Спросить
Войти

Особенности организации медико-педагогической реабилитации детей с задержкой развития в условиях негосударственного медико-педагогического учреждения

Автор: Куделина О.Б.

СОДЕРЖАНИЕ ВИТАМИНА О В СЫВОРОТКЕ КРОВИ У ДЕТЕЙ Г. ЯКУТСКА

Кривошапкина Д.М., Ханды М.В.

Республиканская больница № 1;

Медицинский институт ЯГУ, Якутск

Цель работы. Изучить содержание в сыворотке крови 25-гидроксихолекальциферола (25(0Н)03) у детей и подростков с нарушениями осанки. Методы: Группа обследования — 131 ребенок с нарушениями осанки в возрасте от 9 до 15 лет. Группа сравнения — 83 практически здоровых ребенка, сопоставимых по возрасту, полу и национальности с группой обследования. Показатели общего кальция, неорганического фосфата, магния, общего белка, альбумина, активность общей щелочной фосфатазы в сыворотке крови и суточную экскрецию кальция и неорганического фосфата — определяли по общепринятой методике. Базальный уровень интактной молекулы ПТГ и содержание 25(ОН)Э3 в сыворотке крови исследовали методом ИФА. Результаты: Средний уровень 25(0Н)03 сыворотки крови у детей с нарушениями осанки зимой был ниже нормы и соответствовал 10,01 ±0,38 нг/мл, а летом достоверно повышался — 21,43±1,39 нг/мл. В группе сравнения средний уровень 25(ОН)Б3 сыворотки крови зимой соответствовал!4,04±0,88 нг/мл, а летом 28,55 ±2,75 нг/мл. Зимой уровень 25(0Н)03 ниже 14,0 нг/мл у детей с нарушениями осанки наблюдался в 80,8%, у здоровых детей — 60% случаев и ниже 10,0 нг/мл выявлен в 52% и 42% соответственно. Уровень 25(0Н)03 ниже 5,0 нг/мл в группе обследования обнаружен у 7,2%, в группе сравнения не наблюдался. Средний уровень ПТГ сыворотки крови у детей с нарушениями осанки зимой соответствовал 72,2±3,81 пг/мл, а летом — 47,4912,47 пг/мл. В группе сравнения средний уровень ПТГ сыворотки крови зимой составил 45,81 ±2,56 пг/мл, летом — 35,36±2,41 пг/мл. Вторичный гиперпаратиреоз в группе обследования встречался значительно чаще в зимний период исследования и чаще, чем у здоровых детей. Так, зимой повышенные значения ПТГ у детей с нарушениями осанки отмечались в 62,4%, а у здоровых детей — 32,5%. В группе обследования зимой наблюдалась более высокая частота гипокальциемии (20%), чем в группе сравнения (3,7%). Выводы: выявлены сезонные колебания уровня витамина О у детей и подростков проживающих в г. Якутске; сезонный дефицит витамина О и вторичный гиперпаратиреоз, связанный с дефицитом витамина О; более высокая частота гипокальциемии, дефицита витамина Б и вторичного ги-перпаратиреоза среди пациентов с нарушениями осанки. Результаты исследования доказывают необходимость использования у детей и подростков препаратов кальция и витамина О в целях профилактики и коррекции дефицита витамина I)

АКТИВНОСТЬ НАДФН-ОКСИДАЗЫ ПЛАЦЕНТЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ

Крукиер И.И., Погорелова Т.Н., Друккер Н.А., Аникьева Н.М.

Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии

В настоящее время в России инвалидами являются более 600 000 детей в возрасте до 18 лет (Баранов А.А., 2005). Одной из важнейших причин, приводящих к инвалидизации детей, является энцефалопатия плода.

Поражения центральной нервной системы, диагностируемые у 20—65% новорожденных, относят к ведущим причинам перинатальной заболеваемости и смертности (Афонин А.А., 1993).

Общепринятая концепция возникновения патологических сдвигов при поражении мозга на клеточном

и молекулярном уровнях включает положение о нарушении процессов энергообразования. В основе последних лежит изменение окислительно-восстановительных реакций, сопровождающихся увеличением количества восстановленных форм НАДФН, уровень которых во многом зависит от активности НАДФН-оксидазы.

Учитывая ведущую роль метаболизма плаценты в характере церебральных нарушений у новорожденного, проблему прогнозирования энцефалопатии решали, изучая обменные процессы в плацентарной ткани, поскольку такой подход является неинвазивным и способствует выяснению патогенеза заболевания.

Активность НАДФН-оксидазы определена в плаценте у 180 родильниц, у 121 из которых величина ее составила от 3,5 до 9,3 нм/мин/мг, а у 59 — от 14,0 до 23,4 нм/мин/мг. У всех детей, в плаценте матерей которых активность НАДФН-оксидазы была от 14,0 нм/мин/мг и выше, обнаружена энцефалопатия на первом году жизни. Дети, родившиеся у женщин с активностью НАДФН-оксидазы в плаценте до 9,3 нм/мин/мг были здоровы.

Определение активности НАДФН-оксидазы в плаценте позволяет с высокой степенью точности прогнозировать развитие энцефалопатии у новорожденного. Клиническое применение данного способа дает возможность проводить превентивную терапию поражений ЦНС, а следовательно, вести профилактику инвалидизации детей.

РИСКОВЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Крукович Е.В.

Владивостокский государственный медицинский университет

Проанализированы возрастные изменения корреляционных связей от 10 к 17 годам по системам признаков: физическое и половое развитие, психическое здоровье и функциональное состояние сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Выявлена не только последовательность формирования корреляционных связей, изменение их силы и направленности, но и смена связей. Проведенный анализ построенных комплексов связей показал, что изменение связности комплексов между показателями у подростков разного пола происходит в различные возрастные промежутки. Это позволило построить корреляционные портреты по возрастам для девочек и мальчиков. Судя по силе, направленности и количеству корреляционных связей между анализируемыми показателями, интеграция системной деятельности организма подростков менялась в зависимости от возраста и пола. Это позволило на основе проведенной оценки показателей и характера взаимосвязей выделить в каждый возрастной период наиболее частые отклонения. Возраст 10 лет является рисковым по возникновению отклонений физического развития и функционального состояния дыхательной системы, а у мальчиков еще и сердечно-сосудистой системы. В 11 лет у мальчиков добавляется риск возникновения пограничных расстройств психического здоровья. У девочек этот риск возрастает в 12 лет. Возраст 14 лет следует считать рисковым у девочек в отношении ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а у мальчиков — отставания полового развития. В 15-16 лет вновь возрастает риск нарушения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, у мальчиков еще и отклонений физического развития, а у девочек в 16 лет повышения уровня нейротизма. 17-летний возраст является у девочек рисковым по отклонению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, у мальчиков физического развития.

Таким образом, в результате интегративного подхода к оценке состояния здоровья, проведенного корреляционного анализа комплексов показателей физического, полового развития, некоторых показателей психического здоровья и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем выявлены рисковые возрастные периоды нарушения функционирования ведущих систем организма у подростков 1-17 лет.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Куделина О.Б., Муромов Д.С., Муромова Е.Н.

Негосударственное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики», Самара

На протяжении трех лет на базе НОУ «Центр лечебной педагогики» г. Самары реализуется комплексная система непрерывной реабилитации детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Это комплекс ранних последовательных реабилитационных мероприятий с участием психологов, педагогов, логопедов, неврологов, педиатров, врачей ЛФК. С 2002 года реабилитацию прошли 195 детей с различной степенью задержки развития. В процессе работы были выделены 2 группы детей. В 1 группе условия реабилитации выполнялись не в полном объеме, что связано с поздним началом мероприятий, нерегулярным посещением занятий, отсутствием контакта с родителями. Детям 2 группы реабилитация проводилась по индивидуальным программам, основанным на методе последовательности. Независимо от возраста, когда начата реабилитация, пациент должен пройти все этапы развития, характерные для здорового ребенка. Схема и порядок формирования навыков не должны пропускаться и меняться. При достижении необходимого эффекта содержание занятий изменяется, усложняется для перехода ребенка на следующий уровень психомоторного развития. Обязательное условие программы — ее непрерывность, реабилитация является постоянной, входит в быт семьи. Члены семьи — непосредственные участники реабилитационного процесса. Система предусматривает обучение родителей правильным бытовым манипуляциям, развивающим логопедическим и физическим упражнениям, психологические тренинги для родственников ребенка. Важно изменить отношение родителей к болезни, дать возможность ребенку общаться со здоровыми сверстниками, посещая интегрированные групповые занятия.

Проведенный нами сравнительный анализ эффективности мероприятий в двух группах детей позволил выявить, что новый подход к комплексной реабилитации, основанный на методах последовательности, непрерывности, раннего вмешательства, тесного взаимодействия специалистов и семьи, позволяет добиться более высоких результатов и может быть использован в специализированных центрах.

Состояние здоровья и развитие детей,

рожденных после экстракорпорального оплодотворения

и переноса эмбриона

Кузнецова B.C., Логвинова И.И.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

Нами изучено состояние здоровья и развитие 35 детей, рожденных женщинами с бесплодием в анамнезе, беременность у которых наступила после применения метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Наступление многоплодной беременности имело место в 6 (22,2%) случаях.

Доношенными родились 17 (48,5%) детей, недоношенными (51,5%) были в основном дети из многоплодных беременностей. Умеренная асфиксия при рождении отмечалась у 93,6% новорожденных. Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) имела место у 65,7% новорожденных, причем в 32,4% случаев — у детей из многоплодных беременностей. В структуре заболеваемости в раннем неонатальном периоде преобладали: перинатальное поражение ЦНС (83%), СДР (45,7%), конъюгационные гипербилирубинемии (31,4%), постгипоксическая кардиопатия (14,3%), геморрагические нарушения (17%). Родовая травма диагностирована у 28,6% новорожденных. Малые аномалии развития были выявлены у 45,7% детей, в одном случае диагностирован врожденный порок сердца. Для дальнейшей реабилитации из роддома в стационар были переведены 19 (54,2%) новорожденных. В катамнезе изучено состояние здоровья 21 ребенка. На первом году жизни перинатальное поражение мозга было диагностировано у всех детей. Клиническое выздоровление к году отмечалось у 33,3% детей. К трем годам неврологически здоровыми были признаны 62% детей, у 33,2 — были диагностированы минимальные мозговые дисфункции, у одного ребенка — детский церебральный паралич. Отклонения в физическом развитии на первом году жизни имели место у 61,9% детей, к году среднее гармоничное физическое развитие отмечено у 85,7% детей, к трех летнему возрасту отклонений в физическом развитии выявлено не было. К трем годам жизни 52,4% детей наблюдались по поводу хронической соматической патологии или были признаны часто болеющими. Отмечена высокая частота рахита (33,3%), анемии (43%), заболеваний дыхательной системы (90,5%) и органов пищеварения (62%), формирования хронической ЛОР-патологии (40%).

Таким образом, дети, рожденные после ЭКО, должны быть выделены в группу риска по развитию дез-адаптационных синдромов, перинатального поражения ЦНС, формирования контингента часто болеющих детей для проведения диагностики и лечебных мероприятий, направленных на коррекцию выявленных нарушений.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОМАТИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

Кузнецова М.А., Поздеева Е.А.

Саратовский ГМУ

Обследовано 44 ребенка в возрасте от 6 до 14 лет, поступивших на лечение по поводу обострений бронхиальной астмы (8), атопического дерматита (6), хронических заболеваний желудка (8), энуреза (3), веге-тососудистой дистонии, неврозов (15), острого алкогольного отравления (2), парасуицида (2) и их семьи. Обследование включало: опрос-интервью, анкетирование детей и родителей, клинико-инструменталь-ные, социо- и психометрические исследования.

Дисфункциональными признано 94,4% семей. Основные причины дисфункций — зависимость от прародителей (76,4%), бедность (67%), нарушения структуры семьи (68,3%), продолжительный рабочий день (68,6%) и переутомление родителей (59%), неудовлетворительные жилищные условия (77%), вредные привычки родителей (72%). Патологические стили воспитания детей установлены в 97,8% семей. Самыми частыми вариантами патологического воспитания были эмоциональное отвержение (43,1%), доминирующая и потворствующая гиперпротекция (43%), неустойчивый стиль воспитания (17%), повышенная моральная ответственность и вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания (16,6%), физическая жестокость (10%). Высокий уровень тревожности установлен у 10% обследованных, тревожно-сензитив-ный и тревожно-лабильный тип акцентуаций личности — у 17% детей. Отмечена высокая частота вероятной открытой агрессии в поведении подростков. Прослеживается прямая зависимость между семейным климатом, стилем воспитания и частотой обострений хронических заболеваний

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Кузнецова М.А., Поздеева Е.А.

Саратовский ГМУ

Цель исследования. Изучить структуру семьи и особенности внутрисемейных отношений у детей, имевших высокую частоту повторных госпитализаций по поводу острой респираторной патологии и обострений хронических соматических заболеваний. Обследовано 100 семей. Обследование включало: опрос — интервью, анкетирование детей и родителей, психодиагностические тесты, определяющие тип семьи, характер внутрисемейных отношений, стили семейного воспитания.

Установлено, что 53,3% пациентов были из неполных семей, каждый третий из них воспитывался прародителями и 8% — одинокими матерями. В полных семьях проживали лишь 38,5% детей, из них 13,5% — воспитывались неродными родителями (12% — отчимом, 1,5% — мачехой), 21,8% детей имели формально полную и 8,2% — распадающуюся семью. От юных матерей родилось 25,8% и от возрастных первородя-щих-12,4% детей. Высшее образование имели только 9% матерей и 18,6% отцов. Каждый пятый родитель не смог получить средне — специального и каждый десятый — общего среднего образования. Только 30% семей едва могли удовлетворить базовые потребности ребенка, причем за счет высокой профессиональной активности родителей и помощи прародителей. Продолжительный рабочий день (более 8-10 часов) имели 43,7% родителей. За чертой бедности проживали 64% семей. Все они имели неблагоприятные жилищнобытовые условия. Напряжение внутрисемейных отношений выявлено практически во всех обследованных семьях. Напряжение усугублялось наличием вредных привычек у родителей (72%). Патологические стили семейного воспитания установлены у 97,8% обследованных пациентов.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Кузнецова М.Н., Темная В.И., Шищенко В.М.

НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Острые респираторные вирусные заболевания (ОРВИ) составляют в среднем 90% от общего числа случаев инфекционных заболеваний, зарегистрированных в течение года. Доля осложненных случаев у детей, воспитывающихся в организованных коллективах, равна в среднем 25%. Экологические и социально-экономические условия проживания населения в северных регионах страны при многообразии этиологических факторов и легкости передачи вирусов обусловливают необходимость постоянного поиска оздоровительно-профилактических средств и методов с целью оптимизации иммунного статуса детей.

Целью исследования было оценить оздоровительный эффект комплекса, состоящего из бактериального лизата ИРС-19, Глицина (аминокислота, участвующая в обмене веществ), Пиковита (витаминно-минеральный препарат), Йодомарина (активное вещество калий йодид).

Под наблюдением было 32 ребенка в возрасте 1,5—6 лет, воспитывающихся в детском саду рабочего поселка Ханты-Мансийского автономного округа. ИРС-19 вводили детям в носовые ходы ингаляционным методом в течение 4 недель 2 раза в день, Глицин по 100 мг под язык, Пиковит давали в возрастных дозах. Йодомарин по 100 мкг в сутки и фитококтейли по четверти стакана дети получали в течение учебного года. Инструктор по лечебной физкультуре проводил с детьми занятия по дыхательной гимнастике.

Анализ заболеваемости выявил положительную динамику более чем у половины детей. Число случаев острых респираторных заболеваний снизилось за год в 2, 5 раза, у детей 3—6 лет — в 2,7 раза. При проведении психологических тестов отмечено повышение эмоционального тонуса детей, что проявлялось в поведенческих реакциях и изобразительной деятельности. У детей контрольной группы, которые получали лишь фитококтейли и поливитамины, снижения числа случаев заболеваний за соответствующий период времени не отмечено.

Таким образом, профилактически-оздоровительный комплекс в организованных детских коллективах северных регионов страны, кроме проводимых санитарно-гигиенических, режимных мер и полноценного питания должен включать препараты, усиливающие активность неспецифических факторов защиты организма, витамины и микроэлементы, повышающие обмен веществ.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Кузнецова М.Н., Давыдова Н.С., Корнеева И.Т., Поляков С.Д.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Дошкольников, имеющих задержку физического и психомоторного развития, нарушения в опорнодвигательном аппарате, увеличивается с каждым годом. Дети, перенесшие перинатальное поражение центральной нервной системы, составляют основную часть этой группы. Оздоровительные мероприятия им проводятся поэтапно: медикаментозное лечение детей перинатальной группы риска — в стационарных и амбулаторных условиях под наблюдением психоневролога; в общеобразовательном детском саду или дошкольном учреждении компенсирующего вида с участием невролога, психолога, логопеда, ортопеда и педиатра.

Целью работы было оценить эффективность реабилитационных комплексов, проводимых в условиях городских дошкольных учреждений.

При оценке состояния здоровья 198 детей 3-5-летнего возраста, поступивших в дошкольные учреждения, отмечены нарушения в опорно-двигательном аппарате, поведении, отставание в двигательном и речевом развитии. При диспансеризации установлено: вялая осанка, низкий мышечный тонус — в среднем у 54%; уплощение сводов стопы, X- и О-образные деформации голеней, деформация грудной клетки — у 76% дошкольников, общее недоразвитие речи детей разных возрастных групп установлено у 56—72%; тики, гиперкинезы, навязчивые движения — у 4- 27% детей. В условиях общеобразовательного и детского сада компенсирующего вида с целью реабилитации применяли физические методы: массаж, физиотерапию, иглорефлексотерапию, лечебную физкультуру, игры и занятия с большими мячами и игрушками, закаливание местное и общее в контрастном режиме с использованием массажных тренажеров, ковриков и дорожек. Схема восстановительного лечения для каждого ребенка была индивидуальной с учетом нарушений в системе опорно-двигательного аппарата и функциональных отклонений со стороны центральной нервной системы. Занятия проводили 2-3 раза в день по 15—20 минут в форме подвижных игр, чередуя разнообразные циклические упражнения с произвольными движениями с целью снятия нервного напряжения. Обследование детей спустя год показало уменьшение патологических проявлений в системе опор-но-двигательного аппарата и речевом развитии. У детей реже отмечались тики, гиперкинезы и навязчивые движения.

Наблюдение за дошкольниками в период проведения физических процедур показало, что двигательный стереотип ребенка, его осанка и поведенческие реакции зависят не только от физических факторов, но и психогенных. Доброжелательное введение ребенка в оздоровительный процесс повышает эффективность реабилитационных мероприятий.

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузнецова Т.В., Захарченко Р.Г.

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва

В Российской Федерации более 184 тыс. детей-сирот, количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в настоящее время составляет 2928 учреждений (в 1994 г. — 1400).

Данные Всероссийской диспансеризации свидетельствуют о том, что состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот по целому ряду показателей хуже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

Среди воспитанников интернатных учреждений по сравнению со сверстниками отмечается большее количество детей со сниженными показателями длины, массы тела, артериального давления, а также детей, биологический возраст которого меньше паспортного.

Структура заболеваемости в учреждениях для детей сирот аналогична таковой в целом по Российской Федерации, однако в данных учреждениях распространенность заболеваний выше.

В настоящее время наиболее характерными для воспитанников интернатных учреждений являются заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты), мочеполовой системы (пиелонефриты), сердечно-сосудистой системы (вегетососудистая дистония), нервной системы.

Возросло количество заболеваний, обусловленных неблагоприятными экологическими факторами (врожденные пороки, новообразования, аллергические заболевания), а так же характеризующихся несбалансированным питанием, избытком углеводов при дефиците микроэлементов и витаминов (заболевания эндокринной системы и нарушение обмена веществ, органов пищеварения).

Остро стоят проблемы организации медицинского обслуживания детей в интернатных учреждениях. В основном это низкая укомплектованность штата медицинскими сотрудниками, отсутствие необходимых помещений и оборудования для медблока. Нередко своевременно не диагностируются функциональные отклонения и заболевания на ранних стадиях, когда наиболее эффективны терапевтические мероприятия. Оздоровление больных, взятых под диспансерное наблюдение, проводится не в полном объеме, не учитывается значение гигиенических факторов в укреплении здоровья детей.

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кузнецова Т.В., Захарченко Р.Г., Агафонова Н.А.

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Дошкольный возраст является критическим в плане становления и развития основных функций организма, формирования здоровья ребенка. Незавершенность процессов роста и тканевой дифференциров-ки, продолжающееся морфологическое и функциональное развитие обусловливают большую чувствительность организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и условий обучения и воспитания.

На протяжении последних лет остается стабильно высоким удельный вес ДОУ, относящихся ко II группе санитарно-эпидемиологического благополучия (51%), при незначительном увеличении доли учреждений I группы и уменьшении III группы (приблизительно на 1% в год). Сохраняется неблагоприятная ситуация с обеспеченностью ДОУ детской мебелью (в 9,4% случаев мебель не соответствует росто-возраст-ным особенностям детей) и расстановкой технических средств обучения (в 5,5% случаев расстановка не соответствует гигиеническим требованиям). Остается нерешенным ряд проблем с организацией питания детей в ДОУ: преобладание углеводистой пищи, занижение калорийности рационов, замена свежих продуктов консервированными, недостаточное потребление свежих овощей и фруктов.

В дошкольный период отмечается рост хронической патологии. Среди детей, посещающих ДОУ велика доля детей, относящихся к группе длительно и часто болеющих. Неблагоприятные условия обучения и воспитания детей способствуют увеличению удельного веса детей со снижением остроты зрения, с нарушениями осанки, сколиозом. Показатели распространенности данных видов патологии за год до поступления в школу и перед поступлением в школу увеличивается по сравнению с результатами профилактических осмотров перед поступлением в ДОУ.

Сложившаяся ситуация делает особенно актуальными вопросы создания в ДОУ среды, способствующей коррекции отклонений в состоянии здоровья и повышению устойчивости детского организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. С этой целью создаются компенсирующие группы для детей с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, желудочно-ки-шечного тракта, а также для длительно и часто болеющих детей.

ТАКТИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ ЭРЛАХЕРА - БЛАУНТА

Кузнечихин Е.П., Бабин Е.А., Кузин А.С., Козлов А.С., Махров А.С., Моисеев С.Н.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Российская детская клиническая больница Росздрава, Москва

При лечения болезни Эрлахера-Блаунта мы придерживаемся дифференцированного подхода к выбору оперативной тактики. У детей в возрасте до 4-х лет, при деформации не превышающей 25-30°, и при ин-тактности эпифизарного хряща эпиметафиза большеберцовой кости, рекомендуем операцию «пролонгированной самокоррекции», состоящей в рассечении надкостницы проксимального метафиза большеберцовой кости с его туннелизацией и «биологической стимуляцией» зоны эпифизарного хряща костным аллотрансплантантом. В возрасте 5-9 лет — операцию чрезэпифизарной остеотомии большеберцовой кости по Зифферту. Возрастные ограничения этой операции обусловлены возникновением в последующем недостаточности связок коленного сустава и выраженной деформации медиальной части плато большеберцовой кости. Линия остеотомии должна проходить до места прикрепления передней крестовидной связки. Проксимальный сегмент поднимается до уровня латеральной суставной части большеберцового плато и конгруэнтно медиальному мыщелку бедра. В образовавшийся паз помещаем небольшие кортикальные трансплантаты. При быстро прогрессирующей варусной деформации голени, у детей с 10-ти летнего возраста выполняем подмыщелковые корригирующие остеотомии большеберцовой кости двумя вариантами: 1. в проекции деформации поднадкостнично обнажается метафиз и производится поперечная остеотомия до наружного кортикального слоя. Коррекция угловой деформации сочетается с коррекцией внутренней торсии дистального отдела голени. В образовавшуюся щель между сегментами большеберцовой кости вводятся аутотрансплантанты; 2. выполняется клиновидная остеотомия с основанием на выпуклой стороне и вершиной в центре вогнутой деформации. Угловая деформация устраняется одновременно с коррекцией внутренней ротации дистального отдела голени.

В отделениях травматологии и ортопедии РДКБ и ДКБ №13 им. Н.Ф, Филатова за период с 1995 по 2005 годы находилось на лечении 19 детей с болезнью Эрлахера-Блаунта в возрасте от 1,5 до 14 лет. 3-м детям в возрасте до 4-х лет выполнялась периостотомия с локальной «биологической стимуляцией». Ближайшие и отдаленные результаты показывают исчезновение варусной деформации и прогрессирования заболевания. 11 пациентам проводилась чрезэпифизарная остеотомия большеберцовой кости. У 5 детей подросткового возраста выполняли корригирующие подмыщелковых остеотомий.

Таким образом, тактика дифференцированного хирургического лечения локальной физарной дисплазии проксимального отдела большеберцовой кости, является биомеханически обоснованной.

СТРАТЕГИЯ ЛЕЧЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ ГЕТЕРОТОПИЧЕСКИХ ОССИФИКАЦИЙ У ДЕТЕЙ

Кузнечихин Е.П., Кузин А.С., Козлов А.С., Махров А.С., Моисеев С.Н., Соуза-Кордейру И.О.

Российский государственный медицинский университет, Москва;

Российская детская клиническая больница, Москва

За период с 1995 по 2004 годы в клинике находилось на лечении 8 больных в возрасте от 5 до 13 лет с ге-теротопической посттравматической оссификацией, различной локализации. У всех детей отмечено сходное течение болезни: травма, температурная реакция, болевые ощущения в проекции формирующегося оссификата, опухолевидное образование костной плотности, прогрессирующее ограничение движений в

смежных суставах. Гетеротопические оссификации представляют собой способность организма отвечать на повреждение заместительной регенерацией соединительной ткани, особой продуктивной реакцией соединительной ткани, когда клетки мезенхимы в определенных условиях могут дифференцироваться в остеоидную ткань. Консервативное лечение применяют, для рассасывания ранних остеоидных формирований, ускорения созревания сформировавшихся костных образований и уменьшения контрактуры в поврежденном суставе. ЛФК проводится в изометрическом режиме. Массаж поврежденных тканей противопоказан. Основным методом лечения является оперативный, по строгим показаниям: прогрессирующее контрактура; компрессия нервного ствола, значительные размеры оссификата; подозрение на малигниза-цию. Главный принцип операции — удаление только «зрелого» оссификата, не ранее 5-6 месяцев после травмы. Для предупреждения рецидива в клинике придерживаемся: 1. принципа атравматичности — рациональный оперативный доступ с минимальным повреждением мышечной ткани; 2. радикальное удаление оссификата. Если после удаления оссификата обширную полость ушить не удается, следует заполнить ее мышечно-фасциальным лоскутом на ножке. Если оссификат спаян с костью, его сбивают долотом на уровне кортикального слоя, тщательно убирая все до мельчайших костных отломков. Костное ложе оссификата обрабатывают электрокоагулятором; 3. капсулу, оссификата, иссекается, или обрабатывается электрокоагуляцией; 4. перед ушиванием полости необходим тщательный гемостаз; 6. в послеоперационном периоде необходима иммобилизация конечности на 8-10 дней. Затем целесообразны тепловые процедуры (озокерита, лечебной грязи, УВЧ), что способствует рассасыванию излившейся в ткани крови, участков некроза. Таким образом, в лечении больного с посттравматическими гетеротопическими оссификата-ми важна дифференциальная диагностика своевременность и адекватный радикализм операции.

КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ПРИ ПЕРВИЧНЫХ ИММУНОДЕФИЦИТАХ У ДЕТЕЙ

Кузьменко Л.Г., Кутафин Ю.Ф., Бузина Т.Н., Полянин Д.В., Карцева О.А., Попова М.А.

Российский университет дружбы народов, Москва

Большой процент случаев первичных иммунодефицитов остается нераспознанным прижизненно.

Цель работы. Изучение структуры летальности от первичных иммунодефицитах (ПИД), определение морфологических и клинических маркеров данной патологии, поиск подходов к возможно более ранней диагностики.

Проведено ретроспективное изучение историй болезней и протоколов аутопсий детей, умерших за 10 лет в Морозовской детской городской клинической больнице со следующими нозологическими формами ПИД: тяжелый комбинированный иммунодефицит (ТКИД) — 8 детей, синдром Ди Георга (СДГ) — 4, хронический кожно-слизистый кандидоз (ХКСК) — 1, общий вариабельный иммунодефицит (ОВИД) — 4, Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром (ХСЛС) — 1.

В ходе исследования установлено: 1. если в структуре заболеваемости преобладают дефекты гуморального иммунитета, то в структуре смертности — Т-клеточный и комбинированные ИД; 2. патоморфологические изменения тимуса были представлены агенезией тимуса (при СДГ), гипоплазией тимуса (при ОВИД), гипотрофией тимуса (при ХСЛС) и дисплазией тимуса (при ТКИД и ХКСК); 3. изменения периферических лимфоидных органов были представлены: при ТКИД — гипоплазией Т-, В-зон, миелозом белой пульпы селезенки, аденоматозом толстой кишки; при ОВИД — гиперплазией с пролиферацией В-лимфоцитов, моноцитов, макрофагов; при СДГ и ХКСК — гипоплазией; при ХСЛС — диффузной лим-фогистиоцитарной инфильтрацией; 4. были характерны генерализованные инфекции, вызванные оппортунистическими патогенами (ЦМВ, ВПГ, вирусы Коксаки гр. В, Я^гоу/с/); 5. была выявлена большая частота фетопатий (микроцефалия, гипоплазия легких, фиброзная дисплазия легких, фиброэластоз миокарда, простая дисплазия почек), связанных, вероятно, с внутриутробно протекавшей инфекцией (была диагностирована у 7 детей); 6. резервы диагностики ПИД заключены в рутинных методах обследования пациента: тщательном сборе анамнеза (в т.ч. генеалогического), подробном клиническом обследовании (настороженность в отношении ПИД), лабораторных методах исследования (в общем клиническом анализе крови — лимфопения, нейтропения, анемия, тромбоцитопения).

ИНФИЦИРОВАННОСТЬ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ PNEUMOCYSTIS CARINIIИ ВНУТРИКЛЕТОЧНЫМИ И МЕМБРАННЫМИ ПАТОГЕНАМИ

Кузьменко Л.Г, Раковская И.В., Машканцева И.В.

Российский университет дружбы народов, Москва;

НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гэмалей, Москва

Цель. Определить степень инфицированности детей с бронхиальной астмой (БА) Pneumocystis carinii и некоторыми внутриклеточными и мембранными патогенами.

Материалы и методы. У 53 детей 2—14 лет, госпитализированных с приступом бронхиальной астмы (БА), в раннем послеприступном периоде методом ELISA определяли специфические IgM- и IgG-антите-ла к Pneumocystis carinii (Р.с.), Mycoplasma pneumoniae (М.р.), Mycoplasma hominis (M.h.), Chlamidiaepneumoniae (Ch.p.), цитомегаловирусу (ЦМВ) и вирусу Эпштейна — Барр (ВЭБ). Минимальными диагностическими титрами считали для Р.с. IgM >1 : 200, IgG > 1 : 100; для М.р. и IgM, и IgG > 10; для M.h. IgM > 1 : 800, IgG > 1 : 200; для Ch.p. и IgM, и IgG > 1,1; для ВЭБ - и VCA, и ЕА, и NA - 1: 100; ЦМВ IgM >1 : 100, IgG > 1: 1000.

Результаты. Наличие диагностических титров антител хотя бы к одному из указанных патогенов наблюдалось у 45 из 53 обследованных детей (84,9 %), к двум — у 32 из 53 (60,4 %), к трем у 18 из 53 (33,9 %). При анализе структуры инфицированности установлено, что специфические антитела к Р.с. были выявлены у 20 (37,7 %) детей, к М.р. - у 22 (41,5 %), к M.h. - у 10 (18,9 %), к Ch.p. - у 14 (26,4 %), к ЦМВ - у 29 (54,7 %), к ВЭБ — у 26 (49 %). У 20 (37,7 %), инфицированных Р.с., у 21 (39,6 %) ребенка, инфицированного М.р., у 9 (17 %) детей, инфицированных M.h., у 5 (9,4 %) детей, инфицированных ЦМВ и у 6 (11,3 %) детей, инфицированных ВЭБ, по уровню специфических IgM-антител инфекцию можно было расценивать как острую. В целом уровень специфических IgM-антител позволял в раннем послеприступном периоде БА расценивать инфекцию как острую у 33 детей, что составило 62,3 %.

Выводы.

1) В структуре инфицированности детей с БА лидирует Mycoplasma pneumoniae&, второе место занимает — Pneumocystis carinii.
2) Высокая частота выявления специфических антител к Pneumocystis carinii у детей с БА свидетельствует о наличии у этого контингента пациентов иммуносупрессии.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Кузьмина А.В., Красильщиков М.И.

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Здоровье и

духовность нации», Москва

Определяющее значение в подготовке будущего врача-педиатра приобретает профилактическое направление и гигиеническое воспитание. Каждый из аспектов гигиенического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к гигиенической культуре: просветительный и обучающие аспекты направлены на формирование системы знаний и умений, касающихся здоровья; собственно воспитательные — на формировании нормативно-ценностной системы убеждений, взглядов, мнений, позитивных в отношении здоровья населения.

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по квалификации «Врач», утвержденными Министерством образования РФ (10.03.2000) и согласованными с Министерством здравоохранения РФ (09.03.2000), нами была разработана и утверждена в 2001 году Министерством здравоохранения РФ «Междисциплинарная программа по гигиеническому воспитанию для студентов высших медицинских учебных заведений». Данная программа устанавливает межкафедральные связи в подготовке студентов по гигиеническому воспитанию. Координация обучения возлагается на кафедру «Общественное здоровье и здравоохранение», где преподаются обще методические вопросы профилактической медицины. На клинических и гигиенических кафедрах студенты изучают аспекты частной методики гигиенического воспитания населения применительно к той или иной специальности.

Большое значение придается применению студентами знаний по разделу профилактической медицины во время прохождения ими производственной практики.

Углубленное изучение студентами профилактического направления имеет не только медицинский, но и экономический эффект, способствуя экономии государственных средств, расходуемых на лечение и реабилитацию.

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ - ЗДОРОВЫЙ ГОРОД

Кузьмина А.В.

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Здоровье и

духовность нации», Москва

В настоящее время здоровье во всем мире приобрело значение ценностного понятия. За рубежом, например, действуют такие эффективные программы, как «Здоровье ради жизни», «Жизнь, будь в ней», «Здоровое рабочее место», «Здоровье для всех», «Здоровые города».

Здоровье нации — это, прежде всего, здоровый человек. За здоровьем отдельного человека стоит качество трудовых ресурсов государства, производительность труда и, в конечном итоге, производство национального продукта страны. Необходимо отметить, что здоровье отдельного человека или целой нации, это обработанный культурой продукт жизнедеятельности. Следовательно, именно наши потребности, наши способности и умение жить мотивируют отношение к своему здоровью. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о всестороннем и гармоничном развитии личности или о здоровом образе жизни.

С начала XX века все возрастающими темпами идет прирост городского населения. Урбанистический образ жизни сопряжен с большими опасностями для здоровья, связанными с экологическим, моральнопсихологическим, социально-культурным фоном.

В этом контексте фонд «Здоровье и духовность нации» в течение последних лет проводит международные конференции по тематике «Здоровье нации — здоровый город» (Санкт-Петербург 2004 год, Кисловодск 2005 год). Целью конференций является консолидация усилий властных структур, бизнеса и общественности для создания благоприятных условий жизни городского населения.

Физическое, духовное здоровье нации — это тот фундамент, без которого невозможно ни экономическое благополучие, ни политическая, социальная стабильность.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты