Спросить
Войти

ФАКТОР США В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРАХ МЕЖДУ КНР И ФИЛИППИНАМИ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ (2011-2016 ГГ.)

Автор: указан в статье

УДК 327.5

ФАКТОР США В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРАХ МЕЖДУ КНР И ФИЛИППИНАМИ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ (2011-2016 ГГ.).

Козлова Д.С. студентка Томского государственного университета, г. Томск

Научный руководитель: д.и.н., проф. каф. востоковедения ИФ ТГУ Е.В. Савкович

В рамках эффективно проводимой КНР политики добрососедства и стратегического партнерства со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА), существует ряд подводных камней, препятствующих плотному межгосударственному сотрудничеству. Одним из очагов напряженности в этом регионе являются территориальные споры в районе Южно-Китайского моря (ЮКМ), имеющие глубокие исторические корни и хронический характер. Одним из главных игроков является Китай, который в 1959 г. предпринял попытку установить контроль над всеми Парасельскими островами. В 1980-х гг. целью китайской экспансии уже стал архипелаг Спратли. А 25 февраля 1992 г. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло «Закон о территориальных водах и прилегающим к ним районах», согласно которому вышеуказанные морские географические объекты, а также такие «аффилированные острова как Дяоюйдао, Пэнхуледао, Дунша и пр. объявлялись неотъемлемой частью территории Китая» и административно подчиненными провинции Хайнань [1].

Подобные попытки КНР расширить сферу своего контроля над островами неизбежно приводят к нарастанию напряженности в ЮВА, ведь за Парасельские острова одновременно борются Китай, Тайвань и Вьетнам, а за архипелаг - Китай, Филиппины, Вьетнам, Малайзия и Бруней [2, с. 71-72]. Несмотря на то, что после окончания Холодной войны позиция Пекина по многим вопросам начала трансформироваться от жесткой и неуступчивой в сторону более умеренной и сдержанной, это не предполагало уступок в таких принципиальных вопросах, как провозглашенный суверенитет КНР над всей акваторией Южно-Китайского моря. Более того, США, являющиеся, пожалуй, единственной страной, способной оказать значительное влияние на фундаментальные интересы Китая, в частности, в ЮКМ, а также факт дислокации американских вооруженных сил

и сотрудничество американцев с оппонентами КНР - Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем, Сингапуром, Южной Кореей, Японией - все говорит об американском региональном доминировании. Это, естественно, не нравится Пекину.

Столкновения противоборствующих сторон носят периодический характер: после очередного «затухания» конфликта в начале 10-х гг. XXI в. возник новый виток напряженности.

В результате официального объявления КНР о том, что 80% морских пространств ЮжноКитайского моря находятся в ее руках, в 20112012 гг. военные корабли противоборствующих сторон были расположены друг против друга в готовности открыть огонь. После чего вскоре власти Манилы обратились за поддержкой к США. Получив положительный ответ со стороны Вашингтона, казалось, в случае китайской экспансии, США предпримут все необходимое, чтобы дать отпор КНР. Это напрямую свидетельствует о превращение борьбы за острова и морские акватории еще в одну сферу соперничества американской и китайской сторон, вовлечение американцев, по сути, в региональный конфликт представляется весьма отчетливым и недвусмысленным [3, с. 18].

Свидетельством возросшего интереса Белого дома к этому региону также является новая внешнеполитическая доктрина США «Разворот к Азии», озвученная в конце 2011г. -начале 2012 г. администрацией Барака Обамы, где самым громким и конкретным элементом являлась «перебалансировка» США с Европы и Ближнего Востока на АТР в военной сфере. Президент Барак Обама, министр обороны США Леон Панетта и др. заявили, что, несмотря на сокращение запланированных расходов военного бюджета, вытекающее из Закона о контроле бюджета 2011 г., «США намерены поддержать и усилить военное присутствие в регионе» [4, с. 10].

Можно сказать, что оказание помощи своим союзникам в виде усиления их оборонного потенциала и наращивание контингента вооруженных сил США - главные способы обеспечения свободы действий в ЮКМ. Еще в июне 2010 г. во время своего выступления на «Диалоге Шангри-ла» министр обороны США Роберт Гейтс заявил: «[Американская] политика ясна: необходимо, чтобы стабильность, свобода судоходства, а также свободное и беспрепятственное экономическое развитие были гарантированы...мы выступаем против применения силы и действий, которые

препятствуют свободе судоходства» [5]. Позднее, в октябре 2011 г. вновь избранный министр обороны Леон Панетта на встрече коллег в формате АСЕАН+8 на Бали подтвердил слова своего предшественника.

В связи с этим, обострение ситуации также произошло, когда в январе 2013 г. полиции китайской провинции Хайнань было разрешено досматривать иностранные суда, заходящие в воды ЮКМ, которые КНР безоговорочно считает своей собственностью [3, с. 19].

На фоне общего обострения ситуации в данном регионе, также наблюдалось непосредственное ухудшение отношений между КНР и Филиппинами, чье противостояние в этом регионе является весьма сложной и

потенциально взрывоопасной региональной проблемой, косвенно касающейся интересов ряда стран АТР. Как известно, Пекин и Манила оспаривают принадлежность такой спорной территории, как риф Скарборо. В апреле 2012 г. противостояние между двумя сторонами достигло самого высокого уровня напряженности с 1994 г. после борьбы за риф Мишиф. Фрегат «Gregorio del Pilar» ВМС Филиппин, ранее большой патрульный корабль WHEC 715 Hamilton Береговой охраны США (до 2011 г.), вторгся в акваторию, прилегающую к острову Хуанъянь, после чего 12 китайских рыболовных судов были арестованы и задержаны, а к китайским рыбакам было проявлено чрезвычайно негуманное отношение. Однако после нескольких месяцев противостояния между двумя сторонами, Китай, де-факто, установил контроль над рифом.

После этого инцидента 22 января 2013 г. Филиппины подали на КНР жалобу в Международный суд ООН. Иск состоял из 15 пунктов. В частности, Манила утверждала, что посягательства Пекина на территории в ЮКМ нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., а, следовательно, «девятипунктирная линия» является недействительной. Кроме того, было заявлено, что Филиппины имеют право действовать в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе без притеснения со стороны КНР, а морские объекты, оккупированные Китаем, должны быть классифицированы как камни, обсыхающее при отливе возвышения или отмели, но не острова [6, с. 9].

Китайское руководство всячески отвергло возможность решения данного конфликта в международном арбитраже, заявив, что китайская позиция по вопросам ЮжноКитайского моря была последовательной и ясной,

а разрешение разногласий между Пекином и Манилой допустимо путем двусторонних переговоров и дружественных консультаций [7, с. 12].

На сегодняшний день, территориальный спор между КНР и Филиппинами за острова в ЮКМ, обладающими особым военно-стратегическим значением, кажется,

разрешенным. Так 12 июля 2016 г. Международный суд ООН постановил, что Китай не имеет «исторического права» на спорные территории в ЮКМ [7, с. 471]. Однако такое суровое решение Международного трибунала в Гааге не было признано пекинской стороной, считающей решение недействительным и не имеющим обязательной силы [8].

Стоит отметить, что данный политический конфликт подвергся активному вмешательству со стороны США, а также привел к угрозе военной конфронтации между Пекином и Вашингтоном на глобальном уровне. Как известно, Соединенные Штаты Америки негласно поддерживают и поощряют оппонентов КНР - Филиппины, Вьетнам, Бруней и Малайзию - по захвату островов и рифов в ЮКМ. Очевидно, что стремления Вашингтона укрепить международную консолидацию против региональной активности Пекина, в частности, в рамках двустороннего сотрудничества с Манилой, не говоря уже о таких многосторонних форумах как АСЕАН или саммитах Юго-Восточной Азии (ЮВА), пагубно сказываются на дипломатических отношения между КНР и Филиппинами, развивающихся с начала 9 июня 1975 г. [9, 166]. Так, США содействуют Филиппинам в разработке планов по модернизации армии, готовы поставлять современную технику для контроля за китайскими перемещениями вокруг архипелага Спратли и т.д.

До недавнего времени Филиппины являлись первой страной, способной в разгар территориального спора втянуть американскую сторону в вооруженный конфликт. Однако, поворотным моментом во взаимоотношениях между Манилой и Вашингтоном, а также Манилой и Пекином стало избрание нового президента Филиппин Родриго Дутерте на всеобщих выборах 9 мая 2016 г. Несмотря на то, что во внешней политике Р. Дутерте выступал за противодействие активности Китая вокруг спорных территорий в ЮКМ (архипелага Спратли и Парасельских островов), а также за сохранение военного присутствия американцев на Филиппинах, он был «против соглашения с США,

дающего право американским войскам высаживаться на территории Филиппин» [10, с. 95].

Кроме того, в последнее время филиппинский президент в адрес США и президента Барака Обамы сделал ряд резких заявлений, что позволяет говорить о набирающей обороты антиамериканской риторике. Более того, Р. Дутерте объявил о намерении отделиться от США в экономическом и военном плане, альтернативой чему выдвинул возможное дальнейшее сближение с КНР. Например, филиппинский президент 26 октября 2016 г. выразил намерение ликвидировать ряд американских баз с южной части Филиппин, которые были размещены предшественником Р. Дутерте - Акино Бениго [11].

До встречи 20 октября 2016 г. в китайской столице Р. Дутерте и Си Цзиньпиня в Белом доме не относились серьезно к филиппинскому лидеру, считали его импульсивным, много разглагольствующим и мало предпринимающим серьезные шаги. Однако в Пекине филиппинский президент заявил, что настало время «попрощаться с США» [12].

В связи с этим, целесообразно признать поражение администрации Б. Обамы в своей политике в АТР. На сегодняшний день, влияние Вашингтона в этом регионе не такое сильное, нежели в 2011-2013 гг. Теперь американским властям приходится надеяться, что такая резкая смена внешнеполитического курса Филиппин, прежде всего, столкнется с общественным недовольством самих филиппинцев. Так или иначе, за дальнейшее развитие американо-филиппинских отношений, а также за укрепление позиций США в АТР будет уже отвечать новая американская администрация.

Список источников:

1. Law on the Territorial and the Contiguous Zone of 25 February 1992 [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/depts/los/LEGISLATIONANDTRE ATIES/PDFFILES/CHN_1992_Law.pdf (дата обращения: 25.10.2016).
2. Koichi Sato. China&s "Frontiers": Issues Concerning Territorial Claims at Sea - Security Implications in the East China Sea and the South China Sea (Part II) // Eurasia Border Review [Электронный ресурс] // URL: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/eurasia_border_review/Vo l32/sato.pdf (дата обращения: 25.10.2016).
3. Мосяков Д.В. Конфликт в ЮжноКитайском море и возможные пути его разрешения

// Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - №23, 2013.

4. Pivot to the Pacific? The Obama Administration&s «Rebalancing» Toward Asia // Congressional Research Service [Электронный ресурс] // URL: https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R42448.pdf (дата обращения: 30.10.2016).
5. Strengthening Security Partnerships in the Asia-Pacific: Dr Robert M Gates [Электронный ресурс] // URL: https://www.iiss.org/en/events/shangri%20la%20dialog ue/archive/shangri-la-dialogue-2010-0a26/first-plenary-session-722b/dr-robert-m-gates-5086 (дата обращения: 30.10.2016).
6. Jon Lunn and Arabella Lang, The South China Sea dispute: July 2016 update // House of Commons Libraries - vol. 7481, 2016.
7. The South China Sea Arbitration Award of 12 July 2016 [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/doc81785983_438666917?hash=f2e7a52 cb9547f2f34dl=335d9efd6f8a433fe9 (дата обращения: 3.11.2016).
8. «Решение Международного арбитража относительно ЮКМ малоубедительно не аргументировано» (ШШФШиЖ^Й^АШЙ) [Электронный ресурс] // URL: http://paper.people.com. cn/rmrbhwb/html/2016-07/15/content_1695520.htm (дата обращения: 3.11.2016).
9. Моисеев А.А. Международно-правовые основы решения международного суда ООН по Южно-Китайскому морю // Современное международное право: Глобализация и Интеграция. LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н. Бирюкова - 2016.
10. Ефимова Л.М. Президентские выборы на Филиппинах 2016 г. // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития - №31, 2016.
11. Rodrigo Duterte, in Japan, Calls for U.S. Troops to Exit Philippines in 2 Years [Электронный ресурс] // URL: http://www.nytimes.com/2016/10/27/world/asia/philippi nes-president-rodrigo-duterte-japan.html (дата обращения: 4.11.2016).
12. Rodrigo Duterte and Xi Jinping Agree to Reopen South China Sea Talks [Электронный ресурс] // URL: http://www.nytimes.com/2016/10/21/world/asia/rodrigo -duterte-philippines-china-xi-jinping.html (дата обращения: 4.11.2016).

> Jt CHINA

PAHACEL i

IRCr* Ц

„ ч ! J j .—.PHILIPPINES VIETNAM )

SPRATLV /i&f^Tuäp,

MALAYSIA

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ КНР США ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ АТР АСЕАН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты