Спросить
Войти

ЖЕНЩИНЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ХЕЛЕН ПАРКХЕРСТ

Автор: Полякова Марина Васильевна

УДК: 378.147

Полякова Марина Васильевна

канд. пед. наук, доцент Российского Государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ)

г. Екатеринбург, РФ DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12086 ЖЕНЩИНЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ХЕЛЕН ПАРКХЕРСТ

Polyakova М. V.

Associate Professor of Professional Pedagogy, Russian State Vocational and Educational University, Yekaterinburg, Russia.

WOMEN IN THEORY AND PRACTICE EDUCATION: HELEN PARKHURST

Аннотация.

Проблемой данного исследования стало противоречие между значительным вкладом женщин педагогов-практиков и женщин педагогов-ученых в мировые образовательные системы и очень скромным описанием их достижений, принятым в современной педагогической литературе.

Объектом исследования выбрана деятельность Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen 1887-1973). Ее инновационные проекты изменили теорию и практику образования в ХХ веке.

Abstract.

The problem of this study was the contradiction between the significant contribution offemale practitioners and women educators to the world&s educational systems and the very modest description of their achievements adopted in modern pedagogical literature.

The research was chosen by Helen Parkhurst (Parkhurst, Helen 1887-1973). Her innovative projects changed the theory and practice of education in the 20th century.

Вклад женщин в теорию и практику мировой педагогики соотносим с вкладом мужчин. Но их достижения в силу тендерной асимметричности культуры в целом и педагогики, в частности, оцениваются достаточно скромно. Такая информация обычно скудна, содержит противоречия и формальна. Еще реже указываются конкретные имена. Счастливым исключением стало только имя Марии Монтессори (итал. Maria Montessori) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманист).

Проблемой данного исследования стало противоречие между значительным вкладом женщин педагогов-практиков и женщин педагогов-ученых в мировую педагогику и очень скромным описанием их достижений, принятым в современной педагогической литературе.

Цель исследования: доказать, что женщины педагоги-практики и женщины педагоги-ученые способны не только генерировать инновации в системе образования, но и успешно внедрять их в педагогическую практику.

Объектом данного исследования была выбрана Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) - крупный американский ученый, педагог, автор масштабного международного педагогического проекта «Dalton Plan», основатель инновационного педагогического кластера The Dalton School, магистр Йель-ского университета (Yale University).

Дата рождения: 3 января 1887 г. ( Дуранд, Висконсин, США).

По некоторым сведениям Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) получила образование, закончив педагогический колледж (Висконсин, США). Есть также информация, что она училась в университетах Рима и Мюнхена вместе с Марией Монтессори. С 1904 г., т. е. с 17 лет, Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen)) работает в сельской школе; преподает в учительских колледжах штатов Вашингтон и Висконсин; в 1917-1918 гг. возглавляет отделение подготовки учителей в Колледже Монтессори (г. Нью-Йорк).

Первая ее инновация - проект «Dalton Plan». Название произошло от названия населенного пункта - г. Dalton (Массачусетс, США). Практичность женщины, рациональность педагога-практика, определенное педагогическое лукавство, умение скрыто, т. е. эффективно управлять, личная смелость и способность к созиданию нового позволили Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) разработать свой масштабный инновационный проект -Dalton Plan, основу инновационного педагогического кластера Dalton School. Миссией Dalton Plan стала оптимизация школы за счет адаптации учебного процесса к особенностям каждого обучающегося. Цель проекта: создать оптимальные условия для индивидуального развития и социализации личности каждого обучающегося. Dalton Plan был

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш72)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

введен в действие в качестве эксперимента в Public schools (Public schools - независимое учебное заведение) в 1916 году. Спонсором проекта стала Жозефина Бордман Портер.

Вторая инновация это - Dalton School. В 1919 году Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) переезжает в Нью-Йорк (штат Нью-Йорк, США), и открывает Dalton School на Street East. Этот объект по мере своего развития превращается в инновационный педагогический кластер, включающий в себя такие подструктуры как «Нижняя» и «Высшая» школы, располагающиеся на той же Street East, в других зданиях.

Через 4 года, в 1922 г. в Великобритании публикуется ее книга "Обучение по Дальтон-плану" ("Education on the Dalton Plan"). Этот труд очень быстро переводится на 57 языков, в том числе на русский. В России "Обучение по Дальтон-плану" издается в 1922, 1924 и 1925 гг.

Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) доводит свой проект до совершенства с 1920 по 1942 гг. - 22 года. В 1939 г. первая леди США - Элеонора Рузвельт - высоко оценила деятельность Хелен Парк-херст (Parkhurst, Helen).

Третья инновация - эталон научной карьеры. В 1942 г. Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) 55 лет. Она защищает магистерскую диссертацию и получает степень магистра в Йельском университете (Yale University -частный исследовательский университет США, «Лига плюща», Нью-Хейвен, Коннектикут, США). Становится членом Совета этого университета. И начинает там же преподавать социологию студентам, можно предположить, что в должности профессора. Это значит, что она разрабатывает и читает свой собственный курс.

Число преподавателей женщин в высших учебных заведениях и научных центрах в середине ХХ века очень и очень невелико. А среди университетской профессуры и сейчас (в первой половине XXI в.) женщин лишь около 10 %. Женщина - магистр, преподаватель социологии, профессор в Yale University, разработавшая свой курс и начавшая преподавать в 55 лет, - чем это не еще одна «инновация» Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen)? Она становится эталоном для многих поколений женщин, стремящихся заниматься политической, административной, научной, педагогической деятельностью и сделать карьеру в этих сферах.

Четвертый инновационный проект - новые средства социализации - медиа-продукты. В 19471950 гг. Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) начинает успешно заниматься медийной деятельностью на радио, а затем на TV. Она создает несколько актуальных медиа-продуктов, к ним относятся:

1. Популярнейшая еженедельная программа (на радио и TV) - "Мир ребёнка" для детей и подростков в сложном формате беседы. Очевидно, слушателям и зрителям можно было написать на студию или даже позвонить, чтобы обсудить свои проблемы в эфире.
2. Радиопрограммы для слепых детей - это ее вклад в специальную педагогику, а именно в тифлопедагогику, что особенно сложно и ценно.
3. Беседы с детьми (около 300 звукозаписей). Проблемы социализации, возрастной педагогики и психологии, обсуждались настолько грамотно и продуктивно, что этот медиа-продукт затем использовался в учебном курсе психологии по всей стране.

Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) ушла из жизни 1 июня, 1973 в Нью-Милфорд, Коннектикут, США в возрасте 86 лет.

Из всех инновационных проектов Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) прокомментируем только Dalton Plan и Dalton School как особое явление в педагогическом мире.

Педагогические системы, как известно, плохо поддаются репродукции. Они теряют свою эффективность при тиражировании. Но Dalton Plan - исключение, он успешно существует и отлично воспроизводится по всей планете.

Анализ технологии Dalton Plan обнаруживает, что в его основе лежит принцип природосообразно-сти, сформулированный Яном Амосом Коменским (чеш. Jan Amos Komensky).

В начале ХХ века возрастная педагогика только начинала развиваться, но наблюдательность Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) и ее способность к анализу позволила ей сделать верные выводы об особенностях контингента, с которым она работала в Public schools - о подростках. Назовем только некоторые из них. Подростки хотят совершать взрослые поступки. Они нуждаются в свободе движения. Они интенсивно общаются, осваивая социальное пространство и создавая социальные сети. Подростки образуют группы, отличающиеся собственными системами ценностей. Их увлечения носят не насыщаемый характер.

Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) предложила использовать все эти особенности в учебном процессе. Поэтому Dalton Plan меняет иерархию и функции участников педагогического процесса. Центром этой «вселенной» становится обучающийся, все и всё приспосабливается к нему.

Так, обучающемуся Dalton School предложено самому выбирать предметы, которые собирается изучать и уровень их постижения (три варианта). Темп (время) их освоения (три варианта) тоже определяется самостоятельно. «.. .собственный темп работы - важнейший компонент ее успешности. Пока ребенку не предоставляется возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно». [7]

Обучающийся совершает взрослый поступок, сам заключая с директором контракт на выбранные им условия. В процессе заключения и самостоятельного выполнения контракта, в его сознании происходит следующее:

• опосредованно формируется убеждение о том, что достижение желаемого результата сопряжено с определенными трудностями;

• накапливается опыт произвольности деятельности и поведения;

• возникает дифференцированная самооценка, т. к. эволюционируют первичные представления о мере своих способностей, возможностей;

• определяются, границы взрослости через осознание своих прав и обязанностей;

• формируется система жизненных ценностей, позволяющая реально оценивать события;

• накапливается личный опыт ведения дел (бизнеса) с помощью заключения контрактов;

• накапливается личный опыт общения с социальным окружением.

Потребность в постоянном движении и не насыщаемость увлечений обучающихся требуют иных форм занятий, не таких как урок. Поэтому, собственные исследования, лабораторные, практические работы, экскурсии, проекты, путешествия, полевые и производственные практики, мозговые штурмы, дебаты, публичные презентации достижений - это норма учебного процесса Dalton Plan. «Ребенку, должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил». [7]

Для эффективного освоения материала в Dalton Plan используется метод полисенсорности познания, предоставляющий возможность использования максимально широкого спектра перцептивных модальностей. Особая, удобная мебель, планировка помещений, рекреации, лаборатории, а не только классы и коридоры. Оборудование, наглядные пособия, коллекции, доступ к информации, к изучаемым природным или техническим объектам, удобное расписание, консультации...

Потребность в интенсивном эмоциональном и интеллектуальном общении удовлетворяется в Dalton Plan в свободно формируемых для выполнения проектов малых разновозрастных группах по интересам от диад, триад, до оптимальной их численности: 5±2 или 5±4.

Так, учебная деятельность становится содержанием ведущей деятельности обучающихся. «Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания».[7]

Место «Dalton-учителя» в Dalton Plan - второй план. При этом стоит вспомнить, что согласно законам драматургии персонаж, определяющий развитие сюжета, - это герой второго плана. Именно он управляет действием - «варит кашу». Основное дело Dalton-учителя - наблюдение и совмещение в постоянно изменяющихся условиях среды тактики и стратегии учебного процесса. Один из способов такого управления - создание устойчивого уровня оптимальной производительности учебы за счет введения обучающихся в зону продуктивного дискомфорта (Закон Йеркса-Додсона (англ. Yerkes-Dodson law) - «закон оптимума мотивации»).[6] Так, незаметно управляя мотивацией, целеполага-нием и деятельностью обучающихся, сотрудничая с ними, Dalton - учитель опосредованно влияет на результат учебного процесса. Это и есть - истинное управление.

Можно сделать вывод, что исключительная успешность Dalton Plan заключается в его естественности - природосообразности - адаптации

учебного процесса к особенностям обучающихся и скрытом управлении.

Судьба Dalton Plan в России оказалась сложной. Судя по литературе 20-30-х годов, Dalton Plan активно внедрялся в отечественную школу. Нашлись адепты этой технологии - учителя [5]. Основная трудность внедрения - отсутствие необходимых ресурсов: техники, специально оборудованных аудиторий, мебели, лабораторного оборудования, расходных материалов, информационных баз... Но Дальтон-учителя не унывали, мол, «в России умеют рожь на обухе молотить» [5]. Были даже написаны специальные учебники.

Так, профессор В.Ф. Натали - автор «Зоологии беспозвоночных», знаменитого вузовского учебника, по которому выучились поколения студентов - нашел нужным и возможным написать школьный учебник биологии для Dalton Plan.[4] В бытность свою аспирантом АПН СССР, я нашла такой учебник, изданный в 1931 году, в Ленинке (национальной библиотеке Российской Федерации, крупнейшей публичной библиотеке в России и континентальной Европе). В экземпляре, который мне выдали, не были разрезаны страницы, как в романах, издаваемых в XIX веке. Никогда такого не видела. Специального ножа у меня не было, пришлось разрезать страницы тонкой металлической пилкой для ногтей. Штудируя текст, я восхитилась подробнейшими разработками лабораторных занятий. Например, поэтапно описывалось, как правильно изготовить, так называемую, «висячую каплю» из стекловидного глаза быка. Указывались адреса боен в Москве, где можно эти глаза купить. Печально, что учебник, вышедший в 1931 г. и, конечно, написанный еще раньше, никому не понадобился и уцелел в фондах Ленинки чудом. В 1930 г. Dalton Plan был запрещен в советских школах. Традиционная академическая (гимназическая) система обучения была возвращена в отечественную школу. Главным в ней является, как мы все знаем, ни в коем случае не ученик и не учитель, а учебные планы, программы с жестко определенным набором предметов, тем, учебных часов и т. д., и т. п.

Министерством образования РФ в 2006 г. был инициирован проект- «Новые образовательные центры (НОЦ) - школы для старшеклассников» в 10 городах Пермского края. Это своего рода франшиза, потому что цели и технология очень похожи на Dalton Plan.

В настоящее время Dalton Plan принят во многих школах по всему миру. Образовательные кластеры Dalton School (их всего 200) успешно работают в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Чили, Чехии, Южной Корее и Японии. В 2014 г. журнал Форбс (США) поставил Dalton School на Street East (г. Нью-Йорк) на 10 - е место среди лучших частных учебных заведений США.

Подведем итоги.

Хорошее образование, наблюдательность, значительный личный профессиональный опыт, педагогическая рациональность, женская практичность, способность к созданию нового позволили Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) повлиять на философию и практику образования ХХ века. Ею были генерированы несколько инновационных проектов в

<<ШУШетиМ~^©У©Мак>>#Ш72)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

области педагогики, психологии, социологии, тифлопедагогики и масс-медиа:

• масштабный международный инновационный педагогический проект Dalton Plan;

• инновационный педагогический кластер Dalton School;

• инновационные средства социализации -медиа-продукты (радио- и телепередачи, для подростков и незрячих детей);

• инновационные средства обучения для учебных курсов психологии и педагогики - аудио беседы с детьми (около 300 записей)

Эти проекты в высшей степени природосооб-разны, они эволюционируют и распространяются по всему миру, оптимизируя современную школу и находя все новых приверженцев.

Самый значительный инновационный проект -это сама Хелен Паркхерст (Parkhurst, Helen) магистр Yale University, и ее карьера - эталон для женщин, стремящихся посвятить себя педагогической науке и практике, что «может привести не только к увеличению числа женщин в науке, но и к лучшей науке» [1].

Список литературы

1. Peter A. Lawrence. Men, Women, and Ghosts in Science. Plos Biology, - 2006. - Vol. 4
2. Дьюи Э. Дальтонский лабораторный план. Пер. с англ., предисл. Н. К. Крупской, [М.], 1923. -Notable American women. The modern period. A biographical dictionary, Camb. L. - 1980.
3. Маренчук Ю.А., Рожков С. Ю., Качалова О.А., Маловичко А. Г. Инновационный характер обучения в системе общего образования России и Ставропольского края в 20-30 гг. ХХ века по Даль-тонскому лабораторному плану // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.
4. Натали В. Ф. Общая биология: раб. кн. для второго концентра школ II ступени/ В. Ф. Натали. -2-е изд., перераб. - [М.]: Учпедгиз. Ч. 1: Основы жизненных явлений. -1931.-158 с.
5. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского. - М. - 1930.

- с. 156 - 68;

6. Оптимум мотивации // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — М.

- Прогресс, 1975. - Вып. 5. - С. 119 - 125.

7. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Е. Паркхерст. Пер. с англ. Р. Ландсберг. - 2-е изд. - М.: Новая Москва, - 1925. -248 с.
гендерная ассиметричность dalton plan (Дальтон-план) dalton school (школа Дальтон) закон Йеркса-Додсона принцип природосообразности продуктивный дискомфорт gender asymmetricality dalton plan dalton school (dalton school) yerkes-dodson law
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты