Спросить
Войти

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Налетова Ирина Владимировна

УДК 316.334

DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51396

И.В. НАЛЕТОВА доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной

социологии, проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Проектирование программ магистратуры по социально-гуманитарным направлениям в условиях цифровизации образования

Влияние цифровизации на высшее образование рассмотрено с точки зрения развития цифровой экономики и ее потребностей, с одной стороны, и изменений в высшем образовании - с другой. На анализе опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина показаны особенности новых программ: междис-циплинарность, ориентация на максимальную гибкость образовательной траектории в партнерстве с ведущими университетами, научными центрами, бизнесом и учреждениями социальной сферы.

I.V. NALETOVA Doctor of Philosophy, Professor, Professor at the Chair of Theoretical and Applied Sociology, Vice-Rector for Academic Affairs of G.R. Derzhavin Tambov State University

Development of master&s programs in social and humanitarian fields in the context of digitization of education

* Налетова Ирина Владимировна, e-mail: naletova.ir@yandex.ru

On the one hand, the impact of digitization on higher education is considered in terms of the development of the digital economy and its needs, and on the other hand of the development of higher education. In analyzing the experience of G.R. Derzhavin Tambov State University, we can present the characteristics of new programs: interdisciplinarity, orientation towards maximum flexibility in the educational path in partnership with major universities, research centers, companies and social institutions.

Цифровые компетенции в современных условиях нужны представителям самых разных специальностей. В том числе и тем, кто видит свое будущее в социально-гуманитарной сфере. Резкий переход к дистанту системы образования из-за распространения коронавирусной инфекции не был бы эффективным, если бы уже несколько лет система образования, особенно высшего, не уделяла столько внимания развитию информатизации и цифровизации.

Переход к цифровой экономике изменил не только характер труда, его задачи и результаты, но и систему знаний и умений: исчезли многие профессии и появились новые, изменилось место человека в производственной цепочке, что предъявляет новые требования к системе высшего образования. Массовая цифровизация общества ориентирует систему образования на прагматичное обучение отдельным компетенциям (появляются мнения, что совсем скоро исчезнут все профессии, освободив место простому набору компетенций).

Необходимо учитывать, что образование в эпоху цифровизации - это не только подготовка IT-кадров, кадров в области электроники, робототехники, беспилотников и т.д. Вызовы современности диктуют университету требования по подготовке универсальных специалистов, способных комплексно оценить ситуацию в социально-гуманитарной сфере и предложить необходимые пути решения, в том числе технические и технологические, а также осуществить их. Развитие информационных технологий, повышение роли медиаконтента, цифровизация всех сфер общественной жизнедеятельности является предпосылкой к появлению новых востребованных сфер профессиональной деятельности человека. В частности в условиях интернетофикации остро стоят вопросы сохранения культурного наследия,

цифровизации художественного творчества, создания цифровых библиотек, архивов, баз данных культурного наследия и музейных коллекций, цифровых реконструкций и т.д.

Цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) объединяет методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук, изучает возможности применения новых технологий в гуманитарных науках и системе образования. Развитию Digital Humanities способствуют трансформация гуманитарных практик, продвижение в алгоритмах и вычислительных инструментах, применяемых к комплексным данным, новые социальные связи в сфере языка, культуры и истории1. Работа в данной сфере требует от специалиста наличия междисциплинарных компетенций.

В то же время актуальность проектирования магистерских программ Digital Humanities определяется не только переходом к цифровой экономике, но и развитием современных университетов, изменениями образовательных программ, закреплением двухуровневой системы в российском высшем образовании.

Задачи развития соответствующих компетенций наиболее эффективно решаются не столько в рамках образовательных программ бакалавриата и специалитета, сколько магистратуры, когда человек уже обладает определенным минимальным набором «мягких и жестких» компетенций, а часто и опытом работы по специальности, может осознанно скорректировать свою профессиональную траекторию под потребности рынка труда или даже сделать осознанный выбор по ее кардинальной замене.

Несмотря на то что магистратура как уровень образования существует в нашей стране достаточно давно, осознанная востребованность магистерских программ среди абитуриентов начала формироваться несколько лет назад -сначала в крупных центрах, а затем и в регионах. Так, по мнению И.В. Аржановой, М.Ю. Барышниковой, О.В. Перфильевой, «среди российских вузов произошла переоценка потенциала магистратуры <...> как инструмента конкурен1 См.: Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / Под ред. Г.В. Можаевой. Томск, 2016.

ции за качественных студентов и повышения качества об1

разования <...> на национальном уровне» .

Современные исследования проблем магистратуры концентрируются на нескольких фокусах. Анализ проблем цифровизации и ее влияния на проектирование программ магистратуры актуален не только для отечественной системы высшего образования. Так, Китай, который активно выходит на глобальный мировой рынок, связывает развитие магистерских программ с экономикой впечатлений, человеческим капиталом и современными знаниями, количество магистерских программ в общей доле образования здесь постоянно возрастает2. Особенности формирования магистерских программ, направленных на синтез современных знаний и практических умений, отмечают исследователи из США, Франции, Польши, Португалии и других стран3. Так, специальный помощник проректора по стратегическим инициативам Университета штата Колорадо в Боулдере К. МакЭндрю, представляя новый формат он-лайн-магистратуры как ответ на современные вызовы университетам, приводит в пример проблемы, какие мало отличаются от современных российских реалий - «растущие расходы на обучение, сокращение государственного финансирования, проблемы, которые создает все более разнообразный состав студенчества, необходимость для профессионалов получать образование в течение всей жизни как условие выживания на высококонкурентном рынке труда» . Согласны с мнением, что в таких условиях университеты вынуждены искать совершенно новые форматы магистерских программ, взаимодействовать с МООК-платфор-мами, сохраняя при этом единство академических традиций

1 Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Перфильева О.В. Подход к оценке магистратуры на основе показателей развития институциональной среды // Университетское образование: практика и анализ, 2018, № 22(6), с. 82.
2 См.: Xunzhe Zhang. Knowledge, Higher Education and Human Capital: A Case Study of Professional Master&s Programmes in China. Nottingham, 2017.
3 См.: Cabaj К., Domingos D., Kotulski Z, Respicio А. Cybersecurity education: Evolution of the discipline and analysis of master programs // 25computers security, 2018, № 75, pp. 24-35; Schopfel J., Vanackern S, Kergosien Е, Jacquemin В. Master&s theses and open scholarship: a case study // Digital Library Perspectives, 2018, vol. 34, issue 4, pp. 276-287.
4 МакЭндрю К. Укрощение инноваций: как онлайн-магистратура вернула университету инициативу в преобразованиях // Вопросы образования, 2018, № 4, с. 61.

и общесистемной эффективности с инновациями и нестандартными инициативами.

В качестве такой нестандартной инициативы можно рассмотреть опыт интерактивного соединения онлайн- и оф-лайн-взаимодействия при реализации программы МВА в Бизнес-колледже Гисов Иллинойского университета в Ур-бана-Шампейне1. Общедоступный МООк дополнен интерактивным глобальным учебным классом под руководством профессора и команды ассистентов: сотни учащихся благодаря современным технологиям могут участвовать в непосредственном взаимодействии не только друг с другом, но и с преподавателями, а также формировать свою индивидуальную образовательную траекторию путем выбора курсов и специализаций, которые в конечном счете объединяются в полную степень МВА.

В отечественной практике существует явный интерес исследователей к проблемам управления магистерскими программами. Те же А.В. Аржанова, М.Ю. Барышникова и О.В. Перфильева подчеркивают важность того, что «состоялось переосмысление подхода к управлению магистерс2

кими программами в целом» в условиях продолжающейся трансформации системы образования, усиления региональной дифференциации и поляризации вузов по уровню финансирования со стороны государства. В таких условиях переформатирование системы управления магистерскими программами влечет за собой интерес «к разработке стратегий продвижения и развития маркетинга образовательных программ, к развитию соответствующих компетенций у сотрудников, занимающихся разработкой и реализацией об3

разовательного контента в университетах» .

Управление магистерскими программами в пересечении трех контекстуальных плоскостей рассматривают представители Томского государственного университета - О.А. Калачикова и К.К. Акимова. Они выделяют организационно-управленческий, научно-технологический и образовательный контексты, на пересечении которых магистратура перестает быть просто формальной ступенью высшего образования. Она рассматривается как «область проектирования

1 См.: ДеброкЛ. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного взаимодействия // Вопросы образования, 2018, № 4, с. 44.
2 Аржанова И.В., Барышникова М.Ю, Перфильева О.В. Указ. соч., с. 82.
3 Там же.

изменений в университете с участием исследователей, преподавателей, управленцев, работодателей и самих студентов»1. Причем несомненным плюсом программ магистратуры выступают небольшой период обучения, облегченный учебно-бюрократический режим планирования образовательных программ (2-2,5 года), имеющийся практический опыт работы по специальности (или в другой сфере) у студентов, а также широкие возможности для формирования опыта реализации проектной деятельности (как для студентов и преподавателей, так и для работодателей), практикоориентированность.

Значение практической подготовки при организации и управлении программами магистратуры подчеркивают также авторы из Санкт-Петербурга А.Л. Пименова и другие: «Требуется не только своевременное, периодическое обновление курсов с учетом изменений контента дисциплин в свете формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций, но и установление университетами более тесных связей с потенциальными работодателями своих выпускников для обеспечения практической составляющей обучения»2. Связь с реальным бизнесом дает возможность не только интегрироваться в научно-исследовательскую и проектную деятельность, совершенствовать профессиональные навыки выпускников, проводить практическую подготовку, но и корректировать методику преподавания, повышать уровень соответствия компетенций выпускников потребностям регионального рынка труда.

Одним из возможных решений проблем магистратуры может стать проектирование инновационных образовательных программ, направленных в том числе на удовлетворение потребностей Национальных проектов «Образование» (Цифровая образовательная среда) и «Кадры для цифровой экономики». Сегодня ряд ведущих вузов реализуют программы на стыке социально-гуманитарного знания и новых технологий (НИУ ВШЭ, Томский государственный университет, ИТМО и др.). Примеры конкретных кейсов

1 Калачикова О.Н., Акимова К.К. Управление магистратурой в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ, 2018, № 22(1), с. 7.
2 Пименова А.Л., Морозова Н.В., Агафонова А.О. Актуальные аспекты организации высшего профессионального образования (уровень магистратуры) // Проблемы современной экономики, 2018, № 1(65), с. 188.

исследования реализации магистерских программ (НИУ ВШЭ, Томский политехнический университет, Балтийский федеральный университет имени И. Канта и др.) дают возможность использовать опыт редизайна образовательных программ магистратуры в условиях смены парадигмы образования.

Кроме кейсов конкретных университетов, на наш взгляд, необходимы методические разработки, которые могут стать основой проектирования образовательных программ. Так, интерес представляют результаты конкретного исследования по оценке программы магистратуры «Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения», инициированного Благотворительным фондом Владимира Потанина и Национальным фондом подготовки кадров (НФПК)1. Результаты исследования позволили выделить особенную институциональную среду, в которой якорными элементами выступают люди, продукты и сам университет.

Для нашего дальнейшего исследования представляет интерес система дескрипторов, полученных в результате проекта «Магистратура 5.0», описывающих продукт - конкретную образовательную программу магистратуры - со стороны нескольких групп стейкхолдеров: управленческого корпуса университета, ответственного за развитие магистратуры; преподавателей и сотрудников университета, разрабатывающих магистерские программы; студентов как основных потребителей; институтов развития, уделяющих особенное внимание развитию новых программ магистратуры; бизнеса и работодателей, потребляющих выпускников магистратуры, которые оценивают качество продукта. Выделенные в проекте группы стейкхолдеров могут стать экспертными группами при описании модели проектируемой образовательной программы.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина третий год ведется проектирование магистерских программ в интересах социально-экономического развития региона и реализации программы «Кадры для цифровой экономики». Изначально было принято решение, что эти программы должны быть междисциплинарными, ориентироваться на максимальную гибкость образовательной

1 См.: Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Перфильева О.В. Указ. соч., с. 83.

траектории в партнерстве с ведущими университетами, научными центрами, бизнесом и учреждениями социальной сферы.

В 2019 г. в университете был осуществлен набор на ряд магистерских программ («Историческая информатика», «Цифровые технологии в управлении документацией», «Цифровые медиакоммуникации в рекламе», «Цифровые медиакоммуни-кации в журналистике», «Электронные ресурсы: создание текстового контента»). Программы базируются на ряде принципов:

1. Руководитель образовательной программы обладает свободой формирования состава ППС.
2. Осуществляется непосредственная связь процесса обучения и научных исследований: и преподаватели, и студенты являются членами научных коллективов в проектах, имеющих финансовую поддержку со стороны таких фондов, как РНФ, РФФИ и др.
3. Программы реализуются на базовых кафедрах университета.
4. При реализации программы применяются новые проектные методы обучения, командная работа, стажировка на ведущих предприятиях.

Компетенции, формируемые программой, складываются из основных и дополнительных:

1. Основные компетенции - компетенции ОП ВО, определяемые ФГОС и Профстандартом;
2. Дополнительные компетенции:
2.1. Digital-skills - цифровые и технические навыки (грамотность в области ИКТ; использование стандартного программного обеспечения; использование SMAC-технологий (социальных, мобильных, аналитических и облачных); использование отраслевых или корпоративных программ; цифровая связь и совместная работа по проекту; работа с технологиями IoT (Internet of Things - интернет вещей) и информационные навыки (навыки цифровой обработки информации; грамотность данных и промежуточная аналитика данных; информационная безопасность и конфиденциальность (кибербезопасность); управление вниманием).
2.2. Soft-skills - навыки коммуникации, навыки управления собой, развитие мышления, управленческие навыки и т.д.

Формирование компетенций выпускника осуществляется за счет внедрения в учебный процесс новых инструментов обучения, практико-ориентированной и проектной деятельности, использования программ ДПО, включения в учебный план онлайн-курсов ведущих вузов России, использования учебных стажировок, проведения предметных школ и т.д.

В новом учебном году в университете планируется расширение магистерских программ, построенных по разработанным критериям. Так, одной из новых образовательных программ может стать магистерская программа «Социология больших данных». Опираясь на исследование «Магистратура 5.0», проанализируем проблемную ситуацию с точки зрения разных стейкхолдеров данной образовательной программы (см. табл. 1).

Таблица 1

Формирование магистерской программы с точки зрения

разных стейкхолдеров

Эксперт Описание проблемной ситуации. Что эксперты делают? С какими проблемными ситуациями сталкиваются? Алгоритм решения. Как эксперт решает проблемы? Каков алгоритм решения проблемы Какие нужны знания, навыки, установки для решения?

Управленческий корпус университета Определение политики развития программ магистратуры. Отсутствие статуса университета (опорный и др.); большое количество магистерских программ с малым контингентом; низкий процент абитуриентов из других вузов; сокращение контингента магистров в общем контингенте университета Образовательная программа - бизнес-проект, позиционирующий университет. Переход на управление программами; заключение договоров с ведущими университетами о реализации сетевой программы; разработка локальных актов о зачете онлайн-курсов ведущих МООК платформ Знание требований, предъявляемых к современным программам магистратуры; современных нормативных документов о реализации сетевых программ, зачета он-лайн-курсов, академической мобильности; умение рассчитывать эффективную бюджетную модель программ магистратуры

Академический руководитель программы Проектирование образовательной программы. Низкая конкурентоспособность образовательной программы; отсутствие самоокупаемости программы; незначительная связь с рынком труда; от- Повышение квалификации /переподготовка, поиск взаимодействий с бизнесом/рынком труда; привлечение к реализации образовательной программы представителей бизне-са, Умение координировать и проектировать образовательную программу под будущие потребности рынка труда; маркетинг образовательной программы; знание междисципсутствие опыта программного управления ведущих университетов, преподавателей с опытом реализации программ/иследований Digital Humanities линарных особенностей и особенностей Digital Humanities; наличие взаимодействий в академической среде Digital Humanities

Кафедра, преподаватели Реализация образо вательной программы. Сокращение нагрузки, распределение нагрузки «внутри кафедры», слабое представление об особенностях организации учебного процесса в магистратуре, низкие цифровые компетенции Поиск взаимодействий с академическим руководителем программы, интеграция в российские и международные коллаборации и научные сети Digital Humanities, повышение квалификации, переподготовка, академическая мобильность Знание междисциплинарных особенностей и особенностей Digital Humanities; наличие взаимодействий в академической среде Digital Humanities; владение современными интерактивными методиками преподавания и наставничества

Бизнес, рынок труда Потребность в выпускниках образовательной программы. Образовательная программа формируется «здесь и сейчас», а не под будущие потребности бизнеса/рынка труда; отсутствие у выпускников-бакалавров необходимых бизнесу/рынку труда компетенций Форсайт компетенций будущего, интеграция в российские и международные коллабора-ции и научные сети Digital Humanities, создание базовых кафедр, участие в реализации образовательной программы Умение сформировать запрос под компетенции образовательной программы, прогнозировать потребности рынка труда в определенных компетенциях, готовность вести образовательную деятельность

Сформированная таким образом магистерская программа даст возможность руководителю привлечь к ее реализации лучших преподавателей. Те преподаватели, какие были задействованы в образовательном процессе, чтобы не потерять нагрузку, будут заинтересованы в расширении имеющихся компетенций, в том числе цифровых, благодаря чему повысят не только свою конкурентоспособность, но и конкурентоспособность выпускников программы на рынке труда.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА digital economy higher education master's program digital humanities
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты