Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2
URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/39EVN216.pdf
DOI: 10.15862/39EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/39EVN216)
Статья опубликована 11.04.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ширяев Д.В. Оценка результативности проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/39EVN216
УДК 378.14.015.62
Ширяев Дмитрий Валентинович
ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет», Россия, Москва1
Доцент кафедры «Менеджмент» Кандидат экономических наук E-mail: shdmit@yandex.ru
Оценка результативности проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования
Аннотация. Проектная деятельность обучающихся является основой реализации проектного подхода, который способствует модернизации высшего образования в сторону его практической ориентированности, с появлением и развитием у обучающихся профессионально-прикладных компетенций. В статье рассмотрены вопросы практико-ориентированного образования, реализуемого через проектную деятельность обучающихся в образовательных организациях высшего образования. В частности, обосновано применение разработанной методики оценки студенческих проектов. В связи с применением экспертных методов она позволяет провести универсальную количественную оценку качественных показателей результативности учебного проекта по определенным критериям и с учётом их веса. Вес критериев позволяет распределить значимость оценок по проектам и выделить наиболее перспективные из них. Критерии оценки подробно проанализированы и описаны. Указанная методика может быть эффективно применена при оценке стартапов, проведении конкурсов молодёжного предпринимательства. Выявлена связь проектной деятельности и методики её оценки с процессом формирования у студентов профессионально-прикладных компетенций, обеспечивающих образовательный результат при освоении образовательной программы. Рассмотренная в статье методика оценки студенческих проектов может иметь широкое применение в практической деятельности образовательных организаций высшего образования при ведении проектной деятельности обучающихся.
Экономические реалии развития страны предъявляют повышенные требования к системе подготовки обучающихся вузов, ставят цель повышения конкурентоспособности выпускников на отечественном и международном рынках труда [8]. Высшие учебные заведения трансформируют образовательный процесс в сторону повышения его эффективности, используя инновационные методики, изменяющие подходы к высшему образованию и его качественному результату. Ориентированность на построение инновационной экономики, способной обеспечить всестороннее устойчивое развитие находит отражение в деятельности российских образовательных учреждений высшего образования. Модернизация образования провозглашена стратегически важными национальным приоритетом2. В этой связи возрастает потребность в разработке методик, направленных на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, способностей реализовывать новые идеи, воспринимать новые технологии в науке и бизнесе, совмещать фундаментальные исследования с прикладными, вести научно-технические и гуманитарно-экономические разработки, коммерциализировать полученные результаты. Стратегическая цель вуза - дать обучающимся такую возможность, создав инновационную образовательную среду, центральным элементом которой выступает проектная деятельность обучающихся [1]. Растёт потребность в методиках, изменяющих представление о традиционной образовательной деятельности вуза, помогающих формированию соответствующих компетенций у обучающихся.
В последнее время в системе высшего образования внедряется практика проектного обучения, наблюдается постоянный рост предпринимательской активности. Сейчас это связано с большим объемом доступной информации, которую можно получить через сеть интернет, а также в других источниках. На практике лишь несколько вузов реализуют проектную деятельность в ходе образовательного процесса. К числу таких относится Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - Университет машиностроения [3].
Существует множество конкурсов молодежного предпринимательства, сообществ "бизнес-ангелов" и других способов привлечения инвестиций в реализацию проекта [4]. Возникает проблема оценки разнообразных проектов студенческих проектных команд.
При анализе существующих методик оценки стартапов и бизнес-проектов и были выделены главные факторы оценки студенческих проектов [9].
Предложенная методика сочетает в себе основные показатели оценки студенческих проектов, а также предполагает учитывать вес определенных критериев (таблица).
Таблица
Методика оценки студенческих проектов (разработано автором)
№ п/п Критерии оценки Вопрос для оценки критерия Вес критерия
№ п/п Критерии оценки Вопрос для оценки критерия Вес критерия
Примем, что: х - критерий,
а - оценка критерия по пятибалльной шкале, Ь - вес критерия, Ь Е [0,1; 1] i - номер критерия, / Е [1; 12] тогда:
х1=^а1*Ъ1 (1)
По каждому взвешенному критерию экспертным путем присваивается соответствующая оценка по пятибалльной шкале. Экспертами в данном случае выступают: преподаватели, предприниматели, эксперты в различных областях знаний. Формула оценки проекта будет выглядеть так:
^ =-- (2)
Максимальное значение результатов оценки студенческих проектов и разработок по этой методике равно 60, минимальное - 12. Вес критериев позволяет распределить значимость данных оценок по проектам и выделить наиболее перспективные проекты.
Проанализируем данную методику подробней.
Представленная комплексная методика оценки проектов обучающихся вуза поможет в оценке проектов заказчиками, при проведении предпринимательских конкурсов, будущим инвесторам. Для самих участников проекта - поможет разобраться, что надо доработать и на что обратить внимание.
В результате можно предположить, что связь проектной деятельности и методики её оценки может стать критерием сформированности у студентов следующих профессионально-прикладных компетенций, обеспечивающих образовательный результат в ходе освоения образовательной программы:
• умение формулировать идею проекта и оценивать её принципиальную реализуемость;
• умение находить системообразующие связи между требованиями заказчика, проектным заданием и деятельностью по реализации проекта;
• способность участвовать в разработке и реализации учебного проекта, а также его функциональных направлений: маркетингового, планово-экономического, ресурсного;
• способность к командообразованию, организации работы команды исполнителей, работать в команде для осуществления конкретных проектов;
• умение разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие организации, улучшения среды, повышение качества жизни;
• умение организовывать, планировать, прогнозировать, координировать, мотивировать, контролировать деятельность участников проекта, проектных команд;
• способность принимать решения по проекту и нести за них ответственность;
• умение собирать, отбирать, обрабатывать и анализировать информацию, необходимую для подготовки и реализации проекта;
• умение создавать и вести базы данных, использовать прикладные программные продукты для решения проектных задач;
• способность к целеполаганию, декомпозиции проектных целей и задач, формировать в соответствии с этим этапы, планы и алгоритмы реализации проекта;
• умение исследовать проектную методологию, выбирать и использовать наиболее адекватные методы решения конкретных проектных задач в соответствии с их условиями;
• способность оценивать состояние ресурсного обеспечения проекта;
• умение проводить оценку эффективности полученных в ходе проекта результатов;
• умение готовить отчёты о реализации проекта, презентовать и защищать основные результаты, полученные в ходе проектной деятельности;
• способность оценивать предполагаемую практическую значимость результатов проектной деятельности;
• умение разрабатывать бизнес-планы коммерциализации результатов проектной деятельности;
• способность осмысленно увязывать процесс проектирования: от идеи до внедрения результатов;
• способность использовать в проектной деятельности знания и инструментарий наук и учебных дисциплин, изучаемых в ходе образовательного процесса.
Повышение качества студенческих проектов может быть одинаково эффективно применено как Московским государственным машиностроительным университетом (МАМИ), реализующим образовательные программы с включением в них проектной деятельности, так и другими высшими учебными заведениями [1]. Это в свою очередь способно повысить количество инноваций, дать необходимый толчок для развития уровня инноваций в стране, повысить уровень вовлеченности студентов в науку и бизнес, а также повысить практическую ориентированность высшего образования.
Shiryaev Dmitry Valentinovich
Moscow State University of Mechanical Engineering, Russia, Moscow
E-mail: shdmit@yandex.ru
Evaluation of the results of student project activities in educational organizations of the higher education system
Abstract. Project activity of students is the basis for the implementation of the project approach, which helps the modernization of higher education in the direction of its practical orientation with the emergence and development of students & professional and applied competencies. The article addressed the issues of practice-oriented education, implemented through project activities of students in educational institutions of higher education. In particular it justifies application of the developed methods for the assessment of student projects. In connection with the use of expert methods it provides a universal quantitative assessment of qualitative indicators of the training project according to certain criteria and taking into account their weight. Criteria weight allows you to distribute the importance of evaluations for projects and to highlight the most promising ones. Evaluation criteria are analyzed in detail and described here. This methodic can be effectively applied in evaluating the startups, competitions for youth entrepreneurship. There was correlation of project activities and methods of evaluation with the process of formation at students of applied professional competencies that provides educational result in the development of the educational program. The methodic of evaluation of the student projects discussed in the article, may have wide application in practical activities of educational institutions of higher education in the conduct of project activities of students.
REFERENCES