POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ
Провозглашение Парижской коммуны перед Ратушей. Рисунок Э.Л.Лами в журнале «Ьв monde ШшШ». 1871.
ПЕРЕВОДЫ
Лиссагарэ П.-О.
Из книги «Пять майских дней на баррикадах»1
Память о Парижской коммуне.
Предисловие к переводу фрагмента из книги П.-О.Лиссагарэ
Парижская коммуна была подготовлена историческим ходом событий, на действия коммунаров во многом повлиял опыт политической борьбы французского пролетариата. Так, нельзя понять логику возникновения Парижской коммуны, не учитывая влияния республиканского опыта Первой республики и революционного правительства Парижской коммуны 1772 г., а также событий Февральской революции 1848 г. и Июньского восстания
POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ
События в Париже достигли апогея в ночь на 18 марта, когда правительство Тьера попыталось обезоружить пролетарские округа столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии. Солдаты отказались стрелять в народ, национальные гвардейцы дали отпор правительственным войскам и, перейдя в наступление, заняли правительственные учреждения. В тот же день красное знамя пролетарской революции было поднято над ратушей Парижа. Правительство Тьера было вынуждено бежать в Версаль. Так было положено начало героическому периоду борьбы коммунаров за новое общество против сильного и коварного врага. Парижская Коммуна родилась весной, и ее свежее дыхание ворвалось в мир, который был не готов к тем переменам, которые она несла с собой. Они выходили далеко за рамки тех преобразований, которых желали многие слои французского населения того времени. Она взяла на себя бремя заплатить по долгам буржуазной революции, так как обещанные «свобода, равенство и братство» остались красивыми лозунгами Великой французской буржуазной революции 1789 года, но не были воплощены в жизнь. Поэтому попутчики пролетариата хотели исполнения своих желаний, но не стремились идти дальше, что вносило противоречия между коммунарами и как следствие - нерешительность действий. Сказывалось также отсутствие революционного опыта и другие факторы как объективного, так и субъективного характера. Постепенно коммунарам приходилось сдавать свои позиции под напором превосходящих сил версальцев, за которыми стояла государственная машина. Все это привело к тому, что Коммуна постепенно отступала, сдавая свои позиции и сокращаясь подобно «шагреневой коже»; особенно трагичным периодом стала «кровавая неделя», во время которой версальцы без суда и следствия убивали защитников Коммуны. Но если военные успехи Коммуны не могли ей обеспечить проведение политических реформ и безопасность ее сторонников, то опыт Парижской коммуны показал, на что способен человек, жаждущий свободы, равенства и братства не на словах, а на деле. В этом опыте есть, по крайней мере, две составляющие: социальные реформы с одной стороны и вооруженная защита этих преобразований с другой.
Г оворя об истории Парижской коммуны, не следует забывать, в каких условиях происходили эти драматические события. Когда мы говорим об ошибках Коммуны, мы становимся похожими на людей, которые, сидя дома, разбирают партию, сыгранную великими шахматистами. Можно найти неудачные ходы в игре, но сыграть лучше или хотя бы так же, как это было сделано талантливыми игроками, дано не каждому. Поэтому нужно воздать должное этим смелым людям, которые поднялись над сугубо личными интересами и увидели приоткрывшиеся горизонты общественного развития, которые для большинства были непонятны и даже враждебны.
События Парижской коммуны привлекли передовые умы того времени. Велика организующая и направляющая роль К.Маркса, передававшего руководителям Коммуны практические советы, критиковавшего неверные шаги молодой власти и предостерегавшего ее от ошибок. В революционных событиях лично участвовали не только представители французского народа, но и революционеры других стран, вставшие на защиту Коммуны. Среди них можно назвать поляков Я.Домбровского и братьев Околовичи, итальянца Чиприани, русских социалистов А.В.Корвин-Круковскую, Е.Л.Дмитриеву, П.Л.Лаврова и др.
Несовершенство памяти известно давно. Французский поэт Сен-Жон Перс2 сказал, что «всякое событие тщетно перед ситом памяти». Но, тем не менее, людская память настолько прочна, что доносит до нас в устной форме события тех времен, когда еще отсутствовала письменность. Это связано с важностью события. Человек стремится запечатлеть то, что является ценным для него и для будущих поколений. Видимо, по этой причине участник революции Проспер-Оливье Лиссагарэ сразу же после поражения Коммуны предпринял первую попытку объективного
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 2(4)/2011
воспроизведения событий недавней истории. Во время кратковременного пребывания в Брюсселе перед побегом в Англию он пишет книгу «Восемь майских дней на баррикадах», представляющую собой журналистскую повесть о событиях Парижской коммуны 1871 г. Она является свидетельством очевидца о событиях и первая пробой написания истории Коммуны 1871 г. по горячим следам.
По поводу этой книги Женни Маркс писала Л.Кугельманну 21 декабря 1871 г.: «За единственным исключением, все книги о Коммуне, появившиеся по сей день, ничего не стоят. Этим единственным исключением из общего правила является произведение Лиссагарэ, которое Вы получите одновременно с этим письмом»1.
Перевод небольшого фрагмента этой книги, в котором говорится о Манифесте Парижской коммуны, предоставляется взыскательному вниманию читателей журнала «Пространство и Время».
Соловьёв А.В.,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, член Российской ассоциации политической науки