Спросить
Войти
Категория: Психология

Дифференцированный подход к оценке психической надежности лыжников-гонщиков разных специализаций

Автор: Головачев Александр Иванович

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

А.И. ГОЛОВАЧЕВ, Е.А. ГОРБУНОВА, А.С. БЕРЛЯЕВА,

ВНИИФК

Аннотация

В статье исследовалась психическая надежность лыжников-гонщиков, спринтеров (14 чел.) и стайеров (14 чел.), имеющих квалификацию от мастера спорта до заслуженного мастера спорта. Использовался сокращенный вариант методики Мильмана. Показано, что более половины спортсменов успешно выступает на ответственных соревнованиях в спокойном состоянии, практически не волнуясь (64,3% спринтеров и 57,1% стайеров) или при наличии повышенного возбуждения (35,7 и 42,9% соответственно). Стабильный уровень высоких результатов в течение важного периода сезона нехарактерен для 57,1% спринтеров и 64,3% стайеров. Большинство респондентов достигает лучшего результата при строгом сознательном контроле своих действий (64,3% спринтеров и 50,0% стайеров) или в состоянии между сознательным контролем и автоматическим выполнением движений (21,4 и 35,7% соответственно).

По мнению авторов, результаты свидетельствуют о необходимости проведения специализированной подготовки, способствующей улучшению психической саморегуляции.

Abstract

In article mental reliability of skiers-racers, sprinters (14 person) and stayers (14 person), having qualification from the master of sports up to the deserved master of sports was investigated. The reduced variant of technique MuxbMana was used. It is shown, that more than half of sportsmen successfully act at crucial competitions in a quiet condition, practically not worrying (64,3% of sprinters and 57,1% of stayers) or at presence of an overexcitement (35,7 and 42,9% accordingly).

The stable level of high results during the important period of a season is not characteristic for 57,1% of sprinters and 64,3% of stayers. The majority of respondents achieve the best result at the strict conscious control of the actions (64,3% of sprinters and 50,0% of stayers) or in a condition between the conscious control and automatic performance of movements (21,4 and 35,7% accordingly). In opinion of authors, results testify to necessity of carrying out of the specialized preparation promoting improvement of a mental self-regulation.

Введение

В спорте высших достижений все чаще возникает предположение о приоритете психологических факторов, повлиявших отрицательно или положительно на результаты выступления спортсменов в условиях ответственных соревнований, поскольку при равных физических и прочих возможностях и условиях побеждает самообладание - психическая надежность спортсмена. В связи с этим было решено обратиться к изучению данного вопроса на примере лыжников-гонщиков. Тем более, что психическая надежность включена в программу оценки психоэмоционального состояния спортсменов сборных команд России при проведении этапных комплексных обследований.

Цель: изучение психической надежности высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в различных видах лыжных гонок.

Методы и организация исследования

В рамках комплексного обследования спортсменов-лыжников в начале подготовительного этапа сезона

2010/2011 гг. использовался сокращенный вариант методики «Психическая надежность спортсмена». Автор В.Э. Мильман, 1976, модификация В.Л. Марищука, 2005. В анкетировании приняли участие 28 лыжников-гонщиков: 14 спринтеров, средний возраст 22,8 ± 2,4 года, квалификация: 6 МС, 4 МСМК, 4 ЗМС (тренер -Каминский Ю.М.) и 14 стайеров, средний возраст 22,9 ± 2,6 года, квалификация: 7 МС, 7 МСМК (тренер -Перевозчиков О.О.).

Описание методики, результаты и обсуждение

В соревновательном поведении спортсменов отчетливо проявляются специальные свойства личности (ССЛ), которые формируются и развиваются в ходе их тренировочной и соревновательной деятельности и представляют собой не общие свойства личности - личностные черты, а ситуативные качества, проявляющиеся в условиях повторяющихся, стабильных по внешним и внутренним параметрам. Специальные свойства (В.Э. Мильман, 1976, 1977, 1983) рассматриваются как внутренние средства,

которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее, чем личностные качества, связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений.

Автором выделены четыре основных качества, характеризующих специальные свойства личности: соревновательная эмоциональная устойчивость, спортивная саморегуляция, соревновательная мотивация, стабильность - помехоустойчивость. Разработанная бланковая методика психодиагностики направлена на выявление в количественном виде параметров специальных свойств личности, основана на концентрированном самонаблюдении и в значительной степени определяет психическую надежность спортсменов. Респондентам предлагалось ответить на 22 вопроса, каждый из которых имеет 3 варианта ответа. Количественные оценки каждого варианта подобраны в соответствии с симптоматическим значением, исчисляются в баллах: вариант ответа со знаком «0» соответствует среднему уровню психической надежности, оценка со знаком «+» характеризует положительный полюс, оценка со знаком «-» характеризует отрицательный полюс и указывает на снижение уровня надежности по данному компоненту. В связи с этим можно предположить, что варианты ответов со знаком «+» могут расцениваться как модельные показатели специальных свойств

В данной группе спортсменов более половины успешно выступает на ответственных соревнованиях в спокойном состоянии, практически не волнуясь (64,3% спринтеров и 57,1% стайеров) или при наличии повышенного возбуждения (35,7 и 42,9% соответственно). Успешность выступления в состоянии сильного возбуждения спортсмены не отметили; тем не менее автор методики и автор модификации положительно оценивают этот вариант ответа, разделяя понятия «сильное возбуждение» - положительно, и «сильное волнение» - отрицательно. Иногда возникающее сильное волнение отметили 78,6% спринтеров и 71,4% стайеров; как правило, сильно волнуются еще 21,4% стайеров, среди спринтеров таких нет. Однако сильное волнение мешает выступать наилучшим образом равной доле спортсменов каждой

личности. Далее в таблицах указаны в процентном соотношении доля спортсменов (%), отметивших вариант ответа с положительной оценкой, и ранг, определяемый количеством респондентов, выбравших данный вариант ответа. В тексте описано распределение ответов по каждому компоненту психической надежности.

Соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ) определяется автором как наиболее важное специальное свойство спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Основной параметр этого свойства - характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления. Положительный полюс - это относительно ровный эмоциональный фон выступления, внешние события оцениваются рационально, эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий, оптимально регулируют энергетический потенциал в предстартовой ситуации и в ходе выступления. Отрицательный полюс - большие перепады в эмоциональном фоне выступления, внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции, эмоции могут управлять спортивными действиями в противоречии с трезвым расчетом. Возможна нерациональная трата энергии, в том числе «нервной», что может приводить к преждевременному утомлению, «перегоранию».

группы - по 28,6% соответственно; иногда оно мешает еще 50,0% спринтеров и только 7,1% стайеров. Начинают испытывать волнение за несколько дней до соревнования 14,3 и 15,4% спортсменов обеих групп, накануне соревнований - 57,1% спринтеров и 30,8% стайеров, но менее затратным является изменение эмоционального фона непосредственно перед выступлением - 28,6% спринтеров и 53,9% стайеров. Серьезные необъяснимые ошибки во время ответственного выступления, влияющие на результат, бывают часто или иногда у 78,6% спринтеров и 50% стайеров. Чувство, что «дело сделано, скорее бы все заканчивалось», возникающее даже при удачном течении спортивной борьбы, испытывают обычно или иногда 64,3% спринтеров и 50,0% дистанционщиков, что может указывать на чрезмерную усталость данных спортсменов

Таблица 1

Частота выбора модельного показателя «соревновательная эмоциональная устойчивость», %

Модельный показатель СЭУ Группа спринта Группа дистанции

% ранг % ранг

Ответственное выступление успешнее в состоянии сильного возбуждения - III - III

Сильное волнение отсутствует 21,4 II 7,1 III

Волнение не мешает наилучшим образом выступить 21,4 III 64,3 I

Необъяснимых ошибок практически нет 21,4 II 50,0 I

Отсутствие чувства «скорее все бы заканчивалось» 35,7 II 50,0 I

Волнение непосредственно перед выступлением 28,6 II 53,8 I

после выступления. Таким образом, по всем параметрам соревновательной эмоциональной устойчивости группа стайеров в большей степени соответствует предлагаемым модельным показателям психической надежности.

Стабильность - помехоустойчивость (Ст - П) характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей

Стабильный уровень высоких результатов в течение важного периода сезона нехарактерен для 57,1% спринтеров и 64,3% стайеров. Вероятной причиной могут быть неожиданные помехи, сильно меняющие ход спортивной борьбы у 14,3% стайеров; иногда это происходит еще у 50,0% опрошенных и у 57,1% спринтеров, среди которых никто не отметил вариант «сильно сбивают». Иногда бывают колебания в технике у 64,3% спринтеров и 50,0% стайеров, нестабильность - у 7,1 и 14,3% соответственно. Таким образом, на отсутствие стабильности результатов у спринтеров оказывает большее влияние колебания техники, у стайеров - еще и неожиданные помехи.

Спортивная саморегуляция (СР) - это умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, влиять на него, в частности посредством словесных самоприказов. Саморегуляция проявляется способностью спортсмена произвольно регулировать

Большинство респондентов достигает лучшего результата при строгом сознательном контроле своих действий (64,3% спринтеров и 50,0% стайеров) или в состоянии между сознательным контролем и автоматическим выполнением движений (21,4 и 35,7% соответственно). Как правило, спортсмены корректируют свое эмоциональное

этого свойства является степень сформированности той системы действий, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации. Положительный полюс -это отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники; неожиданные раздражители существенно не влияют на выступление; уверенность в себе. Отрицательный полюс - наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники; неожиданные раздражители сбивают; недостаточная уверенность в себе.

Таблица 2

сдвиги в эмоциональной, двигательной и функциональной сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. При постоянном использовании специфических приемов развивается специальное свойство, которое в спортивной деятельности проявляется особенно отчетливо. Положительный полюс - это умение произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе выступления; умение произвольно планировать свои действия, четко следовать намеченному плану, хороший самоконтроль своих действий; умение при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться. Отрицательный полюс - недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями; неумение четко планировать свои действия, точно следовать намеченному плану, недостаточный самоконтроль своих действий; неумение отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

состояние в ходе соревнования: 57,1% спринтеров и 71,4% стайеров могут при необходимости заставить себя быстро успокоиться; при этом для спринтеров более характерны словесные приказы самому себе (64,3%, стайеры - 28,6%), а для стайеров - переключение с одного вида специальной предстартовой настройки на другой (50,0%, спринЧастота выбора модельного показателя «стабильность - помехоустойчивость», %

Модельный показатель Ст - П Группа спринта Группа дистанции

% ранг % ранг

Стабильность высоких результатов в течение важного периода сезона 42,9 II 35,7 II

Стабильная техника 28,6 II 35,7 II

Неожиданные помехи не сбивают 42,9 II 35,7 II

Таблица 3

Частота выбора модельного показателя «спортивная саморегуляция», %

Модельный показатель СР Группа спринта Группа дистанции

% ранг % ранг

Точность оценки эмоций во время соревнований 50,0 I 21,4 III

Лучший результат - при строгом сознательном контроле действий 64,3 I 50,0 I

Не думать о предстоящем ответственном выступлении 42,9 II 28,6 п-ш

Быстро переключиться с одного вида настройки на другой 28,6 II 50,0 I

Быстро успокоиться в ходе спортивной борьбы 57,1 I 71,4 I

Для этих целей использовать словесные приказы самому себе 64,3 I 28,6 п-ш

(шШ>

теры - 26,7%). Не ощущают необходимости в словесных приказах самому себе 35,7% спринтеров и 71,4% стайеров; не испытывают необходимости менять настройки 71,4% и 50,0% опрошенных спортсменов соответственно; не всегда считают нужным точно оценивать степень своего волнения 50,0 и 78,6% респондентов. В то же время трудно отключиться от мыслей о предстоящем выступлении для 57,1 и 71,4% спортсменов соответственно. Таким образом, респонденты находят индивидуальные, наработанные опытом и позволяющие добиться высокой квалификации приемы управления эмоциональным состоянием.

Способ регуляции спортсменами предстартового состояния проявляется в выборе варианта специальной настройки, и по характеру эмоциональных реакций этот способ может быть нейтральным (отсутствие настройки), стеническим (усиливающим активность) и астеническим (направленным на расслабление). В данном вопросе анкеты предлагалось выбрать 1-2 варианта ответа, поэтому сумма не составляет 100%. Все спринтеры используют те или иные способы саморегуляции перед выходом на старт. Среди стайеров таких 71,4% опрошенных, для них же более характерны астенические настройки: успокоиться, снять напряжение (14,3 спринтеров и 28,6% стайеров), думать о чем-нибудь приятном (14,3 и 21,4% соответственно), отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении (7,1 и 21,4%). Спринтеры чаще мысленно анализируют тактические и технические моменты предстоящего выступления (57,1 и 35,7% опрошенных спортсПолученные данные свидетельствуют о том, что нет таких спортсменов - членов мужской сборной команды по лыжным гонкам, которые не могли бы пожертвовать чем-либо ради достижения успехов в спорте: готовы отказаться от многих житейских удовольствий 78,6% спринтеров и 64,3% стайеров, перед остальными не возникало такой дилеммы. Специфика деятельности в рамках спорта высших достижений предполагает завоевание спортсменом призового места в условиях жесткой конкурентной борьбы, что требует полной отдачи сил. В исследовании прослеживается зависимость: чем больше спортсмен выкладывается на соревновании (85,7% спринтеров и 71,4% стайеров), тем сильнее его расстраивают неудачи (35,7 и 21,4% соответственно). В среднем 20% лыжников не всегда полностью выкладываются на важных соревнованиях. Если исключить факт

менов соответственно), на 2-м месте - используют разминку в качестве психологической настройки (по 35,7%, для стайеров этот вид занимает 1-2 место) и стараются активизироваться, поднять физический тонус (35,7%), среди стайеров таких нет. Далее - сосредоточиваются на предстоящем выступлении (28,6 и 7,1%), стараются вызвать спортивную злость (14,3 и 21,4%). Таким образом, способы саморегуляция соревновательного поведения в основном зависят от характера предстоящей деятельности.

Соревновательная мотивация (СМ) или мотивационно-энергетический компонент (МЭК) отражают состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. Успех в соревновании может зависеть от таких мотивационных проявлений, как общая интенсивность мотивов, соотношение мотиваций достижения успеха и избегания неудач, устойчивость основных потребностей и интересов, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача на тренировках и соревнованиях, в целом - это соревновательный дух спортсмена. Положительный полюс - это любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности; точная (возможно, завышенная) постановка целей и задач; выступление с отдачей, желанием, эмоциональным зарядом; сложные ситуации активизируют. Отрицательный полюс - заниженное осознание собственных целей и задач; вялое выступление, без эмоционального заряда, неполная отдача; снижение внимания в простых ситуациях.

достижения пика спортивной формы или предварительной тактической установки, то причиной может являться недостаточная подготовленность и невысокая оценка спортсменом своих шансов на успех среди конкретных соперников. В течение подготовительного периода 42,9% спринтеров и 21,4% стайеров не всегда охотно выполняют объемные и интенсивные нагрузки, не всегда заинтересованы выступать в «контрольных» стартах 50,0 и 61,5% спортсменов соответственно, для 90,2% опрошенных соревнование - это трудный экзамен, что, естественно, увеличивает, эмоциональную нагрузку и требует специальной подготовленности. Коррекционными факторами могли бы стать: со стороны спортсменов - усиление дисциплины, мотивации достижения самоэффективности; со стороны тренерского штаба - расширение разнообразия средств, методов и методик тренировочного процесса и восстановления.

Таблица 4

Частота выбора модельного показателя «мотивационно-энергетический компонент», %

Модельный показатель СР Группа спринта Группа дистанции

% ранг % ранг

Нравится выступать на «контрольных» стартах 50,0 I- II 38,5 II

Полная отдача на важных соревнованиях 85,7 I 71,4 I

Выполнение объемных, интенсивных нагрузок с желанием 57,1 I 78,6 I

Неудачи сильно расстраивают 35,7 II 21,4 III

Готовность пожертвовать многим ради успехов в спорте 78,6 I 64,3 I

Соревнование - это праздник 7,1 III 7,1 III

Заключение

Анализ полученных данных по оценке психической надежности спортсменов показал, что применяемый в нашем исследовании методологический подход - установление модельных характеристик (ответы со знаком «+») позволяет дифференцированно подойти к решению данной проблемы у лыжников-гонщиков, ведущих подготовку к различным соревновательным дистанциям. Оказалось, что для лыжников, ведущих подготовку к дистанционным видам программы, наиболее характерным является большее приближение к модельным характеристикам (по В.Л. Марищуку, 2005) по соревновательной эмоциональной устойчивости, которая в группе спринтерской подготовки была менее выражена.

По ответам на вопросы в разделе «Оценка стабильности и помехоустойчивости» удалось выяснить, что в группе спринтерской подготовки выделяется более высокая значимость этих компонентов как факторов, оказывающих влияние на достижение высокого спортивного результата. В группе дистанционной подготовки менее значимым оказался фактор стабильности техники. В группе спринтерской подготовки выделение данных факторов (как наиболее значимых) свидетельствует о том, что спортсмены нуждаются в дальнейшем повышении технического мастерства. Обращает на себя внимание и характер ответа на вопрос «о влиянии неожиданных помех», который, по их мнению, менее значим, хотя

при этом серьезные и необъяснимые ошибки возникают практически у 80% группы.

Результаты оценки степени совершенства спортивной саморегуляции показали, что в спринтерской группе отмечается большая значимость фактора способности к оценке собственных эмоций, что предопределяет необходимость проведения направленной работы по регуляции психоэмоционального состояния. Следует обратить внимание и на то, что спринтеры по сравнению с дистанционщиками реже могут самостоятельно привести себя в оптимальное эмоциональное состояние. Причем решение данного вопроса (о саморегуляции) в группе спринтеров происходит посредством самоприка-зов, а дистанционщики решают данную проблему за счет переключения на другие виды психической настройки.

По результатам анализа раздела «Соревновательная мотивация» удалось установить, что степень реализации физического и психического потенциала в спринтерской группе выше, чем в группе дистанционщиков. Все это, уже само по себе, предъявляет повышенные требования к коррекции психоэмоционального состояния как непосредственно перед стартами, так и во время выступлений.

Проведенный анализ свидетельствует, что методические приемы регуляции психоэмоционального состояния должны определяться специализацией соревновательной деятельности (спринтерской или дистанционной направленности) и проводиться на всех этапах подготовки.

Литература

1. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - С. 227-230.
2. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 24-46.
3. Родионов А.В. Психология - спорту высших достижений /А.В. Родионов // Спортивный психолог. - 2008. -№ 1 (13). - С. 4-7.
4. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие. -М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 128 с.
5. Gendlin E.T. Let your body interpret your dreams. -Wilmette, III: Chiron Publications, 1986. - 195 p.
6. Kellner R. Somatization. Theories and Research // J. of Nerv. and Mental Disease. - 1990. - V. 3. - № 7. -P. 150-160.

Literature

1. Marishchuk V.L. Psychodiagnostics in sports: manual for high schools / V.L. Marishchuk, Ju.M. Bludov, L.K. Serova. - M., 2005. - P. 227-230.
2. Milman V.E. Stress and personal factors of a regulation of activity // Stress and alarm in sports. - M.: Physical culture and sports, 1983. - P. 24-46.
3. Rodionov A.V. Psychology of elite sports / A.V. Rodionov // Sports psychologist. - 2008. -1 (13). - P. 4-7.
4. Sopov V.F. Mental condition in the intense professional work: the manual. - M.: Academic project, 2005. - 128 p.
5. Gendlin E.T. Let your body interpret your dreams. -Wilmette, III: Chiron Publications, 1986. - 195 p.
6. Kellner R. Somatization. Theories and Research // J. of Nerv. and Mental Disease. - 1990. - V. 3. - № 7. -P. 150-160.
ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИЯ СТАБИЛЬНОСТЬ -ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ psychic reliability emotional stability sports self-regulation motivation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты