Спросить
Войти

Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций

Автор: Абрамовских Татьяна Александровна

УДК 378.091.398

Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций

Т. А. Абрамовских

The features of content selection of additional professional programs based on diagnostics of subjective position of audience from among the heads of educational organizations

T. A. Abramovskih

Аннотация. Автор статьи определяет особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ (ДПП). Ориентиром отбора содержания ДПП являются нормативные требования, регламентированные законом «Об образовании РФ» и стандартами. Обязательным условием отбора содержания ДПП является удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. С целью определения профессиональных затруднений и потребностей слушателя проводится диагностика его профессиональной компетентности. В статье показана практика применения анкетного метода при проведении входной и итоговой диагностики на курсах повышения квалификации в ГБУ ДПО ЧИППКРО для определения уровня субъектной позиции руководителей образовательных организаций. Результаты проведенных диагностик стали основанием обновления ДПП. В завершение статьи автор, оперируя статистическими данными, показывает эффективность отбора содержания дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных затруднений руководителей образовательных организаций, выявленных в ходе диагностики субъектной позиции слушателей.

Abstract. The author of the article defines features of content selection of additional professional programs (APP). Orientation of APP content selection is regulatory. This requirements are regulated by the law "About education of the Russian Federation" and standards. A mandatory condition of selection of the contents of the APP is to meet the needs of consumers of educational services. The diagnostics of professional competence is carried out with the purpose of determination of professional difficulties and needs of a trainee. The article shows the practice of applying the questionnaire method by input and final diagnostics of courses of qualification improvement in State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for determine the level of subjective position of heads of educational organizations. The results of the diagnostics have become the basis of APP updating. The author, in terms of statistics, shows the effectiveness of the selection of contents of professional programs with the professional difficulties of heads of educational institutions, identified during the diagnosis subject position of the audience.

В современной системе образования объективно меняется роль руководителя образовательной организации. Общественно-политические изменения в стране потребовали от руководителей большей самостоятельности в управлении образовательным учреждением. Качество образования, отвечающее нормативным требованиям, обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций изменили требования к административно-управленческим работникам. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3 в статье 51 определяет правовой статус руководителя образовательной организации: «Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам». Пункт 4 данной статьи обязывает руководителей проходить аттестацию, порядок и сроки которой устанавливаются учредителем образовательной организации [1]. Аттестация руководящих кадров определяет соответствие руководителя занимаемой должности, диктуется необходимостью непрерывного профессионального развития руководителей образовательных организаций. Проект профессионального стандарта современного руководителя в области управления образовательной организацией предусматривает профессиональную подготовку в таких направлениях, как разработка и руководство реализацией стратегии организации, осуществление мониторинга и оценки деятельности организации, руководство изменениями в организации, эффективное управление педагогическим коллективом. Эффективность управления организацией во многом определяется личностными и профессиональными качествами самого руководителя организации, степенью осознания им необходимости учиться самому и способствовать обучению других, чтобы соответствовать постоянно изменяющейся социально-экономической среде.

Сложившаяся ситуация обуславливает высокий уровень требований, который предъявляется на современном этапе развития образования к разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Программы должны быть гибкими, мобильными, отвечающими запросам потребителя и ключевым тенденциям развития образования. Дополнительные профессиональные программы (далее - ДПП), к которым относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, разрабатываются с целью реализации дополнительного профессионального образования. Содержание современной реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательным ориентиром в разработке ДПП становится профессиональный стандарт работника. Профессиональные стандарты представляют собой нормативные документы, описывающие в рамках конкретного вида экономической деятельности содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням [2]. Разработка дополнительных профессиональных программ также должна учитывать требования соответствующих ФГОС среднего профессионального и высшего образования к результатам освоения образовательных программ. В основу разработки и реализации дополнительных профессиональных программ в рамках доминирующей гуманистической образовательной парадигмы должен быть положен компетентностный подход, предполагающий, что формулирование результатов освоения программы необходимо осуществлять на языке компетенций и компетентности. При этом результаты освоения программы являются основным критерием отбора содержания учебного материала программы и разработки фонда оценочных средств для текущей и итоговой аттестации слушателей.

Названные требования к отбору содержания ДПП являются необходимым, но недостаточным основанием. Дополнительное профессиональное образование нацелено на повышение качества образования, как следствие, направлено не только на соответствие нормативным

toBttcra

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

требованиям, но и на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; на профессиональное развитие человека, дающее возможность разрешения возникающих профессиональных затруднений; обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1, ст. 76]. На важность этих особенностей дополнительного профессионального образования указывает в своих исследованиях Д. Ф. Ильясов: «Чрезвычайно важное значение для успешности обучения имеет качество учебных планов и образовательных программ дополнительного профессионального образования, выявление и учет в обучении личностных потребностей педагогов в совершенствовании профессиональных знаний и практических умений, диагностирование изменений профессиональной квалификации слушателей» [3]. Автор исследований называет различные пути выявления и учета профессиональных потребностей слушателей. В частности проверить уровень сформирован-ности профессиональных компетенций и квалифицированность руководящих кадров, их изменение в процессе обучения помогает профессиональная диагностика. Профессиональная диагностика представляет собой систему процедур, помогающую руководителю увидеть и оценить свои профессиональные качества и профессиональные затруднения, те недостатки в подготовке, которые соответственно можно определить как потребность в обучении. Поэтому диагностику мы рассматриваем как инструмент разработки дополнительных профессиональных программ, позволяющий осуществлять отбор содержания программ для обучения взрослых на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Практика показывает, что существуют разные способы диагностики профессиональной компетентности работника. Представим далее наиболее актуальные, с нашей точки зрения, способы.

В 30-х годах XX века перед германской и британской армией возникла проблема отбора офицеров в действующие войска, так как имеющиеся методы не давали необходимого качества. Тогда впервые были использованы способы проверки навыков и подготовленности в ситуациях, имитирующих реальные боевые задачи, что и стало основой Ассессмент-центра. Со временем, метод перешел из армии в бизнес среду. Компания ATT построила отдельное здание для оценки сотрудников, назвав его Assessment Centre, что в дальнейшем стало обозначением методики. Assessment Centre - это технология, серия процедур. Во время его проведения моделируется процесс реальной деятельности, поэтому люди демонстрируют поведение, очень близкое к реальному. Оценка компетенций с помощью Assessment Centre дает возможность очень точно выявить потребности в обучении - как разрыв между требуемым и наличным уровнем квалификации. На основании этих оценок можно обеспечить эффективный отбор содержания образовательных программ, логистику обучения - учить того, кого нужно, тому, что нужно, сделать обучение целевым, максимально индивидуализированным и очень эффективным. Образовательная организация может провести оценку силами собственных специалистов, обученных на специализированных курсах, либо пригласить консультантов. В настоящее время метод Ас-сессмент-центра признан одной из самых точных и надежных процедур оценки. В связи с необходимостью перехода к новым, более эффективным методам управления он распространяется в России с 90-х годов XX века, в том числе и в сфере образования [4].

Эффективным средством диагностики уровня профессиональных компетенций работников являются проектные сессии. Теоретические основы проектно-аналитических сессий сформулированы А. П. Зинченко в рамках теории ор-ганизационно-деятельностных игр. «Проектно-аналитические сессии - игровые площадки, на которых люди могут получить опыт управленческих решений в ходе командных соревнований. Решение реальных управленческих задач позволяет тренироваться в освоении управленческих техник» [5]. Проектные сессии относятся к качественно новому типу деятельности. Новизна, главным образом, состоит в смене предмета деятельности. В процессе проектной сессии осуществляется переход от процессов к миру отношений между участниками процессов, которые необходимы для реализации проекта. Первое и самое главное отличие: на проектных сессиях всегда разбираются не задачи из учебника, не кейсы, а реальные проекты, реализуемые здесь и сейчас. Работа ведется силами самой команды проекта. Задача проектной сессии проста: помочь командам в режиме реального времени разобраться и продвинуться в практической работе со своими проектами. Первым результатом этой работы становится существенное повышение качества самих проектов. За несколько дней работы каждый проект удается подвергнуть глубокому переосмыслению и переделке. Вторым результатом - рост компетентности участников проекта, их самоопределение. Как правило, на сессии создается рабочий координирующий орган из числа ведущих проектную сессию, представителей руководства и наиболее профессионально грамотных консультантов. Этот орган проводит совещание по завершении программы для подведения итогов проектной сессии. В ходе итоговой работы дается оценка разработанным проектам, осуществляется диагностика личностных черт и профессиональных компетенций членов команды, обозначаются профессиональные затруднения, которые находят отражение в том числе и в содержании образовательных программ [6].

Одним из наиболее действенных способов диагностики является анкетный метод, практику применения которого мы покажем далее в своей статье. Анкетный метод предполагает опрос респондентов и получение информации сбора данных. С помощью опроса получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Достоинством этих методов является простота, возможность одновременного охвата больших групп слушателей, возможность получения количественных результатов [7].

Однако профессиональную диагностику нельзя свести к совокупности недостающих знаний, ибо проблема заключается в том, что знания не механически усваиваются и переходят в деятельность. Профессиональная диагностика исследует коммуникативную культуру руководителя, его ценностные установки, которые закладывают основы организационной культуры управляемого коллектива; умение адекватно оценивать свою деятельность и образовательную деятельность организации. В данном случае мы говорим о формировании субъектной позиции слушателя. Прокомментируем понятие «субъектная позиция». Проблемы субъектной позиции представлены в работах ряда советских и российских ученых. Обобщение существующих точек зрения современных авторов на понятие «субъектная позиция» может быть прочитано следующим образом: система отношений личности к самому себе, к окружающему миру; мотивов, которыми руководствуется личность; ценностей и целей, на которые направлена деятельность слушателя курсов. Б. Г. Ананьев рассматривает субъект-ность в связи с категориями деятельности, общения, поведения [8].

В исследованиях И. Ю. Кузнецовой мы находим критерии сформированности субъектной позиции в процессе повышения квалификации: образовательная активность, инициатива в образовательной деятельности, самостоятельное целеполагание, способность к рефлексии образовательной деятельности, умение выстроить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию, мотивация на учебную деятельность, способность к разрешению проблем в образовательной деятельности, стремление к саморазвитию, творческий подход в образовательной и профессиональной деятельности. Анализ исследований субъектной позиции личности позволил выделить и охарактеризовать содержательные компоненты субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации:

- мотивационно-ценностный - выраженная потребность в саморазвитии, внутренняя мотивация к учению, осознание профессионально значимых образовательных потребностей, заинтересованное отношение к образовательной деятельности, отношение к себе как активному субъекту образовательной деятельности, удовлетворенность результатами обучения на курсах, стремление к самообразованию и саморазвитию;

- регулятивно-деятельностный - способность к самоопределению, формулированию образовательного запроса, осознанному, обоснованному выбору содержания и способов образовательной деятельности; проектирование собственной образовательной деятельности, составление индивидуальной образовательной программы; избирательная активность в обрагОЦЕЙСГйд,

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

зовательной деятельности, инициативность, ответственность за результаты обучения, самостоятельность, способность к саморегуляции; способность к партнерскому взаимодействию с коллегами и преподавателями;

- рефлексивно-оценочный - способность к анализу и самооценке профессиональной и образовательной деятельности и ее результатов; умение устанавливать связь между содержанием обучения на курсах и практической деятельностью, рефлексивное отношение к своим действиям и достижениям в образовательно-профессиональной деятельности [9].

Далее в своей работе представим использование анкетного метода при проведении диагностики субъектной позиции руководителей образовательных организаций и использование полученных данных при разработке ДПП и принятии управленческих решений на стратегическом и тактическом уровнях.

Исследования проводились на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО в течение 2016-2017 гг., в него были вовлечены пять групп слушателей курсов повышения квалификации в количестве 132 человек. Категория слушателей - руководители и заместители руководителя образовательных организаций системы общего образования города Челябинска и Челябинской области. Возраст респондентов от 27 до 72 лет. Статистические данные свидетельствуют о том, что большая часть руководителей имеет общий стаж работы в школе от 10 до 30 лет (58%), при этом стаж управленческой работы у большинства слушателей менее 5лет (40%). Цель исследования: доказать, что данные о субъектной позиции слушателей являются одним из необходимых оснований для отбора содержания дополнительных профессиональных программ; показать использование анкетного метода для диагностики субъектной позиции слушателей. В своей деятельности мы исходим из положения, заложенного в Концепции мониторинговых исследований ГБУ ДПО ЧИППКРО: «Реализуемая в институте система оценки качества образования определяется как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений слушателей, качества дополнительных профессиональных программ

и условий их реализации» [10]. Мониторинговые исследования в педагогической литературе рассматриваются как систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.

Одним из направлений оценки результатов деятельности в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на основе обновленного и дополненного инструментария оценивания является проведение диагностики (входной и итоговой) уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ.

«Диагностика уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ» рассчитана на определение субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных образовательных программ и позволяет оценить возможные отдаленные результаты реализации этих программ.

Для опроса слушателей используется анкетный метод.

Разработано два вида анкет для педагогов и руководителей: входная - для проведения анкетирования в начале обучения и итоговая по результатам обучения.

Входная анкета содержит ряд вопросов, которые способствуют изучению следующих аспектов:

- удовлетворенность уровнем квалификации до обучения на курсах;

- профессиональные затруднения;

- мнение слушателей о необходимости обновлять знания;

- самооценка уровня знаний по некоторым вопросам программы курсов повышения квалификации до обучения.

Анкета по результатам обучения (итоговая) содержит вопросы, которые помогают оценить следующие аспекты:

- удовлетворенность организацией курсов, их содержанием, формой проведения;

- приращение профессиональных компетенций;

- удовлетворенность содержанием и результативность теоретического блока;

- результативность технологического блока;

- самооценка слушателя собственных знаний по некоторым вопросам программы курсов после обучения [11].

Анкеты входной и итоговой диагностик полностью соответствуют структуре и идеологии разработанных и реализуемых в институте образовательных программ и включают следующие разделы:

- современные нормативно-правовые основы образования;

- теоретико-методологические и психологические основы профессиональной деятельности;

- содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности;

- прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности.

Содержание диагностики учитывает различия в подготовке слушателей, занимающихся педагогической и управленческой деятельностью. Рекомендации для профессорско-преподавательского состава, полученные по результатам итоговой диагностики, дают возможность принятия оперативных управленческих решений по обеспечению более высокого качества реализуемых образовательных программ.

В 2016 году в соответствии с планом работы в ГБУ ДПО ЧИППКРО были переработаны дополнительные профессиональные программы курсов повышения квалификации с учетом новых требований и направлений развития образовательной системы на федеральном и региональном уровнях. Процессу обновления ДПП предшествовала экспертиза действующих программ. На кафедре управления, экономики и права была проведена внутренняя оценка реализуемых дополнительных профессиональных программ на основе ответов слушателей на вопросы анкет входной и итоговой диагностик [12]. Анкетные данные слушателей курсов позволили принять оперативное управленческое решение: создать две ДПП по основам управления образовательной организацией. Для начинающих руководителей была разработана программа «Управление общеобразовательной организацией в современных социально-экономических условиях», содержание которой

направлено на деятельность ОУ в режиме функционирования. Вторая программа «Инновационные методы управления образовательными организациями» ориентирована на опытных руководителей, образовательные организации которых работают в режиме развития [13]. В основу обновления содержания программ были заложены проблемы, выявленные в ходе проведения диагностики уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ. Покажем итоги первого этапа исследования: общие негативные тенденции на примере результатов обучения по дополнительной профессиональной программе одной из групп руководителей образовательных организаций. При сравнительном анализе результатов входной и итоговой диагностик мы получили информацию, свидетельствующую о положительной динамике в формировании субъектной позиции. Наряду с этим были выявлены негативные тенденции результатов обучения: снижение количества слушателей, демонстрирующих устойчивую мотивацию к изучению теоретических основ управления (с 73 до 27% соответственно), что показывает наличие затруднений и проблем в понимании необходимости быть осведомленным по данному вопросу в своей профессиональной управленческой деятельности. Данные анкеты входной диагностики показали недостаточный уровень знаний федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС). Сравнительный анализ результатов позволяет констатировать положительную динамику сформированности системных знаний об особенностях ФГОС: отсутствовали системные представления у 85% - входная диагностика, 58% - итоговая диагностика. Наблюдается повышение мотивации к изучению требований ФГОС у 19% слушателей. Однако остается низкая мотивация к устранению обнаруженных в ходе изучения затруднений у 8%. Сравнительные результаты входной и итоговой диагностик следующего вопроса свидетельствуют о положительной динамике в повышении профессиональной компетентности в вопросах делегирования полномочий контроля (от 96 до 100%).

При этом не выражена мотивация к изучению управленческой деятельности у 50% респондентов. Мы наблюдаем устойчивую, стабильную позицию в знаниях профессиональной

гОЦЕЙСГйд,

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

деятельности при реализации основной образовательной программы (ООП) у 81% слушателей по результатам итоговой диагностики, при этом мотивация к дальнейшему изучению не выражена у 35%. Таким образом, ключевой позицией в работе по обновлению содержания дополнительных профессиональных программ становится проблема низкой профессиональной мотивации слушателей и недостаточной управленческой компетентности руководителей в части способности осуществлять управление деятельностью коллектива по системному функционированию и непрерывному развитию образовательной организации. Выявленные обстоятельства обуславливают необходимость при отборе содержания программ учитывать наличие соответствующих факторов, создавать условия для реализации потребностей слушателей и разрешения существующих профессиональных затруднений руководителей образовательных организаций.

В связи с этим аккумулируем наше внимание на мотивационно-ценностном компоненте субъектной позиции слушателя, отражающем направленность личности на профессию и ее ценности к профессиональной деятельности. Под мотивацией мы будем понимать совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [14]. Профессиональная мотивация -процесс побуждения руководителя к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.

Движущие силы, которые побуждают человека к деятельности, определяем как мотив -это то, что вызывает определенные действия человека. Поскольку мотив является состоянием предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача заключается в формировании или активизации такого состояния. Основополагающим положением разработки программ, с нашей точки зрения, становится понимание преподавателями того, что важно не только обеспечивать слушателей определенным объемом знаний, но и систематически развивать у них умение решать управленческие задачи на основе современных знаний в области образовательного менеджмента, принимать эффективные управленческие решения по различным направлениям деятельности образовательной организации. Поэтому обновленные программы предполагают общий объем курсовой подготовки, в котором в соотношении лекционных и практических занятий преобладают вторые (39% против 61%). Особое внимание уделяется проведению практических учебных занятий с использованием кейсов, практических заданий для организации проектной работы слушателей.

Данная форма работы слушателей активизирует проявления субъектной позиции слушателей при решении управленческих и педагогических ситуаций, а также при решении сложных неструктурированных проблем (которые невозможно решить аналитическим способом) через рассмотрение, оценку реальной ситуации и принятия решений. Кроме того, для проведения практических занятий со слушателями используются инструментарий и конкурсные материалы региональных конкурсов профессионального мастерства «Современные образовательные технологии» и «Новой школе - новые стандарты», а также материалы, разработанные для проведения фокус-групп с руководителями образования Челябинской области различного уровня. Содержание программ также претерпело изменениям в соответствие с современными требованиями и выявленными в ходе диагностики затруднениями.

В первом разделе «Современные нормативно-правовые основы образования» рассматривается обновление профессиональной деятельности руководителя ОО в современных социально-экономических условиях. Особое внимание уделяется содержанию и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а также профессиональных стандартов педагогов. Предполагается сформировать у слушателей представления о правовых основах формирования системы образования с точки зрения их правоприменения в управленческой деятельности на уровне образовательной организации. Значительно обновленным предстает второй раздел программы «Теоретико-методологические и психологические основы профессиональной деятельности». Ведущими подходами в деятельности руководителя рассматриваются системный и проектно-целевой. Особое внимание уделяется психологическим основам деятельности руководителя, ориентированной на субъектный ресурс личности педагога, группы как цели управления. В третьем разделе «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности» особое внимание уделяется подходам к проектированию программы развития и основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных, управлению профессиональным развитием кадров в условиях перехода на профессиональные стандарты, разработке эффективной системы оценки качества образования в общеобразовательной организации.

Четвертый раздел «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности» представляет реальный опыт по управлению общеобразовательными организациями по приоритетным направлениям развития областной образовательной системы (реализация концепции ТЕМП, формирование системы инклюзивного образования в общеобразовательной организации, реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ и индивидуализации обучения обучающихся и др.). Осуществляется практическая работа с использованием Интернет-ресурсов по актуальным вопросам управления образовательной организацией. Как изменились результаты обучения слушателей по обновленным программам? Мы исходим из того, что основным результатом обучения слушателей курсов в ГБУ ДПО ЧИППКРО является: развитие мотивов профессионального роста слушателей курсов средствами дополнительных профессиональных программ в аспекте требований профессионального стандарта [14]. На втором этапе исследовательской деятельности объектом исследования стали четыре группы слушателей курсов повышения квалификации в количестве 104 человек. Предмет исследования - четвертый раздел входной и итоговой диагностики. Каждый вопрос диагностики включает определенный мотив - движущую силу формирования субъектной позиции слушателя. Перечень мотивов, уровень сфомиро-ванности мотивации и динамику изменений после прохождения курсов можно наблюдать в созданной нами сводной таблице. В ходе анализа ответов слушателей на вопросы входной и

итоговой диагностики мы наблюдаем положительную динамику развития субъектной позиции слушателя (табл. 1). Информация по первому вопросу четвертого раздела - Используете ли вы в своей управленческой и самообразовательной работе следующие ресурсы ГБУ ДПО ЧИППКРО? Укажите используемые вами ресурсы в порядке, соответствующем их практической значимости - показывает достаточную осведомленность слушателя о различных ресурсах ЧИППКРО, возможность и готовность их использования в практике работы руководителя. Однако, как правило, из большого перечня ресурсов выбор ограничивается 2-3 вариантами ответа, что свидетельствует об отсутствии многоаспектности в выборе ресурсов института для осуществления управленческой деятельности. Итоговая диагностика показала расширение осведомленности руководителей о ресурсах института, по которым можно косвенно оценить их практическую значимость. У каждой группы проявляются свои приоритеты, в целом доминирующего ресурса не наблюдается. В результате активного использования преподавателями на занятиях ресурсов института: сайта ЧИППКРО с интерактивными ссылками, виртуального кабинета, научно -методического журнала, библиотеки и т. д. происходит осознание слушателями возможностей совершенствования профессиональных компетенций через предоставленные возможности. Позиция готовности руководителя к распространению опыта управленческой деятельности на курсах повышения квалификации прослеживается в результате анализа ответов на следующий вопрос анкеты: Готовы ли вы представить свой опыт управленческой деятельности в рамках курсов повышения квалификации? Первый вывод исследования полученных данных: мы наблюдаем, что во всех группах в ходе итоговой диагностики не все руководители подтвердили заявленную во входной диагностике готовность к обобщению и распространению опыта. Происходит переоценка слушателями своей профессиональной компетентности, как следствие - развитие субъектной позиции. Вывод второй: несмотря на положительную динамику сформированности навыков диссеминации опыта, доля отсутствия мотивации к данному направлению работы руководителя высока (не мотивированы почти половина руководителей).

Результаты анкет входной и итоговой «Диагностики уровня субъектной позиции слушателей при

профессиональных программ» ( раздел IV)

Таблица 1 освоении дополнительных

№ Гру ппа4 г луппа 5 Группа л Группа 1

п\\ п Мотивы Вх д. Ит. д Вх.д Ит.д Вх.д. Ит.д Вх.д. Ит. д.

1. Осведомленность о различных ресурсах ГБУ ДПО ЧИППКРО, возможность и готовность их использования в практической деятельности 77 % осведомленное тъ изменилась в большую сторону у 54 % слушателей 87 % о св едо мле н ность изменилась в большую сторон;& у 70 % слушателей 58 % осведомленность изменилась в большую сторону у 56 % слушателей 77 % осведомленность изменилась в большую сторону 58 % слуш ателей
2_ Готовность 27 % подтвердили 23% подтвердили 24 % подтвердили 20% подтвердили

к распростране- готовы свою готовы свою готовность готовы готовность 23 %, готовы готовность 19 %,

нию опыта к готовность к диссеми- ¡7%, к диссемп- сформирована к диссемина- сформирована

управленческой диссеминаци 23%, нацпп сформирована нации опыта позиция ци и опыта позиция

деятельности п опыта сф орлшрована позиция готовности у 25%. опыта позиция готовности у 22 %. готовности у 36 %. готовности у 42 %.

3. Осознание 88 % уточнилась 74 % уточнилась 92 % уточнилась 85 % уточнилась

наличия частичные,1 позиция частичные, позиция частичные, позиция частичные, позиция

затруднений по 1 % слушателя 26 % слушателя 8 % относительно 1 5% относительно

актуальным отсутствуют относительно отсутствуют относительно отсутствуют своей отсутствуют своен

направлениям представлен своей представле своей представле- профессиональн представления профессиональной

управленческой ня профессиональ ния профессиональн ния ои деятельности 0 деятельности

деятельности о професси- ной о профес- ои деятельности о профес- у 29 % проф.деятельн у 100%

(уровень ональной деятельности у сиональной у 100 % сиональной руководителей ости руководителеи.

профессиональ- деятельности 19% деятельное руководителей. деятельности

ноп компетен- руководит ел руководителей. ти руково- руководителя

тности я 00 дителя 00 00

руководителя)

Для преподавателей этот вопрос по-прежнему остается в зоне проблемного поля. Преподавателю рекомендуется поиск путей вовлечения руководителей в творческую образовательную деятельность. Предлагаются существующие в институте активные формы взаимодействия: совместные проекты, РИПы (региональные инновационные площадки), стажировочные площадки, соавторство научных статей, Сетевая школа консультантов и др. При подготовке к занятиям акцент делается на практическую часть программы: активное использование деятельностных форм, активных и интерактивных технологий обучения взрослых. Возможно привлечение к проведению практических занятий наиболее подготовленных слушателей. Рассмотрим следующий вопрос диагностики: В своей профессиональной деятельности руководителя вы испытываете затруднения при:

1) разработке локальных актов в соответствии с действующим законодательством;
2) использовании технологий управления персоналом;
3) использовании технологий разрешения конфликтов;
4) использовании проектных технологий в управлении образовательной организацией;
5) проектировании основных образовательных программ общего образования (по уровням образования).

Ответы слушателей свидетельствуют о наличии у слушателей, пришедших на курсы, профессиональных затруднений в сфере управления ОО. Мы исходим из того, что большинство респондентов (от 74 до 92% в разных группах) по результатам входной диагностики (табл. 1) имеют частичные представления о профессиональной деятельности руководителя. С учетом анализа запросов слушателей преподаватель определяет акценты в содержании и методике проведения лекционных и практических занятий.

Ответы на данный вопрос итоговой диагностики позволяют судить о преодолении профессиональных затруднений (уточнилась позиция у 100% руководителей).

При этом есть потребности, которые можно реализовать только через дополнительную профессиональную подготовку. В такой ситуации преподаватель может рекомендовать модульные курсы, курсы профессиональной переподготовки, неформальные формы повышения квалификации.

Практика показывает, что к таким потребностям можно отнести знание вопросов научной психологии и их использование в практической деятельности, осведомленность в вопросах особенностей содержания и структуры федеральных государственных стандартов общего образования, технология составления образовательных программ, использование теории управления и образовательного менеджмента в практике управления. Перечень курсов слушатели могут найти на официальном сайте института.

Таким образом, полученные в рамках проведенных диагностических исследований данные позволили выявить ряд позитивных тенденций и проблемных вопросов, проанализировать причины их возникновения, а также предложить механизмы их преодоления.

Мы наблюдаем усиление мотивов руководителей образовательных организаций работать над преодолением профессиональных затруднений и формированием потребностей в профессиональном развитии.

В заключение мы констатируем, что результаты анкетных опросов в рамках проведенных диагностик в группах, обучающихся по обновленным программам, показывают положительную динамику в процессе побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.

Данный факт позволяет нам делать выводы о повышении качества дополнительных профессиональных программ и целесообразности выбора подходов к отбору содержания дополнительных профессиональных программ, в основу которых заложены не только нормативные требования к образовательным программам, но и профессиональные затруднения руководителей, полученные в ходе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.08.2017).

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

2. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций / Е. И. Маркина, И. В. Латыпова, Ю. Ю. Баранова ; под. ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. -136с.
3. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов // Вестник ТГПУ. -2010. -№ 2 (92). - С. 31.
4. Базаров Т. Ю. Технология Assessment Centre / Т. Ю. Базаров // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 8. - С. 4-13.
5. Зинченко А. П. Общая управленческая подготовка: монография / под ред. А. П. Зинченко. -Тольятти : ТАУ, 2006. - 160 с.
6. Методическое пособие и регламент проведения проектных сессий по рассмотрению, анализу и доработке инновационных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ckp.mipt.ru/ (дата обращения: 09.09.2017).
7. Анкетные методы (метод ранжирования, метод парных сравнений, метод экспертной классификации, метод Дельфи), их преимущества и недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6267450/ page:7/ (дата обращения: 09.09.2017).
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 246 с.
9. Кузнецова И. Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации : монография / И. Ю. Кузнецова ; под науч. редакцией Л. В. Вавиловой. - Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. - 136 с.
10. Модели государственно-общественного управления образованием : сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред. В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 56-58.
11. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества в дополнительном профессиональном образовании : сборник методических материалов / Ю. Ю. Баранова, И.Д. Борченко ; под ред. М. И. Солодковой - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - С. 76.
12. Коптелов А. В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28). - С. 5.
13. Коптелов А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. -С. 811-815. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/970177.htm (дата обращения: 09.09.2017).
14. Дубровская В. А. Мотивация персонала : методические рекомендации / В. А. Дубровская. -Кемерово : КРИПиПРО, 2009. - 52 с.
15. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2016-2017 годы / под общей редакцией В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 60 с.

References:

1. Federal law of 29 December 2012 No. 273-FZ "About education in Russian " [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: Federation "Consultant.ru" docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (accessed date: 08/11/2017).
2. Professional standard for teachers in the corporate training for educational institutions [Professionally) standart pedagoga v sisteme vnu-triorganizacionnogo povyshenija kvalifikacii dlja obrazovatel&nyh organizacij], E. I. Markina, I. V. Latypova, Y. Y. Baranova; under. ed. by M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 136 p.
3. Ilyasov D. F. The organization of teachers& training in the advanced training institution [Organi-zacija obuchenija pedagogov v uchrezhdenii povyshenija kvalifikacii kadrov], Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2010, No. 2 (92), 31 p.
4. Bazarov T. Yu. Technology Assessment Centre [Tehnologija sistemy ocenki], 2006, No. 8, pp. 4-13.
5. Zinchenko A. P., General management training: monograph [Obshhaja upravlencheskaja pod-gotovka: monografija], Togliatti Academy of Management, 2006.160 p.
6. Methodical manual and regulations for conducting project sessions on reviewing, analyzing

and finalizing innovative projects [Metodicheskoe posobie i reglament provedenija proektnyh sessij po rassmotreniju, analizu i dorabotke inno-vacionnyh proektov] [Web resource], access mode: http://ckp.mipt.ru/ (accessed date: 09/09/2017).

7. Questionnaire methods (a method of ranking, method of paired comparisons, expert classification method, Delphi method), their advantages and disadvantages [Anketnye metody (metod ranzhiro-vanija, metod parnyh sravnenij, metod jekspertnoj klassifikacii, metod Del&fi), ih preimushhestva i nedostatki] [Web resource], access mode: http://www.studfiles.ru/preview/6267450/page:7/ (accessed date: 09/09/2017).
8. Ananiev B. G. Man as a subject of knowledge [Chelovek kak predmet poznanija], Moscow: Nauka, 2000. 246 p.
9. Kuznetsova I. Yu. Development of subjective position of the teacher in the process of training [Razvitie sub&ektnoj pozicii pedagoga v processe povyshenija kvalifikacii], Kemerovo: KRIPED, 2014.136 p.
10. Khaspekov V. N., Solodkova I. M., Ilyasov D. F. The model of state-public management of education: collection of scientific and methodological materials [Modeli gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskih materialov], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014, pp. 56-58.
11. The use of monitoring tools within the internal system of quality assessment in additional professional education: the collection of teaching materials [Ispol&zovanie monitoringovogo instru-mentarija v ramkah vnutrennej sistemy ocenki kachestva v dopolnitel&nom professional&nom obra-zovanii: sbornik metodicheskih materialov],

Yu. Yu. Baranova, I. D. Borchenko; ed. by M. I. Solodkova, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 76 p.

12. Koptelov A. V. Features of the formation of an internal system for assessing quality of education in the institution of additional professional education [Osobennosti formirovanija vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v uchrezhdenii dopolnitel&nogo professional&nogo obrazovanija], Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 3 (28), 5 p.
13. Koptelov A. V., Oboskalov A. G., Mashukov A. V. Development of professional competence of Heads of educational organizations of additional professional programs [Razvitie pro-fessional&noj kompetentnosti rukovoditelej obra-zovatel&nyh organizacij sredstvami dopolnitel&nyh professional&nyh programm], Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2017. Vol. 31, pp. 811-815 [Web resource], access mode: http://e-koncept.ru/2017/970177.htm (accessed date: 09/09/2017).
14. Dubrovskaya V. A. The motivation of staff: methodical recommendations [Motivacija person-ala : metodicheskie rekomendacii], KRIATRE, 2009. 52 p.
15. The program of development of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for 2016-2017 [Programma razvitija gosudarstvennogo bjudzhetnogo uchrezhdenija do-polnitel&nogo professional&nogo obrazovanija "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" na 2016-2017 gody], ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 60 p.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР ПРОЕКТНЫЕ СЕССИИ АНКЕТНЫЙ МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ МОТИВ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты