УДК 94(47).084: 338.481
СОВЕТСКОЕ АГИТАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-х - СЕРЕДИНА 1960-х гг.)*
Н.А. Трегубов, к.пол.н., доцент ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный
университет» (НИУ) tregubovna@susu.ru
Аннотация
Рассмотрены вопросы диверсификации инструментов советского агитационного воздействия на зарубежные страны в годы «позднего сталинизма» и «хрущевской оттепели». Проанализирован процесс формирования макрорегионов советской культурной дипломатии. Рассмотрены факторы, определявшие количественные и качественные параметры советской культурной дипломатии в отдельных странах. Проанализирована специфика советского агитационного воздействия на отдельные группы зарубежной общественности.
В настоящей работе анализируются проблемы диверсификации культурно-информационного влияния Советского Союза за рубежом в новых для послевоенного СССР геополитических условиях Холодной войны. Хронологически рамки исследования охватывают период со второй половины 1940-х до середины 1960-х гг., по времени фактически совпадающий с годами «позднего сталинизма» (1946-1953 гг.) и «хрущевской оттепели» (1953-1964 гг.). В это время происходили становление и «вызревание» послевоенной системы советского культурно-информационного воздействия на зарубежные страны, формирование базовых черт этой системы, определявших ее способность отвечать на запросы «среды» с учетом страновой специфики и потребностей конкретных групп зарубежной общественности.
После окончания Второй мировой войны главной организацией, ответственной за осуществление советской культурной дипломатии, продолжало оставаться Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Вместе с тем, если в довоенный период ВОКС поддерживало постоянные культурные контакты всего с 4-5 зарубежными странами, то сразу после окончания войны (с учетом связей, установленных в военный период) число таких стран возросло до 541. Ответственность за непосредственное осуществление взаимодействия с целевой аудиторией в зарубежных странах несли территориальные отделы ВОКС2. Основной функцией этих отделов было поддержание контактов с просоветской общественностью зарубежных стран, как правило, представленной активистами зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213).
Во второй половине 1940-х гг. в деятельности территориальных отделов ВОКС доминировала ориентация на решение общих задач советской культурной дипломатии, соответствовавших новому геополитическому статусу Советского Союза. К числу таких задач относилось объединение «прогрессивных сил» зарубежных стран вокруг СССР, демонстрация окружающему миру преимуществ социалистического строя над капиталистическим, а также активное противодействие англо-американской антисоветской пропаганде3. При этом было очевидно, что решение названных задач в разных странах будет сопряжено с большими или меньшими трудностями. В этой связи изначальная сегментация стран-объектов советской культурной дипломатии осуществлялась в ВОКС преимущественно исходя из оценок уровня противодействия советскому влиянию в разных группах зарубежных стран.
Так, с одной стороны, в числе контрагентов Советского Союза были обозначены такие страны, как США и Великобритания (Англия), в которых противодействие советскому влиянию было особенно сильным. В отношении этих стран ВОКС использовал тактику косвенной пропаганды советских достижений через вопросы культуры, а также ограничивался использованием традиционных для того времени форм культурно-информационного воздействия (снабжение обществ дружбы с СССР печатными и фотоматериалами, организация посещения избранными активистами этих обществ Советского Союза)4. С другой стороны, внимание функционеров ВОКС обращалось на балканские и славянские страны, где после окончания Второй мировой войны к власти пришли коммунистические силы. В этих странах со стороны ВОКС практиковалась открытая пропаганда советской действительности5. Кроме того, уже в 1946-1947 гг. в отношении балканских и славянских стран имела место ориентация на освоение дополнительных инструментов культурно-информационного воздействия, таких как прямые контакты по государственной и общественной линии, радиопропаганда, использование возможностей системы образования6.
Главным фактором, определявшим во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. интенсивность воздействия и качественные параметры работы ВОКС в отдельных зарубежных странах, был уровень восприимчивости широких слоев населения к советской агитационной активности. С одной стороны, внимание обращалось на некоторые капиталистические страны (например, на Англию и Францию), население которых демонстрировало скептические отношение и слабый интерес к советским культурно-информационным материалам ввиду не очень высокого качества последних7. С другой стороны, выделялись страны, в которых те же самые материалы пользовались «колоссальным успехом» (Китай) и даже использовались «до полного физического изнашивания» (балканские и славянские страны)8. Выводы, к которым приходили заведующие территориальными отделами ВОКС в связи с фиксацией разного уровня восприимчивости массовых слоев населения к советской агитации, носили вполне прагматичный характер. Они сводились к необходимости улучшать качество материалов, посылаемых в страны с более «искушенной» публикой, и к необходимости увеличивать количество материалов, направляемых в страны с более «отзывчивым» населением9.
Еще одним фактором диверсификации советской культурно-информационной работы за рубежом стала историческая и культурная близость народов отдельных зарубежных стран с народами Советского Союза. В частности, уже во второй половине 1940-х гг. материалы территориальных отделов ВОКС, посылаемые в славянские и ближневосточные страны,
готовились с учетом связи народов этих стран со славянскими народами СССР и народами советской Средней Азии10.
При организации воздействия на отдельные группы зарубежной общественности функционерами ВОКС во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. традиционно использовалась модель, унаследованная от более ранних этапов развития советской культурной дипломатии11. Согласно этой модели, в качестве базовой целевой аудитории и одновременно главных агентов культурного влияния СССР за рубежом рассматривались представители «прогрессивно настроенной интеллигенции». В их числе, прежде всего, выделялись руководители и активисты зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом -представители различных научных и творческих профессий. В ряде случаев по инициативе ВОКС в зарубежных обществах дружбы с СССР создавались отделы, специализирующиеся на различных направлениях активности (музыкальные, художественные, педагогические, научные, медицинские, строительные, сельскохозяйственные, женские и т. д.). Структура этих отделов во многом соответствовала структуре секций ВОКС, объединявших деятелей науки и культуры Советского Союза12.
Активность «прогрессивно настроенной интеллигенции» за рубежом использовалась ВОКС для организации агитационного воздействия на «широкие народные массы». Основными формами массовой работы зарубежных обществ дружбы были выступления «актива» перед различными аудиториями с докладами о советской действительности, размещение статей в зарубежной печати, организация массовых митингов, экспонирование фотовыставок ВОКС, тематическая работа с различными целевыми группами (английскими учителями, иранскими слушателями курсов санитарных работников и т.д.)13. При этом «кураторы» из ЦК ВКП(б) старались ориентировать функционеров ВОКС на выявление тем агитационного воздействия, наиболее интересных активистам обществ дружбы с СССР, чтобы обеспечить в отдельных зарубежных странах большую популярность советских материалов14. В странах с относительно более широкими возможностями для осуществления советской культурной дипломатии (например, во Франции или Югославии) перед функционерами ВОКС дополнительно ставилась задача изживания «интеллигентского» характера обществ дружбы с СССР, расширения массовой членской базы этих организаций15.
С другой стороны, в капиталистических странах специалисты ВОКС во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. зачастую сталкивались с невозможностью выхода советского культурно-информационного воздействия за рамки узкого круга «друзей СССР»16. Главная причина этого виделась в том, что большая часть культурно-информационной продукции ВОКС была практически не адаптирована к «потреблению» массовой аудиторией. Претензии, предъявляемые в этой связи советским материалам (прежде всего, пропагандистским статьям отдела печати ВОКС), заключалась в их значительном объеме и в отсутствии доходчивости изложения17.
Дальнейшее развитие советской системы диверсифицированного культурно-информационного воздействия на зарубежную аудиторию произошло в годы «хрущевской оттепели». В этот период после провозглашения на ХХ съезде КПСС доктрины «мирного сосуществования» социалистических и капиталистических стран роль советской культурной дипломатии как невоенного инструмента расширения международного влияния СССР существенно повысилась. Произошло официальное разделение государственных и (квази)общественных инструментов советской культурной дипломатии. Основным средством международных культурных обменов по государственной линии стало
заключение СССР двусторонних соглашений о культурных обменах с отдельными зарубежными странами. Для координации деятельности советских министерств, ведомств и организаций, вовлеченных в осуществление соответствующих соглашений, в 1957 г. при Совете Министров СССР был создан Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами18. Культурные обмены по общественной линии вне рамок межгосударственных соглашений продолжали в значительной степени контролироваться Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей, преобразованным в 1958 г. в Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД)19.
Интенсификация и диверсификация международных культурных обменов Советского Союза в годы «хрущевской оттепели» требовала более четкого понимания специфики культурно-информационного воздействия СССР на разные группы зарубежных стран. После принятия в 1961 г. третьей Программы КПСС20 произошла окончательная дифференциация целей советского культурно-информационного воздействия на социалистические, развивающиеся и капиталистические страны. Главными целями советской культурной дипломатии в социалистических странах были провозглашены «братская дружба и сотрудничество», «укрепление единства и сплоченности социалистического содружества», «сближение жизненного и духовного уклада социалистических наций», «создание новой социалистической культуры и воспитание трудящихся в духе марксистко-ленинского мировоззрения»21. В отношении группы развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки ключевыми целями советской культурной дипломатии назывались «поддержка народов, борющихся за национальное и социальное освобождение», «помощь в развитии национальной культуры, в преодолении тяжелого наследия, оставленного колонизаторами во всех областях культурной жизни»22. Наконец, по отношению к капиталистическим странам цели советской культурной дипломатии носили амбивалентный характер. С одной стороны, подчеркивалась ориентация СССР на «развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды», а также роль культурных связей СССР с капиталистическими странами в укреплении мира на земле. С другой стороны, упоминалось о необходимости участия «в острой идеологической борьбе», столкновения с «реакционной буржуазной культурой и идеологией» при одновременном конструктивном взаимодействии с «передовой [социалистической] частью зарубежной культуры»23.
Разные цели советской культурной дипломатии в социалистических, развивающихся и капиталистических странах диктовали диверсификацию тематики направляемых в эти страны агитационных материалов. Так, для культурных обменов с социалистическими странами была характерна эксплуатация тем укрепления дружбы между советским народом и народами социалистических стран, успехов «братских стран» в социалистическом и коммунистическом строительстве при «братской помощи» советского народа24. Основные усилия советской культурной дипломатии в развивающихся странах были направлены на формирование у населения этих стран представления об СССР как об экономической сверхдержаве, оказывающей бескорыстную помощь в деле освобождения народов развивающихся стран от тяжелого колониального наследия. В этой связи советской стороной велись разработка и массовое распространение специализированных материалов о советской экономической помощи развивающимся странам, об экономических достижениях Советского Союза25. В отношениях с капиталистическими странами советская «наступательная пропаганда» была направлена, прежде всего, на формирование у аудитории
представления об СССР как государстве социальной справедливости26, а также на презентацию достижений советской культуры в качестве одного из преимуществ социалистического строя перед капиталистическим27.
Интенсивность советской культурной дипломатии в социалистических, развивающихся и капиталистических странах в годы «хрущевской оттепели» во многом зависела от долгосрочных внешнеэкономических приоритетов Советского Союза. Показательным в этом смысле было резкое увеличение внимания к культурно-информационной работе в развивающихся странах после успеха Кубинской революции 1959 г. 28 Кроме того, в этот период значимое влияние на интенсивность советской культурной дипломатии продолжало оказывать и состояние двусторонних отношений, во многом определявшее уровень противодействия советскому культурно-информационному влиянию в отдельных странах. Во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. типичными примерами зависимости культурной дипломатии СССР от состояния двусторонних отношений стали динамика советско-американских29, советско-югославских30 и советско-китайских31 культурных связей.
В свою очередь, качество культурно-информационной работы Советского Союза в социалистических, развивающихся и капиталистических странах в годы «хрущевской оттепели» стало во многом определяться тем, насколько конкурентными оказывались условия для осуществления советской культурной дипломатии.
С одной стороны, в особом положении находились страны Восточной Европы, в которых культурное влияние Советского Союза реализовывалось в практически бесконкурентной среде. В результате при осуществлении советских культурных обменов с этими странами с годами стало появляться все больше организационного «брака». К числу типичных организационных проблем советской культурной дипломатии в социалистических странах относились частые срывы запланированных мероприятий, неудовлетворительное качество рекламы, недостаточное внимание к приему зарубежных делегаций, игнорирование инициатив социалистических стран по заключению межведомственных соглашений, грубое отношение представителей советских ведомств к зарубежным организаторам культурных мероприятий, затягивание ответов на корреспонденцию, медлительность при решении оперативных вопросов и т. д.32
На другом «полюсе качества» располагались капиталистические страны, в которых Советскому Союзу приходилось участвовать в острой конкурентной борьбе за доступ к «сердцам и умам» населения. Такая ситуация обусловливала стремление советской стороны к постоянному повышению качества культурно-информационной продукции, направляемой в эти страны. В частности, именно в ходе культурных обменов с капиталистическими странами во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. стали регулярно использоваться инструменты оценки качества советской культурно-информационной продукции, основанные на учете мнений конечных «потребителей»33.
В связи с кардинальным изменением роли международных культурных контактов по государственной линии в годы «хрущевской оттепели» все большее значение стали приобретать практики прямого агитационного воздействия советской стороны на массовые слои населения зарубежных стран. При этом в отношениях с капиталистическими странами для данного периода было характерно начало осмысления того, что воздействие на «прогрессивно настроенную интеллигенцию» и «массовые слои населения» должно вестись разными методами34.
Стремление советской стороны диверсифицировать воздействие на зарубежную аудиторию, установить контакты с новыми группами населения, проявилось во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. и в работе по линии общественных организаций. В частности, зарубежные общества дружбы с СССР в капиталистических странах стали настойчиво ориентироваться советской стороной на расширение своей социальной базы за счет «использования в работе представителей буржуазных кругов»35, «более широкого привлечения представителей интеллигенции различных направлений»36. При этом установление новых контактов с различными группами зарубежной общественности осуществлялось в эти годы не только при участии обществ дружбы с СССР37, но и непосредственно через аппарат ССОД, управлявший системой советских обществ дружбы с зарубежными странами38.
Вместе с тем попытки расширения аудитории советской культурной дипломатии продолжали сталкиваться в рассматриваемый период с серьезными трудностями. К числу ставших уже традиционными проблем относились низкий уровень оперативности и доходчивости материалов о Советском Союзе, а также невысокое качество «упаковки» советской культурно-информационной продукции39. Кроме того, во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг. даже зарубежные доброжелатели Советского Союза стали все чаще обращать внимание на некоторую «бесхитростность», прямолинейность советского культурно-информационного воздействия, на невнимание советской стороны к непрямым формам агитации40. Однако достоинства «мягких» способов агитационной работы с массовыми слоями зарубежной аудитории, судя по всему, в рассматриваемый период так и не были до конца осознаны советскими функционерами. Чаще всего даже при организации работы с населением капиталистических стран ставка продолжала делаться на «серьезную
пропаганду»41.
Таким образом, во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. в Советском Союзе была в целом сформирована система дифференцированного культурного и информационного воздействия на зарубежную аудиторию, адаптированная к новому международному положению СССР. Произошел переход от географических и ситуативных принципов дифференциации объектов советской культурной дипломатии к теоретически обоснованной «трехчастной» системе воздействия на социалистические, развивающиеся и капиталистические страны. Главными факторами, определявшими в рассматриваемый период интенсивность советской культурной дипломатии в отдельных странах, были смена геополитических приоритетов Советского Союза, а также динамика двусторонних отношений СССР. В свою очередь, качественные параметры советского культурно-информационного воздействия на отдельные страны определялись, прежде всего, уровнем «искушенности» зарубежной аудитории, а также тем, насколько конкурентными оказывались условия для осуществления советской культурной дипломатии. Использование «друзей СССР» из числа представителей «прогрессивно настроенной интеллигенции» постепенно уступало место непосредственным формам советского воздействия на массовые слои населения за рубежом. При этом типичные трудности массовой культурно-информационной работы СССР в зарубежных странах были связаны с не всегда высоким качеством советской агитационной продукции, а также с недостаточным пониманием роли «мягких» косвенных механизмов влияния на зарубежную аудиторию.
Примечания
- Л. 7-19.
- Л. 13-29; Справка ГККС «О состоянии и мерах по улучшению нашей пропаганды на США (на примере
работы АПН, Московского радио и фотокомбината ССОД)» (1963 г.) // ГАРФ. Ф. Р-9518. - Оп. 1а. - Д. 6. - Л. 32-44.
SOVIET AGITATIONAL IMPACT ON THE TARGET AUDIENCE IN SOCIALIST, DEVELOPING AND CAPITALIST COUNTRIES (SECOND HALF OF THE 1940s - MID
OF THE 1960s)
Tregubov N., Cand. Sc. (Pol.), South Ural State University (SUSU)
tregubovna@susu.ru
Abstract
The issues of diversifying instruments of Soviet agitational influence on foreign countries during the years of «late Stalinism» and «Khrushchev&s thaw» are considered. The process of formation of macro regions of Soviet cultural diplomacy is analyzed. The factors determining the quantitative and qualitative parameters of Soviet cultural diplomacy in individual countries are considered. The specifics of the Soviet influence on certain groups of the foreign public are analyzed.