Спросить
Войти

Раннехристианские и византийские источники о распространении христианства на территории современной Украины

Автор: указан в статье

Г.В.Батизат

РАННЕХРИСТИАНСКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

G.V. Batizat. Early Christian and Byzantine Records on Spread of Christianity on the Territory of Today&s Ukraine

The publication is a compilation of Greek and Latin records narrating about spread of Christianity on teritory of Southern Ukraine and partly on adjacent territories, where Goths and Slavs lived. These records are excerpts from works by early Christian authors, Byzantine clerical and secular chronists and writers, as well as from hagiographic literature. The evidence of primary records is arranged in chronological order of the described events, with brief information about authors and records proper (if they are anonimous), as well as comments relating to names, concepts, historical events and chronology.

Данная публикация является сводом источников, посвященных событиям, касающихся христианизации населения на территории юга Украины в период первых веков н.э. и до официальной даты крещения славян Киевской Руси в 988-989 гг.

Основная категория источников представлена сообщениями Отцов Церкви и житийной церковной литературы, посвященной непосредственно событиям обращения язычников в христианство и связанной с каким-либо святым мучеником, проповедовавшим на данной территории. Несмотря на более широкую и обширную информацию, жития святых являются менее надежными источниками из-за «налипших» к ним многочисленных вымыслов (порой сознательных) и анахронизмов, а также из-за их позднего происхождения по отношению к описываемым событиям.

Византийские хроники дают более конкретную информацию, однако она порой противоречива, а иногда не совсем ясно изложена. Эти источники всецело зависели от своих информаторов и сведений, проходивших через императорскую и патриаршую канцелярии.

Начинается свод с «Деяний апостола Андрея» (житие конца VIII—IX вв.), где сообщается о его миссионерской деятельности в Крыму в Пантикапее, Феодосии и Херсонесе. Хронологически события относятся к середине I в.

Более сомнительная информация содержится в агиографическом источнике «Житие св. Климента», римского епископа 88—100 гг., сообщающем о его ссылке и мученической смерти в Херсонесе при императоре Траяне, а также обращении в христианство местных жителей. Однако, как известно, это более поздние данные, возможно, возникшие на почве местных преданий

© Г.В.Батизат, 2000.

© Английское резюме Ю.Д.Тимотиной, 2000.

в среде христиан византийской Таврии.

Более важную и конкретную информацию заключает в себе житие о миссионерской деятельности и мученической смерти в Херсонесе епископов Василея, Капитона и др. клириков в начале первой половины IV в. Фактически данный письменный источник является самым ранним реальным свидетельством о христианизации языческого населения в Крыму.

Исторически ценные сведения мы можем получить из сочинений церковных историков Феодорита Кирского, Сократа Схоластика, Со-зомена Гермия, Евагрия Схоластика, а также готского историка Иордана, сообщающих о событиях в Скифской епархии и христианизации готов по берегам Дуная. Особенно важно упоминание у Созомена о боспорском епископе, участнике Никомедийского собора 358 г.

Житие епископа Иоанна Готского (вторая половина VIII в.) связано с внутренней жизнью епархии и ее взаимоотношениях с Константинополем и хазарами.

О христианизации части восточных славян — русов в 867 и 874 гг. мы можем почерпнуть из сообщений константинопольского патриарха Фотия и Продолжателя Феофана. Возможно, это одно и тоже событие, происшедшее за 120 лет до официального крещения русов при князе Владимире. Это так называемое «первое» крещение русичей, скорее всего приазовских. Здесь же нужно упомянуть и сообщение Иоанна Скилицы (конец XI в.) о крещении княгини Ольги во время ее посещения Константинополя в 955 г. Это сообщение впоследствии интенсивно развивали и использовали древнерусские летописи и беллетристика («Повесть временных лет», «Жития княгини Ольги и князя Владимира» и др.).

Любопытное сообщение от своих информаторов оставил нам Константин VII Порфирогенет в хронографическом трактате «Об управлении империей». Автор упоминает о заброшенных шести крепостях на правом берегу Днестра (Днестровского лимана), где были видны остатки церквей и кресты, высеченные в песчанике.

Исходя из вышеперечисленных источников, можно заключить, что проникновение христианства как новой религии Римской империи в Северное Причерноморье началось в первые века нашей эры. Это было вызвано как миссионерской деятельностью христианских проповедников из центральных районов Империи, так и ссылкой христиан в период гонений при императорах Нероне, Домициане, Траяне и Диоклетиане.

К середине III в. окончательно складывается церковная организация христианских общин со своей иерархической системой: дьяконы, пресвитеры и епископы с центром в Риме и опорными пунктами в Иерусалиме, Александрии, Карфагене и Антиохии. Сразу же после легализации христианства при императоре Константине I начинают образовываться епархии в Италии, Северной Африке (Нумидия), Малой Азии, Фракии, Скифии (Мезия), Галлии и Британии. В новой столице Империи - Константинополе формируется второй епископат, равный римскому.

К середине IV в. в Египте появляется институт монашества, который быстро распространяется в Фиваиде, Нитрии и Оксиринхе, а затем в Малой Азии (в Каппадокии и в Южном Понте), а оттуда проникает в Италию (Pallad. Laus.; Rufin. Vita patrum; Apolog. II424; Hist ecccl.; Ignat. Epist. Ad Polyc. V; Iust. Apolog. 18; Legatio pro Chr. 38; Octav. 31; Tert. Ad uxorem. 11, 4, 6; Cass. V 18; Hieron. Vita sancti Hilarii; Ad Tit. 2, 7; Antioch. Mon. Hom. 112; Athan. Vita Anton.; Apoph. patr.; Sulpic. Sever. Epist. II. Ad Avrel. diac. 11; Dialog. I, II; Eugipp. Vita Severini.; Ennod. Felix. Descript. Vitae Antoni mon., etc.).

Надо полагать, что Скифская епархия, объединявшая Нижнюю и Верхнюю Мезии (Малая Скифия) и Северный Понт, а также Готская епархия, образованная в Таврии (Крым), сформировались к середине IV в. Известно, что хер-сонесские епископы участвовали в первых соборах в Никее и Эфесе. Во главе епархии находился епископ, которому подчинялись нижестоящие клирики. Сам епископ подчинялся Константинопольскому патриархату, а в свою очередь и патриарху в Иерусалиме, который на начальных этапах функционирования христианской Церкви на Востоке назначал епископов в провинциях, расположенных вокруг Понта.

Агиографические источники предоставляют нам свидетельства о пребывании на рудниках и в каменоломнях в Нижней Мезии, во Фракии и в Паннонии большого количества сосланных христиан в период гонений II-III вв. (Acta

Sanctorum. Ioannes Bollandus: Passio sanct. quat...; Passio sancti Quirini episc. et martyr...; Passio sanct. Floriani, etc.; Колосовская 1990: № 4). Местом ссылки являлась и Таврия. Отсюда можно сделать вывод, что на территории Западного и Северного Понта к IV в. проживали приверженцы христианства, тайно справлявшие свое богослужение. Основная задача по распространению христианского учения ложилась на плечи миссионеров, первым из которых в Понте, по ортодоксальной традиции, являлся апостол Андрей.

В конце IV - начале V вв. дальнейшему распространению христианства в Северном Понте способствовали передвижения готов с востока на запад за Истр (Дунай) в Нижнюю Ме-зию и в Таврию. При императорах Валенте и Констанции II большинство готов приняло христианство арианского толка и только при Феодосии II и последующих императорах готы были обращены в ортодоксальную веру

В период существования Византийской империи Таврия как провинция входила в границы империи и являлась одним из важных ее форпостов, где при Юстиниане было построено много базилик и монастырей. Она находилась в единой централизованной системе христианской Церкви Византии и подчинялась Константинопольскому патриархату и императору В период гонений иконоборцев иконопо-читатели скрывались также и в Таврии. Туда же ссылали и неугодных прелатов (Тимофей Элур, папа Мартин).

Упоминание византийского патриарха Фо-тия о крещении русов в 867 году является очень ценным для исторической науки свидетельством. Оно непосредственно указывает на принятие христианства восточными славянами, населявшими территорию современной Украины еще до официального крещения Руси в 988 году

Сведения археологического характера, оставленные нам императором Константином VII Порфирогенетом, расширяют наши представления об ареале распространения христианства на Юге Украины и, в частности, в средневековом Белгороде на Днестровском лимане, через который проходил коридор миграции восточных готов в римские владения, в том числе и в Скифскую епархию. В Белгороде могли работать миссионеры как из Скифской, так и из Готской епархий, а также направляемые из Константинополя священники и другие клирики как в ранге послов, так и с деловыми поручениями .

Кроме того, в своде представлена и дополнительная информация о событиях в Скифской епархии и христианизации готов за Дунаем (Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский, Иордан, Сократ Схоластик, Созомен и др.), а также о христианизации болгар и хорватов в середине IX в. (Иоанн Камениат, Константин Порфирогенет, Фома Сплитский и др.).

ЦЕРКОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ И ЕПИСКОПОВ ХЕРСОНСКИХ ВАСИЛЕЯ, КАПИТОНА И ИНЫХ С НИМ (310-325 гг.)

Автор «Жития» неизвестен. Это агиографическое сочинение, основанное на более древних устных преданиях, сложилось к VII в. и подверглось литературной обработке не раньше начала X в.

Житие происходит из греческой лицевой минеи (за февраль и март) XI в. Рукопись № 376. По мнению В. Латышева, текст создан не херсонесцем, а византийцем ранее второй половины IX в. Греческий текст кратких житий этих епископов в «Синаксаре», императора Василия II (976-1025 гг.), был составлен в конце X или начале XI вв.

Из славянских рукописей соответствующая информация имеется в так называемой Суп-расльской рукописи (Супрасльской минее), а также под 7 марта в Успенском списке Мака-рьевских миней (фрагмент издан Латышевым по рукописи; см. Латышев 1906: 66-74, № III), в Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского (впервые изданы в 1700 г в Киеве), а также в минеях Волоколамской и Милютинской.

Сравнив все эти тексты, Латышев пришел к выводу, что применительно к житию всех херсонских епископов источниковой ценностью обладает лишь греческий текст из синодальной рукописи № 376 и славянские переводы Супрасльской и Макарьевской миней, сделанные независимо друг от друга с какой-то греческой рукописи, близкой, но не тождественной № 376 или его архетипу, причем оригинал супрасльского и макарьевского переводов он считает более древним, возможно относящимся к VII в. или даже более раннему времени, и происходящим непосредственно из Херсоне-са (Латышев 1906: 4, 12-16).

«...в 16-й год тирании Диоклетиана1 (епископ Ермон) рукополагает Ефрема (Ефраим)... и высылает его в области Турции, а кроме того и в Херсон (Херсонес) Тавроскифской епархии (посылает) доброго Василея (Василий или Ва-силевс)...2» (§ 5).

Когда Василей прибыл в Херсонес, (§ 6) «...граждане (язычники) совсем не сдержались; но тотчас обратились к поруганию и избиению праведника... (Он) укрывается в некоей пещере, именуемой Парфеноном...»

(§ 7) После упомянутых событий Василей крестит в Херсонесе двоих жителей, но вскоре (§ 8) язычники его убивают. «Итак они (язычники), явившись к пещере, в которой пребывал великий, и привязав веревки к ногам его, безжалостно влекли его по площади, пока он не

предал свою блаженную душу в руки ангелов. Был 7-й (день) марта. На том месте ныне верные поставили столп и на верху его утвердили честной крест для поклонения».

По прошествии этого события малоазийс-кие епископы Евгений, Агафодор и Элпидий (§ 10), «...узнавши о кончине всеблаженного, тотчас приезжают в Херсон (Херсонес) и возвещают слово истины (т.е. христианское учение Евангелия)».

Упомянутые выше епископы многих херсо-несских жителей обратили в христианскую веру, однако также были убиты язычниками и выброшены за пределы города.

(§ 12) «Прошло не малое время, и посылается из Иерусалима некий епископ Эферий3. Он, еще не достигнув Херсона (Херсонеса), дуновением противных ветров прибивается к некоему острову, называвшемуся Алсос4 и прилежавшему к странам реки Днепра (Борисфена). На этом острове Эферий заболевает и умирает5».

(§ 14) В период правления императора Константина I (Великого), христиане из Херсонеса посылают к нему посольство и просят прислать к ним епископа. Из Константинополя прибывает епископ Капитон «...вместе с пятью ста-ми воинов (т.е. с когортой) и их начальником Феоною...». Капитон сразу же начал проповедовать в Херсонесе.

(§ 17) После сотворенного им «чуда в печи», Капитон, «...повелев тотчас построить крещаль-ню из обожженной извести, всех окрестил в ней; воздвиг он и храм, примыкавший к ней, во имя первого и верховного из апостолов Петра».

«...Ему была отдана жителями (Херсонеса) для поселения прибывших с ним (см. выше)... восточная часть города именно от региона так называемого Малого торга до места, названного Парфеноном».6

1 Диоклетиан Гай Аврелий Валерий, римский император в 284-305 гг.
2 Герман, патриарх Иерусалимский, направил двух епископов в Таврию (Крым): Василия, который проповедовал и долго работал среди греческого населения Херсонеса, и Ефраима, который проповедовал среди соседствующих с Херсонесом скифов. Оба они приняли мученическую смерть. Епископы, начиная с Василия в 300-303 гг. (при Диоклетиане), один за другим были присланы в Херсонес Германом. При Константине Великом в 325 г. сюда прибыл епископ Капитон с военным отрядом в 500 воинов. В этом же 325 г. епископ готов Фео-фил и Кадм, епископ Боспорский, приняли участие в Первом Вселенском Соборе в Никее.
3 Херсонесская и Боспорская епархии в Крыму

(византийская Таврия) находились под юрисдикцией Иерусалимского патриархата. В начале IV в. в

Херсонесе, возможно, существовала особая епархия, глава которой епископ Филипп (Ф^Яляпо?

Xsporavoq) присутствовал на Никейском Соборе 325 г. (его имя находится только в некоторых списках отцов Собора). В конце IV в. эта епархия существовала уже безусловно: ее глава епископ Еферий присутствовал в 381 г. на Втором Вселенском Соборе в Эфесе. В 460-477 гг. в Херсонесе находился ссыльный александрийский патриарх Тимофей Элур, бывший монофизитом и поддерживавший постоянные связи со своими сторонниками в Сирии, Египте, Константинополе, Томи (Томах) и других городах Византии.

4 AXgoc, — роща, по другим спискам Аас. Возможно это лес, посвященный местному божеству. По славянской версии в Супрасльской минеи остров назван «аасъ» и обозначен «в предЪлех Днепровс-кия рЪки», так же он называется и в Макарьевской минеи.
5 Скорее всего, местом смерти св. Эферия (Эте-рия, греч. Aispioc) является западный мыс Кинбур-нской косы, а не о. Березань, как считали некоторые комментаторы. «Синаксарь» Василия II передает несколько отличную от рукописи № 376 версию жизни Эферия, а о смерти епископа сообщает лишь следующее: anoppi^vxoc ката tov Aavanpiv яотацот ... — «на возвратном пути из Константинополя он был отброшен в реку Днепр и там скончался» (Латышев 1906: 18—19; 65, № II). Никакого упоминания об острове в этом источнике нет.
6 Первые следы христианства на Боспоре прослеживаются в III в. (Якобсон 1964: 28—29). По археологическим данным, наиболее ранним свидетельством проникновения христианства на Боспор является перстень с геммой, на которой вырезан крест и две рыбы, найденный в могильнике у деревни Ново-Отрадное (Керченский п-ов). Датируется это погребение серединой III в. Из Крыма происходит другая гемма с изображением якоря и двух рыб по бокам (Неверов 1988: № 388, инв. № Ж. 206). К III— IV вв. относятся следы христианства в некрополе Илурата: крест, вырезанный на стене склепа и «святилище», где на скальном полу вырезан крест, рыба и птица. К IV в. относится надпись с крестом на мраморной дорической колонне, найденная на Таманском полуострове (КБН: № 1099). Самая ранняя датированная христианская надпись Боспора относится к 304 году. Это надгробие Евтропия из Керчи (Пантикапей). На нем тоже изображен крест (КБН: № 3, addenda). Также к IV в. относятся еще несколько (около шести) христианских надгробий из Пантикапея (Керчь). К этому же веку относятся три христианских амулета, происходящие из европейского Боспора. Кроме того, были обнаружены еще несколько предметов с христианскими символами — стеклянные сосуды: две патеры и четыре блюда и краснолаковое блюдо с изображением павлина на донышке (Диатроптов 1986: 32—47). С IV в. фиксируются археологами и христианские погребения в различных городах Боспора. Для них характерно тру-поположение с западной ориентацией костяка (Ку-лаковский 1891: вып. 6; 1896: вып. 19; 1898; 1908: т. IX, 535). Старейшие культовые помещения — базилики и часовни на Боспоре относятся к концу V— VI вв. (Якобсон 1964: 29—30).

Русский перевод:

Латышев В.В. 1907. Страдания святых священномучеников и епископов херсонских Василея, Капитона и иных с ним // ИАК № 23. С.108—112. Протоиерей Серафимов С. 1868. Херсонские святители. Страдания священномучеников Херсонских епископов: Василея, Капитона и др. // ЗОО-ИД. Т. VII. 120-131.

Литература

Айналов Д.В. 1891. Три древнехристианские сосуда из Керчи // ЗРАО. Т. 5. Вып. 1-2.

Античные государства Северного Причерноморья 1984. М.

Античные камеи Эрмитажа 1988 // Каталог. (Сост. кат. О.Я. Неверов). Л.

Арсеньева Т.М. 1970. Могильник у деревни Ново-Отрадное // МИА. № 155. М. С.106-107.

Арсеньева Т.М. 1963. Некрополь римского времени у деревни Ново-Отрадное // СА. № 1.

Беликов Д.Н. 1887. Христианство у готов. Казань.

Буданова В.П. 1990. Готы в эпоху великого переселения народов. М.

Васильев А .А. 1921. Готы в Крыму // ИРАИМК. Вып. 1.

Васильев А .А. 1927. Готы в Крыму // ИРАИМК. Вып. 5.

Византийская Таврика. 1991. Сборник научных трудов (к XVIII конгрессу византинистов). Киев.

Диатроптов П.Д. 1986. Распространение христианства на Боспоре в Ш^! вв. н.э. М. С.32-47 (рукопись).

Зубарь В.М., Павленко Ю.В. 1988. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. Киев.

Зубарь В.М. 1990. О некоторых аспектах идеологической жизни населения Херсонеса Таврического в позднеантичный период // Обряды и верования древнего населения Украины. Сборник научных трудов. Киев. С.61-84.

Зубарь В.М. 2000. От язычества к христианству. Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III - первая половина VI в.). Киев.

Кадеев В.И., Сорочан С.Б. 1989. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э. - V в. н.э. (На материалах Херсоне-са). Харьков. С.74-75.

Колосовская Ю.К. 1990. Агиографический источник по истории Паннонии // ВДИ. № 4.

Корпус боспорских надписей (КБН или С^В). 1965. М.-Л.

Кубланов М.М. 1979. Новые погребальные сооружения Илурата // КСИА. Вып. 159. М. С.45-97.

Кулаковский Ю. 1891. Керченская христианская катакомба 491 г. // МАР. Вып. 6. СПб.

Кулаковский Ю. 1896. Две керченские катакомбы с фресками // МАР. Вып. 19. СПб.

Кулаковский Ю. 1898. Новые данные по истории старого Крыма. СПб.

Кулаковский Ю. 1908. Керчь и ее христианские памятники // Православная богословская энциклопедия. Т. IX. СПб.

Кулаковский Ю. 1914. Прошлое Тавриды. СПб.

Латышев В.В. 1896. Греческие надписи христианских времен из Южной России. № 86. СПб.

Латышев В.В. 1906. Жития святых епископов херсонских. Исследования и тексты // Записки Императорской Академии наук по Историко-филологическому отделению. СПб. Серия VIII. Т. VIII. № 3. С.1-81.

Латышев В.В. 1909. Заметки к агиографическим текстам. Ч. II. Изв. ОРЯС. Т. XIII. Кн. 3.

Латышев В.В., Кекелидзе К. 1913. Жития святых епископов херсонесских в грузинской минее //

ИАК. Вып. 49. С.75-88. Макарий. 1S46. История христианства в России до

великого князя Владимира. Марти Ю.Ю. 1919. Описание Мелек-Честенского кургана и его памятников в связи с историей Бос-порского царства // ЗООИД. Т. XXXI. Приложение.

Мурзакевич Н. 1S6S. Примечания // ЗООИД. Т. VII. Пиоро И.С. 199G. Крымская Готия. (Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье). Киев. Погорелая В.В. 19S5. Остров св. Эферия // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 19S4 год. М. С.188-198. Словарь античности. 19S9. М. Соломоник Э.И. 19S6. Несколько новых греческих

надписей средневекового Крыма // ВВ. Т. 47. Шестаков С.П. 19GS. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. М.

Шкорпил В.В. 1S9S. Три христианские надписи, найденные в окрестностях Керчи // ЗООИД. Т. XXI. Отд. V. С.8-11. Якобсон А.Л. 1959. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры // МИА. № 63. Москва-Л. Якобсон А.Л. 1964. Средневековый Крым. Москва-Л.

A Thousand Years of Christianity in Ukraine. 19SS // An Encyclopedic Chronology. (Compiled and Edited by Osyp Zinkewych and Andrew Sorokowski). New York-Baltimore-Toronto. Diatroptov P.D. 1999. The Spread of Christianity on the Bosporus in the 3rd-6th centuries // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. Vol. 5. №3. Thomas E.B. 1974. Martyres Pannoniae // Folia Archaeologica. 25.

МУЧЕНИЕСВЯТОГО КЛИМЕНТА

(MapTopiov той ayiov KX^^svtoç) (ок. 91-100 гг. н.э.) (Автор неизвестен, возможно, анонимный византийский монах не ранее VI в.)

Ссылка папы римского Cвятого Климента I1 (епископа; понтификат ок. SS-97 гг. н.э.) в Таврию «в какой-то пустынный город из прилежащих к Херсону (Херсонесу)».

«Многие же из благочестивых людей (из Рима) последовали за Климентом и достигли места ссылки к мраморной каменоломне, где находят до 2GGG или более христиан...»

Святой Климент начинает крестить жителей Херсонеса в реке за городом «...так, что многие крестились ежедневно и число крещаемых доходило до 5GG... »

За год его пребывания в Херсонесе «создаются верующими церкви числом 75... »

После упомянутых событий император Тра-ян «...посылает в Херсон (Херсонес) гегемона Авфидиана,... чтобы помешать распространению христианской церкви (в Таврии )».

Авфидиан приговаривает Cвятого Климента к смертной казни «...присуждает... вывести мученика на середину моря (Евксинский Понт, позднее Черное море), привязав его к железному якорю и опускает в пучину...»

«...Мученик был брошен в море и поглощен водами залива 2...»

1 Св. Климент I Римский, четвертый (по Евсе-вию, третий) римский епископ с 88/92 (?) по 97/100/ 101 гг. (?) и Апостольский отец. апостол из 70-ти. В христианскую веру был обращен апостолом Петром. Вместе с ним он пострадал в Филиппах (ок. 53 г.). Согласно церковному преданию, он принял мученическую смерть в Херсонесе Таврическом в Крыму во время гонений императора Траяна. Вместе с ним были сосланы Домицилла, римский патриций, и несколько сотен христиан из Рима. По церковному преданию, епископ Климент обратил в христианство всех жителей Херсонеса, основал 75 общин и стал прелатом Херсонесской епархии. Автор «Первого послания к коринфянам» («Первое послание Климента Римского к Коринфянам») (ок. 96 г.), включавшегося в Новый Завет после Апокалипсиса в древних кодексах, и приписывавшихся ему «Второго послания к коринфянам», двух посланий к девственницам и «Клементин» (в состав «Клементин» входят: «Встречи», «Гомилии» и «Сокращение деяний апостола Петра»). О нем упоминают также: Тертуллиан (Tert. De prescrip. haer. 32), Епифаний (Epiph. De haer. XXVII, 6), Иреней Лионский (Iren. Adversus haer. III, 3), Ориген (Orig. Ad Ioan. VI, 36) и Иероним Стридонтский (Hieron. De viris illust. XV). Однако приведенные выше ранние свидетельства не говорят о св. Клименте как о мученике. Лишь с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорит Руфин (Rufinus; друг Иеронима; переводчик Оригена; жил в конце первой - второй половине IV в.), а также папа римский Зосим (Zosimus, время его понтификата - 417418 гг.) в послании 417 г. упоминает о нем: «...который... претерпел также и мучения». О мученической кончине св. Климента говорит и Везонский собор 442 г. В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму.
2 В Киевской Руси, после ее христианизации, папа римский св. Климент был довольно почитаем.

Известно широкое почитание его мощей в Киеве в Десятинной церкви (во имя Богородицы), после их перенесения из Херсонеса (Корсуни) в период крещения князя Владимира константинопольскими клириками. По преданию там были положены голова св. Климента Римского и тело его ученика Фивы (Задворный 1995: 72-75). В IX-XI вв. славянами был написан ряд оригинальных произведений о св. Клименте. О пребывании и мученической смерти этого папы в Херсонесе указывается в знаменитом и наиболее древнем памятнике русской письменности о св. Клименте - «Слове на обновление Десятинной церкви» (Задворный 1995: 75-78; Лавров 1911; Бегунов 1974: 28-29, 38).

Русский перевод:

Мучение святого Климента. 1877 // ЗООИД. Т. X.

Об этом же в сказании «Святого священномучени-ка Ефрема епископа херсонского сказание о совершившемся над отроком чуде священному-ченика и апостола Климента» // ЗООИД. Т. XIV. Литература

Бегунов Ю.К. 1974. Русское слово о чуде св. Климента Римского и кирилломефодиевская традиция // Slavia. Praha. № 1. Задворный В. Л. 1995. История римских пап. Том I. М.

Ранние Отцы Церкви. Мужи Апостольские и апологеты. 1988. Брюссель. С.37-38. Лавров П.А. 1911. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности. Памятники христианского Херсонеса. М. A Thousand Years of Christianity in Ukraine. 1988 // An Encyclopedic Chronology. (Compiled and Edited by Osyp Zinkewych and Andrew Sorokowski). New York-Baltimore-Toronto.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ

(Пражец ал. AvSpsoo каг nspioSoi еукюцгю сто ^nsnXsy^svai) (при императорах Тиберии, Гае Калигуле и Клавдии)

Анонимное агиографическое сочинение, основанное на древних преданиях о миссионерской деятельности апостола Андрея в Малой Азии, Фракии, Грузии и Северном Понте. Монах Епифаний сделал обработку сказаний о хождении апостола Андрея по северным странам (кон. VIII - нач. IX вв.). Сохранилось также грузинское житие апостола Андрея.

В «Деянии» повествуется об апостольском путешествии апостола Андрея1 из Антиохии на Оронте (Сирия), через малоазийские гг. Сино-пу, Амис, Трапезунт (в Лазике) - Иберия (груз. житие - Колатия, Кларджете Артапанколосе), затем через страну Пардсинийскую (земля парфян; или в Верхнюю Фригию). Прибыл он в Иерусалим на праздник Пасхи (§ 7-14). После Пасхи Пятидесятницы апостол Андрей задержался в Эфесе, где ему является Христос и «...повелевает ему идти в Вифинию... ибо и Скифия (груз. житие - «земля готов») ожидает тебя» (§ 15). Далее он направляется с учениками в Лаодикею (Фригия), а от туда в Одессос в Мезии (§ 15). После Мезии Андрей возвращается в Малую Азию в г Никею, где он пробыл два года, обращая многих язычников в христианство и совершая чудеса, разрушая языческие святилища и прорицалища и создавая церкви (§ 1520).

После Никеи апостол прибыл в Никомедию и Калхедон и далее, плывя по Понту Эвксин-скому, посетил Гераклею Понтийскую и Амаст-риду, а оттуда по реке Парфений достиг эмпо-рия Харака. После он опять прибыл в Синопу, а после в Залих (§ 27) и Лазику в Неокесарии. Затем Андрей достиг Самосаты и отправился в Авазию (Абхазию), где вступил в Севастополь великий (Севаст; сейчас Сухуми). Оставив Симона и некоторых из своих учеников, он удалился в Зикхию (§ 30), где проживают зикхи, «...по нравам варвары...» (§ 30). Оттуда Андрей направился в Верхнюю Сугдею.

«Оставив их (сугдеев), он достиг города Босфора (Пантикапея), лежащего по ту сторону Понта Эвксинского, близ земли тавро-скифов (груз. житие - тавро-гуннов), недалеко от Мео-тиды (Азовского моря). Здесь есть ковчег с надписью имени Симона Зелота (Зилота), лежащий в основании великого храма св. апостолов.

Другой ковчег с надписью Симона Кананита находится в Никопсисе Зикхийском (Епифаний -244 В: «...и он с мощами...»). (Епифаний: «(Босфор, т.е. Пантикапей) город приморский... Видя чудеса, совершаемые апостолом, босфоряне скоро уверовали... Они показали нам ковчег, с надписью имени апостола Симона, содержащий в себе мощи и дали нам часть их»).

Посеяв в Босфоре слово божественное, бо-гоносный Андрей удалился в соседний с Босфором (Пантикапеем) город Феодосию (Епифаний: «Февдесию»), управляемый царем Сав-роматом2, густо населенный греками, известный философами...» (§ 30).

«Оставив Феодосию, апостол прибыл в Херсон (Херсонес), город Скифии... Пробыв в Херсоне (груз. житие: «город готов Херсонес») много дней, божественный апостол снова вернулся в г Босфор (Пантикапей) и там, взойдя на скифское судно (Епифаний - «корабль херсо-несский»), отплыл в пределы Евксинского Понта. Оставшись недолго в Синопе, он утвердил (ее) жителей (в вере)..., поставил им епископом одного из своих учеников, Филолога и удалился так плывя близ берега Понта (Евксин-ского) и по обычаю утверждая церкви, он достиг Византия (с середины первой половины IV в. - Константинополь)» (§ 31).

1 Святой апостол Андрей (в русской традиции с эпитетом Первозванный), один из 12-ти апостолов, родился в Вифсаиде. После смерти Иисуса Христа он отправился с проповедью в восточные страны и прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию и Причерноморье. (По древнерусской легенде, апостол Андрей пошел вверх по Днепру и поднялся до местоположения будущего Киева - см. Нестор. «Повести временных лет»: 3). Затем Андрей отправился в Рим и вновь вернулся во Фракию. Апостол принял мученическую смерть в г. Патры, где в 62 г. по приказанию проконсула Эгеата был распят. В 357 г. мощи апостола были перевезены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. В 1208 г. его мощи были перевезены в Италию и положены в кафедральном храме в Амальфи. В 1458 г. честная глава св. Андрея была перенесена в собор св. Петра в Риме.
2 Появление апостола Андрея на Боспоре, скорее всего, могло произойти в период правления бос-порского царя Котиса I (годы правления - 45/46-67/ 68 (?)) или, в крайнем случае, Рескупорида I (68/6991/92 гг.). Царь Боспора Савромат I правил в 93/94123/124 гг. Этот период охватывает время четырех римских императоров - последние годы правления Домициана (81-96 гг.), правления Нервы (9698 гг.) и Траяна (98-117 гг.) и начало правления Адриана (117-138 гг.). Исходя из того, что апостол Андрей был казнен в 62 г. или даже позже, он не мог застать этого правителя. К тому же нет никаких данных о его синхронности пребывания на Боспоре с епископом римским св. Климентом, сосланным в Херсонес при императоре Траяне.

Русский перевод:

Петровский С. В. 1897-1898. Сказания об Апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью. Очерк из истории древнехристианской литературы // ЗООИД. Тт. XX—

XXI. С.29—148. Литература

Васильевский В.Г. 1909. Хождение Апостола Андрея в страну мирмидонян // Труды. — СПб. Т. 2.

Вып. 1.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА, ЕПИСКОПА ГОТИИ

(Вю<; той остю яатро<; Ьваууоо еягсткояоо

ГотЙга^)

(Автор неизвестен, возможно, анонимный таврийский монах).

«Тогдашний епископ Готии, призванный к созванному тогда собору (иконоборцев) против святых икон... и подписавший (решение собора), был поставлен базилевсом (или василев-сом, т.е. византийским императором) в митрополиты в провинции Ираклии Фракийской» (§ 1).

В 758 г. православные жители Готии (Таврии), выступая против иконоборческой политики Константинополя, избрали себе в пастыри епископом преподобного Иоанна1, после его возвращения из Иерусалима, где он «обозревал все святые места» (§ 2).

После его избрания жители Готии отправляют Иоанна в Иберию «...к кафолическому (католическому, т.е. всеобщему) патриаршему престолу, и рукоположенный там в епископы он сохранил невредимыми догматы ортодоксальной (православной) церкви... » (§ 2).

В царствование императрицы Ирины2 Иоанн Готский посетил Константинополь «...и, смело, с полною свободою побеседовав со всеми (пастырями) о почитании святых икон... снова возвратился к своим (в Готию)» (§ 3).

После этих событий был созван собор в Константинополе в храме Святых Апостолов (август 786 г.) «...и, когда они (участники собора) провозглашали догматы православия, толпа схолариев (преторианцев), сделав нападение с мечами и палками (на собравшихся там), разогнали этот собор». За это императрица Ирина приказала выслать их (противников собора) «с женами и детьми..., а с ними и некоторых из еретиков-епископов (т.е. иконоборцев)» (§ 4).

Спустя некоторое время, эти же епископы, чей собор был прежде разогнан, собрались в Никее (787 г.), где они «...изложили определение православия» (§ 4).

После упомянутых событий «...преподобный епископ Иоанн... вместе с самим народом (крымскими готами) был выдан (Константинополем) начальникам хазаров... так как вместе с владетелем Готии (он) стоял за то, чтобы страною их не владели... хазары» (§ 5).

Перед этим Каган (Хаган), отправив отряд войска, занял крепость Дорос3, «...оставив в ней вооруженную стражу...», которую изгнал оттуда преподобный епископ Иоанн.

После захвата Готии хазарами, епископ Иоанн был заключен под стражу в темнице Фул, но вскоре он спасся оттуда бегством и переправился морем в г. Амастриду4 (§ 5).

Прибыв в Амастриду, Иоанн Готский преставился, еще находясь на корабле. Тело преподобного отца было положено в гроб и с почестями «...с курением фимиама и восковыми свечами...» отправлено на судне обратно в Готию «...к парфенитам (жителям Парфенита)5, в свой монастырь, по имени Святых Апостолов, и там был погребен» (§ 6).

«Сей монастырь преподобный украсил всякого рода благоустроенными зданиями, священною утварью и разными книгами и наполнил его множеством преподобных иноков» (§ 6).

1 Иоанн Готский, епископ Готии, жил во время правления византийских императоров Льва Ill Исав-ра (Исаврянина) (с 717-741 гг.) и Константина VI (780-790 гг. и 790-797 гг.). Родом он был из Таврии (византийская провинция в Крыму), «земли тавро-скифов», из эмпория Парфенитов. Отец Иоанна был родом из Воноса (Боноса) - мыс и местечко возле понтийского Полемония - и служил кандофором (свеченосцем, который шел впереди иерарха во время религиозной службы или процессии).
2 Ирина базилисса, армянка по происхождению, мать императора Константина VI, правила в 790 г. и в 797-802 гг.
3 Дорос - это, возможно, Мангуп.
4 Амастрида (Амастрис) - город в Пафлагонии в Малой Азии.
5 Парфенит, древнее местечко, находящееся на левой стороне подошвы г. Аюдаг, вероятно, получившее такое название от храма, бывшего на этом месте и посвященного Деве Марии (napsvoq).

Русский перевод:

Никитский А. 1883. Житие преподобного отца нашего Иоанна епископа Готфии // ЗООИД. Т. XIII. С.25-34.

Греческий текст: Bollandi. Acta Sanctorum. 1744. Mensis Junii. Tom. V, sub die 26. Editio Veneziana. Volum V. P.151. Литература

Васильевский В. Г. 1878. Русско-византийские от -рывки. Житие Иоанна Готского // ЖМНП. Ч. CXCV. Январь. С.86-154.

ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ КЕСАРИЙСКИЙ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ (ок. 260-339 гг.)

Церковный писатель, историк. Был учеником мученика Памфилия в Кесарии. В 313 г. стал епископом в Кесарии. Находился при дворе Константина I. Кроме «Церковной истории», написал ряд теологических сочинений, а также панегирик «Житие императора Константина».

Euseb. Hist. Eccl. Кн. III, гл. 1, § 1:

«Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею - Скифия, Иоанну - Азия».

Кн. III, гл. 4, § 9:

«Климент, собрат и сподвижник (апостола) Павла, по его свидетельству, был третьим римским епископом (после апостолов Петра и Лина)».

Кн. III, гл. 34:

«В третий год царствования (т.е. 100 г н.э.) упомянутого императора (Траяна) Климент, епископ римский, скончался, передав свое служение Эваресту1».

1 По понтификальному списку Ватикана, первыми папами были: Петр (33-ок. 67); Лин (ок. 67-ок. 76); Анаклет I (Клет) (ок. 76-ок. 88); Климент I (ок. 88-ок. 97).

Русский перевод:

Евсевий Памфил. 1993. Церковная история. М. Литература

Словарь античности. 1989. М.

ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ЕВСЕВИЙ СОФРОНИЙ) (347-30.09.419 или 420 гг.)

Отец Церкви. Родился в Стридоне (Далмация). Происходил из богатой христианской семьи, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната. В 375-378 гг. жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии, затем в качестве священника отправился в Рим. В 382385 гг. был советником папы Дамаса. В 386 г Иероним поселился отшельников в Вифлееме и основал там ряд монастырей. Кроме латыни Иероним хорошо владел греческим и еврейским языками. Он сделал новый перевод Библии с еврейского и греческого на латынь (Vulgata). Иероним также перевел много теологических трудов Оригена и оставил большое литературное наследие как эпистолярного характера, так и теологические и исторические работы.

(В сборнике использованы выдержки из двух его сочинений: «Письма» и «О знаменитых мужах»).

«Холодная Скифия согрета огнем веры».

De vir. illustr. 131:

«Феотим1, епископ из города Том в Скифии (Скифская епархия в Мезии2), опубликовал краткие, афористические трактаты в форме диалогов в старинном стиле. Мне известно, что он пишет сейчас другие книги».

1 О нем упоминают церковные историки Сократ Схоластик и Созомен Гермий (см. ниже).
2 Любопытный материал предоставляют раскопки в некрополе города Одессос (совр. Варна в Болгарии), который находился по соседству со Скифской епархией, имевшей свой епископат в городе

Томах. Здесь была обнаружена в 1978 г. богатая каменная гробница, датируемая II-III вв. н.э. В ней среди разнообразного инвентаря находился золотой перстень, на щитке которого были вырезаны две греческие буквы: А и Q (это буквы из новозаветной фразы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова (1:8): «Еую si^i то А Kai то Q» («Ego sum А et Q»; т.е.: «Я есмь начало и конец вс

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты