Спросить
Войти

Высшее образование в России и мире: прошлое, настоящее, будущее

Автор: указан в статье

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И МИРЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Голдин В.И. Наука, науковедение и высшая школа / Федеральное агентство по образованию, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Северный институт предпринимательства. Архангельск, 2008. 424 с.

Монография В.И. Голдина «Наука, науковедение и высшая школа» - крупное, многоплановое, комплексное исследование и, по нашему мнению как специалистов в этой области научного знания, первое такого рода издание. В книге исследуется прошлое, настоящее и оцениваются перспективы развития науки и высшего образования в России и в мире, анализируется их роль на различных этапах эволюции человеческой цивилизации, рассматривается комплекс актуальных науковедческих проблем.

Монография написана в едином ключе, преследует единую стратегическую цель исследования, все разделы взаимосвязаны и последовательно расширяют его сферу, давая цельное представление о науке и образовании как человеческом достоянии. Это можно видеть по структуре монографии, в которой представлены такие главы: «Наука и научная деятельность: предмет и содержание. Науковедение», «Вехи становления и развития науки в мире», «Российская наука и высшая школа: прошлое, настоящее, перспективы», «Организация науки и научной деятельности в современной России», «Научная деятельность в российской высшей школе», «Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических работников», «Научное творчество».

Вполне логичным выглядит в названии монографии термин «науковедение». Исследуя прошлое и настоящее, стремясь заглянуть в будущее науки в мире и в России, нельзя не обратиться к теоретическим и прикладным основам научного знания, организации научной деятельности, исследовательского творчества. Формирование и эффективность научной политики во многом определяют прогресс отдельных стран и народов. Рассматривая процессы и тенденции развития науки в нашей стране и в

мире, автор небезуспешно систематизирует представления о развитии, современной структуре и содержании науковедения.

Автор монографии заключает, что наука как феномен является в современном мире предметом пристального внимания ученых и объектом большого количества научных исследований; становление и развитие науковедения играет важную роль в систематизации представлений о науке, ее прошлом и современности, теории и методологии, прогнозировании, организации и управлении научной деятельностью, повышении эффективности научного творчества. Впереди более сложные задачи, требующие интеграции науковедения и научного сообщества, решения когнитивных, организационных и иных проблем.

В.И. Голдин рассматривает вехи становления и развития науки. Отмечая, что, по некоторым оценкам, человечество существует на планете более 50 тысяч лет, сменилось порядка 1600 поколений, но только последнее применяет компьютеры, космические технологии, телекоммуникацию, Интернет, генную инженерию, и при его жизни наука достигла своего расцвета и столкнулась с непростыми вызовами и испытаниями. Автор констатирует, что первые университеты возникли на европейской земле, а образцом для их организации стал Болонский университет в Италии (создан в 1119 году), который явился первым местом подготовки и аттестации научных кадров. До начала XVI века в Европе было около 80 университетов, их влияние на жизнь обществ и народов постоянно усиливалось, они вносили все возрастающий вклад в развитие науки. Автор обращается к структуре средневековых университетов, их корпоративному строю, отмечает, что ученая

степень становилась своеобразной лицензией, имевшей силу в любом месте Европы, что придавало университетским корпорациям наднациональный характер. В монографии отмечается, что наука во многом являлась продуктом европейской цивилизации и развивалась в рамках европейской культурной традиции, и, несмотря на постоянно меняющееся отношение представителей власти к науке, многие государственные деятели, политики и знатные особы считали за честь общаться с учеными и оказывать им покровительство, хотя нередко наблюдалось паразитирование на авторитете ученых. В эпоху Новой истории кардинально менялся облик и содержание деятельности университетов, они стали осуществлять подготовку специалистов по более широкому спектру знаний, менялось содержание образования.

Отмечая распространенное мнение о том, что в Германии была создана модель исследовательского университета, каковым стал образованный в 1809 году Вильгельмом фон Гумбольдтом университет в Берлине, автор замечает, что еще в 1724 году в основание плана российского императора Петра I о создании Академии наук в России была заложена идея сочетания научной деятельности и образования, а преподавание в учрежденном академическом университете становилось обязательным для академиков.

Уже в начале XIX века наука стала в значительной степени профессиональным занятием. Автор показывает, что постепенно формировалась современная наука, наука индустриального общества как социальный институт, функцией которого являлось постоянное генерирование нового знания, возрастала ее социальная роль, она превращалась в социальную силу.

В XX веке, как показано в монографии, наука превратилась в определяющую силу развития человеческой цивилизации, стала авторитетом и критерием истинности, исследования все больше становятся междисциплинарными и трансдисциплинарными.

Конец века и вступление в третье тысячелетие характеризовались ускорением процесса глобализации и его новыми проявлениями, что ока-

зало глубокое влияние на цели и предназначение науки, высшей школы и образования в целом. Автор подчеркивает, что получение высшего образования, переход к всеобщему высшему образованию становится законом развитых стран, постоянное и качественное обновление знаний каждым, реализующее современный лозунг «образование в течение всей жизни», выступает основой успешного развития общества и государства. Устойчивой тенденцией стала университе-тизация высшей школы, которую можно охарактеризовать и как распространение влияния университетской культуры и традиций на всю систему высшего образования. Среди побудительных мотивов университетизации были стремительно развивающийся процесс глобализации, растущая конкуренция на рынке образования, новые требования на рынке труда. Популярной моделью является исследовательский университет, отмечаются такие типы университетов, как предпринимательский, инновационный, виртуальный, университет всех наук, университет-технопарк, университет-корпорация,университет-технополис. Автор обращает внимание на то, что эта тенденция проявилась не столько в открытие новых университетов, сколько в развернувшемся процессе трансформации и повышении до университетского статуса других учебных заведений. В последующем В.И. Голдин отмечает, что в России этот важный процесс подменялся ростом количества университетов. Раздел об университетском образовании несет в себе существенный научный анализ, насыщенный аргументированными выводами и предложениями ученого.

Автор заключает, что в ведущих странах мира стремительно возрастают требования к науке и образованию, интеллектуальному уровню работников. Приводятся красноречивые данные - до 40-60% прироста национального дохода США, Германии и Японии в конце прошлого века формировались за счет повышения образовательного уровня работников, по существующим подсчетам, до 70% всей продукции в мире в начале XXI века будет производиться за счет наукоемких отраслей. Правительства развитых стран рассматривают развитие науки, образования, новых технологий в качестве главного гене-

ратора, способного обеспечит устойчивое развитие, в эти сферы перемещается центр тяжести экономического соревнования. Как отмечается в монографии, перспективы роста интеллектуального потенциала США гарантируются наличием уникальной системы высшего образования с ее огромными материальными ресурсами, что дает возможности широкого выбора направлений теоретических исследований, развития элитарной подготовки и массового общедоступного высшего образования. Автор замечает, что американские университеты делают ставку на «утечку умов» из других стран, в том числе из России, прельщая научные кадры более высокой зарплатой, суперсовременными исследовательским оборудованием, щедрым финансированием научно-исследовательских работ.

Как считает автор монографии, научная политика в России фактически не имеет самостоятельного значения, поскольку привязана к другим направлениям государственной политики без обратной связи, вынуждена подстраиваться к другим юридическим подсистемам, в которых специфика научно-технического комплекса игнорируется. Требуется совершенствование законодательства в интересах науки и образования. Эффективная государственная политика должна реализовываться через формирование партнерских отношений научного сообщества с государством.

В целом, необходимо отметить оригинальность и высокую значимость монографии В.И. Голдина «Наука, науковедение и высшая школа», которую мы рекомендуем широкому кругу ученых.

С.А. Погодин,

доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского университета управления при Правительстве Москвы

В.К. Криеорученко,

доктор исторических наук, профессор Московского городского университета управления при Правительстве Москвы

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты