Спросить
Войти
Категория: Психология

Функции профессиональной физической культуры и их характеристика

Автор: Коровин С.С.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

С.С. КОРОВИН, Оренбургский государственный педагогический университет; В.А. КАБАЧКОВ, ВНИИФК

Аннотация

В статье представлена систематизация функций профессиональной физической культуры (общепрофессиональных, специально профессиональных и внутренних), которые отражают единство и комплексность функционального потенциала ценностей профессиональной физической культуры в становлении телесно-душевно-духовных потенций личности профессионала; учащейся молодежи на всех этапах профессионального образования.

Abstract

The article in devoted to a systematization of functions for professional physical culture (common professional, professional proper and immanent professional functions), which represent the unity and complex in the formation of physical and spiritual potentials for the students at all levels of education.

Система высшего и среднего профессионального образования во все времена была, есть и будет одной из приоритетных сфер научного познания и развития в силу высокой социальной потребности в конечном ее «продукте» - высококвалифицированных специалистах для различных сфер социальной практики, аккумулирующих не только качества и свойства готовности к исполнению чисто профессиональных функций, но и лучшие культурологические характеристики, отражающие готовность к полномасштабной и полноценной общесоциальной деятельности.

Вполне очевидно, что на фоне таких требований к личности профессионала внимание научной, социальной и педагогической теории и практики в этом отношении обращено к обоснованию роли и места ценностей физической культуры в комплексном и всестороннем преобразовании индивида на пути его восхождения к личности, подготовленной к трудовой (профессиональной) деятельности, что, в свою очередь, обусловило одно из основных противоречий в современной теории и методике физической культуры между потребностью социума в личности профессионала как субъекте общей и профессиональной культуры и теоретико-методологической необоснованностью направленного использования для этого всего адаптированного (специфического) ценностного потенциала физической культуры, отраженного в концептуальных основаниях профессиональной физической культуры (ПФК) (С.С. Коровин, 1997; С.С. Коровин, В.А. Кабачков, 1998) (ранее - профессионально-прикладной физической подготовки, и далее - профессиональноприкладной физической культуры (Р.Т. Раевский, 1985; В.И. Ильинич, 1978; В.А. Кабачков, 1996; В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1982, 1991; Л.П. Матвеев, 1983, 2004 и мн. др.)).

Тем не менее до настоящего времени по-прежнему открытым остается вопрос обоснования функций ПФК как отражения объективно присущих ей свойств в преобразовании личности, систематизация которых может быть представлена тремя группами.

Общепрофессиональные функции характеризуют ПФК как вид физической и социальной культуры; отражают функциональные связи ПФК с культурой физической и иными видами (базовыми) культуры социума; с реализацией обеспечивают удовлетворение социальных и личностных потребностей в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала.

Нравственная функция отражает функциональный потенциал ПФК в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся, главным образом, в освоенности совокупности норм, правил и обычаев, которые сложились в социуме в отношении повседневной, физкультурно-спортивной и трудовой практики и отражают трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, волю, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброту, порядочность.

Эстетическая функция ПФК проявляется в формировании эстетической культуры личности, проявляющейся в отношении к своему телесно-духовному состоянию, двигательной - личностной прикладной готовности к деятельности, поведению и социальным отношениям с «позиций красоты».

С реализацией трудовой функции достигается становление сущностных характеристик личности профессионала как отражение позитивных личностных и (отчасти) двигательных свойств, качеств и функций: сформированность ценностного отношения к труду, добросовестность к исполнению функциональных обязанностей, профессиональная активность и ответственность,

«терпеливость» и настойчивость, готовность и потребность к профессиональному совершенствованию.

В процессе реализации интеллектуальной функции ПФК вновь развивается и совершенствуется совокупность психических процессов, обеспечивающих полноценное сопровождение повседневной прикладной физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. При этом именно в ходе ПФК формируются специфические проявления профессионально значимых психических процессов и их специфических аспектов.

Гражданская функция проявляется в сформирован-ности полноценного патриота общества, в котором проявляются готовность к сохранению и укреплению мира (сколь в широком, столь и узком - производственном смысле); состояние «гаранта» безопасности, свободы, соблюдения прав человека в повседневной и производственной сферах; субъектность национального самосознания и социальной справедливости в общесоциальном и профессиональном масштабах.

Образовательная функция отражает направленность ПФК на освоение специфического опыта в отношении ПФК как социального явления и всего ценностного ее потенциала для обеспечения успешности практически всех видов человеческой деятельности. Столь специфическая образованность восполняет общую и профессиональную культуру личности в освоении системы профес-сиографических и спортографических знаний и умений осуществлять коррекцию двигательных и личностных состояний в соответствии с реализуемой профессиональной практикой.

Коммуникативная функция отражает значение ПФК в совместной физкультурно-спортивной деятельности, ее возможности в удовлетворении личностных потребностей в общении; установлении и поддержании межличностных отношений, обеспечивающих, в свою очередь, качество производственных (профессиональных) взаимоотношений и деятельности, проявляющихся в способности понять и принять мнение другого; дружеских, честных и открытых суждениях; лучшем познании профессионального сотворчества.

С реализацией профессионально-социализирующей функции ПФК обеспечивается становление характерных свойств, качеств и функций, которые «заданы» социально-профессиональным статусом и востребованы социумом; формируется способность человека изменять свои ценностные ориентации (в соответствии с требованиями коллектива и производства); находить баланс между личностными потребностями и требованиями социальной роли; ориентироваться на общечеловеческие ценности, проявляющиеся в профессиональной деятельности; исполнять (мобильно «перестраиваясь») различные социальные и профессиональные роли.

Завершая представление общепрофессиональных функций ПФК, отметим, что они в большей мере отражают ценности культуры общесоциальной, в то время как специально профессиональные - в значительной

мере - ценности и ценностный потенциал, относящиеся именно к ПФК и составляющим ее компонентам.

Обучающая функция сопряжена с двигательными ценностями ПФК и обеспечивает становление прикладных двигательных умений и навыков профессиональной деятельности; означенная функция «ответственна» также за становление системы знаний в сфере ПФК, личностно значимых для физкультурного самосовершенствования; способствует формированию в ходе физкультурноспортивной деятельности основных характеристик социально корректного поведения.

Функция воспитательная способствует комплексному и всестороннему становлению системы жизнеобеспечивающих (как общее направление) и профессионально важных двигательных качеств (физических способностей) (как специализированное направление); созданию «двигательной» базы для освоения прикладных двигательных умений и навыков.

Развивающая функция отражает потенциал ПФК в становлении и поддержании оптимального морфофункционального статуса; целенаправленном развитии прикладных психических процессов. В рамках развивающей функции речь идет также и о духовном развитии как высшем проявлении свободной воли, добра и совести в повседневной, физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.

Рекреационная функция ПФК выражает степень ее использования в обеспечении качества «двигательного» (активного) отдыха и развлечения; переключения с одного (профессионального) вида деятельности на другие; оптимизации профессионально «угнетенных» психоэмоциональных качеств и свойств; коррекции физического развития и физической подготовленности; восстановлению профессионально значимых функциональных качеств и свойств, адаптационных возможностей.

Своеобразным «продолжением» рекреационной функции является реабилитационная, суть которой - восстановление жизнеобеспечивающих и профессионально важных двигательных и личностных свойств, качеств и функций, находящихся на грани «норма - патология». «Разворачивается» же эта функция в отношении личностных и двигательных состояний: физический и психический компоненты здоровья; лечение (восстановление и компенсация) производственных травм и последствий операционных вмешательств.

Спортивная функция проявляется в обозначении ПФК как фактора спортивно-прикладной подготовки к соревновательной деятельности и демонстрации максимальных спортивных результатов в профессионально-прикладных видах спорта; накопления, «переработки» и творческой трансляции социального опыта в сфере спорта в связи с изучением резервов человека в столь экстремальной деятельности; во взаимосвязи спорта с иными отраслями познания человека.

Нормативная функция регламентирует процесс освоения ПФК и заключается в разработанности:

нормативов учебной и физкультурно-спортивной деятельности; обоснования оценочных критериев и диагностического обеспечения сущностных характеристик сформированности профессиональной физической культуры личности и сформированности компонентов базовой культуры личности.

Информационная (ценностная) функция отражает роль ПФК в получении, накоплении и трансляции ценностей ПФК и производственной деятельности в социум. Речь идет об информировании человека о совокупности материальных, художественных и духовных ценностей ПФК и их роли в личностном и профессиональном становлении; обозначении взаимосвязи ПФК с иными отраслями знаний о человеке; изменении ментальности человека в отношении профилированной физкультурно-спортивной деятельности.

Обозначение и значимость профориентационной функции обусловлены потребностью в качественном выборе молодым поколением основного направления будущей профессиональной деятельности, ее зависимостью от психофизиологического и физического статуса человека. Значимыми видятся два направления реализации означенной функции - выявление (на основе профдиагно-стики, профотбора) соответствия двигательных потенций человека требованиям профессии и «подгонка» двигательного и психофизического состояния требованиям профессиональной деятельности (на основе профадап-тации и специальных воздействий в ходе профилированной физкультурно-спортивной деятельности).

Внутренние функции ПФК характерны в большей мере для каждого из структурных ее компонентов и отражают функциональный потенциал в преобразовании частных личностных и двигательных состояний, свойств, качеств и функций.

Для профилированного физического образования можно выделить функции: обще- и специально подготовительную, обеспечивающую создание сколь общей, столь и специальной (прикладной) двигательной готовности; личностно-развивающую, ответственную за становление (точнее - коррекцию) профессионально важных личностных свойств и качеств; профинформационную, позволяющую человеку ориентироваться в мире профессии, выявить степень соответствия личностного и двигательного статуса требованиям избранной профессии; профконсуль-тационную (отражает взаимосвязь с профинформацион-ной), обеспечивающую «рекомендательную» составляющую профориентации в целом; профдиагностическую, отражающую выявление и оценку степени соответствия двигательного и личностного статуса человека особенностям профессиональной деятельности; профотборную, с реализацией которой возможно суждение о готовности личности к исполнению профессиональных функций.

К числу наиболее значимых внутренних функций, характерных для профессионально-прикладного спорта, можно отнести: соревновательно-эталонную («задает» лучшие образы и нормы готовности к конкретной профессиональной деятельности); воспитательную (становление специфических компонентов двигательных качеств; свойств, качеств и функций, отражающих готовность к коллективным отношениям, взаимоотношениям); кондиционную (поддержание на личностно и профессионально востребуемом уровне состояний двигательной и личностной подготовленности); рекреационную (связана с удовлетворением потребности в эмоциональном насыщении); эмоционально-зрелищную (удовлетворение потребности в общении; ознакомление с образцами поведения, общения, совместной деятельности); коммуникативную (приобретение навыков коллективного и индивидуального общения).

Для профилированной физической рекреации могут быть выделены следующие функции: психоэмоциональная («разрядка» от психоэмоциональных напряжений профессиональной деятельности); гедонистическая (получение удовольствия от двигательной активности); профилактическая (предупреждение профзаболеваний, а также девиантного поведения); развлекательная (разнообразие видов деятельности и обеспечение на этом фоне активного отдыха).

Наиболее значимыми функциями профилированной физической реабилитации являются: психорегулирующая (коррекция и компенсация значительных психических отклонений); профадаптивная (восстановление до нормы двигательной и психической сфер человека в соответствии с требованиями профессии); лечебная (более медицинское воздействие в отношении лечения, частичного восстановления и компенсации утраченных профессионально важных качеств и функций); оздоровительная (коррекция выраженных нарушений в состоянии здоровья); компенсаторная (становление до «избыточного» уровня двигательных способностей, «заменяющих» утраченные); профдиагностическая (определение состояний двигательной готовности человека к «возвращению» в профессиональную деятельность).

В заключение следует отметить, что все вышеозначенные функции (всех трех групп) достаточно тесно взаимосвязаны; являются производными (в иерархическом аспекте); их перечень может быть расширен в связи с социальной и личностной потребностью.

Литература

1. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978. - 144 с.
2. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФКС, 1996. - 63 с.
3. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. -М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.
4. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.
5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 188 с.
6. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. - Оренбург: ОГПУ, 1998. - 259 с.
7. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФКС, 1997. - 49 с.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
9. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - СПб.: Лань; М.: Омега-Л, 2004. - 160 с.
11. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - Алматы: Мерей, 1996. - 308 с.
12. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1985. - 138 с.
13. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -206 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты