Спросить
Войти

Из истории собирания материалов по языкам и фольклору народов Крайнего Cевера, Сибири и Дальнего Востока России, хранящихся ныне в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РAН

Автор: указан в статье

А. А. Бурыкин, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко, Н. Д. Светозарова

Из истории собирания материалов по языкам и фольклору народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока России,

хранящихся ныне в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН*

Фундаментальные описания материальной и духовной культуры малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, объемные собрания фольклорных текстов на различных языках с переводами на русский или на европейские языки, увидевшие свет во второй половине XIX — начале XX вв., давно вошли в золотой фонд мировой гуманитарной науки. Вместе с тем в истории российской этнографии и фольклористики остается почти неизвестной такая область полевых и кабинетных исследований, как собирание образцов фольклорных текстов в их звуковой форме с использованием технических средств звукозаписи.

Обращение к материалам коллекций аудиозаписей образцов русского фольклора и фольклора народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, которые хранятся ныне в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук в Санкт-Петербурге показывает, что применение первых звукозаписывающих аппаратов-фонографов для записи образцов речи и произведений устного народного творчества в России началось с самых первых лет распространения фонографической техники и имело место менее чем через 10 лет после изобретения фонографа. Звукозаписывающие аппараты стали спутниками известнейших русских

Работа выполнена в рамках международного проекта Нидерландской организации научных исследований (ИШО) «Голоса тундры и тайги». Руководители проекта: Т. де Грааф и Л. В. Вондарко. Авторы выражают глубокую благодарность А. М. Решетову, внимательно прочитавшему данную работу в рукописи и сделавшему ряд ценных критических замечаний и библиографических добавлений.

Труды ИЛИ РАН. Том 11. часть 1. СПб., 2006. 543

Из истории собирания материалов

ученых-фольклористов и этнографов в их научных экспедициях в самые отдаленные уголки Севера и Сибири. В Фоно-граммархиве хранятся коллекции записей фольклора народов Дальнего Востока, собранные Л. Я. Штернбергом в 1900-е годы, обширное собрание записей разных жанров фольклора тунгусских и монгольских народов, сделанных С. М. Широкогоровым и Е. Н. Широкогоровой и относящихся к 1910-м годам, многочисленные записи фольклора алеутов и народов Тихоокеанского побережья России, проведенные В. И. Иохельсоном, уникальные собрания образцов устного народного творчества народов Южной Сибири, записанных С.Е. Маловым и А.В.Анохиным, коллекции записей фольклора кетов и других народов Енисейского Севера, собранные В. И. Анучиным, Н.К.Каргером и другими исследователями. Собрание фонографических записей, сделанных разными учеными в 1900-1917 годах, в наши дни предоставляет в распоряжение исследователей уникальные образцы эпических жанров фольклора, повествовательной прозы, а также многочисленные записи шаманских камланий различных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые позволяют судить о звуковой технике самых разных шаманских ритуалов.

К концу первой трети XX века Фонограммархив стал крупнейшим центром собирания и научного изучения устного народного творчества и музыкальной культуры народов России и СССР. Здесь работали такие выдающиеся собиратели и исследователи фольклора и музыкальной культуры, как 3. В. Эвальд, Е. В. Гиппиус, С. Д. Mai нд.

Фонограммархив III&. III& исторически восходит к созданному в начале 20 века по инициативе А. А. Шахматова Фонограм-мархиву 1-го славянского отделения Библиотеки Императорской Академии Наук. Первым руководителем ФА, в котором хранились материалы фольклорных и лингвистических экспе1Е. В. Гиппиус. Фонограмм-архив Фольклорной секции Института антропологии, этнографии и археологии Академии Наук СССР Ц Советский фольклор, №4-5, 1936. с. 405-413; С. Д. Магид. Список собраний Фопо-грамм-архива Фольклорной секции ИАЭА Академии Наук СССР Ц Советский фольклор, №4-5, 1936. с. 415-428; V. V. Korguzalov, А. D. Troitskaya. The Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg. The world of music, 35 (1), 1993. P. 115-120.

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

диций А.А.Шахматова и Н.С.Державина, был Эдуард Александрович Вольтер. После 1917 г. материалы ФА БАН были переданы в Государственный институт истории искусств и объединены с коллекциями Комиссии по изучению фольклора народов СССР ГИИИ, основу которых составляли материалы экспедиций на Север России. С 1926 г. хранителем объединенного архива был Евгений Владимирович Гиппиус (1903-1985).

В 1931 г. решением Президиума Академии наук СССР Фо-нограммархив был передан в созданную 6-го апреля 1931 г. Фольклорную секцию (позднее — Фольклорная комиссия) Института по изучению народов СССР Академии Наук (ИПИН). Возглавил Фольклорную секцию Марк Константинович Аза-довский, заведующим ФА был Гиппиус. Собрания Фольклорного кабинета ГИИИ, были объединены здесь со звуковыми архивами Музея антропологии и этнографии Академии Наук (МАЭ), включавшими в себя музыкальные и диалектные записи народов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также с фонографическими коллекциями Ленинградской государственной консерватории, фонотекой ГИМНа (Государственного института музыкальной науки), Института востоковедения АН, Музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе б. Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (Москва) и др.

В 1933 г. Фонограммархив в составе Фольклорной комиссии перешел во вновь созданный в результате объединения МАЭ и ИПИНа Институт антропологии и этнографии АН СССР (ИАЭ). В 1938-39 гг. Фонограммархив вместе с Фольклорной комиссией был перемещен в Институт русской литературы АН (Пушкинский Дом) и с тех пор находится там в составе Отдела народно-поэтического творчества. С 1971 года Фонограммархив имеет статус Центрального фонда звукозаписей фольклора в Академии Наук с режимом матричной консервации копий.

В конце 1920-х-начале 1930-х годов сотрудники Фонограм-мархива III&. III не только продолжали полевую работу по собиранию образцов фольклора различных народов в форме звукозаписей, но и вели ее в Ленинграде, используя возможности для работы с информантами — представителями самых разных этносов СССР и зарубежных стран. К этому времени относится формирование коллекций фонографических записей образИз истории собирания материалов

цов различных жанров устного народного творчества малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, производившихся от студентов Северного отделения Ленинградского Восточного Института, а позднее — от студентов Института народов Севера. Одновременно с этим ученые из Ленинграда и Москвы вели активную собирательскую работу с использованием фонографов и в местах традиционного проживания народов Севера — в Западной Сибири, на Енисейском Севере, на Чукотке.

Основная масса фонографических материалов, датируемых второй четвертью XX века, относится к песенным жанрам фольклора. Внимание к песням, среди которых преобладают песни-импровизации, проявлявшееся со стороны собирателей в этот период, вполне понятно — музыкальная культура этносов всегда была открыта для изучения специалистов-этномузыко-ведов, в то время как изучение словесного фольклора требует углубленных знаний языков, на которых исполняются фольклорные произведения.

Особенный характер коллекций Фонограммархива III&. III. собранных в конце 1920-х-1930-е годы, связан с тем, что они сохраняют для нас массовый фольклорный материал, относящийся к периоду, который отделен от нас почти тремя четвертями века. Нельзя не отметить того, что, если обратиться к печатным источникам по фольклору народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, относящимся к тому же времени, то мы не найдем в них и десятой части того, что дают нам фонографические записи и архивные документы Рукописного фонда Фонограммархива III&. III. Конец 1920-х — начало 1930-х годов, равно как и последовавшее за ним десятилетие, составляют время значительных преобразований в хозяйстве и культуре народов Севера, и одно из самых значительных событий этого времени — это массовое обучение грамоте и распространение письменности на языках народов Севера, которое в дальнейшем обусловило появление первых школьных учебников, книг стихов и рассказов, принадлежащих первому поколению писателей из числа коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По существу все писатели этого поколения были студентами Института народов Севера, и они активно участвовали в работе по собиранию образцов фольклора своих народов.

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

Среди записей Фонограммархива III&. III сохранились голоса эвенкийских поэтов Алексея Платонова и Никиты Сахарова, эвенского поэта и прозаика Николая Тарабукина, нанайского поэта Акима Самара, первого удэгейского писателя Джан-си Кимонко и других литераторов и общественных деятелей из числа народов Севера России. Среди документов, относящихся к собирательской работе и к опытам изучения образцов фольклора этих народов, имеется немало ценных документов, иллюстрирующих историю развития письменности на языках народов Севера России. Нам известно, что в конце 1920-х годов в некоторых районах обучение родным языкам осуществлялось с использованием русского алфавита, а в 1932 году в практику обучения и издания печатной продукции для языков народов Севера были официально введены алфавиты, разработанные на латинской графической основе, представлявшие собой варианты Единого Северного Алфавита. В 1936 — начале 1937 годов письменность на языках народов Севера России была официально переведена на русскую графическую основу. Однако для некоторых языков в местных средствах массовой информации и в повседневном быту в 1935-1939 годах использовались одновременно два алфавита — алфавит на латинской основе, который успели усвоить учащиеся начальных классов и курсов ликбеза, и алфавит на русской основе, который использовали те, кто хорошо владел русским языком и обучался после введения или спонтанного расширяющегося распространения письменности на кириллице.2 Записи отдельных текстов на разных языках (хантыйском, эвенкийском, нанайском), хранящиеся в Рукописном фонде Фонограммархива III&. III. хорошо демонстрируют то, что обе графики, как латинская, так и русская, были знакомы коренным северянам-исполнителям фольклорных текстов, а также и тем, кто помогал исследователям изучать эти материалы, и активно использовались ими для записи текстов на родных языках.

Основу звуковых фондов народов Сибири и Дальнего Востока в Фонограммархиве III&. III составили коллекции, поступившие в 1930-х годах из Музея антропологии и этногра2См. об этом: Вурыкин А. А. Язык малочисленного народа в его письменной форме. Социолингвистические и собственно лингвистические проблемы (На материале эвенского языка). СПб., 2004.

Из истории собирания материалов

фии. Наибольшую ценность представляют мемориальные коллекции, отражающие результаты исследовательской деятельности дореволюционных собирателей, среди которых выделяются А.В.Анохин, В.И.Анучин, В. И. Иохельсон, А.Н.Липский, С. Д. Майнагашев, Я. Строжецкий, И. М. Суслов, С. М. Широ-когоров, Л. Я. Штернберг. Тогда же они пополнились за счет результатов собирательской деятельности фольклористов Фонограммархива и музыкантов Ленинградской консерватории. Кроме того, Е.В.Гиппиус, З.В.Эвальд и С. Д. Магид проводили важную работу по записи традиционного фольклора от студентов Северного отделения Института живых восточных языков и Института народов Севера.

До 1938 года, когда Фонограммархив действовал и развивался в структуре Института антропологии и этнографии АН СССР, в составе Фольклорной секции, деятельность которой определялась несколькими направлениями работы. Важнейшее из них было связано с работой над капитальным собранием «Песни народов Советского Союза».

После перемещения Фонограммархива в 1938-39 гг. в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, благодаря сохранившимся межведомственным связям, организовывались фольклорно-этнографические экспедиции, позволявшие продолжать собирательские традиции, заложенные ранними фондообразователями. И хотя систематическая научная обработка материалов по народам Сибири и Дальнего Востока прекратилась, пополнение коллекций осуществлялось благодаря экспедициям, которые проводились, в частности, совместно с сотрудниками Фольклорных комиссий Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР. Так например, в 1977 и 1981 годах состоялись экспедиционные поездки в Якутию, а в 1981 году была проведена экспедиция на Алтай. Осуществлялись также записи фольклора народов Сибири и Дальнего Востока от студентов Ленинградского государственного университета.

Среди крупнейших поступлений последних десятилетий, которые содержат звуковые образцы культурного наследия народов Сибири и Дальнего Востока, следует отметить коллекцию фонографических валиков Московской государственной консерватории, а также обширный фонд записей фольклора, вы"tip_2008" - 2008/1/15 ,21:19 - page 549 - #549

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

полненных сотрудниками Всесоюзной студии грамзаписи при участии этномузыковедов Москвы и Ленинграда.

Наибольший интерес в равной мере как для фольклористики и языкознания, так и для истории отечественной науки представляют самые ранние коллекции материалов по языкам и фольклору народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, собранные в 1900-1917 годах. Краткая характеристика этих коллекций дана в приведенной ниже таблице 1.

Таблица 1

№ коллекции / №№ записей (ФВ — фоно-валики, МФ — магнитозапи-си) / Количество записей в коллекции; / Преобладающие этносы; / Жанры; / Собиратели

20 / ФВ 967-1009 / 43 / Нанайцы, нивхи, негидальцы / Песни, проза,

шаманство / Л.Я.Штернберг (1910 г., Амурский край);

021 / ФВ 1010-1033, 3299 / 41 / Буряты, эвенки, орочоны / Песни, проза / С.М. Широкогоров, Е. П. Широкогорова (1912 г., Забайкальская область);
022 / ФВ 1034-1052 / 19 / Хакасы, шорцы / Проза, шаманство / С. Д. Майнагашев (1913 г., Енисейская губерния);
023 / ФВ 1053-1070 / 21 / Орочоны / Песни, шаманство / С. М. Широкогоров, Е. П. Широкогорова (1913 г., Забайкальская область);
025 / ФВ 1034-1052 / 52 / Хакасы / Шаманство, песни, проза / С. Д. Майнагашев (1914 г., Енисейская губерния);
026 / ФВ 1153-1159 / 7 / Эвенки, кеты / Песни, шаманство / И. И. Суслов (1914 г.);
027 / ФВ 1160-1178 / 19 / Ненцы, коми / Песни, проза / Г. Д. Федоров (1914 г., Пустозерский уезд Архангельской губернии);
029 / ФВ 1185-1188 / 4 / Якуты / Сказка / В. И. Иохельсон (1902 г.);
030 / ФВ 1189-1191 / 3 / Алтайцы / Песни, эпос / А.Н.Липский (1915 г.);
032 / ФВ 1234-1237 / 4 / Якуты / Олонхо, шаманство / Д. П. Анучин (1903 г.);

Из истории собирания материалов

033 / ФВ 1238-1293 / 62 / Ительмены / Проза, песни / В. И. Иохельсон (1909-1911 г.);
034 / ФВ 1294-1379 / 92 / Алеуты / Проза, песни / В. И. Иохельсон

(1909-1911 г.);

063 / ФВ 2205-2237 / 34 / Телеуты, шорцы, кумандинцы / Песни, шаманство / А.В.Анохин (1911 г., Алтай);
064 / ФВ 2238-2278 / 41 / Алтайцы / Песни, шаманство /

A.В.Анохин (1910 г., Алтай);

065 / ФВ 2279-2296 / 19 / Кеты / Песни, проза, шаманство /

B. И. Анучин (1908 г.);

091 / ФВ 3247-3248 / 3 / Ханты / Песни / Неизвестен;
094 / ФВ 3255-3289 / 39 / Эвенки / Песни, шаманство / С.М.Ши-рокогоров;
095 / ФВ 3290-3294 / 5 / Нивхи (?) / Песни, шаманство / Неизвестен;
112 / ФВ 3590-3606 / 19 / Эвенки / Шаманство, песня / С.М.Ши-рокогоров;
494 / ФВ 6738-6915 / 214 / Алтайцы, тувинцы, хакасы / Песни, шаманство / А.В.Анохин (1906-1911 гг., Алтайский округ Томской губернии);

Материалы 1900-1917 гг. представляют 19 коллекций, относящихся к 18 народам Севера и Сибири и принадлежащих 9 собирателям, среди которых мы находим имена выдающихся представителей отечественной фольклористики и этнографии и прекрасных знатоков языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имена, которые говорят сами за себя — это Л. Я. Штернберг, В. И. Иохельсон, С. М. Широкогоров, Д. И. Анучин, а также те ученые, которые получили признание в науке в более позднее время — В. И. Анучин, А.Н.Липский, И. И. Суслов. Интересным фактом является то, что два собрания записей по фольклору тюркских народов Сибири — хакасов и шорцев — были сделаны С. Д. Майнагашевым, одним из исследователей, принадлежащих к первому поколению ученых, выходцев из среды коренных народов Сибири. Таким образом, в первые два неполных десятилетия XX века исследователи, пользующиеся фонографами для записи образцов фольклора

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

народов Сибири, смогли зафиксировать материалы, представляющие словесный и музыкальный фольклор у примерно половины народов, населяющих Север, западную и Восточную Сибирь, а также Дальний Восток России.

Дадим краткую характеристику отдельных коллекций, относящихся к 1900-1917 гг.

Коллекция №020

Собиратель Штернберг Лев Яковлевич3. Записи выполнены летом 1910 года на восковых валиках (фонографических цилиндрах) на территории Амурского края от панамцев, нивхов, негидальцев, эвенков. Материалы переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

В Рукописном фонде Фонограммархива имеется предварительное описание экспедиции, выполненное С. М. Широкого-ровым (ФА РФ п. 61).

Коллекция №021

Собиратели Широкогоров Сергей Михайлович, Широкого-рова Елизавета Николаевна4. Записи выполнены в 1912 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в Читинском уезде Забайкальской области от эвенков, орочонов, бурят. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

В Рукописном фонде Фонограммархива имеется предварительное описание экспедиции (ФА РФ п. 61), а также тетради с нотными расшифровками тунгусских песен (ФА РФ п. 54).

3См. о нем: Гаген-Торн Н. И., Лев Яковлевич Штернберг. М., 1975.
4О С. М. Широкогорове см.: Решетов А. М. (1) Сергей Михайлович Широкогоров. Его жизнь и труды (к 100-летию со дня рождения) Ц Полевые исследования ГМЭ Народов СССР. 1985-1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л., 1989. С. 25-27; (2) С. М. Широкогоров — сотрудник МАЭ Ц Развитие культуры в каменном веке. Краткое содержание докладов на Международной конференции, посвященной 100-летию отдела археологии МАЭ. СПб., 1997. С. 30-32; (3) Петербургский период жизни и деятельности С. М. Широкогорова Ц Широкогоров С. М. Избранные работы и материалы. Этнографические исследования. Книга первая. Избранное. Владивосток, 2001. С. 6-32.

Из истории собирания материалов Коллекция №022

Собиратель Майнагашев Степан Дмитриевич. Записи выполнены в 1913 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в Минусинском уезде Енисейской губернии от хакасов. Материалы переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

В рукописном фонде Фонограммархива имеется регистрационный лист собирателя (ФА РФ п. 58, л. 21-22).

Коллекция №023

Собиратели Широкогоров Сергей Михайлович, Широкого-рова Елизавета Николаевна. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) летом 1913 года в Нерчинском и Баргузинском уездах Забайкальской области от орочонов. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

В рукописном фонде Фонограммархива имеется регистрационный лист собирателя (ФА РФ п. 61, л. 11-12).

Коллекция №025

Собиратель Майнагашев Степан Дмитриевич. Записи выполнены в 1914 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в Минусинском уезде Енисейской губернии от ка-чинцев, сагайцев, кызылъцев. Материалы переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году. В рукописном фонде Фонограммархива имеется регистрационный лист собирателя (ФА РФ п. 58, л. 17-18).

Коллекция №026

Собиратель Суслов Иван Иннокентьевич (Иннокентий Михайлович?). Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1914 г. от эвенков, кетов (енисейские остяки) и русских. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г. В Рукописном фонде Фонограммархива имеется предварительное описание коллекции, выполненное С. М. Широкогоровым (ФА РФ п. 61, л. 19-20).

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова Коллекция №027

Материалы коллекции собраны в 1914 году Г. Д. Фёдоровым в Пустозерском уезде Архангельской губернии. Записи производились от ненцев (самоедов), коми-зырян и русских. Записи от русских сделаны в деревне Устье на реке Печоре. Это рождественская поздравительная песня, виноградья и отрывок из былины об Илье Муромце. Среди записей от ненцев — образцы героического эпоса, плачи, фрагменты разговорной речи.

Коллекция №029

Собиратель Иохельсон Владимир Ильич. Записи выполнены в 1902 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от якутов. Передана из Музея антропологии и этнографии в 1931 году. Большая часть материалов не опубликована. Авторские рукописи хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук и в Нью-Йоркской Публичной библиотеке (New York Public Library)5.

Коллекция №030

Собиратель Липский Альберт Николаевич. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1915 г. от алтайцев. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г. В рукописном фонде Фонограммархива имеется регистрационный лист, составленный Л. Я. Штернбергом (ФА РФ п. 58, л. 15). Рукописи А. Н. Липского хранятся в МАЭ РАН (фонд 5).

Коллекция №032

Собиратели Анучин Дмитрий Николаевич и Ян Строжец-кий. Записи выполнены в 1903 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от якутов. Коллекция передана из

5См.: Корсун С. А. В. И. Иохельсон и его экспедиция на Алеутские острова Ц Культурное наследие народов Сибири и Севера. Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17-19 октября 2001 г. СПб., 2004. С. 83-89 с чрезвычайно ценной библиографией.

Из истории собирания материалов

Музея антропологии и этнографии в 1931 году. Расшифровки материалов опубликованы.6

Коллекция №033

Собиратель Иохельсон Владимир Ильич. Записи выполнены в 1909-1911 годах на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от ительменов, эвенков и русских. Передана из Музея антропологии и этнографии в 1931 году. Большая часть материалов не опубликована. Авторские рукописи хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук и в Нью-Йоркской Публичной библиотеке (New York Public Library).

Коллекция №034

Собиратель Иохельсон Владимир Ильич. Записи выполнены в 1909-1911 годах на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от алеутов. Коллекция передана из Музея антропологии и этнографии в 1931 году. Большая часть материалов не опубликована. Авторские рукописи хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук и в Нью-Йоркской Публичной библиотеке (New York Public Library).

Коллекция №063

Собиратель Анохин Андрей Викторович. Записи выполнены в 1911 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) на Алтае от телеутов, шорцев, кумандинцев. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

6См: Анучин Д. Н. О применении фонографа к этнографии и в частности о записи шаманского камланья в Средне-Колымске, Якутской области. jj Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 2. М., 1911. С. 288-293 (тексты). Там же. Нотное приложение к статье. Заклинания «Олонго» якутских шаманов. С. 4 (ноты).

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова Коллекция №064

Собиратель Анохин Андрей Викторович. Записи выполнены в 1910 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) на Алтае от алтайцев. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

Коллекция №065

Собиратель Анучин Василий Иванович. Записи выполнены в 1908 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в Енисейской губернии от кетов. Коллекция передана из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

Коллекция №091

Неизвестный собиратель. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от хантов. Место и время записи не указаны. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г.

Коллекция №094

Собиратели Широкогоров Сергей Михайлович, Широкого-рова Елизавета Николаевна. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1915-1917 гг. от эвенков и маньчжуров. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г. В рукописном фонде Фонограммархива имеются расшифровки напевов тунгусских (эвенкийских) песен, выполненные С. Д.Магид (ФА РФ п.54, тетради 9-11).

Коллекция №095

Неизвестный собиратель. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах). Место и время записи, а также народность не указаны. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г.

Из истории собирания материалов Коллекция №112

Собиратель Широкогоров Сергей Михайлович. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от эвенков. Место и время записи не известны. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году.

Коллекция №494

Собиратель Анохин Андрей Викторович. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в период 1906-1911 гг. на территории Алтайского округа Томской Губернии от алтайцев, сойотов, телеутов, качинцев7. Валики первоначально находились в Томском государственном этнолого-археологическом музее. Валикам была присвоена сплошная нумерация, включавшая и чистые цилиндры, подготовленные для записи. Номера, не отражающие хронологию, были выставлены музейными работниками синими чернилами на этикетках, на которых содержатся паспортные данные, проставленные черными чернилами непосредственно самим собирателем. Со временем некоторые авторские пометки выцвели. Впоследствии валики поступили в Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы. В 1965 году они были переданы в Фонограммархив III&. III. Рукописные материалы хранятся в МАЭ РАН (фонд 11) и в Рукописном отделе ГорноАлтайского областного музея (инв. .V" I 115)н.

Научная судьба фонографических коллекций, собранных исследователями начала XX века, сложилась таким образом, что они оказались как бы отделенными от самих собирателей, и ученые, проводившие фонографические записи, не смогли в дальнейшем воспользоваться теми материалами, которые они собирали в экспедициях. В 1910-е годы Л.Я.Штернберг, издавший обширное собрание нивхского фольклора, пе7См.: Анохин А. В. Отчет о научных командировках на Алтай Ц Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. Иг., 1914. Серия II, №3.

80 судьбе архива собирателя см.: Хохолков В. Сокровищница духовной культуры алтайцев (О научном наследии А. В. Анохина) Ц Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989. С. 116-124.

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

реключился на этнографические проблемы и вопросы общетеоретического характера, В. И. Иохельсон, будучи специалистом по языкам и этнографии многих народов Северо-Востока Азии и Америки, не успел полностью использовать или подготовить к публикации свои алеутские материалы, С. М. Широкогоров не вернулся в Петербург. Другие исследователи — Д. Н. Анучин, И. К. Каргер — публиковали исследования, связанные с их собирательской деятельностью, но и они, насколько можно судить, не возвращались непосредственно к коллекционным фонографическим материалам. Достаточно досадным является то обстоятельство, что и последующее поколение ученых, куда входили непосредственные ученики Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораза и других основоположников этнографического и лингвистического сибиреведения Х1Х-ХХ веков, также не обратились к этим коллекциям, которые в наши дни являются доступными лишь для ограниченного круга специалистов, владеющих языками народов Севера и Сибири и имеющих навыки работы с аудиоматериалами в отсутствие информантов-помощников.

Во второй половине 1920-х годов начинается новый этап собирания образцов устного народного творчества и музыкальной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, который продолжается до конца 1930-х-начала 1940-х годов. Если фонографические коллекции первого периода, периода 19001917 гг., представляли собой исключительно полевые экспедиционные записи, сделанные от знатоков традиционной культуры и фольклора народов в местах проживания этих народов, то большинство коллекций периода 1927-1937 гг. было собрано сотрудниками Фонограммархива, работавшими в Ленинграде и проводившими собирательскую работу среди многочисленных студентов специализированных вузов, приезжавших в Ленинград из самых разных мест и представлявших самые разные этносы. Особая ценность этих коллекций заключается, во-первых, в том, что они впервые в истории фольклористики народов Севера и Сибири фиксируют массовый фольклорный материал, который был знаком представителям младших поколений этих народов и активно исполнялся ими в своей молодежной среде — об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные материалы коллективных записей, сделанные С. Д. Магид среди сту"tip_2008" - 2008/1/15 ,21:19 - page 558 - #558

Из истории собирания материалов

дентов Института народов Севера в 1934-1937 гг. Далее, материалы этого времени впервые фиксируют в значительном количестве образцы песенного фольклора народов Севера — песни-импровизации и песни-подражания, в том числе песни-импровизации на сюжеты из жизни 1920-1930-х годов. Вместе с тем, материалы этого времени достаточно хорошо фиксируют и образцы традиционного фольклора — сказки и близкие к ним по форме и содержанию героические сказания. Чрезвычайно интересно то, что собиратели 1920-1930-х годов записывали от студентов образцы шаманских камланий — следовательно, исполнительская практика шаманских ритуалов в это время была доступна и знакома представителям младшего поколения народов Севера. Существенно, что большая часть шаманских камланий, записанных от молодых людей в Ленинграде, — это камлания на лечение больного, то есть тот тип камланий, который имеет наибольшую распространенность в сибирском шаманстве, и, видимо, вследствие этого — или вследствие наибольшей полезности для носителей традиции — является наиболее устойчивым среди разнообразных религиозных или шаманских ритуалов.

Экспедиционные фонографические фольклорные материалы этого времени представлены коллекциями А.Г.Данилина и Л. Э. Каруновской, И. К. Каргера, И. М. Ковязина, С. Г. Козина, М. И. Чулаки, В. К. Штейница, З.В.Эвальд и А.П.Пырер-ки, первого ученого-филолога и писателя из среды ненецкого народа. Значительный массив коллекций составляют материалы, записанные в Ленинграде фольклористами-музыковедами 3. В. Эвальд, В. В. Гиппиусом и С. Д. Mai нд.

Краткая характеристика фонографических коллекций периода 1927-1937 гг. дана в таблице 2.

Таблица 2

№ коллекции / №№ записей / Количество записей в коллекции; / Преобладающие этносы; / Жанры; / Собиратели

031 / ФВ 1192-1233 / 44 / Кеты / Шаманство, песни, сказки / Н. К. Каргер (1928-1929 гг.);
035 / ФВ 1385-1418 / 111 / Ненцы, эвенки, нивхи, нанайцы. / Песни, шаманство / Е.В.Гиппиус, З.В.Эвальд (1927-1929 г., Ленинград);

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

074 / ФВ 2904-2925 / 37 / Эвенки / Шаманство, песни / Н.М. Ковязин (1930 г., Эвенкийский округ ВосточноСибирского края);
084 / ФВ 3083-3098, 4823 / 30 / Нивхи, нанайцы / Песни, проза, шаманство / С.Г.Козин (1931 г. Николаевский район Амурского края);
091 / ФВ 3247-3248 / 3 / Ханты / Песни / Неизвестный собиратель;
127 / ФВ 4064-4093 / 44 / Ханты / Песни, проза, эпос, шаманство / В. Штейниц (1935 г., Березовский район Остяко-Вогульского национального округа);
133 / ФВ 4168-4177, 5128-5132 / 27 / Нанайцы, эвены, эвенки / Песни, проза, шаманство / Е. В. Гиппиус (1934-1935 гг., Ленинград);
146 / ФВ 4473-4478, 5263-5269 / 33 / Ненцы / Песни, эпос / 3. В. Эвальд, А. П. Пырерка (1937 г., Архангельск);
148 / ФВ 4516-4523 / 22 / Саамы / Песни / 3. В. Эвальд (1937 г., Ленинград);
159 / ФВ 4702-4730 / 65 / Алтайцы, телеуты / Песни / А.Г.Данилин, Л. Э. Каруновска (1928 г., Ойратская автономная область РСФСР (Алтай));
191 / ФВ 5140-5151 / 17 / Саамы / Песни / М. И. Чудаки (1937 г., Мурманский округ Ленинградской (Мурманской) области);
206 / ФВ 5402-5422 / 48 / Эвены, нанайцы, чукчи и др. / Песни, эпос, шаманство / С. Д. Магид (1937 г., Ленинград);

Из 12 коллекций этого периода, хранящихся в Фонограм-мархиве III&. III. 7 коллекций составляют полевые записи (270 записей) и 4 коллекции — записи, произведенные в Ленинграде (208 записей), и еще одна коллекция не имеет паспортных данных.

Дадим более развернутую характеристику фонографических коллекций, собранных в 1927-1937 гг. ленинградскими этнографами, фольклористами и музыковедами.

Из истории собирания материалов Коллекция №035

Собиратели Гиппиус Евгений Владимирович, Эвальд Зинаида Викторовна. Записи выполнены в 1927-1929 годах на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в г. Ленинграде от студентов Института народов Севера (немцы, нивхи, эвенки, алеуты, нанайцы, эвены, коряки, хакасы, саамы, негидалъцы, якуты) и в г. Детское Село от студентов Института живых восточных языков (монголы, казахи, крымские татары, киргизы, уйгуры, тувинцы, калмыки, тибетцы, буряты). Коллекция поступила из Ленинградской государственной консерватории в 1931 году.

Коллекция №074

Собиратель Ковязин Николай Михайлович. Записи выполнены в 1930 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) на территории Эвенкийского округа ВосточноСибирского края от эвенков. Материалы переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 году. В рукописном фонде Фонограммархива имеются нотировки тунгусских напевов, выполненные С. Д. Магид (ФА РФ п. 54, тетр. 7-9).

Коллекция №084

Собиратель Козин Семен Григорьевич. Записи выполнены в 1931 году на восковых валиках (фонографических цилиндрах) на территории Николаевского района Амурского края от нивхов и нанайцев9. Материалы переданы из ИПИНа (Институт по изучению народов СССР, Ленинград) в 1931 году. В рукописном фонде Фонограммархива имеется полевой листок собирателя (ФА РФ п. 61).

Коллекция №091

Неизвестный собиратель. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) от хантов. Место и

9См.: Козин С. Г. Дальневосточная комплексная экспедиция Ц Советская этнография, 1931, №3-4. С. 201-207.

А. А. Бурыкин, А. Ю. Каст,ров, Ю. И. Марченко, 11. Д. Светозарова

время записи не указаны. Переданы из Музея антропологии и этнографии в 1931 г.

Коллекция № 124

Собиратель Гиппиус Евгений Владимирович. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1934 году в городе Ленинграде в Фонограммархиве от студентов Института народов Севера (манси, ханты, удэгейцы, эвены). Нотные расшифровки наигрышей опубликованы: Гиппиус Е. В. Ритуальные инструментальные наигрыши медвежьего праздника обских угров Ц Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей. \!.. 1988. Часть 2. С. 164-175.

Коллекция № 126

Собиратель Магид Софья Давыдовна. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в марте — июне 1937 года в городе Ленинграде от эвенков, студентов Института народов Севера. В рукописном фонде Фонограммархи-ва имеются расшифровки текстов песен (ФА РФ п. 54).

Коллекция № 127

Собиратель Штейниц Вольфганг (Вольфганг Карлович). Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в Сибири от хантов Остяко-вогульского национального округа (Березовский район) в 1935 году. Материалы переданы из Института народов Севера в 1930-х годах. В рукописном фонде Фонограммархива имеется предварительное описание материалов экспедиции (ФА РФ п. 61, л. 36-37).

Коллекция № 133

Собиратель Гиппиус Евгений Владимирович. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1934-1935 годах в городе Ленинграде от студентов Института народов Севера (манси, ханты, удэгейцы, эвенки, нанайцы, эвены).

Из истории собирания материалов Коллекция № 146

Собиратели Эвальд Зинаида Викторовна и Пырерка Антон Петрович. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1937 г. в г. Архангельске от немцев — участников Первой областной олимпиады.

Коллекция № 148

Собиратель Эвальд Зинаида Викторовна. Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1937 году в городе Ленинграде от Данилова Фомы Ивановича — саама, проживающего в селе Иоканьга Мурманского округа Ленинградской (Мурманской) области.

Коллекция № 159

Собиратели Данилин Андрей Григорьевич и Каруновская Лидия Эдуардовна.10 Записи выполнены на восковых валиках (фонографических цилиндрах) в 1928 г. на территории Ойрат-ской автономной области РСФСР (Алтай) от алтайцев и те-леутов. Рукописи хранятся в Архиве МАЭ РАН (ф. 1

ФОНОГРАММ-АРХИВ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАН НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ ФОЛЬКЛОР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты