Спросить
Войти

Советское агитационное воздействие на целевую аудиторию в социалистических, развивающихся и капиталистических странах (вторая половина 1940-х - середина 1960-х гг. )

Автор: указан в статье

УДК 94(47).084: 338.481

СОВЕТСКОЕ АГИТАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-х - СЕРЕДИНА 1960-х гг.)*

Н.А. Трегубов, к.пол.н., доцент ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный

университет» (НИУ) tregubovna@susu.ru

Аннотация

Рассмотрены вопросы диверсификации инструментов советского агитационного воздействия на зарубежные страны в годы «позднего сталинизма» и «хрущевской оттепели». Проанализирован процесс формирования макрорегионов советской культурной дипломатии. Рассмотрены факторы, определявшие количественные и качественные параметры советской культурной дипломатии в отдельных странах. Проанализирована специфика советского агитационного воздействия на отдельные группы зарубежной общественности.

В настоящей работе анализируются проблемы диверсификации культурно-информационного влияния Советского Союза за рубежом в новых для послевоенного СССР геополитических условиях Холодной войны. Хронологически рамки исследования охватывают период со второй половины 1940-х до середины 1960-х гг., по времени фактически совпадающий с годами «позднего сталинизма» (1946-1953 гг.) и «хрущевской оттепели» (1953-1964 гг.). В это время происходили становление и «вызревание» послевоенной системы советского культурно-информационного воздействия на зарубежные страны, формирование базовых черт этой системы, определявших ее способность отвечать на запросы «среды» с учетом страновой специфики и потребностей конкретных групп зарубежной общественности.

После окончания Второй мировой войны главной организацией, ответственной за осуществление советской культурной дипломатии, продолжало оставаться Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Вместе с тем, если в довоенный период ВОКС поддерживало постоянные культурные контакты всего с 4-5 зарубежными странами, то сразу после окончания войны (с учетом связей, установленных в военный период) число таких стран возросло до 541. Ответственность за непосредственное осуществление взаимодействия с целевой аудиторией в зарубежных странах несли территориальные отделы ВОКС2. Основной функцией этих отделов было поддержание контактов с просоветской общественностью зарубежных стран, как правило, представленной активистами зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213).

Во второй половине 1940-х гг. в деятельности территориальных отделов ВОКС доминировала ориентация на решение общих задач советской культурной дипломатии, соответствовавших новому геополитическому статусу Советского Союза. К числу таких задач относилось объединение «прогрессивных сил» зарубежных стран вокруг СССР, демонстрация окружающему миру преимуществ социалистического строя над капиталистическим, а также активное противодействие англо-американской антисоветской пропаганде3. При этом было очевидно, что решение названных задач в разных странах будет сопряжено с большими или меньшими трудностями. В этой связи изначальная сегментация стран-объектов советской культурной дипломатии осуществлялась в ВОКС преимущественно исходя из оценок уровня противодействия советскому влиянию в разных группах зарубежных стран.

Так, с одной стороны, в числе контрагентов Советского Союза были обозначены такие страны, как США и Великобритания (Англия), в которых противодействие советскому влиянию было особенно сильным. В отношении этих стран ВОКС использовал тактику косвенной пропаганды советских достижений через вопросы культуры, а также ограничивался использованием традиционных для того времени форм культурно-информационного воздействия (снабжение обществ дружбы с СССР печатными и фотоматериалами, организация посещения избранными активистами этих обществ Советского Союза)4. С другой стороны, внимание функционеров ВОКС обращалось на балканские и славянские страны, где после окончания Второй мировой войны к власти пришли коммунистические силы. В этих странах со стороны ВОКС практиковалась открытая пропаганда советской действительности5. Кроме того, уже в 1946-1947 гг. в отношении балканских и славянских стран имела место ориентация на освоение дополнительных инструментов культурно-информационного воздействия, таких как прямые контакты по государственной и общественной линии, радиопропаганда, использование возможностей системы образования6.

Главным фактором, определявшим во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. интенсивность воздействия и качественные параметры работы ВОКС в отдельных зарубежных странах, был уровень восприимчивости широких слоев населения к советской агитационной активности. С одной стороны, внимание обращалось на некоторые капиталистические страны (например, на Англию и Францию), население которых демонстрировало скептические отношение и слабый интерес к советским культурно-информационным материалам ввиду не очень высокого качества последних7. С другой стороны, выделялись страны, в которых те же самые материалы пользовались «колоссальным успехом» (Китай) и даже использовались «до полного физического изнашивания» (балканские и славянские страны)8. Выводы, к которым приходили заведующие территориальными отделами ВОКС в связи с фиксацией разного уровня восприимчивости массовых слоев населения к советской агитации, носили вполне прагматичный характер. Они сводились к необходимости улучшать качество материалов, посылаемых в страны с более «искушенной» публикой, и к необходимости увеличивать количество материалов, направляемых в страны с более «отзывчивым» населением9.

Еще одним фактором диверсификации советской культурно-информационной работы за рубежом стала историческая и культурная близость народов отдельных зарубежных стран с народами Советского Союза. В частности, уже во второй половине 1940-х гг. материалы территориальных отделов ВОКС, посылаемые в славянские и ближневосточные страны,

готовились с учетом связи народов этих стран со славянскими народами СССР и народами советской Средней Азии10.

При организации воздействия на отдельные группы зарубежной общественности функционерами ВОКС во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. традиционно использовалась модель, унаследованная от более ранних этапов развития советской культурной дипломатии11. Согласно этой модели, в качестве базовой целевой аудитории и одновременно главных агентов культурного влияния СССР за рубежом рассматривались представители «прогрессивно настроенной интеллигенции». В их числе, прежде всего, выделялись руководители и активисты зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом -представители различных научных и творческих профессий. В ряде случаев по инициативе ВОКС в зарубежных обществах дружбы с СССР создавались отделы, специализирующиеся на различных направлениях активности (музыкальные, художественные, педагогические, научные, медицинские, строительные, сельскохозяйственные, женские и т. д.). Структура этих отделов во многом соответствовала структуре секций ВОКС, объединявших деятелей науки и культуры Советского Союза12.

Активность «прогрессивно настроенной интеллигенции» за рубежом использовалась ВОКС для организации агитационного воздействия на «широкие народные массы». Основными формами массовой работы зарубежных обществ дружбы были выступления «актива» перед различными аудиториями с докладами о советской действительности, размещение статей в зарубежной печати, организация массовых митингов, экспонирование фотовыставок ВОКС, тематическая работа с различными целевыми группами (английскими учителями, иранскими слушателями курсов санитарных работников и т.д.)13. При этом «кураторы» из ЦК ВКП(б) старались ориентировать функционеров ВОКС на выявление тем агитационного воздействия, наиболее интересных активистам обществ дружбы с СССР, чтобы обеспечить в отдельных зарубежных странах большую популярность советских материалов14. В странах с относительно более широкими возможностями для осуществления советской культурной дипломатии (например, во Франции или Югославии) перед функционерами ВОКС дополнительно ставилась задача изживания «интеллигентского» характера обществ дружбы с СССР, расширения массовой членской базы этих организаций15.

С другой стороны, в капиталистических странах специалисты ВОКС во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. зачастую сталкивались с невозможностью выхода советского культурно-информационного воздействия за рамки узкого круга «друзей СССР»16. Главная причина этого виделась в том, что большая часть культурно-информационной продукции ВОКС была практически не адаптирована к «потреблению» массовой аудиторией. Претензии, предъявляемые в этой связи советским материалам (прежде всего, пропагандистским статьям отдела печати ВОКС), заключалась в их значительном объеме и в отсутствии доходчивости изложения17.

Дальнейшее развитие советской системы диверсифицированного культурно-информационного воздействия на зарубежную аудиторию произошло в годы «хрущевской оттепели». В этот период после провозглашения на ХХ съезде КПСС доктрины «мирного сосуществования» социалистических и капиталистических стран роль советской культурной дипломатии как невоенного инструмента расширения международного влияния СССР существенно повысилась. Произошло официальное разделение государственных и (квази)общественных инструментов советской культурной дипломатии. Основным средством международных культурных обменов по государственной линии стало

заключение СССР двусторонних соглашений о культурных обменах с отдельными зарубежными странами. Для координации деятельности советских министерств, ведомств и организаций, вовлеченных в осуществление соответствующих соглашений, в 1957 г. при Совете Министров СССР был создан Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами18. Культурные обмены по общественной линии вне рамок межгосударственных соглашений продолжали в значительной степени контролироваться Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей, преобразованным в 1958 г. в Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД)19.

Интенсификация и диверсификация международных культурных обменов Советского Союза в годы «хрущевской оттепели» требовала более четкого понимания специфики культурно-информационного воздействия СССР на разные группы зарубежных стран. После принятия в 1961 г. третьей Программы КПСС20 произошла окончательная дифференциация целей советского культурно-информационного воздействия на социалистические, развивающиеся и капиталистические страны. Главными целями советской культурной дипломатии в социалистических странах были провозглашены «братская дружба и сотрудничество», «укрепление единства и сплоченности социалистического содружества», «сближение жизненного и духовного уклада социалистических наций», «создание новой социалистической культуры и воспитание трудящихся в духе марксистко-ленинского мировоззрения»21. В отношении группы развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки ключевыми целями советской культурной дипломатии назывались «поддержка народов, борющихся за национальное и социальное освобождение», «помощь в развитии национальной культуры, в преодолении тяжелого наследия, оставленного колонизаторами во всех областях культурной жизни»22. Наконец, по отношению к капиталистическим странам цели советской культурной дипломатии носили амбивалентный характер. С одной стороны, подчеркивалась ориентация СССР на «развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды», а также роль культурных связей СССР с капиталистическими странами в укреплении мира на земле. С другой стороны, упоминалось о необходимости участия «в острой идеологической борьбе», столкновения с «реакционной буржуазной культурой и идеологией» при одновременном конструктивном взаимодействии с «передовой [социалистической] частью зарубежной культуры»23.

Разные цели советской культурной дипломатии в социалистических, развивающихся и капиталистических странах диктовали диверсификацию тематики направляемых в эти страны агитационных материалов. Так, для культурных обменов с социалистическими странами была характерна эксплуатация тем укрепления дружбы между советским народом и народами социалистических стран, успехов «братских стран» в социалистическом и коммунистическом строительстве при «братской помощи» советского народа24. Основные усилия советской культурной дипломатии в развивающихся странах были направлены на формирование у населения этих стран представления об СССР как об экономической сверхдержаве, оказывающей бескорыстную помощь в деле освобождения народов развивающихся стран от тяжелого колониального наследия. В этой связи советской стороной велись разработка и массовое распространение специализированных материалов о советской экономической помощи развивающимся странам, об экономических достижениях Советского Союза25. В отношениях с капиталистическими странами советская «наступательная пропаганда» была направлена, прежде всего, на формирование у аудитории

представления об СССР как государстве социальной справедливости26, а также на презентацию достижений советской культуры в качестве одного из преимуществ социалистического строя перед капиталистическим27.

Интенсивность советской культурной дипломатии в социалистических, развивающихся и капиталистических странах в годы «хрущевской оттепели» во многом зависела от долгосрочных внешнеэкономических приоритетов Советского Союза. Показательным в этом смысле было резкое увеличение внимания к культурно-информационной работе в развивающихся странах после успеха Кубинской революции 1959 г. 28 Кроме того, в этот период значимое влияние на интенсивность советской культурной дипломатии продолжало оказывать и состояние двусторонних отношений, во многом определявшее уровень противодействия советскому культурно-информационному влиянию в отдельных странах. Во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. типичными примерами зависимости культурной дипломатии СССР от состояния двусторонних отношений стали динамика советско-американских29, советско-югославских30 и советско-китайских31 культурных связей.

В свою очередь, качество культурно-информационной работы Советского Союза в социалистических, развивающихся и капиталистических странах в годы «хрущевской оттепели» стало во многом определяться тем, насколько конкурентными оказывались условия для осуществления советской культурной дипломатии.

С одной стороны, в особом положении находились страны Восточной Европы, в которых культурное влияние Советского Союза реализовывалось в практически бесконкурентной среде. В результате при осуществлении советских культурных обменов с этими странами с годами стало появляться все больше организационного «брака». К числу типичных организационных проблем советской культурной дипломатии в социалистических странах относились частые срывы запланированных мероприятий, неудовлетворительное качество рекламы, недостаточное внимание к приему зарубежных делегаций, игнорирование инициатив социалистических стран по заключению межведомственных соглашений, грубое отношение представителей советских ведомств к зарубежным организаторам культурных мероприятий, затягивание ответов на корреспонденцию, медлительность при решении оперативных вопросов и т. д.32

На другом «полюсе качества» располагались капиталистические страны, в которых Советскому Союзу приходилось участвовать в острой конкурентной борьбе за доступ к «сердцам и умам» населения. Такая ситуация обусловливала стремление советской стороны к постоянному повышению качества культурно-информационной продукции, направляемой в эти страны. В частности, именно в ходе культурных обменов с капиталистическими странами во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. стали регулярно использоваться инструменты оценки качества советской культурно-информационной продукции, основанные на учете мнений конечных «потребителей»33.

В связи с кардинальным изменением роли международных культурных контактов по государственной линии в годы «хрущевской оттепели» все большее значение стали приобретать практики прямого агитационного воздействия советской стороны на массовые слои населения зарубежных стран. При этом в отношениях с капиталистическими странами для данного периода было характерно начало осмысления того, что воздействие на «прогрессивно настроенную интеллигенцию» и «массовые слои населения» должно вестись разными методами34.

Стремление советской стороны диверсифицировать воздействие на зарубежную аудиторию, установить контакты с новыми группами населения, проявилось во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. и в работе по линии общественных организаций. В частности, зарубежные общества дружбы с СССР в капиталистических странах стали настойчиво ориентироваться советской стороной на расширение своей социальной базы за счет «использования в работе представителей буржуазных кругов»35, «более широкого привлечения представителей интеллигенции различных направлений»36. При этом установление новых контактов с различными группами зарубежной общественности осуществлялось в эти годы не только при участии обществ дружбы с СССР37, но и непосредственно через аппарат ССОД, управлявший системой советских обществ дружбы с зарубежными странами38.

Вместе с тем попытки расширения аудитории советской культурной дипломатии продолжали сталкиваться в рассматриваемый период с серьезными трудностями. К числу ставших уже традиционными проблем относились низкий уровень оперативности и доходчивости материалов о Советском Союзе, а также невысокое качество «упаковки» советской культурно-информационной продукции39. Кроме того, во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. даже зарубежные доброжелатели Советского Союза стали все чаще обращать внимание на некоторую «бесхитростность», прямолинейность советского культурно-информационного воздействия, на невнимание советской стороны к непрямым формам агитации40. Однако достоинства «мягких» способов агитационной работы с массовыми слоями зарубежной аудитории, судя по всему, в рассматриваемый период так и не были до конца осознаны советскими функционерами. Чаще всего даже при организации работы с населением капиталистических стран ставка продолжала делаться на «серьезную

пропаганду»41.

Таким образом, во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. в Советском Союзе была в целом сформирована система дифференцированного культурного и информационного воздействия на зарубежную аудиторию, адаптированная к новому международному положению СССР. Произошел переход от географических и ситуативных принципов дифференциации объектов советской культурной дипломатии к теоретически обоснованной «трехчастной» системе воздействия на социалистические, развивающиеся и капиталистические страны. Главными факторами, определявшими в рассматриваемый период интенсивность советской культурной дипломатии в отдельных странах, были смена геополитических приоритетов Советского Союза, а также динамика двусторонних отношений СССР. В свою очередь, качественные параметры советского культурно-информационного воздействия на отдельные страны определялись, прежде всего, уровнем «искушенности» зарубежной аудитории, а также тем, насколько конкурентными оказывались условия для осуществления советской культурной дипломатии. Использование «друзей СССР» из числа представителей «прогрессивно настроенной интеллигенции» постепенно уступало место непосредственным формам советского воздействия на массовые слои населения за рубежом. При этом типичные трудности массовой культурно-информационной работы СССР в зарубежных странах были связаны с не всегда высоким качеством советской агитационной продукции, а также с недостаточным пониманием роли «мягких» косвенных механизмов влияния на зарубежную аудиторию.

Примечания

1 Записка председателя Правления ВОКС В. Кеменова на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Л.М. Берия об увеличении штата ВОКС и изменении организационной структуры ВОКС. (1946 г.) // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5283. - Оп. 22. - Д. 18. - Л. 20-21.
2 К 1947 г. в структуре ВОКС действовали шесть территориальных отделов - американский, английский, центрально-европейский, отдел балканских и славянских стран, отдел Ближнего Востока и отдел Дальнего Востока. См.: Стенограммы докладов заведующих отделами ВОКС в ЦК ВКП(б). (1947 г.) // ГАРФ. Ф Р-5283. -Оп. 22. - Д. 72. - Л. 1-35 (американский отдел), 36-57 (английский отдел), 90-117 (центрально-европейский отдел), 118-147 (отдел Ближнего Востока), 186-199 (отдел Дальнего Востока), 228-246 (отдел балканских и славянских стран).
3 Объяснительная записка председателя Правления ВОКС В. Кеменова к плану подготовки материалов ВОКС для зарубежных стран на 1947 г. // ГАРФ. Ф. Р-5283. - Оп. 22. - Д. 19. - Л. 3-12.
4 В числе других сложных для работы стран заведующими отделами ВОКС также упоминались ЮжноАфриканский Союз и Турция. См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 5-7, 37-41, 50, 133-134, 171. При этом в тех случаях, когда осуществление пропаганды на сложные для работы зарубежные страны предполагалось вести в прямых формах, специфика противодействия советской культурной дипломатии могла оказывать значимое влияние на тематику советской пропаганды. Например, в 1946 г. специально для США ВОКС был запланирован «ряд материалов о советском простом человеке, раскрывающих на фактах и примерах полноту политических прав советского человека, постоянную заботу советского государства об улучшении условий его жизни и духовное превосходство советского простого человека над тем типом самодовольного обывателя, который культивируется буржуазной пропагандой в качестве «простого человека»». Для стран Британской империи в 1946 г. специально готовился ряд материалов «о подлинном равноправии национальностей в Советском Союзе, о достижениях ленинско-сталинской национальной политики, контрастно подчеркивающих сущность политики английского империализма». См.: Объяснительная записка к плану работы ВОКС на 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-5283. - Оп. 22. - Д. 18. - Л. 1-4.
5 В частности, речь шла о посылке в эти страны материалов об опыте строительства социализма в СССР («Курс экономики планирования коммунистического хозяйства», «Производственный план промышленного предприятия», «Устав сельскохозяйственной артели» и т.д.). См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 233.
6 ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 244-245.
7 Там же. - Л. 42-44, 107-108.
8 Там же. - Л. 188, 235.
9 Там же. - Л. 47, 54, 116, 241.
10 В частности, при организации работы с балканскими и славянскими странами принимались во внимание такие особенности народов этих стран, как чувство благодарности России за помощь в освобождении от «турецкого ига», чувство благодарности Советской армии за освобождение от фашистской оккупации, а также связь народов славянских стран со славянскими народами СССР «кровным родством, близостью языка, культуры, традиций». В свою очередь, при обсуждении в ВОКС агитационной работы в странах Ближнего Востока в более общей форме говорилось о необходимости посылки в эти страны материалов о жизни среднеазиатских республик СССР. В качестве примеров таких материалов назывались подготовленные в отделе Ближнего Востока статьи «Литература советского Туркменистана», «Новые сорта хлопка», «Молодые ученые Таджикистана», «Институт востоковедения АН СССР», «Бюджет советской Туркмении», «Кустарная промышленность Туркмении» и др. См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 128, 321-232.
11 David-Fox M. 2014. Showcasing the Great Experiment: Cultural Diplomacy and Western Visitors to the Soviet Union. - New York, 2012; Голубев А.В., Невежин В.А. Формирование образа Советской России в окружающем мире средствами культурной дипломатии, 1920-е - первая половина 1940-х гг. - М., 2016.
12 См.: Отчет о работе ВОКС в США в 1946 г. // ГАРФ. Ф. Р-5283. - Оп. 22. - Д. 581. - Л. 25-77; Стенограмма доклада заведующего Отделом советской культуры ВОКС т. Платковского В.В. (1947 г.) // ГАРФ. Ф. Р-5283. -Оп. 22. - Д. 72. - Л. 58-89; Там же. - Д. 581. - Л. 25-77.
13 ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 1-57, 90-147, 186-199, 228-246.
14 Об этом в частности, свидетельствуют некоторые из вопросов и рекомендаций работников ЦК ВКП(б) в адрес заведующего отделом стран Ближнего Востока ВОКС. См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 126127.
15 Так, в отчете заведующего центрально-европейским отделом ВОКС отмечалось, что численность общества «Франция-СССР» ежегодно сокращается из-за недостаточного внимания руководства общества к работе с «широкими слоями рабочих». Тот же порок был отмечен в работе югославского общества дружбы с СССР. Как отмечал заведующий отделом балканских и славянских стран ВОКС, в руководстве югославского общества сложилось мнение, что оно может состоять только из культурных людей, которые могут активно вести пропаганду Советского Союза. ВОКС указал руководству югославского общества на ошибочность этого мнения и в 1947 г. получил от своего представителя в Югославии сообщение о том, что югославы собираются увеличить численность общества с 15,5 до 400 тыс. человек. См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 116, 234-235.
16 В частности, в отчете заведующего английским отделом ВОКС была дана следующая характеристика Англосоветскому ежеквартальному журналу, выпускаемому Обществом культурной связи с СССР. «Журнал расходится между узким кругом лиц, которые уже давно являются друзьями Советского Союза и не нуждаются в постоянной дополнительной агитации, в массы же этот журнал, в связи с ограниченностью его тиража, совершенно не попадает». См.: ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 38.
17 ГАРФ. Ф Р-5283. - Оп. 22. - Д. 72. - Л. 47, 54, 101-104, 112-115, 236-237.
18 Трегубов Н.А. Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами как орган советской культурной дипломатии (1957-1967 гг.) // Управление в современных системах. - 2016. - № 4. - С. 61-67.
19 См., напр.: Материалы к 60-летию Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами / сост. Э. Г. Араслы и др. - М., 1985.
20 Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. - М., 1961; Фокин А.А. Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 50-60-х гг. XX века. - Дисс.: канд. ист. наук. - Челябинск, 2007.
21 Наиболее полное представление о целях советской культурной дипломатии этого периода в социалистических, развивающихся и капиталистических странах дает изданная в 1966 г. монография председателя ГККС С.К. Романовского, в которой был обобщен опыт развития культурных связей Советского Союза с зарубежными странами во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. См.: Романовский С. К. Международные культурные и научные связи СССР. - М., 1966. - С. 142-144.
22 Там же. - С. 155-157.
23 Там же. - С. 168-176.
24 Там же. - С. 142-154.
25 В справке ГККС «О пропаганде за рубежом советской экономической помощи слаборазвитым странам и экономических достижений СССР» (1962 г.) упоминались следующие основные темы советских брошюр, буклетов, документальных кинофильмов, распространяемых в странах Азии, Африки и Латинской Америки: «Дружественная помощь СССР слаборазвитым странам», «Торговля СССР со странами Юго-Восточной Азии», «Как строили металлургический завод в Бхилаи», «Что строится в Азии и Африке с помощью СССР», «Мечта феллахов» (о строительстве Асуанской плотины), «Морские ворота Йемена», «Они учатся в СССР», «Рассказ иракского студента» и др. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1. - Д. 37. - Л. 24-28.
26 В ряде аналитических документов ГККС в числе таких тем назывались медицинское обслуживание, образование, социальное и пенсионное обеспечение. См.: Справка ГККС «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД) (1963 г.) // ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 32-44.
27 В частности, по мнению историка К. Петерсон-Макдэниэл, аплодисменты артистам балетной труппы Большого театра, гастролировавшим в США, рассматривались организаторами гастролей, в том числе, как аплодисменты советской системе. Peterson McDaniel C. American-Soviet Cultural Diplomacy: the Bolshoi Ballet&s American Premiere / C. Peterson McDaniel. - Lanham; Boulder; New York; London, 2014. - P. 29-34.
28 В частности, в первой половине 1960-х гг. ЦК КПСС было принято несколько специальных постановлений, затрагивающих вопросы осуществления советской культурной политики в развивающихся странах: «Об усилении пропаганды советской экономической помощи слаборазвитым странам» (1960 г.), «О направлении советских преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях Республики Мали» (1961 г.), «О расширении культурных и общественных связей с негритянскими народами Африки и усилении влияния Советского Союза на эти народы» (1961 г.) и др. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 8. - Л. 47, 51.
29 Richmond Y. U.S.-Soviet Cultural Exchanges, 1958-1986: Who Wins? Westview Press Inc., 1987. P. 1-16; Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. - М., 2007. - С. 243-390.
30 В Справке ГККС «О советско-югославских культурных связях» (1962 г.) отмечалось, что «объем советско-югославских культурных связей то расширялся, то сокращался, в зависимости от состояния отношений между СССР и Югославией». В частности, говорилось о том, что в 1950-е гг. имело место стремление Югославии свести культурное сотрудничество с СССР к минимуму, в то время как с 1961 г. в сфере советско-югославских культурных обменов произошли заметные изменения в лучшую сторону. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6.

- Л. 7-19.

31 Ухудшение советско-китайских отношений в начале 1960-х гг. привело к резкому сокращению культурных связей между двумя странами и даже к разработке советской стороной специальных мер по пресечению попыток китайской стороны использовать советско-китайские культурные связи «в антисоветских, раскольнических целях». См., напр.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 8. - Л. 28.
32 Названные проблемы взаимодействия с социалистическими странами были зафиксированы в Справках ГККС «О некоторых недостатках в организации культурного обмена с социалистическими странами по линии министерства культуры СССР» (1963 г.), «О сотрудничестве Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР с социалистическими странами в области высшей школы в 1962 году» (1963 г.), «О выполнении планов культурного сотрудничества с зарубежными странами в области артистического обмена, осуществляемого через Госконцерт» (1963 г.), «О культурном сотрудничестве между СССР и Румынией» (1967 г.). См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп.1. - Д. 22. - Л. 84-97; Д. 802. - Л. 73-77; Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 23-28, 45-48.
33 Пример использования подобных инструментов - организация в 1958 г. встречи с американскими читателями англоязычного журнала «СССР» для выяснения их мнения о достоинствах и недостатках данного журнала. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1. - Д. 346. - Л. 13-29, 110-113; Д. 369. - Л. 191-194.
34 В частности, в справке ГККС «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД)» (1963 г.) содержалась прямая рекомендация по выделению в советской пропаганде на США двух самостоятельных аспектов. Первым аспектом называлось «удовлетворение запросов той части населения США, которая либо уже сочувственно относится к Советскому Союзу, либо активно ищет или охотно готова получать информацию о нашей стране из советских источников». Потребности этой категории граждан предлагалось удовлетворять в основном через продолжение издания в Соединенных Штатах журнала «СССР». Вторым аспектом советской культурной дипломатии в США называлось «доведение правдивой информации [о Советском Союзе] до широких слоев американцев ... которые еще не готовы к тому, чтобы активно искать или даже пассивно принимать информацию из советских источников». Решение данной задачи предлагалось организовать через проникновение в американскую «буржуазную печать», на американское радио и телевидение, проведение пресс-конференций и выпуск пресс-релизов, рекламу советской информационной продукции. См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 32-44.
35 Постановление Бюро Президиума ССОД по вопросу об отчете представителя Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами во Франции тов. Володина (1959 г.) // ГАРФ. Ф. Р -9576. -Оп. 18. - Д.3. - Л. 21-23.
36 Справка «Об оказании помощи КПН [Коммунистической партии Нидерландов] в предвыборной борьбе в связи с досрочными парламентскими выборами в марте с.г.» (1959 г.) // ГАРФ. Ф. Р -9576. - Оп. 18. - Д. 4. - Л. 93-94.
37 Зачастую эти общества находились во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. в состоянии перманентного кризиса, связанного с преклонным возрастом руководителей и активистов, отсутствием кадрового обновления. См., напр.: Отчеты отдела стран Америки ССОД за 1959 и 1960 гг. // ГАРФ. Ф. Р-9576. -Оп. 8. - Д. 27. - Л. 122-133; Д. 84. - Л. 16-31.
38 Примерами могут служить установление по линии ССОД контактов с Комитетом американских друзей на службе общества (квакерское движение), Комитетом за разумную ядерную политику, американской секцией Международной женской лиги за мир и свободу и рядом других организаций. См.: Отчеты Отдела стран Америки [Отдела США] ССОД за 1958, 1959, 1960 и 1964 гг. // ГАРФ. Ф. Р-9576. - Оп. 8. - Д. 27. - Л. 40-47, 60-73, 122-133; Д. 84. - Л. 16-31; Оп. 9. - Д. 24. - Л. 1-34.
39 См., напр.: Обзор откликов печати США [и читателей] на журнал «СССР» // ГАРФ. Ф.9518. - Оп. 1 - Д. 346.

- Л. 13-29; Справка ГККС «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере

работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД)» (1963 г.) // ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 32-44.

40 В частности, в отчете главного редактора журнала «СССР» Э. Мамедова о встрече с американскими читателями журнала (1958 г.) и ряде других материалов, содержащих отклики читателей и СМИ о журнале «СССР», обращалось внимание на критические замечания, связанные с тем, что в материалах журнала «не удалось избежать грубоватой пропагандистской прямолинейности». Отдельные читатели журнала «СССР» отмечали, что журнал печатает статьи, в которых плохо скрыта явная пропаганда, стремление приукрасить действительность, подавать все в «розовых тонах» и т.п.. См.: Обзор откликов печати США [и читателей] на журнал «СССР» // ГАРФ. Ф.9518. - Оп. 1. - Д. 346. - Л. 13-29.
41 В частности, в справке ГККС «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД)» (1963 г.) говорилось и о том, что «в условиях обострения идеологической борьбы с США мы должны уделить больше внимания пропаганде идеологических вопросов, марксистско-ленинской теории». Предлагалось «увеличить выпуск литературы как фундаментальной, так и популярной, разъясняющей марксистско-ленинскую теорию, нашу идеологию, советский социалистический строй, успехи коммунистического строительства в СССР». См.: ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 32-44.

SOVIET AGITATIONAL IMPACT ON THE TARGET AUDIENCE IN SOCIALIST, DEVELOPING AND CAPITALIST COUNTRIES (SECOND HALF OF THE 1940s - MID

OF THE 1960s)

Tregubov N., Cand. Sc. (Pol.), South Ural State University (SUSU)

tregubovna@susu.ru

Abstract

The issues of diversifying instruments of Soviet agitational influence on foreign countries during the years of «late Stalinism» and «Khrushchev&s thaw» are considered. The process of formation of macro regions of Soviet cultural diplomacy is analyzed. The factors determining the quantitative and qualitative parameters of Soviet cultural diplomacy in individual countries are considered. The specifics of the Soviet influence on certain groups of the foreign public are analyzed.

СССР ХОЛОДНАЯ ВОЙНА СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ussr cold war soviet cultural diplomacy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты