Спросить
Войти

Отражение политических идеалов Марка Юния Брута на монетах его чеканки

Автор: указан в статье

East. So, we consider its appearance at the Daphne celebrations as an element of royal propaganda on the threshold of future eastern campaign started in 165 BC.

А.Н. Жаровская

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ МАРКА ЮНИЯ БРУТА НА МОНЕТАХ ЕГО ЧЕКАНКИ

Данная статья посвящена отражению политических идеалов Марка Юния Брута на монетах его чеканки. Рассматриваются монеты, выпущенные Брутом во время членства в коллегии tresviri monetales, и периода гражданской войны между республиканцами и триумвирами. Нумизматические источники ярко свидетельствуют о стремлении Брута подчеркнуть правильность своей политической линии. С этой целью он изображал на монетах образы великих предков, символику Свободы, Виктории.

Марк Юний Брут принадлежал к римской аристократической элите конца Республики. Для характеристики этого политического лидера имеется достаточно объемный и разнообразный круг нарративных источников, ценным дополнением к которым являются нумизматические данные. Брут дважды в своей биографии занимался чеканкой монет: во время того, когда входил в коллегию tresviri monetales1, и в период гражданской войны республиканцев и триумвиров. Интервал между его чеканками составлял немногим более десяти лет.

Информационная наполненность монет Брута времен гражданской войны с триумвирами детально проанализирована в отечественной науке2. Более ранние образцы монет этого политика не так привлекают внимание исследователей. Однако они важны для оценки взглядов молодого и амбициозного аристократа.

Cursus honorum Брута строился в соответствие со ступенчатостью и очередностью системы римских магистратур. У античных авторов нет однозначных сведений по данному периоду биографии. Исследователи реконструируют cursus honorum, начиная с младших магистратур3. Для нас наибольший интерес представляет то, что Брут, вероятно, был одним из трех монитариев, а следовательно, чеканил монеты. Благодаря легенде «BRVTVS» эти монеты можно соотнести с Марком Юнием Брутом. По датировке М. Кроуфорда, которой доверяют многие известные ученые, и в их числе М. Деттенхофер4, выпуск монет от-

Рис. 1. Денарий Марка Юния Брута. 54 г. до н.э.

Рис. 2. Денарий Марка Юния Брута. 54 г. до н.э.

Рис. 3. Денарий Марка Юния Брута. 43-42 гг. до н.э.

носится к 54 году до н.э5. Д. Ваги также соотносит чеканку с 54 годом до н.э6.

Членство в коллегии монетчиков было одним из начальных звеньев в карьере политика. Эта должность представляла интерес для многих молодых аристократов, так как давала возможность политической пропаганды, предоставляя удобный случай подчеркнуть свою причастность к выдающемуся роду и лишний раз напомнить обществу о заслугах своих предков. На двух монетах чеканки Брута был изображен полулегендарный консул Луций Юний Брут. Тит Ли-вий и Дионисий Галикарнасский писали об участии Луция Юния Брута в деле свержения правящей династии (Liv. I. 56—60; Dionys. IV. 66—85; V. 1—18). На одной из монет стояло изображение Libertas и первого консула в окружении ликторов с фасками, присутствие которых свидетельствовало о том, что Луций Брут принадлежал к высшим магистратам (рис. 1). На другой монете был представлен Сервилий Ахала, предок Марка Брута по линии матери Сервилии, еще один известный защитник республиканской формы правления7 (рис. 2). Использование образов полулегендарных предков на монетах свидетельствует о стремлении Брута заявить о себе как об амбициозном представителе славного рода римской аристократии.

Необходимо отметить, что некоторые современники Марка Брута сомневались в его кровном родстве с легендарным консулом Луцием Юнием Брутом, который, умертвив сыновей, не оставил потомков (Plut. Brut. 1; Dionys. V. 18). Нас, в данном случае, в первую очередь интересует, какое влияние оказало то, что Марк Юний считал себя потомком одного из основателей Республики. Харриет Фловер справедливо замечает, что Марк Брут являлся наглядным примером того, насколько память о выдающихся предках и связанные с этим семейные установки влияли на cursus honorum и политические пристрастия рим-

8

ского аристократа .

Изображения на монетах не только напоминали о великих предках Брута, они обозначили его политическую позицию. В середине 50-х годов наметились тенденции к увеличению власти Помпея. К. Мейер и другие ученые трактуют чеканки Брута как очевидную угрозу Помпею9. М. Кроуфорд также не подвергает сомнению, что монеты Брута были направлены против единоличной власти Помпея10. Примеры первого консула и Ахалы должны были напомнить о том, как относились к единоличной власти свободолюбивые предки. Чеканку монет в данном случае можно рассматривать как успешную политическую пропаганду. Брут, используя примеры предков, напоминал о защитниках республиканской формы правления. Это готовило общественное мнение к отрицанию амбициозных устремлений отдельных политиков. На этих монетах в символической форме содержался призыв римлян к свободе. С другой стороны — данный политик, будучи младшим магистратом, заблаговременно заботился о своем авторитете и желал заявить о серьезности своих намерений надолго закрепиться на политическом Олимпе.

Спустя более десяти лет, в разгар гражданской войны между Брутом и Кас-сием с одной стороны, и триумвирами — с другой, данный политик также занимался чеканкой монет (43-42 гг. до н.э.). Идейное размежевание римского общества усугублялось настойчивой политической пропагандой. Лозунги республиканцев о восстановлении свободы в государстве, обращенные к

традиционным римским ценностям, оказались весьма действенными11. Особо важное значение придавалось политической пропаганде среди армейских кругов. Она, как правило, становилась приоритетным направлением общественной деятельности в период гражданских войн.

Политическая пропаганда республиканцев посредством выпуска монет с определенным содержанием была направлена, как нам представляется, в первую

очередь, на армейские круги. М.Г. Абрамзон условно объединил в одну группу

12

монеты лидеров армий времен гражданских войн12. Критерием объединения является сходство содержания монетных легенд, отражавших актуальные проблемы политической программы.

Если обратиться к содержанию изображений на монетах, то необходимо отметить, что Брут чеканил свой портрет подобно тому, как чеканили свое изображение Цезарь и триумвиры. На чеканках присутствовали имена Брута и Кассия. Однако портрет Марка Брута встречается довольно редко (всего 3 монеты содержат портретное изображение данного политика, это меньше четверти всех его чеканок времен гражданской войны). Брут предпочитал делать упор на разнообразную символику, которая помогала четко иллюстрировать его политическую линию. Образ Луция Брута присутствует и на одной из монет 42 г. до н.э. Свой портрет Марк Юний Брут поместил на ее реверсе. И опять, появление на чеканках полулегендарного основателя Республики вызвано не только гордостью Брута своим происхождением. Образ Луция Брута являлся символом свободы. Марк Юний в сознании римлян хотел оживить память о событии, связанном с изгнанием Тарквиниев первым консулом Брутом.

Иды марта были переломным моментом в жизни Марк Брута. Была выпущена монета с целью увековечить память об этом событии и, в то же время, заявить о том, что убийство было совершено во имя республиканских идеалов (рис. 3). Д. Ваги пишет, ссылаясь на мнение ряда нумизматов, что это была она из самых запоминающихся и интересных римских монет13. На денариях Брута была надпись «свобода» (libertas), сопровождаемая ее символами, шапкой свободы (фригийским колпаком) между двумя кинжалами14.

Данные символы появилась на монетах не случайно. После убийства Цезаря ситуация в сенате, а потом и во всем Риме, вышла из-под контроля республиканцев. Марку Бруту и другим ярким ораторам не представлялось возможным прояснить свою позицию перед народом и объявить об убийстве тирана, обосновав свои действия с точки зрения защиты республиканских устоев. К тому же, покинуть сенат им надлежало не как убийцам, тайно и бесславно ускользающим с места расправы над жертвой, а как борцам за идеалы предков. Заговорщики, обернув свои плащи, как щиты, на левую руку, с мечами, еще хранившими следы крови Цезаря, бежали по Риму с криками, что убили царя и тирана. Войлочная шляпа на копье символизировала свободу (Plut. Brut. 18; Veil. Pat. II. 58). Таким образом, фригийский колпак и кинжалы, сопровождаемые надписью «EID.MAR», являясь прославлением событий, связанных с заговором против тирана.

На ряде монет этого политика присутствует надпись «libertas». Если обратиться к анализу ее смысла, то необходимо упомянуть, что понятие «свобода» занимало особое место в системе римских ценностей. По справедливому заме-

чанию М.Г. Абрамзона, libertas связано с понятиями evocatio и fides15. Эти термины являются неотъемлемыми характеристиками римского гражданина16. Libertas фигурирует и на денариях Гая Кассия. А.А. Павлов обращается к ана-

17

лизу употребления термина libertas у Цицерона — современника Брута17. Для нас особенно ценным является наблюдение исследователя о том, что основная масса писем, в которых упоминается данное понятие, относится к 44-43 гг. до н.э., ко времени, когда Цицерон выступает с речами против Антония18. Тогда же Брут начинает широко использовать монетную легенду «libertas» и символику Свободы. Следовательно, применительно к периоду гражданской войны после смерти Цезаря, libertas выступает как конкурентное преимущество лагеря республиканцев; в полемике с Антонием и Октавианом данное понятие приобретало особую остроту и значимость.

Довольно часто на чеканках Брута встречается религиозная символика и изображения божеств. Л. Моравески рассматривает монеты того времени как свидетельства усиленной политической пропаганды республиканцев и триумвиров и подвергает анализу содержание монетных легенд. Исследователь обращается к вопросу о целях, которые преследовали политики, используя сакральные предметы на монетах. Религиозная символика, по замечанию Л. Мораве-ски, является составным элементом политической пропаганды. Изображение

предметов культа на монетах использовалось для того, чтобы подчеркнуть пра-

19

вильность линии определенного политического деятеля .

Для республиканцев религиозная символика была весьма важной частью пропаганды. Военные лидеры, и Марк Брут в том числе, совершали ауспиции перед боем. Полководец, следовательно, выступал как исполнитель воли богов,

что повышало его авторитет в армейской среде. Поэтому на монетах Брута

20

встречается, к примеру, simpulum (ковш для жертвенных возлияний)20.

На монетах чеканки данного политика присутствуют изображения Аполлона и Артемиды. У Плутарха мы встречаем упоминание об особо уважительном отношении Брута к богу Аполлону (Plut. Brut. 24). По сведениям биографа, Марк Юний во время своего празднества в Афинах читал стихи в честь этого бога. Он использовал пароль «Аполлон» для защиты лагеря в битве при Филиппах. Аполлону сопутствовали определенные атрибуты, среди которых была тренога как символ прорицания. Она присутствует на изображении вместе с ковшом для жертвенных возлияний, что свидетельствует о стремлении Брута сделать акцент на том, что он выполнял волю богов.

Образ Виктории и лаврового венка отражал надежды республиканцев на победу в гражданской войне. До решающего сражения Брут и Кассий провели ряд удачных военных операции и умело пользовались дипломатией. Веллей Патер-кул отмечал, описывая военную компанию республиканцев, что «трудно разобраться кому больше, чем им, сопутствовала фортуна и кого она, как бы утомившись, покинула быстрее, чем Брута и Кассия» (Vell. Pat. II. 69. б)21. Эти политики выпустили даже несколько монет в честь захвата острова Родос и Кос22. Необходимо отметить, что данные военные операции предопределили неоднозначное отношение к Бруту и Кассию последующих поколений римлян. И действительно, разграбление захваченных городов республиканцами было одним из значительных пятен на безупречной репутации Брута. Павел Орозий с осуж-

дением писал о жестоких действиях Брута и Кассия на Востоке (Oros. VI. 18. 13). Однако, менталитет римского аристократа допускал грабительское отношение к провинциям.

На ряде монет Виктория изображалась со сломанным скипетром. Таким образом отражались надежды республиканцев на победу над единоличной властью. В одном из высказываний Кассия, переданных Плутархом, содержится мысль об открытой неприязни республиканцев к титулу вауйлеат (Plut. Brut. 30).

На одной из монет данного периода изображение Марка Брута присутствует вместе с Сервилием Каской (CASCA LONGVS), который первым отважился

2 3

нанести ранение Цезарю23. Рядом был помещен трезубец — символ бога Нептуна24.

На наш взгляд, нумизматические источники ярко иллюстрируют стремление Брута подчеркнуть правильность своей политической линии, ссылаясь на примеры его предков. Он апеллировал к заслугам представителей рода, чтобы заявить о себе как об убежденном борце с тиранией. Свой политический вес он приобрел путем создания образа гражданина, преданного республиканским ценностям. Идентичность тематики на монетах, относящихся к началу и окончанию политического пути Брута, свидетельствуют о постоянстве его позиции, о том что он сохранил верность идеалам молодости.

Чтобы укрепиться на политическом Олимпе и претендовать на высшие магистратуры, Брут еще в довольно молодом возрасте занялся формированием образа политического лидера, неотъемлемым элементом которого было прославление идеи Республики. Более того, Брут подчеркивал, что неприязнь к единоличной власти перешла к нему как бы по наследству. Мы не разделяем взгляд А. Альфлльди на данного политика как на карьериста, личность непримечательную, безыдейную, сохранившую притворную романтическую тоску по

2 5

Республике времен полулегендарных предков25. Разумеется, образ Брута как лидера отчасти возник благодаря политическому расчету, направленному на то, что бы сделать фигуру данного общественного деятеля узнаваемой, отличавшейся от других политиков-конкурентов. Но образ не был искусственным, он соответствовал внутренним убеждениям этого политика. По мнению окружения Брута, в том числе и его оппонентов, таких как Марк Антоний, это был искренний человек, старавшийся соответствовать mores maiorum во всех сферах жизни (Plut. Brut. 49). Политическую пропаганду в данном случае можно рассматривать как отражение политических идеалов Брута.

Монеты Брута времен гражданской войны имеют много общего с военными чеканками этого периода. Однако они выделяются среди других чеканок. Брут помещал на монетах свое изображение реже, чем это делали Антоний и Окта-виан. Формальное утверждение Второго Триумвирата (ноябрь 43 года до н.э.) сопровождалось выпуском монет с портретами его участников. Этим подчеркивалась независимость триумвиров от сената. Октавиан, желая сделать акцент на родственной связи с Цезарем, выпускал свои монеты с портретом Гая Юлия и надписью «диктатор». Изображения божеств также присутствуют на чеканках триумвиров. К примеру, известен образ Марса Мстителя, появившийся на монетах Октавиана времен парфянской войны. Изображение этого божества имеет определенное символическое значение в контексте противоборства с респуб-

ликанцами. Октавиан подчеркивал, что готов отомстить за убийство диктатора. Монеты Марка Юния особенно насыщены разнообразной символикой, призванной прославить идею Республики, во имя которой было совершено убийство ид марта 44 года до н.э. С целью этого прославления на монетах изображались портреты знаменитых предков — борцов с тиранией, Liberies, символы, вошедшие в обиход после убийства Цезаря (кинжалы и фригийский колпак). Таким образом, на чеканках ярко просматривается полемика республиканцев и триумвиров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подробнее о коллегии tresviri monetales см.: Телин А. Е. Коллегия tresviri monetales в системе государственного управления античного Рима // Государство. Общество. Религия. Проблемы всемирной истории. Ярославль, 2007. С. 38—47.
2. См., например: Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. М., 1995. В зарубежной науке монетам Брута времен членства в коллегии монетчиков также не всегда уделяется достаточно внимания. К примеру, в известном труде М. Диллона и Л. Гарланд «Древний Рим: От ранней Республики до убийства Цезаря» анализируются монеты Марка Брута времен гражданской войны с триумвирами. Более ранние его чеканки упоминаются лишь вскользь (Dillon M., Garland L. Ancient Rome: From the Early Republic to the Assassination of Julius Caesar. London; New York, 2005. Р. 674-675).
3. См.: Dettenhofer M.H. Perdita Iuventus: Zwischen den Generation von Caesar und Augustus. München, 1992. S. 103-105.
4. Ibid. S. 103.
5. Crawford M.H. Roman Republican Coinage. Vol. 2. Сambridge, 1974. Р. 455.
6. VagiD.L. Coinage and History of the Roman Empire. Vol. 1. Chicago, 2000. P. 56.
7. Crawford. Op. cit. P. 455; Morstein-Marx R. Mass Oratory and Political Power in the Late Roman Republic. Сambridge, 2004. P. 86, 90.
8. Flower H.J. Ancestor Mask and Aristocratic Power in Roman Culture. Oxford, 1996. P. 88.
9. Meier Ch. Caesar. Berlin, 1982. S. 356; Evans J.D. The Art of Persuasion: Political Propaganda from Aeneas to Brutus. Michigan, 1992. P. 146.
10. Crawford. Op. cit. Р. 445 .
11. Ахиев С.Н. Политическая пропаганда времени второй гражданской войны в Риме (49-30 гг. до н.э.): автореф. дис.... канд. ист. наук. Саратов, 2001. С. 14.
12. Абрамзон. Ук. соч. С. 115.
13. Vagi. Op. cit. P. 59.
14. BleickenJ. Augustus. Eine Biographie. Berlin, 1998. S. 13.
15. Абрамзон. Ук. соч. С. 115.
16. К примеру, известна работа Г. Фрейбургера, посвященная семантическому, этимологическому анализу латинского термина «fides» и других сходных понятий, применению в различных сферах римской социальной, религиозной и культурной жизни (Freyburger G. Fides: étude sémantique et réligieuse depuis les origines jusqu&a l&époque augustéenne. Paris, 1986).
17. Павлов А.А. Libertas у Цицерона: замечания к статистике и семантике понятия // Вестник Сыктывкарского университета. Вып. 4. Сыктывкар, 2003. С. 31-41.
18. Там же. С. 35.
19. Moraweski L. Political Propaganda in the Coinage of the Late Roman Republic (44-43 BC). Wroclaw, 1983. S. 13.
20. Crawford. Op. cit. Р. 515.
21. Использоваться перевод А. И. Немировского и М. Ф. Дашковой.
22. Crawford. Op. cit. Р. 516. На этой группе монет было изображение aplustre как символа свободы (изогнутая и разукрашенная часть корабельной кормы).
23. Vagi. Op. cit. Vol. 2. P. 198.
24. Об использовании образа Нептуна на монетах см.: Абрамзон. Ук. соч. С. 281-283.
25. AlJoldiA. Caesar in 44 v. Chv. Bd.1: Studien zu Caesars Monarchie und ihren Wurzeln. Bonn, 1985. S. 53.

REFLECTION OF POLITICAL IDEALS OF MARCUS JUNIUS BRUTUS IN HIS

A.N. Zharovskaja

The article is devoted to reflection of Marcus Junius Brutus& political ideals in his coinage. There have been examined the coins which were struck by Brutus during his membership in the board of tresviri monetales and during the period of the civil war between republicans and triumvirs. Numismatic sources testify straight to Brutus& aspiration to emphasize the accuracy of his policy. With this purpose he represented on his coins images of the great ancestors and symbols of Freedom and Victory.

Е.С. Данилов

РИМСКАЯ ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА: SPECULATORES

В статье содержится анализ основных направлений дятельности римских военных разведчиков — speculatores. Показано, что speculatores использовались для получения информации, очень схожей с той, что обычно собирали конные воины передовых отрядов — exploratores. Также утверждается, что speculatores, вероятно, чаще эксплораторов направлялись командованием для действий в темное время суток и поиска секретных убежищ противника. В течение II в. н.э. спекуляторы, задействованные также в качестве политических шпионов, постепенно вытеснялись службой фрументариев (frumentarii). Но само выражение "speculator", видимо, осталось для характеристики секретного осведомителя и, отчасти, вражеского лазутчика.

Римская армия была профессиональной организацией с обширной специализацией в среде легионеров1. Разделение полномочий существовало и в таком

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты