Спросить
Войти

Лес как благо и источник богатства: философско-экономический очерк

Автор: указан в статье

DOI 10.22394/1818-4049-2017-79-2-165-170 УДК 502/504:330.15

ник богатства:

статье представлен очерк исторического становления в

прежде всего в научном его сегменте, идеи экономической, экологической, аксиологической ценности леса. Поскольку первоначально научные исследования представлены философским дискурсом, авторы обращают внимание на античные истоки законодательной и природоведческой мысли, обращаясь к < на. Прослеживается развитие идеи экономич Средние века и Новое время. Даны ссылки на ских ученых, артикулировавши акоиологи^с^: ства. Рассмотрены основные вехи \

ценности

в истории &

законодательства в России t блага.

The sketch of segment, the ideas of economic, article. As originally

pay attention to antique sources of a legislative Platon&s «Lawsk Development of the idea of Middle Ages and Modern times is traced. References to works of the grea Russian scientists articulating axiological value of the wood in the history given. The main milestones of development of the

consciousness, value by a and

value of to works

the main approaches to

wood is;

authors thought, addressing resources in the the great European and mankind are and abroad, are considered.

благо,,

экологическая i

, экономическая

economic value of the wood,

угодьями, леса выполняют главную дообразуюшую функцию в

оценкам фао ООН, площадь леса в России составляет 8,5 млн. км2 - более 20% °бщей пл°щади лесов мира [8].

Лес можно исследовать в разных аспектах: экономическом, географическом, экологическом, эстетическом и других- В данном небольшом исследовании, каковым является наша статья, мы бы хотели отразить становление онтологической составля^отт^еи одного-аспектного отношения общества к лесу как непременному условию сущеетво-вания человека и общества.

Человек связан с лесом исторически и экологически. Лес - одно из

Вальковская Виктория Виктор°вна - д-р филос. наук пр°фесс°р кафедры философии, истории, государства. и права, Дальневосточнъш институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). E-mail: walkovskaya@Qmail.com

Разг°н Андрей Михайлович - aспирaнт, Дальневосточный институт управления -филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 30 53 26

ных условий жизнедеяте Ужасающая скорость, с сведение лесов на планете,

ьности людей. которой идет

заставляет задуматься: имеет ли человек право на такого масштаба вмешательство в природу? Экономическая деятельность, имеющая ужасающие экологические последствия, компрометирующая интеллект человека разумного, основана на чем?

связь экономических,

Существует ли экологических, аксиологических установок деятельности? Если нет, то как ее выстраивать? [10]

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, во-первых, ясно осознавать, что они волнуют человечество на протяжении всей истории; во-вторых, представлять себе их экономические, экологические, политические, аксиологические экспликации.

Постановку проблемы охраны окружающей среды в теоретико-правовом и философском аспектах мы встречаем уже в г°сударствах Древнег° мира и античных полисах. Примечательны в этом отношении «Законы» Платона [5]. В этом сочинении впервые в истории вводится понятие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. Ценность лесов в «Законах» явно не обозначена. Человека, уничтожившего лесную растительность, рассматривают в качестве правонарушителя лишь в том одуч^ когда этим действием был нанесен ущерб другим людям. Если же другие люди и их

вредитель таковым не считался. Этот факт говорит не только о том, что лес не занимал особого места в хозяйственной и иной жизни афинян, но свидетельствует о господстве антропоцентрической точки зрения при подходе к проблеме понимания роли и значимости социоприродных связей и природы в целом в бытии человека и мира.

В эпоху средневековья ная форма охран^1 природ^1 и закгаот-ворческая деятельность в этой области теснейшим образом связаны с распространением отношений собственности на различные природные объекты. В связи с тем, что в эпоху феодализма охота вновь становится одной из важнейших форм хозяйственной деятельности, в область пристального внимания собственников

попадает все, что связано с ми угодьями: леса, воды, места обитания ценных животных. Введение в различных странах государственной монополии на добычу этих животных, распространение отношений собственности на леса фактически явились как признанием ценности (к сожалению, в стоимостном выражении) отдельных объектов природы, так одновременно и осознанием того, что количество этих объектов ограничено. Ограниченность предметов объектов собственности вообще есть онтолоВ связи с огромным экономическим значением в средние века лес вообще выделяется как особый природный объект. Помимо этого в закрытых охотничьих угодьях (заповедниках) вообще запрещалось рубить лес.

В Европе в целом с XIII века в левских лесах начинается ведение низованного хозяйства. В этоь широко известен подписанный ком XIV в 1669 г. ордонанс о лесе,

в области лесного хозяйства, донанс является наивысшим

этот

сре в

1рир

Он базируется на экологических ях и касается не только леса, но и име-фодоохранное значение. В

регламенгарует^ деятельность по использованию лесов, рек, растений, живоТн^1Х, рыбных ресурсов; .

ется система охраны и в< природных ресурсов [10].

В Новое время лес постепенно привлекает все более пристальное внимание ученых, становится объектом экономи-. и философских размышлений. До большинство ученых соглашалось с заявлением церковников, что лес создан Богом на третий день мироздания причем сразу же в законченном совершенном виде. Декарт же заявлял, что лес - результат саморазвития природы и имеет длительную историю своего

Вернадский, жизнь леса возникла

меримо раньше, чем жизнь человека. [2] Ряд философов высказали предположение, что первобытные люди появились и жили в лесу, скорее всего на деревьях, где находили все нужное для существования. Лес служил не только крышей, защитником от крупных хищных зверей, но и способствовал превращению передних конечностей предков человека в руки. Иначе, по мнению Гельвеция, «... люди до сих пор бродили бы в лесу выми стадами». [3]

Кант писал о том, что лес самим видением призван укреплять ные основы жизни. По предположениям Л. Кара, Л. Фейербаха, Ф. Энгельса и Ф. Ницше у человека и леса были единая судьба и единый ритм жизни. Лес как и другие природные богатства служил не только средой обитания, но одновременно являлся средством и предметом труда. В процессе последнего валась телесная организация, ческие общественные связи, ская культура. Г. Гегель доказывал, что мир не враждебен человеку, а наоборот соразмерен, удобен ему и познаваем.

Экономическая мысль Нового времени особо не выделяет лес как объект исследования, но таковое ведется

и распределения в обществе, разделения труда, роста знания, что в конечном счете ведет к развитию цивилизации. 2. Степень влияния географ:

народов приращение «богатства» идет

сил («плодородия почвы»), а у более цивилизованных - от рациональной деятельности, ведущей к накоплению знаний. Первое приращение имеет предел, у второго

теории блага. В рамках данного дования, отдавая должное таким

внимание на идеи Г. Бокля, нашедшие дальнейшее развитие в трудах < ля и Л. Мечникова. Мы имеем в виду : дующие положения «Истории ции в Англии»:

1. Богатство есть результат ] ствия природы и общества. Бокль сделал шаг вперед к тому, чтобы найти механизмы косвенного влияния ской среды на социальную жизнь

определяет возможность накопления

фактически имеет в виду объем произве- во многих отношениях самое важное последствие природного влияния, так

развитие. Бокль делает вывод: если раньше богатейшими странами являлись те, природа которых была наиболее обильна, теперь богатейшими стали страны, в которых человек наиболее деятелен.

3. Неравномерность развития обществ. Разницей в богатстве, населенности и культуре, проистекающей от плодородия почв и географических особенностей, Бокль вполне логично объясняет некоторые причины : сти развития цивилизаций. [1]

приобрета^^т боль^цу^о убе—ительнооть.

В основе возникновения благ лежат социальные факторы (развитие водства, деятельность людей), а ным источником благ является труд. Для того, чтобы существовать, людям надо вступить во взаимодействие с предметами внешнего мира, овладевать ими. Если прежде благом люди называли вещи, полезные для поддержания и развития их физического существования, то затем эти понятия распространились и на духовную жизнь, на жизнь вообще.

вещи, не созданные трудом человека, полезность которых, по словам К. Маркса, не опосредована трудом. Таковы воздух,

вещь также

дикорастущий лес... Но

этим выделяются блага природные и социальные. Причем природные становятся таковыми не без участия людей, ведь природные богатства надо добыть, :

полностью относится к

участвующему в производстве. Более того, даже не будучи включенным в цесс производства, лес обладает

биосферы, от которого зависит качество жизни человека. Эта идея уже в XVIII в. получила свое отражение в трудах велив руках человека. Это нарушает гармонию леса и природы в целом, а оскудение природы ведет к нравственному оскудению человека.

Нарастающее осмысление значимости лесных угодий в жизни человека и ства отражено также в законодательной и научной мысли России.

Из российских государей Петр , вич, занятый проблемами : го развития страны, обра на важн°сть такого природного р^ур^ При Петре I I

рек. Вводились понятия заповедных викаждое срубленное дерево в первый раз; при втором нарушении - конфискация половины имущества нарушителя; при

и 20 лет работы на галерах. [6, с. 130]

По инициативе Петра I были созданы городские сады и парки отдыха в окрестностях Москвы и

Впервые при Петре , наются целевые посадки леса в России: лиственниц под Санкт-Петербургом, дубовых рощ в Воронежской губернии и под Таганрогом. При Адмиралтействе была учреждена специальная лесная служба, имевшая разветвленную сеть сотрудников: от главы - обершталмейсте-ра, до надсмотрщиков на местах, провоУказы об охране леса принимались Петром II, Анной Иоанновной. Огромный ущерб лесному хоЗяйству России, отменесен Екатериной II. Отменив в 1782 г. указ Петра I о запрещении рубки поме-она 1

оказались почти нацело вырубленными заповедные корабельные леса в

настолько очевидной, что правительство Павла I с в 1796 г ния и

утвердило специальный лесной мент. Но восстановить былую лесистость было уже невозможно. Нужно было предпринимать меры по лесоразведению на огромных площадях. Лесопосадки начались не только на казенных, но и на помещичьих землях, особенно в Но

и вывозить за границу». [6, с. 132]

Первым лесоведом России является М.В. Ломоносов (1711 - 1765). Он основоположник отечественной науки о лесе. Лес интересовал Ломоносова как ученого. Талантливый исследователь был занят проблемой сбережения лесов путем их рационального использования и, в частности, использования в России торфа. Его особую озабоченность вызывали лесные пожары. Он настаивал на ] димости развития щей промышленности в России («переход от рубки к пилению дерев»), построил лесопилку в своем имении, стоял у истоков лесного образования в нашей стране.

Нельзя не вспомнить И.Т. Посошкова (1652 - 1726), поднимавшего проблемы бережного использования леса в своем сочинении 1724 г. «О скудности и богатстве». В нем автор советовал, как назначать деревья в рубку и сортировать древесину в зависимости от пороков, подчеркивал необходимость рационального использования леса и охраны его от пожаров. Он дал рекомендации по лесоразведению вокруг гол^1х деревень заложив главный принцип отечественного лесоводства - выращивание многоярусных смешанных устойчивых насаждений. И.Т. Посошкову принадлежит идея ведения лесокультурн^1х записей. [8]

Одним из первых российских миков был Степан Петрович ников (1713 - 1755), впервые описавший растительность и леса Камчатского полу-( книге «Описание земли Тамчатской. В 1802 г. в России был утвержден новый лесной Устав, в 1805 - организована лесная инспекция, в 1832 - учреждено новое, свободное от податей, сословие - лесная стража. Следующая редакция лесного Устава была принята уже в 1888 году. В ней была возрождена петровская идея заповедных лесов.

Если в эпоху раннего капитализма отношения общества к природе мало чем отличались от эпохи средневековья, то с развитием капиталистического ства к началу XIX в. уже ясно чились основные проблемы, с которыми обществу пришлось столкнуться в ходе расширяющегося и го освоения природы.

Промышленные и ные нужды диктовали необходимость научного подхода к использованию растительного и животного мира.

Экологическая ценность лесов вой, по сравнению с другими : ми объектами и угодьями, была осознана человечеством. Осознана, так сказать, вынужденно, на основе их особой хозяйственной значимости. В первую очередь, законодательство по охране и использованию лесов принимается в странах Центральной и Северной Европы - там, где леса более и ранее всего пострадали от хозяйственной деятельности человека: в Чехии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Швеции. В Финляндии с 1881 г. существовало Управление лесами при Министерстве сельского хозяйства. В XIX в. появляются первые рованные учебные заведения ского профиля: начальная лесная школа, лесной институт Эвойса в Финляндии, национальная школа лесоводства в Нан-си во Франции. Во Франции, Англии, России - странах, имеющих длительные традиции ведения лесного хозяйства, в начале ХХ в. были приняты государственные программы лесоразведения. В конце XIX - начале ХХ вв. были взяты под закрепленную законом охрану леса стран Азии, Африки, Океании. В самом начале ХХ в. один из основоположников

охраны природы в США Жиффор кет высказал плодотворную идею о . даче управления всем лесным фондом в руки государств.

Вслед за лесами, внимание ученых и

хозяйственников привлекли болота как

ва^КЫей^Ций средообраЗуюТТ 11Дй компо

нент природы. Толчком к пробуждению подобного внимания послужило сокращение численности мигрируюших животных, главным образом перелетных птиц, традиционно являвшихся объектом сезонного промысла. В связи с этим сокращением возникла необходимость изучения экологических связей мигрирующих видов в течение всего года: отслеживание миграций, мест гнездовий и т.п. Постепенно водно-болотные угодья, как и леса, объявляются заповедными, берутся под охрану.

Свое дальнейшее развитие получает территориальная форма етраны природы. В первой половине XIX в. в США появляются первые так называемые национальные парки. Идея создания национальных парков отразила реальную естественную связь истории природы с историей таро^ единство этноса и : родного окружения. Задачей ных парков, которые с середины XIX в. начинали создаваться во многих странах, являлось не только сохранение, но и восстановление определенных видов растений и животных.

Постепенно развивается целая система охраняем^1х природньк территорий: абсолютных заповедников, заповедников-заказников, национальных парков, морских национальных парков, охранных зо^ рет^атов лесопарков.

постройки жилища. В Новое

их способности служить основой для :разнообр

- - . в

здесь как источник получения благ. Ве-Аикий А.. Смит анализируя природу и

часть получаемых благ бы как нечто, не имеющее никакой : мости. Материалы для постройки я

столь большие расстояния, как : лы для одежды, и не так легко становятони имеются в изобилии в стране, производящей их, они часто, даже при соземлевладельца. Приводя примеры в , казательство своих рассуждений, б;

1.

Бокль

деятельности по освоению и лению экономического и

i в Англии.

средства к существованию, выступает в качестве универсального сырья, метом и средством труда, природ фактором развития материального изводства.

разнопланово: как благо зующееся - в этом смысле он

(экосогических) хьарскте;ристик; как

объект труда. Второй аспект,

цивилизаций. ИстоВ 2-х тт.. М.: Мысль, 2000-2002.

2. Вернадский В.И. Глобальные проблемы цивилизации. Мир философии. М. : Политиздат, 1991. С. 504.
3. Гельвеций К. Об уме. Соч. в 2-х т. М. : Наука, 1973. Т. 1. С. 148-154.
4. Паустовский К.И. Золотая роза : повести. Кишинев : Литература Артистикэ, 1988. С. 607.
5. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Перевод с древнегреческого А. Н. Егунова, С. П. Кондратьева, С. Я. Шейнман-Топштейн и др. М. : Мысль, 1994 г. Т. 4. 833 с.

ний и людей. Ленанград : Наука,, 1986.-17а ст.

7. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. М. : Наука, 1993. 570 с.
8. Тихонов, А.С. История лесного дела. Калуга : Издательский педагогический центр «Гр—Ф», 2007. - 328 с.
9. Электронный ресурс: http://www.Jao. org/docrep/017/i3110e.pdf
10. Ecological Effects of Afforestation: Studies in the History and Ecology of Afforestation in

Europe / Charles Watkins ed. International, 1995. 415р.

References:

лесоразведение

- именно эта триада должна стать мативом деятельности по

Разноплановое исследование леса обращает нас и к размышлениям о природе как благе и общечеловеческой ценности. Тогда мы говорим о значении леса для биосферы, мы указываем на его средо-образующие функции. Размышляя о лесе в аксиологическом ключе, мы стремимся увидеть гармонию человека и природы, духовного и материального. «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в

/чттттттттдтттт/ч лт^лл т у д т^ у т »^туТТ О Т Т о Л

иI I 1.у 1ДСг1И.С СС ^оиС т.СЛиОСт.С1^л.иС НС1 "СУШу

когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни» [4].

1.

v Anglii. V 2-h tt. M. : MysV, 2000-2002.

2. Vernadskj V.I. Global&nye civilizacii. Mir filosofii. M. : Politizdat, 1991. S. 504.
3. Gel&vecij K. Ob ume. Soch v 2-h t. M. : Nauka, 1973. T. 1. S. 148-154.
4. Paustovskij K.I. Zolotaya roza : povesti. Kishinev: Literatura Artistikeh, 1988. S. 607.
5. Platon Sobranie sochinenij v 4 tomah. Perevod s drevnegrecheskogo A. N. Egunova, S. P. Kondrat&eva, S. YA. SHejnman-Topshtejn i dr. M. : Mysl&, 1994 g. T. 4. 833 s.
6. Semenova-Tyan-SHanskaya A.M. Mir rastenij i lyudi. Leningrad : Nauka, 1986. - 176 s.
7. Smit A. Issledovaniya o prirode i prichinah bogatstva narodov. V 2-h t. M.: Nauka, 1993. 570 s.
8. Tihonov, A.S. Istoriya lesnogo dela. Kaluga : & & 328 s.
9.

&017/mi0e.pdf

ЛЕС БЛАГО ОБЩЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЛЕСА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЛЕСА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты