ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Г. Н. Щупак
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРА ПРИКАМЬЯ
(1840-1850-е годы)
Раскрываются малоизвестные страницы истории фольклористики, связанные с собирательской деятельностью в Прикамье в 1840-1850-е годы. Основное внимание уделяется характеристике опубликованных и рукописных источников, посвященных свадебному обряду и фольклору населения Прикамья.
G Shchupak
The Initial Phase of the History of Collecting and Publishing of Wedding Folklore in Prikamye Region (1840s-1850s)
The article deals with the history of folkloristic and the corresponding activities in Prikamye in 1840s-1850s. The article focused on the characteristic of published and hand-written sources describing the wedding ceremony and folklore of Prikamye.
Свадебный обряд и фольклор Прикамья половине ХХ века и современных научных составляют одну из значимых областей ин- исследований.
тереса многочисленных краеведов и фольк- Появление публикаций, посвященных лористов-собирателей XIX-XX века. При- свадебному фольклору Прикамья, связано с
чина этого кроется, в первую очередь, в концом 1840-х годов. К числу первых приразвитости обряда и в яркой самобытности надлежит статья смотрителя Чердынского
пермской свадьбы. Историю собирания и уездного училища Н. А. Корнаухова*, предизучения прикамского свадебного фолькло- ставленная под заглавием «Этнографичера можно определить как историю форми- ские черты города Чердыни» в петербургрования научных методов исследования. В ском «учено-литературном» журнале «Отесамом обобщённом плане этот процесс чественные записки» в 1848 году [6, с. 49можно представить как путь от доминиро- 58]. Часть данной публикации составляет
вания этнографических публикаций описа- лаконичное описание свадебного обряда,
тельного характера на раннем этапе до соз- иллюстрированное двумя краткими поэтидания звуковых и рукописных коллекций ческими фрагментами песни («Синее море
музыкально-поэтических текстов во второй на волнах стоит») и «плача» («Ты пожалуй-ко, мила подруженька»). Известно, что в 1844 году Н. А. Корнаухов намеревался представить в печати ряд записанных им текстов свадебного фольклора, о чем свидетельствует следующая выдержка из его письма к издателю «Отечественных записок» А. А. Краевскому: «Поющиеся в здешнем городе на свадьбах девушками невесте плачи, или печальные песни, показались мне довольно замечательными. Собрав те из них, которые, по моему мнению, заслуживают более внимания, я прилагаю их при письме этом и прошу покорнейше Вас поместить их в издаваемом Вами журнале, если они по рассмотрению Вашему, заслуживают этого» [цит. по: 3, с. 285].
Публикация поэтических текстов, записанных Н. А. Корнауховым около 1844 года и примерно в это же время пополнивших собрание П. В. Киреевского, состоялась по прошествии значительного периода — в 1911 году, когда Обществу любителей российской словесности при Московском университете удалось осуществить новое издание материалов из собрания П. В. Киреевского. В первый выпуск новой серии «Песен, собранных П. В. Киреевским», посвященной обрядовому фольклору, составители сборника включили 42 текста чердын-ских свадебных песен (.№ 67-93) и причитаний (.№ 94-108) с указаниями собирателя о том, для кого и в какой момент они исполнялись на свадьбе («жениху и невесте», «отцу», «священнику», «сватовщику и др.). Причитания приурочивались к кульминационным моментам довенечной части свадьбы
— обрядовой бане, чесанию волос невесты и ее прощанию с «красотой» [9, с. 28-42].
В 1848 году в петербургской «Иллюстрации» была опубликована статья М. И. Калинина, описывающая среди прочих и «сва-тебные» обычаи у «чердаков» — жителей г. Чердыни [5]. М. И. Калинин**, петербуржец, направленный на преподавательскую службу в Чердынское уездное училище, преподносит читателю этнографический материал с позиции в некоторой степени
иронично настроенного горожанина, наблюдающего за ходом крестьянской свадьбы. Наиболее ярко впечатления очевидца воплотились в красочном описании одного из важнейших этапов обрядового действа — оплакивания «дивьей красоты», сопровождаемого исполнением «песен плача», т.е. причитаний.
Следует заметить, что и Н. А. Корнаухов, и М. И. Калинин фиксировали городскую традицию свадебного обряда. Можно предположить, что в 1840-х годах она лишь в незначительной степени отличалась от традиций близлежащих к Чердыни сёл и деревень. Изданные в середине XIX века этнографические описания послужили началом целого ряда публикаций, посвященных чер-дынской свадьбе. Неугасаемый интерес к ней был обусловлен, в первую очередь, хорошей сохранностью ритуала и ярким своеобразием его деталей, что, в частности, отмечал Н. А. Корнаухов: «Нигде, мне кажется, не исполняются с такою точностию и неупустительностью все древние свадебные обряды, как здесь; они по своей национальности заслуживают подробного описания» [6, с. 53].
Важным событием, оказавшим значительное влияние на развитие отечественной фольклористики, стало создание в 1845 году Русского географического общества (далее — РГО). Одним из направлений деятельности РГО стала организация сбора сведений о различных сторонах духовной и бытовой жизни населения России, чему в большой степени способствовала составленная в 1848 году «Этнографическая программа» РГО. Одним из ее пунктов был сбор этнографических и фольклорных материалов. Распространение данной «Программы» привело к активизации собирательской деятельности жителей губерний, представителей разночинной интеллигенции.
В специальной статье, посвященной характеристике поступающей в адрес РГО корреспонденции, К. Д. Кавелин отмечал
обилие и разнообразие материалов по свадебным обычаям. «На сто номеров описаний, — резюмировал он свои наблюдения,
— более двадцати содержат подробные, тщательно составленные описания свадеб со всеми их обстановками, приметами, песнями, причитаниями и торжественными обрядовыми словами всех присутствующих лиц. Кроме того, как бы ни было скудно описание, каждое непременно сообщает что-нибудь о свадьбах. Это главный, важнейший из всех обычаев, изучение которого вводит нас в самое сердце нашего древнего быта и верований, и в историю их постепенного развития» [5, с. 336-337].
Рукописи, заключающие в себе фольклорно-этнографические материалы, поступали практически из всех уездов Пермской губернии, преимущественно от представителей православного духовенства. В большинстве случаев этот труд становился результатом выполнения предписаний со стороны епархиального начальства, которому РГО адресовало просьбу распространения этнографической программы. Известно, что в 1853 году по указанию архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита «лицам городского и сельского духовенства» в уезды Пермской губернии было разослано свыше 60 экземпляров второй редакции
«Программы для исследования русской народности» [1].
В конце 1840-х — начале 1850-х годов из прикамских уездов материалы по свадебному обряду и фольклору были присланы священниками: Петром Первушиным (Верхний Чусовской городок Пермского у.), Николаем Поповым (с. Гаинское Чердын-ского у.), Иоанном Бердниковым (с. Спас-Бардинское Кунгурского у.), Василием Буд-риным (с. Большие Ключи Красноуфимского у.).
В ходе текстологического сличения двух источников удалось установить, что текст статьи священника И. Е. Бердникова*** "Этнографические сведения о жителях Кунгурского уезда" был переизложен С. П. Буевским**** и в 1858 году (к сожалению, без ссылки на автора) опубликован в «Учёных записках Казанского университета» [2, с. 141-165]. При этом С. П. Буевский отмечал, что местный свадебный обряд «мало отличается от совершаемого в великороссийских губерниях» [2, с. 155].
Для обнаружения единого содержания и различного изложения в рукописи И. Е. Бердникова и публикации С. П. Буевского, достаточно сопоставить два источника на примере краткого фрагмента описания, где речь идет о расплетении косы невесты:
Рукопись И. Е. Бердникова Публикация С. П. Буевского
«Обряды и обычаи пред самой свадьбой. В доме невесты отдается красота. Утром, в свадебный день, при зажженной пред иконою свече, мать невесты начинает расплетать ее косу, а с ней участвуют и все девицы, присутствующие на девичнике. В это время поют песню, в которой отдают честь целомудрию; а невеста, закрыв лицо руками, плачет» [1, л. 5]. «Перед самой свадьбой в доме невесты отдается красота. Утром в свадебный день, при зажженной пред иконами свече, мать невесты вместе с девицами, присутствующими на девичниках, начинают расплетать ее косу. В это время поют песню, в которой похваляют целомудрие невесты, а невеста, закрыв лицо руками, плачет» [2, с. 158].
Лишь малая часть материалов из Пермской губернии увидела свет на страницах изданий РГО. Стремясь опубликовать свои работы, авторы прибегали к сотрудничеству с другими издателями. В частности, некоторые материалы из ранее присланных в РГО, впоследствии размещались на страницах
«Пермских губернских ведомостей». Отдельные этнографические описания появлялись в центральных органах печати, например, в «Журнале министерства внутренних дел», где были напечатаны «Этнографические заметки о пермяках» священника Н. Попова из с. Гаинского Чердынского
уезда [10, с. 456-464]. Большое внимание в статье уделено свадебному обряду северной группы коми-пермяков. Достаточно подробно Н. Попову удалось описать обрядовую встречу свах во время приезда женихова поезда во двор дома невесты.
В петербургских изданиях — в 1849 году в «Географических известиях» (издание РГО) и в 1852 году в «Журнале министерства государственных имуществ» — публикуется материал В. Хлопина (Хлопова) о «пермяках» [12, с. 22-32; 13, с. 166-180]. Судя по всему, данному автору, написание фамилии которого в разных изданиях отличается, принадлежит еще одна, не авторизованная статья, напечатанная в журнале «Москвитянин» за 1847 год [8, с. 201-216]. Все три публикации содержат одинаковые, но представленные в вариативном изложении сведения о свадебных обычаях «пермяков», по указанию автора, «более или менее заимствованных» ими у русских [13, с. 174]. Автор упоминает о том, что в «доме невесты собираются все ее молодые и немолодые подруги, поют свадебные, обыкновенно печальные песни, пьют брагу и плачут» [13, с. 174], но сами песенные тексты не приводит.
По всей вероятности, к концу 1850-х следует отнести фольклорно-этнографические материалы, собранные в Суксунском заводе Красноуфимского уезда одним из корреспондентов В. И. Даля и поступившие затем к П. В. Киреевскому. Рукопись «Свадебные обряды в горных заводах <Урала>» содержит изложение хода свадебного обряда, бытовавшего среди рабочего населения демидовских заводов, и 76 текстов свадебных песен и причитаний, в которых «слышны отголоски нашей старины» [11, с. 450]. Наше предположение о возможном составлении данного описания в 1850-е годы основано на том, что его развернутость, многочисленность и полнота включенных поэтических текстов характерны для работ, выходивших с этого времени. Ценность поэтических текстов свадебных причитаний, приводимых в данной рукописи, тем более велика, что в корпусе современных материалов причётная традиция этой местности практически не представлена.
Материалы, собранные в 1840-1850-е годы, являются уникальным свидетельством, позволяющим судить, с одной стороны, о своеобразии местных фольклорных традиций, а с другой, — об особенностях их восприятия представителями образованных кругов сельских и городских жителей. Фольклорно-этнографические источники
этого времени представляют большой интерес для современных исследований.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Корнаухов Николай Афанасьевич — прикамский краевед, собиратель фольклорно-этнографических
материалов, корреспондент Русского географического общества. В 1827-1838 гг. преподавал в Чердынском уездном училище; там же, в период с 1831 по 1844, исполнял должность штатного смотрителя. В
** Из биографии Михаила Ивановича Калинина удалось выявить лишь тот факт, что в 1839-1842 годах он состоял учителем русского языка в Чердынском уездном училище. В своей статье М. И. Калинин упоминает об учёной экспедиции Русского географического общества, «в руках которой много средств»
и которая «познакомит русских с этим далеким краем [Чердынским. — Г. Щ.], не лишённым примечательностей во многих отношениях» [6, с. 216]. Исходя из данной отсылки к РГО, можно предполагать, что М. И. Калинин был осведомлён о деятельности данной организации и мог быть связан с нею каким-либо образом.
*** Бердников Иван Евдокимович (в монашестве — архимандрит Исаакий) (ок. 1810 — после 1886) — собиратель фольклорно-этнографических материалов в Пермской губернии. Родился в семье пономаря Крестовоздвиженской церкви с. Арийского Красноуфимского уезда. В 1830 окончил Пермскую духовную семинарию, в том же году был рукоположен в священники к Спасской церкви с. Бардинского Кунгурского уезда Пермской губернии. На момент сотрудничества с РГО исполнял должность наставника в Спасобардинском приходском училище.
**** Буевский Савва Петрович (1792-1879) — выпускник Вятской духовной семинарии, штатный смотритель Кунгурского уездного училища, коллежский асессор; наряду со служебными обязанностями занимался научной и краеведческой деятельностью; изучал фольклор, историю, географию, статистику местного края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES