Спросить
Войти

"ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ" - НОВЫЙ ФОРМАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Автор: Зиатдинов А.И.

110 ^TL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Том 17, № 5. 2019

УДК 371.7

А.И. ЗИАТДИНОВ, С.А. СЕНЕК, Г.Р. ЯРУЛЛИНА

Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань

«Школы здоровья» - новый формат обеспечения здоровья учащихся

Контактная информация:

Яруллина Гузэль Рашидовна - руководитель центра здоровья

Адрес: 420138, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 140, к.2, тел. (843) 229 06 31, e-mail: Guzel.Yarullina@tatar.ru

По данным Всемирной организации здравоохранения дети школьного возраста являются наиболее уязвимой группой населения по воздействию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. В целях развития системы школьной медицины и системы мотивации детей и их семей к ведению здорового образа жизни с сентября 2016 г. в образовательных организациях Приволжского района г. Казани начата реализация проекта «Здоровая школа», получивший свое развитие в рамках реализации федерального проекта ««Российская сеть школ здоровья». В каждой школе назначены ответственные лица по реализации Проекта, организованы циклы лекций для учащихся по формированию здорового образа жизни, подготовлены методические рекомендации и видеоматериалы по оказанию первой медицинской помощи для педагогического персонала школ. Проведено анкетирование 806 учащихся школ, организовано взаимодействие Центра здоровья ДРКБ с медицинскими организациями Республики Татарстан по обследованию учащихся с целью выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Современная школа является универсальной площадкой для объединения усилий учреждений образования, здравоохранения и семьи в вопросах охраны здоровья детей и подростков. Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, факторы риска, школьная медицина, центр здоровья.

(Для цитирования: Зиатдинов А.И., Сенек С.А., Яруллина Г.Р. «Школы здоровья» - новый формат обеспечения здоровья учащихся. Практическая медицина. 2019, Том 17, № 5, С. 110-113) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-110-113

A.I. ZIATDINOV, S.A. SENEK, G.R. YARULLINA

Children&s Republican Clinical Hospital, Kazan

«Schools of Health» - a new format for providing health of schoolchildren

Contact details:

Yarullina G.R. - Head of the Health Center

Address: 140 Orenburgskiy trakt, building 2, 420138, Kazan, tel.: (843) 229-06-31, e-mail: Guzel.Yarullina@tatar.ru

According to the World Health Organization, schoolchildren are the most vulnerable group of population by the impact of risk factors of chronic non-infectious diseases. To develop the system of school medicine and the system of motivating children and their families to leading healthy lifestyle, in September 2016 a project "Healthy school" started in schools of Privolzhskiy district of Kazan. The project is a part of the Federal project "Russian network of schools of health". Each school assigned people in charge of the project implementation, organized cycles of lectures for schoolchildren to form healthy lifestyle, developed methodological recommendations and videomaterials on rendering first aid from pedagogical staff. Polling of 806 schoolchildren was performed; interaction between Health Center and medical establishments of the Republic was arranged, aimed at examining schoolchildren to reveal the factors of chronic non-infectious diseases development. Contemporary school is a universal site for uniting the efforts of educational, healthcare establishments and families to protect health of children and adolescents.

(For citation: Ziatdinov A.I., Senek S.A., Yarullina G.R. "Schools of Health" - a new format for providing health of schoolchildren. Practical Medicine. 2019, Vol. 17, № 5, P. 110-113)

В течение последних 15 лет отмечается рост первичной заболеваемости детей практически по всем нозологическим группам. Дети школьного возраста являются наиболее уязвимой группой населения по воздействию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Ведущее

место в структуре заболеваемости среди учащихся занимают болезни костно-мышечной системы, органов зрения, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и сердечно-сосудистой системы. Эти заболевания принято выделять в отдельную группу школьно-обусловленных заболеваний. Ежегодно

растет число детей с превышением массы тела - до 20% мальчиков и девочек имеют избыточный вес, что связано с малоподвижным образом жизни и нерациональным питанием.

В процессе учебы здоровье детей ухудшается. Перед окончанием школы почти в два раза возрастают показатели заболеваемости болезнями костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, патологии органов зрения.

Среди причинных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся выделяют школьные факторы: несоответствие школьной мебели росту ребенка, недостаточная освещенность классных помещений, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах, повышенная сложность школьных программ, проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями. Немаловажное значение имеют и семейные факторы — нарушение режима дня, уменьшение продолжительности сна, нерациональное питание, психологические проблемы и др.

Сегодня в Республике Татарстан реализуется ряд долгосрочных целевых программ, направленных на профилактику заболеваемости детского населения, выявление хронических заболеваний на ранних этапах и улучшение качества жизни детей, в первую очередь, это программы диспансеризации и профилактических осмотров, организация центров здоровья для детей, развитие школьной медицины.

Одним из приоритетных направлений детского здравоохранения является формирование здорового образа жизни. С декабря 2010 года в 4 городах республики организованы 6 Центров здоровья для детей. Для обеспечения большей доступности детям, проживающим в сельской местности, с апреля 2011 года на базе ДРКБ начал функционировать мобильный Центр здоровья, что обеспечивает доступность оказания помощи всему детскому населению, как в малочисленных населенных пунктах, так и в крупных городах. Основная функция центров здоровья - формирование навыков здорового образа жизни, как у детей, так и у родителей. Процесс повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни и созданию соответствующих для этого условий может быть обеспечен только на основе межведомственного многоуровневого взаимодействия с привлечением общественных структур.

В целях развития системы школьной медицины и системы мотивации детей и их семей к ведению здорового образа жизни в школах республики проводится большая профилактическая работа среди учащихся и их родителей. С 2016 г. в образовательных организациях г. Казани начата реализация проекта «Здоровая школа», который получил свое дальнейшее развитие в рамках реализации Федерального проекта «Российская сеть школ здоровья». В настоящее время проект реализован в 24 школах города Казани и сельских территорий республики.

В рамках реализации проекта проводятся следующие мероприятия:

1. Организация и проведение тематических лекций для учащихся, родителей и педагогического коллектива в школах по формированию здорового образа жизни.
2. Школам на безвозмездной основе переданы видеомониторы и видеоматериалы по профилактической медицине с целью организации их ежедневной трансляции.
3. Организовано межведомственное взаимодействие с Управлениями образования и здравоохранения г. Казани.
4. Привлечены к участию в проекте общественные и благотворительные организации, средства массовой информации.

В критерии успешности проводимой работы были включены показатели здоровья учащихся — снижение распространенности школьно-обусловленных заболеваний, показатель охвата учащихся информацией по формированию здорового образа жизни, а также приведение в соответствие условий оказания медицинской помощи в школах согласно существующим нормативным документам (приказ МЗ РФ №822н). Для оценки санитарного состояния школ проведен санитарно-эпидемиологический аудит школ, участвующих в Проекте на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Учащиеся в г. Казани прошли обследование в центре здоровья ДРКБ с целью выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

Проведено анкетирование 806 учащихся средних классов школ-участниц Проекта и их родителей для оценки их понимания, что включает здоровый образ жизни, факторов, его формирующих, состояния питания и особенностей здоровья детей. По результатам анкетирования, подавляющее большинство школьников считают свой образ жизни здоровым и занимаются спортом и физкультурой. Вместе с тем, достаточно высокий процент школьников предъявляют жалобы на частые головные боли, снижение зрения, быструю усталость и утомляемость после посещения школы, что свидетельствует о высокой распространенности факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и недостаточных знаниях о понятии «здоровый образ жизни».

По результатам анкетирования оказалось, что 75% родителей считают, что их дети питаются правильно, тогда как жалобы на тошноту и боли в животе после приема пищи отмечены почти в 30% случаев, и по результатам профилактических осмотров, в структуре распространенности заболеваний среди школьников заболевания желудочно-кишечного тракта (школьно-обусловленные заболевания) занимают высокую ранговую позицию - находятся на 3 месте после заболеваний органов дыхания и болезней костно-мышечной системы. Больше половины респондентов отмечали у детей жалобы на усталость и утомляемость после посещения школы, в 41,5% отмечают жалобы на головные боли, особенно у учащихся школ с повышенным уровнем сложности учебных программ. Отмечена достаточно высокая удовлетворенность медицинским обслуживанием в школе - 79,4% респондентов ответили на этот вопрос положительно.

В результате анкетирования детей выявлено, что по мере взросления почти в 2 раза чаще регистрируется недостаточная для данного возраста продолжительность сна. Менее 7 часов в сутки спит 42% учащихся старших классов.

Немаловажное значение для сохранения здоровья и работоспособности, предупреждения различных заболеваний, поддержания гармоничного физического развития имеет полноценное, сбалансированное и разнообразное питание. На основа112 ^tL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 5. 2019

Таблица 1. Структура факторов риска, выявленных при осмотрах детей школьного возраста в Центре здоровья ДРКБ за 2013-2018 гг. (в %)

Table 1. Structure of risk factors revealed during examinations of schoolchildren in the Health Centre of Children&s Republican Clinical Hospital in 2013-2018 (%)

Выявленные факторы риска отдельных состояний и заболеваний 2013 2014 2015 2016 2017 2018

По развитию метаболического синдрома (исследование на биоимпедансометре) 16,7 16,8 16,7 28,2 28,1 27,9

По развитию сахарного диабета (повышенный уровень глюкозы при исследовании на «Кардиочеке») 14,6 14,9 14,6 17,6 15,7 10,1

По развитию кариеса (консультация гигиениста стоматологического) 44,4 36,8 44,4 58,7 48,2 45,2

По заболеваниям органов дыхания (исследование на аппаратно-программном комплексе) 15,4 13,7 15,4 15,5 18,2 17,9

По заболеваниям сердечно-сосудистой системы (исследование на аппаратно-программном комплексе) 34,6 35,7 34,6 36 34,3 35,2

Низкий уровень потребления овощей и фруктов(анкетирование) 33,7 32,9 33,7 26,8 24,5 26,4

Малоподвижный образ жизни (анкетирование) 48,8 51,2 48,8 46,7 46 45,9

Курение табака (анкетирование, исследование на анализаторе окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина) 13,9 12,4 13,9 11,0 10,0 9,8

Прочие (сочетание нескольких факторов риска, наличие хронических заболеваний в анамнезе) 19,4 19,7 19,9 10,3 15,0 14,7

нии анкетирования родителей выявлено, что треть (29,5%) школьников питается нерегулярно (3 раза в сутки и реже), причем чаще это регистрируется у детей 10 класса (у 35%). Только двое из трех детей (70,7%) получают горячее питание несколько раз в день. Каждый 5-й ребенок (17%) испытывает недостаток в рационе овощей и фруктов, каждый 4-й - мясных блюд (22,2%) и молочных продуктов (24,6%). Лишь каждый второй ребенок имеет разнообразное питание (52,3%). Остальные дети (47,7%) проявляют излишнюю разборчивость в пище и не едят все подряд из предоставленных им блюд.

Установлена высокая частота, по данным анкетирования, астено-вегетативных нарушений, нарастающих с возрастом школьника, что требует оптимизации образовательного процесса и изменения системы медицинского наблюдения в образовательных учреждениях.

Структура факторов риска, выявленных при осмотрах детей в центрах здоровья, представлена в таблице 1.

Как видно из представленных данных, в течение 6 лет сохраняется высокий удельный вес детей, ведущий малоподвижный образ жизни. Риск по развитию кариеса занимает значимое место, что связано в первую очередь с недостаточным уровнем знаний по уходу за полостью рта среди детского населения. С учетом проведенного анкетирования отмечено снижение почти в 1,5 раз удельного веса курящих подростков, увеличилось число детей, включающих в ежедневный рацион питания овощи и фрукты. Положительные тенденции в этих направлениях удалось достичь благодаря комплексу мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта «Здоровая школа», проведения масштабной санитарно-просветительской работы в школах по здоровому питанию, отказу от табакокурения.

При обследовании на аппаратно-программном комплексе в Центре здоровья ДРКБ преимущественно выявлялись факторы риска по развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы: снижение вольтажа зубцов на ЭКГ, наличие экстрасистол, укороченного PQ интервала, снижение толерантности к гипоксии.

Организация Центров здоровья на базе многопрофильного лечебного учреждения дает широкие перспективы для оптимальной маршрутизации пациентов с целью обеспечения необходимого объема медицинской помощи, совершенствования профилактической работы.

Для успешной реализации Проекта и развития деятельности Центров здоровья для детей считаем необходимым:

— внедрение системных организационных решений по оказанию профилактической помощи детскому населению Республики, в т.ч. детям школьного возраста;

— формирование у школьников, их родителей и учителей единого мнения в позиционировании понятия «здоровый образ жизни»;

— создание мотивирующих ресурсов ЗОЖ (разработка и тиражирование буклетов, методических материалов для родителей и школьников), организация образовательных семинаров;

— разработка единых программ психолого-педагогического сопровождения обучения в школе;

— совершенствование системы медико-педагогической работы с семьями по созданию оптимальных условий во внешкольной жизни учащихся (режим дня, сна, питания, занятий физической культурой и спортом, воспитание ответственного родитель-ства);

— выполнение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в школах.

— создание программ алиментарной поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации и с хроническими заболеваниями в анамнезе (витаминизация, дополнительное питание).

— приведение штатных нормативов обеспеченности медицинским персоналом общеобразовательных учреждений в соответствии с приказом № 822н от 17 января 2014 г. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»;

— тиражирование полученного опыта на всей территории города Казани и Республики Татарстан.

Без преобразований в области формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинальных изменений улучшения здоровья и повышения качества жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Процесс повышения мотивации детей и подростков к ведению здорового образа жизни и созданию соответствующих для этого условий может быть обеспечен только на основе межведомственного многоуровневого взаимодействия с привлечением общественных структур.

Яруллина Г.Р.

http: //orcid.org/0000-0002-3451-6465

Литература

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - № 11(2). - С. 7-11.
2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 5. - С. 4-14.
3. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Волков И.М., Терлецкая Р.Н., Иванова А.А. Анализ деятельности и перспективы развития Центров здоровья для детей // Российский педиатрический журнал. - 2015. - № 18 (1). - С. 35-40.
4. Яковлева Т.В., Баранов А.А., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Организационные принципы и технологии профилактики XXI века // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 22 (6). - С. 3-9.

НОВОЕ В МЕДИЦИНЕ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

НАЗВАН НЕОЖИДАННЫЙ ВРЕД ОТ СМАРТФОНОВ

Исследователи изучили 1200 рентгеновских снимков. Австралийские ученые выяснили, что использование гаджетов приводит к развитию у молодых людей костных отростков в основании черепа.

Исследователи изучили 1200 рентгеновских снимков и обнаружили, что у 41 процента людей в возрасте от 18 до 30 лет наблюдается эта костная аномалия. Некоторые достигали в длину 10 миллиметров, а другие — трех сантиметров. Выросты образуются на наружном затылочном бугре, к которому прикрепляются некоторые шейные связки и мышцы. Отростки, называемые энтезофитами, появляются из-за продолжительного мышечного напряжения.

По мнению специалистов, эти костные образования стали более частыми с распространением гаджетов. Их возникновению способствует неправильная осанка, когда человек вытягивает голову вперед. На длину энтезофитов влияет генетическая предрасположенность и воспалительные процессы.

Энтезофиты не несут вред сами по себе, однако они могут быть симптомом более серьезной проблемы. Компенсация организмом неправильной осанки создает дополнительную нагрузку на определенные суставы и мышцы, увеличивая риск травм или нарушений костно-мышечной системы в будущем.

Источник: www.med2.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ФАКТОРЫ РИСКА ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ forming healthy lifestyle risk factors school medicine health center
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты