Спросить
Войти

Они создавали будущее Сибири

Автор: указан в статье

БИБЛИОГРАФИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ / BIBLIOGRAPHY AND HISTORIOGRAPHY

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 9. С. 205-209

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 94(571./5)«1946/1970»

Они создавали будущее Сибири

Г. А. Цыкунов

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

Аннотация. Рецензия на монографию А. А. Долголюка «Сибирские строители в 1946-1970 гг.» (Новосибирск : Параллель, 2013. 476 с.). В книге анализируется развитие строительной отрасли в Сибири, исследованы вопросы формирования кадров строительных организаций, их качественного состава, организации труда и материально-бытового положения строителей.

Вышедшая из печати объемная монография А. А. Долголюка - итог многолетней исследовательской работы известного ученого из Института истории СО РАН. Монография подготовлена на широкой источниковой базе, включающей документы центральных и местных архивов, которые были тщательно проанализированы. В работе присутствует личное впечатление автора от увиденного на сибирских стройках, отражены результаты проведенных социологических исследований.

Во второй половине ХХ в. сибирские регионы представляли собой огромную строительную площадку, где проходила реализация крупнейших народнохозяйственных программ. В послевоенные десятилетия осуществлялся Ангаро-Енисейский проект, который втянул в индустриальное освоение Красноярский край и Иркутскую область. Другой масштабной региональной программой стало формирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса - главной нефтяной базы страны.

Реализация этих программ потребовала массового привлечения рабочей силы в сибирские регионы. Прежде всего она была необходима для создания мобильных строительных подразделений. Именно этой проблеме и посвящено рецензируемое монографическое исследование. Разделение книги на шесть глав вполне логично отвечает основной цели монографии и решению ее основных задач.

В начале работы делается краткий исторический экскурс в строительное дело в Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв., которое знаменовалось сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали. Это был первый отечественный опыт привлечения строительных работников в Сибирь. Начало крупному промышленному строительству в регионе было положено в рамках программы по сооружению Урало-Кузнецкого комбината как второй угольно-металлургической базы страны. В годы Великой Отечественной войны большой вклад переход с выпуска мирной на военную продукцию внесли строители.

Однако все же главное внимание в книге уделяется изучению вопросов капитального строительства в послевоенные десятилетия. Одной из особенностей сибирской строительной отрасли являлась ее отраслевая, специфическая структура, охватывающая сооружение промышленных и энергетических объектов, новых железных дорог, социальной инфраструктуры. Это требовало рационального распределения капитальных вложений в строительные объекты. Как видно из книги, прослеживалась неравномерность в выделении и использовании капитальных вложений, прежде всего в гражданском строительстве (с. 52). Вполне уместен анализ организационных форм и структуры управления капитальным строительством в регионе, в основе которых лежал территориальный, отраслевой либо территориально-отраслевой принципы.

Значительное место в монографии отводится исследованию процессов формирования строительных кадров, их качественного состава и профессионально-технической подготовки. В послевоенные годы важнейшим источником формирования трудовых коллективов являлась молодежь, одна часть которой трудоустраивалась сразу после окончания школы, другая - после окончания фабрично-заводского обучения. Корпус инженерно-технических кадров пополнялся за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений. В книге отмечается такая особенность в действиях центральных и местных органов власти, как приближение подготовки инженерно-технических кадров к месту их практического использования (с. 125). Для этого в вузах областных центров открывались новые факультеты по подготовке строителей. В местах сооружения предприятий организовывались филиалы и учебные пункты технических вузов, где обучение по строительным специальностям велось без отрыва от производства. В летний период стройки региона пополнялись бойцами студенческих строительных отрядов, которые обладали большой производственной мобильностью.

Другим, не менее важным, по мнению автора, массовым источником пополнения строительных коллективов являлись военнослужащие, уволенные в запас. Приобретенные за время службы различные специальности способствовали освоению строительных профессий. Нельзя не отметить и участие государства в этом процессе, когда действовала система льгот, стимулирующая привлечение бывших воинов на стройки Сибири. Не обойдена вниманием в монографии деятельность военно-строительных частей, которые внесли большой вклад в сооружение не только военных, но и гражданских предприятий. А. А. Долголюк в своей книге поднимает ранее мало исследуемую и закрытую проблему использования на сибирских стройках труда военнопленных и советских заключенных. Немецкие и японские заключенные работали на строительстве крупных заводов, гражданских объектов в городах, однако более всего этот спецконтингент применялся в железнодорожном

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 9. Серия «Политология. Религиоведение». С. 205-209

строительстве. Интересен пример с оценкой этого труда, когда многие хозяйственники оценивали военнопленных как рабочих-строителей выше, чем заключенных (с. 136). В системе принудительного труда широко использовались спецпереселенцы из различных категорий ссыльных, хотя их доля в строительном производстве была сравнительно невелика.

В монографии дан обстоятельный анализ динамики численности сибирских строителей. Выявлены закономерные особенности в разрезе двух экономических районов Сибири. В 1950-х гг. высокие темпы роста численности строителей в Восточной Сибири определялись реализацией Ангаро-Енисейского проекта. Изменение соотношения в темпах прироста строителей в пользу Западной Сибири во второй половине 1960-х гг. было вызвано началом формирования Западно-Сибирского комплекса (с. 153). В книге рассматривается вопрос стабилизации строительных коллективов Сибири, от решения которого зависела эффективность отрасли. Анализ проблем текучести кадров выявил основные причины этого явления, важнейшими из которых являлись недостатки в организации труда и заработной платы. Внедрение системы льгот, районных коэффициентов, северных надбавок позволяло в какой-то мере решать эти проблемы. Закрепляемость кадров также напрямую зависела от обеспеченности строителей жильем и детскими дошкольными учреждениями, прежде всего в районах нового освоения.

Ценной стороной монографии является исследование качественного состава работников строительной отрасли. Одной из специфических черт являлся довольно высокий удельный вес женщин, занятых в строительстве. В новых городах Сибири наблюдалось отставание в развитии непроизводственной сферы, что ограничивало возможности использования женского труда. В книге отмечается и такая особенность строительного производства, как преобладание доли молодых возрастных групп в составе строителей. Отслеживается взаимосвязь между возрастным составом и уровнем образования в строительных организациях. Это подтверждается статистическими данными по ряду строительных коллективов, где строителей молодых возрастов с полным общим и специальным образованием было значительно больше, чем в других возрастных группах (с. 205).

Не менее важным является раздел монографии, посвященный проблеме профессионально-технической подготовки кадров. Основная часть рабочих строительных специальностей готовилась в училищах и школах профтехобразования. По мнению автора, в сравнении с рабочими, обученными на производстве, скорость роста квалификации у выпускников профтехучилищ была гораздо выше (с. 263). Однако система профтехобразования была не в состоянии обеспечивать рабочими кадрами растущие новостройки Сибири. В начальный период сооружения промышленных и энергетических объектов обучение осуществлялось непосредственно на рабочих местах и учебно-курсовых комбинатах. Наиболее распространенной формой подготовки новых рабочих являлось индивидуально-бригадное обучение, которое позволяло готовить в короткие сроки большое количество работников по самым разным специальностям.

Один из разделов монографии посвящен вопросам совершенствования условий и организации труда строителей. Их решение определялось спецификой производства, низкой технической оснащенностью строительных процессов. Наиболее распространенной и эффективной формой организации труда стали комплексные бригады, которые состояли из рабочих разных профессий и специализировались на выполнении разнообразных технологических работ. Автором отмечается, что с внедрением комплексных бригад заметно улучшалось качество строительства, так как бригады производили полный цикл взаимосвязанных работ по объектам (с. 337). К тому же оплата в комплексных бригадах осуществлялась по прогрессивной аккордно-премиальной системе. В книге обращено внимание на перевод комплексных бригад на условия хозяйственного расчета, который зачастую вводился административными методами в сочетании с экономическими.

В заключительной главе рассматривается материально-бытовое положение строителей и их семей. В первую очередь изучается вопрос оплаты труда, из которой складывался основной источник доходов строителей. Масштабы строительства в Сибири вызывали необходимость создания экономических условий для обеспечения строек рабочими и инженерно-техническими кадрами. Огромную роль в этом сыграли введенные для сибирских строителей районные коэффициенты, северные надбавки, что позволило значительно повысить заработные платы. Примечательно, что зарплата сибиряков увеличивалась быстрее, чем в среднем по РСФСР. А. А. Долголюк выявляет такую особенность, как постепенное сближение уровня оплаты труда рабочих с уровнем оплаты труда инженерно-технических работников. В то же время отмечается, что политика по сокращению дифференциации в оплате труда привела к падению престижа инженерного труда. Это было связано с тем, что большая часть мастеров, прорабов по размеру заработной платы стали уступать бригадирам и квалифицированным рабочим (с. 366).

В книге прослеживается динамика улучшения жилищных условий строителей. Выделяются особенности практики решения жилищной проблемы в районах нового освоения, к примеру Ангаро-Енисейского, когда на начальном периоде строительства приходилось создавать палаточные городки. Большое значение придавалось собственному строительству жилья, а также индивидуальному строительству. В районах новостроек тратились большие средства на создание временного жилья: вагончиков, каркасно-засыпных домов, бараков. Улучшение жилищных условий автор в первую очередь связывает с государственной политикой в области жилищного строительства, его индустриализацией, выделяемыми дополнительными финансовыми и материальными ресурсами.

А. А. Долголюк поднимает острейшую для послевоенных десятилетий проблему обеспечения населения продовольственными и промышленными товарами. Отмечается, что новостройки, создаваемые в северных городах и районах нового промышленного освоения, лучше обеспечивались продовольственными и промышленными товарами (с. 402). В первую очередь это было связано с важностью сооружаемых промышленных предприятий. В то же

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 9. Серия «Политология. Религиоведение». С. 205-209

время строительные организации изыскивали собственные ресурсы продовольствия. Так, большое значение для улучшения снабжения строителей продуктами питания имели подсобные хозяйства и индивидуальное огородничество. Как правило, строители составляли основную массу населения в новых городах и оказывались в неблагоприятном положении по обеспечению объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Автор заостряет внимание и на такой социальной проблеме сибирского региона, как нехватка детских дошкольных учреждений. В заключение делается вывод о том, что заметным сдвигам в потреблении строителями продовольственных и промышленных товаров способствовал ускоренный рост их денежных доходов.

Монография А. А. Долголюка является крупным научным исследованием, посвященным памяти снискавшим мировую славу ныне не существующим строительным организациям.

They Created the Future of Siberia

G. A. Tsykunov

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

Abstract. The article offers a review of the monograph by A. A. Dolgolyuk «The Siberian builders in the 1946-1970s» (Novosibirsk : Parallel, 2013. 476 pages). The author of the book analyzes the development of construction industry in Siberia, examines such issues as work force organization at the construction companies, personnel qualitative level, labour organizations and living conditions of builders.

Цыкунов Григорий Александрович

доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права Байкальский государственный университет экономики и права 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 тел.: 8(3952)255552 e-mail: tsykunov-ga@isea.ru

Tsykunov Grigory Aleksandrovich

Doctor of Sciences (History), Professor, Department of the Theory and History of State and Law Baikal State University of Economics and Law 11, Lenin st., Irkutsk, 664003 tel.: 8(3952)255552 e-mail: tsykunov-ga@isea.ru

СИБИРЬ siberia КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО КАДРЫ personnel ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА vocational preparation МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ major contraction work living conditions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты