Спросить
Войти

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Автор: Суслова Ия Борисовна

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Суслова Ия Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: nauka.miu@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10017

Аннотация:

В статье предпринята попытка построения логико-теоретической базы аксиологического аспекта философии современного образования. С этой целью автор определяет базовые конструкты и ключевые понятия парадигмы, производя их эпистемологический анализ. Исследуются такие этико-философские категории, как: дух, духовность, духовные ценности, духовная культура, мораль, нравственный разум, добродетель, творчество, развитие, коммуникативная культура и др. Осуществляется характеристика системы духовных ценностей, функционирующих в современном отечественном образовании.

SPIRITUAL VALUES OF EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS& VALUE SELF-DETERMINATION

Suslova Iya Borisovna

Doctor of Pedagogy, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: nauka.miu@mail.ru

10.24411/2072-5833-2020-10017

Annotation:

The article attempts to build a logical and theoretical basis for the axiological aspect of the philosophy of modern education. To this end, the author defines the basic constructs and key concepts of the paradigm, making their epistemological analysis. Such ethical and philosophical categories are investigated: spirit, spirituality, spiritual values, spiritual culture, morality, moral reason, virtue, creativity, development, communicative culture, etc. The characteristic of the system of spiritual values functioning in modern domestic education is carried out.

В основе этико-философской составляющей образования как системы, а также ее подуровней (этика, аксиология образования и т.д.) лежит пласт моральной философии, восходящей еще к «максимам» Иммануила Канта. Отправные понятия в данной парадигме - это нравственный разум, духовные ценности, ценностная ориентация, мораль, нравственный выбор.

Нравственное сознание личности определяется в научных источниках как: а) многоуровневая область сознания, включающая в себя рациональную, эмоционально-чувственную, волевую сферы (Братусь, Леонтьев, Клочко); б) часть культуры общества, этноса, зависящая от культурно-исторических традиций (Вебер, Лурье, Лотман); в) система психологических механизмов (эмпатия,

идентификация, самооценка и проч.) (Дробницкий, Франкл, Фрейд, Фромм).

Нравственное сознание является необходимым фактором становления морального поведения, нравственного роста человека. Формирование нравственной сферы сознания студентов требует развивать у них способность к выражению ценностного отношения к деятельности и ее субъекту, к человеку и к моральному выбору.

В этико-философском блоке образовательной системы функционируют духовно-нравственные, этические ценности. По мысли Б. О. Майера, которую мы расценили как эвристичную, философия образования является инструментарием для анализа проблемы духовности. В этой связи представляется необходимым привести определения отправных понятий.

Дух человека (духовный центр сознания личности) - источник смыслов и ценностей; духовность - синтез интеллекта и душевных качеств, такой синтез в русской мыслительной традиции назывался разумом (позднее - сознанием). Характер и генетическая модель личности не отражают в полной мере духовное начало человека, т.к. представляют собой явления природного порядка. Духовность

- комплексная характеристика сознания и нравственной сферы личности, основное свойство которой - запрос на высшие формы деятельности (познавательные, творческие, подвижнические и т.д.). Духовность не предполагает увлеченность ложными ценностями (богатством, властью) и, тем более, одержимость пороками.

Нравственное всегда духовно (мотив, поступок, образ мыслей), явление же духовного порядка может выражать нравственное содержание опосредованно. Например, сложная технологическая разработка, произведение искусства, творческий акт, успехи в науках, искусстве - все это обогащает, несомненно, и нравственную сферу личности, однако изначально - отражает духовное содержание. Заметим, что творения человека, даже талантливо созданные, при всем их блеске и инновационности, при всей выразительности и эпотажности, при всей вычурности и сложности, далеко не всегда содержат в себе духовное зерно. Пример - многочисленные «шедевры» современного искусства. Также, как известно, научные достижения могут быть использованы во зло.

Мораль - общественная ипостась нравственности. Так, правильнее сказать

- «нравственное сознание», но не - «моральное сознание».

Духовные и нравственные ценности абсолютны, внеличностны, но получают личностно значимый смысл в контакте с объективной данностью или миром духовных, психологических феноменов как самого индивидуума, так и других личностей.

Духовные ценности можно подразделить на онтологические, морально-нравственные, интеллектуальные, творческие, социальные.

1. Онтологические - такие, как добро, любовь, дружба, свобода, справедливость, - философские категории и одновременно духовные ценности. Связанные с данными понятиями функционалы тоже выступают как духовные ценности. Так, любовь, дружба - духовные ценности, в то же время, способность к любви, способность к дружбе можно рассматривать как функцию этих категорий,

но и эти способности (свойства личности) представляют собой духовные ценности. Философские категории (добро, любовь, дружба, свобода и др.) предполагают такие свойства или нравственные качества индивидуума, как способность к сотрудничеству, к помощи, к прощению, терпимость, способность к проявлению заботы, к жертвенности, самопреодолению, следованию моральному долгу. Список функционалов можно продолжить.

Так, И. Кант выделял 2 вида морально-нравственных обязанностей человека - обязанности перед собой и обязанности перед другими. Обязанности личности перед собой, в свою очередь, он подразделял на два вида. Для сохранения морального здоровья (запрещающие обязанности перед собой) и приобретения морального благополучия (расширяющие обязанности перед собой) мы должны совместить в своей психологической ориентации и жизненной практике две установки: «Живи сообразно природе» и: «Делай себя более совершенным, чем создала тебя природа» [1, С.356]. Из логики рассуждений философа следует, что человек также имеет долг перед собой как перед существом, наделенным разумом, и «первым» становится здесь долг самопознания.

Производным от философемы «добро» является понятие «доброта», которое можно определить как свойство человека (по отношению ко всему человечеству это свойство является всеобщим), подразумевающее, в первую очередь, способность оказывать духовную и материальную помощь и поддержку другим живым существам. Мы подчеркнули в данном определении деятельностный аспект, т.к. способность к сопереживанию и состраданию, отзывчивость и эмпатия -это внутренние, суть духовные характеристики личности, и, хотя они являются нравственно добрыми по природе, но, не получив деятельностного, практического выражения, не могут быть причислены к добрым поступкам. Понятие «доброта» подразумевает именно активное, деятельное начало (вспомним библейское «по делам узнаете плоды их»).

Итак, в плоскости эпистемологии «доброта» - это онтологическая категория, сущность которой может быть определена логически и охарактеризована вербально, в плоскости же аксиологии «доброта» - это духовная ценность, выступающая, прежде всего, как ценность морально-нравственная.

Практическое воплощение, реализацию в делах и поступках доброта обретает посредством «нравственного чувства» личности, или категорического императива, осознания морального долга, становясь на уровне индивидуального сознания активной побудительной силой. Данная категория развивается в пространстве общечеловеческой, а также православной (религиозной) морали и нравственности. Основной закон, определенный еще И.Кантом, здесь гласит: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали в отношении тебя.

2. Ценности морально-нравственные. Следующая производная от понятия «добро» философская категория - это добродетель, которая подразумевает еще больше праксиологических экспликаций. Кант настаивает - оценить добродетель, как и другие этические категории, нравственную составляющую поступка либо мотива личности мы не можем, руководствуясь одним лишь моральным чувством

- приоритетное значение имеет разум человека, уровень развития нравственно-оценочной сферы его сознания. Добродетель мыслится «моральной способностью свободного самопринуждения» [1].

Христианские ценности в большинстве своем относятся к ценностям морально-нравственным, но есть среди них и специфичные духовно-религиозно. Это - стяжание святого Духа, совершенствование любви к Богу, жертвенность, аскетизм и прочие. По известным причинам мы не полагаем данные ценности в основу образовательной парадигмы. Однако многие из христианских ценностей функционируют также на светском уровне, и обязаны быть активизированы на уровне образования. Уместно здесь вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Вера без дел мертва, а дела веры - любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду» [5, С.730]. Кому из обучающихся повредят сегодня такие добродетели, как терпеливое выполнение своих учебных обязанностей, усмирение гордыни, любовь как к близким, так и к процессу обучения, познания, миролюбие, стремление к духовному саморазвитию?

Человеку должно быть присуще много добродетелей, утверждали философы и православные подвижники, среди них нестяжательство, совестливость, самоуважение, чувство долга и чувство справедливости, сострадательность и отзывчивость, способность к самообладанию, умеренность и скромность, миролюбивость, правдивость, терпимость, трудолюбие и многие другие. Все они исследуются в рамках моральной философии, задачей же настоящего исследования является анализ духовных ценностей образования.

2. Ценности интеллектуальные. Речь здесь идет, в первую очередь, о таком свойстве человеческого интеллекта как развитие, и это, прежде всего, развитие интеллектуальных способностей обучающихся - памяти, внимания, воображения, способности к логическому мышлению, анализу, абстрактному мышлению. Развитие нами понимается как поступательное движение от более простого к более сложному, совершенному. Способность личности к развитию, установка на развитие, процесс развития являются, по нашему мнению, духовными ценностями образовательной парадигмы.

Но также духовными ценностями является интеллектуальная активность: интеллектуальный поиск и интеллектуальное творчество.

3. Ценности творческие - самовыражение, созидание нового. В процессе обучения в вузе студент раскрывает и совершенствует свой творческий потенциал, получая возможность претворить в жизнь результаты своей духовной активности. Поскольку творчество - это всегда создание нового - новых смыслов, социально значимого содержания, данные виды деятельности предстают духовной ценностью образования.
4. Ценности социальные. Потребность в корреляции личных ценностей с общественными выводит их на социальный уровень ценностей. Одно из основных понятий в данном ряду - понятие коммуникативной культуры. Коммуникативная культура обучающихся неразрывно связана с их нравственной и духовной

культурой. И если нравственная культура свидетельствует о каком-то присущем личности наборе нравственных качеств, то понятие духовной культуры, на наш взгляд, более емкое. Помимо нравственной характеристики, оно подразумевает, по нашему мнению, причастность личности к некоему ценностному пласту явлений духовного порядка - к культурной, научной, философской, религиозной, деятельностной парадигме. Однако не всякая вовлеченность личности в вышеобозначенные области человеческой деятельности сопряжена с духовностью и не обязательно такая личность обладает духовной культурой. Так, у нас не возникает мысли о том, что подвижники русского православия не обладали духовной культурой, но если мы окинем мысленным взором такие группы лиц, как религиозные фанатики, сектанты, приверженцы определенных культов и специфических верований (современное язычество, каббала и проч.), то станет понятным, что подлинной духовной культурой эти люди не обладают. Точно так же не всякий деятель искусств или научный работник является духовно культурным человеком - ведь они могут не обладать нравственными качествами, либо исповедовать ложные ценности (научные, эстетические и проч.).

Само понятие духовной культуры может быть определено двояким образом - с одной стороны, как личностная характеристика, с другой - как онтологическая сущность. В личностном аспекте это прежде всего свойство личности вмещать в себя, творчески осмыслять, «перерабатывать», а также транслировать ценности и смыслы социально и духовно значимых парадигм человеческого бытия. Как онтологическая категория духовная культура представляет собой способность к саморазвитию и духовному самообогащению посредством приобретений знаний на вербально-логическом, а также интуитивном, практико-деятельностном уровнях. Очень близко это понятие понятию образованности, однако не всякий образованный человек, как уже говорилось, обладает духовной культурой. И если культура как таковая может означать некий накопленный «багаж» ценностей (музей), то духовная культура личности - более активная, динамическая характеристика, предполагающая отсутствие статики, движение и развитие.

Итак, базовым условием развития коммуникативной культуры студентов является совершенствование нравственной и духовной культуры личности. Социальное общение зачастую осуществляется в пространстве схожих ценностных ориентиров, является по сути взаимным обогащением - эмоциональным, духовным, обменом опытом. Для того, чтобы такого рода общение состоялось, индивидуумы должны обладать коммуникативной культурой. Это понятие включает в себя этические характеристики - способность выслушать собеседника, сообщить ему значимую для него информацию, морально поддержать и проч. Но оно предполагает также коммуникативные навыки - способность ко взаимодействию с собеседником в содержательном, эмоциональном, речевом аспектах: заинтересовать собеседника, удерживать его внимание, оставаться в тематике беседы либо обновлять ее, реагировать на невербальную информацию и проч.

Кроме того, социальное общение будет осуществляться тем успешнее, чем

большим уровнем развития духовной культуры обладают его участники. В данном случае коммуникация, представляя собой социальную ценность. выступает также ценностью духовной.

Помимо коммуникативной культуры, к социальным ценностям исследователи относят также: здоровье, семью, право, всю систему социальных норм, реализуемых посредством общественных законов и социальных норм.

Таким образом, предпринятый эпистемологический анализ духовных ценностей образования позволяет сделать следующие выводы:

- объективация и уяснение сущности ценностей, функционирующих сегодня на уровне этико-философского блока образования, является значимым шагом на пути разработки теоретического конструкта аксиологического аспекта философии современного образования;

- осмысление философских категорий: дух, духовность, духовные ценности, духовная культура, мораль, нравственный разум, добродетель, творчество, развитие, коммуникативная культура и др., помогает раскрыть роль такого социального института как образование в совершенствовании духовной культуры личности;

- активизация данного блока ценностей на теоретическом, и, как следствие - на практическом уровнях способствует развитию этической и аксиологической составляющей образовательных систем, совершенствованию всей системы образования в целом.

Литература

1. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО. 1994
2. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Методическое пособие Самара. Самарский научный центр РАН. 2011 г.
3. Кузнецова А. Я. Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества. Автореферат дисс. д-ра филос. наук. Барнаул. 2010 г.
4. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования. Дисс. д-ра филос. наук. Новосибирск. 2005 г.
5. Преподобный Серафим Саровский в ХХ-ХХ1 веках. С репортажами о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. М. Изд-во «Благо». 2004 г.
6. Сергеев А. С. Софийная парадигма философии образования. Дисс. канд. философских наук. М. 2009 г.
7. Соловьева Г.Г. О человеке, его вере, любви, справедливости, богатстве, счастье. Ч. 2: Обретение смысла. Алматы. 2016 г.
8. Суслова И.Б., Шнайдер М.И. Образование и творчество - этико-философский и психолого-педагогический анализ. Монография. Ра1тапит. 2018 г.
9. Тимофеева О.В. Формирование и трансляция духовных ценностей в современном обществе. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Н. Новгород. 2014 г.

REFERENCES

1. Kant I. Sobranie sochinenii v 8 tomakh. T.6: Religiya v predelakh tol&ko ra-zuma. Metafizika nravov. M.: ChORO. 1994.
2. Kaptsov A. V. Lichnostnoe i intellektual&noe razvitie studentov v usloviyakh uchebnoi gruppy sovremennogo vuza. Metodicheskoe posobie Samara. Samarskii nauchnyi tsentr RAN. 2011.
3. Kuznetsova A. Ya. Gumanisticheskii aspekt filosofii obrazovaniya v usloviyakh intellektual&nogo razvitiya obshchestva. Avtoreferat diss. d-ra filos. nauk. Barnaul. 2010.
4. Maier B. O. Epistemologicheskie aspekty filosofii obrazovaniya. Diss. d-ra filos. nauk. Novosibirsk. 2005.
5. Prepodobnyi Serafim Sarovskii v XX-XXI vekakh. S reportazhami o torzhest-vakh, posvyashchennykh 100-letiyu proslavleniya velikogo svyatogo. M. Izd-vo «Bla-go». 2004.
6. Sergeev A. S. Sofiinaya paradigma filosofii obrazovaniya. Diss. kand. filosof-skikh nauk. M. 2009.
7. Solov&eva G.G. O cheloveke, ego vere, lyubvi, spravedlivosti, bogatstve, schast&e. Ch. 2: Obretenie smysla. Almaty. 2016.
8. Suslova I.B., Shnaider M.I. Obrazovanie i tvorchestvo - etiko-filosofskii i psikhologo-pedagogicheskii analiz. Monografiya. Palmarium. 2018.
9. Timofeeva O.V. Formirovanie i translyatsiya dukhovnykh tsennostei v sovre-mennom obshchestve. Avtoref. diss. kand. filos. nauk. N. Novgorod. 2014.
образование развитие духовные ценности коммуникативная культура интеллектуальные способности творчество мораль нравственный разум education development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты