Спросить
Войти

Ликвидация неграмотности среди женщин Тюменской области в 1940-1950-е гг

Автор: указан в статье

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940-1950-Е ГГ.

© Турова Е.И.*

Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень

Статья посвящена женскому образованию Тюменской области в 4050-е гг. ХХ в. Основное внимание уделяется искоренению неграмотности и малограмотности среди женщин на севере и юге области. На основе архивных материалов автор рассказывает о государственных мерах в решении данной проблемы, которая, к сожалению, так и не была решена в данный период.

После Великой Отечественной войны женщины Тюменской области работали в сельском хозяйстве, промышленности, здравоохранении, образовании и других отраслях. Все это требовало профессиональных знаний, которыми обладали не все женщины. Уровень образованности женского населения в послевоенное время был весьма низким. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. около 15 тыс. женщин Тюменской области были малограмотные [1, с. 36].

С окончанием войны повсеместно началась ликвидация неграмотности, сводившаяся к одной лишь пропаганде. Реальному же образованию внимание со стороны государства не уделялось. На территории Тюменской области в разных районах были организованы политические кружки, в которых обучались около 75 % женщин [2, л. 8]. В 1951-1952 гг. только в Викулов-ском районе было создано 50 таких кружков, здесь «в сети партийно-политического и общеобразовательного просвещения» обучалось 656 человек, половина из них составляли женщины [3, л. 16]. Женщины прослушивали лекции, доклады на разные темы: «Женщина в борьбе за мир», «О воспитании детей в семье», «О международном положении», «Советская женщина -активный строитель коммунистического общества», «Женщины в колхозах -большая сила» [4, л. 8]. Этими темами, далекими от реальных нужд и потребностей, местные власти пытались привлечь в кружки как можно больше женщин.

Немногим позже появляется еще один идеологический прием: создаются кружки по изучению «краткой биографии тов. Сталина». В Викуловском районе в начале 1950-х гг. около 300 женщин, «чтобы ликвидировать неграмотность и малограмотность» изучали биографию «отца всех народов» [3, л. 16].

* Доцент кафедры Философии, истории и социологии, кандидат исторических наук.

Все эти политические школы существовали лишь формально, и зачастую занятия либо вовсе не проводились, либо к их проведению подходили весьма халатно. Так, в Аромашевском районе в 1950 г. было установлено, что «политическая учеба коммунистов райсовета и Аромашевского МТС совершенно не проводится. Из нужных 7 занятий, было проведено только одно организационное» [5, л. 85 об.]. В 1954 г. кружок парторганизации Слободчиковского сельского совета «проводились крайне неудовлетворительно, так как лектор т. Доманина к проведению занятий относилась несерьезно, проводила их без конспектов» [6, л. 22].

Все это происходило потому, что часто сами лекторы были малограмотны, и допускали массу ошибок. Так, преподаватель истории в г. Тюмени в 1950 г. «рассказывала об образовании Российской империи, перепутав при этом события на два века» [7, л. 35]. Часто слушатели оказывались грамотнее своих учителей. В 1952 г. в Дубровинский РК КПСС пришла докладная на А.Н. Козлову, которая была направлена в Дубровинский район для чтения лекций и докладов. В ней говорилось: «Товарищ Козлова А.Н. совершенно не подготовлена к этой работе. При чтении лекции «О международном положении» в колхозах района допустила грубые политические ошибки и не могла грамматически правильно передать отдельные фразы предложения. На заданные слушателями вопросы она совершенно не могла ответить, заявив, что в обкоме партии, якобы, ей запретили отвечать на вопросы. Просим посылать лекторов грамотных и хорошо знающих политическую карту мира, учитывая, что в колхозной деревне в настоящее время политическая грамотность и образование повысились в несколько раз по сравнению с временами коллективизации» [8, л. 47].

Все эти политические школы и курсы создавали лишь видимость повышения уровня образования. На самом же деле местные власти направляли лекторов лишь для отчетности, не обращая внимания на то, что зачастую и сами лекторы нуждались в обучении.

На севере Тюменской области неграмотных и малограмотных женщин было намного больше, чем на юге. Это можно объяснить тем, что у женщин-ханты и манси в это время еще сохранялись «пережитки прошлого»: «национальные женщины малограмотны и не разбираются в вопросах общественной жизни, в их среде все еще коренятся суеверия и религиозные обычаи - закрывание лица платками, наличие икон в домах и чумах» [9, л. 16]. Только в 1953 г. из 180 женщин, работающих в колхозах, предприятиях и учреждениях пос. Овгорт Шурышкарского района, 116 женщин было неграмотных, 50 - малограмотных, 12 - со средним образованием, и лишь 2 женщины были с высшим образованием [10, л. 45-50]. В колхозах Шурыш-карского района из 43 работающих женщин, 23 были неграмотные, остальные - малограмотные, без среднего образования [10, л. 19-20].

Для повышения образования на севере области стали создаваться «платные и общественные пункты ликвидации неграмотности и малограмотности». Так, в Микояновском районе в начале 50-х гг. таких пунктов было 19; в Шурышкарском - 12; в Кушеватском - 10 и т.д. [11, л. 43]. Однако здесь, как и на юге, ликвидация неграмотности сводилась часто к изучению «политграмоты». В начале 50-х гг. в Шурышкарском районе 3465 женщин изучили историю ВКП (б), в Микояновском районе - 217 женщин [12, л. 31]. В Березовском районе более 1000 женщин изучили материалы съездов КПСС [13, л. 4].

Поскольку реального образования от изучения истории партии женщины не получали, посещаемость политических кружков заметно снижалась. В г. Тобольске «ряд коммунистов не понимают и не хотят понять, что жизнь развивается и понять ее может тот, кто вооружает себя революционной теорией. Они записались в партийную школу и, очевидно, считают, что этого достаточно с них. Крушинская Т. явилась один раз в качестве гостя, и опять не ходит, объясняя это различными причинами» [14, с. 2]. В 1950 г. в Лебе-девской политической школе Юргинского района из 19 женщин, записавшихся в школу, посещали только 2-3 человека [15, л. 3-4]. В Шурышкарской политической школе из 613 женщин обучалось только 315. В Кушеватской -из 39 женщин обучалось только 2 [16, л. 5]. Политическую школу не только нужно было посещать, но и «внимательно слушать и записывать все услышанное». В конце учебного года проводились зачеты. Судя по посещаемости, редко кто из слушателей сдавал зачеты на «отлично». В г. Тобольске в 1947 г. из 13 человек, сдавших зачеты, только пять получили отличную оценку, из них 3 женщины. Остальные ответили на «4» и «3» [17, с. 2]. «Первый вопрос, по которому сдавались зачеты - организационные принципы построения большевистской партии. На него отвечала т. Махлонова. Она осмысленно и глубоко раскрыла содержание этого вопроса, было видно, что т. Махлонова на протяжении всего учебного года добросовестно изучала материал. В конце зачетов перед слушателями были поставлены задачи - не успокаиваться на достигнутом, а неустанно, изо дня в день заниматься овладением марксистско-ленинской теорией» [17, с. 2].

Конечно, «организационные принципы построения большевистской партии» не могли вызвать интерес у женщин к политической учебе. Когда на предприятиях области были созданы курсы по специальностям, то с их посещаемостью проблем не возникло, так как они действительно повышали не только образовательный, но и профессиональный уровень населения. Так, в 1950-х гг. в колхозе Микояновского района была организована агрозооте-хучеба. Здесь были созданы 2 учебные группы: зоотехническая и агрономическая. В первой группе занималось 6 женщин, во второй - 8. «Обе группы постоянно соревновались за посещение занятий и усвоения учебного материала, ведь женщины поняли какую пользу может принести им эта учеба» [11, л. 16].

Идеологизация образования не позволила искоренить малограмотность и неграмотность среди женщин севера Тюменской области вплоть до 1970-х гг.

До этого времени существовали лишь формальные политические кружки и школы. Школьное образование, а также высшая школа оказались запущенными. Еще в 1950-х гг. около 200 учителей-предметников не хватало в Тюменской области [18, с. 15]. Например, в г. Тюмени в 1955 г. была открыта новая школа рабочей молодежи дневного типа. «В школу записалось 100 человек в начале, теперь классы укомплектованы полностью, школа средняя, но нет учителей, только директор и завуч» [19, л. 24].

Соответствующего образования не имели также многие директора и завучи школ. Из 50 директоров-женщин школ в Тюменской области с высшим образованием было только 23 человека. Это влияло и на качество работы. Так, директор Емуртлинской средней школы имела только среднее образование, «заочно нигде не училась, ослабила за последнее время руководство школой» [16, л. 39]. Такое же количество и женщин-завучей школ: из 50 женщин было всего 23 с высшим образованием [16, л. 49].

В конце 1950-х гг., чтобы решить проблему нехватки педагогических кадров, Министерство просвещения РСФСР издает указ, по которому «распределению на работу подлежали все молодые специалисты, окончившие педагогические учебные заведения, в том числе лица, не допущенные к государственным экзаменам или не выдержавшие их. Молодой специалист по окончании учебного заведения обязан был проработать по распределению не менее 3-х лет. За уклонение от явки по назначению, за самовольное устройство на работу и опоздание без уважительных причин молодые специалисты привлекались к уголовной ответственности» [20, л. 4]. Но и этот указ не мешал многим специалистам избежать данного распределения. Так, в 1957 г. в Аромашевский район прибыло 143 учителя, а в 1961 г. выбыло 123 [21, л. 61]. 59 девушек, окончивших педагогические техникумы и институты гг. Тюмени, Тобольска, Челябинска, Перми, Омска, Заводоуковска, были направлены по распределению на работу в Тюменское областное профессионально-техническое образование. Из них к месту распределения прибыло только 50 девушек-педагогов [22, л. 6-10]. Отказ от работы по распределению был весьма понятным - заработная плата учителя была очень низкой.

Таким образом, в послевоенное время на территории Тюменской области количество малограмотных женщин превышало количество грамотных. Появившиеся в 1950-х гг. политические кружки не только не смогли ликвидировать женскую неграмотность, но и усугубляли ее. Государство вынуждало женщин заниматься изучением истории ВКП (б), биографии Сталина вместо того, чтобы давать реальные знания. Все это способствовало понижению уровня заинтересованности и скрытому протесту, выражавшемуся в непосещении занятий. Чаще всего политические школы области существовали лишь формально, педагоги халатно относились к проведению занятий, либо вообще их не проводили. Не всегда уровень образованности лектора был высок. На территории Тюменской области учителя, завучи и директора

школ, большинство из которых женщины, не имели высшего образования. В 1950-х гг. высшей школе и школьному образованию практически не уделялось внимание, все усилия государства были возложены на развитие политических школ.

Список литературы:

1. Народное хозяйство Тюменской области. Статистический сборник. -Омск, 1964.
2. ГУТО ГАСПИТО (Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области»). Ф. 56. Оп. 42. Д. 4.
3. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 75. Оп. 5. Д. 1.
4. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1486.
5. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 56. Оп. 13. Д. 1.
6. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 56. Оп. 29. Д. 2.
7. ГУТО ГАТО (Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области») Ф. 1844. Оп. 1. Д. 10.
8. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 84. Оп. 25. Д. 16.
9. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 135. Оп. 22. Д. 87.
10. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 630.
11. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1486.
12. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 571.
13. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 68. Оп. 99. Д. 122.
14. О партийной школе // Тобольская правда. - 1945. - № 30.
15. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 133. Оп. 40. Д. 96.
16. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 135. Оп. 31. Д. 3.
17. Тобольская правда. - 1947, Апрель.
18. Афанасенкова М.М. Народное образование Тюменской области в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.). - Тюмень, 1971.
19. ГУТО ГАТО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 91.
20. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 135. Оп. 31. Д. 65.
21. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 56. Оп. 35. Д. 73.
22. ГУТО ГАТО. Ф. 1844. Оп. 1. Д. 843.
ЖЕНЩИНЫ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ БОРЬБА С НЕГРАМОТНОСТЬЮ КУРСЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты