Спросить
Войти
Категория: Психология

Особенности механизма мотивационного процесса в спорте

Автор: Яковлев Борис Петрович

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СПОРТЕ

Б.П. ЯКОВЛЕВ, ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу основных структурно-функциональных элементов мотивационного процесса в спортивной деятельности. Особое место в статье отводится взаимосвязи мотива и компетентности, побуждающих и регулирующих активность человека в условиях напряженной деятельности, а также формирующих готовность к выполнению эффективных действий.

В работе представлены критерии и уровни мотивационной компетентности. Мотивационная компетентность, понимается как готовность спортсмена действовать в определенном направлении, прикладывая достаточные усилия в течение необходимого времени, и использовать различные особенности, условия, функциональные компоненты и возможности спортсмена под воздействием всей совокупности внутренних и внешних факторов. Специалисту, тренеру-педагогу, практическому психологу предложены рекомендации по поэтапному управлению механизмом мотивационного процесса эффективной деятельности.

Abstract

Article is devoted the theoretical analysis of the basic structurally functional elements of motivational process in sports activity. The special place in article is taken away interrelations of motive and the competence inducing and regulating activity of the person in the conditions of intense activity, and also, forming readiness for performance of effective actions. In work criteria and levels of motivational competence are presented. Motivational competence is understood how readiness of the sportsman to operate in a certain direction, putting sufficient efforts during necessary time, and to use various features, conditions, functional components and possibilities of the sportsman under the influence of all set of internal and external factors. Recommendations about stage-by-stage management of the mechanism of motivational process of effective activity are offered the expert, the trainer-teacher, the practical psychologist.

Активность человека во многом зависит от потребностей, мотивов и ценностей [1, 2]. Они включаются во все другие формы психического отражения в качестве детерминирующего фактора, активизирующего деятельность человека. Именно они могут стать для специалистов в спорте ключом к управлению эффективной деятельностью.

Наличие исчерпывающей, объективной и своевременной информации об особенностях причин, которыми объясняется эффективная деятельность спортсмена, его действия, поступки, предусматривает содержательный анализ тех психологических закономерностей, механизмов, взаимосвязей, какими они определяются.

Из анализа литературных источников: проблема спортивной мотивации относится к разряду сложнейших и недостаточно изученных проблем современной спортивной психологии. Существует ряд плодотворных представлений, исследований о роли, особенностях, функциях спортивной мотивации, и они могут успешно использоваться при психологической подготовке спортсмена [3].

На формирование спортивной мотивации к эффективной деятельности накладывают отпечаток достаточно много факторов внешних и внутренних условий спортивной подготовки.

Немаловажными факторами для специалистов и практиков спорта, работающих с мотивацией спортсмена, являются представление и интерпретация основных структурно-функциональных элементов и их взаимосвязи в мотивационном процессе. Цель выяснения такой взаимосвязи - управление эффективной деятельностью.

Распространенная сегодня схема: потребность -ориентировочно-поисковая активность - цель - мотив ограничивает структуру и сущность спортивной мотивации и направлена в основном не на управление мотивацией, а на формирование мотива.

В мотивационном процессе человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность деятельности, а регуляция отвечает за то, как она реализуется от начала и до конца в конкретной ситуации. Вышеприведенная схема реализуется в основном с побудительной стороны.

Мы считаем, что в механизме мотивационного процесса структурно и функционально обоснованными элементами являются:

потребность - ориентировочно-поисковая активность - цель - мотив - компетентность / готовность (ШШ)

действия - контроль действия - ожидаемый и полученный результат - обратная связь - новый цикл.

Причем все элементы механизма мотивации должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы потребность в высокоэффективной деятельности превалировала над остальными потребностями индивида, формировалась на основе совпадения личностно значимого мотива и компетентности. Мотивационный процесс имеет циклический характер. С ростом мастерства, квалификации, уровня профессионализма изменяются потребности, цели, условия, компетенции, преобразуется и формируется новый мотивационный цикл [4].

Для выполнения любой деятельности нужна потребность в ней. Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую ориентировочно-поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Все эти способы имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы действий, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо, напряженности. Человек стремится снизить напряженность, выражающуюся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной). Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Спортсмен постоянно принимает решения о том, как он будет достигать свои цели - высокоэффективной деятельности. Например, тренироваться, увеличивая тренировочную нагрузку, работая над техникой двигательных умений, навыков или тактическим мышлением; он может сделать выбор между тем, чтобы работать индивидуально или с товарищами, тренером. Он может выбирать разные варианты: работать особенно усердно перед поставленной программой занятий, циклов или предложить собственную программу подготовки, т.е. работать в «субъект-субъектном тандеме».

Спортсмены, как и все люди, в процессе деятельности стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Таким образом, потребность - это необходимое условие высокоэффективной деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Потребность должна «найти» предмет, на котором она опредметится (который способен ее удовлетворить). Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах,

которые способны удовлетворить эту потребность (потребность в достижении может опредметиться, например, в результативности спортивной деятельности). В процессе своего развития эта потребность может опредметиться и в спортивной квалификации, и в денежном эквиваленте. Исследования показали, что спортсмены не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии в условиях тренировок, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Задача тренера заключается в обеспечении для спортсменов возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе тренировок в обмен на их энергию и отдачу всех своих сил.

Развитие потребности идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить. Следовательно, изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются. Опредмеченная потребность является мотивом деятельности.

Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь. Цели бывают ближайшие, промежуточные и перспективные. Цели также различаются побудительной силой и осознанностью в их достижении.

Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека.

Например, цель выиграть отборочные соревнования, чтобы поехать на международные престижные соревнования, может побуждаться такими мотивами, как материальный и социальный интересы, стремление контакта с другими зарубежными соперниками и т.п.

Каждого спортсмена побуждает к достижению эффективных действий свойственный только ему комплекс мотиваторов. Принято считать мотиватором тот фактор, удовлетворение которого влияет на эффективность деятельности, так как есть и другие мотивационные факторы, удовлетворение которых на эффективность деятельности не оказывает влияние.

Таким образом, мотивация не исчерпывается одним мотивом, обычно она характеризуется полимотивированностью. Мотивация — это всегда комплексное качество. В современной спортивной психологии принято определять не менее трех-четырех основных мотивирующих факторов, которые образуют мотивационное ядро и где мотивы тесно связаны между собой. И тренировочное воздействие на один мотив без учета другого может оказаться пустой тратой сил. Нужно отметить, что мотивы, движущие человеком, всегда индивидуальны. Для изучения мотивационной сферы спортсмена важно знать его мотивационный профиль. Итоги психодиагностического исследования мотивационной сферы формализуются в виде мотивационных профилей, вначале индивидуальных, а затем, например, для командных видов спорта -групповых.

Чтобы достичь цели, спортсмен должен упорно и всесторонне тренироваться, т.е. совершенствоваться не только через действия, требующие известных физических усилий, но и интеллектуальных, волевых, эмоциональных. И он должен быть компетентен в своих действиях в определенных условиях и ситуациях. Такое совпадение достигается только у субъекта деятельности, где отношения мотива и компетентности являются основными в мотивационном механизме.

Поэтому в схеме представлена роль одного из ведущих звеньев - компетентности, которая сама по себе выступает как мотивация, направленная на готовность к осуществлению эффективных действий и их дальнейшему совершенствованию. Эти действия характеризуют готовность к конкретным условиям деятельности и порождают ожидаемый результат спортивной деятельности. Он может быть положительным (или отрицательным), но в любом случае он умножает умения и способности спортсмена, дает ему возможность накопить опыт и адаптироваться к соревновательным нагрузкам и окружающим внешним условиям.

Что манипулирует выбором способов выполнения тех или иных эффективных действий? Ведь действие оказывается мотивированным в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением субъекта или даже когда вообще трудно себе представить какое-либо намерение. Должно существовать нечто, что позволяет производить выбор между различными вариантами действия, инициирует действие, контролирует, направляет, регулирует и доводит его до завершения, переводя в операцию. После чего начинается новая последовательность действий, в которой снова можно усмотреть уже другую целенаправленность. Это нечто называется просто мотивационной компетентностью -понятие, используемое прежде всего для объяснения готовности последовательно совершать действия, направленные на определенную цель, которая в зависимости от наличных обстоятельств и условий может достигаться весьма разными путями.

К критериям сформированности мотивационной компетентности (готовности) мы относим проактивность, автономность, ориентированность. Под проактивностью понимаются: энергичность, склонность к риску, положительный настрой, собственная активность в получении информации, независимость, способность осуществлять свой выбор под влиянием условий тренировочной или соревновательной деятельности; под ориентированностью: общая ориентация на успех, постоянное обновление и совершенствование физического, творчески-интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов, стремление к оптимальной сбалансированности данных потенциалов, направленность на цель, избирательные планы на будущее; под автономностью: рефлексия себя и окружающего мира, переход от внешней детерминации своего поведения на самодетерминацию, однородность спортивных предпочтений в течение длительного времени, принятие на себя ответственности. К факторам, которые осуществляют

позитивное влияние на внутреннюю мотивацию спортсменов, следует отнести ситуации свободного выбора. Свободный выбор тренировочных упражнений, который предоставляется спортсмену и осуществляется самим спортсменом без указки тренера или контроля со стороны, дает ему возможность почувствовать автономность и самодетерминацию к развитию эффективных действий. А перцепция спортсменом постоянной регламентации и контроля со стороны других значительно ослабляет внутренюю мотивацию. Естественно, что при таких условиях он начинает воспринимать свою деятельность как вынужденную, обусловленную внешне (т.е. внешне мотивированную).

Конечно, спортивная подготовка может осуществляться (особенно на начальных этапах спортивной карьеры) довольно успешно и под влиянием внешних факторов. Однако как только внешний контроль слабеет, прекращается и сама деятельность спортсмена.

Мотивационная компетентность особенно заметна в случае, когда непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается другая, более эффективная стратегия - путем обратной связи, коррекции действий. Таким образом, совершенно различные способы эффективных действий формируют компетентность спортсмена, которую можно обнаружить в уровне готовности спортсмена к соревновательной деятельности.

К дифференциации уровня готовности мы положили принцип проактивного, автономного и ориентированного процесса к выполнению деятельности в напряженных условиях. Чем выше уровень готовности (мы выделяем их три - селективный, квазистационарный, интегративно-синергетический), тем более эффективно идет выполнение деятельности. Так, селективный уровень характеризуется неготовностью активно, ориентированно, автономно адаптироваться к выполнению деятельности в напряженных условиях. Если действия спортсмена постоянно контролируются спортсменом, тренером, товарищами по команде или соперником на акцентированный приём в ходе соревнований, это говорит о неполной готовности (не высоком уровне) к эффективным действиям.

Квазистационарный уровень характеризуется частичной или удовлетворительной готовностью, но успешность действий здесь еще определяется внешними условиями, привычностью ситуаций, т.е. неполной готовностью активно, ориентированно и автономно регулировать и контролировать собственные действия и в целом эффективную деятельность. Интегративно-синергетический уровень: личность, находящая на данном уровне, легко адаптируется к новым условиям жизни и деятельности, достаточно оперативна и адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своей деятельности, осмысленно связывает противоречие в действиях, закономерно находит индивидуальные способы выполнения эффективных действий в определенных ситуациях, способна наращивать сильные и компенсировать слабые стороны, позитивный дух победителя.

Ощущение спортсменами собственной компетентности - это существенный признак и фактор повышения готовности и развития силы внутренней мотивации.

Таким образом, тренировочные ситуации, которые предоставляют спортсменам автономию, уверенность в себе, поддерживают их проактивность и ориентированность, усиливают внутреннюю мотивацию. А ситуации и условия, которые контролируют их, подчеркивают их неготовность к самостоятельной деятельности, не предоставляют объективной и адекватной информации относительно правильности и эффективности собственных способов выполнения эффективных действий, ослабляют внутреннюю мотивацию.

Изучение мотивации позволяет объяснить не только выбор между различными возможными действиями, но и между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивационной компетентности на наблюдаемую деятельность и ее результаты. Конечно, мотивацией все особенности, структурные компоненты, функциональные возможности объяснить невозможно. Основная стратегия исследования управления мотивационном процессом зависит, как и в каком направлении будут использованы различные взаимосвязи, механизмы, структурно-функциональные компоненты и возможности спортсмена в различных условиях спортивной подготовки.

Таким образом, мотивация - это психологический процесс, в котором сочетаются два качественных значения:

- мотив, который причинно обусловливает конкретность, опредмеченность, целенаправленность действий;

- компетентность как готовность индивида действовать в определенном направлении, прикладывая достаточные усилия в течение необходимого времени, и использовать различные взаимосвязи, условия, функциональные компоненты и возможности спортсмена под воздействием всей совокупности внутренних и внешних факторов, формирующих его проактивность, ориентированность, автономность.

Специалисту, тренеру-педагогу, практическому психологу, желающему воздействовать на уровень мотивационной компетентности спортсменов, можно рекомендовать руководствоваться поэтапностью мотивирования к эффективной деятельности на основе:

- оценки потребностей, определяющих их инициацию к деятельности, отношение к планируемым ближайшим целям и поставленным задачам;

- определения мотиваторов, которые образуют мотивационное ядро и в целом влияют на механизм мотивационного процесса спортсменов, составление индивидуального или группового мотивационного профиля;

- определения целей (направлений) действия; определяется, что именно и какими средствами нужно и можно удовлетворить, в какой мере добиться того, что необходимо, и то, что можно реально получить;

- выявления уровня готовности к напряженной деятельности, степень проактивности, ориентированности и автономности в достижении конечных результатов;

- реализации действия; процесс деятельности оказывает влияние на мотивацию, на этом этапе может происходить корректировка целей;

- воздействия на мотивацию с учетом индивидуальнопсихологических особенностей спортсмена или особенностей групповых процессов (совместимости, сплоченности, конфликтов, лидерства, оптимизации формальных и неформальных отношений);

- оценки эффективности выбранных мер воздействия и их корректировки с учетом обратной связи ожидаемых и полученных результатов на определенном этапе подготовки - насколько выполнение действий обеспечило ожидаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение уровня мотивации к действию, получение вознаграждения за реализацию эффективных действий и достижения конкретных результатов;

- смены предмета потребности. Спортсмен или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по удовлетворению предмета потребности.

Выявление функциональных элементов механизма мотивационного процесса поможет использовать нужные рычаги к включению пускового механизма мотива, в каком направлении, какими способами управлять действиями; как реализовать свой потенциал и потенциал совместной деятельности с целью достижения максимально высоких результатов.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
2. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Ци-кунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.
3. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 380 с.
4. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 201 с.
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС sports activity motivation process activity efficiency aim
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты