Спросить
Войти

Женское движение в России: потребность времени или анархия?

Автор: указан в статье

УДК 396.1

Е.Н. Полищук

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ:

ПОТРЕБНОСТЬ ВРЕМЕНИ ИЛИ АНАРХИЯ?

В статье рассматриваются вопросы возникновения женского движения в России, приводится краткий сравнительный анализ схожих процессов в странах Европы, исследуется развитие общественной мысли по вопросу положения женщины в семье и государстве. Автор ставил целью ответить в своей работе на вопрос, является ли возникновение в России женского движения потребностью времени. В статье приводится аргументация в пользу того, что в России по сравнению со странами Европы женщины исторически обладали гораздо более широкими правами и свободами и имели то, что женщинам Запада приходилось отстаивать и за что бороться. Приводятся выдержки из Русской Правды и Домостроя, подтверждающие существование у женщин на Руси имущественных прав и достаточно уважительного отношения к женщине в нашей стране. Рассматривается влияние идей Великой Французской революции на возникновение в России женского движения, деятельность императриц Екатерины Второй и Марии Федоровны в области женского образования в России, а также возникновение первого в России женского общества, занимавшегося благотворительностью, и результаты его деятельности.

женское движение, гендерное равенство, феминизм, правовой статус, Европа, Россия.

В современном обществе много говорят о равенстве полов, о половой дискриминации и о том, что все должны быть равны в своих правах. Когда в России появилось женское движение? Когда наши соотечественницы стали бороться за равенство прав с мужчинами и, самое главное, за какие именно права они боролись?

Представляется интересным начать наше исследование с русской поговорки «курица не птица, женщина не человек», которую Ричард Стайтс, автор книги «Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм © Полищук Е.Н., 2013 ачале первой главы.

Данное высказывание было обозначено изначально В.И. Далем в собрании пословиц русского народа, где звучало как «курица не птица, баба не человек» 2, и впоследствии было использовано многими российскими классиками. Основываясь на этой пословице, многие современные исследователи темы феминизма делают вывод о том, что в России женщина не считалась человеком. Однако

1 Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930. М. : РОССПЭН, 2004. С. 18.
2 Даль В.И. Избранные пословицы русского народа. М. : ОлмаМедиаГрупп, 2012.

здесь необходимо отметить один важный факт: приведенная выше пословица является переводом украинской поговорки «курка не пташка, баба не чоловік». Слово «чоловік» имеет в украинском языке значение «муж» и «мужчина», соответственно последняя часть рассматриваемой нами поговорки должна быть переведена как «баба не мужчина», что естественным образом меняет окраску выражения, резюмируя очевидное, то есть различие между природой мужчины и женщины.

Однако во многих странах Западной Европы, действительно, существовала разница между словом «человек» и словом «женщина», что было закреплено и в языке. Так, во французском и английском языках человек и мужчина обозна-

3

чаются одним и тем же словом , поэтому там поговорка «женщина - не человек» вполне объяснима с этой точки зрения.

Такое положение отчасти можно объяснить тем, что право многих стран основывается на римском праве, которое знает человека лишь как собственника и в котором существовали римские граждане и жены римских граждан, но не было гражданок.

Особенно неуважительным по отношению к женщине являлось гражданское право во Франции и в тех странах, в которых оно оказало сильное воздействие (Бельгия, Испания, Португалия, Италия, частично Польша, Нидерланды и большинство кантонов Швейцарии).

Так, согласно Гражданскому кодексу Франции 4, как только женщина выходила замуж, она подпадала под опеку мужа, не должна была без согласия мужа выступать перед судом, даже если имела общественное дело, муж управлял имуществом своей жены, мог продать его, передать, заложить, не нуждаясь в ее согласии или содействии. По законодательству Франции мужу дозволялось требовать развода, если жена оказалась виновной в нарушении супружеской верности, жена же могла требовать развода лишь в том случае, если муж принимал свою любовницу в общем с женою доме. Если была доказана супружеская неверность жены, то она наказывалась тюрьмой от трех месяцев до двух лет. Муж наказывался только в том случае, если он содержал любовницу в супружеском доме. Признанный виновным, он приговаривался к денежному штрафу.

Подобные же законы существовали и в Бельгии. Для жены наказание за нарушение супружеской верности было то же самое, что во Франции, муж мог быть наказан только в том случае, если нарушение супружеской верности было совершено в доме супругов, в этом случае муж мог быть приговорен к тюремному заключению от одного месяца до одного года. В Бельгии закон был несколько справедливее, чем во Франции, но двойственное право для мужа и жены существовало и там. Подобные же постановления под влиянием французского права действовали в Испании и Португалии. Итальянское гражданское право 1865 года допускало для же-

3 Англ. «man» переводится как человек, мужчина, муж; фр. «homme, male» - как человек, мужчина, самец.
4 Французский гражданский кодекс 1804 г. С позднейшими изменениями на 1939 г. М.,
1941.

ны развод лишь в том случае, если муж держал свою любовницу у себя в доме или в таком месте, где пребывание любовницы должно было рассматриваться как тяжелое оскорбление для жены. В норвежском праве положение женщины, вступившей в брак, также формулировалось как несвободное 5.

В Англии обычное право вплоть до 1870 года делало мужа владельцем движимого имущества жены. Право собственности она сохраняла только на недвижимое имущество, однако право управления и пользования им также принадлежало мужу. Перед судом английская женщина не значила ничего. Она не могла совершать никаких правовых действий, не могла даже написать законное духовное завещание, была крепостной своего мужа. Если она причиняла кому-нибудь убыток или вред, то это рассматривалось как убыток, причиненный домашним животным, ответственность падала на мужа. Из речи, произнесенной епископом И.Н. Вудом в 1888 году в Вестминстерской капелле, видно, что еще сто лет тому назад жена не имела права есть за одним столом с мужем, не смела говорить, пока ее не спрашивали. Над ее постелью, как знак супружеской власти, висела плеть, которую муж мог использовать, если жена проявляла непокорность. Только дочери должны были слушаться мать, сыновья же смотрели на нее как на служанку 6.

Исторически в России женщины обладали более широкими экономическими и политическими правами, чем представительницы их пола на Западе. Например, в Домострое, русском литературном памятнике XVI века, представлявшем собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения, строго порицался мужчина, не уважающий свою жену. Предполагается, что Домострой возник в среде богатого новгородского боярства и купечества и служил правящему классу нравственным кодексом. В нем содержатся ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве и дается подробное описание повседневной жизни с множеством бытовых подробностей.

Так, в Домострое содержится наставление, что мужу с женою нужно советоваться о домашнем хозяйстве, на ком какая обязанность и кому какое дело вверено вести. Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью, примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить, и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению. Кроме этого, говорилось, что «если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь» 7.

В России никогда не было такого, как, например, в Польше, где в средние века одно из шляхетских наставлений рекомендовало мужу учить жену следующим образом: избить ее, затем связать и повесить к каминной трубе, как окорок.

5 Weeer M. Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklune. Tubingen, 1907. S. 377.
6 Chapman A., Chapman M. The statute of women under the English Law. L., 1909.
7 Сильвестр. Домострой. Библиотека учебной и научной литературы. URL : http://sbib-lio.com/biblio/archive/silvestr_domostroy/

Также необходимо отметить, что на Руси никогда не было позорного для женщины права первой ночи, как на Западе.

Важно подчеркнуть, что женщины на Руси обладали и определенными имущественными правами. Первое упоминание о полномочиях женщин на владение определенным имуществом содержит уже один из наиболее ранних юридических памятников - договор 911 года князя Олега с Византией, утвердивший право женщины сохранить за собой часть общего с мужем имущества даже в случае, если муж совершил убийство и предстал перед законом 8.

Женское имущественное владение, именуемое в Русской Правде «частью», включало приданое и не входящее в его состав некоторое параферналь-ное имущество - собственность жены, которой она могла распоряжаться по своему усмотрению. Впоследствии парафернальное имущество жены передавалось мужу только на основе доверенности, а обеспечением добросовестности управления этим имуществом служила законная ипотека на имущество мужа в пользу жены 9. Важно отметить, что право владения приданым, по Русской Правде, было присуще людям из среды почти всех классов и социальных групп феодального общества, в том числе и смердам.

Устав князя Владимира считает принципиально возможной «прю между мужем и женою о животе», то есть спор по поводу имущества. В целом законодательство того времени содержит свидетельства развития имущественных прав женщин, состоявших в браке 10.

Кроме того, в Русской Правде содержались нормы, касающиеся женского опекунства, то есть предоставлявшие право женщинам становиться опекунами своих несовершеннолетних детей. Западноевропейское общество на тот момент еще не знало института женского опекунства, что говорит о более уважительном отношении к женщине в русском обществе и о большей широте ее прав.

Еще более интересна норма Русской Правды, устанавливающая наличие у женщины Древней Руси не только наследственных прав, но и право в отличие от своего мужа выбирать, кому из детей передать свое наследство. По этой статье предпочтение отдавалось тому, кто проявил больше внимания к матери 11.

Возможно, этим во многом объясняется непопулярность в России агрессивных форм феминизма, характерных для Европы и Америки, где женщины столетиями боролись за то, что в России подразумевалось само собой.

Необходимо также отметить и влияние религии на положение женщины. В Европе к женщине относились как к виновнице грехопадения, и были исторические этапы, когда женщин истребляли, как ведьм. По различным данным, в период с XIII по XIX век инквизицией было истреблено от 1 до 15 миллионов

8 Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М. : Мысль, 1989.
9 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 22а. СПб., 1897. С. 778-779.
10 Алексеев К. Об отношениях супругов по имуществу // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1868. Т. 2. С. 12.
11 Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси.

женщин, подозревавшихся в колдовстве. Особый размах казни женщин приобрели в странах, затронутых идеями Жана Кальвина, реформатора католической церкви 12.

Отношение к ведьмам у славянских народов было иным, ведь само слово «ведьма» происходит от слова ведать, то есть знать. А знание, как известно, далеко не всегда вредоносно. Более того, на Руси времен Ивана Грозного человек, назвавший женщину ведьмой, платил штраф.

Однако женское движение не обошло и Россию. Является ли это закономерным этапом развития общества или стечением исторических обстоятельств?

Предыстория русского женского движения берет начало в ХУШ веке и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 года, идей Просвещения и распространении идей о равенстве мужчин и женщин в странах Европы. Передовое русское общество следило за событиями в Европе, особенно во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли и женщины. В течение ХУШ века жизнь европейских женщин во многом претерпела изменения: многие работали на себя и обладали экономической независимостью, простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались через посетителей влиять на политику. Следствием этих преобразований, которые на тот момент носили негласный характер, то есть не были законодательно закреплены, явился поднятый женщинами вопрос об официальном признании их прав на гражданскую жизнь - образование, труд, уважение в семье и в обществе. Необходимо заметить, что для этого уже сформировались исторические предпосылки и была подготовлена необходимая почва.

Как мы уже отмечали ранее, правовое положение женщины в странах Европы было гораздо более узким, чем в России, и европейские женщины неоднократно ставили вопрос о равенстве полов и бесправном положении женщины. Кроме этого, в Европе стали развиваться идеи демократии, которые разрабатывались в рамках философской традиции гуманизма, Просвещения и европейских революций ХУП-ХУШ веков.

По мнению французского социального психолога Ж. Менделя, к XVI веку в Западной Европе возникает совершенно новый тип человека - человека, отделившегося от рода и от своего сообщества. А уже в эпоху раннего Просвещения «гуманистически ориентированное мировоззрение стало питательной средой для этико-философских учений, в центре которых стоит не абстрактный человек-гражданин, а «человек вообще», то есть независимый индивид, чей частный интерес превращается в мерило и рычаг общественной морали» 13. Появляется личность с собственным самосознанием, с тоской, любовью и одиночеством 14 А французский философ Симона де Бовуар отмечает, что «чем сильнее индиви-

12 Roth C. A history of marranos. N.Y., 1974.
13 Эрлихсон И.М. «Третья женщина» эпохи Нового времени в английском просветительском романе // Диалог со временем. 2013. Вып. 42. С. 281.
14 Mendel G. On est toujours l&enfant de son siecle. Le XX siecle: Un regard psychopolitique. P., 1986. P. 99.

дуализируется особь мужского пола, чем выше потребность мужчины в такой индивидуализации, тем скорее он будет признавать и за своей подругой право на индивидуальность и свободу» 15.

С. де Бовуар связывает общий процесс индивидуализации человека с процессом его эмансипации от груза патриархальных обычаев и традиций, и, по ее мнению, именно этот процесс привел к вызреванию в западноевропейском обществе демократического идеала свободы, равенства, братства. Развитие цивилизации, культуры, техники, медицины и образования изменили потребности общества. Оно нуждалось отныне в интеллекте, в совершенствовании культурных навыков, в свободной личности и ее предприимчивости, а чуть позднее и в массовой рабочей силе, которую составляли и мужчины, и женщины. Идеалы демократии, переведенные в триаду «свобода, равенство, братство», обозначили эти потребности в качестве новых ценностей, диктующих новые нормы поведения.

Идея естественного права поставила человека независимо от его происхождения и имущественного положения в центр истории и объявила его сувереном, гражданином своего общества, равным всем другим перед лицом закона. Так, по мнению М. Вебера, происходило «расколдовывание мира», его высвобождение из-под власти природно-родовых начал. В общую картину этих изменений М. Вебер включал и «очеловечивание» отношений между полами, которые превращаются в отношения «взаимной ответственности» или в отношения «сознающей свою ответственность любви» 16. Становление женской личности, ее эмансипация, по его мнению, обязательная часть этого процесса.

Однако важно подчеркнуть, что те процессы, о которых говорят Ж. Мендель и С. де Бовуар, начались не внезапно, им предшествовали долгие годы становления. Так, споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются еще от эпохи так называемого высокого Средневековья (приблизительно с 900 по 1300 год). В этот период, с одной стороны, утверждалось превосходство мужчин над женщинами, и параллельно с этими убеждениями существовала «концепция куртуазной любви», необходимая для творческого вдохновения бродячих поэтов - трубадуров. Средневековая культура стала важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно Средневековье дало наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако она содержала ростки и другого, нового отношения к женщине.

Для высокого Средневековья характерно начало процесса распада родовых структур и перехода на уровень личности и ее ответственности за собственную судьбу, при этом активным участником этого процесса была христианская концепция. Отрыв человека от родовых связей и корней привел к возникновению религиозной активности, при которой замещающую функцию утерянного рода стал выполнять Бог. Обозначенные выше события затронули все сферы человеческой жизни. Не стала исключением и философия, в которой также проис-

15 Веатоок S. Le deuxieme sexe. GaШmard, 1949. Р. 274.
16 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 328-334.

ходили определенные изменения, в частности в представлениях о природе «мужского» и «женского» 17.

По мнению Т.Б. Рябовой, с христианской культурой в жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине: женщина как виновница грехопадения (Ева) и женщина как добродетельная мать Христа (дева Мария) 18.

Как пишет О.В. Степанова, «в то время большое распространение имели тексты, выступающие с обличением женщин. В них был очень распространен мотив неистребимой, извечной порочности женщин, будь то склонность к любовным интрижкам, будь то просто любовь к безделью, к сплетням и злословию, будь то постоянное стремление верховодить в доме, что причиняет столько бед доверчивым и безответным мужьям» 19.

В противовес христианским догмам «концепция куртуазной любви» утверждала исконное и безусловное внутреннее и внешнее превосходство женщины над мужчиной 20. Эти позитивные взгляды по отношению к женщине нашли отражение в проповеди «Ко всем женщинам» Хумберта Романского, который считал, что женщина стоит значительно выше мужчины по природе, по благородству и по славе. Аналогичные идеи содержатся и в средневековой «Рукописи из Кембриджской библиотеки», в которой также утверждается более высокое положение женщины по сравнению с мужчиной.

Кроме этого существовала и точка зрения, что мужчина и женщина равны. Так, Петр Ломбардский считал, что поскольку женщина создана из ребра мужчины, а не из его головы или ноги, то она должна находиться не выше и не ниже мужчины, а рядом с ним, как его товарищ 21.

Процесс анализа роли и значения «мужского» и «женского» в западной философии был продолжен в период позднего Средневековья, который получил название эпохи Возрождения. Человека этой эпохи отличает стремление к самоутверждению и осознанию собственных сил и возможностей. Эпоха Возрождения характеризуется возникновением движения гуманистов, которые пытаются освободиться от господства церкви в экономической, политической и духовной жизни, создать новую светскую культуру. В отличие от средневековой культуры не Бог, а человек становится теперь мерилом всех вещей.

Развитие идей гуманизма и просвещения оказало существенное влияние на изменение представлений о социальных ролях мужчины и женщины в обществе, на формирование новых гендерных отношений.

17 Шабельников В.К. Психология души. М., 2003. С. 67.
18 Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.
19 Степанова О.В. Функционально-тематическое своеобразие новелл сборника «Малый дворец удовольствий» Джорджа Пети // Электронный Вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2007. Вып. 3. С. 5.
20 Виппер Ю.Б. Поэзия плеяды. М., 1976. С. 144.
21 Балгимбаева З.М. Культура и философия гендерных предубеждений. Алматы, 2007.

Так, например, церковно-политический деятель Н. Кузанский (1401-1464) выдвинул теорию единства противоположностей, полагая, что «мужское» и «женское» не просто связаны между собой и существенно дополняют друг друга, но и находятся в тесной взаимосвязи с целым миром 22. Значительное место во взглядах на природу «мужского» и «женского» в философии Возрождения принадлежит Эразму Роттердамскому (1469-1536), который выступал против религиозного фанатизма, унижения человека независимо от его пола и считал, что женщины имеют право на самостоятельность и на обучение 23.

Томас Мор (1478-1535), основоположник утопического коммунизма, провозглашал в своем труде «Утопия» равноправие мужчин и женщин, построенное на принципах коллективизма, отмены частной собственности и равенства в потреблении 24 В эпоху Возрождения появляются трактаты, специально адресованные женщинам. Как следствие нового мышления, в странах Европы появилась плеяда женщин-еретичек, объявивших в конце XIII - начале XIV века о своем праве на особую интерпретацию учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола, скорее как женщина, нежели мужчина 25.

Далее в эпоху Возрождения появляются первые женщины-писательницы: Изотта Ногаролла, Лаура Черета и Кристина Пизанская. Последняя в своем произведении «Книга о граде женском» (1405) описала идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к себе окружающих мужчин и общества. Также в этот период стали появляться светские дамы и фаворитки, весьма озабоченные политической жизнью и развитием науки.

Следующим этапом развития этого вопроса стал период, когда число женщин стало превышать количество мужчин и многие дамы не могли выйти замуж и, следовательно, обеспечить свое существование. Английские памфлетистки XVII века Афра Бенн и Мэри Эстелл обратили на это внимание и подняли вопрос о праве женщины считаться такой же свободной и полноправной, как и мужчина. Одной из самых незаурядных женщин раннего Нового Времени была Маргарет Кавендиш, герцогиня Ньюкасл, красивая, умная, образованная, энергичная, сумевшая полностью реализовать свой творческий потенциал и не боявшаяся облекать свои мысли в различные литературные формы: пьесы, романы, научные трактаты, биографические описания. Стремление Кавендиш вырваться из плена устоявшихся стереотипов и показать, каких высот может достигнуть ничем не стесненная женская индивидуальность, в полной мере продемонстрировано в утопическом романе «Описание Нового мира, называемого

22 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2000. С. 85.
23 Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1960. С. 168.
24 Мор Т. Утопия. М., 1935. С. 88.
25 Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность : учеб. пособие. СПб., 2009.

Сияющим миром» (1666) 26. Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.

В XVII-XVIII веках появляется целое созвездие королев, цариц, правительниц. Само их существование ставит под сомнение миф о природном назначении женщины, даже если речь идет как бы об исключении из правил. На этой волне публикуются серьезные сочинения, опровергающие традиционные взгляды на женщину и обосновывающие ее право считаться таким же полноценным человеком, как мужчина. В памфлете «Благопристойные аргументы в защиту государственных публичных домов» английского философа Б. Мандевиля (1724) женщины - не предмет неумеренной демонизации или идеализации, не tabula rasa, на которой можно начертать то, что угодно мужу или отцу, а равноценный мужчинам объект социологического анализа 27.

Сторонник женского равноправия Пулен де ля Барр в эссе «О равенстве обоих полов» доказывал, что неравенство полов есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. Вольтер обличал несправедливость женской доли, Дидро полагал, что униженное существование женщины есть следствие определенных гражданских законов и обычаев, Монтескье считал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни, Гельвеций доказывал, что гражданская непросвещенность женщины вызвана недостатками ее воспитания или вовсе отсутствием такового. Дэниэль Дефо в своих романах «Молль Флендерс» и «Роксана» показал рождение женщин нового типа - женщин, которые даже в системе супружеских отношений претендуют на обладание необходимыми инструментами для собственного материального обеспечения, на больший доступ к знаниям и информации

28. Вместо брака по расчету Руссо призвал женщину вступать в брак по любви, проповедовал «союз сердец», в заключении которого должна участвовать сама невеста как свободная личность, без чьего-либо принуждения, признал за женщиной право на семейное счастье и на уважение в семье. Вместе с тем мыслители того времени воздерживались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность и способность выступать субъектами истории. Как отмечает И.М. Эрлихсон, «даже в трудах тех, кто выступал в защиту жен-
26 О романе «Описание Нового мира» и политико-философских взглядах М. Кавендиш см.: Эрлихсон И.М. Английская консервативно-абсолютистская утопия второй половины XVII века // Новая и новейшая история. 2008. № 5. С. 99-110 ; Эрлихсон И.М. В поисках утраченного эдема. «Блистающий мир» монархического рационализма Маргарет Кавендиш и торжество разума в «Государствах луны» Сирано де Бержерака // Рязанский историк. 2008. № 7. С. 64-74.
27 Эрлихсон. И.М. К вопросу о цели написания и жанре памфлета Б. Мандевиля «Благопристойные аргументы в защиту государственных публичных домов» (1724 г.) // Диалог со временем. 2011. № 37. С. 67- 87.
28 Эрлихсон И.М. «Третья женщина» эпохи Нового времени в английском просветительском романе // Диалог со временем. 2013. № 42. С. 306 ; Эрлихсон И.М. Репрезентация материнства в романах Даниэля Дефо («Молль Флендерс», «Счастливая куртизанка, или Роксана») // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Рязань : РГУ имени С.А. Есенина, 2012. С. 380-386.

ского образования и разрабатывал программы его реформирования 29, женщина так и не получила признания в качестве равноправного и независимого субъекта... Иными словами, женщину “великодушно” допускают к знанию, но не ради самой себя, а чтобы сделать ее пребывание приятным для тех, кто ее окружает, для комфорта мужа и детей. Бурный поток советов и рекомендаций прекрасному полу. которыми полна публицистика конца XVII и начала XVIII века, однозначно формирует парадигму зависимой роли женщины в общественном сознании Нового времени» 30.

Постепенно женщина во Франции сложилась в человека, готового бросить вызов традициям и объявить миру, что она существует и претендует на свое место в обществе. Таким образом, появились естественные предпосылки для изменения правового положения женщины в обществе и рано или поздно вопрос изменения положения женщины в социуме должен был быть озвучен и решен.

Не дожидаясь специальных декретов, женщины почувствовали себя свободными и равными. Историк и романистка Д. Годино писала, что к началу Великой французской революции, несмотря на формальное непризнание, женщины принимали активное участие в жизни общества 31. Однако Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции и провозгласившая в 1789 году лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, была принята все же без учета предоставления женщинам более широких прав и объявила свободными и равными только мужчин.

Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией протест французских женщин против созыва без их участия Генеральных штатов, французская Конституция 1791 года отнесла женщин к пассивным членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию свободных и равных и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав.

Инициативу создания женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791 году Декларацию прав женщины и гражданки. В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных, прав, возможности занимать государственные посты, владеть и распоряжаться собственностью, иметь право на образование, а также равные с мужчинами права в семье и церкви. Она даже предложила форму общественного договора между мужчиной и женщиной (подобие брачного контакта), в которой заявляла о необходимости договора мужа и жены по поводу имущества, чтобы их состоя-

29 Подробнее о программах Дж. Локка, Дж. Свифта, Дж. Аддисона, Р. Стиля, Г. Галифакса, М. Эстелл см.: Лабутина Т.Л. Женское образование в Стюартовской Англии // Новая и новейшая история. 2001. № 2.
30 Эрлихсон И.М. «Третья женщина» эпохи Нового времени в английском просветительском романе. С. 282.
31 Les СаЫеге du feminisme. Р., 1989. № 49. Р. 9.

ние было общим и у каждого оставалось право разделить его по своему усмотрению между детьми 32.

Недовольство женских масс во Франции пыталось ввести в правовые рамки «Общество женщин революционных республиканок» - первая женская политическая организация, возникшая в 1791 году. Однако ее деятельность была в 1793 году запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Однако свое дело женщины-борцы за свои права уже сделали, и идеи свободы и равенства женщин начали распространяться по Европе и за ее пределами и находить там поддержку.

Так, практически одновременно с Олимпией де Гуж, в 1792 году, свою книгу «Защита прав женщины» опубликовала в Англии и в США Мэри Уолл-стонкрафт, поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства она сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М. Уол-стонкрафт именовала формой разумного гражданства, рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.

В том же 1792 году в Германии вышла книга «Об улучшении гражданского положения женщины» Теодора Готтлиба фон Гиппеля. С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».

К началу XIX века формирование этих теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Шарля Фурье и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности уничтожение частной собственности. По их мнению, в идеальном обществе женщине не только должна быть предоставлена возможность участия в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей. Они рассматривали свободу

32 Кечерджи-Шаповалова М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. С. 13.

любви и смены партнера, равное право на которую должны иметь оба пола как необходимую основу свободного общества.

В начале XIX века французский теоретик социализма Шарль Фурье придумал слово для обозначения борьбы женщин за свои права - «feminisme» (от лат. femina - женщина). Он писал о «феминистке», «новой женщине», которая изменит общественную жизнь и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин - это главный источник социального прогресса» 33.

Итак, женщины в Европе требовали признания их прав на гражданскую жизнь: на образование, труд, уважение в семье и в обществе. А как обстояло дело с положением женщин в этот период в России?

По мнению современного западного историка Рошель Дж. Ритгалда, Россия в то время была пионером в вопросах женского образования, политического равноправия женщин, а также женских организаций.

В России возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившееся в эпоху Петра Великого, было подкреплено появлением женщин нового типа, готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни, таких как Екатерина II, Е.Р. Дашкова, графини М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина. Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс Е.А. Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А. Волковой, Е.С. Меньшиковой, рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания в России.

Историю женского образования в России принято отсчитывать от Екатерининского указа о создании Смольного института, ставшего первым из нескольких десятков имперских заведений, навсегда изменивших облик российской женщины. Проблема женского образования занимала особое внимание Екатерины Великой. Девочки в России получали домашнее образование, но по существу оставались безграмотными. Школ было крайне мало, учителями были либо приходские дьячки, либо низкопробные французские репетиторы, приезжавшие на заработки в Россию. Екатерина внимательно изучала важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Дж. Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил, по определению П.Н. Милюкова, из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения 34.

В соответствии с указом, подписанным Екатериной II 5 мая (24 апреля) 1764 года, было основано Императорское воспитательное общество благородных девиц 35. Это общество, как говорилось в указе, создано для того, чтобы дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов

33 Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М., 1938. С. 174.
34 Образование в Москве. История и современность / Мосгорархив. М., 2000.
35 Санкт-Петербург : энциклопедия. ЦЯЬ : http://www.encspb.ru/obiect/2855740438?lc=ru

семьи и общества. Екатерина желала учредить учебное заведение, по уставу которого девочки должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и созданию «новой породы людей». Сенату было велено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию» 36. Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Первое г?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты