Спросить
Войти

Культура Древней Руси: преподобный алимпий-иконописец

Автор: указан в статье

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ: ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИМПИЙ-ИКОНОПИСЕЦ

© Щербаков А.В.*

г. Санкт-Петербург

Проблема изучения монастырской культуры домонгольского (Киевского) периода русской истории приобретает особую значимость в контексте грядущего юбилея - 1025-летия Крещения Руси. Данная работа посвящена исследованию роли в генезисе христианского искусства на Руси личности преподобного Алимпия Киевопечерского.

Посвящается 1025-летию Крещения Руси.

Монастыри, переняв опыт монастырской культуры (в том числе летописание и иконопись) от православного Востока, сыграли значительную роль в концептуализации истории домонгольской Руси. Они становятся первыми центрами русской духовности, национальной мысли, центрами книжности и учебными заведениями для будущих иерархов. Для древнерусской культуры этого периода наиболее ярким ее проявлением было летописание, зодчество и иконопись, создавшие фундамент отечественной культуры.

Древние монастыри не всегда были похожи на сегодняшние. Монахи, удалялись из города в лесную глушь, составляли свое особое поселение. Их община кормилась своими трудами и терпела страшную нужду. Строгая жизнь, трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков, на их неустанном труде на пользу братии - все это сильно влияло на умы людей. Многие жертвовали на строительство храмов при монастырях золото, драгоценности, дарили земли. Позднее скромная обитель монахов превращалась в богатый и благоустроенный монастырь, делался религиозным и просветительским центром каждого региона. «Монастырь домонгольского времени учил не только вере христианской, но и прививал любовь к книгам. В монастырях образовывались библиотеки и процветала грамотность» [4, с. 93].

Символом Древней Руси стал Киево-Печерский монастырь, построенный только одним трудом монахов. Деятельность иноков не прошла незамеченной: «С XI-XII столетия этот монастырь на Русь дал 15 епископов, более 100 иноков были канонизированы. Сам монастырь оказывал влияние на всю русскую религиозность. Отсюда пошла на всю Русь письменность и духовность» [6, с. 28].

* Советник Российской академии естествознания по направлению «Культурология», член Российского философского общества, кандидат культурологи, культуролог, историк, специалист в области религиоведения и истории средневековой Руси, независимый исследователь.

Именно принятие христианства в 988 году изменило не только духовную жизнь народа Древней Руси, это событие внесло новое содержание и в художественное творчество. Знакомство с основами христианской веры, со Священной и церковной историей - вот основная суть иконописания XI века. Привозимые из Византии иконы служили образцами для древнерусских иконописцев. В это время по всей Руси широко распространяется духовное просвещение, в котором не малую роль сыграли иконы. Уже в самый ранний период христианства на Руси было осознано великое предназначение священных изображений для православного русского человека. В отличие от других славянских стран, «Киевская Русь стала государством, в котором именно икона явилась материальным подтверждением веры и стало изображением, которое пробуждает совесть, а не призывает к любованию красотой форм» [1, с. 24].

Главное предназначение иконы - литургическое. Она является не просто иллюстрацией к священному Писанию или портретом святого, но и благодаря своему образно-символическому языку представляет собой восприятие божественного в зримых образах, богословия в линиях и красках, зримую молитву и часть Священного предания. Икона-предмет священный и, следовательно, почитаемый.

Как священные сосуды (лжица - ложечка для раздачи Святого Причастия и Святых даров; дискос - блюдце с поддоном на которое кладут вынутый из просфоры агнец и т.д.) не могут быть использованный для утилитарных нужд, так и она не должна служить только предметом изобразительного искусства. Именно благодаря всему этому, икона разрывает эстетический треугольник имманентизма. Она пробуждает не эмоцию, а мистическое чувство ту&(епит ^ететёит, мистический трепет перед новым, по сравнению с треугольником, измерением транценденного, о присутствии которого свидетельствует икона. В этом случае иконописец отступает в тень. Искусство уступает место теофании. Перед иконой неуместен любопытствующий зритель «Икона - подобна славословию, она источает радость и собственными средствами возвещает Славу Божию. Икона ничего не доказывает, она показывает, она -неопровержимая очевидность, аргумент существования Бога» [5, с. 196].

Иконы Киевского периода, как привозные, так и написанные русскими иконописцами, в большинстве своем не сохранились. До настоящего времени дошли только те образцы, которые когда-то были вывезены из Киева.

Хотя само слово «икона» пришло из Греции и означает «образ, изображение», но нигде - не в Византии, не в Греции, не в других православных странах икона не занимала такого исключительного места в жизни народа, как на Руси. Для средневекового русского человека красота была основой нравственного понимания и взросления.

Одним из выдающихся иконописцев домонгольского периода был монах Киево-Печерской лавры прп. Алимпий. Год его рождения во всех источниках

не известен, умер он в 1114 году (однако, авторам удалось определить предположительный год его рождения, взяв за основу цитаты: «В 1083 году пришли к Никону, игумену Киево-Печерской лавры из Константинополя иконописцы для украшения храма ... сам Никон умер в 1088 г.» [2, с. 117, 119], «иноческий постриг преподобный Алимпий принял при игумене Никоне, который позднее возвел его в степень иеромонаха» [1, с. 34], «преп. Алипий в отрочестве был отдан родителями обучаться иконописи у мастеров из Константинополя» [7, с. 411]. Как и в домонгольской Руси, так и позднее, в основном иноческий постриг принимают не моложе 20 лет, а в этот период он уже обучался в монастыре, то можно сделать вывод, что прп. Алимпий родился не позднее 1068 года. «Отроком он помогал греческим мастерам готовить мозаичные плиточки и растирать краски, юношей писал палаты и одежды, а когда стал взрослым - ему доверили писать лики» [1, с. 33]. В первое времени мозаику привозили по заказу византийские купцы. Это были мелкие разноцветные камни. В Византии это производство было хорошо налажено. Мозаичные камни привозили россыпью, поэтому надо было их распределить по цветовой гамме. Скорее всего, этим и занимался отрок Алимпий. Но из истории Древней Руси мы знаем, что в самом Киеве уже в Х-Х1 вв. было налажено и развивалось смальтоварение. Это был сплав стекла с заглушающими его материалами и различными природными красителями. Этому предшествовало высокоразвитая техника стеклоделания еще &УШ-1Х вв. - это умение изготовлять стекло и стеклообразные массы, а затем вырабатывать из них различные изделия. Наверняка услугами византийских купцов киевляне пользовались недолго, а для мозаичных украшений покупали товар у местных смальтоваров. Краски готовились из природных пигментов: цветная земля - охра, умбра; железные руды - гематит; цветные камни - азурит, малахит, лазурит. Камни, которые не подходили по размерам для мозаики, использовались для изготовления красок. Из растений: древесная кора, корни деревьев, корнеплоды. Твореное золото приготовлялось из растирания золотых листочков в деревянных ложках на меде и растительных смолах, растворенных в воде. В основном многие способы изготовления красок пришли на Русь после принятия христианства из Византии, но затем наши мастера научились изготовлять уже краски из местных материалов и прп. Алимпий был в том числе.

Прп. Алимпий овладел и ювелирным делом. Золотые руки, безупречный художественный вкус позволяли ему создавать дивной красоты церковные украшения. Он научился изготовлять зернь, скань, чернь и изделия из них. Зернью назывались изделия, выполненные из мельчайших серебряных или золотых «зерен», наложенных и припаянных на пластины в виде красивого орнамента. Скань, или филигрань - это драгоценные изделия из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки. Старинное слово «скати» означало скручивать. Чернь - гравировка на металле (серебре, золоте), когда резной узор выполнялся специальным сплавом из олова, меди, серебра, соли, буры и серы. Застывая, этот состав приобретал красивый матовый оттенок.

Когда Алимпий принял иночество, то ему доверили писать лики. Есть поверье, что иконописцем может быть лишь добрый христианин, смиренный и терпеливый; он строго соблюдает пост, чист в помыслах и с добрым сердцем. «До конца своих дней прп. Алимпий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял их безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, он одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе» [1, с. 34]. Прп. Алимпий в своей работе соблюдал канон иконописца. «Канон» слово греческое. Оно означает -правило, мерило. Сами иконописные правила создавались в течение длительного периода не только иконописцами, но и отцами Церкви. Согласно канону иконописец должен не только искренне и горячо веровать в подлинность тех событий, которые он передает с помощью своего мастерства, но и быть активным участником церковной жизни. Поэтому прп. Алимпий не давал себе покоя ни днем, ни ночью. Ночью он молился и читал книги святых, а днем с чистыми помыслами принимался за свое «святое ремесло». Обучаясь у византийцев, иконописцы домонгольской Руси приняли и сохранили символику цвета, но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали в это время более живыми и яркими.

Первые десятилетия христианства на Руси кипарисовые доски для написания икон купцы привозили из Византии, но затем древоделы освоили процесс изготовления досок из местного материала. Обычно изготовляли доски из липы, вытесывая из бревна, выбирая крепкий внутренний слой древесного ствола. Сами иконописцы этим занимались редко. Иконы XI в. были широкие, изготовленные из нескольких досок. Правило подготовки досок к написанию икон иконописцы взяли у византийских мастеров, но материалы старались использовать местные. «При написании икон связующим средством являлась эмульсия из воды и яичного желтка - темпера. Левкое был в качестве грунта, изготовленный из мела и рыбьего клея. Доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем накладывали паволоку, протирая ее ладонью, после наносили левкое в несколько слоев. После этого наносили на грунт рисунок, прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы»[8, с. 51]. Наверняка в юности, обучаясь у мастеров из Византии, этим занимался прп. Алимпий.

Вся монашеская жизнь иконописца была неразрывно связана с величайшей духовной святыней - Свято-Успенской Киевопечерской лаврой -первым монастырем на Руси. Эта лавра домонгольского периода была центром духовных сил Киевской Руси. В монастыре совершали служение летописцы, ученые, зодчие и врачи (прп. Алимпий по сведению «Киево-Печер-ского патерика» занимался врачеванием - лечил кожные болезни). В 1113 г. летописцем Нестором был составлен выдающейся памятник древнерусской письменности - «Повесть временных лет».

Но есть в жизнеописании Алимпия один момент, когда он «преисполнился тщеславия»: он признавал достойным только то, что сам делал или одобрял у других, а все остальное считал плохим и негодным. Не один художник не имел права ослушаться Алимпия. Даже своим ученикам он строго-настрого запрещал самостоятельно приступать к работе и брать заказы без него. «За такую нескромность и ревнивое отношение к чужому успеху заносчивый старец понес наказание: тяжело заболел. Исцеление пришло к нему лишь с раскаянием и преодолением в себе греха гордыни» [8, с. 51].

Но даже несмотря на это, Алимпий был выдающимся иконописцем этого времени. Он считается родоначальником русской иконописи. Греков Б.Д. писал: «Киевские иконописцы уже в XI веке разнесли свое высокое искусство по всей Руси - в Холм Галицкий, в Ростов, Суздаль, Владимир» [3, с. 392]. О Киевском периоде русского церковного искусства можно судить, главным образом, по фрескам и мозаикам. «Но иконам домонгольского периода присуще свойственная стенной живописи исключительная монументальность, под воздействием которой русская иконопись находилась еще и в XIV в.» [9. с. 52]. Иконописцы Киевской Руси создали типы русских святых -Бориса, Глеба, Антония, Феодосия, Владимира, Ольги. Первоначальные изображения до нас не дошли, но сохранились близкие к ним повторения XH-XIII вв., представляющие русскую переработку византийского иконографического стиля.

Список литературы:

1. Алексеев С.В. Иконописцы Святой Руси. - СПб., 2008.
2. Васильев В.А. Русские святые. - М., 2010.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М. - Л., 1949.
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). - М., 1999.
5. Евдокимов П. Искусство иконы. - Клин, 2005.
6. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Настольная книга для монашествующих и мирян. - Псков, 2004.
7. Монахиня Таисия. Жития русских святых. - М., 2005.
8. Соловьев В.А. Русская культура с древнейших времен до наших дней. -М., 2004.
9. Уваров М., Щербаков А. Наследие преподобного Иосифа Волоцкого в истории русской культуры. - Saarbruken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbHCo, 2012. - 168 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты