ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940-1950-Е ГГ.
© Турова Е.И.*
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень
Статья посвящена женскому образованию Тюменской области в 4050-е гг. ХХ в. Основное внимание уделяется искоренению неграмотности и малограмотности среди женщин на севере и юге области. На основе архивных материалов автор рассказывает о государственных мерах в решении данной проблемы, которая, к сожалению, так и не была решена в данный период.
После Великой Отечественной войны женщины Тюменской области работали в сельском хозяйстве, промышленности, здравоохранении, образовании и других отраслях. Все это требовало профессиональных знаний, которыми обладали не все женщины. Уровень образованности женского населения в послевоенное время был весьма низким. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. около 15 тыс. женщин Тюменской области были малограмотные [1, с. 36].
С окончанием войны повсеместно началась ликвидация неграмотности, сводившаяся к одной лишь пропаганде. Реальному же образованию внимание со стороны государства не уделялось. На территории Тюменской области в разных районах были организованы политические кружки, в которых обучались около 75 % женщин [2, л. 8]. В 1951-1952 гг. только в Викулов-ском районе было создано 50 таких кружков, здесь «в сети партийно-политического и общеобразовательного просвещения» обучалось 656 человек, половина из них составляли женщины [3, л. 16]. Женщины прослушивали лекции, доклады на разные темы: «Женщина в борьбе за мир», «О воспитании детей в семье», «О международном положении», «Советская женщина -активный строитель коммунистического общества», «Женщины в колхозах -большая сила» [4, л. 8]. Этими темами, далекими от реальных нужд и потребностей, местные власти пытались привлечь в кружки как можно больше женщин.
Немногим позже появляется еще один идеологический прием: создаются кружки по изучению «краткой биографии тов. Сталина». В Викуловском районе в начале 1950-х гг. около 300 женщин, «чтобы ликвидировать неграмотность и малограмотность» изучали биографию «отца всех народов» [3, л. 16].
* Доцент кафедры Философии, истории и социологии, кандидат исторических наук.
Все эти политические школы существовали лишь формально, и зачастую занятия либо вовсе не проводились, либо к их проведению подходили весьма халатно. Так, в Аромашевском районе в 1950 г. было установлено, что «политическая учеба коммунистов райсовета и Аромашевского МТС совершенно не проводится. Из нужных 7 занятий, было проведено только одно организационное» [5, л. 85 об.]. В 1954 г. кружок парторганизации Слободчиковского сельского совета «проводились крайне неудовлетворительно, так как лектор т. Доманина к проведению занятий относилась несерьезно, проводила их без конспектов» [6, л. 22].
Все это происходило потому, что часто сами лекторы были малограмотны, и допускали массу ошибок. Так, преподаватель истории в г. Тюмени в 1950 г. «рассказывала об образовании Российской империи, перепутав при этом события на два века» [7, л. 35]. Часто слушатели оказывались грамотнее своих учителей. В 1952 г. в Дубровинский РК КПСС пришла докладная на А.Н. Козлову, которая была направлена в Дубровинский район для чтения лекций и докладов. В ней говорилось: «Товарищ Козлова А.Н. совершенно не подготовлена к этой работе. При чтении лекции «О международном положении» в колхозах района допустила грубые политические ошибки и не могла грамматически правильно передать отдельные фразы предложения. На заданные слушателями вопросы она совершенно не могла ответить, заявив, что в обкоме партии, якобы, ей запретили отвечать на вопросы. Просим посылать лекторов грамотных и хорошо знающих политическую карту мира, учитывая, что в колхозной деревне в настоящее время политическая грамотность и образование повысились в несколько раз по сравнению с временами коллективизации» [8, л. 47].
Все эти политические школы и курсы создавали лишь видимость повышения уровня образования. На самом же деле местные власти направляли лекторов лишь для отчетности, не обращая внимания на то, что зачастую и сами лекторы нуждались в обучении.
На севере Тюменской области неграмотных и малограмотных женщин было намного больше, чем на юге. Это можно объяснить тем, что у женщин-ханты и манси в это время еще сохранялись «пережитки прошлого»: «национальные женщины малограмотны и не разбираются в вопросах общественной жизни, в их среде все еще коренятся суеверия и религиозные обычаи - закрывание лица платками, наличие икон в домах и чумах» [9, л. 16]. Только в 1953 г. из 180 женщин, работающих в колхозах, предприятиях и учреждениях пос. Овгорт Шурышкарского района, 116 женщин было неграмотных, 50 - малограмотных, 12 - со средним образованием, и лишь 2 женщины были с высшим образованием [10, л. 45-50]. В колхозах Шурыш-карского района из 43 работающих женщин, 23 были неграмотные, остальные - малограмотные, без среднего образования [10, л. 19-20].
Для повышения образования на севере области стали создаваться «платные и общественные пункты ликвидации неграмотности и малограмотности». Так, в Микояновском районе в начале 50-х гг. таких пунктов было 19; в Шурышкарском - 12; в Кушеватском - 10 и т.д. [11, л. 43]. Однако здесь, как и на юге, ликвидация неграмотности сводилась часто к изучению «политграмоты». В начале 50-х гг. в Шурышкарском районе 3465 женщин изучили историю ВКП (б), в Микояновском районе - 217 женщин [12, л. 31]. В Березовском районе более 1000 женщин изучили материалы съездов КПСС [13, л. 4].
Поскольку реального образования от изучения истории партии женщины не получали, посещаемость политических кружков заметно снижалась. В г. Тобольске «ряд коммунистов не понимают и не хотят понять, что жизнь развивается и понять ее может тот, кто вооружает себя революционной теорией. Они записались в партийную школу и, очевидно, считают, что этого достаточно с них. Крушинская Т. явилась один раз в качестве гостя, и опять не ходит, объясняя это различными причинами» [14, с. 2]. В 1950 г. в Лебе-девской политической школе Юргинского района из 19 женщин, записавшихся в школу, посещали только 2-3 человека [15, л. 3-4]. В Шурышкарской политической школе из 613 женщин обучалось только 315. В Кушеватской -из 39 женщин обучалось только 2 [16, л. 5]. Политическую школу не только нужно было посещать, но и «внимательно слушать и записывать все услышанное». В конце учебного года проводились зачеты. Судя по посещаемости, редко кто из слушателей сдавал зачеты на «отлично». В г. Тобольске в 1947 г. из 13 человек, сдавших зачеты, только пять получили отличную оценку, из них 3 женщины. Остальные ответили на «4» и «3» [17, с. 2]. «Первый вопрос, по которому сдавались зачеты - организационные принципы построения большевистской партии. На него отвечала т. Махлонова. Она осмысленно и глубоко раскрыла содержание этого вопроса, было видно, что т. Махлонова на протяжении всего учебного года добросовестно изучала материал. В конце зачетов перед слушателями были поставлены задачи - не успокаиваться на достигнутом, а неустанно, изо дня в день заниматься овладением марксистско-ленинской теорией» [17, с. 2].
Конечно, «организационные принципы построения большевистской партии» не могли вызвать интерес у женщин к политической учебе. Когда на предприятиях области были созданы курсы по специальностям, то с их посещаемостью проблем не возникло, так как они действительно повышали не только образовательный, но и профессиональный уровень населения. Так, в 1950-х гг. в колхозе Микояновского района была организована агрозооте-хучеба. Здесь были созданы 2 учебные группы: зоотехническая и агрономическая. В первой группе занималось 6 женщин, во второй - 8. «Обе группы постоянно соревновались за посещение занятий и усвоения учебного материала, ведь женщины поняли какую пользу может принести им эта учеба» [11, л. 16].
Идеологизация образования не позволила искоренить малограмотность и неграмотность среди женщин севера Тюменской области вплоть до 1970-х гг.
До этого времени существовали лишь формальные политические кружки и школы. Школьное образование, а также высшая школа оказались запущенными. Еще в 1950-х гг. около 200 учителей-предметников не хватало в Тюменской области [18, с. 15]. Например, в г. Тюмени в 1955 г. была открыта новая школа рабочей молодежи дневного типа. «В школу записалось 100 человек в начале, теперь классы укомплектованы полностью, школа средняя, но нет учителей, только директор и завуч» [19, л. 24].
Соответствующего образования не имели также многие директора и завучи школ. Из 50 директоров-женщин школ в Тюменской области с высшим образованием было только 23 человека. Это влияло и на качество работы. Так, директор Емуртлинской средней школы имела только среднее образование, «заочно нигде не училась, ослабила за последнее время руководство школой» [16, л. 39]. Такое же количество и женщин-завучей школ: из 50 женщин было всего 23 с высшим образованием [16, л. 49].
В конце 1950-х гг., чтобы решить проблему нехватки педагогических кадров, Министерство просвещения РСФСР издает указ, по которому «распределению на работу подлежали все молодые специалисты, окончившие педагогические учебные заведения, в том числе лица, не допущенные к государственным экзаменам или не выдержавшие их. Молодой специалист по окончании учебного заведения обязан был проработать по распределению не менее 3-х лет. За уклонение от явки по назначению, за самовольное устройство на работу и опоздание без уважительных причин молодые специалисты привлекались к уголовной ответственности» [20, л. 4]. Но и этот указ не мешал многим специалистам избежать данного распределения. Так, в 1957 г. в Аромашевский район прибыло 143 учителя, а в 1961 г. выбыло 123 [21, л. 61]. 59 девушек, окончивших педагогические техникумы и институты гг. Тюмени, Тобольска, Челябинска, Перми, Омска, Заводоуковска, были направлены по распределению на работу в Тюменское областное профессионально-техническое образование. Из них к месту распределения прибыло только 50 девушек-педагогов [22, л. 6-10]. Отказ от работы по распределению был весьма понятным - заработная плата учителя была очень низкой.
Таким образом, в послевоенное время на территории Тюменской области количество малограмотных женщин превышало количество грамотных. Появившиеся в 1950-х гг. политические кружки не только не смогли ликвидировать женскую неграмотность, но и усугубляли ее. Государство вынуждало женщин заниматься изучением истории ВКП (б), биографии Сталина вместо того, чтобы давать реальные знания. Все это способствовало понижению уровня заинтересованности и скрытому протесту, выражавшемуся в непосещении занятий. Чаще всего политические школы области существовали лишь формально, педагоги халатно относились к проведению занятий, либо вообще их не проводили. Не всегда уровень образованности лектора был высок. На территории Тюменской области учителя, завучи и директора
школ, большинство из которых женщины, не имели высшего образования. В 1950-х гг. высшей школе и школьному образованию практически не уделялось внимание, все усилия государства были возложены на развитие политических школ.
Список литературы: