Спросить
Войти
Категория: Социология

Градостроительная организация современного учебно-жилого комплекса кадетского корпуса (на примере тольяттинского Военно-технического кадетского корпуса)

Автор: Мухин Владимир Иванович

В.И.Мухин, А.В.Александрин,

Н.Ю.Жданкин,Э.Н.Саркисян

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА КАДЕТСКОГО КОРПУСА

(на примере Тольяттинского Военно-технического кадетского корпуса)

Градостроительная организациясовременного учебно-жилого комплекса кадетского корпуса Министерства обороны РФ и иных силовых ведомств тесно связана ссистемойвоенного образования, где заложена поэтапная идея воспитания будущих защитников государства.Жизнедеятельность контингента проходит в учебно-жилых комплексах и в иерархии вышеупомянутой системы воспитанникикадетских корпусовзанимаютнижнюю ступень, окружные учебные центрыв военных округах -среднюю, а - высшие учебные заведенияМО РФ - верхнюю.

Реформы, осуществляемые в области военного строительства, потребовали значительного расширения сети специальных военно-учебных заведений, таких, как кадетские корпуса, подготавливаемых молодых людей к будущей военной профессии [1]. Исследования в области специфики функционирования данных учебных заведений, их правового статуса, организации учебно-воспитательного процесса, истории кадетских корпусов и сравнительного анализа жизнедеятельности, а также системы управления военным образованием [2, 3, 4] и др. подводят к необходимости постановки вопроса об архитектурном сопровождении размещения кадетских корпусов.

Важнейшим значением для характеристики системы обслуживанияявляется социальный состав, отношение к которой формируется у воспитанников в семье, а получает своё основное развитие при самоопределении личности уже в стенах корпуса.

Специфика кадетского корпуса Вооружённых сил определяется важной государственной функцией воспитания и развития личности обучаемых для подготовки к поступлению в военно-учебные заведения, формирования профессионального интереса [5], твердого ориентирования их на путь будущей военной профессии, что предопределяет особое размещение, организационную структуру, численность и людность территорий и вместе с тем зависит от экономических, технических и социально-демографических факторов [10].

Особенность подготовительного военно-учебного заведения показывает, что все кадетские корпуса по своему предназначению, целям, структуре и функционированию существенно отличаются от средних общеобразовательных учебных заведений и в значительной степени от военных училищ. Поэтому воспитанники, как специфическая социальная группа, должна иметь свой социальный статус.

В настоящее время образование символизирует определённый уровень общественных и личностных потребностей, а для воспитанникакадетского корпуса, учитывая его специфический характер жизнедеятельности, в комфортабельном жилище. Высокий образовательный уровень в военно-учебных заведениях МО РФ определяет повышенные требования к развитию сферы услуг и, соответственно, качеству её архитектурно-планировочной организации [10].

Исследование Военно-технического кадетского корпуса, а также анкетирование показали, что его воспитанники имеют достаточно определённое мнение по вопросам проживания уже в корпусе, около 70 % которых в той или иной степени отрицательны. В большей мере мнения такого рода определяют отношение к предложенному способу размещения. Проживание более половины подростков (до поступления в кадетский

корпус) в отдельной городской квартире позволяет им более объективно сравнивать прежний уровень с сегодняшним размещением [6].

Уровень проживания ориентирован, в первую очередь, на лиц, твердо избравших путь будущей военной профессии, однако, даже в ходе бесед с воспитанниками чувствуется эмоциональная напряженность, высокая степень дискомфорта в быту. Около 5% кадетов отчисляется по нежеланию учиться, а некоторые выпускники не хотят поступать в военные вузы. Устойчивость структуры контингента, особый характер труда, социально-демографические параметры воспитанников накладывают требования к формированию адекватной материально-пространственной организации среды обитания, развитости учебно-жилой территории и полной сферы услуг.

Степень соответствия жилого пространства структуре подразделений можно выявить по общим оценкам проживающих, удовлетворенности бытовыми условиями и причинам их порождающих. Исключительно положительно относятся к своей жилой среде и бытовым условиям всего 9,5% воспитанников. Среди причин в той или иной степени не удовлетворивших подростков и предложенных для такой оценки, распределение выглядит следующим образом: переполнено спальное помещение - 8%, низкие бытовые условия - 18%, негде уединиться - 11,4%, неудобство расстановки кроватей - 4,8%, не оборудовано место встреч с родными, близкими и друзьями - 8,1%, прочие причины - 64,1%.

В наше время важным средством в организации досуга принято считать средства телекоммуникации. Просмотру телепередач отведено распорядком дня время, однако, местом просмотра служат разные помещения, зачастую, приспособление только для больших групп - класса, роты. Непосредственное разделение обучаемых по интересам отмечается в группах до 10 человек.

Первичные условия комфорта связываются с удовлетворением физиологических потребностей человека и разделяются на ограничение воздействия внешней среды и компенсационные меры от действия последней [7]. Существующую жилую среду для подростка можно классифицировать как жесткую из-за морально устаревшего обслуживания - отсутствия каких-либо средств индивидуального пользования, психофизиологической неприспособленности, низкой насыщенности оборудованием, изоляции зон жизнедеятельности и др.

На характер групповых отношений в немалой степени оказывают влияние условия для отдыха (сна) и досуга. Здесь мнение подростков, исключающих какую-либо зависимость от числа людей: на 70,5% воспитанников во время сна и 54,2% в часы досуга соседи не оказывают никакого влияния. По уровню контактов на учебно-жилой территории можно судить о необходимости развития общения как внутри подразделений - поддерживают дружеские отношения 64,1%, товарищеские - 34,2%, обычные - 4,8% и не поддерживают - 1,6%, так и вне таковых.

На территории расположения своей роты многие кадеты желают повысить комфорт при просмотре телепередач посредством установки аппаратуры при каждом жилом помещении - более 2/3 респондентов и лишь затем в традиционных местах.

Проведённоеисследование конкретного подготовительного военно-учебного заведения даёт возможность проследить степень неудовлетворённости воспитанников, как по бытовым условиям проживания, так и по другим вопросам, например свободное время, спорт и занятие любимым делом. В определении сетей обслуживания необходимо учитывать структуру потребления воспитанниками свободного времени, величина которого может варьироваться и увеличиваться. Возрастное распределение по видам досуга не оказывает заметного влияния на степень изоляции мест обслуживания. Естественным ограничением может служить численность групп, одновременно занятых той или иной деятельностью. Например, в отдельном помещении для творческого времяпрепровождения нуждаются чуть больше 28% воспитанников. Очевидно, что большая плотность людей при проведении досуга, в некоторой степени сказывается на

взаимоотношениях во время любимого занятия - очень мешают и просто мешают друг другу 11,5%. Аналогичная картина выявляется и в спорте - более пятой части участников отрицательно оценивают действия соседей.

В наши дни неизученным вопросом является отношение воспитанника кадетского корпуса к религии. Формально она не запрещена, но и не выражена в планировке учебножилого комплекса. Своеобразный пик религиозности замечен социологами именно в 1617-летнем возрасте и связывается с уровнем образования [8]. Отметим, что традиции армии и флота России, а также многие ритуалы были неотделимы от церкви, определенной закономерности следовал образ жизни кадета и учебный курс с Законом Божьим. Современный воспитанник не противостоит церкви, но характер ответов по месту отправления религиозных обрядов говорит о расслоении мнений, причем совпадение спектра ответов отмечается и по менее категоричной оценке воспитателей. Церковь со своим учением является универсальным инструментом, заменяющим и дополняющим современные социальные службы, пропагандистов и политработников, а для воспитанника - проводником и источником нравственности. Сегодня, когда идет поиск идеологической и духовной базы для Вооруженных сил, внимание специалистов надо направить на религиозность и огромный воспитательный потенциал Православной церкви, прошедшей огромный путь, неотделимый от российского воинства. Необходимо повысить интерес экспертов к наличию среды, благоприятствующей возрождению культуры, воинских ритуалов в подготовительных заведениях, размещенных на территориях, предназначавшимся лучшим полкам и военно-учебным заведениям.

В целом, многие культурные потребности воспитанников не находят полного выражения в архитектурно-планировочной организации жилища, как в силу возрастных, так иличностных особенностей развития. Эти факты должны явиться предпосылкой обоснования эффективного размещения воспитанников и формирования новогоподхода кградостроительной организации современногоучебно-жилого комплекса кадетского корпуса более комфортабельного уровня, отвечающего всем современным требованиям.

Вопрос комфортабельности жилой среды воспитанника возник не случайно. Жизненный цикл казарменной жилой ячейки с упрощенным обслуживанием в военном городке был рассчитан на военный и послевоенный период деятельности большинства кадетских корпусов. Современные перспективы развития подростка в семье и в обществе неразделимы с совершенствованием архитектурно-планировочной организацииучебно-жилой территории, выработкой типологии по заданным параметрам жизнедеятельности на расчетный срок и зависят от конкретных социально-экономических условий [7].

В системе обслуживания воспитанника следует дополнительно учитывать специфику ее организации на территории высшего военно-учебного заведения, в связи с современными информационно-техническими средствами обеспечения учебновоспитательного процесса в повседневной жизнедеятельности. Современное состояние требует персонального оснащения мест обучения и проживания воспитанника с возможностью широкого доступа к образовательным ресурсам в условиях закрытого учреждения [6]. Здесь важно установление как числа участников, требования к изоляции вида деятельности, так и частоты их реализации. Предложенное распределение видов культурной деятельности по зонам и участкам частично закреплено в практике архитектуры военных городков, например, спортивный зал, клуб, плац и др.

В течение всей подготовки кадета принято выделять не менее трёх периодов -адаптации, стабильности, профессиональной ориентации. На каждом из них воспитанники и педагоги предъявляют свои требования к размещению, интенсивности и качеству обслуживания. В кадетских корпусах дифференцирование учебно-жилых территорий по вышеуказанному типологическому признаку не осуществляется [9].

Существенным фактором является то, что сегодня Военно -технический кадетский корпус размещен в приспособленных зданиях на территории тольяттинского Военно -технического института, поэтому трудно выявить чёткое разграничение системы

обслуживания из-за несоответствия имеющейся застройки социальной среде по ряду параметров, что существенно снижает качество жизнедеятельности и приводит к необоснованным материальным затратам[10].

Отсутствие нормативной базы, которая чётко регламентировала бы размещение кадетского корпуса Вооружённых сил,лишь обостряетданную ситуацию.В настоящее время функционирование кадетских корпусов ограничивается лишь сводом положений и приказов на уровнеМО РФ [1]. Перечисленные проблемы в области размещения подготовительных военно-учебных заведений диктуют необходимость формирования современногоучебно-жилого комплекса кадетского корпусана градостроительном уровне. В данной ситуации необходимоучесть выявленные подходы к градостроительной организации учебно-жилого комплекса вышеуказанного заведения, в соответствии с установленными социально-демографическими характеристиками и этапами развития воспитанника, что позволит разрешить многие проблемы, связанные с необходимым уровнем проживания и жизнедеятельности кадета, что положительно отразится на качественном воспитании будущего офицера.

Литература:

1. Приказ МО РФ от 15 января 2001 г. № 25 «О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации»,- 63 с.
2. Гусев А.В., Маргулян Я.А. Сравнительный анализ правового статуса и жизнедеятельности воспитанников кадетских корпусов и суворовских военных училищ. Сб. статей научно-практической конференции. «Санкт-Петербург и вооружённые силы».Вып. III. - 328 с.
3. Марьина Л.П. Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного образования: Автореф. дис. ...кан. соц. наук. - СПб, 2005, - 22 с.
4. Шевченко В.М. Управление военным образованием: проблемы и суждения // Военная мысль, 1992. - № 2.
5. Кабачевская Е.В. Формирование профессионального интереса юношей кадетского корпуса: Автореф. дис. .кан. пед. наук. - Кемерово, 2003, - 16 с.
6. Александрин А.В., Жданкин Н.Ю. Воспитанник и архитектурно-планировочная организация кадетского корпуса... Сб. статей,- СПб, ВИТУ, 2007, с.57.
7. Жилая ячейка в будущем / Б. Р. Рубаненко, К. К. Карташова, Д. Г. Тонский и др.; науч. ред. Б. Р. Рубаненко, К. К. Карташова. - М.: Стройиздат, 1982.
8. Мчедов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. - №5.
9. Александрин А.В. Градостроительная реконструкция учебно-жилого комплекса Санкт-Петербургского Суворовского военного училища // Дис. ... канд. архит. -ВИТУ, 2001, - 209 с.
10. Жданкин Н.Ю. Подходы к градостроительной организации учебно-жилого комплекса кадетского корпуса. Сборник материалов 61 -ой Международной научно-технической конференции молодых ученых, Ч. 2 - СПб.: ГАСУ, 2008.- С. 72.
ВОСПИТАННИК КАДЕТСКИЙ КОРПУС РАЗМЕЩЕНИЕ УЧЕБНО-ЖИЛАЯ СРЕДА ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты