Спросить
Войти

ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕХА РУССКОГО КАБАРЕ В ВЕНЕ В 1920-1930-Х ГОДАХ.

Автор: Архангельская Римма Ивановна

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Архангельская Р.И. — Исследование успеха русского кабаре в Вене в 1920-1930-х годах. // Культура и искусство. - 2019. - № 12. - С. 28 - 34. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31653 URL: https;//nbpublish.com&library_read_article.php?id=31653

Исследование успеха русского кабаре в Вене в 19201930-х годах.

Архангельская Римма 1/Ъановна

доцент, кафедра Истории театра и литературы, Екатеринбургский государственный театральный

620014, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 2

И ria777@bk.ru

Статья из рубрики "Сценические искусства"

10.7256/2454-0625.2019.12.31653

Дата направления статьи автором в редакцию:

21-12-2019

Дата рецензирования статьи:

21-12-2019

Дата публикации:

23-12-2019

Аннотация.

Предметом исследования являются обстоятельства стабильной успешности систематических гастролей русского театра-кабаре «Синяя птица» в Вене. Автор предлагает краткий очерк, включающий в себя рассмотрение различных аспектов, связанных с творчеством русских театров в эмиграции. Особое внимание уделяется культурно-историческому контексту Вены 1920-х гг., в котором стали востребованы программы русского театра-кабаре. В статье дана краткая историческая справка об австрийском кабаре и его традициях, а также информация о русской составляющей в театральной жизни Вены в исследуемый период времени. Изучение используемых источников мемуарного и научного характера позволило получить исторические и культурологические сведения, сопоставление которых позволило исследовать заявленную тему. Основным выводом статьи является следующий тезис - стабильный успех у избалованного венского зрителя в 1920-е годы русский театр-кабаре имел в силу ярко отличающих его от традиционного австрийского и немецкого кабаре

особенностей - театральности, эстетизма, высокого исполнительского уровня, экзотичности тем и самобытного, уникального стиля конферансье Якова Южного. Статья предлагает отправной материал для дальнейшего изучения театрально-эстетической уникальности творчества русских театров-кабаре в Западной Европе, в частности -авангарда в сценографии русских художников.

На фоне разнообразной и яркой картины русской культуры в таких центрах русской эмиграции так называемой первой волны, как Париж, Берлин и Прага, место Вены в этом процессе значительно скромнее. В силу устоявшегося мнения о незначительности роли русского театра как явления в культурной истории Австрии до последнего времени исследователей мало интересовало изучение важнейшего для русского - да и западного театра тоже - взаимодействия театральных культур России и Вены.

Речь не идет о русских труппах, постоянно работавших в Вене в 1920-е гг. - таких, действительно, было немного. Но в Вене регулярно проходили гастроли отдельных

русских артистов, антреприз и стабильных трупп [2,3,14], причем различных театральных направлений и жанров: из Парижа, Праги, Советской России и чаще всего - из Берлина.

Примечательно, что в начале 2000-х гг. в самой Австрии возникла наконец потребность заняться темой увлечения Веной в 1920-е гг. русским театром. В Австрийском театральном музее оказался обширный необработанный материал по этому направлению: гастрольные афиши, театральная пресса, иные источники. Результатом появившегося интереса и имеющихся в наличии возможностей стала защищенная и 2008 году в Венском университете магистерская диссертация «Das russisch Thrater in Wien der 1920er Yahre», автор Angela Molnari (Русский театр в Вене 1920-х годов, автор Анжела Молнари)

Эта работа представляет собой о т б о р и попытку с и с т е м а т и з а ц и и трудно доступных для нас архивных материалов. Это дает возможность - вкупе с иными источниками - рассматривать интересующие нас вопросы, опираясь на факты.

Вена не входила в число западных городов, ставших признанными культурными центрами и, следовательно, средоточием театральной жизни русской эмиграции в 1920-е

гг. Если в Берлине в 1923г. русских насчитывалось около 600 тысяч человек [13,15], в

Париже - около 863 тысяч (в 1923 г., к 1930-м гг. - значительно меньше) то в Вене

- всего около 30 тысяч -U4-. Относительную малочисленность русской эмиграции в Вене логично объяснить социально-экономическим осложнением жизни послевоенной Австрии.

Распад империи Габсбургов - драматический процесс мирового масштаба, последействие которого перекроило все аспекты жизни каждой из стран, входивших в процветающую до распада империю. Сжавшаяся до размеров Австрии огромная империя переживала после 1918-го г. сложный период адаптации не только к утрате былого величия, но к

разрушению экономики - то есть, к падению уровня благосостояния J11-. Жизнь в некогда богатой, благоустроенной Вене в 1920-е гг. стала трудной во всех отношениях и не могла быть особенно привлекательной для русских беженцев. Тем не менее, традиции культурной жизни Вены в условиях постепенно растущей стабилизации жизни обеспечивали интерес не только немногочисленной русской диаспоры, но и коренных

австрийцев к театрально-развлекательному искусству.

В апреле 1922 г. в Вену из Берлина впервые прибыл на гастроли русский театр-кабаре «Синяя птица» во главе с известным эстрадным артистом, эмигрантом из России Яковом Южным. Русская диаспора в Вене, включавшая в себя кроме эмигрантов еще и русских венцев, была неизмеримо меньше, чем в Берлине, где этот театр с 1921-го г. имел базовую площадку и постоянный успех. Однако, прием у венцев оказался не менее восторженным, чем у берлинской публики. С этого важного для русской эмигрантской культуры события начались ежегодные, а иногда и дважды в год, гастрольные туры в

Вену "Синей птицы" вплоть до 1931 г. [2&3,5,14]. Успешность нового для Вены «кабаретного» стиля была столь очевидна , что сразу стали появляться труппы-подражатели, стремившиеся заработать на копировании номеров «Синей птицы» - им рецензенты даже придумали название «Серые птицы» -Ш-1.

Такой устойчивый успех русского кабаре невозможно считать случайным, учитывая культурный уровень и театральные традиции Вены. Статус музыкальной столицы Европы, закрепившийся за Веной в течение XIX века, определял высокий уровень развития всех направлений музыкального театра и обуславливал соответствующие зрительские пристрастия венцев. Тем важнее и любопытнее тот огромный интерес и неизменный горячий прием у венской публики , который вызывали не только русский балет, но и драматические труппы из России. Но самым неожиданным представляется востребованность искусства малых форм - русские театры-кабаре и миниатюр.

Различные источники [8,12] свидетельствуют о том, что из всех русских трупп, обосновавшихся в Европе,наиболее популярными оказались именно театры-кабаре и театры миниатюр - чего стоит одна только мировая слава «Летучей мыши» Никиты Балиева - самого первого в России театра-кабаре, позднее ставшего театром миниатюр. Вена не стала исключением - и это на фоне того, что на протяжении десятилетия 19201930-х гг. в Вене ежегодно гастролировали такие звездные труппы, как разделившиеся на тот момент труппы Московского Художественного театра - Качалова и Пражская; балетная труппа Дягилева, Московский камерный театр Таирова, Театр Габима, Государственный еврейский театр, Русский романтический театр; русские прима-балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн.

Ко всему перечисленному необходимо добавить то важнейшее обстоятельство, что в Вене к тому времени уже 20 лет существовали собственные кабаре, то есть были достаточно развиты национальные традиции кабаретного искусства [1,10]. В середине XIX в. в Вене появились первые литературные кофейни, которые следует считать зарождением в Австрии традиции соединять легкое застолье с художественным развлечением. После открытия в Париже в 1881 г. мгновенно ставшего знаменитым

кабаре новейшего типа «Черный кот» Ш в Западной Европе начала распространяться мода на подобные кабаре. В этих заведениях царил стиль остроумной издевки, сатирической пародии и насмешливого общения со зрителями.

В 1901-ом г. открылось первое кабаре в Берлине, которое отличались от парижских кабаре откровенной политизированностью представлений; кабаретисты Вены пошли по

тому же пути -Ш. В 1901-ом г. в Вене тоже открылось первое в Австрии кабаре «Jung Wiener Theater zum lieben Augustin» («Молодой венский театр у любимого Августина»). П осле семи представлений кабаре закрылось из-за неприятностей с властями -напыщенная, имперская Вена - это не Париж с его свободомыслием.

Начиная с 1906-го г. в Вене снова открывались и вскоре закрывались кабаре; как правило, работало одно - два кабаре в городе, программы часто строились на выступлениях кабаретистов из Берлина и Мюнхена. Постепенно формировался сой венский стиль артистов-ведущих, в котором сочетались французская остроумная насмешка, политическая сатира немцев с привнесением национального колорита в виде

философствования [16]. В 1912-м г. в Вене был открыт театр-кабаре <^тр1», который работает в своем жанре и сегодня.

К 1920-м гг. окончательно сложились традиции венского кабаре, которые основывались на вокально-музыкальных номерах, обязательно имеющих политический подтекст; что касается выбора темы, очень часто исполнялись зарисовки, основанные на «еврейских шутках и пошлостях» - по свидетельствам критиков.

И вот именно в такой, избалованной многообразием культурного предложения Вене с первых же гастролей "Синяя птица" во главе с Яковом Южным нашла восторженный прием.

Яков Южный- Рейтер Яков Давидович, (1883 -1937) - «всегда весел, талантлив, лысоват и бодр» [7]. Карьеру артиста эстрады начал в Одессе и за 10 лет выступлений в качестве куплетиста в стиле «джентельмен» стал любимцем избалованной этим жанром одесской публики. Переехав в Москву, работал в театре Корша, затем - в знаменитой «Летучей м ы ш и » , шлифуя мастерство конферансье рядом с основателем, бессменым руководителем и блистательным ведущим Никитой Балиевым. В 1916 г. Я. Южный стал художественным руководителем Никольского театра миниатюр в Москве; 1917-м г. -открыл в Москве же «Театр Я. Южного» - театр эстрады и миниатюр.

Летом 1918 г. Южный во главе гастрольной труппы, как и многие другие артисты , уехал из голодной революционной Москвы на юг России, осенью того же года вернулся в Москву и еще два года работал в своем театре в поисках нового стиля в новых условиях. В конце 1920 г. Южный со своей женой артисткой Валентиной Аренцвари эмигрировал из России. В 921-м г. Я. Южныйи оказался в Берлине и сразу занялся организацией собственного театра.

Театр - кабаре «Синяя птица» открылся 10 декабря 1921-го г. в Берлине. Дело было организовано, что называется, на "широкую ногу": одновременно с открытием театра «Синяя птица» начал издаваться журнал с таким же названием; устраивались

творческие вечера встреч - что-то вроде клуба [2,3]

В труппу «Синей птицы» были набраны поначалу исключительно русские артисты, как с опытом работы в театрах миниатюр в России, так и драматические, отвечающие требованиям "синтетического" актера. С момента открытия в 1908 г. в Москве «Летучей мыши», которая задала тон и направленность представлений, постепенно сложились требования к актерам, работавшим в этих театрах: кроме достаточного драматического уровня необходима была вокальная, танцевальная, а иногда и акробатическая подготовка.

Успех к новому русскому театру пришел мгновенно и своей успешностью, как единодушно считали современники, театр «Синяя птица» прежде всего обязан основателю, руководителю и несменяемому конферансье Я. Южному.

Однако, как бы ни была успешна программа, ежедневные представления в течение нескольких месяцев должны насытить зрительские аппетиты даже очень крупного

города. Не дожидаясь момента, когда интерес публики пойдет на спад, Южный перешел к постоянной гастрольной деятельности в масштабах всей Европы и начал с Вены.

Интересно, хотя бы обобщенно, осмыслить обстоятельства, обусловившие успех «Синей птицы» у взыскательной венской публики, причем в условиях острой конкуренции. Сопоставление мнений на этот счет различных источников позволяет сделать следующие выводы.

Н омера «Синей птицы» совершенно не походили на искусство кабаре, известное в Берлине, Вене и других европейских столицах, имеющих свои традиции в этом жанре. Программы не имели, даже в малой степени, политической окраски, сатирической тональности и были рассчитаны исключительно на то, чтобы доставить эстетическое и эмоциональное удовольствие зрителям.

Каждая миниатюра ставилась по законам спектакля - в оригинальном сценографическом решении каждого номера, в музыкальном и световом оформлении, в стилизованных театральных костюмах и гриме - ничего подобного ни в венском, ни в немецком кабаре не было.

Яков Южный, поработавший рядом с Никитой Балиевым в «Летучей мыши», несомненно, усвоил многое из мастерства Балиева-конферансье (вплоть, иногда, до прямого подражания). От Балиева также Южный воспринял требовательность к исполнительскому мастерству актеров - он создавал программы непривычно высокого для европейского кабаре художественного уровня.

В отличие от многих русских артистов - даже Никиты Балиева - Южный более трех лет работал в новой России, где именно в эти годы расцветал русский театральный и

художественный авангард [4]. Это, безусловно, сказалось на эстетике программ «Синей птицы», в первую очередь - на сценографии и костюмах. В театре-кабаре Я. Южного спектакли оформляли художники, не только воспитанные в эстетике русского художественного авангарда серебряного века, но и успевшие до эмиграции из

Советской России поработать в театрах, воплощая новейшие революционные идеи Среди них ставшие впоследствии знаменитыми художники Ксения Богуславская и Павел Челищев. Соединение традиционной русской экзотики со смелыми и неожиданными для Европы идеями русского авангарда давало удивительный эффект, разрушая устойчивые европейские стереотипы в отношении русского искусства в целом и театральной сценографии, в частности.

И , наконец, актерская индивидуальность самого Якова Ю жного, о которой говорилось выше. По свидетельствам современников своим успехом «Синяя птица» в большой степени обязана сценическому обаянию и уникальному умению общаться со зрителем Якова Ю жного. К тому же, он изобрел свой собственный сценический язык, преодолев таким образом языковый барьер, который очень часто мешал настоящему успеху русских актеров в эмиграции (кроме вокалистов и танцовщиков).

«Профессиональный мастер иронического конферанса, он изобрел особый язык своего театра - «уморительный немецкий», который состоял из смеси русского, английского, французского и немецкого, облеченной в немецкие ритмы и интонации» [5,14].

Сказочный странный мир театра-кабаре Южного отличался от западноевропейского кабаре своей духовностью и очаровывал зрителей яркостью, вкусом, оригинальностью, мыслью, настроением. Миниатюры были как изящные, глубокие и сложные, так и «пряничные» истории из русского фольклора или зарисовки на злободневные темы.

Темы миниатюр спектаклей были самыми разнообразными: сцены из времен древних франков, московские цыганские мотивы или современная американская жизнь с ее механикой.

Часто эмигрантские труппы стремились адаптироваться к новой для себя культуре и, неизбежно, утрачивали национальную самобытность - с лучшими русскими театрами это если и произошло, то лишь после десятилетий успешной работы; «Синяя птица» сохранила свою русскую индивидуальность до конца. Кроме того, принцип построения номеров театров-кабаре и театров миниатюр позволял свести на нет проблему языкового барьера. Несмотря на успех «русских» программ «Синей птицы» Южный ставил задачу расширять аудиторию, учитывая вкусы немецкого и австрийского зрителя.

Ради этого текст в русских миниатюрах становился все более лаконичным. Придумывались максимально выразительные пластика и жест; действие сопровождалось уморительными комментариями самого Южного на изобретенном им языке.

Эта же задача обусловила и необходимость сочинения новых, современных скетчей на интернациональные темы - без текста, в основе которых актерская мимика, пантомима, жест и, в первую очередь, остроумная шутка в сценарии.

Еще один фактор успеха конкретно «Синей птицы» в Вене, на который указывают исследователи, относительно многочисленная русско-еврейская диаспора в Вене, что

имело место до середины 30-х годов [6]. Кроме того, что индивидуальный актерский стиль Я. Южного отличался еврейским колоритом, так и в программах талантливо использовалась еврейская бытовая тематика. При этом не следует упускать из виду тот факт, что «Синяя птица» во главе с Я. Южным успешно гастролировала не только в Вене, но и по всей Европе.

Перечисленные обстоятельства, возможно, нельзя считать исчерпывающими, но дают материал для осмысления удивительной успешности в течение более чем десяти лет русского театра-кабаре у взыскательного венского зрителя. Затронутая тема предполагает более тщательное изучение театрально-эстетического аспекта творчества русских театров-кабаре, в частности - уникальной работы русских художников-сценографов.

Библиография

1. Аппиньянези Л. Кабаре. - М.; Изд-во Новое лит. обозр, 2010. - 287 с.
2. Архангельская Р. Стремительный взлет и тихое снижение «Синей птицы» - зигзаг удачи? / Искусство театра: вчера, сегодня, завтра // Сб. статей. Москва-Екатеринбург, 2013, Вып. 7
3. Баранова,М. Долгий полет «Синей птицы» / Марина Баранова// Иные берега. -2014. - № 4 (36). - с. 88-109
4. Балицкая Т. В. Русский авангард 1920-х гг. и искусство предметного мира. / Автореферат диссертации по искусствоведению. - Москва. 2003.
5. Гуль Р. Я унес Россию. Апология русской эмиграции. (3-х т). т.1 Б.С.Г. - Пресс. 2001, 1576 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dk1868.ru/history/gul_ogl.htm (дата обращения: 26.09.2019)
6. История еврейского народа. Австрия. Диаспора. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/10050/ (дата обращения: 06.09.2019)
7. Розенбойм А. Ужасно шумно в доме Шмеерсона // Вестник онлайн № 20 (279) 25 сентября 2001 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.vestnik.com/issues/2001/0925/win/rozenboym.htm (дата обращения: 12.09.2019)

8. Русский театр в эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/408001.html (дата обращения: 11.09.2019)
9. Шестухина С. Н. Русский авангард в контексте революции 1917 года / С. Н. Шестухина // Труды СПБГИК. - 2008. - С. 455-460; Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https ://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-avangard-vkontekste-revolyutsii-1917-goda (дата обращения: 12.09.2019)

10. Geschichte_des_Kabaretts in Österreich. Kabarett. Österreich. [Электронный ресурс] -Р е ж им дос тупа :

https ://de.wikipedia.org/wiki/Geschichte_des_Kabaretts_in_%C3%96sterreich (дата обращения: 16.09.2019)

11. Flüchtlinge - Wien Geschichte Wiki [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.geschichtewiki.wien.gv.at/Flüchtlinge (дата обращения: 10.09.2019)
12. Herrmann, Magdalena. Nabokov oder «Doktor Mabuse»? Russisches Theater in Berlin [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.wladarz.de/Vorwort/Inhalt/Theater/theater.HT (дата обращения: 17.08.2019)

13. Mierau, Fritz (Hg.): Russen in Berlin. Literatur, Malerei, Theater, Film. 1918-1933. Leipzig: Reclam, 1991, 611 S. 340 - 349 S.
14. Molnari, Angela. Das Russische Theater in Vien der 1920-er Yahre.These Angestrebter akademischer Grad Magistra der Philosophie. - Vien.; Universität.2008 - 122 с.
15. Russische Emigration in Deutschland 1918 bis 1941. Leben im europäischen Bürgerkrieg. Herausgegeben von Karl Schlögel [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://lbz.rlp.de/fileadmin/lbz/Inhaltsverzeichnis/6740535.pdf (дата обращения: 23.09.2019)
16. Fink , Iris. Österreichisches Kabarettarch [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.landesarchiv.steiermark.at/cms/dokumente/11683552_77969250/72969530 /265%20bis%20271%20aus%20Mitteilungen%2052-53Das%20%C3%B6sterreichische%20Kabarett-Archiv.pdf (дата обращения: 19.08.2019)
17. Que reste-t-il du Paris russe? - Le Courrier de Russie [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www.lecourrierderussie.com/societe/2009/01/que-reste-t-il-du-paris-russe/ (дата обращения: 13.10.2019)
РУССКОЕ КАБАРЕ РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ТЕАТР РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ВЕНСКОЕ КАБАРЕ НЕМЕЦКОЕ КАБАРЕ КОНФЕРАНСЬЕ МИНИАТЮРА В КАБАРЕ РУССКАЯ САМОБЫТНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ВЕНСКАЯ ПУБЛИКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты