Спросить
Войти
Категория: Социология

Детерминация экономической социализации детей и подростков: экспериментальное исследование

Автор: Журавлёв А.Л.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

А.Л. Журавлёв, Т.В. Дробышева

Институт психологии Российская академия наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

В статье анализируются результаты естественного формирующего социально-психологического эксперимента; динамика ценностных ориентаций личности младших школьников выявляется в условиях раннего экономического образования и рассматривается как психологический критерий экономической социализированности.

В опубликованных работах, посвященных исследованию системы детерминации экономической социализации детей и подростков, нами был сформулирован теоретический подход к изучению феноменов экономической социализации, среди которых особая роль отводилась ценностным ориентациям (ЦО). Предполагалось, что изменение некоторых ЦО в результате целенаправленного и контролируемого воздействия, осуществляемого в условиях экономического образования (в школе и семье), может рассматриваться в качестве показателя экономической социализированности формирующейся личности на этапе первичной социализации. Однако изучаемая динамика непосредственно связана с особенностями самих факторов экономической социализации, т.е. экономическим образованием в школе и семье. Термин «экономическое образование» в данной статье употребляется в широком значении: как процесс и результат соответствующего типа обучения и воспитания. С нашей точки зрения, описательный подход к исследованию данных факторов не позволяет раскрыть характер их взаимоотношений в процессе осуществляемого воздействия. Это обстоятельство и определило выбор метода исследования — естественного формирующего социально-психологического эксперимента, ориентированного на проверку многофакторной модели детерминации психологических свойств личности. Эксперимент включал «план Соломона» [3] для двух контрольных и двух экспериментальных групп.

Целью данной работы являлось изучение динамики ЦО личности младшего школьника под влиянием раннего экономического образования. В исследовании принимали участие младшие школьники, разделенные по категориям «обучавшиеся» и «не обучавшиеся», а также их родители. В качестве основных методик исследования применялись: методика попарного сравнения одиннадцати ЦО личности С.С. Бубновой [1], методика изучения ЦО Н.А. Волковой [2], включающая 64 ЦО восьми типов (в модификации Т.В. Дробышевой) и авторская анкета.

Основные направления анализа результатов эксперимента основывались на выявлении общей динамики ЦО личности младших школьников (независимо от наличия/отсутствия экономического образования); частной (парциальной) динамики ЦО, т.е. характерной для обучавшихся и не обучавшихся школьников; отсутствия динамики в группе устойчивых (по отношению к изучаемым факторам) ЦО; вклада независимой и дополнительных переменных в изучаемую динамику.

Общая и парциальная динамика ценностных ориентаций личности младших школьников. Установленная в процессе исследования динамика позволила охарактеризовать те изменения в структуре ЦО, которые произошли в группах «обучавшихся» (экспериментальные) и «не обучавшихся» (контрольные) школьников. С этой целью выявлялось наличие сдвига (по Т-Вилкоксону; р < 0,05) в иерархии ценностей через сравнение данных в двух группах (одна контрольная и одна экспериментальная), в которых проводилось тестирование до и после обучения по двум методикам изучения ЦО.

В ценностной структуре школьников до обучения наиболее значимыми являются интеллектуальные ЦО (1-й ранг), нравственные ЦО (2-й ранг) и волевые ЦО (3-й ранг) (по методике Н.А. Волковой). После обучения для «не обучавшихся» детей на первое место выдвигаются нравственные ЦО, затем — интеллектуальные ЦО и без изменения остаются волевые ЦО (они значимы, но не актуальны), а для «обучавшихся» школьников волевые ценности, наоборот, становятся самыми важными. Интересно, что для данной категории детей очень значимым является и то, чтобы быть красивым, физически развитым, сильным, выглядеть старше своих лет (т.е. тип соматических ЦО).

Наряду с различиями у «обучавшихся» и «не обучавшихся» школьников выделяется и общая тенденция, связанная с динамикой интеллектуальных и социальных (ориентации на других людей) ЦО, причем снижение значимости первых, с нашей точки зрения, связано с изменением деятельностной доминанты в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту.

Характер парциальной (частной) динамики ЦО имеет как позитивную направленность, связанную с ростом значимости соматических, волевых, материальных (в группах «обучавшихся» школьников), а также нравственных и культурных ценностей (в группах «не обучавшихся» школьников), так и негативную направленность, определяемую через снижение значимости социальных, нравственных (группы «обучавшихся») и соматических (группы «не обучавшихся») ценностей.

Анализ структуры ЦО личности младших школьников (по методике С.С. Бубновой) позволил определить общую для всех детей тенденцию, связанную с наличием в ней инвариантных ценностей, значимость которых к концу года возрастает, но ранг при этом не изменяется. Это — «здоровье» (1-й ранг), «общение» (2-й ранг) и «любовь» (3-й ранг), которые определяют жизненный смысл (терминальные ЦО). Путем сравнения ценностных структур родителей и школьников были выявлены совпадения в иерархии данных ЦО как наиболее предпочитаемых и в ориентациях на «приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых» (11-й ранг) как наименее значимых. Эти ценности не связаны с независимой переменной — ранним экономическим образованием. Они формируются родителями и определяют самое важное в жизни младшего школьника (хорошее здоровье, любовь к родителям, близким, друзьям) и наименее важное (приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых). Общая для всех испытуемых тенденция к снижению ценностей приятного времяпрепровождения, удовольствий, отдыха связана, с нашей точки зрения, с тем, что в период радикальных и более умеренных изменений в обществе родители ориентированы на то, чтобы тратить заработанные деньги в первую очередь на поддержание здоровья, а также вкладывать их в образование (причем не только детей, но и собственное). Для них остаются значимыми ценности профессионального успеха и уважения со стороны других людей. Такая тенденция, обусловленная влиянием родителей, формируется и у детей младшего школьного возраста. Устойчивость ценности общения в структуре ЦО исследуемых школьников во многом определяется возрастом респондентов, которые к концу учебного года находятся на границе с подростковым. Данный вывод подтверждается и результатами регрессионного анализа.

Однако в сознании «обучавшихся» школьников выявлена также позитивная динамика ценности высокой социальной активности, наличие которой связывается с влиянием экономического образования как независимой переменной. Следует отметить, что в группах «не обучавшихся» подобного изменения не наблюдается.

Таким образом, анализ выявленных различий в динамике ЦО (по двум методикам) показал, что в структуре ЦО младших школьников существуют ценности, изменение которых не актуально для данного возраста. Это эмоциональные, волевые и материальные ЦО (методика Н.А. Волковой), а также ЦО высокой социальной активности (методика С.С. Бубновой). Данные ценности не изменили свой ранг в группе «не обучавшихся» детей, но проявили позитивную (волевые и материальные ЦО, значимость социальной активности) и негативную (эмоциональные ЦО) динамику в группе «обучавшихся».

Кроме внутригрупповой динамики, выявленной с помощью срезов до и после обучения, необходимо было определить наличие/отсутствие межгрупповых различий в структуре ЦО школьников (по Т-критерию). С этой целью сравнивались данные двух экспериментальных и двух контрольных групп (аналогичные экспериментальным), полученные в результате повторного тестирования детей в конце учебного года.

Полученные результаты во многом подтвердили ранее выявленные различия внутригрупповой динамики ЦО. Дети, прошедшие обучение, отличаются от «не обучавшихся» по эмоциональным, волевым, нравственным, интеллектуальным и материальным ЦО, а также по ценности высокой социальной активности. Иными словами, в группе «обучавшихся» наблюдается снижение значимости эмоциональных и нравственных ЦО и возрастание волевых и материальных ЦО и ценности высокой социальной активности.

Школьники из группы «не обучавшихся», наоборот, демонстрируют снижение волевых и материальных ЦО и возрастание ценности «помощь и милосердие к другим», которая положительно коррелирует с нравственными ЦО (последние не показали в течение года значимых изменений). При этом группа нравственных ценностей, т.е. чуткость, справедливость, ответственность, самокритичность и т.д. (по методике Н.А. Волковой), с одной стороны, не включает гуманистические ценности, связанные с альтруистическим поведением личности, с другой — является необходимым условием для проявления милосердия и оказания помощи другим людям.

Для проверки гипотезы о связи изменений в структуре ЦО (зависимая переменная) и школьного экономического образования (независимая переменная) использовался дискриминантный анализ, с помощью которого было выявлено, что экспериментальную и контрольную группы позволяет различать учет следующих переменных: эмоциональных, волевых, культурных, интеллектуальных, материальных ЦО, а также ценности высокой социальной активности (82,5% правильно классифицированных случаев в экспериментальной группе и 77,5% — в контрольной). В результате было установлено, что вклад интеллектуальных и культурных ЦО в эти изменения невысокий, поэтому в дальнейшем анализе их можно не учитывать.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что снижение значимости интеллектуальных ценностей не связано с экономическим образованием как независимой переменной. К концу младшего школьного возраста интерес к учебной деятельности снижается в связи с изменением ведущей деятельности, что согласуется с данными многих авторов [2].

Следует отметить, что нравственные ЦО и ценность высокого социального статуса, изменение которых предположительно связывалось с ранним экономическим обучением, не вошли в дискриминантную модель. Следовательно, возрастание волевых, материальных ЦО и ценности высокой социальной активности, а также снижение значимости эмоциональных ценностей можно рассматривать как результат влияния независимой переменной «школьное экономическое образование». Однако изменение структуры ЦО личности младших школьников может быть связано и с другими переменными. Поэтому необходимо более точно определить, динамика каких ЦО обусловлена влиянием экономического образования, а каких — воздействием других факторов.

Многофакторная модель детерминации изменений в структуре ценностных ориентаций личности младших школьников. Наряду с экономическим образованием в школе и семье существуют и другие пути получения определенных знаний о различных экономических явлениях и событиях. В связи с этим в нашей работе в качестве дополнительных переменных, обусловливающих динамику ЦО личности (эффект влияния основной «причины»), помимо школьного экономического образования (основная «причина»), выступили объективные и субъективные характеристики родителей и семьи в целом (дополнительная «причина»), а также самих детей («внутренние детерминанты»). Изучалось влияние структуры семьи (ее состава и размера); экономического статуса семьи; социально-демографических характеристик родителей (возраст, образование и др.); социально-психологических характеристик личности одного из родителей, участвовавшего в исследовании: ценностных ориентаций, представлений и установок на экономическое воспитание детей; показателей экономического статуса ребенка (наличие/отсутствие карманных денег; опыт обращения с деньгами и т.п.); степени удовлетворенности материальным доходом семьи; индивидуальных характеристик ребенка (пол, показатели успешности в учебе как косвенные оценки уровня умственного развития); показателей социальной активности школьника.

Итак, вклад названных детерминант в динамику ЦО личности младших школьников определялся с помощью множественного регрессионного анализа волевых, материальных, эмоциональных ЦО и ценности высокой социальной активности. Результаты показали, что на значимость волевых ЦО наряду с основной детерминантой — «причиной» (школьным экономическим образованием) влияет и экономико-психологический статус родителей и их установки на раннюю трудовую занятость детей («внутренние детерминанты»). Большинство родителей, чьи дети обучались основам экономических знаний в школе, считают, что дети могут с 14 лет зарабатывать и это способствует формированию у них личностных качеств, необходимых для жизни. Поскольку изменения в сознании детей нередко возникают тогда, когда происходит накопление информации, достигающее некоторого критического объема [4], можно предположить, что данная родительская установка была усвоена детьми. Высоко оцениваемый экономико-психологический статус (субъективные оценки своего материального благосостояния) придает уверенность человеку в завтрашнем дне, благоприятно сказывается на его активности, связанной со значимостью таких волевых качеств как решительность, самостоятельность, настойчивость и т.д., и это также было принято детьми.

На повышение значимости в сознании школьников материальных ценностей (возможность много зарабатывать и тратить деньги, заниматься коллекционированием, хорошо одеваться, следовать моде и т.п.) наряду с независимой переменной оказывают влияние образовательный статус родителей (дополнительная «причина») и личный опыт обращения детей с деньгами (внутренняя детерминанта каузальной связи «экономическое образование — динамика ЦО»). Эти характеристики не только определяют личностные качества школьников (бережливость, экономность и т.п.), но и формируют у них социальные представления о значимости материальных благ как результата труда других людей.

Повышение значимости такой ценности, как высокая социальная активность, также связано с личным опытом обращения детей с деньгами. Действительно, умение распоряжаться карманными деньгами — планировать их расход, экономить, тратить и т.п. — предполагает наличие у ребенка определенной активной позиции во взаимоотношениях с окружающим социальным миром. Однако проведенный позднее анализ связей между ЦО школьников, участвовавших в исследовании, и уровнем их социальной активности как реальной поведенческой характеристикой не выявил различий между группами «обучавшихся» и «не обучавшихся» детей.

Итак, выявленные характеристики (значимость и др.) дополнительной детерминанты — «причины» (экономического воспитания в семье) должны рассматриваться наравне с экономическим образованием в школе. Несмотря на то, что их вклад в изучаемые изменения ценностной структуры сознания школьников в процентном отношении ниже (по данным регрессионного анализа), именно они создают те предпосылки к изменениям, которые в дальнейшем происходят в результате обучения.

Результаты регрессионного анализа также показали, что на снижение значимости эмоциональных ценностей оказывает влияние такая «внутренняя детерминанта», как пол детей. Девочки в целом выше оценивают ценность эмоционального контроля за своим поведением, однако после обучения их оценка проявлений импульсивности, эмоциональности, впечатлительности и т.п. снизилась. Возможно, в младшем школьном возрасте девочки больше, чем мальчики, подвержены воздействию раннего экономического образования.

Другие заявленные характеристики не имели столь значимого влияния на изучаемую каузальную связь «экономическое образование — динамика ЦО», поэтому существенно не изменяли направление воздействия основной и дополнительной причин, т.е. экономического воспитания в семье и экономического образования в школе.

Заключение. Кроме общей динамики ЦО, характеризуемой снижением значимости интеллектуальных ценностей и обусловленной возрастным периодом развития, особый интерес представляет частная их динамика, связанная с наличием/ отсутствием раннего экономического образования. Естественное развитие личности в младшем школьном возрасте, определяемое через возрастание значимости нравственных или культурных ценностей, может быть изменено под воздействием других факторов. В данном исследовании одним из таких факторов является экономическое образование, включающее и школьное обучение, и семейное воспитание. Динамика ориентаций на волевые и социальные ценности в условиях экономического образования и воспитания в школе и семье отражает результат воздействия этих факторов, связанных между собой отношениями взаимодополнения. При этом индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики самой личности нивелируют, усиливают или ослабляют влияние социальной среды.

Литература

[1] Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.

[2] Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. — Л., 1983.

[3] Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

[4] Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

DETERMINATION OF CHILDREN AND TEENAGERS ECONOMICAL SOCIALIZATION: EXPERIMENTAL RESEARCH

A.L. Zhuravlev, T.V. Drobysheva

Institute of Psychology Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia

In the article results of natural forming social-psychological experiment are analyzed; dynamics of valuable orientations of the person of younger schoolboys reveal in conditions of early economic education and as psychological criterion of economic socialization.

ПЕРВИЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБЩАЯ И ПАРЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ primary economic socialization of personality general and individual dynamics of values orientations psychological criterion of economic socialization of forming personality
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты