Спросить
Войти
Категория: Психология

Пути повышения качества подготовки высококвалифицированных спортсменок в парной женской акробатике

Автор: Свидлер Татьяна Александровна

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК В ПАРНОЙ ЖЕНСКОЙ АКРОБАТИКЕ

Т.А. СВИДЛЕР, Т.С. ТИМАКОВА,

ВНИИФК

Аннотация

На примере женских акробатических пар разного возраста и квалификации изучена динамика изменчивости свойств личности и вегетативных сдвигов с использованием цветового теста Макса Люшера и расчета вегетативного индекса Кердо. Исследования проводили в период 2005-2009 годов в условиях тренировок и выступлений в соревнованиях.

На основе выявленных фактов разработана и внедряется комплексная программа мероприятий педагого-психологического характера для предотвращения возникновения неблагоприятных тенденций в процессе становления и совершенствования спортивного мастерства в парах.

Abstract

Variability of personality traits and psycho-emotional changes one of the best woman’s acrobatic pair was studied. During 2005-2009 years were collected the data reflecting the changes in personality traits of both girl-partners during of their sports career.

On the base of received data was worked out the program of improving the process of mutual collaboration of she-partners and their psycho-emotional states.

Введение

Одной из сложных проблем современной спортивной акробатики является комплектование женских спортивных пар, способных достичь высоких спортивных результатов. Помимо наличия у спортсменок высокого уровня двигательных способностей сама специфика дисциплины требует в соответствии с амплуа «верхняя» или «нижняя» определенных типологических различий, выражающихся не только в особенностях телосложения, но и в свойствах личности [1, 2]. В подавляющем большинстве случаев при подборе партнерш основным фактором служит возраст спортсменок, что находит свое отражение в регламентирующих соревновательную деятельность документах [3]. Оптимальной считается разница в возрасте в четыре года, тогда как на практике различие бывает и больше.

В силу различий возраста, стажа, общей и специальной подготовленности, а также особенностей личности спортсменок срабатываемость пары представляет собой непростой процесс, усугубляемый необходимостью особой психологической готовности более юной верхней партнерши, поскольку большинство выполняемых элементов связано с риском травматизма [4]. Поэтому условием успеха деятельности женской акробатической пары становится взаимопонимание и бесконфликтное взаимодействие в процессе совместных тренировок и состязаний [5, 6]. В экспериментальном исследовании Е.В. Ратушиной показано, что учет личных особенностей при комплектовании пар в юношеском возрасте способствует более успешному сотрудничеству спортсменок [5].

Однако на практике чаще возникает ситуация необходимости поиска юной партнерши для более опытной и квалифицированной спортсменки нижней позиции. В процессе поиска состава пары тренеру трудно в полной мере учитывать особенности свойств личности спортсменок, которые могут затем не самым лучшим образом

влиять на характер их отношений: условия подбора акробатических пар жестко ограничены требованиями к физическим данным и двигательным способностям, а также сроками освоения программ их спортивных выступлений. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости оптимизации процесса подготовки спортсменок с использованием методов психодиагностики и регуляции состояний обеих партнерш.

Цель исследования состоит в поиске и практическом обосновании путей совершенствования процесса подготовки пар в женской спортивной акробатике.

Организация исследования

На протяжении 2005-2009 годов проведены исследования с участием спортсменок СДЮШОР г. Москвы по спортивной акробатике, специализация «женские пары». Всего в исследовании участвовали 47 спортсменок в возрасте от 6 до 22 лет, по квалификации представленные как контингентом с начальным опытом работы в паре, так и с высоким уровнем спортивных достижений, включая две пары, выполняющие норматив «МСМК». При этом мы имели возможность изучить динамику изменения свойств личности как в период восхождения спортсменок к пику спортивной карьеры, так и в период ее завершения.

Анализ срезов показателей свойств личности и их интерпретацию проводили по методике цветового выбора Макса Люшера [7, 8]. В обследованиях участвовали как сильнейшие представительницы акробатических пар страны, так и пары, не достигшие желаемых результатов (МСМК, МС). Показатель психоэмоционального тонуса определяли по методике К. Шипоша (КВБ). На основе частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления вычисляли индекс Кердо (ВИ), отражающий доминанту влияния отделов вегетативной нервной системы. Все данные получены непосредственно

до и после тренировок и соревнований. Одновременно спортсменки по 10-балльной шкале давали субъективную оценку своего состояния («настроения»), а также характеристику степени удовлетворенности от проведенной тренировки или участия в соревнованиях. Из бесед с личными тренерами, а также с тренерами, наблюдающими за выступлениями спортсменок, была получена информация о стиле взаимоотношений партнерш и суждение о потенциальных возможностях их дальнейшего роста, экспертное обоснование причин удач или, напротив, срывов во время выступлений и конфликтов в процессе тренировок.

Полученные результаты и их обсуждение

Исследованиями выявлена связь амплуа спортсменок с их личностно-психологическими особенностями. Независимо от возраста и уровня спортивного мастерства спортсменки амплуа «нижняя» отличаются меньшими сдвигами показателей вегетативного тонуса, большей уравновешенностью и интроверсией (см. таблицу). У спортсменок высокой квалификации на пике спортивной формы амплитуда сдвигов меньше, но выявлена тенденция к реакциям ипохондрического типа. Спортсменки амплуа «верхняя» отличаются большими возбудимостью и сдвигами показателей эмоциональной и физиологической реакций, тенденциями к эгоцентризму и экстраверсии. У самых юных спортсменок с малым стажем занятий независимо от амплуа тренировочные занятия и выступления на соревнованиях проходят на фоне выраженного возбуждения. Предельная величина балла самооценки настроения по окончании тренировок и соревнований свидетельствует о восторженном настроении, отражающем состояние эйфории. Однако сдвиги показателей вегетативного тонуса и цветовыбора свидетельствуют о том, что в дальнейшем у них происходит снижение тонуса возбуждения вплоть до проявления признаков депрессивного характера.

Вариативность сдвигов индекса Кердо (ВИ) по сравнению с показателями психоэмоционального тонуса укаТаблица

Средние значения показателей вегетативного баланса и самооценки настроения у спортсменок разных амплуа и возрастных групп

Возрастная категория Амплуа КВБ, у.е. ВИ, у.е. Оценка настроения, баллы

тренировка соревнование тренировка соревнование тренировка соревнование

до после до после до после до после до после до после

Женщины Н 1,05 1,06 1,13 1,09 2,48 15,31 -2,22 19,32 6,52 6,75 6,52 5,83

В 1,16 1,11 1,19 1,14 18,10 24,28 18,09 27,64 7,05 6,96 6,59 6,07

Девушки Н 1,00 0,95 1,13 1,10 11,19 18,12 12,94 25,01 7,580 7,18 6,77 7,42

В 1,41 1,31 1,48 1,42 23,59 24,60 25,52 32,72 8,40 8,64 6,69 8,65

Девочки Н 1,42 1,29 1,31 0,86 18,91 25,48 25,10 24,29 8,62 7,87 8,43 9,14

В 1,41 1,45 1,22 1,04 36,36 36,15 40,43 36,24 8,98 9,00 9,88 10,00

Обозначения: Н - «нижняя», В - «верхняя».

зывает на выраженное преобладание влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), причем повышенный тонус состояния сердечно-сосудистой системы характерен для всех возрастных групп. Лишь у опытных и взрослых спортсменок нижней позиции (МСМК, МС) до начала соревнований наблюдаем небольшой сдвиг в сторону влияния парасимпатического отдела нервной системы. У акробаток моложе 13-14 лет наблюдается неадекватно высокая реакция структур симпатического отдела ВНС еще до начала тренировок и соревнований. Отметим также, что коэффициент корреляции между величинами КВБ и ВИ достоверен лишь у спортсменок младшей возрастной группы.

Изучение характера цветовыбора показывает, что достигшие высоких спортивных результатов пары в целом отличаются доброжелательностью, лучшим взаимопониманием и взаимодействием. Однако возрастные различия, особенности свойств личности (включая профессионально значимые) наиболее остро проявляются в период напряженной подготовки к наиболее важным и ответственным соревнованиям, особенно с наличием сильной конкуренции. Причем вспышки взаимного раздражения и конфликты во многом являются сигналом накопившейся усталости и напряжения, своеобразной

разрядкой для одной из партнерш (чаще ситуацию провоцирует «нижняя»). Даже среди успешных пар высокой квалификации с небольшим стажем совместного взаимодействия в этот период возможны отчуждение и недостаток взаимопонимания, требующие проведения специальной и регулярной работы по этике взаимоотношений и культуре общения с целью улучшения микроклимата в паре и предупреждения возможных конфликтов.

Срез данных по тесту М. Люшера свидетельствует о том, что выбор совсем юной спортсменки в пару к опытной и более взрослой спортсменке вызывает у нее повышенную психологическую напряженность и избыточное чувство ответственности, которые при не самом удачном выступлении проявляется чувством вины. К концу года у юных спортсменок наблюдаются явные признаки физической усталости и психического утомления. У опытных же спортсменок нижней позиции заметен сдвиг в сторону реакций ипохондрического типа и скрытого раздражения. Установка юных спортсменок на максимально высокий результат выступления на соревнованиях в случае неудачи нередко вызывает у них неадекватную эмоциональную реакцию. Отсутствие навыков психологической готовности к острой конкурентной борьбе на всем протяжении соревнований выявляется неспособностью

к игнорированию сбивающих факторов, в том числе и у самых опытных пар. Полученные данные выявили отсутствие должных бойцовских качеств и неспособности настраиваться на победу у ведущей пары.

Заключение

Исследования показали, что в сложившейся системе подготовки женских акробатических пар имеют место определенные звенья, мешающие полноценному освоению основ спортивного мастерства и его совершенствованию. Так, в силу необходимости освоения программ более высокого уровня квалификации происходит вынужденное форсирование подготовки спортсменок младшего возраста практически без прохождения полностью этапа начальной подготовки. При этом спортсменки нижней позиции, временно оставшиеся без верхней партнерши, вынуждены на протяжении одного и более лет готовить с новой партнершей программу спортивных выступлений, уступающую по сложности достигнутого ими уровня спортивного мастерства. Устойчивая регистрация признаков психической усталости и срывы в поведении «нижней» можно объяснить спецификой ее ролевой деятельности и более продолжительными сроками спортивных выступлений, объективно создавая условия для непростого взаимодействия пары.

Разная специфика свойств личности партнерш соответственно требованиям амплуа и возрасту диктует необходимость учета их индивидуальных особенностей и избирательную направленность педагогических воздействий. Отсутствие практики по снятию психической напряженности у спортсменок, особенно в предсорев-новательный период и накануне ответственных соревнований, приводит в этот период к нередким вспышкам взаимного раздражения и конфликтам даже среди уже сложившихся пар, способствуя их нередкому распаду и даже уходу из спорта.

Выводы

1. Сложившаяся практика комплектования спортивных пар в женской акробатике требует целенаправленной работы тренера по воспитанию у спортсменок позитивных и доверительных межличностных отношений, взаимопомощи и сотрудничества, включая применение самим тренером позитивного стиля взаимоотношений со спортсменками. Педагогические воздействия тренера, повышающие культуру взаимоотношений, формирующие нормы и правила общения, взаимодействия в паре и внутри спортивного коллектива в целом, должны стать неотъемлемой частью подготовки спортсменок на всех этапах становления спортивного мастерства.
2. Регулярная диагностика свойств личности, психоэмоционального состояния и динамики их изменчивости позволяет использовать полученную информацию для обсуждения выявленных особенностей совместно со спортсменками, способствуя установлению доверительных отношений внутри пары, созданию благоприятных условий для лучшей ее срабатываемости и продуктивного взаимодействия. Тем самым появляется возможность заблаговременно выявить причины и тенденцию к возникновению противоречий и развития нежелательной ситуации.
3. Устойчивость повышенного эмоционального напряжения у спортсменок на фоне возникающей потребности в покое и отдыхе позволяет говорить о необходимости внедрения приемов и методов, направленных на повышение устойчивости к напряженным тренировкам и соревнованиям путем освоения тренером и спортсменками методов регуляции и саморегуляции состояний, а также приемов релаксации. Включение в программу упражнений на освоение навыков саморегуляции способствует обучению спортсменок управлению своим психоэмоциональным состоянием, а также поведением, что исключительно важно при подготовке к соревнованиям. Причем освоение и применение этих методов и приемов необходимы в практике учебно-тренировочного процесса как для высококвалифицированных спортсменок, так и для спортсменок, которые только начинают свою спортивную карьеру, т.е. в группах начальной подготовки.

Литература

1. Болобан В.Н. Спортивная акробатика. - Киев: Головное издательское объединение «Вща школа», 1988.
2. Свидлер Т.А., Тимакова Т.С. Особенности становления спортивного мастерства в парной женской акробатике // Сб. мат. Научн.-практ. конф. «Использование информационных технологий для повышения эффективности учебно-методической и научно-практической работы в училищах олимпийского резерва» (г. Брянск, 15-17 мая 2008 г.). - Брянск: «Курсив», 2008.
3. Положение о всероссийских соревнованиях по спортивной акробатике на 2006 год.
4. Аракчеев В.И. Психологическая подготовка акробатов высокой квалификации: методические рекомендации. - М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР; Управление

научно-исследовательской работы и учебных заведений; Управление гимнастикой), 1983.

5. Ратушина Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров: автореф. дис. СибГАФК; СПбГАФК. - Омск, 1998.
6. Бабушкин и Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности: монография. - Омск: СибГАФК, 2001.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практическое пособие. - Минск: Харвест, 2004. - 448 с.
8. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практическое руководство. - СПб.: «Речь», 2001.
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА ПСИХОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты