Спросить
Войти

Рецензия: Дорофеев М. В. , одновал Н. И. , одновал И. Н. , Азарова П. Е. , Лебедев М. А. История православия в городе Осинники. Новокузнецк: Полиграфист, 2013. 150 с

Автор: указан в статье

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 2 (28)

А.Н. Худолеев

РЕЦЕНЗИЯ: ДОРОФЕЕВ М.В., ОДНОВАЛ Н.И., ОДНОВАЛ И.Н., АЗАРОВА П.Е., ЛЕБЕДЕВ М.А. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ГОРОДЕ ОСИННИКИ. НОВОКУЗНЕЦК : ПОЛИГРАФИСТ, 2013. 150 с.

Историческое краеведение - это активно развивающийся раздел современной отечественной исторической науки. Данное направление, основанное историками-федералистами XIX в. (Д.И. Иловайским, Н.И. Костомаровым, К.Н. Бестужевым-Рюминым и др.), помогает лучше узнать региональную составляющую российской истории. Однако на протяжении долгого времени в поле зрения исследователей находились социальноэкономические и политические проблемы местной истории. Духовная жизнь, и в частности религиозная, оставались в стороне. В постсоветское время на волне возрождения интереса к истории Русской православной церкви стали появляться научные труды, посвященные развитию православной традиции на юге Западной Сибири и Кемеровской области в частности. Активизировалось как диссертационное, так монографическое изучение проблемы [1, 2]. Однако роль православия в процессе становления и развития малых городов Кузбасса оставалась неисследованной. Коллектив авторов во главе с доктором исторических наук М.В. Дорофеевым поставил перед собой задачу восполнить этот пробел на примере истории православной веры в небольшом шахтерском городе юга Западной Сибири - Осинники.

Во введении показывается актуальность исследования, обозначаются его хронологические рамки, рассматривается историография проблемы, характеризуется источниковая база.

Первая глава посвящена деятельности Русской православной церкви в Сибири на протяжении XVI-XIX вв. Подробно рассматриваются этапы миссионерской деятельности священнослужителей среди коренного населения. Подчеркивается, что представители православной церкви исходили из христианских норм, старались убеждать и меры физического воздействия не использовали. Авторы обоснованно считают, что православное влияние необходимо было не только аборигенам, но и русскому (в основном казачьему) населению, поскольку в ходе освоения Сибири проявлялись самые лучшие и худшие черты человеческой натуры. Последние привели к упадку нравственности и религиозности. Русские перестали носить кресты, не соблюдали посты. С большим интересом читаются страницы, на которых излагаются факты подвижнической деятельности первых сибирских архиепископов (Киприа-на, Макария, Симеона). В работе отмечается особая роль в христианизации коренных народов юга Западной Сибири Алтайской духовной миссии, образованной в 1828 г., и ее руководителей М. Глухарева и В.И. Вербицкого. Последнему принадлежит особое

значение, так как именно отец Василий организовал в 1858 г. в поселке Кузедеево первую миссионерскую школу, где, кроме церковных предметов, обучали грамматике и арифметике. Школу В.И. Вербицкого с полным правом можно считать истоком педагогического образования в Кузнецком крае.

Во второй главе рассматривается история православия в Осинниках в ХІХ-ХХ вв.: от шорского улуса Осиновского до шахтерского города, получившего данный статус в 1938 г. Авторы прослеживают историю строительства первой деревянной церкви имени пророка святого Илии (построена в 1866 г.) на средства кузнецкого купца и мецената Н.С. Куртегешева, за что он был награжден орденом святой Анны 3-й степени и золотой медалью для ношения на Станиславской ленте; борьбы священнослужителей и прихожан за свободу вероисповедания в годы Гражданской войны; патриотической деятельности духовенства города Осинники в период Великой Отечественной войны; противодействия идеологическим атакам на православие в годы хрущевской «оттепели», когда благодаря подвижнической деятельности многих священнослужителей отечественная православная традиция сумела выжить в условиях активного противодействия ей со стороны власти; образования при поддержке архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония в 1995 г. Осинниковского благочиния, ставшего следствием возрождения интереса к православной традиции и ценностям в постсоветское время.

Третья глава посвящается современному развитию православной культуры в Осинниках. Авторы отмечают, что в городе действует Воскресная школа, насчитывающая 165 учащихся в возрасте от 6 до 14 лет, которые на летних и зимних каникулах совершают паломнические поездки по святым местам, активно участвуют в различных творческих и православных конкурсах. В некоторых общеобразовательных школах Осинников ведется предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», издается ежемесячная церковная газета «Слово Пастыря», проводятся православные выставки.

Работа не ограничивается повествованием о православной истории Осинников. В ней также затрагивается и индустриальная история города, которая началась в 1912 г. с образования акционерного общества Кузнецких каменноугольных копий (Копикуз). Особое место отводится спецпереселенцам (главным образом немцам) 1930-х - 1940-х гг., которые в большом количестве пребывали на шахты и рудники Сиблага.

Подчеркивается, что они внесли значительный вклад в строительство и развитие города: строили шахты, железную дорогу, жилые дома. Добавим, что в качестве спецпереселенца в юном возрасте в Осинниках вместе с матерью Ирмой Давыдовной Герман проживала будущая популярная в СССР певица Анна Герман. Ее отца немца Евгения Фридриховича Германа расстреляли в 1938 г., семью репрессировали и выслали в сибирскую глубинку.

Рецензируемое исследование основано на широком круге ранее не публиковавшихся архивных источников, выявленных в фондах государственных архивов

Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Осинниковского городского краеведческого музея. С необходимой полнотой задействованы также и семейные архивы, записи рассказов очевидцев (так называемая устная история). Книга богато иллюстрирована черно-белыми и цветными фотографиями.

Надеемся, что данное исследование будет интересно и полезно не только специалистам в области духовной жизни России, историкам Русской православной церкви, семинаристам, студентам и школьникам Кемеровской области, но также и всем интересующимся историей православия в малых городах России.

Литература

1. Васькин А.Н. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской православной церкви: предпосылки создания, основание и развитие

(1970-е гг. - начало XXI в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. 36 с.

2. Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.

Khudoleev Aleksey N. Kuzbass State Pedagogical Academy (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: khudoleev73@mail.ru REVIEW: DOROFEEV M.V., ODNOVAL N.I., ODNOVAL IN., AZAROVA P.E., LEBEDEV M.A. THE HISTORY OF ORTHODOXY IN THE CITY OF OSINNIKX NOVOKUZNETSK: POLIGRAFIST, 2013. 150 p.

REFERENCES

1. Vaskin A.N. Kemerovskaya i Novokuznetskaya eparkhiya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: predposylki sozdaniya, osnovanie i razvitie (1970-e gg. —

nachaloXXI v.): Avtoref. Diss. kand. ist. nauk [Kemerovo and Novokuznetsk eparchy of the Russian Orthodox Church: creation prerequisites, basis and development (the 1970s - early 21st centuries). Abstract of Hist. Cand. Diss.]. Kemerovo, 2013. 36 p.

2. Tresvyatskiy L.A. Pravoslavie na Kuznetskoy zemle v dorevolyutsionnyy period [Orthodoxy in the Kuznetsk land during the pre-revolutionary period].

Novokuznetsk, MAOU DPO IPK Publ., 2013. 267 p.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты