Спросить
Войти

ПОНЯТИЕ НАВЫКА В СОСТАВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Автор: Волошина И.А.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80 УДК 314.87 JEL J24

ПОНЯТИЕ НАВЫКА В СОСТАВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

И.А. Волошина

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0002-5405-3699

П.Н. Новиков

Всероссийский научно-исследовательский институт труда; Центр методологии бухгалтерского учета НИФИ Минфина России,

Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5299-181X

АННОТАЦИЯ

Объект исследования - понятийно-терминологический аппарат системы квалификаций, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия сферы труда и системы профессионального образования. Цель работы - аудит понятий системы квалификаций в части поддержания единообразия в понимании, употреблении и трактовке исследуемых понятий навыка и профессионального навыка. Методы проведения работ - логические методы, обобщение, сравнение; анализ научных публикаций, нормативно-методической базы.

В статье рассмотрены общие подходы к пониманию навыка как рамочного понятия, существенные признаки, раскрывающие содержание и объем этого понятия; определения понятия навыка, в которых отражены различные точки зрения на навык, его связь с умением и способностями; особенности навыков в системе профессионального образования при ее переходе на компетентностную модель; наличие и место термина и понятия навыка в российском образовательном законодательстве, в структуре федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования, соответствующих основных профессиональных образовательных программ (ОПОП); особенности навыков, профессиональных навыков в сфере труда; наличие и место терминов и понятий навыка, профессионального навыка в российском трудовом законодательстве; трактовка исследуемых терминов в документах Международной Организации Труда (МОТ); различные подходы к содержанию понятия «профессиональный навык» в нормативных правовых актах; неоднозначный перевод исконно русского слова «навык» и возникающие из-за этого неточности в его соотношении с рядом терминов (skill, квалификация, компетенция и др.).

Результаты работы - раскрыты содержание и объем понятий навыка, профессионального навыка с учетом их особенностей в сфере труда и в системе профессионального образования для сближения интерпретаций, достижения однозначности понимания этих понятий специалистами, различными категориями работников, участвующих в развитии и реализации системы квалификаций. Содержащиеся в статье материалы могут быть использованы советами по профессиональным квалификациям, центрами оценки квалификаций, объединениями работодателей, федеральными научно-методическими объединениями в системе среднего профессионального и высшего образования, образовательными и другими организациями. Подготовленные предложения могут учитываться при актуализации профессиональных стандартов, формировании соответствующих нормативных и методических документов.

Для цитирования: Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии. Социально-трудовые исследования. 2020; 40(3):68-80. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.

© И.А. Волошина, П.Н. Новиков. 2020.

ОRIGINAL PAPER

THE CONCEPT OF "SKILL" IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TERMINOLOGY

I.A. Voloshina

Center for the development of professional qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-5405-3699

P.N. Novikov

Center for the development of professional qualifications, All-Russian Research Institute of labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow, Russia;

Center for accounting methodology, Financial Research Institute of the Ministry

of Finance of Russia; Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5299-181X

ABSTRACT

The object of the research is the conceptual and terminological apparatus of the qualifications system, aimed at reducing the gap between the labor market and the system of professional education. The aim of the study is to audit the concepts of the qualifications system in terms of maintaining consistency of understanding, use and interpretation of the concepts of skills and professional skills. The research methods include logical methods, generalization, comparison; analysis of scientific publications, guidelines and regulations.

The authors discuss general approaches to understanding a skill as a framework concept, its scope and relation to the concept of abilities; skills in the vocational education system in its transition to a competency model; the presence and place of the term and concept of a skill in the Russian educational legislation, in the structure of the Federal State Educational Standards (FSES) of higher and secondary vocational education, corresponding basic professional educational programs; features of skills and professional skills in the labor market; the presence and place of terms and concepts of skill, professional skill in the Russian labor legislation; interpretation of the studied terms in the International Labor Organization (ILO) documents; different approaches to the content of the concept of "professional skill" in regulatory legal acts; an ambiguous meaning of the original Russian word "навык" and the inaccuracies of its translation and meaning (skill, qualifications, competence, etc.).

The results of the study describe the content and scope of the concepts of skill, professional skill, taking into account the peculiarities of the labor market and the system of vocational education, in order to link interpretations and achieve an unambiguous understanding of these concepts by specialists, involved in the development and implementation of the qualifications system.

The findings of the research can be used by specialists of professional qualifications and qualifications assessment centres, employers& organizations, federal scientific and methodological associations in the system of secondary vocational and higher education, educational and other organizations. The proposed recommendations can be taken into account when updating professional standards, developing best practices, and preparing methodological documents.

For citation: Voloshina I.A., Novikov P.N. The concept of "skill" in the system of educational and professional terminology. Social and labor research. 2020; 40(3):68-80. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целенаправленное изучение различных аспектов труда, профессионального образования требуют комплексного знания о навыке, необходимого для решения научных и практических задач. Поэтому рассматривая навык как рамочное понятие, необходимо понимать его сущность, объект, лежащий в его основе, смысл, заложенный в его содержание.

При этом навык, как понятие и обозначающий его термин широко используются в сфере труда и в системе профобразования и имеют, казалось бы, всеобщее понимание и употребление. В реальности же это понятие и этот термин трактуются по-разному, имея различные смысловые значения в науке, в нормативных правовых и иных документах, в быту. При этом неоднозначность трактовки термина «навык» усугубляется

различиями при переводе, о чем будет сказано далее.

Прежде всего обратим внимание, что рассматриваемый термин образовался от русского слова «выкнуть» - выкну, привыкнуть (что ближе к слову «привычка») путем прибавления приставки «на» - навыкнуть. Так объясняет происхождение слова «навык» М. Фасмер в этимологическом словаре русского языка. В свою очередь, В.И. Даль рассматривает слово «навыкать», толкуя его как приучаться опытом, получать навык к чему, набивать руку1.

Понятие навыка неразрывно связано с ключевым понятием деятельности, как целеустремленной активности, потенциально реализующей осознанную потребность субъекта, высшей формы активности человека. Деятельность реализуется в системе действий, направленных на достижение ее цели в определенных условиях, а само действие состоит из операций, соответствующих условиям задачи [1; 2; 3]. Навыки входят в состав как внешних, так и внутренних действий, являясь элементом действий, одним из способов их выполнения.

Рассматривая понятие «навык» с позиций логического подхода, охарактеризуем это понятие следующим образом. С одной стороны, навык относится к общим понятиям, поскольку охватывает группу (класс) однородных процессов. С другой стороны, навык является собирательным понятием, поскольку относится к некоторой совокупности процессов, составляет некоторую целостность, рассматриваемую как единый самостоятельный объект (предмет) [4; 5]. Собирательные понятия могут быть общими (навык) и единичными (профессиональный навык, учебный навык).

В понятии навыка различают его содержание, достаточно широкое по различным существенным признакам, и объем, делящий это рамочное понятие также по различным признакам.

Существенными признаками навыка в рассматриваемом аспекте являются, на наш взгляд, динамический стереотип, как физиологическая основа всех навыков, и автоматизм, до которого доведено действие. Основная цель динамического стереотипа состоит в формировании автоматизма при выполнении действий (элементов действий). В то же время автоматизм освобождает сознание от контроля над самим осуществле1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II. М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.

нием элементов действия, например, способов (приемов) их осуществления2.

Под объемом понятия понимаются, как известно, все явления, предметы, процессы, на которое оно распространяется; совокупность явлений, предметов, процессов, отображенных в данном понятии. Раскрытие объема любого понятия может производится путем деления понятия. Особой формой, разновидностью деления понятия является классификация, отличающаяся относительно устойчивым характером.

Считая, как отмечалось, навык действием, а систему действий - деятельностью, можно классифицировать навыки в рассматриваемом нами аспекте по такому существенному, видообразу-ющему признаку как виды деятельности человека, в рамках каждого из которых имеет место дальнейшее деление на общие (их называют также базовыми) и специфические навыки, а затем конкретизация (по различным основаниям и различных сочетаниях) на трудовые, профессиональные, производственные, учебные, социальные, организационные, коммуникативные, теоретические, практические, информационные, цифровые, интеллектуальные, когнитивные, ориентировочные, сенсорно-двигательные, перцептивные и т.д.

Таким образом, при делении рассматриваемого понятия, его конкретизации, главным являются различные аспекты его применения и целевая направленность в зависимости от вида деятельности.

Следует подчеркнуть, что как любое рамочное понятие навык не поддается жесткой, абсолютной формализации, поэтому анализ проводится нами в рамках совокупности (сочетании) понятий «знание», «умение», «навык» («ЗУН»), «компетенция» и «квалификация» в трудовой сфере и системе профессионального образования.

Обратим далее внимание, что в Российском законодательстве официального (легального) определения понятия навыка нами не выявлено, то же относится и к понятию умения, причем по поводу соотношения этих понятий, как непременных компонентов деятельности, в исследованиях нет общепризнанного взгляда, а имеют место две различные обобщенные точки зрения. С одной стороны, считается, что природа умения и навыка едина, что они представляют собой

2 Краткий словарь основных терминов практического (производственного) обучения. Авторы-составители: Ю.А. Якуба, В.А. Скакун. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, 1995.

действия с различной степенью освоенности, поэтому формирование умения предшествует образованию навыка. С другой стороны, считается, что навык - это действие, а умение представляет собой способность, качество личности, поэтому каждое новое умение как бы надстраивается над навыком [6]. Мы будем придерживаться точки зрения, что умения шире навыков, что они предполагают разные варианты действия3. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, затем по мере тренировки, упражнений достигается преобразование умения в навык. С этой точки зрения умения и навыки являются показателями степени овладения деятельностью.

С позиций логического подхода навык и умение являются сравнимыми и одновременно совместимыми понятиями, так как их объемы частично совпадают. Совместимость этих понятий характеризуется элементами подчинения и перекрещивания, при этом отношение подчинения выражается в том, что объем понятия навыка практически целиком входит в объем понятия умения, но не исчерпывает его.

Продолжая анализ общих подходов к пониманию навыка, остановимся кратко на связи исследуемого понятия с понятием способности.

Под способностью понимается синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Можно привести и многие другие определения этого понятия, но главное заключается в том, что способностями являются свойства личности.

Выделяют два основных вида способностей. Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности. Под специальными способностями понимается система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности; специальные способности (качества) отвечают более узкому кругу требований данной деятельности4. При этом любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Спе3 Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999.

4 См.: Общая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1970; Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов/ В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; под. ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перер. и доп. М.: «Просвещение», 1981.

циальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности [7].

Рассматривая навык лишь как автоматический, и, следовательно, бессознательный компонент действия, трудно понять его связь со способностями. Обусловлено это тем, что степень осознанности тех или иных явлений у человека может быть разной, и примером этому является автоматизированный навык, входящий в соответствующее умение. Поэтому подчеркнем, что речь идет об автоматизированном элементе сознательного действия, что автоматизм освобождает сознание от контроля над осуществлением элементов действия. Естественно, что в соотношении (иерархии) навыков и способностей четко выражен приоритет способностей. Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды, а навыки, в свою очередь, - часть комплекса способностей, которые необходимы работнику для подтверждения своей компетентности.

Заметим, что в ряде исследований речь идет о разнообразных аспектах навыка: многоуровневом активном формировании навыка, о периодах его построения (собственно построение навыка и стабилизация), о моделировании этого процесса, о консервативности навыка, о возможности деав-томатизации навыка (частичном или полном его распаде) и о ряде других существенных аспектов, связанных с проблемами навыка5 [8].

Приведем ряд достаточно устоявшихся определений рассматриваемого понятия, в которых в той или иной мере отражены указанные различные точки зрения:

• навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой6 (заметим, что умение в этом словаре трактуется как навык в каком-то деле);

• навык - умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности7;

• навыки - действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматиче5 https//center-yf.ru/data/kadroviku/professionalnye-navyki.php. (Дата обращения 15.12.2019.)

6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азбуковник», 1998.
7 Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1979.

скими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле... Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их пере-страивать8 (последнее предложение выделим особо, так как здесь речь идет об автоматизированном элементе сознательного действия);

• навык - доведенное до автоматизма путем

многократных повторений действие9;

• навыки - действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, иными словами не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все же каждое новое умение - всегда продукт осмысленного присоединения к известному ранее не известного, а навык - результат повторения одних и тех же действий10.

При определенных различиях рассмотренных определений, при отсутствии единства во взглядах на природу навыка, общим в них являются отраженные в том или ином виде динамический стереотип и автоматизм.

НАВЫКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемам навыков в системе профессионального образования было посвящено большое количество исследований, публикаций, в которых навык рассматривается с позиций его существенного признака - автоматизма.

При переходе на компетентностный подход исследуемое понятие ушло в образовательном процессе как бы на «второй план». Поэтому рассмотрим наличие, роль и место навыков в профессиональном образовании в настоящее время. При этом отметим, что в нашей стране официальное определение понятия «компетенция» в образовательно-профессиональном аспекте в нормативных правовых актах отсутствует. Анализ показал, что такое положение имеет практически во всех странах СНГ за исключением Республики Кыргыстан, где законодательно введены определения понятий компетенции и ком8 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М., 1997.

9 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: изд. Прайм-Еврознак, 2007.
10 Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999.

петентности11. Термин «навык» в содержании этих понятий отсутствует.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ12 термин «навык» упоминается неоднократно: в ст. 2 в составе определений таких базовых понятий как «образование», «обучение», «общее образование», «профессиональное образование», «профессиональное обучение», «квалификация» (везде в сочетании со знаниями, умениями и компетенцией), а также «практическая подготовка» (это понятие введено с 1 июля 2020 г.) - в аспекте именно практических навыков (в сочетании с компетенцией); в ст. 66, где речь идет об основных навыках учебной деятельности; в ст. 73, 74, 82, 83, 84, 85 - в сочетании со знаниями и умениями; в ст. 76 - в сочетании со знаниями (без умений); в ст. 41 - в аспекте навыков здорового образа жизни обучающихся и в ст. 48 - в части навыков педагогических работников в области охраны труда. Обратим внимание, что в Концепции Федеральной программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 года № 2765-р, понятие навыка не используется.

В паспорте национального проекта «Образование»13 понятие навыка употребляется в контексте формирования знаний, умений и навыков в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

В основных документах, связанных с Болон-ским процессом, понятие навыка как правило не используется. В Дескрипторах уровней в европейской системе квалификаций (EOF) навыки описываются как когнитивные и практические. Анализируя далее действующие ФГОС высшего образования (ФГОС ВО), соответствующие основные профессиональные образовательные программы (ОПОП ВО), опирающиеся на контекст компетентностного подхода, отметим, что описание любой компетенции соотносится со словом «способен», «обладает способностью», реже, в отдельных ОПОП - «готов». Дальнейшее раскрытие содержания компетенции (общекультурной (универсальной), общепрофесси11 Закон Киргизской Республики «Об образовании» от 30.04.2003 г. № 92. Статья 1. Основные понятия.

12 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13 Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16.

ональной (профессиональной), как результата обучения, определяется аббревиатурой «знать», «уметь», «владеть». (Термин «владеть» в словарных изданиях трактуется как уметь, иметь возможность пользоваться чем-нибудь, действовать при помощи чего-нибудь.)14

В разделе «Владеть» (на различных уровнях сформированности общекультурных компетенций - пороговом, продвинутом, высоком), понятие навыка, как правило, используется, например, владеть навыками самоорганизации и самообразования.

Что касается общепрофессиональных и профессиональных компетенций, то понятие навыка в различных ОПОП, разрабатываемых самими вузами, используется в разделе «Владеть» с разной степенью частоты.

Можно предположить, что указанные выше уровни сформированности любых компетенций (в части навыков) соотносятся с уровнем автоматизма как существенного признака навыка в рассматриваемом аспекте.

В структуре ОПОП бакалавриата «Практика», относящаяся к ее вариативной части, включает в себя учебную и производственную практики. Учебная практика является практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков. (Заметим, что здесь употребляется словосочетание «профессиональные навыки», которое имеет нормативное закрепление в сфере труда, что будет рассмотрено далее). В типы производственной практики, наряду с технологической и другими, входит практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Здесь термин «навыки» напрямую не используется, а является следствием приобретения опыта, как способа их формирования и развития.

В нашей стране, на уровне высшего образования Министерством образования и науки РФ был принят следующий подход: планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности15.

14 Например, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азбуковник», 1998.
15 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367.

В ФГОС среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и соответствующих ОПОП (ОПОП СПО) для раскрытия содержания общих и профессиональных компетенций используется несколько иная аббревиатура: «знать», «уметь», «практический опыт». На этом уровне профессионального образования определены два учебных цикла общепрофессиональный и профессиональный. Последний включает в себя профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными в ФГОС СПО. В профессиональный модуль входят междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики, которые проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций. Практический опыт должен приобретаться в период всех видов практик, при этом его наличие, как и на уровне высшего образования, можно считать способом формирования первичных профессиональных навыков и их определенного дальнейшего развития.

В требованиях ОПОП СПО к опыту говорится о том, что необходимо «иметь практический опыт в... (и далее идет повторение умений в обобщенном виде)». В целом объектами оценивания могут быть знания, умения, практический опыт, профессиональные и общие компетенции, а навыки могут входить в структуру оценки их освоения.

Говоря об основных навыках учебной деятельности (ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ), остановимся на ряде моментов. Эти навыки формируются на основе учебных умений и определяются как «особые умственные действия, владение которыми облегчает решение учебных задач, .учение и повышает его эффек-тивность»16. Имеют место и другие определения этого понятия.

В любом случае навыки учебной деятельности включают в себя общеучебные (межпредметные) и специфические (предметные), формирование которых должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. При этом одним из важнейших общеучебных умений и соответственно навыков является умение (навык) постоянно учиться, которое(ый) состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний и являющихся познавательными средствами. Навыки учебной деятельности фор16 См. Безрукова В.С. «Основы духовной культуры» (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

мируются на теоретических занятиях, во время лабораторных и практических работ, в период производственного обучения и практики. В развивающихся профессиональных образовательных организациях введены специальные курсы - «Технология учебной деятельности», «Учись учиться» и т. п.

В рамках компетентностного подхода учебные навыки позволяют раскрыть и продемонстрировать одну из важнейших общекультурных, общих компетенций, а именно: способность к самоорганизации и самообразованию в высшем образовании, - способность планировать и ре-ализовывать собственное профессиональное и личностное развитие в среднем профессиональном образовании. Эта компетенция является базовой для развития любых способностей, умений и навыков, условием успешности как учебной, в том числе самостоятельной, так и будущей профессиональной деятельности.

Из определения понятия квалификации (выпускника) в Федеральном законе № 273-ФЗ вытекает, что речь идет как о навыках будущей профессиональной деятельности, так и навыках учебной деятельности в широком смысле, с позиций непрерывного образования.

Переходя в сферу труда, можно сказать следующее. Сущность профессионального навыка в деятельностном аспекте такова, что он, являясь продуктом и результатом профессионального образования (обучения), не прямо «вытекает» из него, а является следствием дальнейшего развития и опыта профессиональной деятельности работника, его профессионального саморазвития. При этом усвоенные выпускником познавательные действия в дальнейшем могут быть использованы как в качестве средств усвоения, так и в качестве средств последующей профессиональной деятельности [9]. Эти действия (с учетом раскрытого ранее понимания автоматизма) можно условно назвать «опережающими» навыками, и они характеризуют такое образовательное развитие выпускника, работника, которое дает ему возможность опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, умения и навыка пользоваться уже имеющимся профессионально-образовательным потенциалом [10]. «Опережающие» навыки способствуют реализации одной из важнейших социальных функций профессионального образования: привести человека через (в системе) образование к самообразованию. Здесь уместно

привести французскую поговорку о том, что знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

НАВЫКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ В СФЕРЕ ТРУДА

Обозначим сферу труда как совокупность областей, направлений, видов, мест трудовой деятельности и трудовых отношений, а профессиональную деятельность как трудовую деятельность, осуществляемую в рамках сложившегося разделения труда, требующую соответствующей

17

подготовки и приносящую доход .

Трудовая (профессиональная) деятельность осуществляется множеством взаимосвязанных трудовых действий, в которых решается задача, подчиненная цели деятельности. В свою очередь, трудовое действие в профессиональных стандартах определяется как процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором решается определенная задача18. Поэтому, при рассмотрении навыка как действия, имеются ввиду все виды трудовых действий, для успешной реализации которых нужны знания, умения, навыки, компетенции во всех их взаимосвязях в зависимости от полномочий, ответственности и уровня квалификации, на котором осуществляется профессиональная деятельность.

Следует отметить, что способов выполнения трудового действия может быть несколько. Если работник уже владеет навыком (профессиональным навыком), то другой способ выполнения им того же действия может быть доведен до автоматизма быстрее, чем у нового работника.

В исследованиях выделяют стадию свободного владения профессией на уровне мастерства [11]. Считается, что чем выше степень автоматизма, тем работник опытнее, квалифицированнее, тем выше его мастерство. Этому, по сути, соответствует определение квалификации в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ)19, где ее важной составляющей, наряду с уровнем знаний и умений, является уровень профессиональных навыков, а также опыт работы работника. Заметим, что в ТК РФ понятие навыка используется также в ст. 76 в аспекте отстранения от работы

17 Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. М.: Издательство «Перо», 2016.
18 Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта; утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н.
19 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 193-ФЗ.

работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В документах, принимаемых МОТ, понятие «навык» используется в различных аспектах и сочетаниях. В Рекомендации МОТ 1950 г. о профессиональном обучении взрослых этот термин использовался как понятие сноровки, так и навыка в сочетании с опытом. В Рекомендации МОТ 1962 г. о профессиональном обучении «навык» употреблялся в связке с термином «знание» (навыки и знания), причем навык стоит на первом месте. В Рекомендации МОТ 1975 г., заменившей аналогичную Рекомендацию 1962 г., словосочетание «знания и навыки» осталось, но

знания перешли на первое место. Здесь же ис20

пользуется также понятие трудовых навыков20 .

В Рекомендации МОТ 2004 г. «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» говорится о признании уровня профессиональных навыков. Термин «квалификация» означает здесь официальное выражение технических или профессиональных навыков работника.

В Докладе МОТ, посвященном навыкам, говорится о возможности овладеть профессиональными и производственными навыками на основе базовых навыков, подчеркивается, что профессиональные навыки и технологии должны совершенствоваться одновременно, чтобы обеспечить устойчивый рост производительности (труда) и стимулировать развитие21. В Докладе Глобальной комиссии МОТ «Работать ради лучшего будущего» среди ключевых задач выделим всеобщее право на непрерывное обучение, дающее людям возможность приобретать профессиональные навыки, переучиваться и повышать квалификацию22.

В соответствующих документах МОТ чаще употребляется термин «знание» (включая «профессиональное знание»), в том числе в сочетании с «профессиональной квалификацией», а иногда используется понятие профессиональных способностей. Определений всех перечисленных понятий, включая навык, не дается.

20 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1957-1990). Международная организация труда. Женева, 1991, Т. II.
21 Профессиональные навыки, способствующие росту производительности, занятости и развитию. Доклад. Международная конференция труда, 97-я сессия, 2008 г. - URL: http:// www/ilo/org/wemsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/ documents/meetingdocument/wems_092199.pdf. (Дата обращения 09.01.2020.)
22 Доклад Глобальной комиссии МОТ «Работать ради лучшего

будущего». Международное бюро труда. Женева: МБТ, 2019.

«Навыки, способности, занятия и компетенции сотрудников могут быть оценены множеством способов и по миллиарду причин.» также упоминаются в Отчете о глобальных тенденциях в оценке [12; 13].

В нашей стране в нормативных правовых актах понятие навыка используется выборочно. Так, в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 397 имеет место словосочетание «знания и умения», а термин «навык» не приме23

няется .

В Паспорте национального проекта «Образование» исследуемое понятие используется в контексте расширения и обновления профессиональных знаний граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями. В то же время в Методических рекомендациях о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, подготовленных Министерством просвещения России в исполнение вышеназванного документа, понятие навыка отсутствует.

С позиций логики, на основе понимания понятия навыка, его дальнейшее деление, конкретизация и развитие в виде профессионального навыка должно идти в направлении наращивания его особенностей по профессиональной составляющей. Например, в современном словар-но-справочном пособии, отражающем развитие системы профессиональных квалификаций, навык определяется как доведенный до автоматизма прием (способ) осуществления трудовых действий, сформированный в рамках формального и неформального образования и обеспечивающий качественное выполнение профессиональных задач, высокую производительность. Это определение, в аспекте рассмотренного ранее понимания навыка, в целом, соотносится с профессиональным навыком, причем целесообразно добавить в него спонтанное (информальное) образование и практический опыт. Соответственно определяется и умение (профессиональное) как освоенный способ выполнения трудового действия, основанный на профессиональном знании [14].

На практике же в понятие профессиональных навыков вкладываются несколько иные смыслы,

23 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов».

оно трактуется достаточно расширительно. Это можно, в известной мере, объяснить подходом к трактовке навыка в Международном стандартном классификаторе занятий (МСКЗ-2008): способность выполнить набор задач и обязанностей в рамках конкретной работы. При определении понятия профессионального навыка используется россыпь терминов - знания, умения, способности, опыт, владение, личные качества и т.д. с направленностью на соответствующие квалификационные требования и должностные обязанности. Эти требования содержат конкретные профессиональные навыки, заключающиеся в способностях применения профессиональных знаний, которыми необходимо обладать для исполнения обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей.

Так, например, в приказе Ростехрегулирования от 30.08.2007 г. № 2358 профессиональные навыки определяются как «способность, умение применять на практике в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования при замещении должности государственной гражданской службы.». В Методическом инстру24

ментарии24, утвержденном на основании соответствующих федеральных законов, указов Президента РФ, других нормативных правовых актов, понятие навыка используется в сочетании со знаниями и умениями в рамках базовых и функциональных квалификационных требований к претендентам. Однако именно профессиональные навыки трактуются здесь как навыки, связанные со способностью применения профессиональных знаний при исполнении должностных обязанностей, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма, ставшие привычными, осуществляемые без контроля сознания, - подход к сути навыка базируется на автоматизме. Различные отраслевые требования также достаточно разнообразны в части требований и трактовки профессиональных навыков, при этом они не всегда описаны.

В этой ситуации ряд специалистов предлагает дополнить содержание профессиональных стандартов соответствующими навыками, основываясь на том, что понятие навыка имеет место как в определении квалификации в образовательном законодательстве, так и в ее определении в ТК РФ.

24 Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы. Версия 2 (утвержден Минтрудом России).

Мы не поддерживаем это предложение по следующим основаниям. Во-первых, понятие навыка, являющегося функцией нескольких аргументов, далеко не однозначно, отсутствуют единые подходы к определению его взаимосвязи с умением, которое включено в содержание профессионального стандарта (рубрика «Необходимые умения», требующиеся для осуществления трудового действия). Во-вторых, автоматизированный способ выполнения трудового действия превращает это действие в операцию. (Поэтому в сфере труда о навыке говорят и как об освоении операций производственного цикла, и как о совокупности операционно-трудовых действий в системе заданных параметров и т. д.) В профессиональном же стандарте понятие операции, трудовой операции не используется, структура профессиональной деятельности включает в себя трудовое действие в качестве крайне важного звена, являющегося низшим уровнем ее декомпозиции. В-третьих, как указывалось выше, навык связан с конкретным способом выполнения трудового действия, а этих способов может быть много в зависимости от индивидуальных особенностей работника, конкретных условий его деятельности, применяемых орудий и средств труда.

Вместе с тем, в нормативных актах, касающихся независимой оценки квалификации, иными словами, оценки соответствия квалификации соискателя положениям професси25

онального стандарта , используется термин «профессиональный навык». В частности, в Положении о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалифика-ции26 отражено, что оценочные средства позволяют оценивать знания, умения, трудовые действия в соответствии с требованиями к квалификации (здесь перечислены элементы профессионального стандарта в соответствии с его единым макетом). Разработанные оценочные средства проходят экспертизу, по ее результатам оформляется заключение, которое должно содержать экспертную оценку по ряду параметров. Одним из них является полнота и достаточность заданий, включенных в теоретический и практический этапы профессионального экзамена, для принятия решения о соответствии соиска25 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

26 Приказ Минтруда России от 01.11.2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации».

теля (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) соответствующим требованиям к квалификации. (Здесь в скобках перечислены все составные части понятия квалификации работника, определенного ТК РФ.) На наш взгляд, не имея договоренности, что понимать под профессиональным навыком, трудно давать соответствующую экспертную оценку о полноте и достаточности заданий в этой части требований.

Неоднозначность трактовки анализируемого термина усугубляется различиями при переводе, что представляет собой достаточно важный момент. Поэтому остановимся на этой проблеме более подробно, тем более что она связана с трактовкой так называемых «навыков будущего».

В последнее время достаточно широкое распространение получил термин «skill» (soft skills, hard skills), который близок к термину «навык». В системе Google translate имеется большое количество обозначений: основной перевод skill -навыки, а кроме того - умение, мастерство, ловкость, искусство, квалификация, сноровка, выучка.

Обратим особое внимание, что при переводе термина «skill» встречается понятие квалификации (профессиональной квалификации), что дает ряду отечественных исследователей повод утверждать, что квалификация работника на конкретном рабочем месте и есть навык, ссылаясь при этом на зарубежные публикации [15], основанные на вышеупомянутых подходах МОТ и МСКЗ-2008.

Отсюда можно еще раз подтвердить, что толкование исконно русского слова «навык» в настоящее время далеко не однозначно и по причине различного его перевода. В качестве примера можно привести доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», который суммирует многолетнюю совместную работу Global Education Futures и World Skills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего. В комментарии к русскому изданию утверждается, что skill в английском языке означает способность выполнить задачу с предопределенным результатом, что это определение шире, чем привычное нам значение слова «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция». Поэтому, чтобы не вводить дополнительных разделений, которые, как подчеркивают авторы доклада, не будут иметь прямой аналогии в международном контексте, в докладе

всегда используется термин «навык», подразумевая при этом термин «skill» [16].

В докладе о навыках будущего термин «навык» постоянно употребляется в сочетании с термином «знание», а «умение» вообще отсутствует. Заслуживает внимания точка зрения авторов, которая заключается в том, что существует небольшое ядро распространенных навыков, которые применяются значительным количеством работников во всей отрасли. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», которыми обладают все работники, вне зависимости от сферы трудоустройства. Далее имеет место оболочка для каждого конкретного вида деятельности - профессиональные навыки, которые обозначены как «профессиональные грамотности», за которыми следуют сотни специфических навыков. Эти навыки касаются выполнения конкретных задач в конкретных заданных условиях [16]. (Именно в таком контексте квалификация работника на рабочем месте отождествляется с навыком.)

Сказанное соотносится с проведенным ранее одним из авторов статьи исследованием этой проблемы в «знаниевом» аспекте, где также было выделено ядро знаний, в основе которого лежат фундаментальные знания и наиболее устойчивая (инвариантная) часть прикладных знаний, и оболочка ядра знаний, которая состоит из двух слов. Первый слой отражает некую общую специфику объекта труда и методов воздействия на него, второй слой - конкретные знания, соответствующие данному существующему их состоянию, являющиеся наиболее динамичными и подлежащие постоянному обновлению [10].

Возвращаясь к образованию. Заслуживает внимания точка зрения, «что крупным образовательным институтам стоит ориентироваться, в первую очередь, на развитие базовых навыков, далее дополняя их профессиональными навыками, в то время как узкоспециальные навыки можно оставить за рамками основного образовательного процесса. Эти навыки будут постоянно меняться.» [16, с.73]. Здесь справедливо высказывается опасение, что при «распредмечивании» под специализацию профессиональное образование, и прежде всего высшее, не будет в полной мере соответствовать своим целям и задачам.

В то же время, российским законодательством об образовании установлено, что разработка ФГОС всех уровней профессионального образования (и соответственно ОПОП) осуществляется

на основе профессиональных стандартов. Поэтому при разработке и актуализации профессиональных стандартов важно определить степень «распредмечивания» каждого профессионального поля, уровень разделения труда, которые последовательно отражаются в наименовании вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функциях, трудовых функциях, трудовых действиях, необходимых умениях и знаниях. Тем более, что независимая оценка квалификации осуществляется на соответствие профессиональному стандарту, как обобщенной модели вида профессиональной деятельности, а не на готовность к выполнению трудовых функций на конкретном рабочем месте, поскольку наблюдается как высокая динамичность требований рабочего места вследствие быстрых темпов появления и устаревания соответствующих технологий, так и большое разнообразие условий деятельности (технологических, организационных и др.) на конкретных рабочих местах.

В рассматриваемом докладе предлагается также новая модель навыков будущего, включающая контекстные/узкоспециальные (специализированные) навыки; кроссконтекстные навыки; метанавыки; экзистенциальные навыки, причем в состав контекстных включаются и профессиональные навыки. При таком рассмотрении вид деятельности в различных аспектах жизнедеятельности человека остается основным признаком классификации, конкретизации понятия навыка. Однако такие существенные признаки как динамический стереотип, автоматизм, определяющие содержание этого понятия, характеризующие его в рассматриваемом нами аспекте, в явном виде здесь не просматриваются, что можно объяснить использованием термина «навык» вместо подразумеваемого термина «skill».

В настоящее время стали меньше говорить о новых профессиях, больше - о навыках, причем и о том, что навыки могут заменить профессии [17].

В связи с этим не совсем понятно, что в данном случае подразумевается под навыком. Во-вторых, именно система (а не просто совокупность) специально приобретенных навыков, теоретических и практических знаний, умений, профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию вида профессиональной деятельности, и есть, по сути, профессия [18]. Вместо врача, инженера, преподавателя и т.д. не появится человек, имеющий только навыки в соответствующей области, поскольку «всю разнообразную деятельность человека невозможно

27

построить на навыках» .

ВЫВОДЫ

1. Понятие «навык» является рамочным с точки зрения различных аспектов жизнедеятельности человека, в том числе учебной деятельности обучаемого, профессиональной деятельности работника, и отражает успешное действие - учебное, трудовое и другие. Существенным признаком навыка являются динамический стереотип и автоматизм, до которого доведено действие.
2. Навыки, входя в состав действий, являются одним из их элементов. В свою очередь, способы выполнения действий могут быть различными, но не все из них являются автоматизированными. В целом любое действие не может быть до конца автоматизированным, так как оно в конечном счете вызывается, мотивируется и управляется сознательной целью в рамках общей цели деятельности.
3. В структуре образовательного процесса в рамках подхода с позиций выделения знаний, умений и навыков («ЗУН») роль и место навыка (при определенных различиях к его пониманию) были достаточно определенными. При переходе на компетентностную модель образования, принятую в нашей стране, понятие навыка присутствует в явном и неявном виде в структуре профессиональных образовательных программ.
4. Официального определения навыка, как такового, нами не выявлено. На законодательном уровне навыки входят в состав понятия квалификации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации), а профессиональные навыки - в состав понятия квалификации работника (Трудовой кодекс Российской Федерации). В Макет профессионального стандарта нецелесообразно вводить дополнительную рубрику «Необходимые навыки (профессиональные навыки)».
5. Понятие «профессиональный навык» является видовым по отношению к исконно русскому родовому понятию «навык». Профессиональный навык содержит признаки указанного родового понятия, но имеет видовое отличие, обусловленное определенным разночтением ключевых терминов в рамках компетентностного и «ЗУНного» подходов. В отдельных правовых нормативных актах приводятся различные определения по27 Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999.

нятия «профессиональный навык». На практике же это понятие трактуется достаточно расширительно.

6. В имеющих достаточно широкое распространение словосочетаниях «навыки будущего», «навыки 21 века» в понятие навыка вкладывается различное, порой и противоречивое содержание. Неоднозначность трактовки термина и понятия навыка обусловлена, среди других причин, разными точками зрения в части его соотношения с используемым сейчас термином «skill».
7. В настоящее время подходы к пониманию навыка (профессионального навыка) видоизменяются, что связано как с определенной эволюцией этого понятия, так и с неоднозначной его

трактовкой при переводе. Поэтому в процессе развития системы квалификаций необходима договоренность в части основного понятийно-терминологического аппарата.

Представляется целесообразным дальнейшее исследование проблемы навыка в следующих аспектах: времени сохранения навыка, его переноса на другие виды деятельности в различных условиях; роли и места навыков в контексте цифровой экономики; особенностей навыков в рамках взаимодействия и диалогов в создаваемых системах искусственного интеллекта; других значимых проблемных зон, раскрывающих многогранную и иерархическую суть этого понятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983; I.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
3. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Строгович М.С. Логика, 3-е изд. М., 2010.
5. Гетманова А.Д. Логика. М., 2008.
6. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Изд-во «Наука», 1972.
7. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
8. Бернштейн Н.А. На путях к биологии активности// Вопросы философии, 1965, вып.10.
9. Арушанян Ж.В. Формирование учебных умений как фактор подготовки мобильного выпускника// Профессиональное образование. 2004; (1).
10. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М.: РГАТиЗ, 2000.
11. См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
12. Феллоуб С., Кантровиц Т. Отчет за 2011 год о глобальных тенденциях в оценке// SHL. PreVisor, 2012.
13. Петрова С.А., Сладкова Н.М. Актуальные вопросы оценки профессиональных качеств государственных служащих// Социально-трудовые исследования. 2019; (3).
14. Развитие системы профессиональны квалификаций/ авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д., Факторович А.А. М.: Издательство «Перо», 2018.
15. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. В.П. Куприяновский, В.А. Сухомлин, А.П. Добрынин, А.Н. Райков, Ф.В. Шкуров, В.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот. - International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no 1, 2017.
16. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в этом сложном мире. http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire.pdf. (Дата обращения: 14.02.2020.)
17. Уразов Р.Н. Навыки вместо профессии: как изменится российский рынок труда (http://www.rbc.ru/opinions/busine ss/18/10/2017/59e75a959a794776fde701b7?from=center_10).
18. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016; (10).

REFERENCES

1. Leontiev A. N. Selected psychological works. In 2 vols. M., 1983;1. (In Russ.).
2. Davydov V. V. Theory of developmental teaching. M.: INTOR, 1996. (In Russ.).
3. Fokin Yu. G. Theory and technology of training: Activity approach. 3rd ed., corrected. M.: Publishing center "Academy", 2008. (In Russ.).
4. Strogovich M. S. Logika, 3rd ed. Moscow. 2010. (In Russ.).
5. Getmanova A.D. Logika. Moscow, 2008. (In Russ.).
6. Platonov, K. K. Problems of abilities. Moscow: Nauka Publishing house, 1972. (In Russ.).
7. Shadrikov V. D. The origin of humanity. Moscow: Logos Publishing Corporation, 1999. (In Russ.).
8. Bernstein N. A. on the way to the biology of activity// Questions of philosophy. 1965, issue 10. (In Russ.).
9. Arushanyan Zh. V. Formation of educational skills as a factor of mobile graduate training// Professional education. 2004;(1). (In Russ.).
10. Novikov P. N., Zuev V. M. Advanced professional education. M.: Rgatiz, 2000. (In Russ.).
11. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology. Saint Petersburg: Peter Publishing House, 2000. (In Russ.).
12. Fellob S., Kantrowitz T. Report for 2011 on global trends in assessment. SHL. PreVisor, 2012.
13. Petrova S. A., Sladkova N. M. Current issues of competency assessment of state employees. Social and labor research. 2019;(3). (In Russ.).
14. Development of the system of professional qualifications / author-comp.: Leibovich A. N., Voloshina I. A., Blinov V. I., Esenina E. Yu., Klink O. F., Novikov P. N., Pryanishnikova O. D., Faktorovich A. A.-M.: Pero publishing House, 2018. (In Russ.).
15. Skills in the digital economy and challenges of the education system. V. P. Kupriyanovsky, V. A. Sukhomlin, A. P. Dobrynin, A. N. Raikov, F. V. Shkurov, V. I. Drozhzhinov, N. O. Fedorova, D. E. Namiot. - International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162. 2017;5(1). (In Russ.).
16. Skills of the future. What you need to know and be able to do in this complex world. URL: http://spkurdyumov.ru/ uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire.pdf. (accessed on 14.02.2020.)
17. Urazov R.N. Skills instead of profession: the future of the Russian labor market. URL: http://www.rbc.ru/opinions/busines s/18/10/2017/59e75a959a794776fde701b7?from=center_10). (In Russ.).
18. Voloshina I. A., Novikov P. N., Zuev V. M. The concept of profession as part of professional-labor and educational terminology. National interests: priorities and security. 2016;(10). (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ирина Александровна Волошина - кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Россия. i_voloshina@list.ru

Петр Николаевич Новиков - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России; главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия. novikov_vgna@hotmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Irina A. Voloshina - Cand. Sci. (Psychol.), Director for development of the system of professional qualifications, FSBI AllRussian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor, Moscow, Russia.

i_voloshina@list.ru

Petr N. Novikov - Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Senior Researcher, Center for Development of Professional Qualifications, FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor; Senior Researcher, Center for Accounting Methodology, Financial Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia. novikov_vgna@hotmail.com

Заявленный вклад авторов:

Волошина И.А. - научное руководство исследованием, определение цели исследования, анализ полученных результатов, формирование выводов исследования.

Новиков П.Н. - постановка задач исследования, анализ научной литературы, анализ материалов, интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.

Authors&declared contribution:

Irina A. Voloshina - supervised the research, defined the aim of the research, analyzed and interpreted the results, contributed to the conclusions.

Petr N. Novikov - defined the objectives of the research, performed analysis of the materials and sources, interpreted and described the results, wrote the conclusions.

Статья поступила 25.03.2020; принята к публикации 23.04.2020 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 25.03.2020; accepted for publication on 23.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

НАВЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЗМ СФЕРА ТРУДА СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты