Спросить
Войти

Историческая роль П. Л. Лаврова в создание концепции народников-пропагандистов в теории ХIХ века «Русский социализм»

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ П.Л. ЛАВРОВА В СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНИКОВ-ПРОПАГАНДИСТОВ В ТЕОРИИ Х1Х ВЕКА «РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ»

© Семенкова Т.Г.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

25 января 2015 года будет 115-ая годовщина памяти выдающегося русского учёного Петра Лавровича Лаврова.

В середине XIX в., теория «русский социализм», была нацелена на защиту интересов крестьянства, на ликвидацию феодальной монархии. Три направления революционного народничества (Бакунин, Лавров, Ткачев), выступали против старого строя, имея целью, спасти русский народ от эксплуатации и наметить пути перехода к новому высоконравственному обществу. Новый общественный строй, после победы над крепостничеством и феодальной монархией, представлялся народникам как справедливый крестьянский социализм, основой которого является крестьянская община. Концепция социализма П.Л. Лаврова направлена на обоснование перехода к будущему обществу путём развития общественного сознания и научной мысли.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ П.Л. ЛАВРОВЫМ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА

Лавров Пётр Лаврович (1823-1900) вошёл в историю, как выдающийся учёный и историк теории социализм, переход к которому в России, он видел в развитии научного сознания в обществе. Он писал: «Единственная независимость, за которую следует бороться, есть независимость труда от всех рабочих групп, для установления гармонического порядка нового равноправного социалистического общества» [Лавров П.Л. Социалистическая и буржуазная наука // Избр. соч. том IV - М., 1935].

Система взглядов Лаврова включала два методических подхода:

1. Исследование реальной действительности эволюции мира: Техники, Экономики, Искусства, Медицины, Музыки.
2. Исследование отраженной действительности: истории мысли (религиозной, философской, экономической); и наук (точных наук и естествознания).

Развитие общества Лавров ставил в зависимость от роста сознания и понимания общественных задач, на разных исторических этапах. Специалист в любой отрасли, по мнению Лаврова, должен знать историю, ибо лич* Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, научный консультант, академик, действительный член Международной АН Евразия.

ность получит признание в обществе и на работе, если у неё будет высокий уровень культуры специальности. Лавров утверждал, что знание истории своей специальности, помогает пользоваться накопленным в поколениях опытом, и в результате, способствует пониманию и решению общественно-политических вопросов современности.

Пётр Лаврович Лавров не только проповедовал и пропагандировал эти истины, но научно обосновал экономические и философские предпосылки их появления и развития. Теория социализма П.Л. Лаврова была создана с учётом динамики общественной жизни в истории человечества. Он один из первых исследовал гуманитарную проблему социокультурной динамики общественной жизни. Развитие общества он ставил в зависимость от роста общественного сознания. Лавров внёс большой вклад в создание истории науки, мысли экономической и социалистической мысли. Он изучал эволюцию человеческой мысли с древнейших времён до современной ему эпохи. Лавров исследовал историю социалистических идей в России, он изложил программу крестьянской войны под водительством Е. Пугачева, взгляды декабристов, программу герценовского крестьянского социализма, обоснование социализма Чернышевским. Он осуществил критический анализ европейского рыночного общества и дал реальную оценку положения крестьянства после Реформ 1861 года. Вклад П.Л. Лаврова в методологию историю и философию экономической науки, состоит в исследовании факторов развитие общества. Главная цель общества, по Лаврову, в развитии личности, в физическом, и нравственном отношении. Лавров исходил из признания главным, центральным в общественной системе - человека - с его духовными и материальными потребностями. Физиологические потребности человека он считал низшими, а высшими называл потребности нравственной оценки мыслей и действий, потребности познания и понимания истины.

Исторический процесс зависит от взаимодействия двух сторон:

1. объективной, материальной «силы природы»;
2. субъективной - взгляд человека, организованного в определенные формы общества. Развитие общества он ставил в зависимость от роста общественного сознания и роста понимания общественных задач, которые в свою очередь можно постичь через изучения истории экономической мысли.

Методический подход Лаврова включал:

1. Исследование реальной действительности, т.е. анализ экономических и социальных явлений, характеризующих развитие современного общества (экономическое состояние России начала и середины XIX века) и его развития в будущем.
2. Исследование отраженной действительности, т.е. анализ истории общественной мысли, особенно возникновение и развитие русской экономической мысли.

Исследование реальной действительности раскрывается в критическом анализе Лавровым крепостничества и развития рыночных (капиталистических) отношений в России и других страна, в обосновании им социализма, как возможной формы организации социально-экономических основ общества.

Исследование отраженной действительности проявляется при освещении Лавровым основных направлений социально-экономической мысли, отражающей разные исторические периоды. В своих трудах Лавров использовал сравнительный анализ разных исторических эпох.

Он подробно изложил положение во Франции в конце ХУШ века, процесс разложения крестьянства и его «обуржуазивание».

В миросозерцании Лаврова, которое определяют как антропологизм, ярко в выделены: потребность критической мысли, нравственной деятельности и «потребности развития». В системе Лаврова главным, центральным является человек, с его духовными и материальными потребностями. Лавров утверждал, что переход к новому обществу основан на развитии общественного сознания и науки.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕОРИИ НАРОДНИЧЕСТВА

Исторические корни теории «Русский социализм» и всех направлений народничества уходят в глубокую древность. Надо отметить, что теория социализма, на протяжении многовековой истории человечества, возникала не однократно. Известно более 20 теорий социализма, созданных в разных исторических условиях и социально-экономических укладах, в разных странах мира. Истина всегда основывается на сравнительном анализе разных явлений, как в природе, так и в обществе, поэтому, необходимо помнить и знать теории, основанные не только на экономических, но и на социалистических принципах. В России XIX в., выразителями чаяний крестьянства в в 40-е гг. выступали Герцен и Огарев. Далее народничество прошло несколько этапов развития. В конце 60-х - начале 70-х годов в пореформенной России, изменилась экономическая обстановка. Актуальным стал вопрос об экономическом положении «освобожденного» крестьянства и о необходимости промышленного развития страны. Идеи народников-семидесятников - «революционных народников» - занимали главенствующее место среди прогрессивных течений русской общественной мысли. В 70-х гг. XIX века сложилось три направления «революционного народничества», которые представляли М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

Раньше других революционных народников, выступил Бакунин Михаил Александрович с обоснованием претворения в жизнь народного идеала, который содержал принципы, близкие к социализму. Бакунин и его сторонники, были представителями анархизма, они считали русский народ «прирожденным бунтарем» и делали ставку на крестьянские бунты. Народничество и анархизм, близки, по своим экономическим программам, но не тождественны. Анархизм - теория горожан, ремесленников, люмпен-пролетариата и деклассированных элементов, бомжей.

Вторым направлением в революционном народничестве 70-х гг., были «Народники-пропагандисты», сторонники концепции социализма Петра Лавровича Лаврова. Лучшим методом перехода к новому обществу, они считали пропаганду идей социализма. Особенностям их теории посвящена данная статья.

Последователи и сторонники П.А. Ткачева исходили из того, что революционная интеллигенция должна не ждать «всенародного бунта», а организовать революционный заговор и свергнуть царскую власть, а после полит переворота, установить диктатуру «революционного меньшинства» и приступить к социальным реформам.

В 80-90 годы сложилась экономическая программа либеральных народников. Старое народничество 70-х гг., его крестьянский социализм сменило в 80 гг. новое либеральное народничество, обосновывавшее мелкобуржуазный социализм. Надо отметить, что на всех этапах эволюции народнической доктрины, ей были присущи революционные и либеральные взгляды, поэтому не верно считать, что в 70 гг. были только революционные народники, а в 90 - только либеральные.

В 80-90 гг. в России усилился процесс разложения крестьянства, которое перестало быть социально однородным, в нём появились с одной стороны, крепкие фермеры - кулаки, а с другой безземельные наёмные сельскохозяйственные рабочие. Новое направление в народничестве - либеральное народничество - выражало интересы энергичных разбогатевших крестьян, с индивидуалистическими наклонностями - кулаков и предпринимателей, забывших об интересах общины в целом.

Следующий этап развития народничества, как направления в истории русской экономической мысли относится к началу XX века, когда появилось неонародничество. Оно выражало интересы крестьян собственников и ратовало за реформистский путь перехода к социализму. В вопросе распределения земли они отошли от принципа уравнительности в землепользовании и исходили из признания устойчивости мелкого (кулацкого) крестьянского хозяйства.

В целом народничество отрицало капитализм и, наряду с социально-утопической концепцией, содержало здоровое и ценное ядро искреннего, решительного и боевого крестьянского демократизма. Наряду с разоблачением экономической несостоятельности царизма, народников высказывали свои предположения о замене царизма демократическим устройством общества.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ПЕТРА ЛАВРОВА

Петр Лавровича Лавров родился в дворянской семье. Получил хорошее воспитание, в 6 лет владел французским и немецким языками. Учился в кадетском корпусе в Пскове. Затем в Петербурге Лавров закончил Михайлов-ское артиллерийское училище, после окончания которого, преподавал в военном училище математику. В Петербургской артиллерийской академии, в то же время, руководил кружком «Чернышевцев», был связан с обществом «Земля и воля».

В сентябре-октябре 1861 г. в Сан Петербурге прошли студенческие волнения. Лавров 12 октября тоже был возле университета. О стремлении полковника Лаврова присоединиться к студентам во время сходки, докладывал начальству жандармский офицер. Это обстоятельство не раз фигурировало в бумагах, подготовлявших арест и ссылку Лаврова. После выступления студентов в 1861 г. и заточения их в Кронштадтскую крепость, Лавров принял «главное участие» вместе с Чернышевским, в подписке и сборе денег для студентов. Он учредил при «Обществе для пособия литераторам» особый отдел вспомоществования студентам. В начале 60-х гг. Лавров сочинил русскую Марсельезу - песню «Отречемся от старого мира». Его стихотворение «Русскому народу» Герцен напечатал в Лондоне в «Полярной звезде».

Лаврову в России не удалось избежать политическое преследование. За пропаганду идей социализма, он был арестован и сослан в село Тотьма Вологодской губернии. В ссылке он провёл два года, но в ссылке написал гениальное произведение «Исторические письма « (1868-1869).

Лавров эмигрировал за границу в 1870 г. Жил в Париже, в Цюрихе и Лондоне. В Париж он прибыл в разгар революционных событий. Лавров был участником, первым корреспондентом и историком теоретиком Парижской Коммуны 1871 г. Он писал: «В первый раз на политической сцене не честолюбцы, не болтуны, а люди труда, люди настоящего народа».

Находясь в эмиграции, Лавров издавал русский журнал «Вперёд!». Он не порывал связи с России, с группами «Освобождение труда» и «Народная воля». В типографии его журнала работали русские студентки, которые учились в Цюрихском университете. Они вошли в историю как «русские цюрихские студентки».

В 1893 г., день своего 70-летия, Лавров получил множество поздравлений.

Неизвестный поэт от лица своих товарищей по каторге писал:

В темницах Отчизны, под солнцем чужбины, Над Леной, над злым Акатуйским ярмом Горят нам твои дорогие седины, Надежды и веры отрадным лучом!

Петр Лаврович Лавров умер 25 января 1900 г в Париже, похоронен на Монпарнасском кладбище. Масса людей пришли проститься с ним, похоронная процессия превратилась в демонстрацию.

4. СОЗДАНИЕ ЛАВРОВЫМ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗМА И ПРОГРАММЫ «НАРОДНИКОВ - ПРОПАГАНДИСТОВ» О ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛИЗМУ

Петр Лаврович Лавров, являясь основоположником направления «народники-пропагандисты», считал необходимым длительную подготовку общества к построению социализма. Вклад Лаврова в историю русской экономической мысли, состоял в подготовке пропагандистской программы, и в проведении просветительской работы, которая являлась многосложным процессом. Основой, первой ступенью, для ведения пропаганды, по мнению Лаврова, являлось создание теории и программы, которую надо осуществить. Следующей ступенью была пропаганда, распространение в печати и доведение до сведения революционеров-пропагандистов основ теории социализма. Главное на этой стадии состояло в получении теоретических знаний пропагандистами, и выработке социалистического мировозре-ния. Третья ступень в деле пропаганды социально-экономических и политических основ состояла в уяснении народным массам идей социализма.

Большую роль в организации пропаганды и агитации имело издание русского журнала «Вперёд!». В нем были изложены, более ста лет назад в 1876 году, теоретические основы пропаганды. По мнению народников -пропагандистов, есть специально русские цели, которым должны содействовать все, желающие прогресса своему отечеству. Журнал «Вперед!», Лавров издавал, сначала в Женеве, потом в Лондоне. В 1876 г. в журнале Лавров утверждал, что пропаганда сущности социализма и социалистических истин составляет первое орудие подготовки социального переворота. Надо обратить внимание, что эти высказывания принадлежат народникам, которые не были ни марксистами, ни большевиками, ни коммунистами.

Вторым орудием народники считали массовую агитацию. Она должна идти среди народных масс и воспитывать ненависть к царизму, обеспечивающему эксплуатацию и ограбление крестьян. Агитацию следовало проводить среди молодежи, способной отречься от старого мира, во имя революции и способной выработать в себе понимание истин рабочего социализма. Агитация, по мнению Лаврова, «связывает личности в группы, потребностью борьбы против существующего порядка {царизма}, а группы объединяет в единую организованную революционную силу» [Лавров П.Л. Общие законы подготовления социальной революции. 1876 // Избр. соч. тт. 1-1У - М., 1935; Вперед! Наше программа // Народническая экономическая литература. - М., 1958].

Программу революционной пропаганды, явилась подготовкой «хождения в народ», и состояла в чтении книг, способствующих расширению знания, и в изучении ремесла, которое даст возможность пропагандистам жить среди народа и в личном общем ознакомлении с жизнью народа. Важным было правило и требование для пропагандиста: он должен был поселиться

среди народа, навсегда стать крестьянином, или фабричным рабочим. Пропаганда принесет результат, если будут учтены интересы именно данной группы людей, ибо фабричного рабочего не волнуют беседы о малом наделе крестьян.

Программа также предупреждала, что не следует задевать религиозные убеждения народа, и не следует обрушиваться с критикой на царя, а надо весь гнев народа направлять на господ, богачей и правительство.

Экономическое содержание взглядов народников-пропагандистов состояло в защите интересов людей труда, от классов их эксплуатирующих, «в борьбе труда против праздного пользования благами жизни».

Крестьянской общине было уделено главное внимание. Народники-пропагандисты считали необходимым развивать общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования её продуктами. Они хотели сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Считали необходимым поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого крестьянство не сумеет воспользоваться своими общественными правами. По мнению народников, это и есть специально русские цели, которым должен содействовать всякий русский, желающий прогресса своему отечеству.

Во взглядах на будущее развитие России, Лавров допускал установление капитализма, до победы социалистической революции. Он приветствовал свободу «личной предприимчивости» крестьян и переход земли в руки частных земельных собственников (фермеров).

Важнейшей проблемой в концепции П.Л. Лаврова был вопрос о государстве, об экономической роли государства.

В своей работе «Государственный элемент в будущем обществе» Лавров выдвинул для осмысления и решения ряд проблем:

1. Почему государственный элемент в современном Лаврову общественном строе в Европе и в России противоречил задачам рабочего социализма?
2. Есть ли возможность и вероятность, что государственный элемент исчезнет совершенно при социалистическом строе?
3. На сколько будет использован государственный элемент социалистами в экономике и в политике; при местных взрывах; при организации партии и в процессе её деятельности?
4. В какой мере государственный элемент внесённый в организацию социалистов «есть элемент развращающий их самих»?

Следует обратить внимание на то, что все эти проблемы были подняты Лавровым - теоретиком русского социализма - в XIX веке задолго до формирования социалистической практики.

Отличительная особенность учения Лаврова о государстве состояла в освещении проблемы с позиций рабочего социализма. Он трактовал вопрос о внесении государственного элемента как волевого акта. В тоже время, будучи активным участником Парижской Коммуны 1871 года, он имел практический опыт в решении вопроса о роли государства. В своих работах Лавров обосновал мысль о способности граждан создать институты управления обществом. Этому посвящены работы «Парижская Коммуна 1871 г.» и «Хаос буржуазной цивилизации за первую треть 1873 года».

Лавров не разделял мнения анархистов, требовавших немедленного и полного уничтожения государства. В работе Лаврова «Ответ на письмо «Народной воли» 15 марта 1882 г.» он писал: «Никогда не был я анархистом, всегда допускал, что долго ещё государственный элемент, элемент власти будет совершенно необходим и в организации социально - революционной партии, и в организации будущего общества». В будущем обществе, при социализме, по его мнению, роль государства принципиально меняется, поэтому для осуществление строя, выражающего интересы рабочих, «нужно создать нечто новое». Лавров утверждал, что государственный строй социалистического общества должен отвечать интересам народа; что будущее государство наряду с функциями защиты страны от внешних и внутренних врагов, должно иметь функции управления экономикой страны, а также функции «установления внутри страны социалистической легальной справедливости». При этом борьба с пережитками старого общества, разделённого на богатых и бедных, и общественная безопасность должны находиться, по его мнению, под общим контролем всего народа.

Лавров полагал, что государство должно будет создать комитеты с правом принудительной власти по трём направлениям:

- комитет работ и продовольствия (производства),

- комитет общественного развития (просвещения),

- комитет главнокомандующего (обороны).

Наряду с экономической функцией государства, Лавров подчёркивал большую его роль в деле воспитания нового человека будущего общества. Чтобы быть лучше подготовленными к выполнению задач по воспитанию нравственно нового человека, Лавров предлагал создать комитет просвещения ещё до перехода к социализму.

С построением социалистического общества он допускал изменение содержания и отмирание некоторых функций государства. Так он утверждал, что функция государства по обеспечению личной и общественной безопасности будет изменяться по мере развития общественной собственности при социализме, ибо огромное количество нынешних преступлений, уголовных дел и насилий имеют целью захват собственности. Когда крупная частная собственность будет заменена общественной собственностью, эти преступления «против собственности» исчезнут, поскольку не будет почвы для их совершения. Лавров считал, что когда три поколения вырастут в условиях общей собственности, всеобщего труда на общую пользу и при условии достаточных средств, предоставляемых обществом не только для существования каждой личности, но для её развития, тогда желание присвоить себе что-либо, находящееся в общем пользовании, станет совершенно уродливым, исключительным, психопатическим явлением. Тогда станет ненужной функция государства по обеспечению личной и общественной безопасности.

Таким образом, в процессе формирования концепции социализма, Лавров подробно рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимает обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос об экономической и социальной роли государства.

Сочинения:

1. Лавров П.Л. Общие законы подготовления социальной революции. 1876 // Избр. соч. Т. ЫУ - М., 1935. Вперед! Наше программа // Народническая экономическая литература. - М., 1958.
2. Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произв. Т. 2. - 1965.
3. Лавров П.Л. (А. Доленги) Важнейшие моменты истории мысли. - М., 1903.
4. Лавров П.Л. Народники-пропагандисты 1873-1878 // Избр. соч. Т. IV -М., 1935.
5. Лавров П.Л. История, социализм и русское движение. - Женева. 1893
6. Лавров П.Л. Социалистическая и буржуазная наука // Избр. соч. Т. IV -М., 1935.

Список литературы:

1. Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огарёву. - Женева. 1896.
2. Иванов-Разумник В. История русской общественной мысли. - СПб.
3. Семенкова Т.Г. Экономические взгляды народников // История экономических учений / Под ред. М.Н. Рындиной. Глава 13. - М., 1983.
4. Семенкова Т.Г. Лавров // Экономическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1977.
5. Семенкова Т.Г. Экономические взгляды П.Л. Лаврова: монография. -М., 1980.
6. Карамова О., Семенкова Т. История русской экономической мысли: монография. - М., 1999.
7. Семенкова Т.Г. Экономическая платформа революционного народничества // Всемирная История экономической мысли. Т. 2. Гл. 19. - М., 1988.
8. Семенкова Т.Г. Экономисты должны знать историю своей науки // Вестник высшей школы. - 1975. - № 9. - 0,2 п.л.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты