Спросить
Войти

97. 01. 010. Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII - XX вв. ): материалы второй Всерос. Науч. Конф. 28-30 нояб. 1995 г. - Омск, ОмГУ, 1995. - Т. 1: интеллигенция и многоликость культуры российской провинции. -282 С. ; Т. 2: Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. - 222 с

Автор: указан в статье

РдССИИСКДЯЧШАММИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.5 рефераты 97.01.001 -97.01.031

МОСКВА 1997

социальным составом, проблемы подготовки, подбора и расстановки бюрократических кадров приобретали в глазах высших и местных властей первостепенное значение. Однако решение кадровой проблемы наталкивалось на целый ряд сложностей, вызванных как общим недостатком в стране подготовленных чиновников, имеющих требуемый сословный и образовательный ценз, так и малой привлекательностью сибирской службы. При отсутствии гласности, общественного контроля и низкой результативности государственного надзора за действиями чиновников, сословных критериях организации государственной службы, ограниченных финансовых возможностях казны, слабом развитии системы образования самодержавию приходилось мириться с низким качеством сибирской бюрократии (с.197-198).

Ярко проявившиеся в первой половине XIX в. проблемы административной политики самодержавия в отношении сибирского региона, заключает автор, приобретали "вечный" характер (с.232).

О. В. Большакова

97.01.010. КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ РОССИИ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИЙ (XVIII - XX вв.): Материалы Второй Всерос. науч. конф. 28-30 нояб. 1995 г. - Омск, ОмГУ, 1995. - Т. 1: Интеллигенция и многоликосгь культуры российской провинции. -282 е.; Т. 2: Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. - 222 с.

Материалы Второй Всероссийской научной конференции изданы в двух томах и представлены в виде докладов или тезисов выступлений ( 95 и 70 соответственно). Каждый том состоит из двух разделов, второй раздел первого тома - из двух частей. Организовали конференцию Комитет по культуре и искусству Администрации Омской области, Координационный совет по культуре Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашений, Омский государственный университет, Сибирский филиал Российского

13-876

института культурологам. Генеральный спонсор издания Российский фонд фундаментальных исследований.

Первый том включает два раздела - "Интеллигенция России: цели и практика модернизации" и "Модернизация и проблемы развития локальных культур".

Открывает книгу доклад О.Ф.Русаковой (Екатеринбург) -"Современная отечественная интеллигенция в поисках третьего пути". Стремясь привлечь внимание к теории особого пути российской модернизации, пути, который по содержанию и по форме отличается от модернизационных процессов в странах Запада и странах Востока, автор подчеркивает все большее утверждение идеи о России как особой цивилизации. Причем, речь идет о совершенно специфическом цивилизационном качестве, делающем Россию особым самобытным культурным материком. Представители данного течения в среде российской интеллигенции отстаивают именно российскую культуру, не являющуюся по своей природе ни европейской, ни евро-азиатской, ни азиатской. Отсюда вывод: "Сегодня... в сознании отечественной интеллигенции вновь воспроизводится уже не раз возникавшая концепция третьего пути как особого пути российского культурно-цивилизационного развития" (с. 4).

В.В.Левочкин (Омск) в докладе "Влияние модернизации России на функциональную неоднородность русской интеллигенции" обращается к истории отечественной интеллигенции конца XIX -начала XX в., когда происходит усиление ее общественной значимости и интенсифицируется один из основных модернизационных процессов - индустриализация. По его мнению, неоднозначная роль интеллигенции - как одной из важных тенденций исторического развития России - определяется ее функциональной неоднородностью, из чего вытекает принцип функционального разделения интеллигенции на органическую и традиционную. К "органической интеллигенции" относятся идеологи и политики, к "традиционной" - специалисты, работающие в

интересах общественного развития в целом, - инженеры, врачи, учителя и др. (с .7 ).

Т.Н.Осташко (Новосибирск) рассматривает функциональный подход к изучению интеллигенции. Авторский анализ трудов по истории советской интеллигенции показывает, что наряду с упрощенными и догматическими выводами эти труды содержат немало документально аргументированных положений и продуктивных идей: например, разработку функционального подхода к изучению интеллигенции. Необходимость такого подхода обосновывается сложной и динамичной социально-профессиональной структурой объекта исследования, включающего в себя элементы различного порядка и уровня. В этой связи делается вывод, что интеллигенцию нельзя рассматривать как особую социальную группу в социальной структуре общества, поскольку "интеллигент" и "интеллигентность" - оценочные категории" (с. 9). Кроме того, подчеркивается, что функциональный анализ интеллигенции учитывает принцип историзма и задача современных историков - внести коррективы в прежнее представление о механизме взаимодействия власти и интеллигенции на различных этапах советской истории.

"Проблема понимания в контексте эпохи модернизации", "Кризисное сознание в кризисном социуме: к проблеме конфликта ценностей" - темы выступлений Т.В.Куликовой (Москва) и Н.Ю.Томилиной (Липецк).

В докладе Л.Г.Григорьева (Тверь) "Интеллигенция и проблемы постиндустриализации в России" рассматриваются технико-экономические и социокультурные аспекты современной российской модернизации, его высокой социальной цены, ведущей к дестабилизации в обществе. На основе исторического опыта показано, что огромную, роль в модернизации Запада» и России играли сознательные усилия модернизаторски настроенной элиты общества, носители творческого модернизационного развития. Многочисленные беды современной России связываются "с 13*

неспособностью нынешней политической элиты к грамотному и тонкому разрешению сложнейших проблем, стоящих перед страной" (с. 18). Нынешние российские "модернизаторы" воспроизводят стереотип авторитарной модернизации сверху, основанный на безудержной вестернизации. Поэтому подчеркивается важность формирования и воспроизводство новой эффективной политической и модернизаторской элиты, включающей в себя и опирающейся в своей деятельности на интеллектуалов. Именно творческая, гуманитарная, научно-техническая интеллигенция составит практически отсутствующий сейчас в России социальный субъект постиндустриализации, сформирует ее социальную базу.

Комплекс вопросов о месте и роли интеллигенции в современной России освещают в своих выступлениях Л.М.Дмитриева (Омск) "Новая полемика на старую тему" и А.Е.Рябинкин (Иваново) "О современной российской интеллигенции и ее перспективах", отмечая, что судьбы России, российской государственности и культуры в значительной мере зависят от исхода идеологической борьбы внутри интеллигенции, "с одной стороны, ориентирующейся на традиционно русские ценности, а с другой - на западные образцы" (с. 22). Этим объясняется важность понимания интеллигенции как сложного социального явления, требующего "дифференцированного подхода и комплексных междисциплинарных исследований" (с. 24).

А.А.Асоян (Омск) посвятил свое выступление вопросу о генезисе русской интеллигенции, О.В.Брюханова (Москва) феномену традиции в русской культуре конца XIX - начала XX в.: социологии философии всеединства, И.В.Мелик-Гайказян (Томск) -идеям русских космистов и современным концепциям эволюции культуры, А.Н.Гарявин (Санкт-Петербург) - культурологическим воззрениям П.А.Кропоткина, Г.Г.Касаров (Москва) - программе евразийцев, Т.А.Ивенина (Москва) - интеллигенции XIX в. в России как фактору общественного развития, В.В.Буханцев (Иркутск) -интеллигенции как фактору декомпозиции исторической России, О.Б.Манжора (Саратов) - романтизму в сознании русской

интеллигенции, Д.Д.Жвания (Санкт-Петербург) - либерально-народническому плану модернизации России, С.В.Дроздов (Москва) -кадетской альтернативе развития России, С.В.Макарчук (Кемерово) -взглядам социалистов России на значение партийной работы в культурно-просветительских обществах интеллигенции в межреволюционный период (июнь 1917 - февраль 1918 г.), А.Е.Корупаев (Москва) - культурничеству и российской интеллигенции в условиях модернизации, А.Ю.Кальянов (Санкт-Петербург) - новым представителям российской интеллигенции: деятелям кинематографии, операторам, режиссерам, предпринимателям (1900-1910), Е.В.Лобза (Саратов) - идее мировой революции в сознании российской интеллигенции, Н.В.Греков (Омск) - кадровым офицерам русской армии в период революции и гражданской войны, А.В.Квакин (Москва) - использованию математических методов при анализе мотивов политического выбора российской интеллигенции в 1917 г., С.Г.Сизов (Омск) интеллигенции и "катакомбному" пласту культуры в СССР, С.Ю.Олейник (Иваново) - патриотизму и интеллигенции как граням проблемы на фоне модернизационных процессов в России, С.П.Сысенко (Омск) - некоторым аспектам досугового общения интеллигенции, В.В.Егоров (Екатеринбург) - имиджу российского интеллигента.

Именно образ защитника интересов простых людей, их заступника от осатанелой власти, начиная с екатерининских времен, когда у наиболее образованной и совестливой части "служилого люда" проснулось сострадание и уважение к простому труженику и кормильцу своей страны, явился, по мнению участников конференции, важнейшей составляющей в формировании самосознания российского интеллигента.

Ряд тем раскрывают региональные, местные аспектй истории интеллигенции и культуры России: "Русская интеллигенция о путях развития сибирского хозяйства в период кризиса феодализма и формирования капитализма (первая половина XIX в.)" (автор В.П.Шпаков, Омск); "Роль уездной земской интеллигенции в практическом осуществлении реформ 60-70-х годов XIX в." (В.А.Овсянников, Тольятти); "Российская интеллигенция и модернизация политической жизни в 1905-1907 гг. (на примере Урала)" (В.П.Калашников, Пермь); "Политическая культура либеральной интеллигенции Сибири на этапе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг." (Г.А.Порхунов, Омск); "О степени влияния социал-демократических идей на учащуюся молодежь и интеллигенцию Сибири (историографическое осмысление проблемы на материалах советского периода" (С.П.Исачкин, Омск); "Интеллигенция и местные эсеровские организации в 1905-1907 гг. ( на материалах ярославской организации ПСР)" (И.В.Шильникова, Ярославль); "К характеристике психологии интеллигенции Омска конца XIX - начала XX в." (Т.А.Сабурова, Омск); "Провинциальная художественная интеллигенция в годы революции (1917-1920)" (А.Н.Еремеева, Краснодар); "Роль политической чистки в формировании кадров руководителей и специалистов сельского хозяйства Сибири (конец 1920-х - середина 1930-х годов)" (А.В.Гайдакин, Омск); "Подготовка кадров художественной интеллигенции в СССР в период 1920-х -1930-х годов (на материалах Западной Сибири" (Л.Д.Хлапечкова, Омск); "Художественная интеллигенция Сибири в условиях "большого скачка" (1928-1936 гг.)" (Ж.Е.Левина, Омск); "Участие интеллигенции Западной Сибири в пропаганде агротехнических знаний в колхозах в колхозах (1946-1950 гг.)" (Е.А.Кормильцева, Омск).

Второй раздел "Модернизация и проблемы развития локальных культур" состоит из двух частей - "Художественная культура российской провинции: история и современность" и "Судьбы национальных культур и интеллигенции".

Первая часть открывается докладами В.Н.Гореловой (Пермь) и В.Г.Рыженко (Омск) -"Современная художественная культура провинции и задачи воспроизводства интеллигенции в России" и "Невостребованность культурного наследия в России: XX век.

"Провинциальные" аспекты проблемы", Анализируя вопросы пробуждения художественного и исторического сознания народа, восстановления культурной традиции, ассимиляции опыта прошлого и диалога современного поколения с многими предшествующими поколениями и типами культур, В.Н.Горелова приходит к выводу: 1. "В условиях кризисной экономической ситуации, поставившей искусство на грань выживания, местная художественная интеллигенция проводит поистине героическую работу по сохранению искусства, развитию художественной культуры и воспроизводству интеллигенции1&; 2. "Современная русская провинция, благодаря бережному отношению к культурной традиции, к художественному наследию и образованию, является сегодня основным источником формирования новых поколений художественно-творческой интеллигенции, способной к творческой и просветительской деятельности на благо российской культуры и возрождения отечества" (с. 124, 125). В этом ракурсе, но с теоретическим, историографическим акцентом, В.Г.Рыженко рассматривает проблему невостребованности культурного наследия, ее принципиальное значение "в осмыслении истории и перспектив российской модернизации XX в." (с. 129).

Другие участники конференции подготовили такие темы: "Наследие художника Н.А.Мамонтова: к вопросу о невостребованном искусстве" (И.Г.Девятьярова, Омск); "Художник А.Н.Борисов (1889-1937)" (И.К.Галкина, Барнаул); "Неосуществленные архитектурные проекты в Воронеже (конец XVIII - начало XX в." (А.Н.Акиньшин, Воронеж); "Музейные утопии первой четверти XX в." (М.Е.Каулен, Москва); "Провидческие тенденции в творчестве Д.С.Мережковского и М.А.Врубеля" (В.В.Стебляк, Омск); "Чюрленис и русская художественная культура начала XX века" (Л.К.Богомолова, Омск); "Философские и культурологические основания художественного творчества Н.В.Гоголя" & (ВЛ.Семенов, Пермь); "Художественные коллекции графского рода Шереметевых в петербургском Фонтанном доме" (О.А.Ходякова, Санкт-Петербург); "Роль

тобольских архиереев в развитии иконописи Сибири на рубеже XVII-XVIII вв."(Н.Г.Волижанина, Новосибирск); "Роль Тверской духовной семинарии в культурной жизни Твери XVIII в." (Г.В.Оношко, Тверь); "Священник-просветитель А.В.Гумилевский" (Т.И.Чистякова, Санкт-Петербург); "Провинциальное книгоиздание в условиях реформируемой России (Х1Х-ХХ в.)" (В.Н.Волкова, Новосибирск); "Развитие книжного и библиотечного дела в Ярославле (конец XIX -начало ХХвв.)" (Ю.В.Смирнова, Ярославль); "Роль интеллигенции в модернизации общественного быта горожан Иркутской губернии второй половины XIX в." (Н.И.Гаврилова, Иркутск); "Литературная периодика провинциального города" (Т.Н.Хамаганова, Л.М.Ханжарова, Омск); "К вопросу об истории культуры Кузбасса в годы "оттепели": поиски путей духовного обновления" (Н.К.Харченкова, Кемерово); "Театральный зритель сегодня" (А.А.Правотворова, Новосибирск); "Роль промышленной архитектуры в градостроительной культуре Сибири конца XIX -начала XX в. (на примере Новосибирска)" (С.Г.Хохлачева, Новосибирск); "Градостроительная культура малых исторических городов Сибири" (Л.В.Вольская, Новосибирск); "Педагогические проекты художественных музеев Омска: история и современность" (Г.Ю.Мысливцева, Омск); "Зарождение и развитие дизайна в Омске" (В.П.Касьянов, Омск); "Влияние Первой Западно-Сибирской выставки на культурную жизнь города" (А.Г.Быкова, Омск); "Некоторые черты культурной жизни Омской глубинки 30-е - 40-е годы XX в."(Л.В.Перевалов, Тара); "Омские евреи и культурная жизнь города в XX веке" (И.Е.Бродский, Омск); "Подвижники культуры Югорского края" (М.Е.Бударин, Омск); "Интеллигенция и творческий потенциал участников подростковых любительских фотообъединений" (Н.Ф.Хилько, Омск),

Вторая часть содержит публикации, посвященные проблемам национальных культур и интеллигенции: "Проекты и программы национально-культурной политики в Омской области: разработка и пути реализации" (Н.М.Генова, Н.А.Томилов, Омск); "Омск и

формирование казахской интеллигенции" (Ш.А.Ахметова, Омск); "Информаторы и их знания о материальной культуре (на примере курдск о-саргатских татар" (Е.Ю.Смирнова, Омск); "Народная хореография сибирских татар (конец Х1Х-ХХ в.)" (Н.АЛевочкина, Омск); "Народные лекари у сибирских татар" (Л.М.Кадырова, Омск); "Актуальные проблемы научного изучения языка и фольклора сибирских татар в условиях модернизации" (С.М.Исхакова, Казань); "Абдерашит Ибрагимов как этнограф" (Ф.Т.Валеев, Б.Ф.Валеев, Казань-Москва); "Традиционные системы жизнеобеспечения малочисленных этносов южной Сибири в Х1Х-ХХ вв." (А.Н.Садовый, Кемерово); "Научная интеллигенция России и национальных республик в середине XX в.: опыт сотрудничества" (Ю.Н.Яблоков, Красноярск); "Обзор документов по культурной политике советского правительства в 1930-е годы в отношении народов Севера" (Л.В.Шевелева, Омск); "Партийно-государственная политика в области образования и учительская интеллигенция Восточной Сибири (1945-1950-е годы)" (В.Н.Казарин, Иркутск); "О архаичном способе вызывания дождя у русских крестьян Западной Сибири" (Г.В.Любимова, Новосибирск); "Немецкая и русская материальная культура: точки соприкосновения" (И.Н.Суслова, Омск); "Космогонические представления "древних казахов" в наскальных изображениях и казахском народном орнаменте" (Д.Ж.Жарикова, А.М.Баркинбекова, Караганда); "Вопросы культуры и межнациональных отношений в восприятии будущей российской интеллигенции" (В.А.Певцова, И.Н.Суслов, Омск); "Развитие русской книжной культуры на Дальнем Востоке в XVIII - начале XX столетия" (С.А.Пайчадзе, Новосибирск); "Вклад служителей православной церкви в книжную культуру русской Аляски" (Н.В.Вишнякова, Новосибирск); "Национальное книгоиздание в Сибири в 1941-1945 гг." (Е.Н.Савенко, Новосибирск); "Традиционная культура сибирских казаков в начале XX века" (М.А.Плахотнюк, Омск); "Возрождение эстонской традиционной культуры в Западной Сибири (проблемы и перспективы)" (И.В.Лоткин, Омск); "Новые 14-876

материалы об инженерах, архитекторах и строителях, работавших в Сибири и Омске в XVIII - начале XX в." (Н.ИЛебедева, Омск); "Прикладное искусство и вопросы материальной культуры" (Г.Г.Беляева, Омск); "Киргизские законы" титулярного советника Путинцева (к характеристике компетенции Пограничной администрации)" (К.В.Канаки, Омск).

Первый раздел начинается публикацией Н.А.Комлевой (Екатеринбург) "Особенности социокультурного развития России". По ее концепции, "основной особенностью исторического пути России является развитие через культурные катастрофы" (с. 6). К ним относятся: крещение Руси, реформы Петра I, революция 1917 г., реформы Горбачева - Ельцина. "Большая часть из них, - считает автор, - была вызвана попытками привить на древо культурной системы России западные побеги, преимущественно западную индустриальную технологию" (с. 6-7). Российские верхи все время стремились соединить принципиально несоединимые элементы: индустриальные технологии и несвободного работника. В этом контексте феномен интеллигенции определяется как следствие противоречия между потребностями модернизации страны и несвободой производителя материальных благ.

"Социально-культурные особенности развития России в XX в." и "Российские традиции и стереотипы (век XX)" рассматриваются в докладах В.П.Безбородова и Е.И.Потаниной (Омск). На основе исторического опыта раскрываются глубинные корни многих российских традиций и стереотипов, связанные с географически-климатическими условиями, спецификой формирования этноса, "догоняющим развитием" и вестернизацией страны, сословно-корпоративными подсистемами общества; освещаются традиции уравнительности в быту и производстве, этатизма, великодержавности, абсолютизации роли армии, монархизма, политизированной идеологии общественного сознания; обращается внимание на эклектические традиции последнего времени, свойственные прежним и новым социальным группам и слоям;

подчеркивается, что причудливое смешение сословно-классовых, этносоциальных и партийно-корпоративных идеологических традиций составляет нынешнее социально-психологическое наследие.

В ходе ретроспективного анализа прослеживаются два подхода к развитию России - славянофильство и западничество, сложившиеся в эпоху модернизации и отражавшие противоречивость русской истории: с одной стороны, реформы Петра I, Екатерины II, П.А.Столыпина, а с другой - общность, соборность, православие, самодержавие. Самым острым противоречием определяется отношение к общине. Если православие, самодержавие и модернизация в отдельные исторические периоды дополняли друг друга, то отношение к общине было тем водоразделом, по которому проходила граница между западниками и славянофилами, а также их последователями.

Особо отмечены различия взглядов на русскую общину у русских социал-демократов и К.Маркса, видевшего в ней "элемент возрождения русского общества и элемент превосходства над странами, которые еще находятся под ярмом капиталистического строя" (с. 8). Приводятся также два определения социализма, выделенные Марксом: примитивно коммунистический, обусловленный неразвитостью капитализма, аграрностью страны, что предполагает полное уничтожение частной собственности на средства производства, создание общественно-частной собственности и плановой системы; второе понимание социализма возможно на базе развитого капитализма, когда переход от капитализма к социализму связан не с уничтожением всей частной собственности, а лишь с заменой капиталистической частной собственности индивидуальной частной собственностью и кооперативным ее использованием. При этом товаро-рыночные отношения и охватывающая все это бухгалтерия становятся важнее, чем когда бы то ни было.

Авторский анализ показывает, что приход к власти коммунистов в России нельзя рассматривать как случайность или эксперимент, обусловленный деятельностью большевиков, что для появления тоталитарного бюрократического режима были объективные основания в экономической, социальной, политической и духовной жизни страны. Однако для строительства в России действительно социалистического, посткапиталистического общества реальных предпосылок не было, зато были необходимые предпосылки для строительства примитивного социалистического общества. Отсюда вывод: особенность социально-культурного развития России с 1917 по 90-е годы заключалась в том, что к середине 1930-х годов был в основном построен примитивный социализм, а к концу 50-х - началу 60-х годов он победил "полностью и окончательно".

Примитивный социализм характеризуется как необходимый этап в развитии нашей страны, решивший ту же фундаментальную задачу, что и капитализм на Западе, - задачу индустриализации. С решением ее он исчерпал свой потенциал для дальнейшего развития, как и империализм в первой трети XX в. Но если империализм, осмыслив бесперспективность своего развития, пошел по пути социализации, то у нас все закончилось разговорами. В результате 70-е и 80-е годы оказались потерянными для народа. Новую окраску получила традиция отчуждения власти от народа, от имени и для которого велись все социалистические преобразования. "От нее пошли традиции привилегированного социального и административного положения номенклатуры: традиции узурпации "права" на принятие неконституционных решений и безнаказанность должностных лиц" (г.13).

Далее следуют темы: "Культура Сибири: традиции и модернизация" (А.В.Шабага, Москва); "Присоединение Сибири: социокультурный аспект" (Ж.Е.Левина, Омск); "К вопросу влияния декабристов на развитие культуры Сибири. (XIX в.)" (Н.А.Хвостов, Омск); "Военное книгоиздание в России в эпоху петровских

преобразований (первая четверть ХУШв.)" (С.Н.Лютов, Новосибирск); "Демократизация культуры и образования в капиталистической России" (Т.А.Пархоменко, Москва); "К вопросу о руководстве высшей шкалой во второй половине XIX - начале XX в." (С.В.Казакова, Санкт-Петербург); "Университетская профессура о преобразовании высшей школы России во второй половине XIX-начале XX вв." (П.Н.Мохначева, Т.Н.Кандаурова, Москва); "Модернизация и особенности развития образования в Росии и СССР в Х1Х-ХХ вв." (Н.И.Хроменкова, Омск); "Складывание системы народного образования в начале 20-х годов XX в." (Е.В.Кузнецова, Кемерово); "Некоторые модернизационные подходы к образованию и педагогике (в порядке дискуссии)" (Т.Ф.Ботникова, Омск); "Модернизация и проблемы формирования нового менталитета" (Л.В.Корчевина, Иркутск); "Трансформация менталитета росийского дворянства в период модернизации (конец XVIII - начало XIX в.)" (О.К.Ермишкина, Тверь); "Место дворянства в иерархической концепции К.Н.Леонтьева" (А.В.Репников, Москва); "Развитие культурной среды деревни Восточной Сибири во второй половине XIX - начале XX в." (Г.В.Оглезнева, Иркутск); "Традиции и новации: в поисках обретения равновесия" (О.В.Смурова, Кострома); "Генеалогическая память как часть общенациональной культуры" (А.А.Жиров, Тара); "Чиновник, крестьяне и сельскохозяйственная школа (к характеристике деревенской культуры Сибири в "начале эпохи модернизации)" (К.Е.Зверева, В.А.Зверев, Новосибирск); "Проблемы взаимодействия правовой конъюнктуры общества и задач модернизации России начала XX века" (Е.А.Певцова, Москва); "Забайкальская печать о реформе бурятского управления и суда (1900-1907 гг.)" (О.А.Гусевская, Иркутск); "Влияние колчаковской попытки модернизации на уровень правосознания сибиряков" (С.П.Звягин, Кемерово); "Исторический опыт медицинскоймсультуры Западной Сибири" (Ю.П.Горелов, Кемерово); "Омские медики и система здравоохранения на рубеже Х1Х-ХХ столетий" (В.Б.Шепелева, Омск); "Огосударствление сферы интеллектуального

труда в России в первой трети XX в." (С.А.Красильников, Новосибирск); "Культура городов Сибири в условиях модернизации (к постановке проблемы)" (Д.А.Алисов, Омск); "Образование как освоение городской культуры" (А.А.Правотворова, Новосибирск); "Влияние маркетинга на развитие торговых центров сибирских городов" (В.А.Каменева, Новосибирск); "Попытки преодоления последствий урбанизации в архитектуре XIX в.: романтическое, рационалистическое и утопическое направления" (Е.Н.Ус, Санкт-Петербург); "Модернизационные процессы в России в 1920-е годы и студенчество" (Е.С.Постникова, Тверь); "Российские специалисты-эмигранты во Франции (по материалам переписей населения 1906-1936 гг.)" (Ю.В.Бойко, Москва); "Проблемы культурного развития промышленных регионов России в 1970-е - 1980-е годы (опыт сравнительного анализа)" (Е.В.Штубова, Екатеринбург); "Истоки диссидентства в контексте социалистического цикла модернизации (на материалах Урала)" (А.И.Прищепа, Екатеринбург); "Преподавание иностранных языков как фактор изменения социокультурной среды России" (Т.А.Салохина, Омск); "К вопросу о содержании университетского курса истории зарубежной литературы XX в." (С.В.Остудина, Омск).

Второй раздел "Научные сообщества и их судьбы" содержит следующие публикации: "Герман Григорьевич Халиулин. Памяти ученого" (В.П.Машковский, А.А.Халиулина, Кемерово); "Советская интеллигенция: pro et contra" (Г.Г.Халиулин, Кемерово); "Попытки ранних научных сообществ в истории России конца XVIII в." (А.А.Севастьянова, Ярославль); "Выпуск и распространение научной книги в Сибири: конец XVIII - первая половина XIX в." (В.А.Эрлих, Новосибирск); "Роль научных обществ в жизни России (вторая половина XIX в.)" (Ю.Ю.Иерусалимский, Ярославль); "О деятельности научных обществ в Забайкалье (вторая половина XIX -начало XX в.)" (Е.В.Севостьянова, Иркутск); "Роль императорского Русского географического общества в развитии музейного дела в Сибири" (С.Н.Труевцева, Барнаул); "Роль медицинских обществ в

развитии здравоохранения во второй половине XIX в." (Л.А.Ягодинская, Омск); "Западно-Сибирский отдел Русского географического общества в 1917-1919 гг." (И.В.Спирина, Омск); "К вопросу о вкладе сибирских священников в культуру, образование, в историческую науку" (В.ВЛебедев, Н.ИЛебедева, Омск); "Научная интеллигенция Сибири в 1918-1919 гг." (Н.И.Дмитриев, Екатеринбург); "Вклад в науку и культуру региона уральских краеведческих обществ и их судьбы в 1920-е - 1930-е годы" (Р.Р.Тагильцева, Екатеринбург); "Общество по изучению тульского края. Традиции и новации в историческом краеведении (1925-1930гг.)" (Г.П.Присенко, Тула); "Новое и традиционное в деятельности общественных организаций научной интеллигенции в 1920-е -30-е годы (секции научных работников)" (Л.И.Пыстина, Новосибирск); "Деятельность комитетов ученых Кузбасса как временных научных сообществ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)" (А.Б.Не1реев, Кемерово); "Дискриминация ученых уральской правовой школы в послевоенный период" (В.М.Пряхин, Екатеринбург); "Естественнонаучная интеллектуальная элита России начала XX в. как пример модернизационной неудачи" (А.А.Трошин, Москва); "Отечественное историографическое сообщество: от сциентизма к историко-культурным исследованиям" (В.П.Корзун, Омск); "Отечественная историография 30-70-х годов XIX в. о путях преобразования" (А.С.Маджаров, Иркутск); "Историографический быт эпохи как проблема" (ЮЛ.Троицкий, Новосибирск); "МЛЛогодин и "историографический быт" в России в середине Х1Хв." (К.Б.Умбрашко, Новосибирск); "О принципиальной значимости теоретических противоречий в рамках научных школ (на примере историко-культурного направления русской медиевистики)" (А.В.Свешников, Омск); "Школа И.М.Гревса" и новое направление в российской исторической науке начала XX века" (ИЛ^Абрамчук, Иркутск); "В.ИЛенин и наука" (А.В.Рычков, Омск); "Н.А.Рожков и советская историческая наука в период . ее становления" (И.А.Андреева, Омск); "Историческая концепция М.Н.Покровского

и советская историография 1930-х годов" (О.П.Володьков, Омск); "Рукопись И.И.Сиротенко "Россия и Германия" (К.Е.Безродный, Омск); "Сибирский историк Н.В.Горбань: судьба и труды" (Л.Н.Рощевская, Сыктывкар); "Н.А.Плотников - ботаник, путешественник, краевед. Памяти ученого" (А.В.Ремизов, Омск); "Феномен братьев Золотаревых" (Ю.И.Чубукова, Рыбинск); "Археология в работах российских историков второй половины XIX -первой половины XX вв." (Б.А.Коников, Омск); "Слагаемые условий формирования научных сообществ археологов в Сибири (1929-1960-е гг.)" (В.И.Матюшенко, Омск); "Вузовская интеллигенция Омска: основные тенденции социальной динамики" (Н.Н.Салохин, Омск); "Становление русской православной традиции в отечественной культуре" (Н.Е.Выжлецова, Санкт-Петербург).

АЛ.Лютинский

97.01.011. КОЧЕШКОВ Г.Н. РОССИЙСКИЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ В 1917 г. - Ярославль, 1994. -111 с.

Из широкого круга вопросов, характеризующих общественные отношения в сельской России, Кочешков выбрал в качестве темы исследования анализ социального положения земельных собствеников и деятельность их политических организаций в 1917 г. Собственно экономические позиции частных землевладельцев также рассматриваются в этой работе, но в качестве прежде всего иллюстративного материала, подтверждающего высокий социальный статус этой группы российского общества накануне мятежного 1917 г.

В работе, состоящей из 4 глав, отмечается, что в отечественной исторической литературе длительное время дебатируется вопрос о степени развития капиталистических отношений в сельской России на рубеже XIX-XX вв. И до сих пор не изжит стереотип, носящий в большей степени идеологизированный характер, связующий в одно целое такие категории, как "помещик" и "частный владелец". На взгляд Кочешкова, такая связь неправомерна. Среди частных земельных собственников были не только помещики, но и купцы,

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ - РОССИЯ -- 19 В МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ -СИБИРЬ РОССИЯ -АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА САМОДЕРЖАВИЕ СИБИРЬ ИСТОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты