Спросить
Войти

Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Шишмаренкова Г.Я.

Г. Я Шишмаренкова

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящий момент бесспорным стало утверждение, что в процессе учения школьник выступает не только как объект деятельности, но и как его субъект. Именно поэтому формирование активной позиции в познании — главная задача всего учебного процесса. Так утверждает в своих трудах Т.И.Шамова1, которая, проведя анализ особенностей познавательной деятельности, сумела выделить несколько уровней активности.

Первый уровень — воспроизводящая активность, характеризующаяся стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.

Второй уровень Т.И.Шамова рассматривает как интерферирующую активность, когда ученик стремится уже к выявлению смысла изучаемого произведения, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

И, наконец, третий уровень — творческий. На этом этапе деятельность школьников характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в суть произведения, но и поисками нового способа проникновения.

Неслучайно творчество определяется как такая человеческая деятельность, посредством которой создаются новые общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества. Но творчество следует смело рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качества личности, т. е. оно предстает в различных аспектах: что создано, как создано и как развивается. Наиболее важны следующие признаки:

— творчество как высшая форма самостоятельности активной человеческой деятельности, антипод шаблона, стереотипа, рутины;

— творчество как результат деятельности, который характеризуется новизной и ценностью для субъекта и для общества, как нахождение новых средств, путей и способов деятельности;

— творчество выступает как сложный сплав, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и интуитивного.

Таким образом, творчество выступает как главный двигатель человеческого развития, но, будучи высшей формой человеческой деятельности, творчество требует предварительной длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизации и многого-многого другого.

Почти все сказанное имеет прямое отношение к ряду учебных предметов гуманитарного и общественного цикла, среди которых следует выделить литературу. На занятиях по литературе деятельность преподавателя и школьника определяется творческой логикой, и потому важнейшей задачей урока считается сохранение эмоционально-интеллектуального воздействия произведения.

Эту задачу, по мнению Е.Квятковского". можно выполнить только в два этапа: сначала чтение для души, погружающее в мир идей и чувств писателя, затем аналитическое осмысление отдельных фрагментов Такой подход к изучению литературы, по мнению ученых, дает возможность школьнику сохранить свою точку зрения на происходящие события, отстоять свою позицию в сложной ситуации, свое понимание путей, ведущих к решению проблемы, несмотря на оказываемое давление ближайшего окружения, средств массовой информации или со стороны каких-либо значимых инстанций. Это, как показывает не только повседневная жизнь, но и проводимые исследования, существенный фактор формирования индивидуально неповторимой личности и подлинно творческого человека .

Известно, что при изучении жизненного и творческого пути писателя преобладает репродуктивный метод. Познавательная деятельность школьников активизируется постановкой проблемных вопросов, составлением планов, тезисов, конспектов, синхронических таблиц. Но интерес к изучаемому материалу можно значительно повысить заданиями творческо-познаватель-ного характера. Рассмотрим эти задания на примере изучения жизненного и творческого пути А.С.Пушкина.

Период жизни Основные моменты

Виды деятельности учащихся

Форма урока

1.Лицейский период (1811—1816)

История создания лицея Распорядок дня Воспитанники и их наставники

Отношение лицеистов к войне 1812 г.

Стихотворения А.С.Пушкина, посвященные лицейским годовщинам

2. Петербургский период Петербург времен Пушкина Нравы и обычаи Театральные кумиры Пушкина

Литературное окружение Пушкин в кругу вольномыслящих людей

3. Южная ссылка. Места, романтически воспринимаемые Пушкиным: Крым Кавказ Кишинев Одесса
4. Михайлове кое (1824 — 1826)

Природа Михайловского Няня Пушкина — Арина Родионовна

Семейство Осиповой-Вульф в судьбе поэта Друзья поэта Встреча с А.П.Керн

5. Годы странствий А.С.Лушкина (1827—1833 гг.)

Пушкин и события 14 декабря 1825 года

Пушкин и московские "любомудры"

Путешествие в Арзрум — дорожные впечатления

Первая и вторая болдинские осени

Встреча с Н.Н.Гончаровой и женитьба

Устное словесное ри сование, отбор материала по предложенному плану, письменная работа (контрольный срез) по заданным вопросам

Близкий к тексту пересказ, построенный как комментарий к портретам тех людей, с которыми Пушкин общался в это время; чтение стихотворений, посвященных этим людям и написанных под их влиянием

Сообщения учащихся о тех местах, где бывал Пушкин, о людях, с которыми познакомился в южной ссылке. Чтение стихотворений, созданных в это время. Ответы на вопросы

Сообщения учащихся в соответствии с планом урока. Чтение стихов о природе, цветах, друзьях, любви. Ответы на вопросы

Чтение стихотворений, посвященных этим событиям и комментарии к ним.

Обмен читательскими впечатлениями. Ответы на вопросы

Рассказ в картинках

Цикл устных рассказов в соединении со словом учителя

Путешест вие или заочная экскурсия с комментариями учителя

Литературная композиция. Дополнения учителя к сообщениям учащихся

Обмен читательскими впечатления ми через обращение к произведениям поэта, письмам, воспоминаниям. Комментарии учителя

Период жизни Основные моменты Виды деятельности учащихся Форма урока

6. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова История рода Гончаровых Внешность Н.Н.Гончаровой Характер Отношение Гончаровой к мужу Поведение ее после смерти Пушкина Описание дуэли Похороны Пушкина Сообщения учащихся по заданному плану урока. Монтаж этих сообщений с промежуточными связующими комментариями учителя. Чтение писем и стихотворений. Ответы на вопросы Урок-исследование в форме литературного монтажа

Из таблицы ясно, что задания направлены:

— на описание мест, связанных с именем A.C. Пушкина и ставших литературными памятниками, например. Царское Село, Михайловское;

— исторические события, потрясшие поэта — война 1812 года, восстание декабристов, война на Кавказе;

— характеристики людей, окружающих писателя, их взаимоотношения, взаимовлияния;

— обмен читательскими впечатлениями о произведениях А.С.Пушкина, с которыми учащиеся знакомятся в обзоре.

Таким образом, цель уроков — представить жизненный и творческий путь конкретного поэта, познакомить учащихся со временем, нашедшим отражение в личности художника, с людьми, вошедшими в историю, с местами пребывания поэта, превратившимися в литературные памятники, наконец, с поисками истины, которая заставила А.С.Пушкина исколесить пол-России.

Итак, отбор материала решает познавательные задачи и служит общему культурному развитию личности школьника.

Материал, предлагаемый к уроку, носит преимущественно описательный характер. И это дает возможность максимально активизировать творческо-познавательную деятельность учащихся.

Первое занятие в нашей системе — урок-рассказ в картинках, слово учителя. На долю учащихся приходится чтение стихотворений к лицейским годовщинам (исполнительская деятельность). Все остальные занятия строятся на сообщениях учащихся, требующих творческой обработки материала.

Второе занятие названо условно — цикл устных рассказов. Действительно, по книге М.Васиной4 школьникам поедстоит рассказать о Большом театре, о людях, с которыми общался А.С.Пушкин, об истории создания оды "Вольность", по комментарию Ю.М.Лотмана — о Петербурге, нравах и обычаях петербургских дворян. Обратим внимание на то, что в данном случае деятельность школьников творческо-познавательная, так как школьники готовят пересказ, близкий к тексту.

Третье занятие — это заочная экскурсия. Урок строится не на пересказе, близком к тексту, а на обращении "экскурсовода" к аудитории, классу, которому предлагается попутешествовать вместе с поэтом. В рассказе описание мест, исторических событий, лиц, с которыми общался поэт, соединяется с цитированием его произведений, т. е. это уже действительно рассказ, в который включается разнородный материал. Этот вид деятельности как познавательного (отбирается из разных источников), так и творческого характера.

Четвертое занятие обозначено как литературная композиция. Она требует предварительной подготовки, включающей отбор материала и репетицию, ибо главная задача такой формы — эмоциональное воздействие на аудиторию. И ее решение требует от учащихся творчества.

Пятое занятие — это движение вслед за А.С.Пушкиным из одного конца страны в другой. Но это лишь внешний рисунок урока (обозначение на карте путешествия поэта с помощью флажков или на доске с помощью мела и т.д.). Главное же — поиск ответа на вопрос: "Какие проблемы волновали А.С.Пушкина? В чем он видел их решение?" На таком уроке происходит обмен читательскими впечатлениями по поводу произведений, написанных в этот период. Это уже достаточно серьезный анализ, когда необходимо сформулировать проблему, обосновать, сделать вывод. В работе участвует весь класс, школьники свободны только в выборе произведения и выражения собственного отношения к прочитанному.

На пятом занятии доля самостоятельности увеличивается. По виду деятельности его можно определить как учебное исследование. На основании анализа различных источников учащиеся должны делать выводы и на уроке так изложить их, чтобы склонить аудиторию на свою сторону. Задание к уроку носит групповой характер и требует предварительной подготовки. Исполнение на уроке может быть коллективным, а может носить индивидуальный характер (как решит группа).

Таким образом, творческо-познаватсльная деятельность учащихся на протяжении шести занятий постоянно усложняется и приводит в действие не только интеллект, но и эмоции, воображение школьников.

Творческие задания особенно активизируют познавательную деятельность учащихся, если использовать при изучении жизненного и творческого пути писателя такую нестандартную форму, как урок-биография произведений писателя. При этом "биография" произведения рассматривается по следующему плану: время, в которое появилось произведение, история публикации, отношение современников, реакция писателя на отзывы о его произведении. При таком подходе фактический материал соединяется с художественным текстом, который читают сами учащиеся.

Рассмотрим подробнее виды деятельности учащихся на примере изучения "биографии" произведений Н.В. Гоголя.

Произведение Н.В.Гоголя

Виды деятельности учащихся

1829
18311832
1835
1836
1841
1847

"Ганс Кюхель-гартен"

"Вечера на хуторе близ Дикань-ки"

"Миргород", "Арабески"

"Ревизор&&

&Мертвые души"

"Выбранные места из переписки с друзьями"

Сообщение о поэме по предложенному плану.

Выразительное чтение отрывков из поэмы при сжатом пересказе его содержания

История публикации произведения. Выразительное чтение фрагментов из "Вечеров..." Инсценирование. Обмен читательскими впечатлениями

История издания. Словесное изображение мира Петербурга и Миргорода (с широким привлечением текста). Словесная зарисовка на тему: "Один день из жизни старосветских помещиков" Чтение по ролям отдельных фрагментов из жизни героев Н.В.Гоголя (по разным текстам)

"Биография" комедии. Сообщения на темы: "Город М", "Отцы города", "Что такое Хлестаков?" и т. д.

"Биография" поэмы. Обсуждение обложки 1-го тома "Мертвых душ", ее прочтение, свободный обмен мнениями

"Биография" книги. Формулирование вопросов по содержанию книги. Обмен мнениями

Таким образом, урок-биография произведений позволяет задействовать весь класс. При этом факты "биографии" постоянно сопоставляются с их содержанием, которое освещается с помощью выразительного чтения фрагментов, чтения по ролям, инсценирования, комментариев, различного рода сообщений и т. д. Все виды творческих заданий исполнительского характера помогают сделать урок эмоционально действенным.

Предлагаемая нами нестандартная форма изучения жизненного и творческого пути писателя дает представление о внутреннем мире писателя, о его мыслях и чувствах, чертах характера, содействует успешному анализ\\ произведений и настраивает на философские раздумья о судьбе великого человека и человека вообше.

Большое значение для развития творческого начала в каждом школьнике приобретает урок-портрет. Понятие состоит из двух частей. Урок как одна из форм системы образования и портрет, т. е. изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды, манеры держаться). Но, раскрывая, что такое урок-портрет, идем от психологического портрета.

когда через внешность раскрывается внутренний мир писателя, его характер. При этом учитывается опыт художественной литературы, когда персонаж предстает перед читателем не только через портрет, но и через впечатление, которое производит на окружающих, через испытание дружбой, любовью, враждой, жизненными обстоятельствами.

Композицию подобного урока-портрета, исходя из его содержания, можно назвать, "свободной", "мозаичной". При этом ученик на основании предложенных фактов создает "свой" портрет писателя. Обратимся, например, к личности Ф.М. Достоевского. На уроке рассматриваются:

— История рода Достоевских. Детские годы и годы учебы будущего писателя;

— Портрет Достоевского глазами современников;

— Испытание любовью;

— Испытание жизненными обстоятельствами.

Фактический материал излагается учителем или заранее подготовленными учащимися. Кроме того, учащиеся на первом этапе урока зачитывают и анализируют письма Достоевского к отцу и брату. На втором этапе сопоставляются портреты Ф.М Достоевского до каторги и после нее. Зрительные впечатления учащихся проверяются при этом воспоминаниями современников (их выразительно зачитывают). Следующий этап урока — чтение писем Ф.М.Достоевского, из которых становится ясно, чем тот или иной человек привлекал писателя, и опосредованно своеобразие личности Ф.М. Достоевского.

Заранее подготовленные сообщения о взаимоотношениях писателя с женщинами дают возможность учащимся на первом этапе урока составить мнение о его внутреннем мире. Заключительный фрагмент урока связан с рассказами учеников об обстоятельствах жизни, в которые Достоевский был поставлен судьбою. Школьникам предстоит ответить на вопрос: обстоятельства сильнее Достоевского или он сильнее обстоятельств?

Творческие задания исполнительского характера активно включают учащихся в урок: задания носят индивидуальный опережающий характер, но в ходе самого урока класс выполняет задание — создать образ писателя по предложенному на уроке материалу. При этом сначала школьники решают, как сказались на писателе детство и годы учебы. Затем они пытаются проникнуть в его внутренний мир, глядя на его портреты, сопоставляя свои зрительные впечатления с впечатлениями современников.

Слушание писем заставляет задуматься над тем, что ценил Достоевский в людях, и поразмышлять, кому из них и почему предельно искренно открывал свою душу.

Взаимоотношения Ф.М.Достоевского с женщинами дают возможность убедиться, какой страстной и самоотверженной натурой был писатель.

Внутренний мир писателя характеризуется различного рода обстоятельствами: игра в рулетку, мифическая история о кайме, смерть родных и близких, казнь и каторга.

Такой урок дает возможность предложить творческое домашнее задание — подготовить сообщение, расширяющее или углубляющее представление о писателе, по любому из периодов жизни Ф.М.Достоевского, который

показался особенно интересным. Активная работа мысли и воображения каждого школьника к концу урока создают "свой" портрет писателя.

Все это позволяет придать изучению биографии писателя творческий характер, а сам урок превратить в "час воодушевления, эмоционального подъема... и нравственного прозрения", как сказал А.Т.Твардовский.

В целом использование творческо-познавательных заданий при изучении жизненного и творческого пути писателя убеждает, что успешнее и активнее такие занятия учащихся проходят, когда они тщательно подготовлены и организованы.

Примечания

1 См.: Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
2 См.: Квятковский Е. Самопроявление личности как педагогическая проблема // Сов. педагогика. 1993. №2.
3 См.: Бодалевич A.A., Рудкевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Сов. педагогика. 1995. №3.
4 См.: Басина М. На брегах Невы. JL, 1976.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты