Спросить
Войти

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ?

Автор: Чернобай Е.В.

ЕЛЕНА ЧЕРНОБАЙ

Профессиональная деятельность учителя в современной информационной образовательной среде: к чему готовиться?

одернизация отечественного образования, формирование новой модели школы обусловливают потребность в развитии профессиональной компетентности учителя, отвечающей современным вызовам времени. Учитель был, есть и в обозримом будущем будет ключевой фигурой образовательного процесса в школе, а уровень его профессиональной подготовки и личностные качества остаются приоритетными факторами успеха модернизации образования, результативности использования новых технологий и средств обучения. Одним из важнейших условий эффективности деятельности учителя становится его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, что предполагает во многом иную (по содержанию и направленности) готовность учителя к профессиональной деятельности.

Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием образования (программой), возрастом и уровнем подготовки учащихся. Безусловно, это важные компоненты планирования процесса обучения. Активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для учащихся всего класса предоставляли ограниченные возможности углубленного изучения интересующих тем. Фактически они являлись сценарием процесса обучения.

В настоящее время ситуация изменилась. В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования сегодня учителю необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде [2, с. 29]. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приведем некоторые извлечения из них, касающиеся требований к информационному обеспечению учебного процесса в электронной форме. Такое обеспечение должно давать возможность:

• управлять учебным процессом;

• создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

• индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

об авторе

Е.В. Чернобай, проректор по научной работе ГОУДПО Педагогическая академия последипломного образования (Московская область), кандидат педагогических наук, доцент

91

• визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

• работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

• размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе материалы обучающихся и педагогических работников, информационные ресурсы, используемые участниками учебного процесса);

• проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

• использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

• осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью1.

Очевидно, что данные требования полностью могут быть реализованы только в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подчеркнем, что именно образовательная среда на базе средств ИКТ способна придать учебному процессу те качества, которые обеспечат достижение востребованных современным обществом образовательных результатов.

Учебный процесс в новых условиях, а именно в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования, личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной).

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде учителю следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности и последовательности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации. Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов. В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания. Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в информационной образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств ИКТ. Особо следует отметить, что содержание такого учебного процесса должно стать не целью, а средством достижения запланированных образовательных результатов.

Из принципа научности вытекает требование проблемно-деятельностной постановки учебного процесса в информационной образовательной среде. Такая модель обучения ставит учащегося в положение исследователя, конструктора,

1 Приказ Министерства образования и науки РФ № 986 от 04 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». [Электронный ресурс]. URL: httpJ/mon.gov.ru/dok/akt/8264/
92

проектанта, участника коммуникации, организатора общения, способствует развитию аналитического и логического мышления. Определяемое данным принципом направление эффективно способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчеркнуты и усилены возможностями средств ИКТ. Наиболее важный вывод, который следует из современного понимания принципа визуализации, состоит в том, что в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, возможно и необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовывать деятельность учащегося по преобразованию объекта либо в форме достраивания модели или процесса, либо в форме видоизменения и переконструирования.

В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях, предъявляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.

Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Таким критерием является адекватность содержания действий ученика усваиваемой информации, причем активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственно учебных действий, в ходе которых происходит и усвоение предметных умений. Так, если ставится задача формирования у детей типовых умений, то организацию деятельности следует вести по готовому алгоритму, заданному средствами ИКТ. Напротив,

если предполагается формирование умений решать эвристическую задачу, то необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно построить алгоритм действий.

Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание принципа предстает как система индивидуализированных приемов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.

Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определенные функции, а учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников.

Совершенно очевидно, что построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников.

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание целей, содержаний, способов деятельности и характера взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на позиции учителя встать на место ученика.

Иными становятся и роли участников образовательного процесса. Первоначально школьники «погружаются» в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог - в роли организатора коммуникации. Одним из важнейших условий, которое моделирует учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений «выводит» ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляются анализ деятельности до затруднения, затем

93

поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Ребенок в данном случае выступает в роли субъекта деятельности, в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. Важно подчеркнуть, что в новой информационной образовательной среде педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) учебного процесса в соответствии с указанными принципами. Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы именно средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

Анализ практики профессиональной деятельности учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата. Для реализации новых целей и содержания образования, учителя необходимо готовить к работе в новой информационной образовательной среде. Суть такой подготовки заключается в том, чтобы на основе анализа влияния этой среды на изменение содержания целевых установок и профессиональной деятельности педагога научить его прежде всего проектировать учебный процесс, основанный на принципиально новых дидактических возможностях информационной образовательной среды, на базе средств ИКТ.

Многие годы проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя был ограничен рамками типовой учебной программы, логикой построения учебника, последовательностью изложения в нем учебного материала, жесткими методическими рекомендациями, готовым набором учебных задач и т.д. Иначе говоря, проектировочная деятельность учителя сводилась, как правило, к решению частных методических вопросов в рамках предписанного нормативной

базой и единой унифицированной средой образовательного процесса.

Сейчас ситуация принципиально поменялась. Запросы современного общества к результатам образования, многообразие образовательных систем, право учителя на выбор методов и средств обучения и, наконец, резко возросшие дидактические возможности информационной образовательной среды на базе средств ИКТ поставили перед учителем задачу и обеспечили ему условия для самостоятельного проектирования учебного процесса, отвечающего его методическим потребностям и убеждениям и направленного на достижение современных образовательных результатов. Все это позволяет рассматривать проектировочный компонент как ключевой в профессиональной деятельности современного учителя.

Можно сказать, что реализация современного подхода к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учебе и познавательных мотивов. У них формируются потребности в самообучении, саморазвитии, умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней, потребности в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата, и т.д. Подчеркнем, что педагог в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде выступает в нескольких ролях - участника проектной деятельности учащихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, проектировщика учебных курсов, эксперта учебной деятельности учащихся, организатора педагогической поддержки учащихся в ходе процесса обучения, тьютора.

Здесь своевременно было бы остановиться на дидактических возможностях учебного процесса в информационной образовательной среде, которые выделяют О.Е. Иванова и И.М. Осмоловская [1]. Отметим, что это именно те характеристики, которые отличают новую информационную образовательную среду от традиционных условий обучения. Такой учебный процесс позволяет:

• увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

94

• обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;

• повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

• усилить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

• активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);

• развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;

• создавать установку на непрерывное образование в течение жизни [1].

Следует иметь в виду, что, проектируя учебный процесс в информационной образовательной среде, учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создает единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая одну из важнейших характеристик информационной образовательной среды - целостность. Центральным элементом такого комплекса может являться учебник. В настоящее время преобладают обычные бумажные учебники, но развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что электронные образовательные ресурсы займут свое достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным. Ему надо научиться определять, какие ресурсы войдут в комплекс, а какие необходимо привлечь на каждом из этапов, чтобы обеспечить целостность учебного процесса в информационной образовательной среде. При этом предпочтение стоит отдавать ресурсам,

которые методически грамотно выстроены, раскрывают содержание образования в той же логике, что и базовый учебник, не дублируют, а обогащают и углубляют его. Названные действия осуществляются учителем и входят в состав проектировочного компонента профессиональной деятельности, что еще раз доказывает значимость его формирования.

В заключение подчеркнем, что профессиональная деятельность учителя складывается преимущественно из трех основных этапов: проектирования, организации учебного процесса и анализа его результатов. Сегодня проектировочные умения педагога являются ключевыми в обеспечении его готовности к работе в новой среде, ориентированной на достижение современных образовательных результатов. Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Именно проектировочный компонент предполагает анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.

Литература

1. Иванова О.Е., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
95
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты