Спросить
Войти

Библейское и историческое в американской литературе XVII века ("история поселения в Плимуте" У. Брэдфорда)

Автор: указан в статье

Мишина Л.А.

(Чебоксары)

БИБЛЕЙСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII ВЕКА ("ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ В ПЛИМУТЕ" У. БРЭДФОРДА)

Американская национальная литература начала формироваться в XVII веке. Столь позднее -в силу исторических причин - ее возникновение не могло не создать особых, не свойственных европейским литературам в период их зарождения, форм существования ранней американской литературы. Американские авторы XVII века в основном работали в художественнодокументальных жанрах: проповедь, биография, описание, хроника, эссе, исторический очерк, дневник. Прозаические и драматургические жанры, столь характерные для европейских литератур XVII века, зарождаются в Америке лишь в эпоху Просвещения.

Одно из центральных мест в американской литературе XVII века занимает "История поселения в Плимуте" Уильяма Брэдфорда. Брэдфорд (15S0-1657) - легендарная фигура в истории США. Он был среди первых поселенцев, пересекших океан на знаменитом "Мэй-флауэре". В течение тридцати пяти лет Брэдфорд был губернатором Плимутской колонии. "История поселения в Плимуте" - самое известное, но не единственное его произведение. Брэдфорд является автором трех (до нас дошли два) философских диалогов, множества писем, объединенных им в "Книгу писем", поэтических произведений, среди которых несколько поэм. Широкий кругозор, глубокие познания в истории, истории религии, Священном писании, владение древними языками - греческим, латинским, ивритом - позволили ему нарисовать объемную картину жизни Плимутского поселения и определить место этого великого пуританского эксперимента в мировой истории.

Сводом правил на все случаи жизни для пуритан была Библия. Однако ограничивать мировоззрение колонистов рамками Священного писания было бы неверно. Нельзя не согласиться с исследователем П. Миллером, утверждающим, что "в пустыню пуритане взяли с собой целый комплекс идей и систем. Они опирались не только на Библию, но и на все современные им достижения интеллекта" (МШег P. Colonial Dialect // Early American literature. Prentice-Hall, 1980. P. 24).

В "Истории поселения в Плимуте" находим интереснейшие примеры двойных сравнений, когда обстоятельства, излагаемые aвтором, сопоставляются и с библейской ситуацией, и с фактами мировой истории. К подобному приему Брэдфорд обращается, рассказывая предысторию американских пуритан. Английские пуритане, гонимые на родине, прежде чем они решились на переезд в Америку, более десяти лет провели в Голландии. Жизнь пуританской общины в Лейдене была столь тяжела, что не все приезжающие из Англии могли ее выдержать. И в сознании Брэдфорда рождается следующее сопоставление:! ”И хотя нас любили, сочувствовали нашему делу и чтили наши страдания, но все же со слезами покидали нас, как покидала Орфа свекровь свою Ноеминь, или как покидт римляне Катона в Утике, прося простить их, ибо не все они могли быть Катонами" (Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. М., 1987. С. 39).

Орфа и Ноэминь - персонажи Ветхого Завета. Следует отметить, что Ветхий Завет по сравнению с Новым Заветом занимает в сознании ранних американских пуритан приоритетное положение. Это обстоятельство объясняется тем, что американские поселенцы сравнивали себя с древними евреями, совершившими переход через пустыню из Египта в Израиль. В произведениях раннеамериканских авторов широко употребляются имена Иакова, Иова, Соломона, Моисея, Иосифа, Неемии, Давида. Орфа и Ноэминь фигурируют в ветхозаветной "Книге Руфь" Ноэминь - жена Елимелеха и мать двух сыновей. Их семья, спасаясь от голода, переселилась из Вифлеема в Моав. Там сыновья женились на моавтянках Орфе и Руфи. Но вскоре умер Елимелех, а за ним и оба сына. Ноэминь жила с невестками в большом согласии, однако решила вернуться в родные места. Невестки не соглашались расстаться с ней, хотя Ноэминь их убеждала, что в родительских домах им будет лучше. Орфа, наконец, согласилась с Ноэминь, а Руфь так и осталась со свекровью и перенесла с ней в Вифлееме все тяготы жизни.

Для второго сопоставления Брэдфорд избирает один из драматичных моментов, которыми наполнена древнеримская история. Он связан с Катоном, которого историки характеризуют как человека большого мужества и великодушия. Приближенные и друзья Катона, при всем уважении к нему и преклонении перед ним, покидают его в Утике, чтобы просить милости у Цезаря, идущего с войсками на Рим. Брэдфорд употребляет фразу, которую произнесли собравшиеся уезжать и которую обычно воспроизводят историки - "не все они могли быть Катонами". Катон не только простил их, но

и позаботился об их безопасности.

При всех различиях в конкретике ситуации, приведенные Брэдфордом, имеют в своей основе одинаковые идеи: идея духовно сильной личности, берущей на себя ответственность, способной понимать и прощать других; идею избранности людей на великие дела. Именно этот акцент интересовал Брэдфорда в данном случае: он не упоминает о Руфи, которая пошла за Ноэминь, и о близком окружении Катона, оставшемся с ним. Брэдфорд, в стремлении описать тернистый путь английских пуритан к религиозной свободе, хочет подчеркнуть мысль о том, что не всем, даже и разделяющим их убеждения, этот путь был по плечу. На великие дела способны не многие.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты