Спросить
Войти

РЕЗЬБА ПО КОСТИ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ СЕВЕРА

Автор: Корольков Сергей Владимирович

Резьба по кости в народной художественной традиции Севера

Корольков Сергей Владимирович

аспирант 2 курса кафедры этнокупьтурологии, институт народов Севера, Российский государственный

университет им.АИ.Герцена.

629008, Россия, Тюменская область, г. Салехард, уп. Республики, 71, кв. 199

ЕЗ oshalevshii_man@mail.ru

Статья из рубрики "Культура и культуры"

Аннотация.

Предметом исследования является резьба по кости как народная художественная традиция. Актуальность связана с исследованием роли традиции северной резьбы по кости в художественной деятельности человека, так как именно в художественном творчестве выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. Особое внимание придается понятию «народная художественная традиция», так как именно в ней рождается традиция как универсальный способ сохранения смыслов, целостности и идентичности этноса. В связи с этим, народная художественная традиция стала механизмом сохранения и трансгенерационной передачи совокупности художественных средств (слово, цвет, материал и т.д.) и эстетических представлений и ценностей народов Севера. Автор рассматривает такие аспекты темы как функции художественной резьбы по кости по освоению окружающего пространства. На примере археологических раскопок показывает, что резьба по кости является одним из древнейших видов искусства северных народов России. Также раскрывается преемственность резьбы по кости в северных косторезных школах и институциональных формах культуры. Таким образом, художественная резьба по кости становится одним из факторов приобщения к народным художественным традициям, передаваемым от поколения к поколению, формируя художественно-эстетические и нравственные представления об окружающем мире северных народов.

10.7256/2454-0625.2018.8.27066

Дата направления в редакцию:

15-08-2018

Дата рецензирования:

06-08-2018

Введение

Понятие «народная художественная традиция» в научной литературе употребляется достаточно редко. В то же время феномен народной художественной традиции стал объектом исследования в многочисленных работах, связанных с научными направлениями, отражающими практически все виды деятельности человека. Поэтому важно исследовать роль традиций, связанных с художественной деятельностью человека, так как именно в художественном творчестве особым образом выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. Современная наука использует множество дефиниционных интерпретаций. В основном эта терминология используется в фольклористике и педагогике в сочетании с понятием

«народная традиция» - К. В. Чистов [22], в работах Т. В. Емельяновой О. В. Фроловой В ряде работ используются понятия: «этническая художественная традиция» - Л. И. Нехвядович «художественная традиция» - А. А. Каменский ^ Л. М. Немченко^16^, «культурная традиция» - А. С. Запесоцкий^ и др. В культурологическом исследовании резьбы по кости как феномена народных художественных традиций, используется междисциплинарный подход, дающий возможность применять методы разных наук.

Традиция

Для понимания смысла понятия «народная художественная традиция» необходимо рассмотреть понятие «традиция», имеющее множество коннотаций. Понятие «традиция» широко используется в современной литературе и по смыслу, (имеет единое мнение у всех ученых), несмотря на некоторые разночтения, традиция рассматривается, прежде всего, как «передача наследуемого опыта». Опытным путем человек сформировал основные смыслы и ценности духовного, материального, социального и художественного

мира культуры.-^20!. Традиция, транслирующая накопленные знания в процессе развития культуры, становится основным инструментом в сфере бытия культуры, сохраняющим совокупность достижений человека с момента осознания им смысла и сущности своей деятельности. При этом традиция работает и как внутренняя система сохранения целостности этноса, она выступает, как «...продуктивный тип связи между культурами,

когда старое переходит в новое и активно работает в нем» [4, с-74]. Традиция как универсальный механизм сохранения смыслов, целостности и идентичности создает возможность устойчивого развития этноса. Традиция стабилизирует обыденную жизнь на уровне ментального освоения окружающего пространства, когда в процессе трансляции создаются устойчивые представления о мироустройстве. Вследствие этого, сохраняется этническая специфика традиций на основе сложившейся и развивающейся сферы бытия культуры.

Художественная традиция

Важную роль играют традиции, связанные с художественной деятельностью человека, так как именно в художественном творчестве особым образом выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. В традиционной культуре художественная традиция отражает целостность этноса, сохраняя эстетические представления о прекрасном в гармонии с природой. Художественная традиция через язык и прикладное искусство передает представления о мироустройстве, формируя мировоззренческие универсалии, транслируемые в народной художественной культуре и

искусстве. Искусство рассматривается как часть культуры где преемственность

художественной традиции формирует этнические ценностные ориентиры культуры и искусства, которые в процессе истории преобразуются, подвергаясь научно-технологическим инновациям, но в то же время сохраняют то, что можно назвать художественно-эстетической идентичностью этноса.

Опыт и преемственность в культуре этноса создает особые условия для репродуктивного формирования художественной традиции. Художественная традиция, изменяясь, не теряет своей внутренней этнической сущности в декоративно-прикладном искусстве. Несмотря на появление высокотехнологичных инструментов и материалов традиционное, прикладное искусство остается востребованным как средство сохранения современной идентичности этносов.

В педагогическом процессе обучения в высших учебных учреждениях используются образовательные технологии, направленные на сохранение народных художественных традиций. Например, в институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена постоянно проводятся практико-ориентированные занятия по декоративно-прикладному искусству и

художественным промыслам народов Севера. Также и в других вузах проводится, в

частности, обучение художественной резьбе по кости. Г5;9;181.

Народная художественная традиция

Сегодня активно пропагандируются и создаются формы и инструменты культуры, ориентированные на сохранение наследия народной художественной культуры, в том числе народной художественной традиции. Опираясь на научные труды, мы предлагаем следующее определение понятия: народная художественная традиция - это механизм сохранения и трансгенерационной передачи совокупности художественных средств (слово, цвет, материал и т.д.) и эстетических представлений и ценностей этносов.

Мир культуры в процессе эволюции постоянно обрастал предметами, вещами, в которых отражаются этнорегиональные особенности культуротворчества. Вещь в «определенных геоклиматических условиях», наполняясь смыслом, «...становится «посредником» в культуре» Г23, с-1И1. Вещь как посредник между сакральным миром природы и миром культуры приобретает смысл, облаченный в художественную форму, при этом вещь сохраняет практическую функцию. В вещном мире культуры предметы приобретали не только бытовые функции, но и художественно-эстетические создавая атмосферу народной художественной культуры, воплощаясь в народных художественных традициях. В том числе и в продуктах художественной резьбы по кости. Художественная резьба по кости в народной художественной традиции выполняет определенные функции по освоению окружающего пространства. Это функции творческая, эстетическая, преобразующая и утилитарно-практическая (бытовая).

Резьба по кости

Резьба по кости является одним из самых древних видов искусства северных народов России, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Артефакты резьбы по кости в северных регионах при археологических раскопках датируется примерно 1-2 тыс. до н. э. Речь идёт, в частности, о результатах археологических изысканий на Чукотке I211, раскопках городища Усть-Полуй на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Г1]. Во всех северных регионах археологические экспедиции показали многообразие изделий из кости и художественной резьбы по кости. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в древности человек

стремился к художественно-эстетическому преобразованию окружающего мира культуры.

Таким образом, в северных регионах сложилась устойчивая система народных художественных традиций, основанных на особенностях традиционных культур, их хозяйственной деятельности, обусловленной географическими и территориальными условиями жизнедеятельности этносов. Резьба по кости как часть народной художественной традиции сохраняет культурные особенности, ярко выраженные в косторезных школах северных народов.

Северные косторезные школы

Наиболее известные из действующих сегодня школ художественной резьбы по кости -Ямальская школа [10], Холмогорская школа Тобольская школа Чукотская школа [21], Якутская школа Возрождается резьба по кости и в других северных регионах России, в частности Таймырское косторезное искусство.

Северные мотивы присутствуют во всех косторезных школах, вместе с этим они отличаются стилем исполнения и художественным языком, выражающим особенности эстетических представлений этносов об окружающем мире. Современные мастера косторезного искусства на уровне этногенеза сохраняют самобытность северных школ в интерпретации своих произведениях. Художник-косторез на базе сложившихся этноментальных стереотипов воплощает в художественном образе чувственно-эмоциональное, творческое видение Севера, что, собственно, и создает стилевую характеристику и определённое единство северного косторезного искусства. В традициях косторезного искусства изделия выражают особое единство с природой. Резьба по кости отражает своеобразную эстетику и этику северного «природоцентризма», присущего всем видам народной художественной традиции.

Косторезные школы относятся и к народным художественным промыслам. Кость в древней культуре северных народов была естественным материалом для изготовления повседневных вещей, предметов быта. Кость как природное сырье требует специальных инструментов и оборудования, которые исторически в северных регионах создавались из таких же природных материалов, а в дальнейшем из металла. Костяные предметы требуют особого мастерства, на основе которого рождается художественная обработка и создается произведение искусства. Декоративное украшение кости диктуется формой и пластикой изделия, орнаментальная композиция определяется спецификой материала, текстурой и техникой выполнения. Северная резьба по кости отличается своими сюжетными композициями, тематическими планами, техникой исполнения и декоративными элементами. Несмотря на современные изменения костных материалов, художественных приемов, технологических средств, резьба по кости на Севере сохраняет особенности народной художественной традиции.

Институциональные формы культуры

Сегодня изделия из кости практически исчезли из повседневной культуры, так как исчезают народные промыслы и производство. Только некоторые институциональные формы, отдельные школы, центры молодежного досуга или другие институции существуют усилиями местных энтузиастов. Все меньше становится народных мастеров и умельцев, художников - косторезов. Молодое поколение в современных условиях не стремится к освоению профессии, не имеющей, на их взгляд, будущего, потому-что экономически косторезное искусство не может выдержать современной рыночной конкуренции. В большей степени косторезное искусство передается единичным

представителям молодого поколения, интересующимся народными промыслами и косторезным искусством. Поэтому без материальной поддержки со стороны государства существует и даже усиливается угроза утраты резьбы по кости северных народов.

Несмотря, на негативные прогнозы, сегодня существующие институциональные формы, сохраняют народные художественные традиции. Социальные учреждения культуры и искусств, образовательные институты, дополнительные формы культуры досуга. К ним относятся средне-специальные образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские объединения, музеи, библиотеки, дома творчества, дома культуры и т.д. Во всех институциональных образованиях создаются структуры для сопровождения разнообразных мероприятий, конференций, семинаров, лекториев, практических занятий и т. д.

Практическое обучение резьбе по кости встречается достаточно редко, так как в большинстве случаев технологические возможности и оборудование помещений не позволяет вести регулярные занятия. Поэтому главной задачей северных косторезных школ является не только обучение резьбе по кости для сохранения народной художественной традиции, но и вовлечение людей в мир косторезного искусства, сохраняющего приобретающие общечеловеческий смысл художественно-эстетические и нравственные ценности живущих в гармонии с природой северных народов.

Выводы

Народная художественная традиция является одним сложнейших механизмов, сохранения целостности и идентичности этноса в современной культуре России. Художественная резьба по кости становится одним из факторов приобщения к народным художественным традициям, передавая от поколения к поколению и формируя художественно-эстетические и нравственные представления об окружающем мире. Народы, не имеющие прошлого, утрачивают настоящее и не имеют будущего, поэтому важно использовать все доступные средства для развития северного косторезного искусства. Сегодня стремление народов к собственной идентичности, к сохранению своего индивидуального лица в ситуации наступления нивелирующей этнонациональное своеобразие и неповторимость культур глобализации, обуславливает необходимость развития институциональных форм сохранения резьбы по кости и экономической поддержки государства северных косторезных школ. Это необходимо для сохранения культурного и этнического многообразия России как одной из главных её отличительных цивилизационных особенностей.

Библиография

1. Алексашенко Н.А. Усть-Полуй: техника художественной резьбы по кости // Уральский исторический вестник. 2006. № 14. С.105-117.
2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 292 с.
3. Бородовский А.П. Косторезные заготовки Усть-Полуя (по материалам исследований 2006-2011 гг.) // Археология Арктики. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию открытия памятника археологии «Древнее святилище Усть-Полуй». Екатеринбург: «Деловая пресса» 2012. С. 30 -35.
4. Запесоцкий А.С. О сущности культурной традиции // Культурология Дмитрия Лихачева. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 74-92.
5. Варенцова Л.Ю., Селезнев Ф.А., Шкурова А.А. Художественная резьба по кости // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 030400 "История". [Ф. А. Селезнев и др. ; науч. ред.: Ф. А. Селезнев] ; Правительство Нижегородской обл., М-во поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской обл., Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011. С. 98115.

6. Емельянова Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: дис. на соиск. уч.ст. к.пед.н. Тольятти. 2006. 199 с.
7. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1983. Вып. 1. С. 202-244.
8. Каратайева Н.Ф. История холмогорской резьбы по кости // Искусство и образование. 2010. № 4. С. 12-17.
9. Колобов В.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов в области художественной резьбы по кости на производственных (практических) дисциплинах // Мир науки, культуры, образование. 2017. № 6 (67). С. 247-249.
10. Корольков С.В. Традиции северной резьбы по кости у современных мастеров // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 4(18). С.71-75.
11. Кудинова О.С., Белов М.С. История развития Тобольской резьбы по кости // В мире научных открытий. 2012. № 11. С. 191-201.
12. Либакова Н.М. Формирование позитивной этнической идентичности индигенных народов посредством декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Электронный научный журнал. Режим доступа: 1п^р://ммм.5аепсе-ейиса^оп.ги/ги/аг^с1е^ем?!й = 18640
13. Ломанова Т.М. Резная кость Таймыра: возрождение промысла // Культурное наследие Сибири. 2016. № 2. С. 173-183.
14. Набок И.Л., Реснайс Е.С., Шарифуллина В.В. Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы народов Севера в образовательном процессе института народов Севера // Североведческая наука и образование в перспективе XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института народов Севера. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб. 2006. С. 146-151.
15. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
16. Немченко Л.М. Художественная традиция: сущность и функционирование: автореф. дис. на соиск. уч.ст. к.филол. наук. Свердловск. 1987. 21 с.
17. Нехвядович Л.И. Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусств // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2-2. С. 148-151.
18. Петрова А.Г. Традиционная резьба по кости: к проблеме сравнительного анализа Чукотской и Якутской школ // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования : материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во образования, культуры и науки Монголии, Монгол. гос. ун-т культуры и искусств, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия) ; [редкол.: С. С. Игнатьева, кпн и др.]. Якутск: АГИИК, 2014. С. 143-151.
19. Родионов Г.Н. Истоки формирования косторезного искусства и ремесла якутов //

Наука и образование. 2008. № 4. С. 124-126.

20. Санжеева Л.В. Смыслы традиции в культуре // Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика: сборник научных статей / Под общ. ред. Л.В. Санжеевой. Санкт-Петербург, 2012. С. 3-14.
21. Тишков В.А. Тундра и море. Чукотско-эскимосская резьба по кости / Описание предметов Ю.А. Широкова, В.А. Тишкова. Фото М.Б. Лейбова. М.: Индрик, 2008. 160 с., ил.
22. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. 303 с.
23. Чукуров А.Ю. Эволюция вещи в культурном пространстве стран Северной Европы // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 1 (30). С. 111-115.
24. Фролова О.В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности: дис. на соиск. уч.ст. к.пед.н. Челябинск, 2002. 200 с.
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ РЕЗЬБА РЕЗЬБА ПО КОСТИ НАРОДЫ СЕВЕРА КОСТОРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ФЕНОМЕН НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСКУССТВО РЕМЕСЛО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты