Спросить
Войти

Новое исследование о государственной политике по отношению к юридическому образованию в Восточной Сибири

Автор: указан в статье

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 1 (10). С. 182-187 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 378.634(571.5)

Новое исследование о государственной политике по отношению к юридическому образованию в Восточной Сибири

И. В. Олейников

Иркутский государственный университет, г. Иркутск,

Статья представляет собой рецензию на книгу д-ра ист. наук, профессора ИГУ В. Н. Казарина и канд. ист. наук Ю. П. Лякутиной «Юридическое образование в Восточной Сибири (1918-1991 гг.)» (Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. 483 с.). В работе авторов анализируются вопросы становления и развития юридического образования региона, государственной политики по отношению к региональному юридическому образованию; особый акцент сделан на рассмотрении проблем организационной структуры, кадрового потенциала и научно-исследовательской работы высшей школы.

Каждое новое исследование по истории университетского образования представляет особую ценность в современной ситуации, когда Правительство Российской Федерации проводит политику реформирования системы высшей школы и поиска направлений ее дальнейшего развития. Именно поэтому в непростой переходный период, когда высшее образование Восточной Сибири находится в состоянии непрерывного транзита, так важны работы, фокусирующие внимание читателя на различных этапах развития высшей школы.

Весомый вклад в изучение проблемы становления и эволюции юридического образования в Восточной Сибири в период с 1918 по 1991 г. вносит вышедшая во второй половине 2012 г. в издательстве Иркутского государственного университета при поддержке Юридического института ИГУ обстоятельная монография «Юридическое образование в Восточной Сибири (1918-1991 гг.)». Авторы книги - д-р ист. наук В. Н. Казарин, автор более 170 публикаций по вопросам юридического образования и науки, истории судебной системы Восточной Сибири в ХХ - начале XXI в., и канд. ист. наук Ю. П. Лякутина, перу которой принадлежит более 50 научных и учебно-методических работ. Эта прекрасно оформленная книга, содержащая обширный фактический материал, представляет несомненный интерес для представителей регионального юридического сообщества, профессиональных историков, краеведов и людей, которым небезразлична история Сибири. Основные исследовательские задачи авторов заключались в выявлении рубежей формирования образовательных традиций, исследовании основных направлений развития организационно-правовой структуры, учебно-методического процесса и научно-исследовательской работы в высших и средних специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой юристов. Отдельно прослежено изменение политики центральных властей по отношению к региональному вузовскому сообществу, отражено ее влияние на процесс становления высшего образования в Восточной Сибири.

Во введении к рецензируемой монографии, помимо содержательных определений высшего и юридического образования, подробнейшим образом проанализирована историография проблемы. Авторы сделали масштабную выборку специальной литературы по исследуемой тематике, сгруппировав источники по хронологическому принципу, представив читателю обстоятельный обзор работ, необходимый для лучшего понимания ситуации, сложившейся вокруг юридического образования региона.

Работа базируется на обширном материале центральных и региональных архивов (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Архив Министерства юстиции РФ, Государственный архив Иркутской области (ГАИО), Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), Государственный архив Красноярского края, Государственный архив Новосибирской области, архивы Иркутского государственного университета, Байкальского государственного университета экономики и права, Юридического института ИГУ), периодики и специальной литературы. Опираясь на данные источники, авторы монографии делают акцент на выявлении основных рубежей между этапами развития регионального юридического образования в описываемый период.

В. Н. Казарин и Ю. П. Лякутина обоснованно отмечают, что «юридическое образование занимает особую нишу в образовательной системе страны. Подготовка высококвалифицированных юристов существенно воздействует на важнейшие стороны российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальную и политическую системы» (с. 8).

Монография состоит из двух разделов и девяти глав, что помогает авторам наиболее полно реализовать свои замыслы. Как в проблемном, так и в хронологическом плане охват темы исследования достаточно широк. Так, в главах первого раздела предметно анализируются процессы формирования и развития юридического образования в Восточной Сибири в 1918-1940-е гг., сделан акцент на политике государства в сфере строительства высшего образования региона. В первых трех главах подробнейшим образом отражен сложный процесс создания Иркутского классического университета, ведь юридический факультет являлся одним из первых в структуре созданного в 1918 г. вуза. Нельзя не согласиться с выводом В. Н. Казарина и Ю. П. Лякутиной о том, что «Иркутский государственный университет с момента своего открытия 27 октября 1918 г. положил начало становлению высшего юридического образования как элемента вузовской образовательной системы в Восточной Сибири» (с. 79). Отмечено, что на первоначальном этапе на развитие иркутской юридической школы оказывал влияние профессорско-преподавательский состав из центральных университетов Российской империи (Московского, Санкт-Петербургского, Казанского), оказавшийся в Иркутске в ходе перипетий Гражданской войны. Проанализированы и предпосылки свертывания высшего юридического образования в г. Иркутске после перевода в Свердловск в 1934 г. Сибирского института советского права, в который превратился юридический факультет ИГУ после неоднократных реорганизаций и преобразований 1920-х - начала 1930-х гг., вызванных изменением государственных подходов к высшей школе. Следует подчеркнуть, что проведение государством такой непродуманной политики по отношению к высшему образованию, в особенности гуманитарному, имело крайне негативное влияние на образовательные процессы, протекавшие в регионе. В результате перевода в Свердловск с таким трудом организованного юридического факультета ИГУ в г. Иркутске вплоть до 1949 г. не существовало возможности получения качественного юридического образования (с. 112). Активизировался курс на вытеснение «буржуазной» профессуры из структуры советской высшей школы, находивший отклик и в Восточной Сибири - многие беспартийные сотрудники региональных вузов уступали место работникам новой, советской юстиции (с. 113).

В пятой главе авторы подробно рассматривают основные аспекты организации и структуры учебно-методического процесса, показано влияние на него общественно-политических факторов.

Другим направлением авторского внимания, отразившемся во втором разделе монографии, стало выявление ключевых этапов развития юридического образования в регионе начиная с 1949 г. вплоть до распада СССР в 1991 г.

В первой главе второго раздела рассматриваются организационно-правовые, материальные основы и структура юридического образования в Восточной Сибири в описываемый период. В ее заключении делается, на наш взгляд, совершенно справедливый вывод о том, что «организационно-правовые реформы последующих лет явились следствием коренных "перестроечных" преобразований, происходивших в обществе в целом и в системе образования в частности, основанных на идее демократии, гласности и изменения принципов управления в новых исторических условиях» (с. 256). Вторая глава посвящена анализу научно-педагогического состава вузов региона, обеспечивавшего подготовку юристов, работников властных, управленческих и правоохранительных органов. В третьей главе «Эволюция кадрового потенциала в последние десятилетия советской эпохи» второго раздела монографии детально рассматриваются судьбы преподавателей вузов Восточной Сибири, посвятивших свою жизнь научно-педагогической деятельности в 1970-1980-е гг. В. Н. Казарин и Ю. П. Лякутина обоснованно выявляют следующую тенденцию, вызванную изменениями во внутриполитическом курсе Советского Союза: «Перестроечные явления в середине 1980-х гг., а также начавшиеся процессы реформирования экономики с рыночных позиций в начале 1990-х гг., сопровождавшиеся рядом негативных тенденций, просчеты во

внутренней кадровой политике, повлекли для большинства учебных заведений одинаковые нежелательные последствия. Усилившийся переход научно-педагогических кадров в предпринимательский сектор, во властные структуры, а также в другие, более успешные вузы, крайне отрицательно сказался на состоянии качественного состава преподавательского корпуса» (с. 412).

В четвертой главе второго раздела рассмотрены особенности организации учебного процесса и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов юридических вузов Восточной Сибири. Показан научный потенциал юридических факультетов ИГУ, КрасГУ, выявлен положительный опыт использования разработок НИР в процессе преподавания и практической деятельности юристов. Авторы подчеркивают, что «...период с начала 1950-х гг. до конца 1990-х гг. оказался для развития юридического образования страны неоднозначным. При этом наиболее благоприятным можно расценивать временной этап 1970-1980-х гг. Финансирование высшей школы достигло самого высокого уровня, расширялась сеть вузов, увеличивалось количество студентов (с. 444). Сделан акцент на влиянии негативных тенденций «перестроечного периода» на общее состояние системы юридического образования.

Отличительной особенностью исследования является его сфокусированность на личностях преподавателей, без которых невозможно было бы говорить о юридическом образовании в Восточной Сибири. Когда читаешь главы, посвященные профессорско-преподавательскому составу Иркутского университета в 1918-1919 гг., научно-педагогическому составу учебных заведений региона в 1949-1980-е гг., перед глазами проплывают живые и деятельные образы первых профессоров юридического факультета М. М. Агаркова, В. П. Доманжо, Г. Ю. Маннса; специалистов, воссоздававших юридическое образование в Иркутске в 50-х гг. XX в. - Н. П. Фарберова, С. В. Шостаковича, В. А. Пертцика; представителей поколения ученых-юристов 1970-1980-х гг. - Г. С. Гаверова, А. И. Казанника, Ю. И. Агеева. Силами этих и многих других талантливых преподавателей и педагогов осуществлялась подготовка профессиональных юристов для органов государственной и муниципальной власти, адвокатуры и силовых структур. Изгибы послевоенной политики по отношению к научно-педагогическим кадрам, реализовывавшейся в Советском Союзе, повлияли на сложную судьбу профессора Н. П. Фарберова, явившейся своего рода зеркалом идеологических репрессий советской эпохи начала 1950-х гг. В ходе своего рода административного наказания с понижением должностного статуса, проявления социально-корпоративной психологии коллектива московский профессор оказался в провинциальном Иркутске, став одним из участников восстановления юридического образования в Иркутском государственном университете (с. 260-268).

Необходимо особо подчеркнуть, что отличительной особенностью рецензируемой монографии является галерея персоналий профессорско-преподавательского состава, состоящая из редких фотографий ученых, в разные годы работавших в системе юридического образования Восточной Сибири.

В заключении в концентрированной форме приводятся основные итоги исследования. Подчеркивается, что «...традиции дореволюционной юридической школы были отвергнуты и получили новое возрождение лишь на переломном этапе конца 1980-1990-х гг.» (с. 445), «реформы юридического образования конца 1980-х - начала 1990-х гг. носили фрагментарный характер и не были нацелены на изменение принципов организации юридической школы, которая <...> оставалась государственной и плановой» (с. 447). Кроме того, сделаны прогнозные выводы о перспективах развития юридического образования на территории Восточной Сибири, кратко рассмотрены основные учебные заведения региона, осуществляющие подготовку юристов (с. 447-448).

Получил отражение в исследовании и тот факт, что в начале 1990-х гг. «.на смену явной недооценки юриспруденции пришло ее чрезмерное "возвеличивание". Как следствие, неоправданно возрос приток студентов в юридические вузы, в ущерб другим, столь необходимым России специальностям...» (с. 447).

Работа приводит к выводу о том, что, изучая реалии прошлого, вдумчивый читатель невольно проведет параллели с современным состоянием отечественного высшего образования, ведь, как справедливо отмечают авторы, «детальное изучение истории юридического образования неотделимо от рассмотрения проблем образования вообще» (с. 445).

Действительно, государственная политика по отношению к региональному юридическому образованию в рассматриваемый период была непоследовательной. Это было обусловлено ходом исторического процесса, переходом государства через рубежи, являвшиеся потрясением для всего общества и государственных институтов, в том числе и высшей школы.

Книга В. Н. Казарина и Ю. П. Лякутиной открывает горизонты для новых перспективных работ в области истории юридического образования региона, изучения государственной политики по отношению к высшему образованию. Практически не исследованным остается следующий рубежный этап - с 1991 г. по первое десятилетие XXI в., характеризовавшийся стремительным ростом числа вузов юридического профиля в Восточной Сибири, несбалансированной политикой федерального центра к проблемам юридического образования в регионах и тенденциями все большей коммерциализации высшего образования.

Полагаем, что итоги исследования будут с благодарностью восприняты профессиональным сообществом и помогут глубже понять те вызовы, с которыми сталкивается современное юридическое образование региона, и обозначить пути его дальнейшего развития.

New Study on the State Policy

with regard to Legal Education in Eastern Siberia

I. V. Oleynikov

Irkutsk State University, Irkutsk

The article reviews a book of Viktor N. Kazarin, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Irkutsk State University, and Yulia P. Lyakutina, Candidate of Historical Sciences, "Legal Education in Eastern Siberia (1918-1991)" (Irkutsk: ISU Publishers, 2012. - 483 p.). This book analyzes problems of legal education formation and development in the region, as well as the state policy with regard to the regional legal education. It particularly emphasizes problems of higher school organizational structure, scientific personnel and research work.

Олейников Илья Васильевич - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры политологии и истории исторического факультета Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410 б, тел. 89500600051, e-mail: ilyavasilich @yandex. ru

Oleynikov Ilya Vasilievich - Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Political Science and History, the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Karl Marx St., 1-410 b, phone 89500600051, e-mail: ilyavasilich@yandex. ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА educational policy ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ eastern siberia ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ irkutsk state university ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ legal training НАУЧНЫЕ КАДРЫ scientific personnel
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты