Спросить
Войти

Проблемное поле реализации двухуровневой подготовки: теоретико-методологический аспект

Автор: Гаязова Э.Б.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Гаязова Э.Б.

Проблемное поле реализации практики двухуровневой подготовки с становится все более актуальным, так как со времени нормативного внедрения двухуровневой подготовки не представляется возможным определить уровень практического введения системы бакалавриата и магистратуры на практике. Сложность ситуации заключается в сложности понимания, реализации и адаптации отдельных элементов двухуровневой подготовки.

На этапе конструирования любого явления, процесса (в том числе и образования) важную роль играет согласованный и принятый всем обществом образ действий. Это и есть, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, ха-битуализация (опривычивание) всех сфер, относящихся к высшему образованию [5, с. 140]. Именно традиция обучения специалистов, наличие стереотипов мышления в академической среде позволяют судить о комплексе проблем реализации двухуровневой системы подготовки.

Анализ проблемного поля реализации двухуровневой системы является эффективным инструментом адаптации новой системы высшего профессионального образования в вузах России. Поэтому, с научной точки зрения, актуальность приобретает анализ высшего профессионального образования с позиции неоинституционализма, развивающегося в рамках ситуационного подхода, который дает возможность не просто определить феномен образования как институт, но и проанализировать отношения института с макроокружением -внешней средой. Подобные отношения (сделки) рассматривает трансакционный подход Р. Коуза [6], выявляющий факторы правового, социально-экономического и иного характера на стадии реализации двухуровневой системы образования в России, влияющие на поведение и взаимодействие между участниками образования.

© Гаязова Э.Б., 2009

Такой подход к анализу проблемы дает нам возможность провести диагностику не самого изменяющегося под давлением перехода к двухуровневой системе института образования, а рассмотреть трансакции (сделки) [3] между потребителями (школьники-абитуриенты и их родители (семьи), студенты, работодатели, государственный сектор) и производителями (административноуправленческий аппарат вузов, профессорско-преподавательский состав, государственный сектор) образовательных услуг.

Средства массовой информации являются единственным сектором, влияющим на рациональный выбор потребителей и производителей образования в условиях системы “бакалавриат - магистратура”, выступают индикатором происходящих перемен, а также, изменений в понимании и отношении различных акторов к тем или иным процессам. Так, нормативное присоединение России к Болонскому процессу стало основой для развития дискуссий в СМИ, выражавших полярные мнения управленческого аппарата, преподавательского состава вузов касательно утили-тарности/терминальности будущих изменений. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы внедрения системы образования, основанной на двухуровневой подготовке, углубило конфликт между государственным сектором и вузами, что проявлялось в СМИ как на лакмусовой бумаге. Следующим шагом, на наш взгляд, стало нормативное закрепление единой даты для полного перехода на многоуровневую систему в РФ.

Сегодня полемика в СМИ стала приобретать “практикоориентиванный” характер -нормативное закрепление механизмов и даты перехода на двухуровневую систему автоматически сняло вопрос о ненужности двухуровневой подготовки. Вопрос заключается в том, каким образом адаптировать, снизить конфликтность и повысить качество образования.

1551

Неоинституциональный подход позволяет рассматривать СМИ с точки зрения анализа причин “неправильных” трансакций - в этом русле нами используется теория информационной асимметрии Дж. Акерлофа и А. Алчиана [1], определивших неравномерное распространение информации, следствием чего являются конфликты и нерациональность трансакций. Д. Норт, один из деятелей неоинституционализма, отмечает, что мы легко принимаем решения, поскольку наше взаимодействие с окружающим миром институционализировано таким образом, чтобы снизить неопределенность. Но как только мы переходим от выбора, касающегося личных и устойчиво повторяющихся вопросов, к выбору, выходящему за рамки личного опыта и относящегося к неповторяющемуся взаимодействию с миром, неопределенность результатов возрастает [4, с. 69].

К примеру, наиболее используемыми типами средств массовой информации выступают периодические издания, телевидение и сеть 1^егпе1 Именно в подобных СМИ можно обнаружить информацию о новой системе подготовки. Рассмотрев проблему информационной асимметрии в процессе введения двухуровневой системы образования, мы выделили основные группы потребителей и производителей образования, каждой из которых соответствует особый тип охвата информацией о содержании, понимании двухуровневой системы. Можно условно ранжировать данные группы по охвату информацией:

1. Вузы.
2. Государственный сектор.
3. Студенты.
4. Абитуриенты/школьники.
5. Работодатели.
6. Родители абитуриентов/студентов.

Абитуриенты, работодатели и родители

оказываются в пределах противоречивого информационного пространства, что, на наш взгляд, выступает основной проблемой в поле реализации двухуровневой подготовки.

Анализ вопросов трансакций, притязаний и потребностей общества и государства с точки зрения неоинституционализма, теории информационной асимметрии, позволяет определить проблему: как соотносятся и реализуются потребности государства и общества в лице основных потребителей и производителей образовательных услуг в процессе трансформации высшего образования и перехода на двухуровневую систему подготовки.

Литература

1. Акерлоф Дж. Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. № 5. С. 91 - 104.
2. Иншаков О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 42 - 51.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право.М., 1993.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономи-кич/ Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. Пред. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М., 1997.
5. Плахов В.Д. Западная социология XIX - XX вв. От классики до постнекласси-ческой науки: Эпистемологическое обозрение. СПб., 2006.
6. Coase R. H. The nature of firm.1937.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Абакумова С.И.

Главной причиной глубоких трансформационных процессов, через которые проходит сегодня большинство цивилизованных стран, является резко увеличившийся прогресс знаний и, как следствие этого, - постепенный переход к новой технико-экономической парадигме общественного развития [1].

Основные характеристики новой технико-экономической парадигмы (все-охватность новых технологий, их сете© Абакумова С.И., 2009 1156

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ РЕАЛИЗАЦИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИИ new institutionalism theory of informational asymmetry introduction of two-level educational system in russia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты