Спросить
Войти

Развитие инженерного мышления бакалавров в педагогическом вузе

Автор: Кузнецова Е.И.

осознаваемых векторов коммуникативных качеств, охватывающих широкий спектр ситуаций общения, активизирует рефлексию коммуникативных норм, саморазвитие. Отмеченный эффект становится возможным благодаря неочевидности для диагностируемого целей анкеты, метафоричности паремий, универсальности коммуникативных норм по отношению к различным жизненным ситуациям.

Ориентированная на глубинные, аксиологически устоявшиеся характеристики человека социопаремиологичес-кая диагностика коммуникативных качеств обучающихся, в идеале повторяющаяся через 3-6 месяцев, позволяет оценить динамику личностного влияния друг на друга субъектов образовательной деятельности, изменение их отношения к своему развитию и его направленности, спрогнозировать флуктуационные и бифуркационные явления, принять противоконфликтные меры или применить подходы, активизирующие сотворчество педагога и обучающихся. Диагностика педагогом не только коллектива обучающихся, но и своих коммуникативных норм и особенностей направленности развития, их сравнение, критический анализ - важное условие активизации творческого потенциала субъектов образовательной деятельности, повышения ее эффективности.

1. Дьяченко В. К. Дидактика. В 2 т. М. : Народ. образование, 2006. Т. 1. 400 с.

УДК 378.14

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Содержание предметной области «Технология» меняется в сторону изучения школьниками важнейших закономерностей технических и технологических процессов организации производства. В статье рассматривается проблема преподавания технических дисциплин для бакалавров технологического профиля в педагогическом вузе. Предлагается подход к развитию инженерного мышления.

Потребность общества в высококвалифицированных кадрах, внедрение автоматизации на промышленных предприятиях предполагают изучение школьниками важнейших закономерностей технических и технологических процессов организации производства. В связи с этим по-новому трактуется содержание предметной области «Технология», одной из задач которой является «осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития техноло2. Рождественский Ю. В. О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок. М. : Наука, 1978. С. 211230.

3. Сперанский А. В., Плющ И. В. Социопаремиологи-ческий метод исследования : учеб. пособие. Красноярск : СибГАУ, 2007. 156 с.
4. Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанский А. В. Диагностика коммуникативных норм поведения и ее использование в учебно-воспитательной работе : учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. 187 с.
5. Сперанская А. Н. Правила речевого поведения в русских паремиях : дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 210 с.
6. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов // Знание. Понимание. Умение. URL: http:// www.zpu-joumal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/ (дата обращения: 18.11.2017).
7. Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанс-кий А. В. Диагностика коммуникативных норм субъектов учебно-воспитательного процесса : учеб. пособие. Красноярск : Ин-т проблем непрерывного образования, 2010. 160 с.

© Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанский А. В., 2018

Е. И. Кузнецова E. I. Kuznetsova

DEVELOPMENT OF ENGINEERING THINKING OF BACHELORS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The content of the subject area "Technology is changing in the direction of studying by schoolchildren the most important regularities of technical and technological processes of production organization. The article deals with the problem of teaching technical disciplines for bachelors of technological profile in a pedagogical university. An approach to the development of engineering thinking is proposed in the article.

гий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта» [1, с. 7].

Конкурентоспособный вуз обязан оперативно реагировать на запросы общества. В Омском государственном педагогическом университете на кафедре технологии и методики преподавания технологии студенты осваивают программу прикладного бакалавриата по направлению подготовки 6.44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование». Специфика подготовки бакалавров технологического профиля заключается в двойственности: с одной стороны - учитель технологии, в первую

очередь, педагог, объектами профессиональной деятельности которого являются обучение, воспитание, развитие и просвещение подрастающего поколения, с другой стороны, он - инженер, способный решать технические задачи различного уровня сложности. Педагогические дисциплины, как правило, носят ярко выраженную гуманитарную направленность, для которой характерен особый склад ума, с этой установкой студенты - будущие технологи - и поступают в вуз, где сталкиваются с рядом сложностей, обусловленных неподготовленностью к освоению дисциплин, относящихся к разряду технических. Перед педагогами кафедры поставлена задача найти подходы к преподаванию инженерных дисциплин в гуманитарном вузе.

Учебный план подготовки бакалавров включает ряд дисциплин, в ходе изучения которых закладывается фундамент технологической культуры: «Инженерная графика», «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Основы проектирования в технологическом образовании». Перечисленные дисциплины не один год велись на кафедре, так как удовлетворяли потребность в учителях технологии в сложившихся условиях. Но содержание предмета на сегодняшний день подвергается серьезной модернизации, включаются новые темы, поэтому в учебном плане кафедры появились дисциплины с выраженным инженерным уклоном: «История техники и технической культуры мировых цивилизаций», «Наукоемкие технологии современного производства», «Компьютерное моделирование технологических процессов», «Основы взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений», «Эргономика трудовой деятельности». К моменту изучения этих дисциплин студенты обладают определенным багажом знаний, позволяющим начать формирование инженерного мышления.

Инженерное мышление - мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как политехничное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, творческое, социально-позитивное [2].

Преобразующее свойство инженерного мышления связано с целенаправленным и целесообразным преобразованием действительности, которое мы предлагаем развивать и закреплять в ходе учебного процесса на занятии по истории техники и технической культуры мировых цивилизаций. Задачи дисциплины - изучить возникновение, развитие и распространение орудий труда и технических систем через призму влияния технического прогресса на человеческую цивилизацию, способствовать формированию устойчивого интереса к сфере научной и инженерной деятельности, актуализировать умение понимать и анализировать закономерности развития науки и техники. Проблема изучения этой дисциплины заключалась в том, что студенты легко справлялись с первой частью задания -описанием внешнего вида системы, а вот объяснить трансформацию объекта во времени, функциональные связи затруднялись. За основу предложен инструмент, эффективно применяемый в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно девятиэкранная схема талантливого мышления (рис. 1).

Информация

I ДР°

Над системы в прошлом НС(-)

Надсистемы в настоящем НС (О)

Система в прошлом

Надсистемы

в будущем

НС( + )

Система а настоящем

Система в будущем

С("+)

Подсистемы в прошлом ПС (-) Подсистемы в настоящем ПС (0) Подсистемы в будущем ПС( + )

Т(-) Т ( + )

Рис 1. Девятиэкранная схема талантливого мышления

Анализ развития технической системы состоит из нескольких этапов. Первый шаг - рассматривается, что есть система в настоящем, из каких отдельных элементов (называемых подсистемами) она состоит. Следующий этап - любая система включена в другую, высокоорганизованную систему (сформулировать надсистему). Если отступить во времени на шаг назад Т (-), то можно увидеть, какой система была в прошлом, из каких подсистем состояла и какие произошли изменения. Анализируя переходы между прошлым и настоящим, можно прогнозировать направления развития системы в Т (+). При переходе назад не на один, а два, три и более шагов удается проследить преобразование системы от момента возникновения.

Опыт применения такого ступенчатого подхода показал, что для обобщения информации о техническом изобретении или устройстве достаточно рассмотреть 2-3 шага назад, в результате получается не девяти, а 12- или 15-экранная схема.

Немаловажен и выбор технической системы, наглядность прослеживается на примерах несложных технических систем, с которыми часто приходится иметь дело в быту (чайник, утюг, тостер). От многих технических систем пришлось отказаться из-за множества подсистем (например, автомат Калашникова) или принципиально новых принципов работы (первые телевизоры работали на электронных лампах, затем транзисторах и микросхемах).

В презентации студенты дают описание технической системы, подсистем и надсистем. Важнейшими характеристиками любой технической системы являются ее пространственные и геометрические параметры (форма, размеры, взаимное положение), а также применяемые материалы. В процессе работы студенты отвечают на вопросы, позволяющие глубже проникнуть в суть вещей:

- для чего предназначена техническая система?

- принцип действия технической системы;

- из каких подсистем она состоит?

- что остается неизменным?

- как менялась форма во времени?

- изменялись ли применяемые материалы и почему?

- добавлялись ли новые функции в систему?

Поясним развитие технической системы на примере

утюга. На рисунке 2 представлен разработанный студентом

Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)

125

фрагмент 12-экранной системы (настоящее и два шага назад).

Надсистема в прошлом С (--) • стакан сводок • ведро с углем Над система в прошлом С (-) • гладильная доска пульверизатор • источник эл. тока\\ Надсистем а в настоящем С (О) • гладильная доска

в прошло^-) в прошлом С(-) \\ в настоящем С (О)

АЛа ^^^^ д

^¿^юТногг.тях Электрический утюг \\ Э 7 ек трич еский утюг

Подсистемы в прошлом ПС С- -) отверстиями • деревянная ручка • откидная крышка • Я1ИГ1ТЗ Подсистемы 1 в прошлом ПС( ) • корпус (ручка — подошва) • ручка, терморегулятора • электрический шнур Подсистем ы в настоящем ПС (О) \\ • корпус (ручка - подошва с \\ каналами дтя выхода пара) \\ а ручка терморегулятора 1 • электрнчесыга шнур У»\\ водяное сопло 1 • ¡кнопка разбрызгивателя У рег\\-лятор пара

Рис. 2. Фрагмент системы утюга

Утюг предназначен для глажения одежды. В прошлом (2 шага назад) он состоял из металлического корпуса с отверстиями и откидной крышки, которая фиксировалась задвижкой. Так как металл нагревался, ручка изготавливалась из дерева. Утюг выполнял свою функцию, когда внутрь клали горящие угли, поэтому в надсистему включено ведро с углем. Применение угля создавало пожароопасную ситуацию, изобретение электричества позволило поменять надсистему и расширить подсистемы - электрический шнур, нагревательный элемент. При появлении новых подсистем обосновывается их появление: новая это функция или она передается подсистемам извне. Например, для разбрызгивания воды раньше применялся пульверизатор, сейчас это функция вошла с конструкцию утюга, он сам выполняет эту работу. Терморегулятор и сигнальная лампа появились потому, что возникла потребность выбирать различные режимы глажения.

Приведем наглядный пример, который другой студент выполнил при рассмотрении технического объекта (чайник).

В долго стоящем на плите чайнике вода выкипала, что приводило к его порче и пожару. В конструкцию внесли свисток на носик, который свистел при закипании воды и сообщал, что чайник нужно убрать с огня, но при этом создавал много шума. В современных электрических чайниках для удобства пользователя предусмотрена кнопка автоматического отключения от питания сети.

Не менее интересно рассматривать студенческие работы и в правой части девятиэкранной системы, т. е. оценивать видение студентами развитие технической системы в будущем. Применение техники мозгового штурма развивает фантазию и творческое воображение, что также свойственно инженерному мышлению. Студентам разрешено использовать любые техники представления объектов (рисунок, чертеж, коллаж, макет), лишь бы это отражало развитие системы как по форме, так и функционально.

Подобное поэтапное рассмотрение технических систем позволяет студентам с гуманитарным складом ума прийти к пониманию проектирования технических систем, что в дальнейшем реализуется при выполнении курсовых проектов. Историческое видение развития технических систем расширяет кругозор, обширный материал будущий учитель технологии может применить в дальнейшем для организации урочной и внеурочной деятельности школьников.

1. Тищенко А. Т., Синица Н. В. Технология: рабочая программа: 5-9 классы. М. : Вентана-Граф, 2017. 158 с.
2. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии «инженерное мышление» // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 7-8 апреля 2015 г.) / отв. ред. Т. Н. Шамало. Екатеринбург : [Б. и.], 2015. С. 3-9.

© Кузнецова Е. И., 2018

УДК 378.147.88

ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье дана педагогическая характеристика производственной практики в контексте профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, выявлены составляющие и раскрыты пути реализации ее потенциала.

Современная военно-профессиональная деятельность характеризуется существенными противоречиями между сложными профессиональными задачами и сложившимися

p. B. flогвиненко D. V. Logvinenko

POTENTIAL OF INDUSTRIAL PRACTICE IN THE PROFESSIONAL

PEDAGOGICAL TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

This article gives a pedagogical description of the industrial practice in the context of professional pedagogical training of military university cadets, components are identified and ways of realizing its potential are revealed.

условиями обучения и воспитания личного состава. С одной стороны, постоянно усложняется содержание военно-профессиональной деятельности, ее технологии и средства.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты