения система воспринимает обычно враждебно, как опасные для ее устойчивости, а следовательно, и выживаемости. Поэтому изменения недостаточной силы ею отторгаются и постепенно сводятся на нет, формализуются. Система возвращается к прежнему состоянию. Ниже порога чувствительности все уменьшается, стирается, забывается, не оставляет никаких следов в природе, науке, культуре, образовании, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает [9, с. 10]. Кроме того, изменения зависят не столько от силы воздействия на систему, сколько от топики, направленно -сти такого воздействия. Достаточно даже малого по силе воздействия (флуктуации), но попавшего в центр сложной структуры, в ее максимум, сущностную характеристику, чтобы оно привело к распаду сложной структуры. Если же воздействие попадает в максимум (сущностную характеристику) одной из простых структур, входящих в более сложную, то оно может изменить темп развития этой простой структуры и тем самым рассогласовать темп развития простых структур, входящих в состав сложной. А это, как уже отмечалось, может также привести к распаду сложной структуры, так как когерентность, согласованность темпов развития элементов является важнейшим условием существования сложных систем. Исходя из этих положений синергетики, становится понятной формула родоначальника даосизма Лао-цзы о том, что слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, а тихое побеждает громкое.

Наиболее опасны такие воздействия флуктуации на определенных стадиях развития системы, которые в синергетике обозначаются как «режим обострения» или стадия сверхбыстрого развития процессов вблизи точек бифуркации или ветвления путей эволюции. На этой стадии любые, даже очень малые воздействия (но точно локализованные в максимумы структуры), могут очень быстро разрастаться до больших размеров, приводя либо к распаду системы, либо к переходу системы в качественное новое состояние. Система на этой стадии своего развития характеризуется крайней неустойчивостью.

Процесс распада можно предупредить, если происходит переход на другой, противоположный режиму обострения режим. Это режим замедления, охлаждения, размывания и сглаживания неоднородно стей. Распад (хотя бы частичный) заменяется объединением, интеграцией, а кристализация, образование неоднородностей - их сглаживание, путем «разбегающейся волны» - распространения информации, технологий для социальных систем, из центров кристаллизации к периферии, возобновления процессов по старым следам, т. е. на основе культурно-исторических традиций и синхронизации темпов развития (темпомиров) отдельных элементов системы, смещением фокуса влияния от центра к периферии. Частичный возврат к старому, к культурным и историческим традициям является необходимым условием поддержания сложной социальной организации. Диссипативные обменные процессы разной природы обеспечивают когерентность, т.е. согласование темпов жизни простых систем, объединяемых в сложную, синхронизируют темп их эволюции. В результате объединения, синхронизации системы попадают в один темпомир, что обеспечивает более быструю эволюцию простых систем в составе сложной. В этих случаях диссипативные, обменные процессы (аналоги хаоса) выступают в качестве клея, который связывает части в единое целое. Таким образом, хаос (частичный распад, размывание, рассеивание, обмен) играет конструктивную роль не только в процессах выбора пути эволюции на стадии локализации, обострения, но и в процессах построения сложного эволюционного целого [9, с. 17]. Эволюционные процессы в отрытых системах идут к созданию все более сложных организаций и структур путем интеграции различных развивающихся в разном темпе структур в эволюционные целостности.

Переход от режима локализации новых структур к режиму диффузии, сглаживания различий, согласования отдельных элементов внутри социальной системы также представляют собой борьбу или игру двух противоположных факторов, лежащих в основе механизма развития социальных систем.

Цикличность развития, своеобразие отдельных циклов обусловливает

особый тип детерминизма в развитии сложных социальных систем. На

стадии неустойчивости вблизи точек бифукации, или ветвления путей эволюции системы, предполагающих выбор одного из этих путей [3], незаметные случайности могут коренным образом изменить дальнейшую траекторию развития системы, вследствие нелинейности процессов. Поэтому на такой стадии прогноз развития системы может быть лишь вероятностным. Когда же система выбирает определенный путь развития, дальнейшая ее эволюция на стадии устойчивого, стационарного развития происходит в соответствии с детерминистическими законами. Таким образом, случайное и необходимое в развитии сложных систем дополняют друг друга. Устойчивость вырастает из неустойчивости и в результате неустойчивости, ибо рождение нового структурного образования связно со случайностью, неустойчивостью, хаосом [9, с. 14].

Устойчивость социальных (образовательных) систем - это устойчивость постоянного движения, динамическая устойчивость. Она достигается через постоянные нарушения равновесия посредством следования законам ритма, периодической смены состояний и режимов эволюции. Нужны «потрясения» системы. Нужно пройти через слои хаоса, чтобы создать новую структуру, добыть новую информацию или иметь историческую новацию. Кризисы, по словам Л.С. Выготского, это не временное состояние, а путь внутренней жизни [11].

В целом, модель мира в соответствии с синергетическим исследованием эволюционных процессов в мире представляется как иерархия различных темпомиров, зависимых, проникающих друг в друга или же независимых, параллельных. В этом случае сверхразум предстает как некая стадия развития процессов в мире. Это - будущее нашего темпомира, но вполне вероятно, существующее уже сегодня в другом, продвинутом к моменту обострения темпомире, с которым мы не умеем устанавливать связь [9, с. 19].

Наличие сознания как подсистемы в социальных системах обусловливает особенный по сравнению с другими системами характер их развития. Эта особенность заключается не только в том, что социальные системы существуют на двух планах - идеальном и материальном, о чем говорилось выше, но и в том, что процессы самоорганизации в социальных системах сочетаются с процессами сознательной организации или управляемого развития. Эти процессы зачастую идут параллельно, и синергетика пытается ответить на вопрос - как управлять сложными, в том числе социальными, системами, находящимися в состоянии неустойчивости. Управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же прямого насилования реальности, опасных действий, против собственных тенденций развития систем, и строится на основе знания того, что возможно в условиях данной среды. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем. Поэтому можно говорить о проявлении здесь особого типа детерминизма - детерминизма с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее, усиливающего роль человека [9, с. 20]. Индивидуальность и мир взаимно создают друг друга. Мир творится каждым существом.

Синергетика позволяет решить проблему - как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для системы путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Здесь же решается еще одна проблема - как преодолевать хаос, его не преодолевая, а делая его творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций [1, с. 69].

Одним из синергетических принципов управления развитием сложных систем является принцип замещения. В соответствии с ним новые элементы, составляющие ядро, сущностные характеристики новой структуры, постепенно замещают старые, тем самым, изменяя структуру системы. Таким образом, структура в процессе изменения не разрушается полностью, но постепенно эволюционирует благодаря структурному замещению. Необходимые условия создаются постепенно в процессе сознательного, управляемого развития, для обеспечения процесса замещения и выживаемости новой структуры.

Еще один принципиальный подход к управлению развитием сложных социальных (образовательных) систем заключается в том, что синергети-ческое управляющее действие можно определить как действие стимулирующее, исподволь, исходя из собственных сил, способностей, потенции саморазвивающейся системы. Процесс саморазвития, как отмечалось выше, связан со свободным выбором системой дальнейшего пути развития в соответствии с внутренними тенденциями ее развития и существующими в данной среде возможными вариантами развития - аттракторами эволюции. Выбор жестко не предопределен, существует лишь некоторые эволюционные запреты, накладываемые на несвойственные сложной системе пути эволюции. При многообразии путей все они находятся в определенном эволюционном коридоре, за рамки которого система выйти не может без риска саморазрушения. Учитывая, что будущее состояние системы строится сразу с двух сторон - ее внутренними тенденциями, идущими из прошлого и аттрактным состоянием, наиболее близким ей, идущим из будущего (двойная, причинно-целевая детерминация развития), отношение к ситуации развития должно быть соответствующим. Не следует любым способом пытаться переделать ситуацию, но необходимо воспользоваться ею, дать возможность ситуации творить и влиять на ход развития, научиться конструктивно использовать приносимые ситуацией возможности [1, с. 65].

Эта позиция применительно к медицине, предполагает не воздействовать на болезнь, стараясь ее подавить, а обнаружение и стимулирование скрытых в самом человеке установок (структур-аттракторов) на благоприятное и здоровое будущее. По словам Ф. Капра, доктор должен уважать

способность тела к самоисцелению и не пытаться господствовать над процессом исцеления.

Применительно к образованию такой подход представляет процесс обучения как нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи ученика и учителя, попадание их в один самосогласованный темпомир в результате совместного решения проблемных ситуаций. Это ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Образование стимулирующее, пробуждающее, способствующее открытию себя сотрудничеству с самим собой и с другими людьми [12, 13; 14, с. 47].

Применительно к развитию региональных систем специального образования стимулирующие управляющие воздействия направлены на свободное развитие составляющих систему элементов (муниципальных, педагогических систем) на основе осознания и принятия ими стратегических целей развития региональной системы, определяемых исходя из культурно-исторических традиций региона, внутренних тенденций развития региональной системы в рамках эволюционных тенденций развития всей системы образования и общества в целом.

Заканчивая рассмотрение наиболее важных для нашего исследования положений теории систем и теории самоорганизации сложных систем, можно кратко резюмировать идеи, составившие основу методологии исследования теоретических основ организации и проектирования региональных систем специального образования.

1. Все существующее в мире представляет собой системы той или иной сложности. Организация системы определяется совокупностью составляющих ее элементов и объединяющих их связей. При этом определяющей характеристикой является количество и специализация элементов системы, каждая из которых является, в свою очередь, составной частью, подсистемой системы более высокого порядка. Для организации сложных систем характерна большая активность целого по отношению к частям, подчинение частей целому, гибкая вероятная связь между элементами и системой, а не жестко однозначная связь, а также способность к самовоспроизведению и саморазвитию.

Наиболее высокоорганизованными и сложными системами являются социальные, к числу которых относятся и образовательные системы. Они предполагают два плана своего существования - идеальный и материальный. Первый является первичным и определяющим по отношению к материальному и обусловливается деятельностью сознания.

2. Эволюционное развитие социальных систем, к числу которых относятся системы образования, это процесс нарастания сложности в организации систем. Чем сложнее система, тем она устойчивее и более жизнеспособна. Повышение устойчивости и выживаемости является внутренней целью любой системы.

Направленность эволюционного развития обусловлена двойной причинно-целевой детерминацией: с одной стороны, культурно-историческими традициями и особенностями современной социокультурной ситуации, с другой - влиянием цели, наиболее соответствующей внутренней форме, внутренним тенденциям развития системы и находящимся в эволюционном коридоре возможных путей развития в данную историческую эпоху. Именно целевая детерминация обеспечивает способность систем к саморазвитию и самоорганизации.

3. Эволюционное усложнение социальных систем может происходить как за счет углубления и расширения специализации, входящих в нее элементов, так и за счет увеличения многообразия видов связей между элементами внутри системы и между системой и средой. Наиболее эволюционными являются кооперативные связи, предполагающие равенство активностей, свободу выбора и наличие специализации элементов. Субординационные связи, обусловленные генезисом одних частей целого из других, обеспечивают целостность и целенаправленность систем.
4. Развитие системы представляет собой волновой, циклический процесс, в котором сменяются периоды относительно устойчивого состояния системы (периоды функционирования) и периоды неустойчивости (периоды развития).

Периоды относительно устойчивого состояния системы характеризуются сглаживанием различий между отдельными элементами, унификацией характеристик элементов, входящих в систему, и связей между ними, медленным накоплением изменений. Кардинальные изменения на этом этапе невозможны, так как поглощаются инерционным состоянием системы.

В периоды неустойчивости даже малые воздействия (флуктуации) на систему могут привести к качественным изменениям, благодаря быстрому разрастанию вызываемых этими воздействиями изменений. Формирование новых структур возможно только в периоды неустойчивого состояния системы, которое ставит систему перед необходимостью изменений, для того чтобы сохранить целостность и жизнеспособность.

5. Устойчивость изменений новых образовавшихся структур достигается благодаря распространению информации от центров кристаллизации новых структур к периферии, созданию единого информационного пространства (для социальных систем), это обеспечивает единую целевую направленность всех элементов системы при сохранении их самобытности, специализации; благодаря частичному возврату назад - возрождению культурно-исторических традиций, что в целом обеспечивает синхронизацию темпов развития отдельных элементов системы, а следовательно, устойчивость и выживаемость системы в целом.
6. В социальных системах процессы самоорганизации и саморазвития дополняются процессами управляемого развития и организации. Согласованность этих процессов требует учета основных закономерностей процессов саморазвития сложных социальных (образовательных) систем, к числу которых можно отнести следующие управляющие воздействия:

- направленные на развитие социальных систем, которые должны учитывать их внутренние тенденции развития, не идти с ними вразрез и ориентироваться не на силу воздействия, но на его резонансность тенденциям самой социальной (образовательной) системы и общим эволюционным векторам развития, существующим и возможным в данное время и в данной среде;

- направленные на согласование внутренних целей социальной системы (устойчивость, выживание) с ее внешними целями, задаваемыми ей средой, создание таких условий, которые бы позволяли при реализации внешних целей повышать устойчивость и выживаемость системы в целом (т.е. реализовать внутренние цели);

- обеспечивающие когерентное (согласованное) развитие входящих в систему элементов, координируя с этой целью активность отдельных элементов, типы и виды связей между ними, общий уровень и направленность развития;

- направленные на сущностные характеристики системы (параметры порядка), осуществляющие постепенное структурное и содержательное замещение, переход от старой структуры к новой. Сила управляющего воздействия на старую систему должна быть адекватна ее устойчивости и превышать «порог чувствительности» системы.

Управляемое развитие систем предполагает особый вид деятельности -проектирование, имеющей своего субъекта, а значит и особые субъектные характеристики, связанные с ценностными представлениями, переживаниями проектировщиков. Поэтому методологический анализ сути проектирования осуществлялся нами также с позиций деятельностного и аксиологического подходов.

Первый отражает деятельностную организацию практики и сознания. В современных исследованиях деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование действительности, включая самого себя. Любая деятельность, в том числе и деятельность проектирования, предполагает наличие таких компонентов, как содержательный - цель, предмет и мотивы деятельности; процессуальный - средства достижения цели, действия и операции; результативный - промежуточные и окончательные продукты деятельности. Определяющим компонентом является содержательный. Цель выступает как предвидимый результат деятельности, прообраз будущего состояния системы. Этот прообраз существует на идеальном плане и представляет бытие реального предмета в фазе его становления [15, с. 264]. С позиции деятельностного подхода к основным характеристикам проектной деятельности относят ее социальность, сознательность и креативность -характеристики, отражающие специфику субъекта проектной деятельности; предметность, телеономичность (направленность на реализацию замысла) и целенаправленность - характеристики, отражающие специфику объекта проектной деятельности.

Аксиологический подход к рассмотрению проектирования позволяет выделять такие социальные и субъектные характеристики проектной деятельности, в значительной степени определяющие содержательный и результативный компоненты этой деятельности и оказывающие влияние на ее процессуальный компонент, как субъективно-ценностные переживания проектировщика и социально-объективные ценности, характерные для данной социокультурной ситуации. Вместе они представляют целостность, детерминирующую направленность проектной деятельности. Названная особенность проектирования позволила утверждать, что проектирование по содержанию должно быть аксиологичным, а по форме конструктивным, регламентирующим проектную деятельность.

Литература

1. Григорьева Т.П. Синергетика и восток // Вопросы философии. 1997. № 4.
2. Николис Г., Пригожин И. Познание сложности. Введение. М., 1990.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
4. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1997.
5. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М., 2001.
6. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8.
7. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. М., 1996.
8. Глушков В.М., Иванов В.В., Яценко В.И. Моделирование развивающихся систем. М., 1983.
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1999. № 5.
10. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. 1997. № 5.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
12. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1999.
13. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
14. Шевелева С.С. Открытая модель образования (Синергетический подход). М., 1997.
15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993.

Ростовский государственный педагогический университет 13 июня 2006 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты