Спросить
Войти

Содержание и направленность публикаций в информационно- педагогической среде журнала "научные ведомости БелГУ"

Автор: Ирхин В.Н.

УДК 378.4

DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-287-298

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ БЕЛГУ»

CONTENTS AND DIRECTIONS OF PUBLICATIONS IN THE INFORMATION AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT OF THE JOURNAL «SCIENTIFIC STATEMENTS OF BELGU»

В.Н. Ирхин, Н.Л. Шеховская, Е.И. Ерошенкова, С.И. Тарасова V.N. Irkhin, N.L. Shekhovskaya, E.I. Eroshenkova, S.I. Tarasova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University 85, Pobedy St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: irhin@bsu.edu.ru, eroshenkova@bsu.edu.ru, tarasova_s@bsu.edu.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию основных направлений развития и проблем научно-педагогических публикаций в журнале «Научные ведомости Белгородского государственного университета» (БелГУ). Несмотря на официальную информацию об основании журнала в 1995 году, по мнению коллектива авторов, в 2017 году журнал «Научные ведомости БелГУ» отметил 60-летний юбилей. С 1957 года он назывался «Научные записки Старооскольского государственного педагогического института», затем - «Научные записки Белгородского государственного педагогического института», а с 1995 года - «Научные ведомости БелГУ». За прошедшие годы на страницах журнала поднимались самые разнообразные вопросы педагогической теории и практики. В статье представлены основные тенденции и дан анализ содержания публикаций в журнале «Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки», раздел «Педагогика» за последние 60 лет: с 1957 по 2017 годы; выявлена структура, динамика и проблематика педагогических публикаций; определен вклад сотрудничающих с журналом российских, зарубежных ученых и практиков, с учетом шестидесятилетнего временного диапазона публикаций, в решение педагогических проблем. На основе контекстуального анализа публикаций предпринята попытка проследить влияние происходящих социальных процессов, изменений в педагогической науке и системе образования на информационно-педагогическую среду журнала; определить актуальные проблемы, требующие внимания специалистов и педагогической общественности.

Abstract

The article is devoted to the study of the main directions of development and problems of scientific and pedagogical publications in the magazine «Scientific bulletins of the Belgorod State University» (BelSU). On the basis of the contextual analysis of publications, the authors attempted to trace the influence of the ongoing social processes, changes in pedagogical science and the education system on the information and pedagogical environment of the journal; identify urgent problems that require attention of specialists and the pedagogical community. In the article, as a result of the study, data are given about the 60th anniversary of the journal «Scientific Bulletins of BelSU» in 2017. Since 1957 it was called the «Scientific Notes of the Starooskolsky State Pedagogical Institute», in 1961 - «The Scientific Notes of the Belgorod State Pedagogical Institute», from 1995-1996 - «Scientific Bulletins of BelSU». Over the years, the pages of the magazine have raised the most diverse issues of pedagogical theory and practice. The article reveals the main trends and analyzes the content of publications in the journal «Scientific Bulletins of BelSU. Series: Humanities», section «Pedagogy» for the last 60 years: from 1957 to 2017; the structure, dynamics and problems of pedagogical publications are revealed; the contribution of Russian, foreign scientists and practitioners cooperating with the magazine is determined, taking into account the sixty-year time range of publications, in the solution of pedagogical problems.

Введение

Сложные и противоречивые процессы развития современного российского общества актуализируют поиск путей преодоления кризисных явлений в отечественной системе образования, усиливающегося разрыва между педагогической теорией и практикой. Ответить на вызовы времени можно только при полном взаимодействии ученых и практических работников сферы образования на основе глубокого и всестороннего анализа возникших противоречий; обобщения передового педагогического опыта; создания и экспертного обсуждения инновационных средств, методов и форм, содержания обучения и воспитания. Такой дискуссионной площадкой является, например, информационно-педагогическая среда журнала «Научные ведомости БелГУ». Несмотря на официальную информацию об основании журнала в 1995 году, по мнению коллектива авторов, в 2017 году он отметил 60-летний юбилей. За 60-летнюю историю своего существования на страницах журнала обсуждались злободневные вопросы научной педагогики и практики. В данной статье раскрыты ключевые направления и содержание публикаций в информационно-педагогической среде журнала «Научные ведомости БелГУ»; определены структура и динамика педагогических публикаций; представлен краткий анализ тематики статей; дана характеристика поднимаемых в статьях проблем и география публикационной активности авторов; сформулированы проблемы и перспективы развития информационно-педагогической среды журнала. Эмпирической базой проведенного исследования стал электронный архив открытого доступа Белгородского государственного национального исследовательского университета, где размещены статьи журнала «Научные ведомости БелГУ» за последние 60 лет: с 1957 по 2017 годы (http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/1051), а также перечень статей, опубликованных за рассматриваемый период. Изучаемые статистические данные были сгруппированы в пять временных периодов с 1957 по 2017 гг.: 50-е, 60-е, 90-е, 2000-е и 2010-е годы.

Основная часть

По мнению коллектива авторов, журнал «Научные ведомости БелГУ» имеет 60-летнюю историю, поскольку является приемником журнала «Ученые записки Старо-оскольского государственного педагогического института», который начал издаваться в 1957 году. Именно в этот период, в августе 1957 года, решением коллегии Министерства просвещения РСФСР и Белгородского обкома КПСС педагогический институт из Старого Оскола был переведен в Белгород и стал именоваться «Белгородский государственный педагогический институт». Возрастающие потребности в подготовке учительских кадров предполагали создание соответствующей научно-методической, информационно-педагогической среды, роль которой и был призван играть новый журнал. Такие задачи прекрасно понимал и воплотил в жизнь кандидат филологических наук, доцент Сергей Николаевич Соколов, который с 1951 по 1957 гг. был директором Старооскольского государственного учительского института, а затем - директором Белгородского государственного педагогического института (1957-1961 гг.).

Организация работы журнала потребовала немалых материальных и организационных усилий. Статьи тщательно готовились, и в 1957 году вышло всего 3 работы, посвященные различным аспектам преподавания учебных предметов в школе. В первой статье журнала П.Т. Антонченков опубликовал методические рекомендации

к проведению уроков в старших классах по изучению биографии В.В. Маяковского [Антонченков, 1957: 39-59]. В 1959 году вышло уже 5 работ. Наряду с трудами методического характера были опубликованы работы, в которых стали обсуждаться и воспитательные вопросы, например, в статье Н.И. Ляхова о необходимости соединения обучения с производительным трудом на примере школ Белгородской области [Ляхов, 1959: 79-114]. Особенно следует отметить глубокую по своему содержанию статью И.И. Августевича, посвященную педагогической деятельности и педагогическим взглядам Н.А. Корфа (1834-1883 гг.) [Августевич, 1959: 124-137]. Это была первая историко-педагогическая статья, опубликованная в журнале.

В 60-е годы журнал издавался редко, только в 1961 и 1966 годах. Анализ показывает, что в определенной степени характер публикаций меняется. Акцент смещается в сторону высшего профессионального образования. Если по проблематике дидактики средней школы было опубликовано 5 работ, то вопросам педагогики высшей школы было посвящено 8 статей. В 1961 году в основном публиковались работы по дидактике средней школы. Так, Б.Л. Панферов, А.М. Степанчук, М.И. Заверткин рекомендовали задачи для 8-10 классов, решаемые с помощью тригонометрии (Панферов Б.Л., Степанчук А.М., Заверткин М.И). В работе Ю.К. Василенко подводились итоги областных математических олимпиад и давался анализ соответствующих заданий и задач [Василенко, 1961: 83-103]. Единственная работа по педагогике высшей школы была посвящена лабораторным занятиям по изучению машиноведения и автодела в пединституте (Панферова В.П.).

В 1966 году авторы поднимали разнообразные вопросы обучения школьников, такие как организация дифференцированной работы с учащимися при изучении орфографии [Лотарев, 1966: 294-300], использование метода наглядности на уроках русского языка [Яновская, 1966: 334-341] и др. Что касается статей по педагогике высшей школы, они касались специфики взаимодействия со стажерами-специалистами русского языка из ГДР в Воронежском университете (Листрова Ю.Т.), решали проблему улучшения культуры речи студентов на занятиях по практической стилистике русского языка [Кавецкая, 1966: 269-272] и качества устной и письменной речи студентов на занятиях по русскому языку (Соколова А.К., Соколова Н.К.). Созданию системы упражнений по английскому языку, направленных на предупреждение и окончательное искоренение некоторых ошибок лексического характера в речи студентов 1 и 2 курсов была посвящена статья Г.С. Халиной из Курского пединститута. Значение коньюнктива в косвенной речи немецкого языка рассматривалось в работе К.Д. Ивановой и др. В определенной степени к воспитательной проблематике можно условно отнести статью М.Л. Снегиревой, раскрывающей приемы работы по эстетическому воспитанию студентов при изучении темы «Живопись» в процессе обучения немецкому языку. Авторы стремились идти в «ногу со временем», отражая в педагогических исследованиях характер научно-технического прогресса. Примером тому может служить статья Т.Л. Зотковой, затрагивавшей методы программирования в педагогической практике студентов Воронежского университета.

В 70-е и 80-е годы журнал не выходил и после значительного перерыва стал издаваться в 1996 году. К этому времени усилия руководства вуза были направлены на совершенствование учебно-методической, материально-технической, кадровой базы, научно-исследовательской работы. И в 1996 году Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского был преобразован в государственный университет классического типа. С этого момента начинается качественно новый этап развития журнала «Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки». Количество статей возрастает в геометрической прогрессии. Если в 1996-1999 годах было опубликовано 10 статей; в 2000-е годы - 48 статей, а в период с 2010 по 2017 годы - 201 статья.

90-е годы XX века были тяжелыми для нашей страны. В сфере педагогики и системы образования происходил сложный процесс пересмотра и крушения общественных ценностей, сложившихся педагогических концепций. Плюрализм педагогических подходов, хлынувший из-за рубежа поток образовательных программ, технологий - все это требовало осмысления и адаптации к социально-педагогическим реалиям того времени, существующим педагогическим традициям. Видимо не случайно, как показывает анализ структуры публикаций 90-х годов, треть статей была посвящена историко-педагогической проблематике. Заслуживают внимания работы В.Н. Селюковой об этапах развития учебно-воспитательных комплексов в России [Селюкова, 1999: 162-169] и В.К. Харченко, в статье которой раскрывается педагогическая концепция англо-американской детской писательницы Ф.Э. Бернетт (1849-1924), выстроенная на основе анализа ее художественных произведений [Харченко, 1997: 139-145].

Вопросам дидактики средней школы и воспитания школьников посвящены по две статьи. Ученые изучают возможности школьных традиций в воспитании подростков (Антонова Т.Р.); определяют сущность, содержание экономической культуры старшеклассников, анализируют их личностные качества в области экономической сферы (Исаев И.Ф., Камышанченко Е.Н., Владыка М.В.); характеризуют состав социально-экологических знаний, цели, содержание, методы, средства и формы усвоения шестиклассниками знаний в интегрированном историко-географическом курсе «Природа и цивилизация» (Шилова В.С.). На острие научно-технического прогресса находится исследование Т.Ф. Новиковой, в котором представлен экспериментальный опыт использования ЭВМ при изучении пунктуации в 5 классе с использованием программных педагогических средств.

По одной статье можно отнести к разделам «Сравнительная педагогика»: «Экологическое образование в школах земли Северный Рейн - Вестфалия» [Аидейохинн, 1996: 76-84], «Педагогика высшей школы» - статья И.Б. Игнатовой, раскрывающей уровни языковой личности применительно к иностранным студентам, изучающим русский язык, и «Методология педагогики (философия образования)» - статья А.В. Присного и Н.И. Куриленко о методологических подходах к разработке концепции регионального непрерывного экологического образования. В 90-е годы среди авторов статей по педагогике, в основном, преобладают доценты и профессора Белгородского государственного университета, наблюдаются исследования, отражающие изыскания в рамках докторских диссертаций, появляется публикация автора из ФРГ, что отражает не только бурное развитие региональной педагогики, но и попытки выхода на международное пространство, взаимодействие, изучение зарубежного педагогического опыта. Средний объем статей в этот период остается прежним: около 9 страниц, список литературы приводится не во всех публикациях, состоит, в среднем, из 3 пунктов; все чаще появляются ссылки на зарубежные источники.

С получением в 2000 году БелГУ государственной аккредитации а качестве государственного университета начинается и новый этап в развитии журнала. В период с 2000 по 2009 годы было опубликовано 48 работ, из которых 11 следует отнести к разделу педагогики высшей школы. В определенной степени это можно объяснить тем обстоятельством, что к 2006 году БелГУ стал крупным научно-образовательным центром с 19 факультетами и 27000 студентами, которые обучались по 110 направлениям и специальностям подготовки среднего и высшего профессионального образования.

Авторами статей поднимается широкая проблематика вопросов высшего профессионального образования. К фундаментальным аспектам педагогики высшей школы можно отнести работы Б.В. Илькевича, в статье которого дается характеристика аксиологического аспекта современного профессионального образования [Илькевич, 2009, 87-92]; А.Н. Ходусова, рассматривающего концептуальные основы, методологию организации и развития профессионального образования [Ходусов, 2008, 87-93]

А.И. Филиппова, С.И. Филипповой, Н.И. Филипповой, раскрывающих основные направления процесса гуманитаризации в медицинском вузе и др.

Пристальное внимание уделяется поиску эффективных способов подготовки будущих специалистов: организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения (Колесников А.А., Пересыпкин А.П., Шерстюкова Е.Н.); проектированию подготовки учителя к вариативным формам образования детей с трудностями в обучении [Мищенко, 2008: 108-116]; обеспечению готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях модернизации российского образования в связи с переходом на новую систему оплаты труда (Холод В.Л.). Следует заметить, что авторами педагогических работ активно используются достижения смежных наук. Например, из сферы психологии: формирование установки на устойчивое развитие в процессе профессиональной подготовки менеджеров (Базарова Л.А., Заянчковская Л.С.); валеологии: эколого-валеологический подход в обучении химии (Олейникова И.И.); использование компьютерных технологии в практике учебного процесса у студентов медицинских вузов [Литвак и др., 2004: 77-82] и др.

Не обходят стороной исследователи и вопросы взаимодействия разных звеньев образования: пути и формы сотрудничества преподавателя университета со школьным сообществом в реализации руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся [Букарева и др., 2009: 98]; теоретические основы и практические результаты формирования педагогической направленности личности будущего педагога в системе «школа-вуз» (Разинкова Л.Н.) и т. д.

Особую ценность составляют работы философско-методологического характера, посвященные феномену «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании [Белозерцев, 2009: 79-84]; духовным основам педагогической деятельности в философском наследии И.А. Ильина (Асташова Н.А.); проблеме использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы [Тарасова, 2002: 231-234]; вопросам методологических оснований формирования личности школьника в поликультурной образовательной среде (Исаев И.Ф., Ильинская И.П.); проблеме культивирования ноосферного сознания человека в контексте развития концепции космизма М. Монтессори (Тарасенко Н.Г.); духовному воспитанию личности в свете новой образовательной парадигмы (Кучерова О.Е.) и др.

Исследователей волнуют сложные и неоднозначные процессы, происходящие в российском обществе, отражающиеся и на системе образования: проблема формирования единого образовательного пространства Российской Федерации (Панкова Н.В.); полового воспитания подрастающего поколения (сквозь призму анализа взглядов советских педагогов и психологов 20-х гг. на проблему полового просвещения молодежи) (Пушкарев А.М.); особенности социализации ребенка в условиях неполной семьи (Гущина Т.Ю.) и др.

В данный период впервые появляются работы: 1) по дополнительному образованию школьников, в частности, обобщается работа учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности; раскрываются особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании на этапе начальной профилизации обучения (Антипова Н.М., Балдина И.В.); 2) по дополнительному профессиональному образованию (рассмотрены инновационные модели педагогического процесса в системе последипломного образования) (Тонков Е.В., Белогурова Н.А.); 3) по управлению образовательными системами (вскрываются недостатки планирования образовательного процесса, предлагается технологическая карта как форма проектирования и конструирования образовательного процесса) (Давыденко Т.М.).

В 2000-е годы статьи печатаются не только в рамках образованной в 2002 году и просуществовавшей недолго серии «Педагогика», но и в существовавших в тот период сериях «Экология», «Медицина», «Медицина и фармакология», «Физика», «Физикоматематические науки», «Естественные науки». А с 2008 г. раздел «Педагогика» вошел в серию журнала «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки», индексируемую в РИНЦ и входящую в Перечень ВАК РФ, где и продолжает существовать до настоящего времени.

Отрадно, что в 2000-е годы произошло значительное расширение географии авторов журнала. Появляются публикации не только из БелГУ и его Старооскольского филиала, но и из Алтайского государственного медицинского университета, Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, Воронежского государственного педагогического университета, Гжельского государственного художественно-промышленного института (Московская область), Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик), Курского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Тамбовского государственного университета, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

В этот же период публикуются авторы из ближнего и дальнего зарубежья: Украины (Бобин В.В., Гавриш И.В., Лупырь В.М., Ольховский В.А., Пасынок В.Г., Танько Т.П.), [Михайличенко, 2009], Польши (Влох С.,Чекайло Ю.Я.), Германии (Фюльбер П.), Канады (Бороховский Е., Бернард Р.М., Шмид Р.Ф., Тамим Р.М., Абрами Ф.К., Ваде К.А., Суркес М.А.), в том числе статья авторов из Канады на английском языке.

К отличительным особенностям описываемого периода в развитии журнала можно отнести появление статей, выполненных в рамках научных проектов, финансируемых различными фондами, в частности, РГНФ (Антипова Н.М., Макотрова Г.В.), [Мищенко, 2008] и др.

Следует отметить качественно новый уровень оформления статей (с 2008 г.): появление аннотаций, ключевых слов, четкой структуры материала. Хотя первый опыт приведения статьи к единой структуре был выявлен в статье Фюльбера П. еще в 2002 г., далее он был подхвачен в статьях Бурой Л.В., Ткачева В.Н., Бардыниной В.А. в 2008 г., когда авторы в своих материалах представили введение, теоретический анализ, методы исследования, экспериментальную часть, результаты и их обсуждение, выводы. Средний объем статей в этот период составлял 7 страниц, имел 6 источников литературы, в том числе на иностранных языках.

После того, как в 2007 году вуз принял участие в национальном проекте «Образование» и была разработана университетская инновационная образовательная программа «Наукоемкие технологии. Качество образования. «Здоровьесбережение», резко возросла публикационная активность в журнале.

В 2010-е годы и по настоящее время педагогическая проблематика продолжает подниматься в журнале «Научные ведомости БелГУ» в рамках серии «Гуманитарные науки», раздел «Педагогика». В журнале появляются все новые авторы, представители Владимира, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Караганды, Карачаевска (Карачаево-Черкесская Республика), Краснодара, Курска, Ленинградской области, Луганска, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Оренбурга, Орла, Пензы, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Севастополя, Смоленска, Ставрополя, Старого Оскола, Таганрога, Тамбова, Тобольска, Тулы, Челябинска, Чернигова, Шуи, Якутска, Ялты и др.

Увеличивается количество статей наших зарубежных коллег из Беларуси [Венедиктов, 2015], (Капалыгина И.И.), Израиля (Арштейн Л.И.), Китая (Самосенкова Т.В., Ду Яли), Польши (Черепаняк-Вальчак М., Пежицка Э.; Widera, Z., Sarna, P.), Украины [Токарева, 2013], (Зоря Ю.Н., Лисунова Л.В., Нечепорук И.Ю., Проскурняк Е.И., Сладких И.А.) и Приднестровья (Михнева А.Г.) и др.

В 2010 г. в свет выходит специальный выпуск журнала «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки» (№ 6 (77),

Выпуск 5), посвященный 70-летию кафедры педагогики НИУ «БелГУ». На страницах журнала учеными, преимущественно преподавателями, аспирантами и докторантами кафедры педагогики, поднимаются вопросы истории образования и функционирования кафедры от традиций к инновациям [Исаев И.Ф. и др., 2010: 5-22], рассматриваются теоретико-методологические проблемы современного образования [Шеховская Н.Л., 2010: 33-38] (Ирхина И.В., Еремкин А.И., Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Тонков Е.В., Шилова В.С. и др.), вопросы становления профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы (Ерошенкова Е.И., Исаева Н.И., Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н., Макарова Л.Н., Рагозина Л.Д., Ситникова М.И., Шаршов И.А. и др.), проблемы воспитания и обучения учащейся молодежи (Макотрова Г.В., Сен В.Д., Холод В.Л.), дополнительного профессионального образования (Боруха С.Ю., Кирий Н.В., Кормакова В.Н., Пересыпкин А.П., Шумакова И.А.), использования здоровьеориентированных технологий в образовании (Ирхин В.Н. и др. ).

В указанный период появляется все больше статей, финансируемых Федеральной целевой программой (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (Бойченко О.В., Верзунова Л.В., Ерошенкова Е.И., Ирхина И.В., Исаев И.Ф., Козлова Е.В., Кролевецкая Е.Н., Ларина Е.О., Малиатаки В.В., Мальцева Л.Д., Медведева Н.Г., Перекальский С.А., Питерскова Т.А., Разуваева Т.Н., Ситникова М.И., Шеховская Н.Л., Шмелева Е.А. и др.) [Ерошенкова, 2010: 131-138; Ларина и др., 2012: 168-173], Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) (Макотрова Г.В.; Рогозин С.А.), Аналитической ведомственной целевой программой (АВЦП) «Развитие научного потенциала высшей школы» (Колесников А.А., Шерстюкова Е.Н., Пересыпкин А.П., Цурикова Л.В.; Макотрова Г.В.), департаментом приоритетных направлений науки и технологий министерства образования и науки РФ (Исаев И.Ф. , Кормакова В.Н.).

С 2010 по 2017 годы были опубликованы более 200 статей. Объем публикаций в описываемый период остается практически прежним и составляет в среднем 8-10 страниц, список литературы увеличился и составляет в основном 11-18 источников. Новым для публикаций данного периода является появление References на английском языке.

Традиционно устойчивый интерес проявляли авторы к вопросам методики преподавания отдельных предметов в общеобразовательной школе и различным аспектам школьной дидактики (13 работ), чуть в меньшей степени - историко-педагогическим темам (12 работ).

Обращает на себя внимание всплеск интереса авторов к вопросам дополнительного профессионального образования (11 статей). В данных исследованиях поднимались вопросы различных аспектов подготовленности профессионально-педагогических кадров и способы их подготовки: дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Заславская и др. 2011, 248-259]; лингвистический компонент гендерной культуры преподавателя высшей школы (Исаев И.Ф., Лысова И.И., Витохина О.А., Волкова О.В.); педагогические техники модерации в практике дополнительного профессионального образования (Кирий Н.В., Боруха С.Ю.); педагогические условия подготовки модераторов вуза (Кирий Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П.); развитие института аспирантуры средствами создания виртуальной образовательной среды (Шумакова И.А.) и др.

В 2010-х годах на страницах журнала впервые появляются работы по проблемам дошкольного образования: взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста [Лихачева, 2011, 228-232]; воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Сироткина, 2013, 238-243]; формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства (Тришина Г.В.).

Кроме того, впервые опубликованы работы, касающиеся тематики среднего специального образования, в которых поднимаются вопросы организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания (Кучерова О.Е., Шаталов О.А.); профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузах МВД России [Ерошенков, 2013: 217-222].

В 2015 году, в связи с 10-летием факультета журналистики НИУ «БелГУ», вышел спецвыпуск, посвященный проблематике медиаобразования. В статьях авторов поднимались вопросы содержания, сущности, ключевых понятий медиаобразования; его роли, цели, ресурсов и возможностей; состояния медиаобразования в ведущих странах мира; опыта синтеза медиакритики и медиаобразования в некоторых странах; содержание, задачи и области взаимодействия медиаобразования, медиакритики, медиапросвещение и др. («Научные ведомости БелГУ», № 18 (215), вып. 27, 2015).

В рассматриваемый период усиливается внимание к проблеме здоровья и культуры здоровья обучающихся разных возрастов: культура здоровья как интегратор проблем современной молодежи в ноосферной образовательной реальности (Татарникова Л.Г.); теоретические аспекты исследования воздействия информационно-образовательного пространства на здоровье и поведение человека (Капалыгина И.И.); технология организации здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии в вузе [Ирхин и др., 2017, 156-166] и др. В 2010 г. целый раздел в № 6 (77), выпуск 5 был посвящен теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

Как видно из рисунка 1 , наиболее популярными у авторов были вопросы, связанные с педагогикой высшей школы - 79 работ; с методологией педагогики (философией образования) - 26 работ; с различными аспектами воспитательной работы в школе - 23 статьи. Значительно возросло (в 11 раз), относительно предшествующих периодов, количество статей по сравнительной педагогике - 22 статьи. Это стало следствием политики усиления в последние годы российскими вузами и, в частности, БелГУ, международного сотрудничества.

История педагогики Дидактика средней школы

Воспитание школьников

Сравнительная педагогика (зарубежный педагогический опыт}

Педагогика высшей школы

Методология педагогики (философия образования) Среднее специальное образование Дополнительное образование школьников Дополнительное профессиональное образование Управление образовательными системами Медиаобразование Дошкольное образование

Рис. 1. Содержательное наполнение публикаций по категориям обсуждаемых вопросов в журнале

«Научные ведомости БелГУ» с 1957 по 2017 годы Fig. 1. Substantial filling of publications on the categories of issues discussed in the journal «Scientific

Bulletins of BelGU» from 1957 to 2017

Такой результат можно объяснить, с одной стороны, стремлением российских авторов к изучению, анализу зарубежного педагогического опыта, а, с другой стороны,

активным привлечением зарубежных авторов к публикации своих наработок в журнале «Научные ведомости БелГУ». В качестве авторов выступали представители Украины, Беларуси, Молдовы, Китая, Ирана, Казахстана. Существенно менее обсуждаемыми проблемами на страницах журнала являлись работы по управлению образовательными системами - 1 статья; дополнительного образования школьников - 2 статьи; среднего специального образования - 1 статья. В то же время стала прослеживаться тенденция комплексного рассмотрения педагогических проблем с позиций системного, интегративного подходов, либо совокупности методологических подходов, в контексте парадигмальности, с точки зрения духовно-нравственного воспитания и т. д.

Последнее десятилетие проходит в РФ под знаком реформирования системы образования и внедрения новых федеральных образовательных стандартов. Все это не могло не оказать влияние на тематику публикаций в «Научных ведомостях БелГУ». Одно из ведущих мест в исследованиях ученых занимает вопрос реализации компетентностного подхода: в аспекте проектирования технологии мониторинга формирования компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки [Пересыпкин, 2014: 212-216], формирования предметных компетенций обучающихся в системе основного общего образования (Ситникова М.И., Бондаренко Л.П.); в ходе использования беседы как дидактического метода формирования лингвострановедческой компетенции (Дводненко Е.В., Петряева Н.И., Кожевникова А.С.); в процессе реализации системного подхода к формированию компетентности в области информационной безопасности студентов педагогических вузов [Богатырева, 2013, 181-188]; раскрытия социальных представлений о компетентности/некомпетентности у российских и немецких студентов (Непочатых Е.П.) и др.

В настоящее время журнал «Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки» наряду со статьями по педагогике публикует результаты открытых научных исследований по языкознанию, журналистике, психологии, выполняемых учеными научных учреждений, высших образовательных организаций Российской Федерации и других стран мира, ведущих научные исследования в порядке личной инициативы или служебных заданий.

Заключение

За период существования журнала с 1957 по 2017 гг. в нем было опубликовано свыше 290 статей. Была создана своеобразная информационно-педагогическая среда, отражающая векторы развития педагогической науки и практики, в первую очередь, в нашей стране. Проблематика статей, опубликованных в журнале «Научные ведомости БелГУ» в различные годы его существования, в значительной степени позволяла задавать стиль научно-педагогической деятельности не только для образовательного сообщества региона, но и в рамках всероссийского и международного сообщества, отражать многообразие аспектов данной сферы: стратегию развития образования, образовательную политику, инновационные процессы, рефлексию педагогической деятельности.

В связи с тем, что в настоящее время к содержанию академических научных журналов предъявляются повышенные требования, постоянно ведется работа по пересмотру Перечня изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований, ключевой целью журнала в области публикации педагогических исследований является не только соответствие этим требованиям, ориентация на требования к научным изданиям, предъявляемые в международных базах научного цитирования Scopus и Web of Science, но и консолидация образовательного сообщества, примирение противоречий и стимулирование поступательной мощи развития педагогической науки. Рейтинги, индексы и прочие количественные и качественные показатели журналов не должны затмевать главное в их оценке - способность вести за собой образовательное сообщество [Лурье, 2013].

Политика редакции журнала «Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки», раздел «Педагогика» ориентируется на оперативное информирование педагогических работников, профессорско-преподавательского состава и заинтересованных лиц о результатах педагогических исследований; выявление и обоснование важных процессов, происходящих в педагогической отрасли; анализ содержания нормативных актов правительства, Министерства образования и науки РФ, концептуально-методологических подходов, разрабатываемых и предлагаемых Российской академией образования.

Список литературы References

1. Августевич И.И. 1959. Н.А. Корф - выдающийся деятель русской народной школы. Ученые записки, II: 124-137.

Avgustevich I.I. 1959. N.A. Korf - an outstanding figure of the Russian people&s school. Scientific notes, II: 124-137. (in Russian)

2. Аидейохинн Р. 1996. Экологическое образование в школах земли Северный Рейн-Вестфалия. Научные ведомости БГУ, 3: 76-84.

Aideiohinn R. 1996. Ecological education in the schools of the state of North Rhine-Westphalia. Scientific bulletins of BSU, 3: 76-84. (in Russian)

3. Антонченков П.Т. 1957. Изучение биографии В.В. Маяковского в Х классе средней школы. Ученые записки. Выпуск 1: 39-59.

Antonchenkov P.T. 1957. Study of the biography of V.V. Mayakovsky in the 10th grade of secondary school. Scholarly notes. Issue 1: 39-59. (in Russian)

4. Белозерцев Е.П. 2009. Феномен «Духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 6 (61). Выпуск 3: 79-84.

Belozertsev E.P. 2009. The phenomenon of «Spiritual and moral formation of man» in modern pedagogy and education. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 6 (61). Issue 3: 79-84. (in Russian)

5. Богатырева Ю.И. 2013. Системный подход к формированию компетентности в области информационной безопасности студентов педагогических вузов. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 20 (163). Выпуск 19: 181-188.

Bogatyreva Yu.I. 2013. System approach to the formation of competence in the field of information security of students of pedagogical universities. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 20 (163). Issue 19: 181-188. (in Russian)

6. Букарева Н.Ю., Лукьянчикова Н.В. 2009. Роль и функции преподавателя вуза в организации исследовательской деятельности. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 14 (69). Вып.4/1: 98-105.

Bukareva N.Yu., Lukyanchikova N.V. 2009. The role and functions of the university teacher in the organization of research activities. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 14 (69). Issue 4/1: 98105. (in Russian)

7. Василенко Ю.К. 1961. Из опыта проведения областных математических олимпиад. Ученые записки. Серия: Физико-математическая, 3. Выпуск 1: 83-103.

Vasilenko Yu.K. 1961. From the experience of conducting regional mathematical olympiads. Scholarly notes. Series: Physics and Mathematics, 3. Issue 1: 83-103. (in Russian)

8. Венидиктов С.Н. 2015. Интеграционный ресурс медиаобразования в Евразийском проекте. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 18 (215). Выпуск 27: 190-196.

Venidiktov S.N. 2015. Integration resource of media education in the Eurasian project. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 18 (215). Issue 27: 190-196. (in Russian)

9. Ерошенкова Е.И. 2010. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 6 (77). Выпуск 5: 131-138.

Eroshenkova E.I. 2010. Psychological and pedagogical support of the formation of the professional value system of the future specialist in the educational space of the university. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 6 (77). Issue 5: 131-138. (in Russian)

10. Ерошенков Н.В. 2013. Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в вузе МВД России. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки,27 (170). Выпуск 20: 217-222.

Eroshenkov N.V. 2013. Modeling of the process of professional and moral preparation of future policemen in the high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 27(170). Issue 20: 217-222. (in Russian)

11. Заславская О.В., Жукова Е.И. 2011. Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 18 (113). Выпуск 11: 248-259.

Zaslavskaya O.V., Zhukova E.I. 2011. Distance technologies for improving the professional qualifications of teachers teaching children with disabilities. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 18 (113). Issue 11: 248-259. (in Russian)

12. Илькевич Б.В. 2009. Аксиологические основания профессионально-мотивирующего обучения. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 14 (69). Выпуск 4/1: 87-92.

Ilkevich B.V. 2009. Axiological foundations of professionally motivating training. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 14 (69). Issue 4/1: 87-92. (in Russian)

13. Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Михнева А.Г. 2017. Технология организации здоровьесберега-ющего образовательного процесса на учебном занятии в вузе. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 21 (270). Выпуск 35: 156-165.

Irkhin V.N., Irkhina I.V., Mikhneva A.G. 2017. Technology of organizing a health-saving educational process at a training session in a university. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 21 (270). Issue 35: 156-165. (in Russian)

14. Исаев И.Ф., Иванова В.К., Тонков Е.В. 2010. Научно-образовательная деятельность кафедры педагогики: от традиций к инновациям. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 6 (77). Выпуск 5: 5-22.

Isaev I.F., Ivanova V.K., Tonkov E.V. 2010. Scientific and educational activities of the department of pedagogy: from tradition to innovation. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 6 (77). Issue 5: 522. (in Russian)

15. Кавецкая Р.К. 1966. Формы работы по культуре речи со студентами филологических факультетов. Ученые записки, 25. Выпуск: 2 : Краткие очерки по русскому языку : 269-272.

Kavetskaya R.K. 1966. Forms of work on the culture of speech with students of philological faculties. Scientific notes, 25. Issue: 2: Brief essays on the Russian language: 269-272. (in Russian)

16. Ларина Е.О., Ерошенкова Е.И., Исаев И.Ф. 2012. Моделирование институциональных структур в высшей школе. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 18 (137). Выпуск 15:168-173.

Larina E.O., Eroshenkova E.I., Isaev I.F. 2012. Modeling of institutional structures in higher education. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 18 (137). Issue 15: 168-173. (in Russian)

17. Литвак М.М., Литвак Н.В. 2004. Компьютерные технологии в практику учебного процесса. Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина, 1: 77-82.

Litvak M.M., Litvak N.V. 2004. Computer technologies in the practice of the educational process. Scientific bulletins of BelSU. Series: Medicine, 1: 77-82. (in Russian)

18. Лихачева Е.Н. 2011. Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 24 (119). Выпуск 12: 228-232.

Likhacheva E.N. 2011. Interaction of the educator with preschool children: psychological and pedagogical support. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 24 (119). Issue 12: 228-232. (in Russian)

19. Лотарев В.К. 1966. Пути дифференциации в обучении школьников орфографии. Ученые записки, 25. Выпуск 2: Краткие очерки по русскому языку: 294-300.

Lotarev V.K. 1966. Ways of differentiation in the teaching of school children in spelling. Scientific notes, 25. Issue 2: Brief essays on the Russian language: 294-300. (in Russian)

20. Лурье Л.И. 2013. Какой быть научно-педагогической периодике? Образование и наука, 1 (100): 117-135.

Lurie L.I. 2013. What should be the scientific and pedagogical periodicals? Education and Science, 1 (100): 117-135.

21. Ляхов Н.И. 1959. Организация производительного труда учащихся в сельской средней школе : из опыта работы школ Белгородской области. Ученые записки, II: 79-114.

Lyakhov N.I. 1959. Organization of productive work of students in rural secondary school: from the experience of schools in the Belgorod region. Scientific notes, II: 79-114. (in Russian)

22. Михайличенко О.В. 2009. Общие методы и формы организации музыкального воспитания. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 14 (69). Выпуск 4: 58-65.

Mikhailichenko O.V. 2009. General methods and forms of the organization of musical education. Scientific bulletins of BelSU. Series: Humanities, 14 (69). Issue 4: 58-65. (in Russian)

23. Мищенко Л.И. 2008. Проектирование подготовки учителя к вариативным формам образования детей с трудностями в обучении. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 15 (55). Выпуск 2: 108-116.

Mishchenko L.I. 2008. Designing teacher training for the varied forms of education of children with learning difficulties. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 15 (55). Issue 2: 108-116. (in Russian)

24. Пересыпкин А.П., Генкин Ю.Ю., Филоненко В.А. 2014. Проектирование технологии мониторинга формирования компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 20 (191). Выпуск 23: 212-216.

Peresypkin A.P., Genkin Yu.Yu., Filonenko V.A. 2014. Designing a technology for monitoring the formation of competencies of future specialists in the process of implementing educational programs of foreign language training. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 20 (191). Issue 23: 212-216. (in Russian)

25. Селюкова В.Н. 1999. Развитие идеи учебно-воспитательного комплекса в практике отечественного образования. Научные ведомости БГУ, 2: 162-169.

Selyukova V.N. 1999. Development of the idea of the educational complex in the practice of domestic education. Scientific bulletins of BSU, 2: 162-169. (in Russian)

26. Сироткина З.А. 2013. Изучение сформированности временных представлений детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 27 (170), Выпуск 20: 238-243.

Sirotkina Z.A. 2013. Study of the formation of temporary representations of children with a delay in the mental development of older preschool age in the context of the national calendar. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 27 (170), Issue 20: 238-243. (in Russian)

27. Тарасова С.И. 2002. Использование народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы. Научные ведомости БелГУ. Серия: Педагогика, 2 (17): 231-234.

Tarasova S.I. 2002. The use of folk traditions in the educational process of the modern school. Scientific bulletins of BelSU. Series: Pedagogy, 2 (17): 231-234. (in Russian)

28. Токарева К.П. 2013. Пути формирования у студентов вузов мотивации к самостоятельной оздоровительной деятельности. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 13 (156). Выпуск 18: 286-293.

Tokareva K.P. 2013. Ways of forming a motivation for students of high schools to self-improvement. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 13 (156). Issue 18: 286-293. (in Russian)

29. Харченко В.К. 1997. Педагогические идеи Фрэнсис Элизы Бернетт. Научные ведомости БГУ, 1: 139-145.

Kharchenko V.K. 1997. Pedagogical ideas of Francis Eliza Burnett. Scientific bulletins of BSU, 1: 139-145. (in Russian)

30. Ходусов А.Н. 2008. Концептуальные основы, методология организации и развития профессионального образования. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 15 (55). Выпуск 2: 87-93.

Khodusov A.N. 2008. Conceptual framework, methodology of organization and development of vocational education. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 15 (55). Issue 2: 87-93. (in Russian)

31. Шеховская Н.Л. 2010 Педагогика и философия: духовно-ментальный диалог. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 16 (77). Выпуск 5: 33-38.

Shekhovskaya N.L. 2010 Pedagogy and Philosophy: Spiritual-Mental Dialogue. Scientific bulletins of BelSU. Series: The humanities, 16 (77). Issue 5: 33-38.

32. Яновская А.А. 1966. Графическая наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся при изучении синтаксиса и пунктуации. Ученые записки, 25. Выпуск 2 : Краткие очерки по русскому языку: 334-341.

Yanovskaya A.A. 1966. Graphical presentation as a means of developing the cognitive interest of students in the study of syntax and punctuation. Scientific notes, 25. Issue 2: Brief essays on the Russian language: 334-341. (in Russian)

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ЖУРНАЛ «НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ БЕЛГУ» СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТАТЬИ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛА ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ scientific journal journal «scientific statements of belgu» the content of publications the structure of a scientific article
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты