Спросить
Войти
Категория: Психология

Преодоление профессиональной деформации практического психолога

Автор: Мирзоева И.А.

УДК 378.011.3-51; 159.9

И.А. Мирзоева, соискатель,8-920- 271-78-34,

mir-2010@list.ru (Россия, Москва, РГСУ)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Рассматривается развитие личности психолога в аспекте понимания профессиональной деформации. Профессиональная деформация понимается как негативные изменения личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются, не столько как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимального решения, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций в процессе профессиональной деятельности. Подобная трактовка понятия позволяет привлечь к изучению этого явления данные педагогики, социологии, психологии, истории, антропологии, этнографии. Все это делает более содержательным рассмотрение профессиональной деформации, как в целом, так и по отдельным ее проявлениям.

Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, процесс саморегуляции анализируют в контексте идей когнитивного диссонанса: несоответствие между имеющимся представлением о себе и другой когницией или действием «запускает» процесс редукции диссонанса. Рассогласование между «образом Я» и реальным поведением порождает страдания: чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование, вызывая у человека чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Возможные стратегии этой редукции: обесценивание негативной обратной связи; подкрепление значимой части Я-концепции, игнорирование информации, изменение Я-образа и/или самооценки. В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между «образом Я» и реальным поведением, «образ Я» настолько искажён и деформирован, что достижение согласования невозможно. Показано, что люди с высокой и низкой самооценкой используют разные стратегии саморегуляции: первые применяют стратегии самовозвышения, повышая значимость и ценность своих позитивных качеств и считая свои слабости незначимыми; вторые используют защитную стратегию, часто - стратегию «умаления других».

Одним из подобных явлений выступает профессиональная деформация или деструкции профессионального развития. Научное направление, исследующее данное явление и изучающее проявления

профессиональной деформации, преодоление и профилактику данного явления, рассматривает профессиональную деформацию исключительно как негативное явление (В.П. Подвойский и др.). В то же время необходимо отметить, что профессиональная деформация является прежде всего квинтессенцией профессионального опыта индивида. Анализируя проблему специфических изменений личности специалиста при профессиональной деформации, мы имеем в виду только те, которые отражаются в так называемых негативных социально-психологических проявлениях, связанных со стойкими, малообратимыми изменениями личности достаточно очевидными для окружающих и самого специалиста в контексте его поведения и профессионального развития. Данные негативные явления, как правило, характеризуются стойкостью, стабильностью существования, могут входить в структуру самых разных ситуаций.

Исследования проблем отклоняющегося (деформационного) поведения, соотношения нормального и анормального во взаимодействиях людей, их негативного поведения на службе требует системного подхода к этим явлениям, уяснение процесса их генезиса, учета личного опыта. Поиски закономерности влияния личностных образований должны идти по пути активного использования знаний полученных при исследовании ценностных ориентаций, психологических свойств и опыта личности.

Постановка вопроса о норме и деформации в науке при всей своей специфике и новизне имеет давнюю историю.

Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но и оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремиться получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепризнанным стандартам. Общество "опекает" человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. Большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый социальный тип человека, человек-схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, к духовным ценностям. Большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям выдающимся, необычным, творческим. Культурный прогресс - это прежде всего прогресс человека и для человека. Цивилизация творит человечество, культура творит личность. Отсюда и лейтмотив современной жизни - поставить человека в центр социального и культурного прогресса, спасти от огрубления и цинизма его нравственный мир, помочь одолеть трусость, духовное

раболепие. Педагогические и психологические теории упускали из виду эмоционально-духовные основы жизни человека, его субъективное видение и отражение окружающей действительности. Сегодня особенно остро ощущается необходимость в разработке новой интегративной теории, которая включала бы саморегуляционный комплекс. Такая теория может быть разработана только на междисциплинарном уровне, на стыке философии, психологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к человеку, при дополнении традиционных знаний, подходов нетрадиционными. В данном ключе следует проанализировать и подходы к взаимодействию человека и профессии.

Как правило, исследователи понимают профессиональное развитие личности как рост, становление, интеграцию в профессиональном труде личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии. В этой связи появляется необходимость выделения понимания негативных или деструктивных аспектов личностного развития человека. Для исследования человека понимание негативных явлений в развитии личности является не менее важным, чем поиск типичного, нормативного, стандартного. Изучение процесса развития негативных явлений психического опыта составляет важнейшее условие понимания личности практического психолога.

Г.С. Абрамова пишет о фантомном сознании специалиста-психолога: "Живое сознание - оно единое, целое, поэтому обладает определенным (но, не бесконечным!) запасом прочности и воздействию. Если этот запас прочности исчерпывается под влиянием воздействующей силы, сознание исчезает, или, уже разрушенное, уже не восстанавливается в прежнем виде, т.е. перестает быть живым [1]/

Профессиональная деформация психолога по Г.С. Абрамовой выступает как псевдонаучное обезличивание клиента, ролевая маска во взаимодействии с ним и негативные моральные оценки клиента. Профессиональная деформация в работе психотерапевта также состоит в том, что он ориентируется во взаимодействии с клиентом не на его живую жизнь, а на обобщенную научную схему - свою терапию, - которой он пользуется для упорядочивания своего опыта. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и

устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

Как показывают психологические исследования, осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой степени характеризуется системой усвоенных ролей. Например, каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека [2].

На профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установок и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и уже не загружающими сознания. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на вне профессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу и на общение в быту.

Упрочненные профессиональные стереотипы могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение не замечается. Они образуют инерционное звено, и новые подходы и методы усваиваются все слабее, так как потребность в них недостаточно осознается. Одна из сторон деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. На эту грань деформации необходимо обращать внимание при повышении квалификации специалистов? чтобы побудить их своевременно отказаться от устаревших стереотипов и установок, заменив их более адекватными. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.

Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует и профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Важно подчеркнуть, что профессиональная позиция определяет не только реальные поступки, с помощью которых человек утверждается в ней, и способ восприятия другого человека, но и ожидания окружающих. Так, общение преподавателя и ученика на экзамене или врача и пациента на приеме прежде всего обусловлено их профессиональными позициями. До первой встречи ее участники могут ничего не знать друг о друге, но тем не менее могут правильно построить взаимодействие, учитывая традиционное распределение ролей. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то его поведение становится неадекватным обстановке и общение с ним затруднятся.

Как отмечает С.П. Безносов, в некоторых профессиях можно выделить широкий диапазон разнообразных признаков негативных проявлений профдеформации, среди них обнаружены общие для всех профессий признаки - деформация механизмов социальной перцепции, возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, но лишь, как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений, нарушение социальных норм. Проявления профессиональной деформации чаще наблюдаются у представителей тех профессий, которые работают с людьми, профессий типа «человек-человек». Существование подобного явления объясняется субъект-субъектным характером профессионального взаимодействия.

Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому, когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями. Знание стереотипов восприятия, памяти, понятий, которые формируются об окружающих людях у представителей данной профессии, позволяет им избавляться от однобокого подхода к ним, предупреждать появление профессиональной деформации, более объективно относиться к своим недостаткам в общении.

Проведенный анализ теоретических позиций позволил выделить следующие три подхода.

Первый подход ориентирован на представление о профессиональной деформации как разновидности социальных и социально-психологических отклонений от нормы.

Второй подход ориентирован на последствия влияния самой профессии на человека: деформация понимается как изменения личности, происходящие в результате существующей нормы.

Третий подход основан на понимании того, что профессиональная деформация есть изменение личности под воздействием нормы, и в то же время подчеркивается активность личности при выборе соответствующей ее существу нормы.

Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные позиции: созревания, обучения, творчества самого субъекта. Подобные доминанты можно обнаружить и в анализе источников исторического развития человеческой психики. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей, в целях воспроизводства уже известных и требуемых в профессиональной деятельности качеств и свойств.

Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации, проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных возможностей, а также к возникновению негативных. Как отмечают исследователи, человек желает стать более "психологически сильным" в более "психологически слабом" социальном окружении. Это зачастую общепринятый результат психологического творчества по самосовершенствованию. Указанный подход нарушается редко. Хотя именно нарушение его является в данном случае конструктивной альтернативой, более продуктивной моделью личностного самосовершенствования. Правило "желать другим тех изменений, которых не желаешь себе" - это, по существу, психический рудимент, который выступает как основной механизм развития профессиональной деформации.

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие заключения.

Профессиональная деформация понимается как негативные изменения личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются, не столько как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимального поведенческого

решения, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций в процессе деятельности. Подобная трактовка понятия позволяет привлечь к изучению данного явления данные педагогики, социологии, психологии, истории, антропологии, этнографии. Все это делает более содержательным рассмотрение профессиональной деформации как в целом, так и по отдельным ее проявлениям (т.е. как явления и как процесса). Изучая особенности развития практического психолога в условиях освоения новых сфер деятельности, необходимо принимать во внимание, что специалист к этому моменту уже обладает определенной степенью профессиональной деформации, и учет данных особенностей предопределяет успешность или неуспешность профессиональной переподготовки данного специалиста.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, метод: дис.... д-ра псих. наук. ЛТУ, 1997.
3. Подвойский В.П. Методологические основы изучения профессионального развития личности руководителя // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: сб. науч. трудов, М., 2000.
4. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998.
5. Проблемы профессиональной социализации личности / под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 1996.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
7. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: ВЛАДОС, 2000.

I.A. Mirsoeva

OVERCOMING OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST

In article development of the person of the psychologist in aspect of understanding of professional deformation is considered. Professional deformation is understood as negative changes of the person in the course of occurrence of the individual in the professional environment, expertise mastering, mastering by standards and values of professional community; as process of realization of negative aspects of the saved up expertise in which various types of destructive behavior are shown, not only as submission to external requirements, and is faster as a choice of the optimum decision, as reproduction stereotypic social communications in the course of professional work. The similar treatment terms allows involving in studying of the given phenomenon the given pedagogic, sociology, psychology,

history, anthropology, ethnography. All it does by more substantial consideration of professional deformation as a whole, and on its separate displays.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.091.33-028.026.9

О. А. Миронова, аспирант, 8 (4872) 35-20-82

olga.mironova111@gmail.com (Россия, Тула, ТулГУ)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА

Рассматривается одно из главных направлений государственной политики России - поддержка талантливой молодежи. Излагается происхождение эвристического метода обучения, использование которого помогает студентам раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Процесс формирования рыночных отношений в нашей стране выдвигает перед высшей школой требование подготовки специалистов, способных в условиях жесткой конкуренции творчески выбирать и формировать актуальные технические проблемы, а затем находить пути их эффективной реализации.

Это требование в полной мере относится к подготовке специалистов любого профиля и связано с расширением и наращиванием производства новых изделий, отвечающих современным требованиям и превосходящие лучшие мировые и отечественные образцы. Поэтому приобретенные в высшей школе навыки активной творческой деятельности помогут молодым специалистам быстрее адаптироваться в производственных условиях, быть настойчивыми и целеустремленными в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные подходы к развитию творческого потенциала студентов, но согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству учащихся это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную педагогом, а позднее - самостоятельно ее формулировать. Это развитие способностей выдвигать и соотносить их с поставленными задачами, осуществлять поэтапную или итоговую

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕОРИЕНТАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОПЫТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты