Спросить
Войти

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЙОНЕ ЦЕРКВИ СВ. КОНСТАНТИНА (МАНГУП): II ГОРИЗОНТ ЗАСТРОЙКИ (XV В.)

Автор: указан в статье

А. Г. ГЕРЦЕН, В. Е. НАУМЕНКО

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЙОНЕ ЦЕРКВИ СВ. КОНСТАНТИНА (МАНГУП): II ГОРИЗОНТ ЗАСТРОЙКИ (XV в.)

Статья продолжает серию публикаций основных результатов археологических исследований участка жилой и хозяйственной застройки вблизи церкви Св. Константина в центральной части Мангупского плато, начатую в 2007 г. (рис. 1; 2) [1, с. 89-96; 2, с. 233-298]1. Как уже отмечалось, важность данного объекта для изучения Мангупа состоит в том, что здесь, впервые на площади одного раскопа, в 1997 и 2001-2005 гг. были последовательно изучены культурные напластования и соответствующие им горизонты застройки, отражающие все основные этапы функционирования городища, от ранневизантийского до турецкого времени. Именно возможность ведения раскопок на широкой площади, с последовательной фиксацией разновременных строительных остатков, которые сопровождались репрезентативными коллекциями вещественных материалов и обилием уточняющих их датировку закрытых археологических комплексов (всего 71), превращает данный объект в один из эталонных при изучении основных периодов в истории Мангупского городища [2, с. 234-236].

На сегодняшний день в научный оборот введены результаты раскопок I (верхнего) горизонта застройки вблизи церкви Св. Константина, датированного второй половиной / концом XVI - началом XVIII вв. На площади раскопа он был представлен остатками двух зданий, стены-крепиды, семи хозяйственных ям, фрагментами отдельных кладок, а также участком безынвентарного некрополя за пределами ограды храма. Отметим, что все закрытые археологические комплексы, связанные с этим строительным ярусом, датируются концом XVII - началом XVIII вв. Это, скорее всего, не случайно и может указывать на характер использования данного участка городища населением Мангупа

1 См. также статью А.А. Душенко «Изделия из кости и рога из раскопок квартала у церкви Св. Константина» в настоящем издании.

в турецкое время - от его почти полной заброшенности на протяжении XVI и большей части XVII вв. к строительной активности в конце столетия, очевидно, после прекращения функционирования церкви Св. Константина и некрополя при ней [2, с. 241-244, 254-255].

Настоящая статья посвящена публикации результатов исследований следующего, II строительного горизонта, который образуют сооружения периода княжества Феодоро (XIV - третья четверть XV вв.). Речь идет о максимально полном, в рамках одной статьи, издании археологических комплексов этого времени, полученных в ходе раскопок. Такой формат работы помогает, на наш взгляд, лучше представить структуру вещественного комплекса находок Ман-гупского городища интересующей нас эпохи и попытаться выделить в нем надежные хроноиндикаторы для массового археологического материала, прежде всего, керамического. Как ни парадоксально, несмотря на то, что культурный слой и строительные остатки этого периода выражены в стратиграфии памятника практически повсеместно и достаточно хорошо, а такие архитектурно-археологические объекты, как Цитадель, Дворец 1425 г., Большая базилика, доминируют в планиграфии городища, такая работа предпринимается едва ли не впервые. До этого в историографии при публикации материалов XIV-XV вв. обычно речь шла либо об общей характеристике открытых объектов и иллюстрировании исследователями своих заключений наиболее яркими и показательными категориями находок [3, с. 342-346, рис. 10; 4, с. 390-418, рис. 8-10; 13; 15-16; 25; 32; 5, с. 228, рис. 4,14,16-18; 6, с. 442-450, рис. 11-12], либо об анализе отдельных групп артефактов, прежде всего, глазурованной керамики [7, с. 116130, табл. 1-4; 8, с. 102, рис. 42,1-7; 43-45; 9, с. 261-263, рис. 5-22]. В некоторой степени исключением являются недавние издания результатов раскопок дозорного и культового комплексов под оконечностью мыса Тешкли-бурун и стратиграфических исследований на его юго-восточном склоне, где вещественные комплексы находок XIV-XV вв. представлены максимально полно [10; 11]. Однако особые условия формирования стратиграфии этих памятников не дают возможности уверенно говорить об их узкой хронологии, в отличие от участка застройки вблизи церкви Св. Константина, где влияние антропогенного и природного факторов на этот процесс было менее значительным.

II горизонт жилой и хозяйственной застройки в районе церкви Св. Константина представлен остатками двух зданий (№№ 1 и 6) и двух хозяйственных ям (№№ 17 и 35) (рис. 3). Как уже отмечалось в публикации 2007 г., с его функционированием связано образование 3-го культурного слоя на большей части раскопа2. По структуре он представляет собой светло-серый плотный грунт, насыщенный мелким камнем, щебнем, керамической и известняковой крошкой, зольными пятнами, прослойками разложившегося известкового раствора и угля2 О стратиграфической ситуации в целом на участке исследований см.: 2, с. 238-241.

ми на поверхности, мощностью от 0,1 до 0,6 м. Вдоль северо-восточного борта участок исследований залегает непосредственно на скале. В то же время нужно отметить, что 3-й слой, как один из основных культурных горизонтов на площади раскопа, выделен несколько условно, так как сохранился в его пределах крайне неравномерно. Он совершенно отсутствует в центральной, южной и восточной частях раскопа (квадраты А, Б, В, Д, 3 и М), слабо выражен на площади квадратов Г и К. Лучше всего данный слой сохранился в северо-западной части участка исследований (квадраты И, Н, Л) и под зданием № 3 (квадраты Е и Ж) (рис. 4-6; 8). В целом же складывается впечатление, что основной массив застройки этого времени в верховьях Гамам-дере вместе с сопровождающими его напластованиями располагается где-то за пределами раскопа. На участке 1997 и 2001 -2005 гг., очевидно, мы имеем дело лишь с его периферией.

Из перечисленных выше строительных остатков лучше всего сохранилось здание № 1, открытое в юго-восточной части раскопа (квадраты А, Б, Д, Г, Е) (рис. 3; 7-9; 11-12). Оно представляет собой прямоугольную в плане постройку, вытянутую по оси север-юг и состоящую из нескольких помещений. На сегодняшний день раскопаны два из них - №№ 1 и 2 (внутренние размеры соответственно 3,8х3,6 и 3,8х3,2 м). Работы в помещении № 3 доведены до уровня «пола» постройки (слой № 3). Очевидно, такие же земляные «полы», которые фактически представляют собой грунтовые засыпи, нивелировавшие неровности скалы при строительстве комплекса, имели и другие помещения. Лишь в юго-восточном углу помещения № 2 был зачищен фрагмент половой вымостки из крупных обломков красноглиняных керамид, уложенных бортиками вниз, на поверхность 3-го слоя, сохранившейся на площади около 4 м2 (рис. 12).

Все стены постройки сложены из бутового разномерного камня, на грязевом связующем растворе, на скале, с использованием грунтовых нивелировочных подсыпок. Сохранность в высоту - 1-4 ряда кладки (до 0,8 м). Техника кладки -трехслойная, двупанцирная с забутовкой. Ряды выдержаны, для чего применялись мелкий бутовый камень и крупные фрагменты керамики. Углы помещений выкладывались крупными, хорошо обработанными блоками. Такой же крупный бутовый камень использовался и в нижних рядах стен помещений.

Все помещения здания № 1 открыты с восточной стороны. По крайней мере, каких-либо остатков стен либо скальных постелей под них в процессе работ обнаружено не было. В северо-восточном углу помещения № 2 сохранился вход в него в виде скальной лестницы шириной 0,6-0,7 м, марш которой состоял из трех ступеней высотой от 0,07 до 0,17 м и длиной 0,3 м. Рядом с ним зачищена так называемая «мельница» - скальная подрубка округлой формы диаметром около 0,5 м и глубиной 0,1 м, для установки круга жернова. В центре ее открыта еще одна скальная вырубка с конусовидным профилем, диаметром горловины до 0,2 м и глубиной 0,25 м, для установки сосуда (горшка), в который ссыпался помол в процессе работы «мельницы» (рис. 12).

Планиграфически наиболее ранним комплексом здания является помещение № 1, южная (кладка 1) и западная (кладка 2) стены которого, шириной до 0,8 м, сложены вперевязь. Снаружи западной стены, на протяжении почти 6,0 м, зафиксирована строительная траншея (№ 3) шириной 0,6-1,0 м и глубиной до 0,2 м, заполненная светло-серым плотным грунтом с пятнами желтой глины и извести3. Из невыразительных находок, встреченных в ее заполнении, отметим лишь медную римскую монету конца IV в. (см. Приложение, № 3) и фрагмент красноглиняной керамиды с остатками рельефной метки в виде греческой буквы «фита», характерной для строительной керамики городища периода Феодоро. Хронологически за ним следует помещение № 2, пристроенное встык с южной стороны. Наконец, наиболее поздний этап функционирования здания отражает разделение помещения № 1 на два комплекса с помощью кладок №№ 3 и 25, сложенных под прямым углом с кладкой 2.

Здание 6 расположено в северной части раскопа (квадрат Е-Ж-Л) (рис. 3; 7-8; 13-16). Оно представляет собой однокамерную постройку полуземляночного типа, сориентированную по оси северо-восток - юго-запад, общей площадью около 14 м2 (внутренние размеры 3,25х4,25 м). Стены сложены вперевязь, на грязевом (?) растворе, в технике однорядной (кладки 37-39) и двурядной, однолицевой, бутовой кладки шириной до 0,6 м (кладка 45), из камня крупного и среднего размера, на поверхности скалы либо 4-го слоя. Фактически кладками были обложены борта «котлована» глубиной, по отношению к окружающей дневной поверхности (4-му слою), до 0,20,3 м. Сохранность стен в высоту - 1-2 ряда кладки (до 0,4 м). На расстоянии 0,25 м от северного угла здания открыта «ниша» шириной около 1,0 м. Здесь, по-видимому, был устроен лестничный спуск-вход в постройку, от которого сохранились два нижних камня с заглаженной от постоянного хождения поверхностью. Вдоль юго-восточной стены (кладка 39) зачищены четыре вырубленные в деструктированной скале круглые ямки - основания для деревянных конструкций пола (?) (рис. 13-14).

Хозяйственная яма № 17 зачищена в южной части раскопа (квадрат М) (рис. 3; 9). Она округлая в плане, диаметром 1,3 м, с сужающимися ко дну бортами. Выкопана с уровня 3-го слоя на глубину до 0,4 м. Заполнена серым рыхлым грунтом и сверху мелким камнем. Археологический комплекс находок представлен мелкими фрагментами раннесредневековых амфор - типа V, по ХК-71 [ 12, с. 85], типа 95, по Зеест [ 13, с. 118-119], классов 1, 2 и 24, по ХК-95 [14, с. 16, 19, 50-51], а также обломком мраморной плитки. Таким образом, единственным основанием для отнесения ямы № 17 к горизонту застройки периода Феодоро являются стратиграфические наблюдения.

3 На сегодняшний день западная стена здания №1 (кладка №2) прослежена в длину почти на 14,0 м.

Хозяйственная яма № 35 открыта в центральной части квадрата Л, около северо-западной стены здания 6 (кладка 37) (рис. 3; 9). Несмотря на то, что в процессе раскопок яма была полностью зачищена лишь с поверхности 4-го слоя, стратиграфически уверенно она может быть соотнесена со временем формирования на площади раскопа 3-го слоя и, таким образом, является синхронной зданию 6. Округлая в плане, диаметром 0,36-0,4 м, с сужающимися ко дну бортами. Сохранилась на глубину 0,22 м. Заполнена серым рыхлым грунтом с камнем, щебнем и мелкими невыразительными фрагментами керамики, среди которых определяются обломки амфор типа 1_РД 1, по Райли [15, р. 212-216] и типа V, по ХК-71, а также фрагменты византийской бело-глиняной глазурованной керамики групп GWW-I и GWW-II, по Хейсу [16, р. 15-29].

Хронология строительных остатков II горизонта определяется на основе анализа вещественных находок из 3-го слоя и отдельных закрытых, в археологическом смысле, комплексов, связанных с этим ярусом застройки.

Археологический комплекс 3-го слоя состоит, в основном, из фрагментов керамики (всего 1406)4. Даже их первичный анализ, на уровне определений, показывает значительное преобладание в нем материалов XIV-XV вв. (около 70%). Остальные либо не имеют точной атрибуции (17%), либо относятся к раннесредневековому времени (13%). Такое соотношение датирующих и не датирующих находок в слое резко отличается от структуры археологических комплексов I (верхнего) яруса застройки, где первых было значительно меньше, не более 30% [2, с. 244-254].

Датирующие керамические находки представлены следующими категориями изделий:

№ Наименование Всего %

п/п фр-в

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 468 46,3
2. Амфоры типа Гюнзенин IV 4 0,4
3. Амфоры класса 52, по ХК-95 9 0,9
4. Тарные кувшины с венчиком-воротничком и широкими

плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба 44 4,4

5. Бытовая неглазурованная посуда 235 23,2
6. Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware 100 9,9
7. Monochrome (Yellow or Green) Glazed Wares 86 8,6
8. Monochrome (Yellow-Brown) Sgraffito Ware 41 4
9. Монохромные глазурованные кувшины, горшки, туваки 23 2,3
4 С учетом того, что слой № 3 на площади раскопа сохранился крайне неравномерно, для характеристики его керамического комплекса выбраны только два археологических контекста,

Из таблицы видно, что около половины находок составляют фрагменты строительной керамики - красноглиняных керамид и калиптеров, покрытых светлым ангобом, сформованных из плотного теста с примесью известняка, шамота и железистых частиц. Керамиды имеют подпрямоугольный в сечении верхний и трапециевидный, реже треугольный, боковой бортики, хорошо выраженный коленчатый изгиб в нижней части и невысокие рельефные водосливные валики. Края калиптеров с дуговидным профилем иногда оформлялись неглубоким уступом («манжетом»). Для Мангупского городища это доминирующий вид кровельной черепицы периода княжества Феодоро (XIV - третья четверть XV вв.) [11, с. 380]. Фрагментарность находок из 3-го слоя не позволяет пока сузить эту датировку. Отметим лишь, что технологически и морфологически к ним близки керамиды и калиптеры из раскопок Дворца 1425-1475 гг. в центральной части Мангупского плато [4, с. 401, рис. 14,а], крестообразного храма на его юго-восточном склоне [5, с. 229, рис. 5,13-19] и позднесредневеко-вых городских центров и поселений Юго-Западной Таврики, прежде всего, Херсона [17, с. 118-121, рис. 85; 85а; 18, с. 78-79, рис. 18-19; 19, с. 104-119, рис. 1; 20, с. 231-232, рис. 4,1-3; 21, с. 113, рис. 12-15; 22, с. 42-43 (группа 1)].

Группа тарной керамики представлена следующими видами изделий:

1. Грушевидные желобчатые амфоры с округлым дном и дуговидными ручками типа Гюнзенин IVили класса 45, по ХК-95 (рис. 17,1-2) [14, с. 73-74; 23, p. 31-34, fig. 17-18]. Глиняный черепок светло-коричневого (оранжевого) цвета, плотный по структуре, с обильными включениями песка и частиц слюды. Принято считать, что такие амфоры производились на западном побережье Мраморного моря в Ганосе [24, p. 193-197; 25, р. 167-178] или в Трапезун-де [26, с. 90-91; 27, с. 147, 150; 28, с. 202-214]. В Северном Причерноморье и Крыму они происходят, главным образом, из культурных горизонтов и комплексов XIII и XIV вв. [11, с. 381]. Однако, скорее всего, они изготавливались и позднее [23, p. 33-34; 29, с. 349; 30, с. 197-198]. По крайней мере, их находки, в том числе археологически целых экземпляров, известны в ходе исследований культурного слоя XV в. цитадели Мангупа [6, с. 448, рис. 12,1; 11, с. 382].
2. Плоскодонные ангобированные амфоры с внутренней бугристой поверхностью класса 52, по ХК-95 [14, с. 83-84]. Сформованы из плотного теста с включениями частиц известняка, приобретшего после обжига красный цвет. Ареал данного типа амфор ограничен памятниками Юго-Западной Таврики - Херсон, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Ласпи, Бакла, Исар-Кая, Партенит [11, с. 382]. За пределами региона, как и вне полуострова, их находки чрезвычайно редки. Единственной, по сути, аналогией является сосуд, происходящий из комплекса начала XIV в. на поселении Агиос Стефанос (Пелопоннес) [31, p. 199,

наиболее показательные с точки зрения структуры слоя - «3-й слой снаружи здания 6» и «зачистка 4-го слоя снаружи здания 6» в квадрате Л (2004 г.).

fig. 6]. На древнерусских памятниках встречены только их обломки [29, с. 350 (тип VI)]. В связи с этим закономерной является гипотеза о местном происхождении данного типа амфор, в одном из гончарных центров юго-западной части полуострова, хотя следов последних до сих пор не обнаружено [12, с. 95; 32, с. 194]. На Мангупе амфоры класса 52, как и амфоры типа Гюнзенин IV, характеризуют группу тарной керамики XV в. [6, с. 445-446, рис. 12,2-9; 11, с. 382].

3. Плоскодонные коричневоглиняные кувшины, покрытые ангобом в тон черепку, с невысоким венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба (рис. 17,4-5; 18,8). Изготовлены из плотного глиняного теста с включениями известняка, толченой гальки и песка. При раскопках Мангупского городища являются характерной категорией керамических находок в комплексах второй - третьей четверти XV в. [4, с. 396, рис. 8; 6, с. 450; 11, с. 382]. Такую хронологию в целом подтверждают и результаты раскопок ряда других укреплений и городских центров Южной Таврики - Чембало [33, с. 171, рис. 92; 34, с. 173, рис. 113; 35, с. 152-153, 161, рис. 70-71; 79], Фуны («слой пожара 1475 г.») [36, с. 67, рис. 58,5], Алустона (комплекс 1462/1467-1475 гг. башни Орта-Куле) [37, с. 157, рис. 24,1-2,4]. Скорее всего, как и амфоры класса 52, по ХК-95, производились в одном из местных гончарных центров Юго-Западного Крыма.

Среди обломков бытовой неглазурованной керамики преобладают фрагменты плоскодонных одноручных шаровидных горшков с отогнутым венчиком, украшенным врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 18,13,5,7,9-10). Как показывают недавние публикации результатов археологических исследований Мангупа, Алустона, Фуны, Чембало, их датировку теперь, вероятно, следует ограничить второй - третьей четвертью XV в. [6, с. 450; 11, с. 384; 34, с. 172, рис. 112; 35, с. 147, 154, рис. 65,1; 72,5-6; 36, с. 67, рис. 58,2,4; 37, с. 157, рис. 24,3; 38, с. 334, рис. 221,4]. Им синхронны кувшины с округлой в сечении двуствольчатой ручкой, покрытой росписью линиями светлого ангоба (рис. 19,6). Менее определена хронология шаровидных неорнаментированных горшков с отогнутым венчиком (рис. 18,4,6) [11, с. 384] и сосудов (кувшинов?), украшенных гребенчатым линейным и волнистым рифлением (рис. 19,1-5). Скорее всего, они могут быть датированы в комплексах городища пока лишь исключительно в широких хронологических пределах (XIV-XV вв.).

Глазурованная керамика из 3-го слоя представлена, прежде всего, фрагментами красноглиняных сосудов открытого типа на высоких кольцевых поддонах - мисок с вертикальным и тарелок с сильно отогнутым краями. Глиняное тесто плотное, хорошо промешанное, с мелкими включениями известняка, органики, карасана, песка, иногда без видимых примесей. Внутреннее поле изделий, как и верхний наружный кант мискообразных сосудов, покрывались монохромной зеленой либо желтой глазурью («Monochrome (Yellow or Green) Glazed Wares») (рис. 19,12-15,17,19; 20,5; 21,5), иногда с зеленой и коричневой

подцветкой окислами металлов (так называемая «полихромная глазурованная керамика»). Последняя группа сосудов, как правило, декорирована в технике «сграффито» по светлому ангобу («Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware») (рис. 20,2-4,6-7; 21,1-3,6-7). Типичны композиции растительного характера, обрамленные одной или двумя концентрическими линиями.

Аналогичная поливная керамика хорошо известна по раскопкам многих позднесредневековых поселений и городищ горной и южнобережной частей Таврики, где является важнейшим хроноиндикатором для их датировки [11, с. 386]. На сегодняшний день можно говорить о значительном прогрессе в решении вопросов ее происхождения и хронологии. Отвечая на первый из них, очевидно, следует подчеркнуть, что встреченная на памятниках полуострова глазурованная керамика типа «Monochrome (Yellow or Green) Glazed Wares» и «Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware» в большинстве случаев является продукцией местных специализированных гончарных центров, следы которых обнаружены в ходе исследований Каф-фы, Солдайи, Алустона, Чембало, Фуны, Мангупа [2, с. 245, рис. 44,2; 33, рис. 81; 34, рис. 104, 119; 35, рис. 80-81; 36, с. 49, рис. 40,8; 39, с. 147; 40, с. 68; 41, с. 82-89; 42, с. 108-112; 43, рис. 86; 44, с. 324-333, рис. 1-14; 45, с. 409, рис. 2]. Важно отметить, что при ее изготовлении местными гончарами сохранялись основные морфологические и композиционно-орнаментальные принципы поздневизантийской поливной посуды в технике «сграффито» эпохи Палеологов5. Общая хронология производства и бытования таких поливных изделий на поселениях Таврики укладывается в пределах 60-х гг. XIV в. - 1475 г., что в целом не противоречит результатам раскопок Мангупского городища [9, с. 261-262]. Однако необходимо подчеркнуть, что такая хронология, особенно ее нижняя граница, в большей степени интуитивна и еще требует стадии накопления материала. Если бытование этой посуды на протяжении первых трех четвертей XV в., особенно в 1420-1470-х гг., подкреплено публикациями выразительных археологических комплексов из раскопок Фун, Чембало, Алустона, Каффы, Мангупа [38, рис. 70; 143; 198-209; 217; 225-226; 267-272; 326-327; 330-331; 367; 371-372; 48, с. 216218, табл. 6-7], то для доказательства тезиса о ее более раннем производстве в нашем распоряжении данных немного. Фактически, до недавнего времени, речь шла о двух свидетельствах - «слое пожара» конца XIV -начала XV вв. из здания, предшествовавшего Фуннскому укреплению [36, с. 49, рис. 40,2] и группе полихромных глазурованных изделий с орнаментом в технике «сграффито», скорее всего, последней трети XIV в., следы

5 См., например, очень близкую группу глазурованных полихромных мисок с орнаментом в технике «сграффито» производства Фессалоник конца XIII - XIV вв. [46, р. 211, 215-216, pl. 242, 247, 248]. Отметим также подобную керамику, производившуюся во Фракии (Серры) в конце XIII - начале XIV вв. и на Кипре на протяжении XIV-XV вв. [47, р. 116-117, 120-121].

производства которой обнаружены при раскопках Алустона [44, с. 324-333, рис. 3-14]. Сейчас их число следует пополнить комплексом с подобной керамикой из так называемого «слоя строительства» октагонального храма Мангупской цитадели, который датируется концом XIV - первой четвертью XV вв. (около 1427 г.) [6, с. 449-450, рис. 12,16-19].

Среди других разновидностей поливных изделий из 3-го слоя выделяется группа красноглиняных мисок и тарелок типа «Monochrome (Yellow-Brown) Sgraffito Ware» (рис. 19,16,18; 20,1,8; 21,4). По цвету глазури (монохромная, желто-коричневая, иногда с хорошо видимыми пятнами не растворившегося красителя) и форме она напоминает византийскую глазурованную керамику конца XIII - XIV вв., орнаментированную, в том числе, врезными концентрическими окружностями в центральном поле сосудов [46, р. 76, 78, 213-215, 258, pl. 78, 81, 244-246, 258]. Однако, как и в случае с «Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware», речь, вероятно, идет лишь о сходстве местной гончарной продукции с византийскими прототипами. По крайней мере, мы уже отмечали присутствие аналогичных сосудов на Мангупском городище в комплексах третьей четверти XV в. и, возможно, несколько позднее [9, с. 263-264, рис. 21,12]. Начиная с XV в., начинают изготавливаться также поливные кувшины, горшки, туваки под зеленой, различных оттенков, монохромной глазурью, встреченные в небольшом количестве в 3-м слое (рис. 19,7-11) [9, с. 264].

Из индивидуальных находок отметим, прежде всего, наличие фрагментов коричневоглиняных крышек (рис. 21,8-9), в том числе с конусовидным профилем, которые хорошо известны по раскопкам памятников конца XIV -XV вв. на территории Крыма, Болгарии, Румынии, Турции. Ближайшая аналогия - крышка из слоя пожара 1475 г. в башне Орта-Куле (Алустон) [38, с. 314-315]. Среди фрагментированных металлических изделий лучше всего сохранились железные черешковые наконечники стрел с листовидной и ромбовидной в сечении головкой (рис. 21,10-12) и фрагмент медного перстня со вставкой из белого пастового стекла (рис. 21,13).

При зачистке и выборке 3-го слоя на площади раскопа обнаружено 14 монет (одна не атрибутирована). Из них датирующий характер носят медные золотоордынские пулы XIV-XV вв. и серебряное акче хана Менгли Гирея I, выпуска 1467-1475 гг. (см. Приложение, №№ 16-20).

Перейдем к характеристике материала из восьми закрытых археологических комплексов на участке исследований.

1. Здание № 1. Помещение № 1. «Пол» (3-й слой) (рис. 3; 8; 11). Земляной «пол» мощностью до 0,45 м представляет собой серый плотный грунт со щебнем и мелкими фрагментами керамики. По сути является нивелировочной засыпью неровностей скалы в пределах помещения после сооружения его стен. Однако ввиду отсутствия каких-либо следов обмазки, подсыпок, вымосток на поверхности 3-го слоя, материал из него отражает как процесс

возведения жилого комплекса, так и его функционирования. Следует сказать, что данный археологический комплекс находок наименее выразителен среди полученных на площади раскопа, и его датировка (первая треть XV в.) во многом опирается на наши общие представления о хронологии сооружений и культурных горизонтов, открытых здесь. По структуре же комплекс состоит из обломков керамики (всего 376), из которых только 18 (4,8%) имеют датирующий характер. Остальные либо остались без точной атрибуции (около 20%), либо отнесены к раннесредневековому времени. Датирующие находки представлены фрагментами уже описанной красноглиняной ангобированной черепицы XIV-XV вв., бытовой керамики с гребенчатым линейным и волнистым орнаментом (рис. 22,1-6), а также стенками поливных сосудов под монохромной светло-желтой или коричневой глазурью. Из «пола» извлечены медная сильно потертая византийская монета VI-VII вв. (см. Приложение, № 12) и обломки двух пряслиц - коричневоглиня-ного усеченно-конического (рис. 22,7) и плоского из мергелевой плитки, украшенной прочерченным «солярным» орнаментом (рис. 22,8).

2. Здание № 1. Помещение № 2. «Пол» (3-й слой) (рис. 3; 12). По структуре аналогичен 3-му слою в помещении № 1. В то же время необходимо отметить два важных стратиграфических момента. Во-первых, помещение № 2 -планиграфически более позднее, чем помещение № 1. Во-вторых, на поверхности земляного «пола» в юго-восточной части постройки был зачищен фрагмент черепичной вымостки. Таким образом, материал из 3-го слоя отражает, главным образом, время строительства помещения. Археологический комплекс находок в целом вновь невыразителен. Отметим полное отсутствие фрагментов строительной керамики и довольно большой процент (около 38%) красноглиняных неорнаментированных горшков, к сожалению, имеющих только широкую датировку, в пределах XIV-XV вв. (рис. 22,9-12). Из индивидуальных находок выделим костяную спицу (рис. 22,13) и кольцо из пастового синего стекла (рис. 22,14). С учетом отсутствия в комплексе находок, характерных для периода второй - третьей четвертей XV в. на Мангупском городище, наиболее вероятная дата его образования (первая треть XV в.) почти не удалена во времени от «слоя функционирования» помещения № 1.
3. Здание № 1. Помещение № 3. «Пол» (3-й слой) (рис. 3). По структуре ничем не отличается от слоя № 3 в помещениях №№ 1 и 2. Уменьшается лишь его мощность (до 0,1 м), что объясняется общим повышением скалы в этой части здания. Как уже говорилось, большая часть помещения остается не доследованной. Поэтому фактически, на сегодняшний день, археологический комплекс находок состоит из материала, обнаруженного при зачистке поверхности «пола» постройки. Необходимо отметить еще один момент. Помещение № 3 - планиграфически наиболее позднее в здании № 1. Поэтому находки из него отражают поздний этап функционирования постройки.

Характеризуя их, отметим, что датирующий характер носят около 66% артефактов (265 из 400 фрагментов). Они подразделены на следующие категории изделий:

№ Наименование Всего %

п/п фр-в

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 235 88,6
3. Амфоры класса 52, по ХК-95 2 менее 1
5. Бытовая неглазурованная посуда 14 5,3
6. Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware 10 3,8
7. Monochrome (Yellow or Green) Glazed Wares 4 1,5

Значительное преобладание строительной керамики в комплексе не должно удивлять. Это обычная ситуация на многих археологических объектах периода Феодоро на Мангупе. Сочетание же в нем амфор класса 52, по ХК-95, бытовой красноглиняной керамики (рис. 22,15-17), в том числе горшков, украшенных врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 22,18), с полихромной глазурованной керамикой с орнаментом в технике «сграффито» (рис. 22,19-24) позволяет уверенно датировать комплекс в пределах второй трети XV в.

4. «Слой пожара» под зданием № 3 [2, с. 240-242]. Зафиксирован локальным участком мощностью до 0,1 м, на площади около 10 м2, после снятия стен здания № 3. Местами он же, по сути, являлся поверхностью для возведения последних. Однако говорить о том, что вскоре после «пожара» началось строительство нового яруса застройки не приходится. Разница между материальным комплексом I и II горизонтов застройки в районе церкви Св. Константина принципиальна. Снизу «слой пожара» подстилается 3-м слоем на площади раскопа.

Археологический комплекс находок из «слоя пожара» состоит из фрагментов керамики (всего 140), из которых 41 фрагмент (29,2%) носит датирующий характер:

№ п/п Наименование Всего фр-в %

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 32 78
2. Горшки с врезными концентрическими линиями по горлу 4 9,8
3. Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware 4 9,8
4. Красноглиняные кувшины под монохромной зеленой глазурью 1 2,4

Из комплекса происходит целое ядро от баллисты из мраморовидного известняка (рис. 24,6). Наличие коричневоглиняных горшков с врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 24,1) и красноглиняной полихромной

глазурованной керамики с орнаментом в технике «сграффито» (рис. 24,2-4) указывает на вторую - третью четверть XV в. как наиболее вероятный период образования «слоя пожара». Конечно, было бы соблазнительным соотнести его с событиями 1475 г. на Мангупском плато. Но в керамическом комплексе этого времени в районе церкви Св. Константина не хватает одного очень важного компонента - поливной керамики группы «Милетская серия» производства г. Изник. Поэтому дата - 1430-1460-е гг. - пока более обоснована.

5. 3-й слой под «слоем пожара» и стенами здания № 3 [2, с. 240-242]. Фактически это локальный участок 3-го слоя на площади раскопа мощностью до 0,7 м, ограниченный описанным «слоем пожара» под стенами здания № 3. Среди археологического материала датирующий характер носит почти 44% (514 из 1170 фрагментов) керамических находок, распределенных на следующие категории изделий:

№ п/п Наименование Всего фр-в %

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 367 71,4
2. Тарные кувшины с венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба 30 5,8
3. Бытовая неглазурованная посуда 79 15,3
4. Глазурованная керамика 38 7,5

Для понимания верхней границы образования комплекса ( не позднее 60-х гг. XV в.) наиболее важным является присутствие в нем одновременно коричневоглиняных кувшинов с венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба (рис. 23,6-7), горшков с концентрическими врезными линиями по горлу (рис. 23,1), поливных сосудов групп «Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware» (рис. 23,14-16,21) и «Monochrome (Yellow-Brown) Sgraffito Ware» (рис. 23,1718,20). Необходимо также отметить в комплексе мелкие фрагменты византийской глазурованной керамики XIV в. с орнаментом в технике «сграффито», покрытой монохромной желтой (рис. 23,13,19) или зеленой (рис. 23,22) глазурью [46, p. 84, pl. 93; 47, р. 118-119].

6. Каменная субструкция под плитовую вымостку здания № 4 (рис. 3; 8). В публикации 2007 г. описана плитовая вымостка в центральной части здания № 4 (I горизонт застройки) [2, с. 242]. Она уложена на субструкцию из разномерного бутового камня, плотно пригнанного друг к другу, без связующего раствора, мощностью до 0,3-0,4 м, зачищенную в центральной и южной частях здания № 6, окончательно разобранного в процессе строительства здания № 4. Грунт, заполнивший пустоты между камнями субструкции, по своей

структуре близок к 3-му слою на площади раскопа. При изучении полученного в процессе разборки субструкции археологического комплекса находок выяснилось, что только 9 фрагментов керамики принадлежат коричневогли-няной желобчатой черепице типа «татарка» и, таким образом, могут быть датированы турецким временем. Большинство же артефактов (238 из 356 фрагментов; около 67% от общего числа находок) составляют довольно цельный закрытый комплекс периода Феодоро. В таком случае развал камня, зачищенный в здании № 6, следует интерпретировать как его «слой разрушения», искусственно превращенный со временем в субструкцию под плитовую вымостку более позднего здания № 4.

Датирующие находки в комплексе представлены следующими категориями находок:

№ п/п Наименование Всего фр-в %

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 159 66,8
3. Бытовая неглазурованная посуда 63 26,5
4. Глазурованная керамика 16 6,7

Неглазурованную гончарную керамику характеризуют обломки горшков с врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 25,1) и кувшинов с округлой в сечении, двуствольчатой ручкой (рис. 25,3). Глазурованная керамика представлена фрагментами мисок групп «Polychrome (Brown and Green) Sgraffito Ware» (рис. 25,8-14) и «Monochrome (Yellow-Brown) Sgraffito Ware» (рис. 25,7), а также кувшинов и туваков под монохромной зеленой кроющей глазурью (рис. 25,5-6). Все это позволяет датировать комплекс второй третью XV в. Из индивидуальных находок отметим фрагмент красноглиняной плитки-изразца под бирюзовой кроющей глазурью (рис. 25,15), свинцовую плоскую гирьку (?) с отверстием (рис. 25,16), а также медную монету императора Констанция II (337-361) (см. Приложение, № 2).

7. Здание № 6. «Пол» (рис. 3; 8). Данный культурный слой мощностью до 0,2-0,3 м накопился внутри здания в процессе его функционирования. Однако следует отметить его плохую сохранность в центральной и южной частях здания, где он был сильно перебит каменной субструкцией под плитовую вымостку здания № 46. Около 40% керамических находок (208 из 521 фрагмента) носят датирующий характер. Они распределены на следующие категории изделий:
6 В полевой документации включает в себя два археологических контекста - 3-й и 4-й слои внутри здания № 6.

№ п/п Наименование Всего фр-в %

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 126 61
2. Тарные кувшины с венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба 28 13,5
3. Бытовая неглазурованная посуда 27 13
4. Глазурованная керамика 26 12,5

Датировку комплекса, в пределах второй трети XV в., определяют фрагменты кувшинов с венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба, горшков с врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 26,2) и красноглиняной поливной монохромной и полихромной керамики с орнаментом в технике «сграффито», в том числе с изображениями птиц (рис. 26,5,6,8,9). Из комплекса происходят две медные византийские монеты -стертая V в. (?) и декануммий Юстиниана I (527-565) (см. Приложение, №№ 7, 10).

8. Нивелировочная засыпь у северного угла здания № 6 (рис. 3). Во время раскопок первоначально была обозначена как яма № 54. Однако по мере выборки заполнения стало ясно, что это засыпь естественной впадины с аморфными бортами длиной около 3,0 м, шириной до 2,65 м, глубиной до 0,7 м. Заполнение - серый рыхлый грунт со щебнем и камнем. Более половины находок в комплексе (163 из 309 фрагментов, 52,7%) относятся к разряду датирующих:

№ п/п Наименование Всего фр-в %

1. Красноглиняная ангобированная черепица (керамиды и калиптеры) 75 46
2. Амфоры типа Гюнзенин IV и класса 52, по ХК-95 4 2,5
3. Бытовая неглазурованная посуда 43 26,4
4. Глазурованная монохромная и полихромная керамика с орнаментом в технике «сграффито» 41 25,1

Присутствие в комплексе фрагментов горшков с врезными концентрическими линиями по горлу (рис. 27,1-2) и красноглиняных глазурованных полихромных и монохромных изделий с орнаментом в технике «сграффито» (рис. 27,3-5,7-10) позволяет уверенно датировать его в пределах второй трети XV в. Из индивидуальных находок отметим фрагменты коричне-воглиняной крышки с конусовидным профилем (рис. 27,13) и браслета из синего пастового стекла (рис. 27,12), а также бронзовый анонимный фол-лис времени императора Иоанна Цимисхия (969-976) (см. Приложение, № 15).

Хронология II горизонта застройки. Общие хронологические рамки функционирования этого горизонта жилой и хозяйственной застройки в районе церкви Св. Константина укладываются в пределах первой - второй трети XV в. Для обоснования более ранней даты начала формирования основного культурного слоя на площади раскопа (слой № 3) наличия золотоор-дынских монет, при почти полном отсутствии синхронного им массового керамического материала, выглядит пока явно недостаточным. Верхнюю же хронологическую границу горизонта определяют присутствие в нем монеты хана Менгли Гирея I выпуска 1467-1475 гг. и структура керамического комплекса 3-го слоя. Анализируя последнюю, обращаем внимание на керамику, типичную для второй - третьей четверти XV в. на Мангупе - кувшинов с венчиком-воротничком и широкими плоскими ручками с росписью линиями светлого ангоба, горшков с концентрическими врезными линиями по горлу, поли-хромной глазурованной керамики с орнаментом в технике «сграффито». В то же время показательным является отсутствие красноглиняной керамики с подглазурной росписью кобальтом производства г. Изник (так называемая «Милетская серия»), категории керамических изделий, определяющих хронологи?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты