3. 3. <^роёов
Деятельность районных прокуратур Псковской области по гражданско-судебному надзору в начале 1950-х гг.
После Великой Отечественной войны одним из первоочередных направлений деятельности отечественной прокуратуры стало осуществление эффективного гражданско-судебного надзора в стране. Однако призыв Генеральной прокуратуры СССР уделить повышенное внимание в своей работе именно этому виду деятельности областными и районными прокурорами страны в течение ряда лет не был принят к неукоснительному выполнению. Заместитель прокурора Псковской области С.Г. Лебедюк в письме от 1 июля 1950 г. “Всем райпрокурорам”, например, отмечал, что на протяжении всей “второй половины 40-ых годов XX века состояние работы органов прокуратуры по гражданским делам оставалось неудовлетворительным, в том числе и в Псковской области”1.
В связи с этим 1 июня 1950 г. Генеральная прокуратура СССР издала приказ N° 106 “О работе органов прокуратуры по гражданско-судебному надзору”, в котором подчеркивала, что со стороны местных прокуроров до сего времени не уделялось должного внимания работе по гражданскому надзору.
В данной статье на основе ранее неопубликованных документов Государственного архива Псковской области сделана попытка проследить, как преодолевалась тенденция недооценки значимости гражданско-судебного надзора в деятельности районных прокуратур Псковской области после издания указанного приказа и до утверждения “Положения о прокурорском надзоре в СССР” от 24 мая 1955 г.”, которое в законодатель-
Фролов Василий Владимирович - аспирант кафедры русской истории Псковского государственного педагогического университета имени С .М. Кирова.
ном порядке определило, что органы прокуратуры в СССР составляют единую централизованную систему, установило структуру прокуратуры и законодательно оформило отрасли прокурорского надзора, их содержание и правовые формы реализации.
Псковская областная прокуратура незамедлительно приступила к выполнению приказа №106, отдав распоряжения всем районным прокурорам о представлении ежегодных подробных отчетов о проделанной ими работе по гражданско-судебному надзору2.
В соответствии с новым приказом рай-прокуроры и их помощники должны были организовать изучение законодательства по гражданскому, трудовому, колхозному, семейному и гражданско-процессуальному праву, а также методических пособий по гражданско-судебному надзору3.
Гражданско-судебным отделам областных прокуратур из центра стали высылаться планы занятий с указанием тематики и учебных пособий.
Так, например, в третьем квартале 1950 г. гражданско-судебному отделу Псковской области предлагалось сосредоточить внимание на изучении, прежде всего, двух тем: 1) Возмещение вреда; 2) Законодательство о порядке взыскания недоимок по госпоставкам сельхозпродуктов с колхозов, колхозных дворов, единоличных крестьянских хозяйств и хозяйств рабочих и служащих.
В январе-феврале 1951 г. Прокуратура РСФСР провела проверку деятельности гражданско-судебного отдела Псковской области за прошедший год, которая показала, что:
- “по-прежнему мало принесено кассационных протестов на незаконные судебные решения, которые отменялись исключительно по кассационным жалобам сторон”;
- “к изучению гражданских дел в кассационные сроки, рассмотренных без участия прокурора, райпрокуроры подходят исключительно формально, что свидетельствует о том, что по этим же делам приносятся жалобы сторон и Кассационной коллегией Псковского облсуда - решения судов отменяются”;
- со стороны райпрокуроров области отсутствует надзор за судом (участие прокуроров /6%/ в суде явно недостаточно), райпрокурорами не обеспечиваются выступления в суде по делам важной категории (по делам, затрагивающим интересы колхозов,
об исключении из описи имущества, о возмещении причиненного материального ущерба государству, кооперативным организациям)4.
В связи с этим заместитель прокурора Псковской области С.Г.Лебедюк в своей директиве “Всем райпрокурорам Псковской области” заострил внимание на том, что, “предъявляя иск в суде, райпрокурор должен быть уверен в положительном исходе дела по иску. В этих целях до обращения в Нарсуд необходимо выявить и собрать все доказательства по возбужденному делу”.Он отметил и то, что по большинству исков прокурорами проводилась предварительная проверка, хотя некоторые прокуроры к этой обязанности относились пренебрежительно: предварительную проверку не проводили, или же делали это весьма поверхностно, предъявляя иски без предварительного установления законных оснований и представления всех необходимых доказательств5.
Так, например, по гражданскому делу №2-262 Нарсуда Павского района прокурором был предъявлен иск в защиту интересов колхоза “1 мая” при взыскании с двух членов артели 10500 руб. за павшую лошадь. Из обстоятельств этого дела видно, что ответчики - Д.В.Стукачев и Н.Ф.Федоров, являясь членами этого колхоза, в пьяном виде возвращались в колхоз из с. Павы на лошади по кличке “Серый” и так гнали эту лошадь, что в результате кровоизлияния она в пути пала. В данном случае прокурору надлежало обсудить вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности, а не ограничиваться предъявлением иска в гражданском порядке6.
В рассматриваемые годы большое внимание гражданско-судебный отдел прокура-
туры Псковской области уделял разрешению алиментных жалоб, причем количество их постепенно росло.
В основном жалобы по алиментным вопросам приносились на ненадлежащее и несвоевременное исполнение судебных решений. “По своему характеру эти жалобы требовали проверки их по месту работы ответчика, и поэтому большинство данных жалоб направлялось периферийным прокурорам”7.
Заместитель прокурора Псковской области С.Г. Лебедюк в своих “Директивных указаниях 1952 г.” отмечал, что некоторые райпрокуроры разрешали жалобы по вопросам алиментов с очень большим нарушением срока, указанного областной прокуратурой. Так, например, прокурор Ашевского района жалобу гражданки Егоровой о неполучении алиментов с бывшего ее супруга Егорова, направленную ему 5 января 1952 г., разрешил только через два месяца - 3 марта 1952 г., а
о результатах рассмотрения сообщил после многократных напоминаний8. С.Г.Лебедюк заострил внимание на том, что жалобы по вопросам алиментов разрешаются часто формально, без тщательной проверки и принятия действенных мер, в связи с чем “необходимо не допускать нарушения сроков разрешения алиментных жалоб. По существу жалобы проводить глубокую и тщательную проверку и в результате принимать самые действенные меры по жалобе, избегая формальных ответов и нереальных обещаний истцам. Давать такие ответы жалобщикам, чтобы не вызывалась необходимость повторных жалоб”9.
Особое внимание районные прокуроры должны были уделить таким важнейшим и наиболее часто встречавшимся гражданским делам, как возмещение ущерба от хищений, исключение из описи имущества, восстановление граждан на работе, выселение их из жилищ, увечным делам и др.10.
Какие изменения происходили в деятельности райпрокуроров Псковской области по гражданским делам, в том числе важнейших категорий, можно проследить на примере работы Новоржевской, Островской, Пол-новской и Пушкиногорской прокуратур (см. таблицу №1).
Из таблицы следует, что в 1951 г. со стороны райпрокуроров отсутствовал должный
Таблица №1
Деятельность прокуратур Новоржевского, Островского, Полновского и Пушкиногорского районов по гражданским делам в 1951 — 1954 гг.
Новоржевский р-н Островской р-н Полновский р-н Пушкнногорскнй р-н
Количество рассмотренных дел в суде с Количество рассмотренных дел в Количество рассмотренных Количество рассмотренных дел
участием прокурора, в скобках указано суде с участием прокурора, в дел в суде с участием в суде с участием прокурора, в
общее число гражданских дел скобках указано общее число прокурора, в скобках указано скобках указано общее число
Категории дел гражданских дел общее число гражданских дел гражданских дел
Годы
Колхозные дела 16 12 18 44(94) 40 59 (99) 34 2 12 5(16) 54 58 5(18) 26 (37) 27 18
(24) (15) (23) (48) (55) (2) (12) (61) (61) (45) (89)
О возмещении
ущерба от 6 13 7 9 11 14(64) 4 14 (20) 2 - 4 10 - 13(26) 27 4
хищений и (б) (36) (9) (12) (50) (4) (4) (5) (4) (10) (15) (38) (9)
недостач
Об исключении из
описи имущества 1 13 4 2 1 7 7 3 - - 1 - 7 2 2
(5) (13) (4) (4) (5) (14) (П) (6) (1) (1) (2) (12) (2) (2)
О восстановлении
граждан на работе 2 - 3(5) 23(23) 5 1 1 15(18) - -(1) 2 - - 3 1
(5) (20) (15) (15) (5) 28 (2) (2) (3) (О
О выселении - 1 6 5 3 3 3 1 * 1 - - - -
граждан и] (8) (1) (8) (6) (21) (П) (26) (1) (1) (3) (0 (3)
жилищ
Увечные дела 2 4 1 4 31(31) I 2 _ 1 _ 2
(83) (2) (5) (1) (4) (9) (5) (2) (2) (2) (1) (2) (2)
Прочие 3 3 (1035) 20 б 16 6 63 66 2 2 59 19 14 19 27 35
(95!) (689) (1004) (1498) (2341) (1097) (1141) (681) (490) (396) (230) (614) (1064) (847) (453)
Всего 28 44 44 90 76 90 116 142 16 8 123 115 19 66 86 62
(1082) (1102) (743) (1147) (1626) (2503) (1199) (1219) (700) (514) (470) (333) (655) (1144) (938) (556)
& Таблица составлена автором на основе данных: ГАПО Ф. Р-1472, Оп. 4. Д. 123. Л. 28, 49, 77, 86; Д. 169. Л. 18, 40; Д. 192. Л. 23,25, 70,97; Д. 193. Л. 55.; Ф. Р-1627, Оп. 1. Д. 29. Л. 2.; Ф. Р-1650, Оп. 1. Д. 31. Л. 2.
надзор за нарсудом, достаточно большое количество гражданских дел, в том числе важнейших категорий, рассматривалось в судах без участия прокуроров. Особенно неудовлетворительным было положение в Пушки-ногорском районе, где из 41 гражданского иска важнейших категорий с участием прокурора было рассмотрено только пять (12,2%). Надзор по гражданским делам, не входящим в число важнейших категорий, был недостаточно эффективным и в других районах: так, в Новоржевском районе участие прокуроров в судах по таким делам составило в 1951 г. 0,31%, в Полновском - 0,29%. Но в 1952 г. показатели в Новоржевском районе существенно улучшились, особенно по делам важнейших категорий: 61,2% всех дел были рассмотрены в суде с участием прокурора. В то же время в остальных районах положение осталось прежним, особенно в Полно-вском районе, где из 514 гражданских дел, рассмотренных в суде, с участием прокурора было рассмотрено только 8. Но уже в следующем, 1953 г. изменения наступили и здесь: из 74 рассмотренных дел 64 рассматривались с участием прокурора. Эта положительная динамика была сохранена и закреплена в Полновском районе и в 1954 г., когда с участием прокурора рассматривалось 96 дел из общего их количества - 103. Таким образом, Полновская районная прокуратура выводы по неуклонному выполнению приказов вы-
шестоящих органов для себя сделала. В то же время прокуратуры других районов области надзору за гражданскими делами по-прежнему внимания уделяли недостаточно, нередко оправдывая свои действия тем, дела были несложными, не требовавшими для разрешения обязательного присутствия прокурора.
Районными прокурорами выносилось также крайне мало кассационных и надзорных протестов на неправомерные судебные решения: например, в Новоржевском районе их в 1951 и 1953 гг. не было вынесено ни одного, в 1952 г. - только 9 кассационных протестов (все удовлетворены), в 1954 - четыре (также все удовлетворены).12 В Полновском районе вообще за все рассматриваемые годы надзорных протестов на решения судов не вносилось.
Приказ Генеральной прокуратуры №106 “О работе органов прокуратуры по гражданско-судебному надзору” не только обязал областных и районных прокуроров усилить надзор за деятельностью судов, но и повысил требования к качеству их работы. Однако и после его издания многие районные прокуроры по-прежнему считали работу по гражданским делам второстепенной, поэтому ряд существенных недостатков преодолеть в своей деятельности не сумели. В этом направлении предстояло вести большую работу и в дальнейшем.
Примечания