Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 81-84
ИСТОРИЯ
УДК 94”19
Э.А. Бабаев
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ В 1984-1993 гг. (по материалам Архива внешней политики РФ)
Статья посвящена анализу внешней политики Канады в «эру Б. Малруни». Автор рассматривает такие направления канадской политики, как европейское, азиатско-тихоокеанское, латиноамериканское. Главное же внимание уделяется стремлению канадского руководства основать в Северной Америке зону свободной торговли. В целом внешнеполитический курс Канады в 1984-1993 гг. характеризуется как «сбалансированный континентализм».
В 2012 г. отношения между Россией и Канадой отмечали две знаменательные даты: во-первых, исполнилось 70 лет со дня установления дипломатических (советско-канадских) отношений, а во-вторых, минуло 20 лет с начала формирования договорно-правовой базы между Российской Федерацией и Канадой. Именно Канада накануне Нового 1992 г. одной из первых стран Запада признала Россию в качестве суверенного государства и преемника СССР на международной арене. Возглавлял правительство страны тогда Брайан Малруни.
В канадской научной литературе в конце ХХ -начале ХХ1 в. появилось значительное количество исследований, посвященных личности Б. Малруни и его внешней политике. Причем некоторые авторы весьма неоднозначно оценивали усилия этого премьер-министра Канады, предпринимаемые на международной арене [1]. В нашей стране внешнеполитическая деятельность Б. Малруни остается пока малоизученной, хотя отдельные моменты его активности освещены в некоторых работах С.Ю. Данилова [2]. Несмотря на то что Б. Малруни сделал ставку на новую Россию (именно в годы его правления произошло становление российско-канадских отношений), у нас пока не предпринималось попыток комплексного анализа внешней политики этого премьер-министра Канады. Поэтому причиной появления данной статьи стало стремление частично восполнить существующий пробел.
Б. Малруни одержал победу над соперниками в борьбе за место лидера консервативной партии Канады в июне 1983 г. Спустя год он повел консерваторов к завоеванию большинства мест в канадском парламенте. В результате очередных парламентских выборов, состоявшихся 4 сентября 1984 г., консервативная партия, руководимая Б. Малруни, одержала убедительную победу, заняв 211 депутатских мест из 282, а ее лидер 17 сентября 1984 г. стал восемнадцатым премьер-министром Канады [3. С. 271].
Внешнеполитический курс правительства Б. Мал-руни в зарубежной историографии получил название «политики континентализма», так как в качестве первоочередной меры новое канадское руководство предлагало заключить соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке. Это, доказывало
оно, откроет канадским производителям доступ на широкий американский рынок, позволит рационализировать производство и избежать американского протекционизма.
Во второй половине сентября 1984 г. Б. Малруни в качестве премьер-министра Канады совершил свой первый зарубежный вояж - официальный визит в Соединенные Штаты Америки. В ходе этого визита руководители двух стран рассмотрели потенциальные возможности увеличения товарооборота и взаимных капиталовложений. А уже в марте следующего года последовал ответный визит президента США Р. Рейгана в Канаду. В ходе канадо-американских переговоров на высшем уровне были заключены соглашение о правовой помощи в борьбе с преступностью и новый договор о тихоокеанском лососе. Канаде также был предоставлен больший, чем прежде, контроль над новой североамериканской системой раннего предупреждения о нападении. Несмотря на нерешенность проблемы «кислотных дождей», канадская печать констатировала «закрепление сближения между двумя странами» и заявила следующее: «...встреча со всей определенностью доказала, что трудный период в американо-канадских отношениях остался позади» [4. Л. 161].
В сентябре 1985 г. правительство Канады выступило с новой инициативой, предложив Соединенным Штатам начать переговоры об установлении двустороннего режима свободной торговли [5. С. 44]. В ходе последующих встреч с Р. Рейганом Б. Малруни стремился сделать акцент на общность интересов двух стран, продемонстрировать готовность Канады к дальнейшему военно-политическому и экономическому сближению [6. Л. 93].
Переговоры о создании зоны свободной торговли продолжались более двух лет и закончились результативно. В январе 1988 г. было подписано канадоамериканское Соглашение о свободной торговле (ФТА), которое предусматривало ликвидацию барьеров в двустороннем обмене товарами и услугами, а также совместное урегулирование торговых конфликтов и споров [7. С. 659-662].
Обсуждая условия договора, обе стороны пошли на значительные уступки. От соглашения 1988 г. выигрывали автомобильные и авиационные корпорации США, американские фермеры, производители средств связи,
полиграфические, телевизионные и рекламные компании. С канадской же стороны в выигрыше оказывались добывающая промышленность, особенно добыча нефти и газа, урана и производство стали, меди, алюминия, цинка, цемента [8. С. 102-105].
В целом соглашение, вступившее в силу в январе 1989 г., способствовало тому, что к середине 1990-х гг. канадский экспорт в США увеличился на 100 млрд долл. и превысил исходный уровень в два раза. В результате и без того немалая доля Соединенных Штатов в экспорте и импорте Канады (72 и 65% в 1989 г.) стала еще больше -80 и 75% соответственно [9. С. 49].
Тесные отношения Канады с США в экономическом поле были подкреплены тесным сотрудничеством в военно-политической сфере. Это в полной мере проявилось в ходе эволюции канадской позиции в отношении кризиса в Персидском заливе. С самого начала ирако-кувейтского конфликта Оттава решительно осудила действия Багдада, активно подключилась к усилиям международного сообщества по обузданию агрессии. Канадское правительство последовательно поддерживало предпринимаемые в рамках ООН экономические и военно-политические меры воздействия на режим С. Хусейна, присоединилось к многосторонним военным силам в Персидском заливе. В целом позиция Канады первоначально характеризовалась линией на предпочтительность политического урегулирования кризиса через максимальное задействование потенциала ООН [10. Л. 72].
По мере эскалации кризиса в Персидском заливе стало происходить наращивание вовлеченности Канады в конфликт по военной линии. Канадцы полностью солидаризировались с точкой зрения США о неприемлемости для союзников какой-либо паузы в боевых операциях против Ирака, поддержали жесткую увязку Вашингтоном прекращения огня с безоговорочным уходом иракских войск из Кувейта [10. Л. 73].
Вместе с тем пристальное внимание к соседям по североамериканскому континенту вовсе не означало, что в годы правления Б. Малруни Канада «позабыла» о других внешнеполитических направлениях. Кроме «континентального» (американского), в качестве приоритетных направлений внешней политики в официальных документах Канады того времени также фигурировали европейское, азиатско-тихоокеанское и латиноамериканское.
На европейском направлении в канадской политике «эры Малруни» доминировали проблемы безопасности и политические вопросы, а традиционно важные торгово-экономические контакты были отодвинуты на задний план. Во второй половине 1980 - начале 1990-х гг. основные интересы Канады были связаны с переменами в странах Восточной Европы, их постепенной демократизацией, выходу из-под влияния СССР. По мнению канадского руководства, Европейское экономическое сообщество должно было стать «магнитом и моделью для переживающих реформы стран Восточной Европы» [11. С. 66].
Все большее значение в данном контексте приобретали отношения с Советским Союзом. Поначалу Б. Малруни и его кабинет не доверяли ни М.С. Горбачеву, ни его «перестройке». Так, в марте 1988 г. ми-
нистр международной торговли Канады П. Карни дал следующую характеристику СССР и его лидеру: «Горбачев - не либеральный демократ. Он не хочет переделать Советский Союз по нашему образу и подобию. Нет гарантий того, что осуществляемая М. Горбачевым программа реформ окажется успешной. Но даже если он преуспеет, Советский Союз в итоге по-прежнему будет представлять собой внушительную военную силу, превратится в менее тоталитарное, но все же авторитарное государство» [12. Л. 142].
Позиция канадского правительства изменилась лишь в 1989 г., когда реформы в СССР стали носить необратимый характер. В рамках официального визита Б. Малруни в Советский Союз, состоявшегося в ноябре указанного года, было подписано столько же межправительственных соглашений, сколько их было заключено за предшествующие 20 лет. Среди наиболее важных из них следует упомянуть Советско-канадскую политическую декларацию, Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере, Соглашение о сотрудничестве по вопросам окружающей среды, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод [13. С. 59, 64].
Наконец, личным успехом Б. Малруни, проявлением его политического чутья стало установление отношений с новой Россией в конце 1991 - первой половине 1992 г. В ходе двух официальных визитов Б.Н. Ельцина в Канаду в 1992 г. (рабочего в феврале и государственного в июне) была установлена солидная договорно-правовая база между двумя странами. Так, были подписаны Российско-канадская декларация о дружбе и сотрудничестве, Соглашение о торговых и коммерческих отношениях, Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере и многие другие [14. С. 152-153].
В посвященном Азиатско-Тихоокеанскому региону разделе опубликованной в 1989 г. внешнеполитической программы «Курс на глобализацию» основное внимание уделялось проблемам торгово-экономического сотрудничества с Японией, КНР и новыми индустриальными странами. Кроме традиционных слов о важности японского рынка, в документе постоянно подчеркивалось стремление канадского руководства «приобщиться» к передовым японским технологиям. Так, оно планировало:
- расширить участие канадских ученых и инженеров в японских научно-исследовательских программах и проектах;
- подготовить высококвалифицированные кадры в передовых японских научно-исследовательских институтах и лабораториях;
- обеспечить доступ канадских исследователей к японским технологиям и промышленным лабораториям [15. С. 100-101].
После занятия Б. Малруни должности премьер-министра произошла активизация политических и экономических контактов Канады и КНР. Так, в июле 1985 г. состоялся визит в Канаду председателя КНР Ли Сяньняня, а в мае 1986 г. в КНР с официальным визитом находился премьер-министр Канады. В ходе своего визита Б. Малруни провел встречи со всеми основными
лидерами КНР: Дэн Сяопином, Ху Яобаном, Чжао Цзыяном и Ли Сяньнянем [16. С. 155]. Стала быстро расти и двусторонняя торговля. Так, товарооборот между Канадой и КНР в 1986 г. составлял 1,4 млрд долл., в 1987 г. - 1,8 млрд долл., а в 1988 г. - уже 2,25 млрд долл. Канада к концу 1980-х гг. стала четвертым торговым партнером Китая после США, Японии и Великобритании (с Гонконгом), несколько опережая Советский Союз [17. С. 136, 195]. Крупным успехом канадского бизнеса на рубеже 1980-1990 гг. стала продажа КНР двух ядерных реакторов для производства электроэнергии.
В основе обновления канадского видения перспектив политического развития Азиатско-Тихоокеанского региона, впервые изложенного в выступлении министра иностранных дел Канады Дж. Кларка 17 июля 1990 г., лежал тезис о необходимости активизации многосторонней дипломатии с тем, чтобы вслед за Европой «растопить лед “холодной войны” и в этой части мира» [18. Л. 63]. В конкретном плане канадцы предлагали в перспективе выйти на многосторонние договоренности по таким направлениям, как заблаговременное уведомление о военных и военно-морских маневрах, введение режима «открытого неба», создание механизма урегулирования кризисных ситуаций и конфликтов. Начать процесс формирования такого диалога предполагалось на севере АТР при участии СССР, США, Японии, Канады, Китая, Северной и Южной Кореи [18. Л. 64].
В соответствии с одобренной кабинетом министров в октябре 1989 г. «Новой политической стратегией» в качестве нового внешнеполитического приоритета была также определена и Латинская Америка. Это обстоятельство стало ответом на происходившие в большинстве стран Латинской Америки позитивные процессы. Переход от диктатуры к демократии, либерализация национальных экономик, снижение протекционистских барьеров и поощрение иностранных инвестиций - все это, по мнению Оттавы, создавало благоприятные предпосылки для продвижения канадских интересов в данном регионе [18. Л. 106].
Сердцевиной новой латиноамериканской стратегии Оттавы стала задача более активного продвижения канадских экономических интересов в регионе. В этом плане наиболее перспективными представлялись связи с такими странами, как Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Уругвай и Перу [19. С. 941-942].
Центральное же место в обозначенной программе занимала Мексика. Канадское руководство исходило из того, что «новое канадо-мексиканское партнерство» будет способствовать постепенному усилению канадского присутствия на быстрорастущем мексиканском рынке, диверсификации торгово-экономических связей, укреплению канадских переговорных позиций в диалоге с США, а также содействовать проникновению Канады в другие страны Латинской Америки [18. Л. 90].
О намерении руководителей Канады, Мексики и США заключить соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) впервые было объявлено в феврале 1991 г. С тех пор эта проблема стала определяющей в канадомексиканском диалоге. Так, тема НАФТА доминиро-
вала в ходе визита президента Мексики Салинаса де Гортари, состоявшемся в апреле 1991 г. В своих заявлениях и премьер-министр Канады, и президент Мексики постоянно твердили о необходимости воспользоваться «историческим шансом» для объединения усилий в период усиления борьбы между экономическими центрами [18. Л. 91]. 17 декабря 1992 г. Б. Малруни и президенты США и Мексики подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Одним из главных элементов новой латиноамериканской стратегии стало также участие Канады в межамериканских механизмах сотрудничества. Став в январе 1990 г. полноправным членом Организации американских государств, страна развернула активную работу в рамках этого саммита. При этом основное внимание в Оттаве акцентировали на реформах ОАГ, содействии демократическому и экономическому развитию государств региона.
Канадское руководство, обеспокоенное проблемой латиноамериканского внешнего долга, стремилось привлечь внимание лидеров развитых стран к необходимости оказать содействие региону в целях облегчения долгового бремени. Одновременно Оттава предпринимала и односторонние шаги для снятия остроты данной проблемы. Так, правительство Б. Малруни предоставило Аргентине, Бразилии и Мексике кредиты в размере 600 млн долл. для погашения долговых обязательств еще до заключения ими соглашений с МВФ. В Оттаве также было принято решение о выделении Гайане в 1991-1992 гг. кредита в размере 60 млн долл. для поддержки экономических преобразований в стране [18. Л. 108]. В результате всех этих действий канадская торговля со странами региона стала стремительно расти, а имидж Канады в Латинской Америке значительно улучшился.
Однако успехи правительства на международной арене не произвели должного впечатления на население Канады. Нерешенность внутренних проблем для большинства канадцев оказалась важнее внешнеполитических перспектив. В начале 1993 г. популярность Б. Малруни упала до рекордно низкой отметки в 17%, и в конце февраля он объявил о своем скором уходе с поста лидера консервативной партии. Официально премьер-министр Канады покинул свой пост 25 июня 1993 г. В опубликованных в 2007 г. мемуарах в качестве главных достижений на посту премьер-министра Б. Малруни назвал именно свои внешнеполитические инициативы. В частности, в них он именует себя «отцом Зоны свободной торговли», тем, кто открыл для канадцев беспошлинный доступ на американский и мексиканский рынки, а также способствовал победе Запада над коммунизмом [20].
Подводя итог, следует заметить, что основы современной внешней политики Канады и конкурентоспособности ее экономики были заложены в годы девятилетнего правления Б. Малруни. Его же внешнюю политику можно условно разделить на два периода. На первом этапе (до вступления в силу ФТА в начале 1989 г.) все было подчинено главной цели - заключить Соглашение о создании зоны свободной торговли с США. На втором этапе Б. Малруни сосредоточил свое внимание
на других важнейших внешнеполитических направле- политический курс Канады в 1984-1993 гг., следует, на
ниях с тем, чтобы по возможности сбалансировать наш взгляд, оперировать понятием «сбалансированный
внешние связи страны. Поэтому, характеризуя внешне- континентализм».
Статья представлена научной редакцией «История» 3 сентября 2013 г.